б. Оставлен при Академии профессорским стипендиатом. С 16 августа 1911 – и. д. доцента 1-й кафедры Священного Писания Нового Завета МДА. 28 марта 1913 пострижен в монашество. 11 апреля 1913 рукоположен во иеродиакона, 2 июня 1913 – во иеромонаха. 30 мая 1913 – 16 октября 1917 – инспектор (с 1917 – проректор) МДА. 5 июля 1913 – архимандрит. 16 января 1913 – магистр богословия («Очерки по истории догмата о Церкви». Сергиев Посад, 1912). С 3 декабря 1913 – экстраординарный профессор кафедры Свящ. Писания Нового Завета, 29 октября 1917 – 21 апреля 1920 – проректор МДА. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1919 арестован в Москве. С 10 марта 1919 – в заключении в Бутырской тюрьме, 7 июня 1919 освобожден. С 25 мая 1920 – епископ Верейский. В 1920 арестован в Москве, через 4 месяца освобожден. В 1921 вновь арестован, затем освобожден. 22 марта 1922 арестован по групповому делу Московского духовенства. 20 июня 1922 приговорен к 1 году высылки в Северный край. С 1922 – в ссылке в Архангельске, 22 июня 1923 из ссылки освобожден. Вернулся в Москву. 6 июля 1923 возведен в сан архиепископа. 15 ноября 1923 арестован и 20 декабря приговорен к 3 годам концлагеря. С января 1924 – в заключении в Соловецком лагере особого назначения (пос. Кемь и Поповостров), с 18 июля 1925 – в тюрьме «Коровники» в Ярославле, с 1926 – в Соловецком лагере особ.назн. 19 ноября 1926 приговорен дополнительно к 3 годам концлагеря (после безуспешной попытки вербовки его в агенты ГПУ). Декабрь 1929 – в заключении в пересыльной тюрьме Ленинграда, в которой заболел сыпным тифом. 19 декабря 1929 был помещен в тюремную больницу им. доктора Гааза (Ленинград), где и скончался. 24 июля 1998 были обретены его мощи и затем перевезены в Москву. Архиерейским Собором в 2000 причислен к лику святых. 177 Илия Пророк. 231 Илия (в схиме Иоанн) св.; (? – 7 сентября 1186), с 1165 – архиепископ Новгородский. 59 Иловайский Дмитрий Иванович; (1832 – 15(2) февраля 1920) – русский историк, профессор Московского университета. Окончил Московский университет (1854).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владимир Владимирович Перцов (Перцев) (1875 г.– 29 августа 1921 г.), статистик, ботаник, педагог, коллекционер. Алексей Михайлович Рухлядев (1882–1946 гг.), архитектор, преподаватель Казанских архитектурно-художественных мастерских (АРХУМАС, бывшая художественная школа). Летом 1920 г. уехал в Уфу, на его место был выбран Егерев В. В. Ивановский (Иоанно-Предтеченский) мужской монастырь располагаеься напротив Спасской башни Казанского Кремля. Основан около 1567 г. архиепископом Казанским и Свияжским свт. Германом. С 1764 г. заштатный. После революции 1917 г. некоторое время принадлежал обновленцам, с 1936 г. на территории монастыря располагалась мастерская «по привитию профессиональных навыков беспризорным и безнадзорным детям». С 1992 г. монастырские здания возвращены Казанской епархии. Николай АлексеевичБобровников (1854 г.– 2 февраля 1921 г.), педагог, директор Казанской учительской семинарии, член совета Казанского Родионовского института благородных девиц. В 1906–1908 гг. попечитель Оренбургского учебного округа, затем до 1917 г. член Совета при министре народного просвещения. Член ОАИЭ, с 1919 г. возглавил его Востоковедную комиссию. Митрофанович Руфимский (1864/1865 г.– 30 октября 1923 г.), митрофорный протоиерей (с 1922 г.), священник с 1889 г., кандидат богословия, священник Крестовоздвиженской церкви, законоучитель 1-й казанской гимназии с 1899 г.; член Казанского епархиального совета в 1918–1923 гг., с 1919 г. его председатель. С 3 мая 1919 г. настоятель, протоиерей Грузинской церкви; обновленец. Анатолий (Грисюк; 1880–1938 гг.), сщмч., в 1913–1922 гг. епископ Чистопольский, 1-й викарий Казанской епархии, ректор Казанской духовной академии. С сентября 1918 г. по январь 1920 г. временно управлял Казанской епархией. 26 марта 1921 г. арестован, осужден на 1 год исправительно-трудовых работ. В 1922–1928 гг. архиепископ Самарский, отбыл 3 года в ссылке, с 1928 г. архиепископ, затем митрополит Одесский и Херсонский. 9 августа 1936 г. вновь арестован, осужден 5 годам исправительно-трудовых работ. Умер в заключении.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (Богоявленский Всеволод Семенович; ок. 1854 - 2.11.1928, Омск), архиеп. Омский и Павлодарский. В 1875 г. окончил Псковскую ДС, в 1879 г.- СПбДА, со степенью канд. богословия за дис. «Киприан, митр. Киевский» с правом получения степени магистра. Определен помощником смотрителя Мстиславского ДУ. В 1881 г. назначен инспектором народных уч-щ Виленской губ., в 1887 г.- директором Молодечненской учительской семинарии, в 1891 г.- директором Виленского учительского ин-та и окружного Педагогического музея. В 1913-1918 гг. окружной инспектор Казанского учебного округа (в 1913-1914 заведовал промышленными, техническими, ремесленными и учебными заведениями округа, впосл.- муж. и жен. гимназиями и реальными уч-щами), редактировал научно-педагогический ж. «Вестник образования и воспитания» для средней школы. Имел чин действительного статского советника. В февр. 1918 г. Богоявленский был отстранен от службы захватившими власть в городе на короткое время большевиками. В нач. сент. того же года бежал из Казани во время осады города Красной Армией. Оказался в Уфе, где познакомился с проф. В. В. Сапожниковым, входившим в состав Временного Сибирского правительства в качестве министра народного просвещения. По приглашению Сапожникова Богоявленский переехал в Омск и был принят в Министерство народного просвещения (29 окт. 1918 зачислен временно исполняющим обязанности помощника делопроизводителя отдела высших народных уч-щ, с 7 мая 1919 заведующий отд-нием жен. гимназий Центрального управления). 28 мая 1919 г. переведен в Министерство торговли и промышленности Российского правительства А. В. Колчака окружным инспектором по учебной части. С 21 июля по 13 сент. 1919 г. исполнял обязанности управляющего учебным отделом в Министерстве торговли и промышленности, с 1 окт. того же года заведовал делами учебного отд-ния Канцелярии министра, 4 янв. 1920 г. числился в Министерстве торговли и промышленности в должности окружного инспектора по учебной части.

