С 1832 г. М. м. возглавлял уже не опат, а супериор (игумен) Варлаам Яскульский, который в 1839 г. перешел в Православие. Он продолжал служить в обители, являясь настоятелем сначала в сане игумена, а затем - архимандрита. С 1834 г. в М. м. действовало униат. Мелецкое ДУ. Благодаря архим. Варлааму (Яскульскому) училище удалось сохранить, оно в 1842 г. официально было признано властями в качестве православного уездного духовного училища для детей духовенства Луцкого, Ковельского и Владимирского уездов. В 1894 г. Мелецкое уч-ще было перенесено в мест. Мацеев с сохранением названия «Мелецкое», в 1915-1919 гг. находилось в эвакуации в Житомире, в 1919-1920 гг. снова действовало в М. м. под рук. выпускника Волынской ДС мирянина Леонтия Клюковского. Попытки митр. Дионисия (Валединского) разместить училище либо в мест. Мацеев, либо в г. Любомль не увенчались успехом, в итоге учебное заведение было упразднено. До 1842 г. обитель имела статус вотчинного мон-ря, пользовавшегося с XVI в. владениями, доставшимися ему от князей Сангушковичей. В 1842 г. все монастырские владения перешли в ведение Мин-ва государственных имуществ. Взамен же мон-рь получил от казны денежный оклад в размере 3485 р. По штату в обители положено было проживать архимандриту, наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам, 5 послушникам и 24 служителям. Земли при мон-ре оставалось до 150 дес. После кончины в 1847 г. архим. Варлаама (Яскульского) в 1848-1852 гг. М. м. возглавлял выпускник Волынской ДС архим. Григорий (Немоловский), которому удалось упорядочить монастырский архив и подготовить историко-статистическое описание обители, частично опубликованное в житомирской газ. «Жизнь Волыни». После него сохранился составленный в 1852 г. сб. «Записки о Мелецком монастыре». В 1852-1859 гг. настоятелем М. м. был архим. Николай (Дунин-Борковский), выпускник Волынской ДС, к-рому удалось добиться существенной помощи для обители из гос. казны. В 1859 г. (иногда ошибочно указывается 1855) был построен теплый Александро-Невский храм, вместо которого в 1900 г. возведен Преображенский храм. Также в ведение обители было возвращено монастырское озеро близ мест. Мельцы. В 1862-1865 гг. М. м. возглавлял архим. Серафим, представитель местного дворянского рода, пожертвовавший для обители 210 р. серебром.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

