Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВЕРКИЙ [болг. Аверки, серб. Abepkuje] (Петрович; г. р. неизв., Сопот, Болгария - 1878, К-поль), бывш. митр. Врачанский К-польского Патриархата (1873-1877), переводчик духовной лит-ры с греч. и сербско-хорват. языков. Был учителем в Габрове (1839-1845), в Сопоте (1849-1850, 1857), Видине (1857). Учился в Белградской ДС (1845-1848), где и принял постриг (15 мая 1846). Продолжил образование в Киевской ДС и закончил КДА (1862). Слушал лекции в различных европ. ун-тах, в т. ч. на философском фак-те Дрезденского ун-та (1862-1864). Преподавал в Белградской ДС, в духовных учебных заведениях Заечара и Крагуеваца. С 1870 г. учитель болг. языка и истории в пансионе графини Левашовой в Киеве. В февр. 1873 г. рукоположен в митрополита Врачанского. В 1877 г. покинул Врачанскую кафедру вследствие возникших противоречий во взаимоотношениях с местными властями. Стал настоятелем болг. ц. св. Стефана в К-поле. Публиковался в газ. «Зарница» с 1877 г. Интересовался проблемами духовного образования и занимался переводами. Соч.: Общий религиозный и философский преглед върху истиността на христянската религия/Издава ся от митрополита Аверкия, бивш Врачанский. Цариград, 1877. Пер.: Разговори за сърдечно и душевно образование/Соч. на сръбски от Гавриила Поповича, архимандрита, а преведени на български от Аверкиа Петровича Д., сопотенца. Београд, 1847; Цвет милости или завещание чадолюбиваго отца [от П. Стоишича]/Преведе ся от Аверкия Петровича Диакона. Белград, 1848; Църковна история с най-нужни случаи в святата църква.../Преведе от греческий на славяноболгарский язык от Аверкия Петровича и Григория Гоге, дякони. Београд, 1855. Арх.: Български Историчски Архив. НБКМ. Ф. 22. Ед. хр. 387. Л. 9; Там же. II А 2051; Централен Държавен Исторически Архив. Ф. 246. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 130; Там же. Ф. 1318. Оп. 1. Ед. хр. 4321. Л. 7; Български Исторически Архив. Народна Библиотека Иван Вазов. Ф. 2. Ед. хр. 23. Л. 1-4; Ед. хр. 44. Л. 1-2; Ф. 3. Ед. хр. 149. Л. 1-2; РГВИА. Ф. ВУА. Ед. хр. 8799. Л. 24а, 115а, 145; АВП РФ. Посольство в Константинополе, 1857. Ед. хр. 1642. Л. 80-87. Лит.: Фингов Д. Спомени из живота ми//Калоферска дружба. София, 1908. С. 121, 129-130; Васильов Т. Спомени за лица и събития XIX-XX в. София, 1934. С. 330-332; Поглубко К. За да бъдат полезни на народа си. София, 1976. С. 67, 75; Българската възрожденка интелигенция. София, 1988. С. 27. И. И. Калиганов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62716.html

S. 67. 235 Ламанский В. Могущество турок... С. 16. 236 Zinkeisen. Op. cit. Bd. III. S. 70. 237 Ibid. S. 81. 238 Ламанский В. Могущество турок... С. 12. 239 Zinkeisen. Op. cit. Bd. II. S. 13. 240 Hertzberg. Op. cit. Bd. II. S. 546. 241 Иречек И. К. История болгар. С. 575. 242 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 90. 243 Ersch und Gruber. Encyklopädie. Bd. 87. S. 31. 244 Ibid. Bd. 84. S. 209. 245 Преосв. Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. III. Отд. 2. СПб., 1892. С. 448—449; Погодин М. Обзор источников по истории взятия Византии турками//ЖМНП. 1889, март. С. 213—214. 246 Hertzberg. Bd. II. S. 547—548. 247 Погодин М. Указ. соч. С. 214—215. 248 Каптерев И. Ф. Характер отношений России к Востоку в XVI и XVII вв. М., 1885. С. 306 (примеч.). 249 Pitzipios. L " Eglise orientale. II et III partie. Rome, 1855. P. 84, 86. 