http://pravenc.ru/text/158540.html

О. Флегонт Худяковский (1854-1891 гг.). О. Флегонт в 1854 году окончил курс семинарии с аттестатом I-ro разряда и 21 ноября того же года был рукоположен во иерея епископом Нижегородским и Арзамасским Иеремией. Более 30 лет отдал он пастырскому служению ближним, окормляя прихожан церкви, заботясь о религиозно-нравственном образовании юного поколения. Его отличала любовь к детям: им он отдавал много времени и сил, обучая грамоте в своем доме. О. Иоанн Беляков (1891-1910 гг). Родился в 1862 г. в церковной семье. Его жизнь, как и о. Флегонта, целиком связана с храмом. Одновременно с пастырской деятельностью он занимается преподаванием при церковно-приходской школе. Это был неутомимый труженик на ниве духовного просвещения народа. Неоднократно получал от епархиального начальства благодарности за преподавание, духовное и религиозно-нравственное просвещение народа. Он был очень мягким, внимательным, сердечным, буквально притягивал к себе людей. В 1937 году о. Иоанн, заштатный священник, был расстрелян большевиками по ложному обвинению. О. Владимир Ласточкин (Покровская церковь, 1908-1919 гг.). Родился в 1864 году в семье священника. До назначения на приход он проделал длительный духовный путь по Нижегородской епархии. В 1908 году определяется на приход, поселяется в Горбатовке и служит в приписной Покровской церкви. Батюшка неустанно заботился о духовном просвещении молодежи, занимается преподаванием в народных училищах. «За примерное усердие и полезные труды» по народному образованию о. Владимир неоднократно получал архипастырскую благодарность. В 1914 году ему было преподано благословение Святейшего Синода с грамотой. Челобитная граммота прихожан с. Гнилицы, о разрешении перестройки церкви от 30 сентября 1745 год Великому Господину Преосвященному Димитрию Епископу Нижегородскому и Алатырскому Бьет челом Нижегородского уезда подгорного села Гнилицы, церкви Рождества Пресвятыя Богородицы староста церковныя Михаила Лукоянов с приходскими людьми. А о чем наше прошение тому слудует пункты.

