Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕСИПОВ Есипов Григорий Васильевич (24.09.1812, Тула - 11.04.1899, С.-Петербург), историк. Из дворян Саратовской губ. Образование получил в пансионе при С.-Петербургском ун-те, после окончания к-рого с янв. 1831 г. служил канцелярским чиновником, затем помощником старшего цензора в Комитете иностранной цензуры. 2 июня 1834 г. произведен в титулярные советники, 9 июня 1836 г.- в коллежские асессоры. 27 янв. 1838 г. определен производителем дел в ученый комитет Мин-ва гос. имуществ, являлся помощником правителя дел в комитете, затем правителем дел. 10 янв. 1844 г. произведен в коллежские советники, исполнял должности начальника временного управления землями Симбирской губ. и старшего члена Межевой конторы, 26 июля 1847 г. произведен в статские советники. С 16 окт. 1848 по 14 янв. 1851 г. являлся председателем Казанской (затем Рязанской) палаты Гражданского суда. В 1852-1856 гг. чиновник особых поручений при председателе С.-Петербургского опекунского совета, в 1856-1864 гг. управляющий делами опеки по вверенным вел. кнг. Марии Николаевне благотворительным заведениям, 17 апр. 1857 г. произведен в действительные статские советники. В 1864 г. причислен к Мин-ву имп. двора, 4 июля 1882 г. назначен зав. общим архивом (в Москве и С.-Петербурге) мин-ва, был одним из создателей архива. Заслуги Е. отмечены орденами св. Анны 2-й (1855) и 1-й (1887) степени, св. Станислава 1-й степени (1868). Е. погребен в Москве на Ваганьковском кладбище. Лит. деятельность Е. началась с перевода (совм. с Мухановым) романа В. Гюго «Ганс Исландец» (СПб., 1833). В 1836 г. вместе с Д. Н. Толстым и М. А. Языковым издал «Сочинения» кн. А. Д. Кантемира. В 50-х гг. начал изучать исторические документы в архивах, гл. обр. по истории раскола (см. Старообрядчество ) и по эпохе Петра I. Наряду с С. М. Соловьёвым Е. стал 1-м исследователем, получившим доступ к материалам секретного отд-ния Московского архива старых дел (в т. ч. к документам Преображенского приказа, Тайной канцелярии, «делам с известным титулом»). Стимулировал начало описания документов секретного отд-ния, руководил описанием дел Сыскного приказа на 1-м этапе. Подготовил и опубликовал ряд документов, имевших общественный резонанс: «Собрание документов по делу царевича Алексея Петровича» (М., 1861), «Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии» (СПб., 1861-1863. 2 т.).

http://pravenc.ru/text/190247.html

Вскоре насельницы заметили у П. дар прозорливости. Одно время она ходила в кабак, что вызывало разговоры и насмешки, пока не выяснилось, что целовальник собирался убить жену; блаженная его остановила и с тех пор не появлялась в кабаке. Также П. предсказала сводной сестре Евдокии смерть при родах первенца и провидела смерть своего мужа от холеры в 1848 г. П. трижды собирались выслать из обители. Когда в последний раз Ирина Прокофьевна велела отвезти ее к родным, блаженная ответила: «Да что она обо мне говорит! Сама-то она еще не начальница; ведь еще сама-то, вот как я, в уголке посидит»,- и через 2 недели начальницу сменили (Там же. С. 425). О новой начальнице, Екатерине Васильевне Ладыженской, П. сказала: «Нет, это еще не коренная. Да еще смута-то, смута-то у нас будет» (Там же. С. 426). Во время Крымской войны, в 1854-1856 гг., П. «как живая реляция возвещала о бывших сражениях, молясь сама, и других подвигая на молитву» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 г. Д. 11. Л. 51). Постепенно к П. стали приходить посетители. С одними она общалась ласково, с другими грозно, нек-рых отгоняла от себя и бросала в них камнями. Родные П. также начали ездить к ней за советом и благословением. Она говорила без умолку, то иносказательно, то прямо, но ок. 1857 г. резко изменила образ жизни, сказав Анне Герасимовне: «Сейчас был у меня батюшка Серафим и велел мне молчать и находиться более в келлии, чем на дворе». С этого времени П. постоянно молчала, разговаривала только по особым случаям, большую часть времени проводила в келье или в «караулке». В 1859 г. Дивеевскую общину возглавила Елизавета Алексеевна Ушакова, к-рая относилась к П. с глубоким почтением. Про нее П. сказала: «Вот это-то уж настоящая, как есть коренная» ( Серафим (Чичагов). 2005. С. 426). 29 сент. 1860 г. епископом Нижегородским и Арзамасским был назначен Нектарий (Надеждин), к-рый распорядился, чтобы Ушакова подала прошение о преобразовании общины в мон-рь. 21 янв. 1861 г. Высочайшим указом был учрежден 3-классный Дивеевский мон-рь (2 ПСЗ.