1819 – Преобразование Киевской духовной академии. 1826 – Закрытие Библейского общества. 1830 – Учреждение Духовной миссии на Алтае. 1831 – Возвращение Почаевской лавры Православной Церкви. 1832 – Прославление святителя Митрофана Воронежского . 1839 – Собор в Полоцке. Воссоединение униатов с Православной Церковью. 1840 – Издание новых Правил духовно-учебных школ. 1842 – Преобразование (вторичное открытие) Казанской духовной академии. 1842 – Введение монастырских штатов в западных епархиях. 1848 – Учреждение Духовной миссии в Иерусалиме. 1857 – Возобновление работы над переводом Библии на русский язык. 1861 – Прославление святителя Тихона Задонского . 1867 – Начало реформы духовного образования. 1870 –Учреждение Духовной миссии в Японии. 1875 – Воссоединение униатов Холмщины с Православной Церковью. 1876 – Издание Библии на русском языке. 1884 – Издание Правил о церковно-приходских школах. 1884 – Издание новых Уставов духовных школ. 1901–1903 – Религиозно-философские собрания. 1903 – Прославление преподобного Серафима Саровского . 1905 – Издание закона о свободе вероисповеданий. 1906 – Предсоборное присутствие. 1908 – Ревизия духовных академий. 1909 – Перенесение мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской. 1910 – Издание нового Устава духовных академий. 1912–1913 – Предсоборное совещание. 1917 – Предсоборный совет. 1917–1918 – Поместный Собор Православной Российской Церкви. 1917 – Начало большевистского террора против Церкви. 1917 – Восстановление патриаршества. 1918, 25 января (7 февраля) – Убийство священномученика Владимира, митрополита Киевского. 1918 – Сибирское церковное совещание в Томске. 1919 – Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе. 1920 – Предоставление автономии Православной Церкви в Эстонии. 1921 – Начало самосвятского раскола. 1921 – Предоставление автономии Православным Церквам в Финляндии, Латвии и Польше. 1921 – 1 Русский всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах. 1922 – Образование обновленческого ВЦУ. 1922, 13 августа – Расстрел священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1848-1850 гг. на средства старосты собора купца 1-й гильдии А. Н. Никитина была покрыта новой медью с золоченой сеткой глава; старые медные листы с огневым золочением остались у купца. В 1857 г. кровлю повредило бурей. Богослужения в Д. с. совершались только в летнее время (храм закрывался после 26 окт., дня памяти вмч. Димитрия). В зимний период служили только в теплом приделе (разобран вместе с галереями). В 1883 г. в храме появилось калориферное отопление, что позволило совершать круглогодичное богослужение. Вблизи юж. фасада построили небольшую звонницу, в к-рой помещалась печь. Эти работы проводились по инициативе настоятеля собора прот. В. В. Косаткина по проекту акад. архитектуры А. М. Павлинова на средства старосты собора В. Н. Муравкина. До 1883 (или 1896) г. рельефы покрывали «для предохранения от выветривания камня» белой краской или побелкой, стены - цветной или темной, позже рельефы выкрашивали темной краской, а стены - белой. О древнем некрополе собора ничего не известно. В 1783 г. в соборе из уважения к заслугам и по завещанию погребен гр. Р. И. Воронцов - 1-й губернатор Владимирской губ. В 1804 г. его сыновьями было поставлено надгробие. Аллегорические фигуры - склонившаяся над урной плакальщица с кипарисовой ветвью в руке и мальчик с пеликаном (один из символов масонства, к которому принадлежал Воронцов) - изваяны из белого мрамора в Лондоне. Фоном для скульптурной группы служит пирамида из серого мрамора - аллегория вечности. Изготовленная в московских мастерских И. П. Витали и С. П. Кампиони пирамида установлена во время ремонта собора в 1841 г. на средства внука Воронцова новороссийского губернатора М. С. Воронцова. По стилю и качеству исполнения надгробие принадлежит к лучшим образцам мемориальной скульптуры нач. XIX в. Надгробие стояло у юж. стены - там, где под полом находится погребение. В 1896 или 1906 г. при поновлении фресок на своде под хорами надгробие было переставлено к зап. стене, в 2003 г. реставрировано. В 1919 г., с отделением Церкви от гос-ва, Д.

http://pravenc.ru/text/178253.html

В М. А. люди видели «своего заступника», который «прославиша Господа Бога и Пресвятую Богородицу». Князь был «велми добродетелен и милосерд ко христианом», на его похоронах св. блгв. вел. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский «плакашеся» вместе с людьми своей земли «великим плачем» (РГБ. Ф. 178. Муз. 4288. Л. 616 об.- 617, список кон. XVII в.; Сиренов. 2003. С. 76-77). Гробница князя первоначально находилась в зап. углу сев. галереи Успенского собора во Владимире, однако, «возможно, в связи с сооружением в 1848 г. деревянной лестницы на хоры, или раньше, может быть, в XVII или XVIII в.- ее поставили в другое место, вглубь галереи, справа (то есть восточнее) от северного портала собора» ( Тимофеева Т. П. Исследования по истории владимирского Успенского собора. М.; СПб., 2013. С. 104, 106; Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 1891. С. 21. Примеч. 2). Некая «мраморная статуя» у нового места погребения М. А. считалась в XIX в. поставленной Андреем Боголюбским в память о сыне ( Доброхотов. 1849. С. 56). В 1882 г., во время реставрации Успенского собора, в нем были приведены в порядок княжеские гробницы, а останки М. А. освидетельствованы. 12 и 15 февр. 1919 г. мощи Владимирских святых, очевидно и М. А., подверглись вскрытию. Они были возвращены Церкви в 50-х гг. XX в. (до 1958), в наст. время почивают во владимирском Успенском соборе. Канонизация М. А. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование которому было восстановлено определением Поместного Собора от 26 авг. 1918 г. (список святых впосл. пополнялся, см.: Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 («Мстислав Владимирский»)). Ист.: Муханов П. А. Сборник [док-тов по рус. истории]. СПб., 18662. С. 599-600; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 18, 234; Т. 25. С. 79, 81-83; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 244-245, 249-251; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах.

