21 Яковенко П. А. К истории иммунитета в Византии. Юрьев, 1908; Успенский К. Н. Экскуссия-иммунитет в Византийской империи//ВВ. 1923. Т. 23. 25 Исследователь первым стал изучать памятники византийского права. В 1856 г. он выпустил свой основной труд «Geschichte des Griechisch-Romischen Rechts» (Berlin, 1892, 2-е изд.). В дальнейшем он издал свод источников византийского права: Jus Graeco-romanum. Vol. 1–7. Lipsiae, 1856–1884. 29 Там же. С. 136–139. – Как справедливо замечает исследователь, период 20–30-х годов в связи с изучением большого количества нового документального материала подготовил почву для переоценки многих концепций предыдущего времени. В области изучения аграрно-правовых отношений в Византии см.: Вин Ю. Я. Поздневизантийская сельская община в освещении современной западной историографии//Критика концепций современной буржуазной историографии. Л., 1987. С. 191–193. 30 Основные работы этого периода: Stein Е. 1) Untersuchungen zur spat-byzantinischen Verfassungund Wirtschaftsgeschichte//Mitteilungen zur osmani-schen Geschichte. Bd II. Hft. 1–2. Berlin, 1923; 2) Histoire du Bas-Empire. T. II. Paris, 1949; Dolger F. 1) Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzver-waltung besonders des X-XI Jh. Leipzig; Berlin, 1927; 2) Zum Gebuhrenwesen der Byzantiner//Etudes dediets a la memoire d» A.M. Andreades. Athenes, 1940. 32 Заслугой Ф. Дэльгера является тщательное изучение терминологии византийского права и издание регест византийских законодательных документов: Dolger F. Regesten der Kaiserurkunden des Ostromischen Reiches von 565–1453. Bd 1–4. Munchen; Berlin, 1924–1961. 35 Dolger F. Die Frage des Griindeigentums in Byzanz//Bull. Intern. Comm. Hist. Sciences. 1993. N 5. S. 5–15. 36 Основная работа ученого этого периода, где он много места отвел исследованию византийской земельной собственности: Runciman S. Byzantine Civilisation. London, 1933. 37 Actes de Lavra. Vol. I/Ed. G. Rouiard, P. Collomp. Paris, 1937. См. также: Rouiard G. L " administration civile de l " Egypt byzantine. Paris, 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1094 Впервые: Богословский вестник. 1913. Т. III (Декабрь). С. 844– 851. Печатается по первой публикации. 1095 Бергсон (Bergson) Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, – жизнь как метафизически-космиче- ский процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее – длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности – материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927). 1096 Богданов Александр Александрович – о нем см. комментарий к статье Богданова «Новое Средневековье». 1097 Опыт построения философской системы на понятии хозяйства//Вопросы филос и псих . 1912. Ноябрь–декабрь. 1098 Впервые отдельным изданием: изд. журнала «Искусство», 1913. С. 180–203. Печатается по первому изданию. 1099 Сергеев-Ценский (Сергеев) Сергей Николаевич (1875–1958) – русский писатель, академик АН СССР (1943). Автор историко-революционной эпопеи «Преображение России» (12 романов и 3 повести, 1914–1958), в том числе романа о Крымской войне 1853–1856 гг. «Севастопольская страда» (1937–1939; Государственная премия СССР, 1941). 1101 Тан (литературный псевдоним Владимира Германовича Богораза) (1864–?) – писатель, исследователь быта северных народов. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета, но в 1882 г. был исключен из университета за участие в беспорядках. В 1889–1899 гг. был в ссылке в одном из самых северных округов Якутской области (Колымском). Долгие годы совместной жизни с северными народами дали Тану материал для стихотворений и беллетристических очерков. Стихотворения Тана примыкали к так называемой «гражданской» поэзии. Скиталец (Петров) Степан Гаврилович (1869–1941) – русский писатель. Повесть «Огарки» (1906), автобиографическая трилогия «Дом Черновых» (1935), «Кандалы» (1940), «Этапы» (1908, новая редакция 1937) – о талантливых выходцах из народа, о предреволюционной