В 1883 г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов, а в 1885 г. был учрежден печатный орган «Зубоврачебный вестник». Появление печатного органа позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889 г. Московским одонтологическим обществом был учрежден свой журнал «Одонтологическое обозрение». Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896 г. На съезде, кроме научных докладов, обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества, и впервые была сформулирована идея санации полости рта учащихся. По мере становления одонтологии все больше раздавалось голосов в пользу точки зрения, что подготовка специалистов этого профиля должна проводиться в университетах. Так, в 1910 г. на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с самостоятельными клиниками и техническими лабораториями. После организации зубоврачебных школ число специалистов по зубоврачеванию начинает быстро увеличиваться, и к 1900 г. достигает 1657 человек. К 1910 г. число дантистов и зубных врачей составило 5966 человек. В 1913 г. в России практиковало 6700 зубных врачей и дантистов» . Только в столичном Санкт-Петербурге на начало 1900 г. практиковало 634 зубных врача и 59 дантистов. А на центральном Невском проспекте одновременно вело прием 59 стоматологов! Если мы рассмотрим рекламные объявления, размещавшиеся в те годы зубными врачами в печати, то заметим, что большая часть докторов гарантировала своим пациентам при лечении «полное отсутствие боли». Местная анестезия в зубоврачебной практике была широко распространена уже с середины XIX века. Создание эффективных методов местной анестезии было подготовлено введением в медицинскую практику шприца [Вуд (A.Wood), Правац (G. Pravaz), 1853], полой иглы [Ринд (F.Rynd), 1845] и, в первую очередь, открытием местно-анестезирующего действия кокаина.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/30/za...

Соколов Павел Петрович (1863–1923), психолог, магистр богословия (1906). И. д. доцента (1889–1906), профессор (1906–1919), заслуженный профессор (1914) МДА по кафедре психологии, преподаватель МВЖК (с 1909), преподаватель Высших женских Богословско-педагогических курсов (1916–1919); Соколов Юрий Матвеевич (1889–1941), фольклорист, этнограф, литературовед, магистр, доктор литературоведения (1936), академик АН УССР (1939). Преподаватель, затем профессор Московской консерватории (1913–1924), помощник библиотекаря (1914– 1921), зав. б-кой (1922–1929) ГИМ. Приват-доцент, затем профессор 1-го МГУ (1919–1941), организатор и зав. кафедрой фольклора исторического ф-та МГУ (1938–1939). Преподаватель Народного ун-та им. А.Л. Шанявского (1916–1920), профессор, зав. кафедрой Тверского педагогического ин-та (1919–1930). Действ. член и председатель подсекции фольклора ГАХН (1922), член Центрального бюро краеведения, профессор Государственного высшего литературно-художественного ин-та им. В. Брюсова (с 1925). Во 2-ой пол. 1930-х профессор (в 1938 возглавил первую в СССР кафедру фольклора) МИФЛИ, председатель фольклорной секции Союза писателей СССР (1933). Директор Ин-та фольклора АН УССР (с 1939). Брат Б. М. Соколова ; Соловьев, выпускник историко-филологического ф-та М.у.; Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), философ, богослов, поэт, публицист, критик, магистр (1874), доктор (1880) философии, почетный академик Петербургской АН (1900). Доцент историко-филологического ф-та М.