http://pravenc.ru/text/2564280.html

Впрочем, вскоре после упомянутой выше мученической кончины священномученика Григория (Ангелопулоса) константинопольские иерархи сделали попытку опереться и на православные народы Балканского полуострова. Именно в то время Окружным Соборным Посланием Восточных патриархов 1848 года православный народ (представители которого в османский период были интегрированы в высшие органы церковного управления всех восточных Патриархатов) был торжественно провозглашен хранителем истины в Церкви. Тогда же получила автокефалию Церковь освобожденной от османского ига Греции (Элладская Церковь). Однако уже во второй половине XIX века константинопольские иерархи отказали в признании восстановления автокефалии Болгарской Церкви (смирившись с таковой лишь в середине XX века). Аналогичные проблемы с признанием со стороны Константинополя испытывали также и православные Патриархаты Грузии и Румынии. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что восстановление в конце второго десятилетия минувшего века единой автокефальной Сербской Православной Церкви не встретило со стороны Константинополя никаких возражений. Новая, первая в ХХ веке, драматическая страница в истории Константинопольской Церкви была связана с пребыванием на Её Патриаршем Престоле Мелетия IV (Метаксакиса), занимавшего кафедру Вселенского Патриарха в 1921-1923 гг. В 1922 году он упразднил автономию Греческой Архиепископии в США, чем спровоцировал разделение как в американском, так и в греческом Православии, а в 1923 году, созвав «Всеправославный Конгресс» (из представителей всего пяти Православных Поместных Церквей), он провел через этот не предусмотренный каноническим строем Православной Церкви орган решение об изменении богослужебного стиля, чем спровоцировал церковную смуту, породившую впоследствии т.н. «старостильный» раскол. Наконец, в том же году им были приняты под омофор Константинополя раскольничьи антицерковные группировки в Эстонии. Но самой фатальной ошибкой Мелетия IV была поддержка лозунгов «воинствующего эллинизма», что после победы Турции в Греко-турецкой войне 1919-1922 гг.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

При Евдокиевском храме, который изначально строился как кладбищенский, находится ста­рейший из сохранившихся некрополей Липецка. На нем, обнесенном кирпичной оградой с круглыми башенками по углам, похоронены представители многих знаменитых дворянских родов: князей Волконских, Буниных, Лермонтовых, Бланков, Толстых, Пущиных, Вердерев­ских, Губастовых, Дурасовых. Здесь же нашли свой последний приют строители Липецкого духовного училища и автор первой книги о Древне-Успенской церкви Иван Ионович Нарцис­сов (1854-1911), известный садовод Василий Васильевич Быханов (1829-1896), устроитель и благотворитель Софийской церкви Липецкого духовного училища Петр Аввакумович Трун­цевский (1800-1877) и др. в 1930-х годах на кладбище был похоронен местно чтимый по­движник, блаженный Иоанн Чижов. Но, к сожалению, местонахождение его могилы сегодня неизвнстно. Согласно декрету СНК от 7 декабря 1918 года «О переходе кладбищ в ведение местных совдепов...», вопрос о передаче Евдокиевского кладбища новым властям был поднят в марте 1919 года, а к 28 мая принято решение о передаче его вместе со сторожкой. Безбожная власть и взращенная бездуховность со временем привели к почти полному уничтожению надгроб­ных памятников. Точные места многих захоронений неизвестны: почти все мраморные и гра­нитные памятники в советское время были разворованы, оставшиеся разбиты или перемеще­ны. На своих местах сохранились единичные надгробия: Сергея Ефимовича Блохина (29.06.1848-16.11.1899), Василия Васильевича Быханова, Ивана Конновича Ершова (сконч.66 лет, в 1881 году), Александры Павловны Карповой (8.06.1840-5.04.1909), Владимира Ан­дреевича Карстенса (5.07.1813-3.07.1890), Дмитрия Петровича Петрова (12.10.1830-18.12.1907), Василия Васильевича Сидорова (6.03.1853-14.05.1905), Ивана Васильевича Хренникова (23.08.1847-20.11.1907), Павла Васильевича Хренникова (7.07.1855-11.03.1915). кладбище при Евдокиевской церкви функционировало до 1965 года. Площадь его на настоя­щий момент составляет 3,5 га. После 1917 года храм, как и другие липецкие церкви, лишился земельной собственности, а причт  - средств к существованию. Еще 11 апреля 1918 года комиссией была составлена по­дробная опись церковного имущества, а в марте 1922 года состоялось изъятие из Евдокиев­ского Храма серебряной утвари. Было конфисковано не менее 16 предметов весом 13 фунтов 21 золотник 86 долей на сумм 3120000 рубля. 13 сентября 1925 года в алтаре храма были выломаны решетки и украдены ризы икон и дарохранительница. Взломщиков, как водится, не нашли.

