Архив Министер. Внутренних Дел, III отд. стол 2-ой, дело от 16 окт. 1857 г., 73/185. Этим документом, очевидно, не пользовался г. Трефолев в своих двух статьях о Странниках (труды Ярославского Статистического Комитета 1866 г. выпуск 1-й и Русский архив 1866 г. апрель), так как в первой статье на стр. 171-й и во второй на стр. 606 в рассуждении о наказании сектаторов он останавливается исключительно только на заключении по этому вопросу судной комиссии, которое по самому существу своему не могло быть окончательным. А затем таже неточность замечается и в примечании И. С. Аксакова к статье г. Трефолева (Рус. Архив 1866 г. стр. 607, где он утверждает, что уголовному наказанию были подвергнуты только те бродяги-Странники, которые участвовали в шайке разбойников Пашки и Абрашки или вообще были уличены в каком-либо уголовном преступлении, что, далее – собственно бродяжничество наказывалось несколькими ударами розог с возвращением в местожительство, и, что сектаторы Комитетом Министров были подвергнуты ссылке в Закавказский край. – Прежде всего, – участники разбойнической шайки, в числе 29 человек, были подвергнуты военному суду. (Военно-судное дело т. И. л. д. 650–693). – Судной же комиссии, под председательством г. Алябьева, в силу распоряжения Министра Внутренних Дел от 2 сентября 1853 г. за 647, подлежали дела исключительно о сектаторах-Странниках (Журн. комис. от 30 октября л. 451). Последняя, по своему уполномочию (распоряж. 10 июня 1853 г. Собран. постанов, стр. 597) вела свое дело уголовным порядком, применяя к подсудимым статьи уложения: 207, 154, 127, 274, 156, 184, 206, 268 и др., дальнейший ход дела и завершенье его, как видно из вышесказанного, велся в том же уголовном порядке. Затем, в телесные наказания, ни ссылка в Закавказский край, в виду вышеупомянутых Высочайших манифеста и повеления, тоже не имели здесь места. Такое очевидное противоречие Делам о сектаторах объясняется выбытием И. С. из комиссии еще после первого следствия гр. Стенбока в 1851 г., так что дальнейший ход судопроизводства о Странниках остался для него неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д. об определении догмата Беспорочного Зачатия Пресв. Девы Марии, переданные Его Святейшеству папе Пию IX по случаю его энциклики, данной в Гаэте 2 февр. 1849 г., Рим, 9 томов, 1851–1852. Последний X том содержит Sylloge monumentorum ad mysterium Conceptionis Immaculatae Virginis Deiparae illustrandum, отца Антония Баллерини, с греческими неизданными текстами св. Германа Константинопольского , св. Исидора Фессалоникийского и др. 1453 Speranze della Santa causa italiana (Надежды святого дела Италии) Civiltà Cattolica, 1852, т. XI, стр. 385–391. 1457 Королевский Placet есть в латинском каноническом праве разрешение, который гражданский авторитет даёт буллам, бреве и всяким другим актам церковной власти, чтобы сделать их действительными в своих владениях. 1458 Del Regio Placet (0 Королевском Placet), диссертация о. Камилла Тарквиния общества Иисуса, читанная в академии католической религии, 2-го сентября 1853 г. Рим, 1853, стр. 18–33. 1461 Gasdia. La Civiltà Cattolica nei tempi presenti (Civiltà Cattolica в настоящее время) Болонья 1883, стр. 41. 1462 Moderno Dissidio tra la Chiesa e l " Italia (Современный разлад между церковью и Италией), рассмотренный по случаю одного частного факта. Флоренция, 1878 г., второе издание, стр. 104–105. 1467 Учение св. Антонина, архиепископа Флоренции, относительно непогрешимости папы и его превосходства над соборами, написанное отцом Франческо Берардинелли, по Indice generale della Civiltà Cattolica (Общее Оглавление Civiltà Cattolica) Рим, 1904 г. Civiltà Cattolica 1868 г. т. IV, стр. 181–198; 304–324; 576–591; 688–711:1869 г., т. V, стр. 45–63. – Антонин утверждает возможность папы еретика в третьей части своего сочинения Summa Sacrae Theologiae Juris pontificii et Caesarei, pars tertia, Venetia, MDLXXI, стр. 394. Статьи Civiltà Cattolica были опровергнуты французским анонимным писателем в сочинении, озаглавленном; Le Doctrine de Saint Antonin archevêque de Florence sur l " infaillibilité du Pape, et l’autorité du Concile oecuménique, par un théologien, Paris 1869. Civiltà Cattolica ему отвечала, 1870. т. IX, стр. 304–317; 573–586; 709–727. 