у. (до 1877), затем в Петербурге: член Ученого к-та Мин-ва нар. просв., преподаватель историко-филологического ф-та Петербургского ун-та и ВЖК (до 1881), редактор философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Сын историка С. М. Соловьева ; Соловьев Михаил Сергеевич (1862–1903), переводчик и педагог, издатель сочинений Вл. С. Соловьева , преподаватель истории и географии в одной из московских гимназий. Сын историка С. М. Соловьева ; Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879), историк, магистр истории (1845), доктор исторических наук, политической экономии и статистики (1847), член-корр. (1864), академик (1872) Петербургской АН. И. д. адъюнкта (1845–1846), профессор (1847–1850) историко-филологического отделения философского ф-та, профессор кафедры русской истории (1850–1870), декан (1864–1870) историко-филологического ф-та, заслуженный профессор (1870), ректор (1871–1877), почетный член М. у. После ликвидации университетской автономии, в знак протеста вышел в отставку, но некоторое время продолжал читать в ун-те лекции, как «сторонний преподаватель». Директор Оружейной палаты (1870–1879), председатель ОИДР;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Вернуться 28 Раиса Львовна Берг (1913–2006) – всемирно известный специалист в области генетики. Окончила Ленинградский государственный университет. В 1974 году эмигрировала в США. Вернуться 31 Николай Николаевич Лузин (1883–1950) – математик, один из основателей московской математической школы. Вернуться 33 Биографический очерк Ф. Г. Добржанского и его роль в становлении синтетической теории эволюции даны в книге: М. Б. Конашев. Становление эволюционной теории Ф. Г. Добржанского. СПб., Нестор-История, 2011. Вернуться 34 Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – русский религиозный философ, одной из чертой мировоззрения которого была попытка примирения религиозных воззрений с духом современного ему научно-технического прогресса, с ярко выраженным позитивистским уклоном. Вернуться 35 J. M. van der Meer. Theodosius Dobzhansky (1900–75). В сб.: N. Rupke (ed.). Eminent Lives in Twentieth-Century Science and Religion. Peter Lang GmbH, Frankfurt am Main, 2009. Р. 105–128. Вернуться 36 Цит. по: М. Б. Конашев. Добржанский и религия (К 110-летию со дня рождения)//Человек. 2010. С. 30–48. Вернуться 37 Цит. по: М. Б. Конашев. Добржанский и религия (К 110-летию со дня рождения)//Человек. 2010. С. 38–39. Вернуться 38 Цит. по: М. Б. Конашев. Добржанский и религия (К 110-летию со дня рождения)//Человек. 2010. С. 40, 46. Вернуться 40 Цит. по: В. Н. Лосский. Спор о Софии: статьи разных лет. Издательство Св. Владимирского братства, 1996. Вернуться 41 Выпускником и профессором Санкт-Петербургского университета до революции. Его портрет висит среди портретов других выдающихся выпускников в зале заседаний юридического факультета СПбГУ. Вернуться 42 Цит. по: В. Н. Лосский. Спор о Софии: статьи разных лет. Издательство Св. Владимирского братства, 1996. Вернуться 44 Th. Dobzhansky. Nothing in biology makes sense except in the light of evolution//The American Biology Teacher. 1973. Vol. 35. No. 3. Р. 125–129. Вернуться 45 Е. В. Кунин. Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции. М., Центрполиграф, 2014. «В целом это поразительный текст, – пишет Е. В. Кунин, – Хотя большая часть эссе удивительно ясно объясняет идею эволюции, заключительные абзацы посвящены выразительной пропаганде совместимости эволюции и христианства, и трудно избавиться от впечатления, что именно это и было главной целью автора».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

11 февр.), редакция Богосл. Вестн. считает нужным сделать о них предварительно несколько замечаний. Предлагаемые вниманию читателей лекции представляют собой плод тринадцатилетних занятий почившего иерарха пастырским богословием в бытность его профессором этой науки в Московской Академии в 1844–1857 гг. Рукопись, по которой будет производиться печатание, доставлена в редакцию наследниками Высокопр. Сергия и написана рукою самого автора, необыкновенно мелким и четким почерком, без всяких поправок и дополнений, так, как переписываются работы, достигшие окончательного завершения. Отсюда можно заключить, что рукопись, имеющаяся в распоряжении редакции, передает лекции Высокопреосв. Сергия в том