http://pravenc.ru/text/2579926.html

Феодор Бухарев (1824–1871) еще учеником привлек к себе внимание преподавателей. В 1846 г. он закончил Московскую Духовную Академию и сразу же постригся в монахи; впоследствии он открыто признавался, что сделал это по своей болезненности и ради собирания души, а еще для того, чтобы целиком посвятить себя богословской науке. Лекции по экзегетике, которые он читал в Московской Академии, вызвали настоящий восторг у студентов, глубина и образность этих лекций, а также отказ от схоластических приемов в изложении материала (свойственных его предшественникам по кафедре) позволили молодому ученому внести свежую струю в академическую жизнь. Даже митрополит Филарет, который сам был не вполне чужд схоластическому духу, поначалу благоволил к Феодору. Живое и образное истолкование евангельской и апостольской эпохи отличает и труд Бухарева «Несколько статей о святом апостоле Павле» (вышел в 1861 г.), в котором содержится глубокое сопоставление Ветхого и Нового Заветов. Знаменитые «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, в свое время вызвавшие бурную полемику, произвели очень сильное впечатление на Бухарева. В защиту Гоголя он написал сочинение «Три письма» (1848), которое показал митрополиту Филарету, тот решительно не одобрил его. («Три письма» были напечатаны только в 1861 г.). Между тем у молодого преподавателя появились сложности и трения в академии в отношениях с ректором, главным образом из-за некоторых пояснений, содержавшихся в его лекциях, которые были сочтены слишком «либеральными» и «протестантскими»; вскоре Бухарева возвели в сан архимандрита и перевели в Казанскую Духовную Академию на менее опасную кафедру догматического богословия. Лекции в Казани снова вызвали сочувствие и восторг у студентов, ибо и здесь Бухарев демонстрировал новый метод, давал новые оценки и опирался на совершенно новый научно-критический подход. Его проповеди создали ему большую популярность в обществе. «Вечера у отца Феодора», где живо обсуждались религиозные вопросы и на которых главным оратором был он сам, причем в беседах своих проявлял явную склонность к мистицизму, оказались в центре духовной жизни казанского общества, что опять-таки вызвало недовольство начальства. Бухарева на этот раз перевели в Петербург в Комитет духовной цензуры, где, как надеялись, занятия, духовно истощающие человека, исцелят его от излишних волнений крови.

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Ф. Ходасевича «Конец Ренаты» (1928). Л. Н. Толстой Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – русский писатель, мыслитель, критик, публицист, педагог. С переездом семьи Толстых в Казань поступил в Казанский университет (1844) по разряду арабско-турецкой словесности, в 1845 перешел на юридический, не окончив курса, уволился в 1847. Занимался переустройством быта крестьян в усадьбе (1847), наезжал в Москву (1848), сдавал экзамены на степень кандидата прав (1849), пытался служить в Тульском губернском правлении (1849). На Кавказе написал повесть «Детство» опубл. в «Современнике» (1852, под псевдонимом]. В 1851–1853 гг. участвовал в качестве добровольца, а потом артиллерийского офицера в войне с горцами, в 1854 отправился в Дунайскую армию, затем в Севастополь, где сражался с турками на прославленном 4-м бастионе. На материале армейского быта были созданы «Набег» (1852), «Рубка леса» (1852–1855), севастопольский цикл очерков (1855). В 1855 г. переехал в Петербург, вошел в круг сотрудников «Современника». Здесь закончены «Люцерн» (1857), «Утро помещика» (1856). В эти годы состоялась первая поездка в Западную Европу (1857). В 1853 г. написаны «Казаки». На рубеже 60-х годов Толстой оставил литературную деятельность и нашел себе другие занятия в деревне. Работал в яснополянской школе, издавал журнал «Ясная Поляна» (1862). В годы реформы выполнял обязанности ходатая по крестьянским делам как мировой посредник Крапивенского уезда. Написаны «Поликушка» (1861–1863), начало романа «Декабристы» (1860–1861). Роман «Война и мир» (1863–1869) печатался с 1865 г. В начале 1870-х г г. был задуман роман о Петре I, но педагогические интересы вновь переманили Толстого: написана «Азбука» (1871–1872), потом «Новая азбука» (1874–1875), сочинены сказки и басни, вошедшие в четыре «Русские книги для чтения». «Арзамасский ужас», посетивший Толстого в 1869 г., внес в его жизнь и публицистику темы тоски и смерти. В 1876–1877 гг. опубликована «Анна Каренина». В 1884 г. напечатана «Исповедь», а в 1882–1884 – «В чем моя вера?» и труды по нравственно-религиозным проблемам: «Исследование догматического богословия» (1879–1880); «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880–1881).