1470 Гонорий I и о. Гратри, 1870 г., т. IX, стр. 431–458; 549–568; 682– 699. – Иезуиты строго критиковали монсеньёра Маре, епископа Суры, который многочисленными аргументами доказывал превосходство вселенских соборов над папой в своём сочинении Du Concile général et de la Paix religieuse, Paris, 1869 r., 2 тома. 1481 Одним из последних циркуляров семинаристы лишены права на послеобеденную бесконтрольную прогулку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Плетневу помогал в деле погребения русского поэта В. А. Жуковского 617 . Но самым важным и славным его делом и в это время, как и прежде, были учено-литературные труды. В первые два года своего ректорского служения преосв. Макарий почти непрерывно продолжал печатание «православно-догматического богословия». Оно печаталось им сначала на страницах «Христианского Чтения» и затем постепенно выходило отдельными книгами. В 1851 г. вышли второй и третий тома, в которые вошло учение о Боге в общем отношении Его к миру и человеку (второй отдел первой части системы), учение о Боге, как Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду (весь первый отдел второй части системы и один член первой главы второго отдела, где излагается учение о церкви) 618 ; в 1852 году явился четвертый том, в который вошло учение о благодати и таинствах: «крещении, миропомазании, причащении, покаянии и елеосвящении» (вторая часть третьего члена второго отдела второй части системы) 619 и, наконец, в 1853 г. вышел пятый и последний том православно-догматического богословия преосв. Макария, куда вошло учение о таинствах брака и священства и учение о Боге, как Судии и Мздовоздаятеле 620 . Как статьи «Христианского Чтения», так и постепенно выходившие отдельные тома догматики преосв. Макария встречались всеми представителями духовного и светского просвещения, как самое отрадное явление, и удостаивались самых лестных отзывов 621 . Появление же всех пяти томов, всей догматической системы преосв. Макария было справедливо отмечено всеми, как эпоха в истории православной богословской науки, как торжество всей православной русской церкви. Замечателен отзыв, сделанный по этому поводу преосв. Анатолием Мартыновским . «Слава и благодарение Богу, подавшему вам благодать», – писал он 1 февраля 1853 года преосв. Макарию, – «изданием полного, православного богатого догматического богословия, на чистом, достойном предмета, русском языке, отнять поношение от русской церкви, которую укоряли иноверцы, что она не имеет даже собственного, не зараженного чуждыми православию мнениями, Богословия! Слава и вам, – преосвященнейший владыко, поднявшему тяжкие, многолетние труды, и довершившему, с неохлажденною ревностью, поистине великий подвиг! Теперь мне, немощному старцу, дожившему до столь счастливой для нашей церкви эпохи, остается только воскликнуть: ныне отпущаеши Владыко! 622 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

По высочайшему этому указу 198 209 , населенные и ненаселенные имения, принадлежавшие грузинской церкви и находившиеся в Тифлисской губернии, приняты в казенное управление с следующими обязательствами: 1) Ту сумму, какая исчислена духовным ведомством по последнему 1851 года бюджету доходов, именно 72053 р. 51 к. в год, ежегодно производить духовенству из казны, взамен этих имений. 2) Всякое возвышение доходов сверх этой суммы, в первые три года вполне, а в последующие затем девять лет в половинной сумме, обращать на улучшение церковных имений и на составление запасного капитала, другую же половину передавать духовенству, а по истечении 12 лет весь излишек обращать в распоряжение духовного начальства. 