виде, в каком они читались уже в последние годы его профессорства. С несомненностью в этом убеждает сравнение лекций с известными редакции записями одного из учеников Высокопр. Сергия, слушавшего его лекции в 1853–54 гг.: записи оказываются вполне отвечающими содержанию имеющихся лекций. Как плод долговременных занятий, лекции Высокопр. Сергия по пастырскому богословию обладают многими крупными достоинствами и должны занять почетное место в ряду других пастырологических трудов, существующих в нашей литературе. Лица, посвятившие себя пастырскому служению или готовящиеся к прохождению такового, найдут в них много поучительного для себя и полезного. Печататься будут лекции в виде отдельных трактатов, относящихся к разным сторонам пастырства, причем каждый из трактатов представит в себе самостоятельный и законченный интерес. По напечатании в журнале лекции будут изданы редакцией особой книгой под заглавием: «О пастырском служении. (Из лекций по пастырскому Богословию Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Московского, читанных им в Московской духовной Академии в 1844–1857 гг.)». 1772 Редакция Богосл. Вестн. с полною готовностью печатает эти письма знаменитого Феофана-затворника, обращающие на себя особое внимание по обилию советов, преподанных в них касательно духовной жизни. 1773 Так совершенно естественно, что выдержал четыре издания его «Национальный вопрос в России», самая увлекательная, интересная, общедоступная и основательная из всех русских книг, посвященных вопросам политической и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Данный период был важной эпохой в становлении философского сообщества в России. Помимо университетских и академических кафедр его важными структурами были созданные при активном участии религиозных философов круга В. С. Соловьева Московское психологическое общество (1885) и журнал «Вопросы философии и психологии» (1889) – главный философский журнал дореволюционной России. В идейном отношении наряду с философией духовных академий (В.Д. Кудрявцев-Платонов, Алексей И. Введенский, В.И. Несмелов , архиеп. Никанор (Бровкович)) наибольшее значение имели направление, связанное с именем Вл. Соловьева («метафизика всеединства»), рационалистический спиритуализм («неолейбницеанство») Л.М. Лопатина, А.А. Козлова и др., неогегельянство Б.Н. Чичерина, П.А. Бакунина, космизм Н.Ф. Федорова. С точки зрения философской формы этот период не случайно был назван В. В. Зеньковским «периодом систем» – достигшая зрелости и самостоятельности русская философская мысль действительно дала здесь целый ряд систематических философских построений, среди которых первое место принадлежит, несомненно, системе Вл. С. Соловьева . §6. Религиозная философия Вл. Соловьева Владимир Соловьев (1853–1900) соединял в своем творчестве дарования великого философа, значительного общественного деятеля и публициста, замечательного поэта, глубокого мистика. Пережив, подобно многим русским религиозным мыслителям периоды детской религиозности, юношеского отрицания и возвращения к вере, он целью своей философской деятельности поставил «оправдание веры отцов», т.е. возведение ее в рамках основанной на метафизике всеединства системы «цельного знания» – «всестороннего синтеза теологии, рациональной философии и положительной науки» (10, с. 14) – на новый уровень рациональности, соответствующий требованиям современности и преодолевающий противостояние веры и разума, религии и светской культуры, Церкви и государства. Реализация идеала «цельного знания» и «цельного творчества» в «цельном обществе» есть «цельная жизнь», «богочеловеческая культура» как «живое и подлинное общение с Абсолютом», т.е. Царство Божие (1, т.1, ч.2, с. 26). Программа философского обоснования этого идеала была реализована им в таких сочинениях раннего периода творчества, как «Кризис западной философии» (1874), «Философские начала цельного знания»(1877), «Чтения о Богочеловечестве» (1878), «Критика отвлеченных начал»(1880). Частичный пересмотр ряда его взглядов был осуществлен в поздних произведениях: «Смысл любви» (1892–1894), «Оправдание добра» (1895), «Теоретическая философия» (1897–1899), «Три разговора» (1900).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