250 Антонин (Капустин), архимандрит. Поездка в Румелию. СПб., 1879. С. 267. При другом случае тот же автор пишет, что один его собеседник говаривал (дело было на Востоке): «Все они (греческие архиереи) таковы! Один хуже другого! Все варились в том же кара-казане». «Хорошая вещь, — прибавляет от себя отец Антонин, — неограниченная свобода в Церкви, но именно в Церкви, а не кара-казане» (патриархия и кара-казан янычар здесь чуть не синонимы). См.: Там же. С. 87—88. 251 Тот же архимандрит Антонин в другом своем дневнике, под заглавием «Вифиния», записанном в 1862 г., рассказывает следующий факт, свидетельствующий о великой услужливости греческих архиереев перед султанами. Султан Абдул-Азис (в 1862 г.) предпринял небольшое путешествие по своему государству. На пути султана лежал город Кий, чисто христианский. Нужно сказать, что султанское путешествие совпало с христианской Страстной неделей. Греческий архиерей города Кия (недалеко от Никомидии) встретил дорогого гостя у пристани в архиерейском облачении, причем ученики и ученицы местного христианского училища пели в честь султана стихи, а три девочки держали его портрет; затем архиерей и сам последовал за путешествующим султаном, преподнес ему какую-то молитву, сочиненную на турецком языке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Несмотря на указанные недостатки, «Полный курс патрологии», изданный М., снискал огромный успех и сразу стал необходимым пособием для исследований благодаря беспрецедентно широкому охвату материала, практичному формату и доступной цене. Это значение публикация не утратила вплоть до нач. XXI в., несмотря на появление других крупных собраний христ. текстов («Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum» - c 1866, «Die Griechischen Christlichen Schriftsteller» - с 1897, «Sources Chrétiennes» - с 1942, «Corpus Christianorum» - с 1953, «Fontes Christiani» - c 1990 и др.), а также большое число новых изданий отдельных авторов. Незаменимым подспорьем для патрологов, историков и филологов в кон. XX - нач. XXI в. стали электронные базы данных, составленные по материалам «Полного свода патрологии», что позволило использовать принципиально новые методы анализа текстов. Параллельно с «Полным сводом патрологии» изд-во М. осуществляло и др. крупные проекты: были опубликованы собрание проповедей «Полный и всеобщий сборник священных ораторов» (Collection intégrale et universelle des orateurs sacrés: 1ère sér. P., 1844-1855. 67 vol.; Idem.: 2ème sér. P., 1856-1866. 32 vol.), «Полный курс церковной истории» (Histoire ecclésiastique depuis la création jusqu " au pontificat de Pie IX. P., 1852-1879. 26 vol.; составителем первых 18 томов был историк и юрист барон М. Р. А. Энрион, после его смерти в 1862 работу продолжил католич. свящ. Ф. Верворст), а также сборник трудов католических богословов по мариологии «Summa aurea de laudibus Beatissimae Virginis Mariae» (P., 1862-1866. 13 vol.). Помимо этого изд-во М. выпустило ок. 150 внесерийных изданий, считавшихся частью «Универсальной библиотеки духовенства» (в их числе многотомные собрания сочинений католич. святых Терезы Авильской , Фомы Аквинского , католич. богослова Ж. Б. Боссюэ и др.; перечень см.: Marchal. 1929. Col. 1736-1737). Тиражи изданий М. составляли от 1 до 10 тыс. экз. Не прекращая книгоиздательской деятельности, М. неск. раз возвращался в газетный бизнес: издавал газеты «Глас истины» (La Voix de la Vérité, 1846-1860), «Журнал фактов» (Journal des faits, 1850-1854; формально редактором значился его брат В. Э. Минь), «Истина: Каноническая, литургическая, историческая, библиографическая, анекдотическая» (La Vérité: Canonique, liturgique, historique, bibliographique, anecdotique, 1861-1868).