http://sobory.ru/article/?object=04809

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История русской музыки. Персоналии ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ДАВЫДОВ Степан Иванович (1777 - 1825), рус. композитор, педагог, в духовной музыке - последователь Д. С. Бортнянского ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДВОРЕЦКИЙ Иван Степанович (1835 - 1886), помощник учителя пения в Придворной певческой капелле, автор духовно-муз. сочинений Степан Аникиевич (1766 - 1813), русский композитор, один из значительных мастеров хоровой музыки рубежа XVIII и XIX вв. ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (1860 - 1927), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки ЕСАУЛОВ Есаулов [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850), композитор, скрипач, автор духовно-муз. сочинений [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (1869-1944), регент, композитор, преподаватель, автор работ по церковному пению

http://pravenc.ru/rubrics/123270_3.html

Iai, 2008. P. 207-218; eadem. Biserica ortodoxa din Basarabia intre 1882-1918: Teza de doctor in istorie. Chiinu, 2010; Стратулат Н. В. Православная Церковь в Молдавии в контексте истории молдавско-румынских межцерк. отношений в XX в.: Дис./СПбДА. СПб., 2010; Шкаровский М. В. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. 2010 г. 4 ч.//www.bogoslov.ru/text/637896.html, 656120.html, 656557.html, 656598.html [Электр. ресурс]; Oazele duhovniceti ale Mitropoliei Basarabiei din Protopopiatul Chiinu. Chiinu, 2010; Manastiri i schituri din Republica Moldova/Coord., red. A. Eanu, Chiinu, 2013. В. Г. Пидгайко Монастырская и церковная архитектура Изучение православного искусства на территории совр. Республики Молдова сопряжено со многими трудностями. Многочисленные войны и переселения народов на заре христианства и в период раннего средневековья, отсутствие документальных источников и недостаток археологических памятников позволяют лишь в общих чертах обозначить время появления христ. искусства в данном регионе. К его изучению местные историки обратились лишь в сер. XIX - нач. ХХ в., когда в Бессарабии появились первые периодические печатные издания. Согласно письму Мин-ва внутренних дел Российской империи (1837), адресованному губернатору Бессарабии П. И. Фёдорову (гражданский с 1834 и военный с 1836 по 1854), требовалось провести инвентаризацию данных о существовании античных и др. памятников на территории края. Губернатор поручил сотрудникам бессарабской канцелярии составить списки всех мон-рей, церквей и замков, представляющих историческую ценность ( Халиппа. 1902. С. 89-108). Впосл. этими списками пользовались большинство историков, изучающих бессарабские памятники. На их основе Н. Н. Мурзакевич опубликовал обзор бессарабских мон-рей и краткие исторические справки ( Мурзакевич. 1848). Эти сведения были дополнены в монографиях о Бессарабии А. И. Защука, П. Н. Батюшкова, З. К. Арбуре-Ралли, Н. Йорги, П. А. Крушевана и А. И. Яцимирского. Исследование архитектуры Молдавии началось сравнительно недавно. Монастырское зодчество сыграло значительную роль в становлении архитектурного облика Днестровско-Прутского междуречья (историческая область в составе Румынии, после 1812 - часть Российской империи под названием Бессарабия). Описание и исторические данные о церковных и других памятниках Бессарабии публиковались в «Кишинёвских епархиальных ведомостях», «Бессарабских епархиальных ведомостях» (1-й журнал в Бессарабии, выходивший с 1 июля 1867), «Записках Одесского общества истории и древностей» (1844-1919), «Бессарабских губернских ведомостях» (газета, издававшаяся с 17 июля 1854 по 1917) и в «Трудах Бессарабского церковного историко-археологического общества» (с 1909 по 1914).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Линово, но не Новой Слободы. Судя по тому, что и поныне новослободцы отмечают свой престольный праздник в Михайлов день, а калищане – на Рождество Богородицы (по-местному – «на Госпожку»), храм в Калищах был в честь последнего праздника. Данное обстоятельство может служить косвенным указанием на связь этого населенного пункта с находящейся в непосредственной близости от него Молченской Софрониевой пустынью. В 1786 г. в Новой Слободе была построена деревянная церковь, просуществовавшая до начала ХХ в. В частном собрании хранится октябрьская Минея конца XVIII в., на страницах которой есть надпись: «сия [книга ме]сяц август Севской епархии Путивлской округи економической отчины села Новой Слободы церкви Святаго Архистратига Михайла куплена с прочими 12 в царствующем великом граде Москве». К исходу XIX в. «старый деревянный храм пришел уже в такое состояние, что угрожал опасностью для молящихся, хотя верхний ярус с куполом, по распоряжению епархиального начальства, для безопасности был снят». 481] Новая величественная трехпрестольная каменная церковь, сохранившаяся до наших дней, строилась 15 лет и обошлась прихожанам в 60 тысяч рублей 481-482]. Центральный престол освятил в честь Рождества Богородицы 6 ноября 1911 г. преосвященный Никодим (Кононов, священномученик, память 28 декабря/10 января), епископ Рыльский. Освящение южного, Михайловского придела, состоялось 7 ноября того же года. Северный придел в честь трех святителей: Николая Мирликийского, Феодосия Черниговского и Иоасафа Белгородского был освящен позже. 18 октября 1854 г. в семье местного священника (о. Феодора Ивановича Попова) родился сын, Михаил Федорович Попов (1854-1919) – «организатор и ученый, основатель и первый заведующий кафедрой судебной медицины Императорского Томского университета, заслуженный профессор, действительный статский советник». 80] К северу от села, на дне глубокого оврага, издревле называемого «Медвежьи головы» до сих пор имеется чтимый колодец. Народное предание утверждает, что однажды (предположительно в XVII-XVIII в.), в местности, где расположено село, была сильная засуха.