в/у КИЕВСКАЯ, паки 10.1659 05.05.1661 в/у КИЕВСКАЯ, 3-й раз 11.1685 Лазарь Любимов ЗАГОРСКАЯ, обн. 24.12.1934 (06.01.1935) 09.1935 КЛИНСКАЯ, обн. 09.1935 МОРШАНСКАЯ, обн. Лазарь Швец в/у АРГЕНТИНСКАЯ 15(28)01.1980 04(17)04.1980 АРГЕНТИНСКАЯ 05(18)04.1980 06(19)04.1985 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 06(19)04.1985 30.08(12.09)1985 АРГЕНТИНСКАЯ, паки 30.08(12.09)1985 28.03(10.04)1989 ТЕРНОПОЛЬСКАЯ 28.03(10.04)1989 30.01(12.02)1991 ОДЕССКАЯ 30.01(12.02)1991 14(27)06.1992 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 14(27)06.1992 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ Лев Церпицкий ТАШКЕНТСКАЯ 28.08(10.09)1987 19.10(01.11)1987 ТАШКЕНТСКАЯ 19.10(01.11)1987 07(20)07.1990 НОВГОРОДСКАЯ 07(20)07.1990 Лев Черепанов НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ 26.01(08.02)1923 АСТАНАЙСКАЯ 08(21)08.1929 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 29.07(11.08)1933 Лев Юрлов (Орлов) ВОРОНЕЖСКАЯ 28.05.1727 08.06.1730 АСТРАХАНСКАЯ 08.06.1730 03.12.1730 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 28.01.1755 Левкий ПСКОВСКАЯ 06.07.1634 09.1649 Леон (Лев, Леонтий?) Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 991/992 Леонид НОВГОРОДСКАЯ 06.12.1571 20.10.1575 Леонид РЯЗАНСКАЯ (1564) Сщмч. Леонид Антощенко ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ 13(26)06.1927 09.1932 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Влад.) 09.1932 04(17)01.1935 КУНГУРСКАЯ 04(17)01.1935 03.1935 ЙОШКАР-ОЛИНСКАЯ 03.1937 25.12.1937 07.01.1938) (о. Леонид Димитревский в/у АРМАВИРСКАЯ 12(25)12.1923 Леонид Зарецкий СТАРОРУССКАЯ 10.01.1843 25.02.1850 КОСТРОМСКАЯ 25.02.1850 19.08.1853 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 19.08.1855 14.11.1864 ДМИТРОВСКАЯ 26.04.1859 15.05.1876 ЯРОСЛАВСКАЯ 15.05.1876 15.12.1876 Леонид Лобачев АСТРАХАНСКАЯ 25.05(07.06)1953 27.01(09.02)1954 ПЕНЗЕНСКАЯ 27.01(09.02)1954 09(22)03.1960 КАЛУЖСКАЯ 09(22)03.1960 16(29)05.1963 ИВАНОВСКАЯ 16(29)05.1963 17(30)03.1964 ХАРЬКОВСКАЯ 17(30)03.1964 15(28)07.1967 Леонид Окропиридзе ГОРИЙСКАЯ 19.04.1898 12.08.1900 ИМЕРЕТИНСКАЯ 12.08.1900 01.02.1908 ГУРИЙСКАЯ 01.02.1908 12.03.1917 Леонид Петровский КРУТИЦКАЯ 03.03.1722 01.09.1742 в/у МОСКОВСКАЯ 03.03.1722 09.11.1731 Леонид Поляков КУРСКАЯ 29.05(11.06)1959 27.03(09.04)1962 МОЖАЙСКАЯ 27.03(09.04)1962 22.07(04.08)1963 в/у КУРСКАЯ 27.03(09.04)1962

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– H. Gunkel, „Бытие“, 1901. – J. Hastings и S. R. Driver, „Библейский Словарь“, 1898 и сл. – Гирцель, Иов, 2 изд. 1852. – Фр. Гитциг (1807–1875), Исаия, 1883; Псалмы, 1863–1865; Иеремия, Иезекииль, Даниил, двенадцать малых пророков, Песнь Песней, Екклезиаст; Библейская теология и мессианские пророчества, опубликованные J. J. Кпеискег’ом. – Фон Гофман, Новый Завет изъясненный, 7 частей, 1862–1874 – H. J. Holtzmann, R. A. Lipsius, P. W. Schmiedel, Ручной Комментарий Нового Завета (продолжает издаваться, 4 фасцискулы in-8°, вышли в 1890, в Фрейбурге, в Брисгау). – Гупфельд (1796–1866), Псалмы, 2 изд. Рим, 4 in-8°, 1867–1871. – K. Justi (1767–1846), Иоиль, 1792; Амос и Михей, 1799; Наум, 1820; Песнь Песней, 1809. – Кейм (1815–1878), История Иисуса Назаретского, 1867–71. – Р. Киттель (R. Kittel), Цари, 1900. – А. Кнобель (1807–1863), Бытие, 1852, Исход, Левит, 1857; Числа, Второзаконие, Иисус Навин, 1861; Исаия, 1843, Екклезиаст, 1836. – R. Krätzschmar, Иезекииль, 1900. – Кюенен. (1828–1891), Критическая история Ветхого Завета, французский перевод