http://pravenc.ru/text/2563304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЬСИЕВ Василий Иванович (16.06.1835, С.-Петербург - 2.10.1872, там же), общественный деятель, сподвижник А. И. Герцена, писатель. Род. в дворянской семье, его дед был священником, отец - таможенным чиновником. К. рано осиротел; в 1845-1855 гг. на средства Российско-Американской компании учился в имп. Коммерческом уч-ще, до 1857 г. продолжал образование в качестве вольнослушателя на восточном фак-те С.-Петербургского ун-та. Во время учебы сблизился с буд. революционером А. И. Ничипоренко, а также с Н. А. Добролюбовым и братьями Курочкиными. В 1858 г. К. отправился в качестве бухгалтера Российско-Американской компании в г. Новоархангельск (ныне Ситка, Аляска), но в мае 1859 г. из-за болезни жены остановился в Плимуте (Англия) по договоренности с Герценом, который обещал ему найти работу. В нояб. К. уволился из Российско-Американской компании и объявил себя политическим эмигрантом. В. И. Кельсиев. Гравюра Пуча по рисунку Волконского. 3-я четв. XIX в. В. И. Кельсиев. Гравюра Пуча по рисунку Волконского. 3-я четв. XIX в. Находясь в Лондоне с нояб. 1859 по март 1862 г., К. сблизился с рус. эмигрантами и польско-англ. революционером А. И. Бенни, принимал участие в работе Вольной рус. типографии, печатался в газ. «Колокол». Герцен отмечал своеобразный характер революционности К. и называл его «нигилистом с религиозными приемами, нигилистом в дьяконовском стихаре». В 1860 г. Герцен передал К. собрание материалов о старообрядцах и отметил, что «за издание их и приведение в порядок Кельсиев принялся со страстью» ( Герцен А. И. Собр. соч.: В 8 т. М., 1975. Т. 3. С. 304-305). К. наряду с А. П. Щаповым считал, что старообрядчество несет в себе большой протестный потенциал, к-рым можно воспользоваться для революционных преобразований в России. К. поддерживал призывы Щапова «уйти в странство», в «спасенный путь от зверя-антихриста, от его властей, от всего его царства». По предложению Герцена К. издал в Лондоне «Сборник правительственных сведений о раскольниках» (1860-1862. 4 вып.), где были впервые опубликованы широко распространенное среди старообрядцев в XIX в. «Собрание от Святого Писания о антихристе и о последнем времени» (Вып. 2. С. 247-252), фрагменты сочинений Евфимия , создателя согласия странников (Вып. 4. С. 248-256). Там же издана история Московского Преображенского кладбища (Вып. 1. С. 1-74), не вполне достоверно отражающая судьбу федосеевцев , но на долгие годы ставшая основным источником по этой теме. В 1863 г. в Лондоне увидело свет подготовленное К. «Собрание постановлений по части раскола» в 2 книгах, не утратившее свое значение и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/1684157.html

В. Миловидова)//Воспитание. 1859. 5. С. 298-301; [Муравьев А. Н.] Впечатления Украйны и Севастополя. СПб., 1859. С. 60-66; Боде М. Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом//Странник. 1861. 7. С. 1-7; [Лебединцев А. Г., прот.] Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом//Херсонские ЕВ. 1862. 1. С. 30-62; Добротворский В. И. Преосв. Иннокентий, архиеп. Херсонский, как проповедник//ДВ. 1862. 4. С. 328-355; Дюков А. Г., свящ. Восп. о преосв. архиеп. Иннокентии и об особенно замечательных случаях, вызванных 10-го апреля (1854 г.), днем бомбардирования Одессы//Там же. С. 569-578; Венок на могилу Высокопреосв. Иннокентия, архиеп. Таврического: Собр. восп. о нем с приложением избр. проповедей. М., 1864, 1867; Иннокентий Борисов: Архиеп. Херсонский и Таврический//Киевские ЕВ. 1868. 14. С. 533-556; 15. С. 577-585; Биогр. заметка//Сб. из лекций бывш. профессоров КДА, архим. Иннокентия, прот. И. М. Скворцова, П. С. Авсенева (архим. Феофана) и Я. К. Амфитеатрова. К., 1869. С. I-VII; Пономарёв С. И. Добрая весть: (Письмо к редактору «Киевских ЕВ»)//Киевские ЕВ. 1869. 21. С. 685-698; он же. К изданию сочинений преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского//Там же. 1870. 