210 Архиепископ Иларион (Троицкий) (1886–1929), архиепископ Верейский; магистр богословия (1912 г. тема диссертации: «Очерки из истории догмата о Церкви»), проповедник, духовный писатель. С 1911 г. преподавал в МДА Священное Писание Нового Завета (с 1913 г. – экстраординарный профессор и инспектор академии). Был делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. После избрания Патриарха Тихона стал его секретарём. В 1920 года хиротонисан в епископа Верейского, викария Московской епархии. Неоднократно арестовывался и ссылался. С 1924г. находился в Соловецком лагере особого назначения. Являлся одним из авторов так называемой «Памятной записки соловецких епископов» (1926 г.). В 1929 г. из Соловков был отправлен в ссылку в Среднюю Азию, в дороге заразился сыпным тифом и скончался в пересыльной тюрьме Ленинграда. В 1999 г. прославлен в лике местночтимых святых (накануне мощи сщмч. Илариона были перевезены из Петербурга в Москву и помещены в соборный храм Сретенского монастыря); на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви для общецерковного почитания. 211 Борис (Шипулин) (1874–1937), архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский. В 1906–1909 гг. – настоятель Новоспасского монастыря, где пробыл до 1909 года. В 1909– 1912 гг. – ректор Московской духовной семинарии. 24 июня 1912 года был хиротонисан во еп. Винницкого, викария Подольской епархии. В дальнейшем был викарным еписко- пом ряда епархий, а также епископом Уфимским и Мензелинским (1922), архиепископом Тульским (1927); последняя кафедра архиеп. Бориса – Ташкентская (1937). Владыка неоднократно ссылался, находился в тюрьмах и лагерях (в том числе на Соловках). 24 июля 1937 г. был арестован и 23 февраля 1938 г. расстрелян в Ташкенте. 212 Речь идет о книге афонского иеросхимонаха Сергия (в миру: Симеон Авдиевич Веснин, 1814–1853) «Письма Святогорца к друзьям своим о святой Горе Афонской» (М., 18958). 217 Он же. О непосредственном откровении по учению Слова Божия. Религиознофилософская Библиотека. Вып. 29. М., 1912; Голос Церкви. 1912. 5–6. С. 93–115).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

724 Саблер (Десятовский) Владимир Карлович (1847–1929), российский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Св. Синода (1911–1915). Окончил юридический факультет ИМУ со степенью магистра (1868). Читал в ИМУ курс уголовного судопроизводства (1872–1873). Юрисконсульт Св. Синода (1873–1183), Управляющий канцелярией Св. Синода (1883–1892). С 1896 г. – сенатор. Товарищ обер-прокурора Св. Синода (1892–1905), Член Государственного совета (1906). Во время Первой мировой войны взял фамилию жены (Заболоцкой-Десятовской). В ноябре – декабре 1925 г. арестован, в 1926–1929 гг. проживал в ссылке в Твери. 725 Новгородская духовная семинария основана в 1740 г. при монастыре прп. Антония Римлянина на основе новгородской архиерейской греко-славянской школы братьев Лихудов, открытой в 1706 г. Первоначально в семинарии обучалось до 300 учеников. После перевода в 1788 г. высших классов в С.-Петербургскую семинарию, получившую в 1798 г. статус академии, Новгородская семинария стала утрачивать свое значение. Однако после открытия классов риторики (1799) и философии (1800) и возобновления при еп. Евгении (Волховитинове) старших классов – богословского (1801) и медицинского (1802) она стала вторым важнейшим центром духовного образования северо-западной части России. В семинарии изучались древние тексты, велась просветительская деятельность. Среди ее выпускников – видные государственные и церковные деятели, прославленные святые. В 1890 г. семинария переехала в новое большое трехэтажное здание. Ее библиотека считалась лучшей среди семинарских книгохранилищ вплоть до закрытия семинарии в 1918 г. В настоящее время в помещениях семинарии располагается новгородский университет. 726 См.: [Щеглов Д.] Проводы преподавателя семинарии Авксентия Георгиевича Стадницкого, перемещенного на должность инспектора Новгородской духовной семинарии/Кишиневские ЕВ. 1896. 2, 15 января. С. 52–60. 727 Феогност (Лебедев Георгий Иванович, 1829–1903), митрополит Киевский и Галицкий (1900). Окончил СПбДА (1853). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1867). Епископ Астраханский и Енотаевский (1870). Епископ Подольский и Брацлавский (1874). Епископ Владимирский и Суздальский (1878), с 15.05.1883 г. – архиепископ. Архиепископ Новгородский и Старорусский (1892), постоянный член Св. Синода (1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Жизнь и творчество. Б., 1923, 242 стр. Основные проблемы театра. Б, 1923. Письма прапорщика артиллериста. Пр., 1925. Николай Переселегин. П., 1929. (Нем. пер.). Wie was das möglich. M, 1929. Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Leipzig, 1934. The Russian Soul and Revolution. L, 1936, 184 pp. Dostojewski]. Heidelberg, 1950. Бывшее и несбывшееся. т. I и II, Н-Й., 1956. (Нем. пер.). Theater und Film. M, 1953. Der Bolschewismus und die Christliche Existenz. M, 1959. Dostojewskij und Tolstoj. M, 1961. Встречи. M., 1962, 206 стр. Mystische Weltschau. M, 1964. Мат. библ., I, Бл., (1931). Струве Никита Алексеевич (1931). Родился 16 февраля в Париже. Окончил Сорбонну. Преподает в Парижском университете. Редактор «Вестника РСХД». Les Chrétiens en URSS. P, 1963. (Нем. пер. – 1965, англ. – 1967, 464 стр.). Трубецкой Евгений Николаевич , князь. (1863–1920). Родился 23 сентября в имении Ахтырка. Окончил Московский университет. Выдающийся философ, общественный деятель и искусствовед. Вместе со старшим братом Сергеем (1862–1905) был близким другом Владимира Соловьева (1853–1900). Умер от сыпного тифа 21 января в Новороссийске накануне эвакуации. Воспоминания. София, 1921, 195 стр. Смысл жизни. Б., 1922, 282 стр. Из прошлого. Вена, 1923, 8 стр. Из путевых заметок беженца. Кисловодск, 1919, Б., 1926. (Архив русской революции). Три очерка о русской иконе. П., 1965, 161 стр. Включает библиографию. 1. Умозрение в красках. (Нем. пер. -–1927). 2. Два мира в древней русской живописи. 3. Россия в ее иконе. Федотов Георгий Петрович (1886–1951). Родился 1 октября в Саратове. Студентом стал членом социал-демократической партии. Бежал за границу. Изучал историю в Германии (1906–08). Вернулся нелегально в Россию и окончил университет. В 1914 г. легализировал свое положение и преподавал историю сначала в Петербурге, потом в Саратове. Уехал из России в 1925 г. Преподавал в Богословском институте в Париже. Участвовал в Русском студенческом христианском движении и Содружестве св. Албания и преп. Сергия Радонежского. Основатель «Православного дела» и редактор «Нового града» (1931–40). В 1943 г. переехал в Америку. С 1946 г. преподавал в Св. Владимирской семинарии. Умер 1 сентября в Нью-Йорке. Полная библиография его трудов напечатана в Париже в 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Икскуль фон Гильденбандт Юлий Александрович (Юлий Карл) (1853–1918), барон, государственный деятель. Делопроизводитель отделения законов Государственной канцелярии (1882–1885), помощник статс-секретаря (1885), и. о. статс-секретаря (1893), статс-секретарь Департамента законов (1895) Государственного совета. Товарищ министра земледелия и государственных имуществ (1899), товарищ государственного секретаря (1899–1904), государственный секретарь (1904–1909), сенатор (с 1903), член Государственного совета (с 1908), действ. член (с 1910), товарищ председателя (с 1914) РИО; Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) (1886–1929), архимандрит (1913), архиепископ (1923), магистр богословия (1913). Доцент (1911–1913), профессор (с 1913), инспектор (1913–1920), и. о. ректора (апрель – сентябрь 1917), помощник ректора (октябрь 1917 – апрель 1920) МДА. Епископ Верейский, викарий Московской епархии (1920), настоятель Сретенского м-ря (1923). В1918–1922 подвергался арестам, в 1922 выслан в Архангельск, в 1923 вернулся в Москву. В ноябре 1923 осужден на 3 года, наказание отбывал на Соловках. В 1926 повторно осужден на 3 года. Накануне освобождения из заключения вновь приговорен к 3 годам (октябрь 1929) и отправлен на поселение в Среднюю Азию. Скончался на этапе в тюремной больнице Ленинграда. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2000); Иловайский Дмитрий Иванович (1832–1920), историк, публицист, магистр (1858), доктор (1870) русской истории. Преподаватель истории Рязанской (1854–1858) и 3-й московской гимназий (1858–1860), адъюнкт юридического ф-та М.у. (1860–1862), с 1862 в отставке. Гласный Московской городской думы, член К-та по устройству Музея изящных искусств им. имп. Александра III при М.у. В 1897–1916 – редактор-издатель литературно-политической газеты «Кремль» (с 1908 – «Кремль Иловайского»), После Октябрьской революции подвергался арестам; Ильин Николай Иванович (1777–1823), драматург, издатель. Управляющий хозяйственной частью московских театров (1806–1810), секретарь канцелярии московского ген.