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

И архимандрит Савва с честью послужил в должности ректора (на которую определен был 18 мая 1859 года), в короткое время своего управления семинарией сделав многое для её благоустройства. „Иным казалось, – писал о нем преосвященный Леонид, – что уклонившись в специальность археологии, он не поднимет бремени ректорства; оказалось противное. Умом просвещенным, характером открытым и твердым, без жестокости, он совершенно овладел своей должностью. Он был тяжел только для врагов порядка”. 21 Но архимандрита Савву скоро ожидало и еще более высокое положение, уже предуказанное в вышеприведенных словах письма Митрополита Филарета к обер-прокурору. В конце 1860 года ректор Московской духовной академии архимандрит Сергий (Лапидевский), по представлению Митрополита Филарета, был Высочайше утвержден в звании епископа Курского и 1 января 1861 года хиротонисан был в епископа, а на его место Митрополит Филарет представил в ректоры архимандрита Савву. Для сего еще от 15 декабря 1860 года писал он к обер-прокурору Св. Синода графу А. П. Толстому: «ректор Московской семинарии архимандрит Савва состоит в священстве с 1842 года, в монашестве – с 1848 года, ректором – с 1858 года. Во время исправления должности Синодального ризничего он сделался известным деятельными и основательными археологическими занятиями. С основательными познаниями соединяет твердый характер в управлении». И затем, указав на особенную необходимость твердости в управлении академией за то время, добавил: „посему полагаю, что в настоящее время, паче прежнего, требуется, чтобы ректор академии имел характер твердости в управлении” 22 . Согласно представлению Митрополита Филарета, архимандрит Савва и был назначен от 21 января 1861 года на должность ректора и профессора богословских наук в академию. С достоинством и немалой пользой управлял архимандрит Савва и академией, хотя также не долгое время, принимая живое и деятельное участие во всех отправлениях жизни академии, в то время еще стоявшей во главе Московского духовно-учебного округа и заведывавшей подчиненными ей семинариями и училищами, издававшей Творения Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2112. Беседа преосвященного Илиодора, архиепископа курского. 1846. IV. 278. 2113. Слово неизвестного проповедника. 1825. XX. 330. В неделю 29-ю по Пятидесятнице 2114. Слово архиепископа Феофана Прокоповича , о ненависти ко греху. 1826. XXIV. 37. 2115. Беседа преосвященного Илиодора, епископа курского. 1843. IV. 389. 2116. Слово преосвященного Григория, архиепископа казанского. 1852. II. 551. В неделю 32-ю по Пятидесятнице 2117. Слово преосвященного Илиодора, епископа курского. 1844. I. 313. В неделю 33-ю по Пятидесятнице 2118.       Беседа преосв. Гавриила, архиепископа рязанского. 1842. I. 255. В неделю 34-ю по Пятидесятнице 2119. Слово неизвестного проповедника. 1827. XXV. 76. В неделю по Просвещении 2120. Слово преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1852.       I. 57. 2121. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 9. В неделю о Мытаре и Фарисее 2122. Беседа преосв. Илиодора, архиепископа курского. 1847. I. 284. 2123. Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 98. 2124. Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 33. В неделю Мясопустную 2125. Слово Преосв. Елпидифора, епископа вятского. 1854. I. 126. 2126. Его же. Поучение. 1856. I. 92. 2127. Неизвестного проповедника слово о страшном суде. 1848. I. 67. В неделю Сыропустную 2128. Краткое поучение преосв. Агапита, епископа томского. 1838. I. 281. 2129. Слово Евгения, архиепископа псковского. 1839. I. 226. 2130.       Слово преосв. Григория, архиепископа казанского. 1853. I. 107. 2131. Слово преосв, Анатолия, архиепископа могилевского. 1854. I. 133. 2132. Поучение преосв. Елпидифора. епископа вятского. 1858. I. 135. 2133. Слово неизвестного проповедника. 1830. XXXVII. 180. 2134. Поучение неизвестного проповедника. 1843. I. 320. 2135. Беседа неизвестного проповедника. 1880. I. 184. В первую неделю Великого Поста, или в неделю Православия 2136. Слово преосв. Григория, епископа калужского. 1826. XXII. 337. 2137.       Слово преосв. Макария, епископа харьковского и ахтырского. 1861. I. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1122 Герцен Александр Иванович (1812–1870) – российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке. С 1847 г. в эмиграции. После поражения европейских революций 1848–1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 г. основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 г. встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863–1864 гг. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852–1868) – один из шедевров мемуарной литературы. 1123 Молох – согласно Библии, божество, которому приносились человеческие жертвы (особенно дети), почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене. В переносном смысле – страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв. 1131 Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894) – российский епископ; богослов, публицист-проповедник. С 1872 г. жил в затворе. Книга лекций «Путь ко спасению» (1868–1869) о православном образовании и воспитании. Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике «Слова архимандрита Феофана» (1859). В интимно-поучительном «Собрании писем» (вып. 1–8, 1898–1901) – размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Канонизирован в 1988 г. 1132 Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – русский философ, историк, общественный деятель, публицист; один из идеологов славянофильства, автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки Крестьянской реформы 1861 г., в 1859–1860 гг. – член редакционной комиссии. 1133 В узком смысле александризм – это стиль эллинистической поэзии, сформировавшийся в Александрии. Эта поэзия, лишенная волнующих общественных проблем, предназначалась для узкого круга придворной и интеллектуальной элиты, свидетельствовала об упадке подлинного поэтического чувства, о подмене настоящей поэзии учеными изысканиями в стихотворной форме. Основателем александрийского стиля был глава музея и воспитатель наследника престола Каллимах (310–240 до н. э.). В широком смысле под александризмом подразумевается культивирование изящной, отточенной формы в ущерб содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На обратный проезд ему было выдано 120 р., но он просил еще 55 руб., которые и были исходатайствованы из Дух. -уч. управления. В том же году поступил серб Михаил Геориадес, по ходатайству директора азиатского департамента, генерала Ковалевского. В 1861 г. приняты в семинарию черногорцы – Джуро-Лазов Ябучанин и Дим. Пунашевич – для изучения церк. живописи. С тою же целию еще в 1853 г. допущен был к посещению классов икокописания обучавшийся в академии художеств болгарин Стан. Доспевский. В 1861 г. араб Георий Маркос просил с другом еще арабом Нифонтом Мусеем о перемещении из киевской семин. в спб., так как они в киевской возбудили против себя неудовольствие других иностранцев, особенно сербов и болгар «за то, что не разделяют питаемого ими нерасположения к греческой нации». Семин. правление отказало по тесноте помещения, а также потому, что и в петерб. семинарии с ними может случиться тоже, что в киевской. Но, по распоряжению исправлявшего должность об. -прокурора князя Урусова, Маркос принят в спб. семинарию, причем учившиеся здесь греки (Ив. Георгиадес, Конст. Иеропас и Ант. Филиппеос) дали подписку, что согласны жить с Маркосом вместе в одной комнате; впрочем два последних грека вскоре вышли из семинарии по болезни. В 1864 г. Афонской Хиляндрской обители иеродиакон Евстафий допущен был к слушанию уроков в семинарии, с помещением в лавре. В 1865 г. принят грек Эммануил Пападаки, а в 1868 г. бежавший из Турции черногорец Георгий Филиппович и серб Явт Георгиевич. Были в семинарии и присоединившиеся из римско-католического вероисповедания, напр. Антон Залесский – из поляков (с 1848 г.), Мефодий Цехановский (в средн. отд. 1865 г.), чрез два года вышедший по расстроенным обстоятельствам; а также не мало обращенных евреев: Михаил Фалеев (с 1845 г.) Гавр. Архангельский (1847 г.); – в 1855 г. отказано в приеме в семинарию крещеному из евреев Зендерберу, за малолетством (12 лет); Ошер Дзягилер (1862 г.), Липкин (1864 г.) – оба последние имели уже детей, которых привезли потом в С.-Петербург – «для приготовления к православию»; Матвей Беккер (1866 г.), по обращении отданный под нравственное наблюдение семин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Феодор Бухарев (1824—1871) еще учеником привлек к себе внимание преподавателей. В 1846 г. он закончил Московскую Духовную Академию и сразу же постригся в монахи; впоследствии он открыто признавался, что сделал это по своей болезненности и ради собирания души, а еще для того, чтобы целиком посвятить себя богословской науке.    