Пирсона, 2 in-8, 1866–1879. – Ленгерке, (1803–1855), Даниил, 1835, Псалмы; 1847. – M. Lohr, Плач, 1894. – А. Меркс, Поэма Иова, in-8°, 1871. – Мейер, (H. A. W. Meyer, 1800–1873), Экзегетический и критический комментарий на Новый Завет, продолженный Нитнег’ом, Lünemann’oм и Düsmerdieck’oм, многочисленные издания. – Михаил Николя (1810–1886), études critiques sur la Bible, Ancien Testament, in-8°, 1861, Nouveau Testament, in-8°, 1863. – W. Nowack, Ручной Комментарий Ветхого Завета (продолжает выходить), Геттинген, 1892; Судьи, Руфь, Самуил, 1901; Малые Пророки, 1897. – Ольсгаузен, Псалмы, 1853. – Павлюс, (G. Paulus), (1761–1851), Комментарий на Новый Завет, 1839–1842, и т. д. – Эрнест Ренан (1823–1892), Le Livre de Job, 1885; Le Cantique des cantiques, 1860; Les Origines du Christianisme, 1863–1881; L’ Ecclesiaste, 1882; Histoire du peuple d’Israel, 4 in-8°, 1887–1893. – E. Рейсс (1804–1891), La Bible, n. 143, 12. – Рим, (1830–1888), Ручной библейский словарь, 2 тома in-8°, 1875–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

«Недавно получивши уведомление от ее превосходительства Веры Александровны Давыдовой, что ваше преосвященство изволили удостоить благосклонным вниманием Вашим последнюю из книжек моих по нравственному православному богословию, спешу препроводить к вашему преосвященству полный экземпляр этого посильного труда моего. Не могу при этом не сознаться, что много недостатков здесь и многое нужно было бы переделать, но трудно довести сочинение до такого совершенства, в каком бы желалось видеть его: я сделал, что мог по своим силам». Полное сочинение о. Солярского состоит из трех томов, под заглавием: Записки по нравственному православному богословию, Спб. 18601864 г. Вера Александровна Давыдова, о которой упоминается в письме, супруга покойного И.И. Давыдова, скончавшегося —146— 1864 г. в конце 1863 г. в Москве в звании сенатора (это был первый сенатор из ученых профессоров). Не более как за год до кончины я познакомился с Ив. Ивановичем и по смерти совершил над его телом отпевание 238 . Памятником дружественных отношений ко мне покойного служат подаренные им два экземпляра его ученого труда: Опыт общесравнительной грамматики русского языка, Спб. 1852 г., и 2-е издание 1853 г. 7-го ч. писал мне ректор академии А.В. Горский: «Представляя вашему преосвященству списки студентов для засвидетельствования, долгом поставляю объяснить, что я докладывал об этом деле его высокопреосвященству и первосвятитель наш изволил сказать, что вам следует их засвидетельствовать. Первый из этих списков представляется в одном экземпляре, потому что нужен нам для представления Св. Синоду о дозволении назначать нам окончивших курс, прежде утверждения их в степенях, на основании только экзаменских свидетельств; а окончательный список по разрядам и степеням будет составлен после рассмотрения курсовых сочинений. Владыка и сам обещал принять участие в том, чтобы назначение в должности не отступало далеко от начала курсов. И так как этот список еще неокончательный, то владыка изволил выразить, чтобы ваше преосвященство засвидетельствовали, согласны ли вы с этим списком, или несогласны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гедиодор. Пер. под ред. Егунода (1932). Ахилл Татий. Пер. под ред. Богаевского (1925). Лонг. Пер. Кондратьева (1935), Мережковского (1895). Римская литература Дератани Н. Хрестоматия по античной литературе. Т. II, изд. 3-е, 1937. Кондратьев С. Римская литература в избранных переводах. 1939. Плавт. Пер. всех комедий – Артюшкова, т. 1 – 3 (1933 – 1936); «Кубышка» – пер. Петровского («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1888 12), Фета («Горшок», 1891);, «Пленники» – Кронеберга («Библиотека для чтения», 1849 11); «Куркулион» – Петровского и Шервинского (1924); «Эпидик» – Петровского («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1884 10); «Менехмы» – Холодняка («Путаница» – «Журн. Мня. Нар. Просв.», 1887 8); «Хвастливый воин» – Шестакова («Пропилеи», т. 3. 