3) С передачей имений, независимо от цифры бюджета, отпускать духовенству ежегодно на наем прислуги 3260 рублей и 4) Издержки по управлению имениями после передачи их в казенное ведение не вычитывать из бюджетной суммы. В числе обязательств, принятых казною, поставлено, между прочим, также взыскание в пользу грузинского церковного казначейства недоимок прежнего времени, каковые духовное ведомство передало к 1 января 1853 года в сумме 88700 р. 33 и 1/3 к. Из данных Грузино-имеретинской Синодальной Конторы 210 усматривается, что недоимки эти образовались за 29 лет, с 1824 по 1853 годы. Составлявшие собственность Грузинской церкви имения значились: а) из 8487 дымов крестьян, принадлежавших ей на помещичьем праве, от которых 7635 дымов водворены были на церковных землях в 266 деревнях, большею частью смешанно с крестьянами других ведомств и 852 дыма в городах: Тифлисе, Гори, Телаве, Сигнахе и Душете, не пользовавшихся никакими угодьями. Количество земли, принадлежавшей церкви и занимаемой крестьянами, по не размежеванию её, в большей части деревень, не приведено было в известность, площадь же лесов в разных частях Тифлисской губернии, приведенная в известность чрез обмежевание, простиралась до 20279 десятин и не обмежеванных приблизительно до 115916 десятин; б) из 1500 оброчных статей, заключавшихся в виноградных и фруктовых садах, мельницах и мельничных местах, домовых местах в разных городах и селениях Тифлисской губернии, огородных участках, лавках, участках земли в Тифлисе, застроенных домами и разными заведениями частных лиц, угодьях пахотных и сенокосных, пастбищных землях в разных местах Тифлисской губернии, не приведенных в известность межеванием по пространству и, наконец, сюда относились разные статьи: рыбная ловля, добывание извести, глины, гажи, красильных и прочего, находившихся в отпускном содержании по контрактам 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Относительно пенсий последовал новый указ, Высочайше утвержденный 6 ноября 1852 года. Назначено только два срока: 20 лет – для половинной пенсии и 25 для полной, вдове положена половинная пенсия; сверх жалованья не дозволено производить пенсии; но для чиновников, приобретших право на пенсию до 1853 г., оставлено старое положение. (См. стр. 202). В 1858 г. правила о сокращенных, сроках на пенсии, существующие по минист. народн. просвещения, распространены и на служащих в дух. -учебных заведениях 349 . В петербургской семинарии выслужили полную пенсию, в размер годового оклада (429 р.) – Михайлов (1853 г.), Боголюбов (1859 г.) и Савваитов (1S62 г.), но последний ее не получал, оставаясь на государственной службе. Сметные назначения; хранение сумм и их обращение; ревизии; отчетность Общая сумма на семинарию, назначенная на 1841-й год по смете, утвержденной св. Синодом, равнялась 16561 р. 30 к. с. (с добавочными на 4-х сверхштатных преподавателей). Затем сумма эта увеличилась. В 1843 г. она простиралась до 21133 р. – на жалованье служащим: 4947 р. 80 к., на содержание дома и хозяйства 7172 р. 50 к., на больницу 214 р. 20 к., библиотеку 142 р. 80 к., канцелярию 85 р. 70 к., на 100 казенных воспитанников 8570 руб. С половины же 40-х годов особенно увеличиваются сверхштатные назначения, в виду приглашения новых преподавателей со стороны и увеличения числа воспитанников, получавших пособия на содержание из дух. учебного капитала, так что сверхштата высылалось на семинарию до 8000 р. с, не считая классных окладов, которые получались также на различное число лиц посторонних, в 1842 г. напр. на 31, в 1851 г. – 69, 1852 г. – 78, а в 1861 г, на 82 магистров и 50 кандидатов. В 1854 г. по смете утвержденной св. Синодом, было ассигновано на семинарию, считая с классными окладами, – 35308 р. 58 к., а с училищами (на которые семинария также получала деньги) – 55337 р. 93 к. и по дополнительной смете 888 р. 85 коп. В 1860 г. всего было ассигновано уже 70142 р. 29 к., в том числе на семинарию штатных по прежнему 21133 р. и сверхштатных: на наставников 5862 р. 8 к. и на воспитанников (иноепархиальных, иностранцев и пр.) 1828 р. 47 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Санкт-Петербургском археологическом обществе уже с 1851 г. наряду с отделениями русской, славянской, классической и западноевропейской археологии, а также отделением нумизматики