Лекции по экзегетике, которые он читал в Московской Академии, вызвали настоящий восторг у студентов, глубина и образность этих лекций, а также отказ от схоластических приемов в изложении материала (свойственных его предшественникам по кафедре) позволили молодому ученому внести свежую струю в академическую жизнь. Даже митрополит Филарет, который сам был не вполне чужд схоластическому духу, поначалу благоволил к Феодору. Живое и образное истолкование евангельской и апостольской эпохи отличает и труд Бухарева «Несколько статей о святом апостоле Павле» (вышел в 1861 г.), в котором содержится глубокое сопоставление Ветхого и Нового Заветов. Знаменитые «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя, в свое время вызвавшие бурную полемику, произвели очень сильное впечатление на Бухарева. В защиту Гоголя он написал сочинение «Три письма» (1848), которое показал митрополиту Филарету, тот решительно не одобрил его. («Три письма» были напечатаны только в 1861 г.). Между тем у молодого преподавателя появились сложности и трения в академии в отношениях с ректором, главным образом из-за некоторых пояснений, содержавшихся в его лекциях, которые были сочтены слишком «либеральными» и «протестантскими»; вскоре Бухарева возвели в сан архимандрита и перевели в Казанскую Духовную Академию на менее опасную кафедру догматического богословия.    Лекции в Казани снова вызвали сочувствие и восторг у студентов, ибо и здесь Бухарев демонстрировал новый метод, давал новые оценки и опирался на совершенно новый научно-критический подход. Его проповеди создали ему большую популярность в обществе. «Вечера у отца Феодора», где живо обсуждались религиозные вопросы и на которых главным оратором был он сам, причем в беседах своих проявлял явную склонность к мистицизму, оказались в центре духовной жизни казанского общества, что опять-таки вызвало недовольство начальства. Бухарева на этот раз перевели в Петербург в Комитет духовной цензуры, где, как надеялись, занятия, духовно истощающие человека, исцелят его от излишних волнений крови.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Михаил Николаевич Похвиснев (1813–1882) – виленский гражданский губернатор (18581863), цензор МЦК (1852–1854), начальник ГУДП (2.XII.1866–24.IX.1870), директор Департамента исполнительной полиции МВД (1870–1878); коллекционер гравированных портретов. Иван Васильевич Росковшенко (1809–1889) – переводчик, поэт; тайный советник (1880); помощник редактора «Журнала Министерства народного просвещения» (с 1837 г.), инспектор Тифлисской гимназии (с 1839 г.), директор училищ Подольской губернии (1848–1850), директор Ровенской гимназии (1853–1855), цензор (с 1859 г.; вместе с Гиляровым) и председатель МЦК (1865–1879). Петр Дмитриевич Стремоухов (1828–1918) – служил при Министерстве финансов (1849–1854), предводитель дворянства Нижегородской губернии, депутат от Губернского комитета об улучшении быта помещичьих крестьян; рязанский гражданский губернатор (1862–1867), член Совета ГУДП (8.III.1868–16.IV.1881) и, одновременно, Совета министра внутренних дел (23.V.1871–16.IV.1881). Феофил Матвеевич Толстой (1809–1881) – музыкальный критик, композитор и беллетрист; паж Высочайшего Двора (1823–1827), служил чиновником в Государственном контроле (с 1828 г.), при МВД (с 1836 г.) и Военном министерстве (с 1843 г.); член Совета ГУДП (29.VIII.1865–26.XI.1871). Виктор Яковлевич Фукс (1830–1891) – тайный советник, юрист; служил канцелярским чиновником в Костроме и Москве (с 1852 г.); чиновник особых поручений при министре внутренних дел (с 1861 г.), заведующий делопроизводством Совета министра внутренних дел по делам книгопечатания (с 21.VI.1863 г.), член ГУДП (с 30.VIII.1865 г.), одновременно и. д. председателя Варшавского цензурного комитета (17.II.1870–12.II.1871); публицист; знакомый и корреспондент Гилярова в 1860-х гг. Михаил Романович Шидловский (1826–1880) – сенатор (с 1873 г.), генерал-лейтенант Генерального штаба; служил по военному ведомству (с 1857 г.), тульский гражданский губернатор (с 1860 г.), начальник ГУДП (24.IX.1870–15.XI.1871), товарищ министра внутренних дел (1871–1874); соученик Ф. М. Достоевского по Инженерному училищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010