деревне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Богословский факультет был открыт в Белграде в 1920 году. Сам факультет, как по составу профессоров, так и студентов, отражал тот переходный период в истории сербского Православия, который начался после конца Первой Мировой Войны. Декан факультета, протоиерей Стефан Дмитриевич, был ярким представителем Церкви старого довоенного королевства Сербии. Высокий, сухой старик с густой бородой, он не отличался ни красноречием, ни учёностью, но был подлинно предан Православию и был воплощением сурового, героического духа своей страны. Совсем другими были профессора из бывшей Австрийской Империи. Они все были доктора Черновицкого Университета, очень гордились своим званием, стригли волосы, одевались в рясы католического покроя и были больше похожи на ксёндзов, чем на православных священников. Они с чувством превосходства смотрели на менее отшлифованных своих собратьев из старого королевства, но у них самих мало было от подлинной церковности. Сама их учёность была невысокого качества, читали они свои лекции по запискам семинарского, а не университетского уровня, и на экзаменах требовали от студентов почти что дословного воспроизведения ими прочитанного. За немногими исключениями, сербские профессора нам давали очень мало, но мы ходили на их лекции, так как их непосещение могло повлиять на наши отметки. Совсем по-другому мы относились к русским преподавателям. Среди них выделялись два корифея: Александр Павлович Доброклонский (1856–1937) и Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937). Оба были представителями старой духовной школы, не отличавшейся смелыми полётами мысли, но воспитавшей своих питомцев в добросовестном отношении к науке. Они заложили в нас интерес к самостоятельному исследованию источников, о чем нам никогда не говорили наши сербские учителя. К сожалению, большинство русских профессоров держалось в стороне от нас, ограничивая общение с нами своими лекциями. Русские студенты, как и русские профессора, отличались от сербов. Среди последних большинство окончило семинарии и готовилось стать священниками. Они смотрели на изучение богословия, как на шаг, облегчающий продвижение по иерархической лестнице. Отношение к Церкви у них было бытовое, но многие из них были искренно верующими. Мы же, русские, готовились на служение гонимой Церкви; не обеспеченная карьера, а полная неизвестность ожидала нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В феврале 1943 года после обыска в храме агенты гестапо арестовали священника Д. Клепинина и сына матери Марии Юрия. Вскоре их ждал страшный конец в лагерях смерти. Она была следующей. Примечания Е. Ю. Кузьмина–Караваева «Равнина русская» стихотворения и поэмы. Пьесы–мистерии. Художественная и автобиографическая проза. Письма — Сост. А. Н. Шустов. СПб, 2001. С. 29 Там же. С. 132 Там же. С. 165 Там же. С. 191 Там же. С. 319 «Скобцова Е. Ю. Хомяков». Париж, 1929. С. 60 О рисунках А. И. Дмитрия-Мамонова в книге В. Грехно (Одесса 1991 стр. 21) См. Архив Брюлловых, СПб., 1900 — К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников, М., 1952 г. Э. А. Дмитриеву-Мамонову принадлежат статьи: «Значение византийской живописи в истории искусства» (Русская беседа 1859 4), «О фламандской живописи» (Русская беседа, 1856 1), на которую откликнулся В. В. Стасов в «Современнике» 1856 г. П. Я. Крутько — Сообщение краеведа К. Я. Ведергорн (письмо А. Н. Шустову от 17.02.1979 г.) и справка Анапского музея (март 1997 г.) У Лизы был брат младше её на два года. А. С. Сытова со ссылкой на одноклассницу Лизы (Е. Н. Таль) пишет, что рисунок у них вела художница-акварелистка В. П. Шнейдер (ПКНО с. 292) «Революционное юношество», Л. — 1924 с. 94 (свидетельство одноклассницы, относящееся к 1907 г.) «Ленинградская панорама», 1990 г. 2, стр. 33 “Ленинградская панорама«(там же) стр 34–35. Из воспоминаний Ю. Я. Эйгер-Мошковой в начале 1960х годов, добавлено «Она рисовала охотно и много» (1906 г. — ?) — ошибка