1853), Холодняка («Пустозвон» – «Журн. Мин. Нар. Просв.», 1894 9). Теренций. Пер. всех комедий – Артюшкова (1935). «Формион» – пер. Сиротинина («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1900 4, 5:6). Катон. Пер. под ред. Бурского (1937). Цицерон. «Полное собрание речей», т. 1, 1901. «Речи против Катилияы» – Гвоздева (в кн.: «Заговор Катилины». 1935). Цезарь. Пер. Клеванова (2-ое изд., 1869). «Записки о галльской войне» – пер. Воскресенского (1880 – 1885), Рудакова (1894). Салдюстий. Пер. Клеванова (3-е изд., 1874), Рудакова (1892 – 1894), Гольденвейзера (1916). «Заговор Катилины» – Гвоздева (в кн.: «Заговор Катилины», 1935). Корнелий Непот. Пер. Тимошенко (1883), Белицкого (1886). Лукреций. Пер. Рачинского Катулл. Пер. Фета (1886). «Книга лирики» – изд. Academia (1929). Август. «Деяния» – пер. в сб. «Римская империя» (1900). Вергилий. «Буколики» и «Георгики» – пер. Шервинского («Сельские поэмы», 1933); «Энеида» – Шершеневича (1868), Фета (1888), Брюсова и Соловьева (1933). Гораций. Пер. Фета (2-е изд., 1898), разных авторов в изд. Academia (1936); «Оды» – Шатерникова (1935). Тибулл. Пер. Фета (2-ое изд., 1898), Краснова (1901). Проперций. Пер. Фета (2-ое изд., 1898). Овидий. «Героини» – пер. в изд. «Памятники мировой литературы» («Баллады-послания», 1913); «Ars ámatoria» – Алексеева (2-ое изд., 1914); «Метаморфозы» – Фета (1887), Шервинского (1936); «Тристан» – Фета (1893).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

49 Иеромонах Климент Зедергольм (в миру – Густав Адольф Зедергольм, после принятия православия Константин Карлович; 1830–1878) – сын протестантского пастора, доктора философии, в 1853 г. принял православие, участвовал как переводчик и редактор в изданиях Оптиной пустыни, в 1862 г. поступил туда послушником, затем был рукоположен в иеродьякона, иеромонаха. Был близок к старцу Амвросию. Автор ряда сочинений по религии и диссертации о Катоне Старшем. С 1874 г. до своей внезапной смерти от воспаления легких в апреле 1878 г. был духовником Леонтьева. Леонтьев – автор единственной книги о нем: «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной Пустыни» (1882). После его кончины Леонтьев продолжал наездами бывать в Оптиной пустыни, исповедуясь у старца Амвросия. Окончательно он переселился в Оптину в 1887 г. 52 Колышко Иосиф Иосифович (1861–1938) – литературный критик, начавший свою карьеру в Гр. в середине 80-х гг. В 90-е гг. вел там рубрику «Маленькие мысли», в которой касался социально-этической проблематики. Впечатления от знакомства с К. Н. Леонтьевым изложил в книге «Маленькие мысли» (1900. Т. I; всего вышло 3 т., 1900–1903). Автор нескольких романов и комедий, ставившихся в Малом театре, Колышко снискал славу политического авантюриста, беспринципного махинатора, выступавшего под разными псевдонимами в газетах разных направлений. Был доверенным лицом С. Ю. Витте и вел переговоры с немцами о сепаратном мире. В мае 1917 г. был арестован по подозрению в шпионаже. Умер в эмиграции. 54 В двух выпусках сборника Вл. С. Соловьева «Национальный вопрос в России» собрано 15 статей, написанных философом в 1883–1891 гг. и посвященных идее соединения церквей и христианской миссии России в мировом историческом процессе, критике славянофильской и националистической идеологии. Соловьевская публицистика 80-х гг. ознаменовала его окончательный отход от славянофильского лагеря (большинство статей 2-го выпуска печаталось в либерально-западническом «Вестнике Европы») и характеризовалась подчас чрезмерной, неоправданно резкой полемичностью. Утверждение Бердяева о том, что это единственная книга Соловьева, получившая признание и оценку, представляется неаргументированным.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010