8. С. 244-254; Флоринский Н., свящ. Восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском//ДЧ. 1872. Т. 1. 6. С. 200-205; Востоков Н. М. Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический//РС. 1878. Т. 21. 2. С. 193-204; 4. С. 547-572; Т. 23. 4. С. 367-398; 1879. Т. 25. 5. С. 189-204; 6. С. 367-370; Т. 26. 9. С. 137-150; Завадовский А. Из восп. о преосв. Иннокентии, архиеп. Херсонском//Таврические ЕВ. 1880. 2. С. 68-82; М[ацеевич] Л. С. Мат-лы для истории КДА//Киевская старина. 1882. Т. 1. 3. С. 499-519; он же. Высокопреосв. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический: Заметки и мат-лы. Од., 1907; он же. Церк. установления архиеп. Иннокентия (Борисова) в Одессе в память спасения ее от нашествия англо-франц. флота в 1854-1855 гг. Од., 1907; Барсов Н. И. К биогр. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//ХЧ.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Мысли священника Гумилевского о возрождении приходской самодеятельности нашли себе сочувствие и в Петербурге, и в Москве. Возникший в Москве орган духовной журналистики «Православное Обозрение», начал смело развивать плодотворную мысль о необходимости теснейшего сближения приходского духовенства с церковными (земскими) общинами, в статье «Приходская благотворительность в Москве» (апрель 1862 г.), высказал следующее замечательное положение: «приходская община давно уже обращает на себя внимание многих, как наиболее удобная форма нравственно общественной деятельности; воспользоваться приходом для нравственного и экономического сближения людей достаточных с бедными и пресечь то зло, какое производит неравенство общественных состояний, мысль прекрасная, вполне достойная общества основанного на христианских началах». Мысли, действительно, прекрасные, и утешительно то, что в отзывчивой Москве эти мысли могли быть осуществлены на практике. Возбуждение жизни в приходских центрах явилось сознанной многими необходимостью. Первый попечительный совет о приходских бедных открыть в Москве при Казанской, чтó у Калужских ворот, церкви, по проекту священника Сперанского и трудами священника означенной церкви Алексея Ключарева († харьковский архиепископ Амвросий 89 ). 7 марта 1862 года на поданном по этому делу прошении митрополит Филарет написал: «Бог да благословит человеколюбивое предприятие и принявших и имеющих принять в нем участие, и да дарует ему благий успех и распространение. Распространение предприемлемого действования в сравнении с случайным подаянием в неизвестные руки, без сомнения, удобнее и вернее может открывать, отличать и облегчать истинно нуждающихся, а других располагать и направлять к посильным полезным занятиям, да не туне чужой хлеб едят» 90 . По мере распространения в Москве слуха о совете знакомые и незнакомые священника Ключарева при встрече с ним расспрашивали о подробностях нового учреждения и свои расспросы оканчивали приношениями для бедных, предоставляя их в распоряжение совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

К числу первоисточников обычно, – и в известной мере справедливо – относятся и появившиеся в 1860–1870 годах официальная издания, как-то: «Сборник постановлений и распоряжений по цензуре, (СПБ., 1862 г.); Исторические сведения о цензуре в России (1862 г., в двух редакциях: 1) тип. морского м-ва и 2) тип. Персона); Материалы, собранные особой комиссией, высочайше учрежденной 2 ноября 1869 года для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати», СПБ., 1870 г., ч. I–V «Сборник законоположений и распоряжений по духовной цензуре (СПБ. 1870 г.)» 4 . Назначенный первоначально для небольшого круга лиц, эти издания, в общем, не извращали описания событий во имя какой-либо тенденции. Но с точки зрения пользы для исследователя относительно этих сборников приходится сделать одно замечание. При всей значительности сгруппированного в них материала выступает, однако, и общая их особенность: они составлены для практических