Среди ученых, активно развивавших это философско–богословское течение, – мюнстерский профессор и священник Альберт Штёкль (1823–1895) 720 , профессор Немецкого коллежа в Риме иезуит о. Йозеф Вильгельм Карл Клёйтген (1811–1883) 721 , венский профессор Мартин Грабманн (1875–1949) 722 , лувенский профессор философии Морис де Вульф (1867–1947) 723 , профессор томизма там же и архиепископ Мешлена Дезире–Фелисьен–Франсуа–Жозеф кардинал Мерсье (1851–1926) 724 ; еще один лувенский профессор иезуит Жозеф Марешаль (1878–1944) 725 ; иезуит Луи кардинал Бийо (1846–1931) 726 ; известный богослов и многолетний сотрудник издания «Общества Иисуса» Civilta Cattolica иезуит Маттео Либераторе (1810–1892) 727 ; каноник кафедрального собора в Неаполе и профессор о. Гаэтано Сансеверино (1811–1865) 728 , профессор в Брессаноне и Падуе иезуит Джованни Мария Корнольди (1822–1892) 729 , основатель кафедры церковной истории в университете Фрибурга (Швейцария) и ее первый профессор бельгийский доминиканец Пьер Мадонне (1858–1936) 730 , профессор Католического института в Париже доминиканец Антонэн–Жильбер Сертийянж (1863–1948) 731 , седевакантистский епископ доминиканец Мишель–Луи Жерар де Лорье (1898–1988) 732 , профессор университета Монпелье Эме Форе (1898–1983) 733 , директор Католического института в Париже и Сен–Сюльпис философ и богослов монсеньор Альбер Фарж (1848–1926) 734 , французский иезуит, профессор Папского Грегорианского университета Жозеф де Финанс де Клэрбуа (1904–2000), перешедший в католичество французский философ Жак Маритэн (1882–1973) 735 , французский доминиканец Режинальд Гарригу–Лагранж (1877–1964) 736 , доминиканский богослов Мари–Доминик Шеню 737 , о коем речь пойдет ниже; профессор Сорбонны, Гарварда, Торонтского университета, Коллеж де Франс, член Французской академии и гроссмейстер Ордена Почетного легиона, философ и историк Этьен Жильсон (1884–1978) 738 ; аргентинский прелат Октавио Николас Деризи (1907–2002) – викарный епископ Ла Платы и профессор местных семинарии и университета, а также университета в Буэнос-Айресе 739 , и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