памяти мемуаристки, прим. А. Шустов Ныне Русский музей в СПб. «Мать Мария» — Стихи, Париж 1949г. Стр. 8–9. Приведённый факт весьма показателен. Газета «Современное слово» рассказывала (14 мая 1908 г.) о выставке картин в петербургском Народном доме, отмечая при этом, что именно народ, то есть рабочие и мастеровые, на выставке отсутствует. Учитывая огромную воспитательную роль изобразительного искусства, большевистская «Правда» (1937 г.) писала позже: петербургские рабочие организации за последнее время всё чаще устраивают по воскресным и праздничным дням экскурсии в научные и художественные музеи, выставки и т. п. При современных условиях эксплуатации труда у рабочих мало остаётся свободного времени на чтение книг, тем более книг серьёзного характера. Музеи и выставки могут отчасти заменить научную и художественную литературу. Здесь рабочие в живой и наглядной форме знакомятся с приобретениями в области науки и искусства…”

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

  НОВЫЕ СТРАНИЦЫ МОЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ   Опубликовано издательством «Фламмарион» в 1965 г. Фрагмент печатался в сборнике «Над Сеной и Уазой» (М., «Прогресс», 1985). В данной книге впервые представлены избранные главы.   Беко Жильбер (р. 1927) — популярный французский актер, композитор и певец. Марк Алин (р. 1937) — французский поэт и журналист, мастер пейзажной лирики; автор книги о поэзии Мориака («Этюд о творчестве Мориака с приложением избранных текстов», 1960). «Созерцания» (1856) — поэтический сборник В. Гюго. Бог Термин — как и он, застыли мы на грани — Цитируется строка из поэмы А. де Виньи «Дом пастуха» (сб. «Судьбы»). Межевые столбы заканчивались изображением римского бога Терминуса (по-латыни «конец»). Руайе-Коллар Пьер Поль (1763—1845) — французский политический деятель, адвокат, глава партии доктринеров. Ле Руа Эжен (1836—1907) — французский писатель, автор романа «Жаку-бродяга» (1899), повествующего о крестьянском юноше, который мстит помещику за гибель родителей и поднимает крестьянское восстание. Действие происходит в Перигоре (ныне деп. Дордонь), где писатель провел почти всю жизнь. «Путешествие двух детей по Франции» (1886) — роман детской писательницы г-жи Фуйе, выступавшей под именем Ж. Брюно. Изображены странствия двух детей по дорогам Франции после смерти их отца, во время германской аннексии лотарингского города Фальсбура (1871). 125 «Нувель ревю франсез» — литературно-критический ежемесячник, основанный в 1909 г. группой писателей, близких А. Жиду; пропагандировал идеи «чистого», «независимого» искусства, но предоставлял возможность печататься писателям других ориентаций. Геон Анри Леон Ванжон (1875—1944) — французский писатель, один из авторов пьес для театра «Вьё коломбье» («Старая голубятня»). Копо Жак (1879—1949) — французский режиссер и актер, руководивший в 1913—1924 гг. театром «Вьё коломбье». В 1936—1941 гг. работал в театре Комеди-Франсез. Дю Бо Шарль (1883—1939) — французский литературный критик-спиритуалист, автор многочисленных статей о литературе («Приближения», т. 1—7, 1922—1937), посвященных в основном писателям католической ориентации. Ему принадлежит книга «Франсуа Мориак и проблема католического романиста» (1933).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Только при условии признания такого рода отношения между тем, чем человекдолжен быть, и тем, что с ним случается, каждая человеческая жизнь слагается в разумное целое» (507). Протест, поднятый дилетантом Самариным против теории знаменитого ученого, представляет особый интерес. Концепция Самарина о происхождении религии дает этой проблеме истинно научное разрешение. В то же время широко распространенные в XIX в. теории Спенсера, Макса Мюллера, Тейлора и других являются псевдонаучными. Согласно этим теориям, религия на раннем этапе своего развития была политеистической, а переход к монотеизму совершался медленно и постепенно. В 1898 г. Андрей Ланг в книге «Становление религии» 29 , а после него Вильгельм Шмидт в работе «Der Ursprung der Gottesidee» («Происхождение идеи Бога») на основании этнографических изысканий показали, что религия наиболее примитивных племен является моно­теистической по своему характеру. Таким образом, они заложили прочные основы научного разрешения этой пробле­мы. Конечно, если Бог – творец мира и человека – существует, то естественно считать, что источником религии является религиозный опыт, который в силу своей глубины и чистоты приводит к идее об едином всемогущем существе. По мере усложнения жизни человека эта идея дополняется различными искажающими ее представлениями. 9 И. В. Киреевский. Полное собрание сочинений, издание Гершензона, Т. I, M., 1911, стр. 5. Здесь имеются в виду пленные офицеры наполео­новской армии, взятые в плен русской армией во время кампании 1812 года, 10 Письма к Жуковскому (II, 236) и Хомякову (II, 231). То же самое Киреевский писал и Шевыреву 26 октября 1831 г., в связи с упоминанием о выходе в свет «Европейца». 11 См. Кошелев, История беседы, т. I, стр. 285. ]Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. I, стр, 302. 14 См. «О необходимости и возможности новых начал для философии», впервые напечатано в «Русской беседе» в 1856 г. 19 Название двух последних книг даны в переводе с англ, яз.– Прим. Ред.[См.: книгу В. Соловьева «Чтения о Богочеловечестве»] 20 О Киреевском см. В. Лесковский, Киреевский, 1899; А. Коуге, La philosophie et le probleme national en Russie au debut du XIX siecle, aris, 1929 (А. К о й р, Философия и национальная проблема в России в начале XIX в., Париж, 1929); I. Sm о 1 i ts ch, I. V. Kireyevsky, Leben und eltanschauung, Breslau, 1934 (И. С м о л и ч, И. В. Киреевский, Жизнь и миросозерцание, Бреславль, 1934); А. С a a t s, I. Kireyevsky, Paris, 1937 (А. К а а ц, И. Киреевский, Париж, 1937); N. Dorn, I. Kireyevsky, Paris, 1938 (H. Дорн, И. Киреевский, Париж, 1938).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

Философов Дмитрий Владимирович (1872 – 4 августа 1940), публицист. В эмиграции с 1919 г. Финкельштейн, заключенный сотрудник лагерной администрации Финне Виктор Николаевич (1875 – 7 октября 1930), врач. Арестован в ноября 1928, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Скончался от туберкулеза в лагерной командировке Май-Губа Флобер Густав (1821–1880), французский писатель Флоренский Павел Александрович (1882 – 8 декабря 1937), священник, философ, богослов. Арестован в феврале 1933 г., приговорен к 10 годам лишения свободы, в сентябре 1934 г. отправлен на Соловки. Расстрелян Фортунатов Алексей Федорович (1856 – 13 апреля 1925), агроном Фра Беато Анджелико (1400–1455), итальянский художник Фредерикс Наталья Модестовна (1864 – 30 марта 1926), баронесса. Арестована в феврале 1924 г., приговорена к двум годам лишения свободы и отправлена на Соловки, где и скончалась Фрейдков, отец певца Б. М. Фрейдкова Фурсей Николай Андреевич (1897 – 12 сентября 1942), офицер. Арестован в июне 1927 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Хемингуэй Эрнест Миллер (1899 – 2 июля 1961), американский писатель Хитрушина, сотрудница лагерной администрации Хлынов Владимир Александрович (1876(?) – не ранее 1932), протоирей, находился на Соловках в 1920-е гг. Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 14 нюня 1939), поэт Хроновский, протодиакон Хрущев Никита Сергеевич (1894 – 11 сентября 1971), руководитель советского государства Ц Цицерон Марк Тулий (106 – 43 до н.