надобностей, имели прежде всего в виду дать возможность многочисленным комитетам о печати разобраться в опыте прежнего времени. Правда, составители их не всегда ограничивались механическою выпискою постановлений, распоряжений и законоположений. В их изданиях заметно стремление связать хотя бы внесшим образом эти действия правительства с предыдущими и последующими фактами. Тем не менее, цели прагматизма стояли здесь далеко на заднем плане, и потому, представляя собою более или менее удобные справочные указатели, эти сборники лишь в весьма слабой степени облегчают установление генезиса событий гражданской и духовной цензуры. Разумеется, в настоящей работе, при изучении и изложении «законоположений и распоряжений по духовной цензуре», первоисточниками служили почти исключительно подлинный дела, а не приведенные в сборниках отрывки. Заканчивая речь об архивных данных, необходимо указать на то, что последовательное изучение именно этого материала служит главным средством и для его систематизации. Именно этим путем, как бы из разрозненных костей, воссоздается основной облик-скелет духовно-цензурного режима. Сверх того, приложенный к канцелярским делам частные записки, черновики и варианты цензорских отзывов, так живо иногда отражающие душевное настроение их составителей, – позволяют нередко среди самых официальных данных ощутить уже некоторое движение своеобразной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Беседы в воспоминание празднуемых церковью священных и великих событий, произнесенные на всенощных бдениях. Вологда. 1856. Было еще два издания. Поучения православного священника к своим прихожанам, по руководству пространного христианского катихизиса. Вологда. 1860. – Изд. 3-е. 1861. Было еще 4-е изд. Беседы в воспоминание древних священных событий и приснопамятных лиц. М. 1862. – 2-е изд. 1864. Было и еще издание. Поучения. Год I. М. 1864. Краткое изображение церковного устава. М. 1866. Церковно-проповедническое трехлетие, три части. М. 1867. Беседа с самим собою, или мысли на досуге. Вол. 1868. Громов Прокопий Вас., кандидат того же курса. Назначен наставником церковной истории и еврейского языка в иркутскую Семинарию. В 1823 году рукоположен во священника иркутской благовещенской церкви, а в следующем году переведен к Тихвинской церкви и произведен в сан протоиерея. В 1830 г. определен кафедральным протоиереем иркутского собора. В 1831 г. переведен. на службу в Камчатку в качестве настоятеля Петропавловского собора. В 1846 г. возвратился в Иркутск и получил место настоятеля Спасской церкви и должность смотрителя иркутских духовных училищ. В 1862 году получил опять должность кафедрального протоиерея. В 1863–1870 был редактором епархиальных ведомостей В 1871 г. принял на себя временное исправление обязанностей наставника Семинарии по классу руководства для пастырей церкви и еврейского языка. Из печатных трудов его известны: Слова и речи, произнесенные в камчатской и иркутской епархиях. Спб. 1857. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, первый епископ иркутский. Иркутск. 1868. Путь из Иркутска в Камчатку (Иркут. епарх. ведом. 1869. 2–9, 12, 16–18 20). Историко-статистическое описание камчатских церквей и замечательных на сем полуострове событий. Уроки практического руководства для пастырей. Иркутск, 1873. Краснопевцев Васил. Иван., магистр IV курса (1824). Назначен профессором истории в тульской Семинарии. В 1825 году рукоположен во священника тульского кафедрального собора и в следующем году получил сан протоиерея. В 1835 г. определен инспектором тульской Семинарии. В 1853 получил должность кафедрального протоиерея в тульском соборе. В 1855 г. оставил службу при Семинарии и в том же году скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