-губернатора Ф. В. Ростопчина, издатель журнала «Друг Детей» (1809);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Интерьер центральной части собора дополняло величественное трехъярусное паникадило, весившее 50 пудов. Оно имело вид роскошно раскинувшегося куста, в густоте узорчатых ветвей которого размещались сто пять шандалов со свечами, поддерживаемые позлащенными «ангелами» с распростертыми крыльями. С южной и северной стороны главного алтаря размещались придельные храмы: правый — во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла и Святого пророка Илии, левый — во имя иконы Божией Матери «Знамение» и Святого благоверного князя Михаила Тверского. Оба придела имели трехъярусные, во всем одинаковые иконостасы, вызолоченные на полимент и по местам украшенные позлащенною резьбою. Но не только внешним благолепием был известен Рыбинский собор. Здесь пребывали и местночтимые святыни. Перед правым клиросом главного алтаря стоял древний массивный деревянный крест, особенно чтимый местными жителями, по преданию раньше находившийся в часовне на окраине города. Изображение Распятого Спасителя имело терновый серебряный, вызолоченный венец с жемчужною пронизкою, а «препоясание» — из чистого жемчуга. Перед левым клиросом находился серебряный, весом более пуда киот с образом Югской Божией Матери в жемчужной ризе с алмазною звездой. В летнее время этот киот вместе с образом уступал место чудотворным иконам, приносимым в Рыбинск из Мологи, Ярославля и Югского монастыря. За левым клиросом Петропавловского придела находилась киота с несколькими мелкими иконами, врезанными в одну позлащенную деку — эта икона была в походе Рыбинской дружины во время войны 1853-1856 гг. и по окончании войны пожертвована в собор. Трудные времена для собора начались после октябрьского переворота. Созданный в 1926 году союз воинствующих безбожников в план антирелигиозной кампании включал как главный пункт закрытие соборных храмов. 28 ноября 1929 года Рыбинский Окружной Исполнительный комитет выносит постановление о закрытии Спасо-Преображенского собора в городе Рыбинске и переоборудовании его под зернохранилище. В декабре 1929 года принимается решение о сносе крестов с собора и утилизации колоколов. Из тринадцати колоколов было разрешено оставить на колокольне четыре, предназначенных для обслуживания башенных часов. В 1931 году за неуплату налогов закрывается старый Никольский собор, и в нем размещаются на некоторое время склад и контора межрайбазы Потребсоюза, позднее здание разобрали. После закрытия Спасо-Преображенского собора в его помещениях хранили зерно, а в цокольном этаже овощи. В 1933 году здание переоборудуется под речной вокзал с рестораном и залами ожидания. Еще через два года начинается разборка пятиглавия — сносятся центральный купол и боковые барабаны.

http://sobory.ru/article/?object=01819

История Русской Церкви, кн. 13, 6, 8, 9, М., 1997. История флотского духовенства. Вахтенный журнал, 1993. К 200-летию восшествия на престол Государя Петра Алексеевича. СПб., 1882. Кандидов Б.П. Империалистическая война и религия. М., 1929. Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929. Киевская старина, 1886, март, кн. 14. Козырев Ф.Н. Напутствие воину-христианину. СПб., 1996. Котин Б. Священник полковой. Журнал Московской Патриархии, 1993. Кузнецов А. Духовенство и традиции флота. Морской сборник, 2000, Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900) СПб., 1900. Летопись войны с Японией, 3748, СПб., 1904. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. Макаров С.О. Документы. Т. II, М., 1960. Материалы 1-й Всероссийской конференции «Православие и российская армия». Ориентир, 1995, 3. Митрополит Иоанн. Держава, 1994, 1. Морской сборник, октябрь 1854. Морской сборник. Т. 9. 1853. Морской сборник. Т. XII, 5, май 1854. Морской сборник. Т. XVII, 9, 1855. Морской сборник. Т. XVIII, 910, 1855. Морской сборник. Т. XXIII, 9, 1856. Очерки из истории управления военным и морским духовенством. Вестник военного духовенства, 1898, с. 278. Памятники литературы Древней Руси. XIhaчaлo XII века. М., 1978. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. П., 1987. Повести ратной славы Древней Руси. Воронеж, 1986. Полевой П. Иллюстрированные рассказы из отечественной истории. СПб., 1892. Полковник С.Ю. Чинарев. Во главе военно-духовного ведомства России. Военно-исторический журнал, 1998, 1. Полное собрание законов Российской империи, III, отд. I, СПб., 1902, т. XIX. Полное собрание законов Российской империи, III, СПб., 1889, т. VII, прил.: Штаты и табели. Полное собрание законов Российской империи. Т. II, отд. II, СПб., 1876, т. LXIX. Полное собрание русских летописей. T. IX, СПб., 1862. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2, СПб, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай Японский (Касаткин Иван Дмитриевич; 1836–1912), святой равноапостольный, архиепископ. В 1860 г. рукоположен во иеромонаха. По собственному желанию вызвался ехать в Японию для служения в русской посольской церкви. В 1869 г. организовал православную миссию с центром в Токио. В 1880 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1878 г. православная японская община насчитывала свыше 4 тысяч человек, а к концу жизни святителя свыше 33 тысяч. Причислен к лику святых в 1970 г. Никон (Рклицкий Николай Павлович; 1892–1972), архиепископ. Воевал в составе Добровольческой армии. В 1921 г. эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Был близок к митрополиту Антонию (Храповицкому) . С 1928 г. выпускал «Царский вестник» – «орган народного движения за восстановление Престола Православного Царя Самодержца». В 1941 г. пострижен в монашество. Служил полковым священником в Русском охранном корпусе. В конце войны возведен в сан игумена. Переехал в Швейцарию. Был личным секретарем митрополита Анастасия (Грибановского) . В 1948 г. хиротонисан во епископа Флоридского. Возведен в сан архиепископа Вашингтонского и Флоридского. Автор «Жизнеописания блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого " (Нью-Йорк, 1956–1963. В Ют.). Нил (Исакович Николай Феодорович; 1799–1874), архиепископ. В 1835 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 1838 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. С 1840 г. архиепископ. Его трудами в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 г. создана Нило-Столбенская пустынь. С 1853 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Переводил священные и богослужебные книги на монгольский язык. Построил около 75 храмов. В Ярославле много трудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев. Нилус Сергей Александрович (1862–1929), духовный писатель. В 1907–1912 гг. проживал в Оптиной пустыни под окормлением преп. Варсонофия, где написал большинство своих книг. После революции до 1923 г. проживал в родовом имении князей Жеваховых Линовице Пирятинского уезда Полтавской губ., где была устроена домашняя церковь . Неоднократно арестовывался. После выселения в 1923 г. из Линовиц проживал в Киеве, Москве и Чернигове. Умер в канун дня памяти преп. Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

С большим трудом ему удалось охранить вверенные ему церковные общины от влияния яковитов. Он считается первым Сиро-католическим Антиохийским патриархом. В 1830 году сиро-католики получили наконец фирман от турецкого правительства 20 , обеспечив тем самым себе полную независимость от яковитов в политических вопросах, а с 1843 года римо-католический патриарх стал уже официальной гражданской властью для своей паствы. Кафедра патриарха неоднократно переносилась с одного места на другое. Так, патриарх Петр Гарвей (1820–1853), племянник Михаила, перенес свою резиденцию в 1831 году из Шарфея в Алеппо, а оттуда его преемник Григорий Гарвей перенес ее в 1854 г. в Мардин, центр яковитских христиан, дабы эффективнее вести прозелитскую деятельность. В результате большинство яковитов Дамаска и Южного Ливана присоединилось к Риму. Патриарх Мар Игнатий Ефрем II Рахмани (1898–1929), известный литургист, в годы первой мировой войны, когда Мардин был взят турками, перенес свою кафедру в Бейрут, где до сих пор и находится Сиро-католический Антиохийский патриарх. Его преемник Гавриил Таппуни (1929–1968) в 1935 г. был возведен в кардиналы. С марта 1968 г. главой Сиро-католической Церкви является патриарх Антоний-Игнатий (Хайек), бывший епископ Алеппский. Его кафедра, как уже было упомянуто, в Бейруте. Сиро-католический патриарх Антиохийский избирается епископами своей Церкви, а избрание его утверждается Святым Престолом, который посылает новоизбранному паллиум — знак его признания патриархом. Как и Яковитский патриарх, он вместе во своим именем носит имя Игнатий в память священномученика Игнатия Богоносца. Его юрисдикция простирается на сиро-католиков старой Турецкой империи и Египта. Согласно статистике 1932 г., число сиро-католических епископов достигает восьми (пять правящих и три титулярных), священников — 164. Епархии таковы: Мардинская и Амидская, управляемая патриаршим викарием, Багдадская, Мосульская, Алеппская и Дамаскская, которые являются митрополиями. Хомская, Бейрутская и Каирская епархии являются епископиями.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Феодор (Поздеевский; 1876–1937 гг.), 14 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с 1 мая 1917 г. настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве. В 1918 г., назначен на Пермскую кафедру, однако назначения не принял, оставшись в Москве. Руководил деятельностью существовавшей явочным порядком Высшей богословской школы в Свято-Даниловом монастыре, преподавал в ней аскетику. Кронид (Любимов;1859–1937 гг.), 2 февраля 1883 г. определен в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 28 марта 1888 г. пострижен в монашество, с 25 сентября 1889 г. иеродиакон, с 23 мая 1892 г. иеромонах. С 11 мая 1906 г. игумена, с 9 мая 1908 г. архимандрит. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1920–1922 гг. жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922–1926 гг. – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 гг. – в Параклитском скиту, с 1929 г. до своей кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. 21 ноября 1937 г. арестован, расстрелян на Бутовском полигоне. Николо-Угрешский мужской монастырь, согласно преданию, основан в 1380 г. по повелению князя Димитрия Донского в благодарность Богу за победу на Куликовом поле и на месте чудесного явления ему иконы свт. Николая Чудотворца. В 1925–1926 гг. закрыт, в советское время в зданиях монастыря размещались детская колония Наркомфина, фабрика-кухня, школа, гостиница и другие заведения. Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), не имея специального богословского образования, по рекомендации Г. Распутина стал с 1911 г. епископом Каргопольским, с 1913 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1916 г. архиепископ. В начале марта 1917 г. уволен от управления епархией и назначен управляющим (на правах настоятеля) в Высокогорскую пустынь Нижегородской епархии. Подозревался высшими церковными властями в сотрудничестве с органами ВЧК. Иоаким (Левицкий; 1853–1921 гг.), 14 января 1896 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Каменец-Подольской епархии, с 24 мая 1897 г. епископ Брестский, викарий Литовской епархии, с 13 января 1900 г. епископ Гродненский и Брестский, с 26 ноября 1903 г. епископ Оренбургский и Уральский, с 7 ноября 1908 г. епископ Оренбургский и Тургайский, с 13 августа 1910 г. епископ Нижегородский и Арзамасский, 6 мая 1916 г. возведён в сан архиепископа. Участник Поместного собора 1917–1918 гг. 22 марта 1918 г. согласно прошению уволен на покой, назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, затем уехал к родственникам в Крым. Предположительно, был убит грабителями в окрестностях Севастополя.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

1310 Istoria syntomos ta kata ton makarion Martinon gegonota papan Romes kai ton osion Maximon kai ton syn auto (no cod. Vaticanus gr. 1671, X в.)// Епифанович С. A. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима исповедника . – К., 1917. – С. 14, sec.3; Anastasii Bibliothecarii Collectanea. Hypnomesticon de Gestis S. Maximi, etc. Sholion sive Hypomnesticum//PL. – 1853. – T.129. – Col. 684 D. 1311 См.: Якобсон A.A. Раннесредневековые поселения Юго-Западной Таврики//МИ А. – 1970. – – С. 192–193; Якобсон А.А. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – 1973. – Вып. 10. – С. 136; Баранов И.А. Памятники раннесредневекового Крыма//Археология Украинской ССР. – К., 1986. – Т. 3. – С. 244–245 Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1991. – С. 148; Сорочан С. Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике VII–IX вв.//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 117–118; Сорочан С. Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка. – С. 348. 1312 Ср.: Филиппенко В.Ф. Каламита-Инкерман: крепость и монастырь. – Севастополь, 1997. – С. 21, 53. 1313 До 20 архонтов, управлявших этими городами и областями, понесли одинаковое наказание с херсонскими протевонами и «вынуждены были задумать» вместе с прочими жителями кастра против Юстиниана II, обратившись за военной помощью к хагану хазар (см.: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения...– С. 41, 64,156, 164–165). 1315 Ср.: Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – А., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 117; Харитонов С. Ecki-Kepмeh. Загадкова apxeoлoriчha пам’ятка cepeдhьobiчhoro Криму//Хрошка 2000. – К., 2000. – Вип. 33. – С. 250,253–254. 1316 См.: Зубарь В.М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 293–294; Лосицкий Ю.Г., Паршина Е.А. Эски-Керменская базилика//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 99–113. «Пещерные» сооружения высечены на месте «постелей» крепостной стены, которая была разобрана как и протехисма перед южными воротами. Один из трех маршей дороги, ведшей к воротам, был срублен, а затем восстановлен вымосткой. Вообще, весь южный оборонительный узел был со временем, не ранее IX в., заменен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010