действовало отделение восточной археологии, рано обратившееся к памятникам Древнего Востока (см.: Отчет г-на управляющего Восточным отделением за 1852-й и 1853 год//Записки ИАО: Перечень заседаний ИАО за 1853-й и 1854 г. 1856. Т. 8: Перечень заседаний ИАО за 1854 г., отд. 3 «Приложения». С. 155–158). В Московском археологическом обществе, имевшем ряд комиссий – славянскую, археографическую, по изучению старой Москвы и по составлению археологического словаря, – вопрос об учреждении особой Восточной комиссии (ВК) был поднят в 1887 г. известным востоковедом-ассириологом М. Никольским (см.: Никольский М. Вместо предисловия. Мотивированное предложение об образовании ВК//Древности восточные: Труды ВК ИМАО. 1889. Т. 1. Вып. 1, отд. «Протоколы заседаний ВК ИМАО». С. 3–11). В том же году комиссия была создана, а через два года, в 1889 г., стали выходить сборники ее трудов. Организация Восточной комиссии отнюдь не была началом отечественного востоковедения. Так, первый труд по египтологии вышел еще в 1818 г. – это была диссертация П. Уланова «Рассуждение об отличительных свойствах памятников египетских» (об этой работе см.: Кацнельсон И. Из истории египтологии в России. Первая русская диссертация по древнеегипетскому искусству//ПС. 1959. Вып. 4. С. 182–185). Отечественные востоковеды дооктябрьского периода вообще очень активно разрабатывали темы, входящие в область интересов библейской археологии (см., напр.: Кагаров Е. Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914; см. также: Шмидт А. Развитие египтологии в России//Наука и ее работники. 1922, 3–4. С. 15–20). Кроме египтологов, в рассматриваемом контексте необходимо упомянуть Г. Кера, немецкого арабиста, прибывшего в 1732 г. в Санкт-Петербург и, наряду со своей переводческой работой в Коллегии иностранных дел, занимавшегося изучением письменности Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Начинается усиленная переписка между Капалом и Омском – местом пребывания Генерал-Рубернатора Западной Сибири, между Омском и Петербургом. 4 апреля 1853 года генерал-губернатор Западной Сибири, получив все нужные сведения от пристава Большой Орды, писал управляющему министерством Иностранных дел: «Хотя в настоящее время нельзя положительно указать, какой именно пункт на внешней стороне Или представляет необходимые условия для водворения на оном военного поста, но из беглого обозрения Заилийского края, произведенного в 1851 году во время экспедиции против Таучубекова укрепления, и из других сведений можно заключить, что по обилию сенокосных трав, хлебопахотных мест и хороших вод в большей часть Заилийской равнины в выборе такого пункта не встречается никакого затруднения». И вот, 2 июля 1853 года, после напутственного молебна под звуки гарнизонного оркестра, игравшего «Славься!» – традиционный завоевательный марш – из крепостных копальских ворот карьером вымахнули две сотни казаков, в облаке пыли протопала пехота, и прогрохотал конно-артеллерийский взвод. Отряд под командованием пристава Большой Орды майора Перемышельского, сменившего к тому времени на этом посту майора Врангеля, шел надолго. Одних сухарей взяли 2091 пуд, крупы 387 пудов. Солдаты сгибались под тяжестью ранцев и амуниции. Триста верблюдов, предоставленных баями и манапами были нагружены до отказа. Отряд шел строить крепость, поэтому взял с собой богатый шанцевой инструмент. Для переправы через Или взяли лодки, паромные настилы, веревки. При отряде, кроме обер- и унтер-офицеров находились: инженерный офицер, корпуса топографов, офицер лекарь и фельдшер, три фургейта, денщики, цирюльники, мастеровые. Река Или Река Или встретила отряд неприветливо. Во время переправы поднялась буря. Свинцовые волны захлестывали паром, грозили потопить солдат. Берег, на который высаживался отряд, был залит водой. При переправе погибло 8 верблюдов. 21 июля основной отряд, двигаясь вверх по реке Тургень, вышел на караванную дорогу Великого Шелкового пути, ведущую из Ташкента в Кульджу и прибыл к урочищу Иссык. Отсюда майор Перемышельский начал поиски места для постройки укрепления.