э), древнеримский философ Ч Чан Кайши (1887 – 5 апреля 1975), китайский государственный деятель Чарская Лидия Алексеевна (наст. фам. Чермилова, урожд. Воронова; 1875 – 18 марта 1937), писательница Чарторинсский Адам Адамович (1770– 1861), глава польского княжеского рода Чегодаев Георгий Николаевич (1882 – не ранее середины 1930-х), князь. Арестован в марте 1927 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки Чернов Виктор Михайлович (1873 – 15 апреля 1952), эсер, министр Временного правительства. В эмиграции с 1920 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Котошихин Григорий Карпович (ок. 1630–1667), подьячий Посольского приказа, писатель; Кочан, студент историко-филологического ф-та М. у.; Крейн Давид Сергеевич (1869–1926), скрипач, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Преподаватель Синодального уч-ща (1896–1899), концертмейстер-солист оркестра Большого театра (1898–1926), профессор Московской консерватории (1918–1926), участник «Московского трио» (см. Шор Д. С.); Криднер, см. Крюднер; Кромвель Оливер (1599–1658), деятель Английской буржуазной революции XVII в., вождь индепендентов, лорд-протектор Англии (с 1653); Кронид (в миру Константин Петрович Любимов) (1858/1859– 1937), архимандрит, последний наместник Троице-Сергиевой лавры (1914–1920). В 1937 арестован, расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой; Крутицкий, студент историко-филологического ф-та М. у.; Крюднер (Криднер, Криденер) Варвара-Юлия (1764–1825), проповедница мистицизма; Кузина, знакомая Богословских; Кузнецов Николай Дмитриевич (1863–1930), юрист, церковный деятель. Помощник присяжного поверенного (с 1896), присяжный поверенный (с 1901) Московской судебной палаты, доцент МДА (1911–1913). Член Кружка ищущих христианского просвещения. После Октябрьской революции выступал в защиту патриарха Тихона и Церкви. Входил в совет Союза объединенных приходов г. Москвы. Арестован по «делу» Союза объединенных приходов в 1919. В 1920 приговорен к расстрелу, замененному заключением в лагере. В 1921 освобожден и вновь арестован около 1928. Умер в ссылке в Алма-Ате; Куломзин Анатолий Николаевич (1838–1923), государственный деятель, гофмейстер. Помощник управляющего делами (1875–1879), управляющий делами (1883–1902) К-та министров, товарищ министра государственных имуществ (1880–1883), председатель Совещания о поземельном устройстве населения Забайкальской области (1896–1902), член (с 1902), председатель (июль 1915 – декабрь 1917) Государственного совета. Действ. член (с 1870), помощник председателя (с 1906) РИО. После Октябрьской революции в эмиграции; Кульчицкий Николай Константинович (1856–1925), гистолог, доктор медицины (1883). Сверхштатный ассистент (февраль 1883), приват-доцент (ноябрь 1883), профессор (1889–1911), декан (1897–1901), заслуженный профессор (1908) медицинского ф-та Харьковского ун-та. Попечитель Казанского (с 1912) и Петроградского (с 1914) учебных округов, сенатор (1916), министр народного просвещения (27.12.1916–28.02.1917). После Февральской революции арестован, но вскоре освобожден. В 1919 бежал в Крым, с 1920 в эмиграции (Константинополь, Бизерта, Лондон). Преподаватель Оксфордского ун-та;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Наша эпоха. П. 1955. стр. 47. О мнимом материализме русской науки и философии. М. 1956. стр. 72. Апологетика. П. 1959. стр. 260. Русская Педагогика XX века. П. 1960. Н. В. Роголь. П. 1961. стр. 262. Основы христианской философии, т. I. Франкфурт. 1961. стр. 149. т. 2. П. 1964. стр. 186. Редактор «Вопросов Религиозного воспитания и образования.» I-III. П. 1927–1928, и «Биллютень Религиозно-Педагогического Кабинета». Для статей смотрите: Зан. 1932, 1937, 1947, 1954, 1965. Мат. Биб. I. Бл. 1931, Мат. Биб. II. Бл. 1941. ЗЕНЬКОВСКИЙ Сергей Александрович. 1907 Родился 16 июня в Киеве. Покинул Россию в 1920. Окончил Сорбонну 1930«. Доктор Пражского университета, 1942». Преподает в различных американских университетах: Индиана, Харвард, Колорадо, Стэтсон -Флорида», Вандербилт. Русская политика в Синкянге. 1856–1914». Пр. 1942. стр. 272. The Old Believer Awacum. Ind. Slav. Stud. Bloom. 1956. 51 pp. Pan-Turkism and Islam in Russia. Cam., Mass. 1960. 345 pp. 2 изд. Турец. пер. 1971. Medieval Russia " s Chronicles. N.Y. 1963. 436 pp. 3 изд. Die Literatur des Mittelalterischen Russlands. M. 1968. 730 pp. Русское старообрядчество. M. 1970. стр. 528. Guide to the Bibliographies of Russian Literature. Vanderbilt Press. 