In his work Veselovsky also gives in parallel columns the texts of Pseudo-Gregory’s commentary (after Krasnosel’tsev’s edition), and of another apocryph, the King Amphilog’s vision of the Divine Liturgy (ibid., 140–141). 13  Lazar’ Mirkovich, «Angels and Demons on the Capitals of the Church of St. Demetrios of the Markov Monastery near Skopje» [original title in Serbian: Миркови Л., и демони на капителима у цркви св. Дuмumpuja Маркова манастира код in Старинар, 6 (Belgrade, 1931), 3–13 (reprinted in: idem, Иконографске cmyдuje (Нови Сад, 1974)). The article was first presented as a paper at the Third International Congress of Byzantine Studies in 1930 in Athens. Seventy years later, Klimentina Ivanova published another redaction of the same commentary, after a Bulgarian codex dated A.D. 1552 (Klimentina Ivanova, «The Sermon of St. Basil the Great and of Father Ephraim on the Holy Liturgy, That It Is Fitting to Stand in the Church with Fear and Trepidation» [original title in Bulgarian: Иванова К., «Слово на св. Василий Велики и на отец Ефрем за светата Литургия, как подобава да се стои в църквата със страх и трепет " ], in PB 26/1 (2002), 3–16) 14  This was first established in 1897 by Yakov Smirnov, «On an Extracts» (published in 1899), 422–424. Afanasyeva wrongly claims that «this manuscript is mentioned for the first time in an article by N. Tunitsky» (Afanasyeva, Old Slavonic Interpretations..., 66), who published his article only in 1907, i. e., 10 years after Smirnov made this identification, and more than 60 years after the publication of a report by Archbp. Philaret (Gumilevsky) on the presence of Pseudo-Gregory’s text in this manuscript (Чmehiя въ Императорскомъ обществ ucmopiu и древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ университет, годъ второй 2 (1846), 46). See also: Arkhangel’sky, The Fathers of the Church..., 146. 15  Krutova, The Golden Chain... For our text here see pp. 56–58. The same text is included in a book by Georgi Minchev, The Word and Rite: Commentaries on the Holy Liturgy in the Context of Other Culturally Related Texts in the Slavonic Middle Ages [original title in Bulgarian: Минчев Г., Слово и обред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Изыскание о рус. проповеднике XIII в. Владимирском еп. Серапионе//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 92-96; он же. Содержание рукописи «Златая чепь», принадлежащей нач. XIV в.//ЧОИДР. 1846. 2. Смесь. С. 45-48; Буслаев Ф. И. Рус. пословицы и поговорки//АИЮС. 1854. Кн. 2. Ч. 2. Отд. 1. С. 69-70; Петухов Е. В. Мат-лы и заметки из истории древней рус. письменности: К вопросу о «Златых цепях»//Изв. Ист.-филол. ин-та кн. Безбородко в г. Нежине. К., 1894. Т. 13. Отд. 3. С. 33-68; Владимиров П. В. Из истории древнерус. письменности//ЧИОНЛ. 1895. Кн. 9. Отд. 4. С. 23, 32-44; Пономарёв А. И. Поучения о разных истинах веры, благочестия и христианской жизни//Памятники древнерус. церк.-учит. лит-ры. СПб., 1897. Вып. 3. С. 8-18; Виноградов В. П. Уставные чтения. Серг. П., 1915. Вып. 3: Очерки по истории греко-слав. церк.-учит. лит-ры. С. 183-187; Пономарёв Л. И. К лит. истории древнерус. сборника «Златая цепь»//УЗ Казанского ун-та. Каз., 1916. Кн. 8. Отд. наук. С. 1-32; Орлов А. С. Книга рус. средневековья и ее энциклопедические виды//Докл. АН СССР. Л., 1931. Сер. В. 3. С. 37-48; Алексеева Т. А. Сборники постоянного и варьирующегося состава со словами Кирилла Туровского//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 244-245; Черторицкая Т. В. Уставные чтения: Четьи сборники Др. Руси//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 236-238; Крутова М. С., Невзорова Н. Н. «Златая чепь»//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 184-187 [Библиогр.]; Буланин Д. М. «Пандекты» и «Тактикон» Никона Черногорца//Там же. С. 292-294; Крутова М. С. «Златая чепь» как тип сборника//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 39-62; она же. Лексическая вариантность в рус. списках «Златой цепи» XIV-XVII вв.: АКД. М., 1989; она же, сост. «Златая цепь»//Метод. рекомендации по описанию слав.-рус. рукописей, хранящихся в СССР. Новосиб., 1990. Вып. 5. Ч. 1-2; она же. Изборник Святослава 1073 г. и «Златая цепь»: Сопоставительный анализ//Традиции древнейшей слав. письменности и языковая культура вост. славян. М., 1991. С. 53-64; она же. «Златая цепь» по Троицкому списку//Румянцевские чтения-2003: Культура: От информации к знанию. М., 2003. С. 129-133.

http://pravenc.ru/text/199901.html

Job Getcha. La reforme, с. 161-299. А. Пентковский. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности//Журнал Московской Патриархии. М., 2001, 2,с. 72-80. Доступно на сайте: http://www.liturgica.ru/bibliot/reformy.html А. Пентковский, Типикон, с. 153. Подробнее об истории монашеских уставов см. в монографии И. Мансветова, Церковный устав, с. 61-134, 168-197, 222-228. О Студийской традиции на Афоне см. Lerou J. La conversion de Saint Athanase l " Athonite à l " idéal cénobitique et l " influence Studite//Le Milllénaire du mont Athos 963–1963,т. 1,с. 101-120. Сравнительный анализ глав Евергетидского устава с главами, внесёнными в этот устав св. Саввой, предпринят в статье Митровича Миладина «Хиландарский типикон как церковно-юридический документ», опубликованной на сайте Богослов.ру: http://www.bogoslov.ru/text/311117.html Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. Труд В. Н. Бенешевича. Том второй. Подготовлен к изданию и снабжен дополнениями Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым и Я.Н. Щаповым. Издательство Болгарской Академии наук, София, 1987. Эти ответы также опубликованы в каноническом собрании Ралли-Потли (Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων, см. ниже), т. 4, с. 417-427. Многотомная серия, изданная под редакцией французского византиниста Поля Лемерля. http://www.bogoslov.ru/text/2441062.html Γ. Ρλλη — Μ. Ποτλ, Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων, т. 1-6, θνησιν, 1852-1859. Здесь приводятся ссылки на наиболее полное собрание канонов и канонических постановлений Православной Церкви, изданных выдающимися греческими канонистами XIXb. Константином Ралли и Михаилом Потли. Codex Iustinianus, в CorpusIuris Civilis, изд. P. Krüger, т. II, Berolini, 1929. НовеллыЮстиниана, в Corpus Juris Civilis, изд. R. Schöll — G. Kroll,m. III, Berolini, 1928. Jus Graeco-Romanum, т. 1-8 (изд. C. Ε. Zachariae von Lingenthal), θvαι 1930-1931. Basilicorum libri LX. T. 1-6/Ed. G. E. Heimbach, C. G. Heimbach. Lipsiae, 1833-1870 (suppl. Zachariae, 1846, и Ferrini Mercari, 1897).