http://sobory.ru/article/?object=16278

В К. З. м. принял постриг Гервасий (Линцевский ; впосл. епископ Переяславский), в 1750 г.- Амфилохий (Леонтович; впосл. епископ Переяславский), 21 июля 1835 г. рукоположен во иерея буд. Тверской и Кашинский архиеп. Евсевий (Ильинский) ; 19 дек. 1854 г. принял постриг, 8 дек. 1856 г. рукоположен во диакона, 10 мая 1860 г.- во иерея киевский старец Вонифатий (Виноградский) ; 10 февр. 1908 г. принял постриг и вскоре был рукоположен во диакона и иерея св. Макарий (Гневушев ; впосл. епископ Орловский); 20 окт. 1908 г. принял постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита Павел (Преображенский; впосл. епископ Чигиринский), в 1919 г. принял постриг Евмений (Хорольский; впосл. архиепископ Житомирский). В обители проживали: после 1761 г.- филолог иером. Иаков (Блонницкий) , составлявший лексиконы и грамматики церковнослав. языка, с 1813 г.- еп. Ириней (Фальковский) , в 60-х гг. XIX в.- прп. Гавриил Афонский , с 1918 г.- иером. св. Дамаскин (Цедрик) , служивший епархиальным миссионером. 18 июня 1909 г. К. З. м. посетили имп. Николай II Александрович и вел. кн. Михаил Александрович. В 1918 г. храмы К. З. м. пострадали во время бомбардировки Киева армией М. А. Муравьёва. В 1919 г. в постройках мон-ря располагался Укрсовнархоз. В мае 1921 г. викарий Киевской епархии, еп. Звенигородский Алексий (Готовцев) был назначен настоятелем обители, помещения к-рой почти полностью занимали советские учреждения. С 1922 г. в кельях начали размещать студенческие общежития, трапезную использовали как студенческую столовую. В апр. 1922 г. еп. Алексий был арестован. 21-23 мая Киевский ревтрибунал приговорил еп. Алексия, наместника архим. Тихона, ризничего архим. Иннокентия к 5 годам принудительных работ, замененных домашним заключением. В ночь на 4 апр. 1923 г. еп. Алексий (Готовцев) вновь был арестован и выслан в Москву. 14 мая 1922 г. началось изъятие церковных ценностей из обители. Местонахождение мн. святынь обители, в т. ч. раки вмц. Варвары и серебряных врат иконостаса, неизвестно. Монастырское книжное собрание оказалось во Всенародной б-ке Украины при ВУАН (ныне Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского). Нек-рое время Михайловский собор занимала община раскольнической «Деятельно-Христовой Церкви», которую возглавлял «епископ» Петр Тарнавский, совершавший в Михайловском соборе «хиротонии», в 1930 г.- община УАПЦ.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Автограф Бориса Максимова в Клировых ведомостях церквей Митякинского благочиния за 1915 г. Л. 37 (нижняя строчка) Для принятия священнического сана Борису необходимо было вступить в брак, но он, вдохновленный примером владыки Гермогена (Максимова), закончившего после выпуска из семинарии Киевскую духовную академию, хотел продолжить свое духовное образование в Императорской Петроградской духовной академии. Поэтому после окончания семинарии Борис не женился, а два с половиной года, исполняя одновременно послушание псаломщика, готовился к поступлению в это высшее духовное учебное заведение, вплоть до его закрытия большевиками в 1918 г. Однако этим надеждам Бориса не суждено было осуществиться, в стране началась смута. Станица Луганская, где служил псаломщиком Борис, с конца 1917 г. оказалась в эпицентре событий Гражданской войны (1917–1922). Во время занятия станицы большевиками в 1918 г. все имущество Бориса было разграблено красногвардейцами. Брат Бориса – Анатолий уже в офицерском звании хорунжего служил командиром сотни в составе 8-го Донского казачьего полка Донской армии (назначен Приказом 1854 от 17.12.1918 г.). С марта по май 1919 г. этот полк вел активные боевые действия против Красной армии в районе города Луганска, что в 20-ти верстах от места служения Бориса. Вероятно, два брата виделись тогда в последний раз. Станица Луганская, где служил псаломщиком Борис, с конца 1917 г. оказалась в эпицентре событий Гражданской войны Позднее, после объединения Донской армии с Вооруженными силами Юга России (ВСЮР ), Анатолий Максимов служил прапорщиком в составе ВСЮР, был взят в плен красными, после освобождения из заключения весной 1922 г. находился на особом учете Московского военного округа (МВО). Гражданская война принесла большое горе и семье сестры Бориса – Наталии. Во время погрома станицы Кагальницкой отрядом красногвардейцев под командованием беглой каторжницы и террористки М.Г. Никифоровой (по кличке «Маруся»), учиненного в Лазареву субботу 14 (27) апреля 1918 г., погромщиками был полностью сожжен собственный дом семьи Григория и Наталии Байздренковых, со всеми дворовыми службами, постройками и имуществом, в них находящимся. Кроме того, красногвардейцы полностью сожгли Димитриевскую церковь на станичном кладбище, в которой служил псаломщиком Григорий, а приходского священника о. Валериана Васильевича Ефремова (1879–1918) вместе с пытавшимся его защитить 13-летним сыном-гимназистом Борисом расстреляли . Байздренковы с малолетними детьми остались без имущества, вещей первой необходимости и крыши над головой. Григорий не пережил произошедшего, сильно заболел, слег и через год преставился ко Господу. Наталия, овдовев и оставшись с малолетними детьми без средств к существованию, в ноябре 1919 г. обратилась за помощью к брату Борису, служившему псаломщиком в Луганской.