http://pravoslavie.ru/36355.html

...Их сердце отжило для мира, Ум с суетою незнаком, Как будто светлый ангел мира Их осенил своим крестом. И внемлет вечное Бог-Слово, Их тяжкий труд благословив, Святых молитв живое слово И гимнов сладостный призыв. Никитин – один из самых глубоких религиозных поэтов, что роднит его не только с кольцовской песенной поэтикой, но и кольцовскими «Молитвой», «Перед образом Спасителя». Никитинская «Молитва», как и кольцовская, принадлежит к хрестоматийным образцам: О Боже! дай мне воли силу, Ума сомненья умертви, – И я сойду во мрак могилы При свете Веры и Любви. Мне сладко под Твоей грозою Терпеть, и плакать, и страдать; Молю: оставь одну со мною Твою святую благодать. Приходится только сожалеть, что нет таких хрестоматий, в которые вошла бы эта «Молитва» (1851) и другие стихи Никитина: «Новый Завет» (1853), «Молитва дитяти» (1853), «Моление о чаше» (1854), «Сладость молитвы» (1854), «Лампадка» (1857). Никитин до сих пор представлен лишь своими стихами, отразившими «некрасовские мотивы». Перемена Была пора невинности счастливой, Когда свой ум, тревожный и пытливый, Я примирял с действительностью злой Святых молитв горючею слезой; Когда, дитя безпечное свободы, В знакомых мне явлениях природы Величие и мысль я находил И жизнь мою, как дар небес, любил. Теперь не то: сомнением томимый, Я потерял свой мир невозмутимый – Единую отраду бытия, И жизнь моя не радует меня... Бывают дни: измученный борьбою, В тиши ночной, с горячею мольбою Склоняюсь я к подножию креста; Слова молитв твердят мои уста, Но сердце тем словам не отвечает, И мысль моя Бог знает где блуждает, И сладких слез давно минувших лет И на лице, и на глазах уж нет. Так, холодом темницы окруженный, Скорбит порой преступник осужденный И к прежним дням уносится мечтой От горечи существенности злой, Но бедняку лишь новое страданье Приносит лет былых воспоминанье. 1849 Молитва О Боже! дай мне воли силу. Ума сомненье умертви, – И я сойду во мрак могилы При свете Веры и Любви. Мне сладко под Твоей грозою Терпеть и плакать и страдать;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

1821 г.; в 1824 г. определен ректором Волынской семинарии. Магистр, протоиерей И. Иванов , с 10 февр. 1824 г.; в 1828 г. сент. 4 возведен в звание ординарного профессора. Магистр, иером. Евсевий Ильинский , из Киевских воспитанников, с 15 окт. 1835 г. переведен на класс богословских наук. Ст. сов., магистр, Д. Ф. Вознесенский, переведен с класса общей словесности 12 марта 1838 г.; с 27 июля того же года экстраординарный, – с 2 окт. 1839 г. ординарный профессор; сконч. 4 авг. 1852 года. Магистр, А. П. Соколов, из воспитанников Казанской Дух. Академии, с 11 нояб. 1852 г.: через год перемещен в здешнюю семинарию на класс общей гражд. истории и соединенных предметов. Ныне священник при православной миссионерской церкви в Стокгольме. Магистр, П. В. Лебедев с 28 окт. 1853 г. Ныне священник Успенской церкви, что на Сенной, в С.-Петербурге. Профессоры и бакалавры истории 1) Общей гражданской И. С. Кочетов, с 13 авг. 1814 г.: переведен на класс общей церковной истории. Магистр, А. Рождественский , с 17 июля 1817 г. в августе 1819 г. перемещен в здешнюю семинарию на класс истории и французского языка. Ныне протоиерей Троицкого собора в С.-Петербурге. Магистр, В. В. Оржевский, с 14 авг. 1819 г. Ныне тайный сов., бывший директор Департамента исполнительной полиции Министерства внутр. дел. Магистр, А. И. Райковский, с 1 авг. 1821 г. Ныне протоиерей Казанского собора в С.