http://sobory.ru/article/?object=11634

Ржание коней, разговор гостей и ямщиков – все свидетельствовало о действительности этого события. Тогда девицы, постепенно придя в себя, решились выйти из своего укрытия. И видят наяву, что злодеями выдавлены стекла, но их самих нет. Видимо, они были отогнаны от дома приездом мнимых гостей, которых на самом деле не было. Сестра моя, – закончил свою повесть иеросхимонах Арсений, – скончалась еще не старой. Смерть ее была безболезненна. Она умерла, словно уснула тихим, приятным сном. Перед смертью она, благословляя детей и мужа, в тихой молитве всех их поручила Царице Небесной и просила Ее быть им Покровительницей во все дни их жизни. Перед кончиной она была напутствована Приобщением Святых Христовых Таин и соборована». Добрая старица Голос от иконы Божией Матери повелевал: «Тотчас же пошли рабу моему Иоанну Украинцеву для его семейства все необходимое пропитание» В 1919 году в обители Преподобного Сергия чувствовался большой недостаток хлеба. Каждому из трехсот человек братии выдавалось тогда ежедневно хлеба по четверти фунта. 16 ноября означенного года наместнику лавры докладывают, что пришла к нему загорская старушка Нина Степановна Аристова, которая желает его видеть. Наместник отец Кронид не замедлил выйти к ней. И спросил ее: «Чем я могу служить вам?» Она молча, не спеша из своей сумки вынимает кусок черного хлеба с фунт, такой же ломоть полубелого хлеба, два кусочка пиленого сахару и осьмушку кофе. Все это положив на стол, она попросила принять от нее в дар. Наместник, зная ее небогатое состояние, говорит ей: «Простите, Нина Степановна! Взять от вас этого я не могу, зная, что вы сами во всем нуждаетесь». Заметив огорчение посетительницы, отец Кронид постарался ее успокоить, взяв принесенное ею. Она же в объяснение своего поступка, рассказала интересный факт. В 1848 году был в Москве голод и свирепствовала холера. Люди умирали тысячами как в Москве, так и в уездах Московской губернии. Однажды во время голода к Ивану Илларионовичу Украинцеву пришла одна женщина. В неописуемом горе и рыдании просила она сколько-нибудь хлеба для своей семьи, так как дети ее умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Сохранились иконы - благословения К., предположительно исполненные в мастерской Троице-Сергиевой лавры, напр. Владимирский образ Божией Матери кон. XIX - нач. XX в. (ц. Воскресения словущего на Успенском вражке в Москве) с автографом К. от 10 янв. 1919 г. на обороте; икона «Прп. Сергий Радонежский» (ок. 1915, домовый храм вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны при ц. свт. Митрофана Воронежского на 2-й Хуторской ул. в Москве) с надписью на оборотной стороне: «Даръ Намстника Tpouцe-Ceprieboй лавры о. Архимандрита Кронида. Iюля 30 д. 1915 г.» (От прп. Сергия Радонежского до прп. Серафима Саровского: Монастырские традиции в рус. искусстве: Буклет выст./ЦМиАР. М., 2014. С. 11). Свящ. Сергий Чураков, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Волков Георгий Нилович; 1878-1938), архим., прмч. (пам. 12 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) МИНА (Шелаев Иван Власович; 1882-1837), архим., прмч. (пам. 22 окт.; в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНОР (Морозкин Никифор Михайлович; 1870-1938), архим., прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2462035.html