1970. 62 pp. ЗЕРНОВ, Николай Михайлович. 1898 Родился 9 октября в Москве. Сын врача. Покинул Россию в 1921 г. Окончил богословский факультет Белградского университета в 1925 г. Секретарь Русского Студенческого Христианского Движения, 1925–32-. Первый редактор «Вестника Р.С.Х.Д.», 1925–1929-. Секретарь и Вице-Председатель Содружества св. Албания и преп. Сергия, 1935–47. Доктор философии Оксфордского университета, 1932. Лектор о Восточной Православной культуре в Оксфордском университете, 1947–66. Ректор Католикатного колледжа в Южной Индии. Профессор экуменического богословия в Дрю, Айова и Дюк университете Америка. Директор дома св. Григория Нисского и св. Макрины, Оксфорд. Доктор богословия Оксфордского университета, 1966 . Moscow the third Rome. L. 1937. 112 pp. 5 ИЗД. .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Ед. хр. 14. Л. 43, 44. Письмо, машинопись. 618 “Дасс Ферборгене Антлитц” — немецкое название рассказа И. С. Шмелева “Лик скрытый”. 619 “Дасс эвигэ Лихьт” — немецкое название рассказа И. С. Шмелева “Свет вечный”. 620 “Дии Зоннэ дер Тоттен”… “Киндерфрау” — перечислены восемь книг Шмелева, опубликованные на нем. языке (“Солнце мертвых”, “Человек из ресторана”, “Неупиваемая Чаша”, “История любовная”, “Рассказ бывалого человека”, “Мери” (в ней “Мой Марс” и “Полочка”), “Свет разума”, “Няня из Москвы”). 621 “Валльфарт ан Бротт” — немецкое название рассказа “Про одну старуху”. 622 “Ан дэн Баумстюмпфен” — немецкое название рассказа “На пеньках”. 623 “Диэзес вар” — немецкое название рассказа “Это было”. 624 …Эрнста Вихерта… — Эрнст Вихерт (1887—1950), немецкий прозаик и литературный критик, автор романов “Майорша”, “Простая жизнь” и др. произведений, в 30е годы протестовал против нацистского режима, в 1938 г. арестован, находился в лагере Бухенвальд. Друг и корреспондент И. С. Шмелева, автор ряда статей о нем. 625 “Uber Iwan Schmeliow” — статья Э. Вихерта “Об Иване Шмелеве” (Eckart. 1933. No 10). 626 “Профет дер Кризэ” (“Prophet der Krise”) — статья И. А. Ильина о И. С. Шмелеве “Предвестник кризиса” (Eckart. 1932. No 7—8). 627 …ученая работа обо мне… Михаэль Ашенбреннэр… — Aschenbrenner Michael. Jwan Schmeljow: Leben und Schaffen des grossen russischen Schriftellers — Königsberg/Pr., Berlin: Ost-Europa-Verl., 1937. Книга диссертанта Кенигсбергского университета Михаила Ашенбреннера, который в 1935 г. обратился к И. С. Шмелеву с просьбой предоставить ему биографические сведения и др. материалы для работы. 628 …караимочка… — Елизавета Семеновна Гелелович (урожд. Дуван, 1901—?), жена Сулеймана Ильича Гелеловича, владевшего в Париже “русским магазином”. С. И. и Е. С. Гелеловичи жили недалеко от ул. Буало, 91 (последний парижский адрес Шмелева), в соседнем квартале, на ул. Микеланджело, 106. 629 “Прозерпина” — стихотворение А. С. Пушкина (1824). 630 …гордая жена… — Елизавета Ксавериевна Воронцова (урожд. графиня Браницкая), жена новороссийского генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова (1782—1856). 631 …“упек”… в ссылку… — М. С. Воронцов составлял доклады министру иностранных дел о вольнодумстве и атеизме А. С. Пушкина. В 1824 г. Пушкин был выслан в село Михайловское. 632 “легкие, как сон” — из стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” (1826). 633 Томас Манн — немецкий писатель (1875—1955), лауреат Нобелевской премии (1929), весной 1924 г. познакомился со Шмелевым в Париже (см. переписку Т. Манна и И. С. Шмелева: Мосты. 1962. No 9. С. 317—324). Т. Манн номинировал кандидатуру И. С. Шмелева на получение Нобелевской премии. См.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество И. С. Шмелева. М., 1994. С. 224—228; Марченко Т. В. Иван Шмелев и Нобелевская премия//Венок Шмелеву. М., 2001. С. 163—171. 634 “Слава в вышних Богу…” — Лк. 2:14 ; входит в ряд рождественских песнопений, служит началом Великого славословия на всенощном бдении. 

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010