-Петербурге. Магистр, С. И. Красноцветов, с 25 сент. 1829 г.; в июле 1830 года определен священником к православной церкви в Швейцарии. Ныне протоиерей Успенской церкви, что на Сенной, в С.-Петербурге. Магистр, Д. Соснин, из учителей Ярославской семинарии, с 22 сент. 1830 г. Скончался 13 окт. 1833 г. Магистр, П. Никитский, с 21 окт. 1833 г. бакалавр. Магистр, священник А. Ф. Орлов, с 7 марта 1838 г. Ныне законоучитель 1-й С.-Петерб. гимназии. Магистр, И. Н. Делицын, с 29 сент. 1851 г.; в 1855 г. определен священником к приходской Благовещенской церкви, что на Васильевском острове, в С.-Петербурге. Магистр, А. И. Предтеченский , из здешних воспитанников, с 6 ноября 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Weissenf. 1803., Seyffarth; из древнейших Flacii in ev. Joh. præf. и др. 385 Уже в 16 столетии так смотрели на эту главу: Joh. Mariana (Scholia brevia in V. et N. T. Madrit 1519. ad Joh. 20 30) и Cornel. Iansen (Comment, in concord, ev. c. 147). 386 Труднее судить о другом (недавно von Lachmann и Tischendorf опущенном) отделении (Perikope) Евангелия от Иоанна, в подлинности которого сомневаются, отделении, заключающемся в гл. 7, 53–8, 11. о жене, ятой в прелюбодеянии. Хотя содержание этого отделения отнюдь не говорит против подлинности, но отсутствие Иоанновых особенностей и присутствие кое-чего не Иоаннова (Credner Einleitung s. 203 и дал.) заставляет несколько подозревать его подлинность, а пропуск этого отделения в более известных рукописях (А. В. С. L. и т. д.) и древних переводах в соединении с молчанием о нем 3-х первых столетий (за единственным исключением Constitutiones apostol. 11, 24,) и некоторыми не совсем благоприятными замечаниями о нем позднейших учителей Церкви, усиливают это подозрение, которое впрочем ни по внешним ни по внутренним основаниям, не дает права отрицать историческую истину его содержания. 387 «Multi, говорит Ориген hom. 1. in Luc., conati sunt scribere ew., sed non omnes recepti…, ut sciatis non solum quatuor evangelia, sed plurima esse conscripta, e quibus haec, quae habemus, electa sunt et tradita ecclesiis.... Ecclesia quatuor habet evv., haereses piurima, e quibus quoddam scribitur secundum Aegyptios, aliud júxta XII apostolos. Ausus fuit et Basilides scribere evangelium et suo illud nomine titulare... scio quoddam ev., quod appellator secundum Thomam, et juxta Matthiam; et alia plura legimus». Также и Иероним в praef. in Matth: Plures fuisse, qui evv. scripserunt,.... perserverantia usque ad praesens tempus monimenta declarant, quae a diversis auctoribus edita diversarum haereseon fuere principia; ut est illud juxta Aegyptios et Thomam, et Matthiam et Bartholomaeum, XII quoque apostolorum et Basilidis atque Apellis ac reliquorum, quos enumerare longissimum est. 388 Некоторые из них напечатаны в Codex apocryphus N. Т. Hamb. 1719. J. A Fabricii; все доселе известные – в издании Thilo Т. 1. Lips. 1832 и еще в Evangelia apocrypha Teschendorf Lips. 1853, где помещено все в последнее время найденное по этой части. В немецком переводе апокрифические Евангелия изданы К. F. Borberg Die apocryphischen Evangelien und Apostelgeschichten. Stuttg. 1841.; существенное из их содержания с примечаниями К. Hofmann Das Leben Jesu uach den Apocryphen Lpz. 1851. Вообще ср. Tischendorf De evv. apocr. origine et usu. Hag. C. 1850 . и M. Nicolas Etude sur les évangiles apocryphes. Par. 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010