http://pravoslavie.ru/158426.html

Досифей (Васич; 1887–1945), священноисповедник Сербской Православной Церкви, митрополит. Воспитанник КДА. После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941 г. был схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там был зверски избит и в бессознательном состоянии перевезен во Введенский монастырь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого монастыря. Не приходя в сознание, умер. Погребен в этом монастыре. В 2000 г. Сербской Православной Церковью причислен к лику святых. Дутов Александр Ильич (1879–1921), генерал-лейтенант, один из руководителей белой армии. С октября 1917 г. атаман Оренбургского казачества, затем командующий войсками Оренбурского военного округа. В ноябре 1917 г. возглавил вооруженное выступление против советской власти в Оренбурге. С 1918 г. генерал-лейтенант. С октября 1918 г. командующий Юго-Западной армией, вошедшей в подчинение А. В. Колчака. Со 2 июля 1919 г. походный атаман всех казачьих войск, с 21 сентября 1919 г. командующий Оренбургской армией. Бежал в Китай, был убит. Евгений (Зернов Семен Алексеевич; 1877–1937), священномученик, митрополит. В 1906 г. архимандрит, ректор Иркутской духовной семинарии. Был председателем Иркутского епархиального училищного совета, членом миссионерского комитета, Географического общества, братства во имя свт. Иннокентия и редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». В 1913 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1914 г. епископ Приамурский и Благовещенский. С 1923 г. архиепископ. В 1923 г. арестован, сослан Соловецкий лагерь, затем в Зырянский край. С 1931 г. архиепископ Котельнический, викарий Вятской епархии. С 1933 г. Вятский и Слободской. С 1934 г. митрополит Горьковский. Расстрелян. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Евгений (Казанцев Андрей Евфимович; 1778–1871), архиепископ. В 1818 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С 1822 г. архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. С 1825 г. Тобольский и Сибирский. В г. Тобольске восстановил кафедральный собор. С 1831 г. епископ Рязанский и Зарайский. С 1837 г. Ярославский и Ростовский. С 1854 г. на покое в Московском Донском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010