209 Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий епископ смоленский убит Батыем в 1247 г. и памят. его 24 ноября». – Но здесь смешан смоленский епископ Меркурий со смоленским муч. воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ смоленский Меркурий был тот самый епископ смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие пр. Аврамия смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь. 212 Мощей преп. Сисоя и Алексия еще нет ни у Кальнофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 208. Ныне известны два канона преподобным Антониной пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г. другой – неизвестного, нап. в службах преподобным печерским, К. 1855 г. Так как преп. Сисоя воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния: то это дает видеть, что этот канон написан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры кик Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Не многие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28. пр 161. 215 Христианские древности. Прохорова тет. 1. 1862 г. Сарахова о русском иконописании, Спб. 1859 г. 218 Канон преподобным, К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни пр. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон: то канон неизвестного, хотя написан после 1675 г. (прим. 212), но сочинение надобно относить к концу 17 в. 219 Об этом говорит и Гербиний. Kiovia Subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальнофойского на западной линии, не вдали от трапезы, почивали очень многие преподобные – Иезуит Алонзий Кулеш в своем сочинении. Wiara prawoslawna, Warsaw 1710 признает ρ. 72–81 печерских подвижников святыми (swietemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые печерские киевские» были в соединении с римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша издано с двумя одобрениями, с одобрением Товия Арента, начальника иезуитов Литвы и виленского бискупа Константина Бржостовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

361 Полевой Николай Алексеевич (1796–1846) – писатель, критик, журналист и историк. Издавал журнал «Московский телеграф» (1825–1834 гг.). Автор романов и повестей, в 1837 г. перевел в прозе «Гамлета», в противовес Н. М. Карамзину написал шеститомную «Историю русского народа» (1829–1833 гг.). 364 Леонтьев Павел Михайлович (1822–1874) – филолог. Окончил Московский университет, учился в Германии. С 1847 г. магистр и профессор кафедры римской словесности и древностей Московского университета. 365 Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – филолог и искусствовед, академик Петербургской Академии наук с 1860 г., профессор Московского университета с 1847 г. Основные работы – «О влиянии Христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову евангелию» (1848), «Историческая грамматика русского языка» (1863), «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» (1861) и мн. др. Основатель исторической филологии в России. 366 Кудрявцев Петр Николаевич (1816–1858) – историк. Окончил Московский университет, ученик Т. Н. Грановского. С 1847 г. преподаватель, с 1855 г. профессор Московского университета, преемник Т. Н. Грановского по кафедре всеобщей истории. Соч.: «Судьбы Италии от падения Римской империи до восстановления ее Карлом Великим» (1850), «Римские женщины» (1856), повести, рассказы, искусствоведческие статьи. Ешевский Степан Васильевич (1829–1865) – историк, специалист по истории позднеримской империи, раннего средневековья, русской истории, археологии и этнографии; ученик Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева. Профессор Казанского (1855–1857 гг.) и Московского (1857–1865 гг.) университетов. Инициатор создания музеев этнографии в Казани (1856 г.) и Москве (1865 г.). Герье Владимир Иванович (1837–1919) – историк. Окончил Московский университет, учился в Германии, Италии и Париже; в 1868–1904 гг. профессор всеобщей истории в Московском университете. В 1862 г. защитил магистерскую («Борьба за польский престол в 1733 г.»); в 1865 г. докторскую («Лейбниц и его век») диссертацию. В 1872 г. организовал Высшие женские курсы в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010