Так что, вопреки декларациям, принцип «самоопределения наций» не торжествовал, а грубо попирался на Парижской конференции 1919 года. Создатели Венской системы были, хотя бы, честнее. Они не разглагольствовали о свободе народов, а восстанавливали, где это не противоречило интересам великих держав, права прежних монарших династий, что официально входило в задачу конгресса. Справедливо пишут, что все решения Венского конгресса были продиктованы закулисными сговорами представителей нескольких великих держав. Но разве даже сейчас, двести лет спустя, дипломатические переговоры полностью, что называется, «транспарентны» для публики? Нет. И на Парижской конференции 1919 года тоже всё решали четыре главные союзные державы - Англия, Франция, США и Италия. При этом страны-победительницы были на Венском конгрессе снисходительнее к побеждённым, чем на Парижской конференции. Побеждённая Франция была в 1814-1815 гг. допущена к секретным совещаниям великих держав. Побеждённые же Германия и её бывшие союзницы не были полноправными участницами Парижской конференции 1919 года. Им лишь дали на подпись те условия, к обсуждению и выработке которых они совершенно не были допущены. Не удивительна, поэтому, и разница в результатах того и другого форума. Парижская конференция и Версальский договор не просто оказались неспособны предотвратить новую мировую войну. Без преувеличения можно утверждать (что и делает большинство историков, изучавших это событие), что Версальский договор сделал Вторую мировую войну неизбежной. Сравним теперь это с состоянием Европы после Венского конгресса. Про столетний мир на западной границе России мы уже сказали. В Западной Европе хотя было не столь мирно, но до общеевропейской коалиционной войны (а таких происходило немало в XVIII столетии, ещё до Наполеона) оставалось ещё далеко. Так, если не считать международных интервенций в Испанию и Неаполь, предпринятых для восстановления свергнутых династий, и войн с Турцией (последняя не входила в понятие «Европа» в XIX веке), то первая война между европейскими странами после Венского конгресса произошла только в 1848 году - между Пруссией и Данией. Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. вовлекла несколько европейских государств, но все театры военных действий тоже находились за пределами «Европы» в её тогдашнем понимании (правда, в пределах России или рядом с нею). В 1859 году произошла война Франции и Пьемонта против Австрии, вслед за чем в 1860-1861 гг. имели место ещё несколько войн за объединение Италии. Пруссия с 1864 по 1871 год провела три войны - с Данией, Австрией и Францией, причём первые две оказались молниеносными. И больше в Европе (если не считать, опять же, Балканы) вплоть до 1914 года не возникало никаких военных конфликтов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

К стр. 162 – Обращение Собора к архиепископу Кентерберийскому... – Архиепископ Кентерберийский является примасом, то есть первенствующим епископом, сообщества Англиканских Поместных Церквей. В 1919 г. этот титул носил Рэндал Дэвидсон. К стр. 167 –. ..чудотворной Аксайской иконой Божией Матери... – местночтимая чудотворная икона в Донской и Ростовской епархиях (ныне – Донская митрополия). Относится к иконографическому типу «Одигитрия». Явление произошло в станице Аксайской в 1830 г., во время эпидемии холеры на Дону. Здесь икона пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петровым на средства прихожан. Затем икона перенесена в столицу донских казаков – Новочеркасск, в кафедральный собор Вознесения Господня, где находилась 1847–1848 гг. Новая эпидемия холеры заставила вернуть икону в станицу Аксайскую, где она вновь явила чудодейственную силу. С этого времени по разрешению Синода ежегодно совершался крестный ход в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и ближайшие станицы. Празднование установлено 28 июля. В 1920-е гг. местные жители еще просили у советской власти разрешение на организацию крестных ходов с иконой во время голода и бедствий, но затем следы ее теряются. Ныне образ утрачен. (Донские епархиальные ведомости. 1870 5). С. 149; 1877 9). С. 286–287; 1878 20). С. 758–759; 1916 32). С. 488). К стр. 172 – ...Май-Маевскому... – Май-Маевский Владимир Зенонович (Зиновьевич) – (15(27).9.1867–13.11.1920, Севастополь), российский военачальник, один из руководителей Белого движения на Юге России, генерал-майор Генштаба (1917), дворянин. В 1918 г. поступил в Добровольческую армию, в мае-декабре 1919 г. командовал Добровольческой армией в составе Вооруженных сил на Юге России. В конце ноября 1919 г. отстранён от должности и заменён генерал-лейтенантом П. Н. Врангелем. Скончался от сердечного приступа во время эвакуации остатков «Русской армии» из Севастополя, могила неизвестна (Рутыч H. Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных сил Юга России. М., 1997. С. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010