http://pravoslavie.ru/55435.html

До 30-х гг. XIX в. в семье О " Родди передавался по наследству реликварий К., изготовленный в 1536 г. по заказу Бриана О Руарька и его жены Маргариты. Реликварий скорее всего предназначался для хранения рукописи (в наст. время утрачена) ( Murphy. 1892). «Книга из Фина», также находившаяся во владении О " Родди, была передана католическому епископу Арда и Клонмакнойза, а в 1888 г. приобретена для б-ки Королевской Ирландской академии. В Фина хранился также почитаемый с XIII в. «колокол Каллина» - колокольчик, переделанный из чаши XII в. ( Bourke. 2000). В нач. XIX в. реликвию передали католич. приходской церкви в Фоксфилде. В дек. 2010 г. реликварий и колокольчик, хранившиеся в музее диоцеза Арда и Клонмакнойз, сильно пострадали во время пожара в соборе св. Мела в г. Лонгфорд. За пределами графства Литрим в Ирландии известно лишь одно место почитания К.- о-в Чапел (графство Голуэй), где находятся руины капеллы К. и источник. К XVII в. относится самое раннее упоминание о св. источнике близ сел. Балликоннили, к которому 13 нояб., в день памяти К., собирались паломники ( O " Flaherty R. A Chronographical Description of West or h-Iar Connaught, Written A. D. 1684/Ed. J. Hardiman. Dublin, 1846. P. 109-110; Hynes. 1931. P. 53-54). Ист.: The Book of Fenagh in Irish and English, Originally Compiled by St. Caillin, Archbishop, Abbot, and Founder of Fenagh/Ed. W. M. Hennessy, D. H. Kelly. Dublin, 1875; The Book of Fenagh. Dublin, 1939. Vol. 1: [Facsimile]; Vol. 2: Suppl. vol./Ed. R. A. S. Macalister; Tromdámh Guaire/Ed. M. Joynt. Dublin, 1931; Imtheacht na Tromdhaimhe, or, The Proceedings of the Great Bardic Institution/Ed., transl. O. Connellan. Dublin, 1860. Лит.: Murphy D. On an Ancient Ms. Life of St. Caillin of Fenagh, and on His Shrine//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. 3. Dublin, 1889/1891. Vol. 1. P. 441-445; idem. The Shrine of St. Caillin of Fenagh//J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Ser. 5. Dublin, 1892. Vol. 2. P. 151-153; Plummer C. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography// Idem.

http://pravenc.ru/text/1320011.html

Албанская/История/Выдающиеся личности HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Составил Юрий Максимов Епископ Феофан (Ноли) Епископ Феофан (1882-1965), - человек, стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа в ХХ веке. Получив рукоположение в священнический сан и монашеский постриг в Русской Православной Церкви, впоследствии он на короткое время стал предстоятелем Албанской Православной Церкви и правителем Албании, а затем, после свержения, возглавлял епархию Албанской Церкви в США, будучи также писателем, переводчиком, поэтом, издателем, общественным деятелем. Епископ Феофан (1882-1965), - человек, стоявший у истоков возрождения Албанской Православной Церкви, виднейшая фигура не только религиозной, но и политической, общественной и культурной жизни албанского народа в ХХ веке. епископ Феофан (Ноли), 1950-е годы. епископ Феофан (Ноли), 1950-е годы. Фан (Феофан) Ноли родился 6 января 1882 года в деревне Ибрик Тепе возле Южной Едирне (Адрианополь) в европейской части Турции. Его отец Стилиан Ноли, который был одаренным певчим в православной церкви, привил своему сыну любовь к церковной музыке и византийской традиции. Фан Ноли учился в греческой средней школе в Едирне, а в 1900 году, после короткого пребывания в Константинополе, поселился в Афинах, где ему удавалось немного подрабатывать переписчиком, суфлером и актером. Путешествуя с одной странствующей театральной труппой по греческим поселениям в восточном среднеземноморье, Ноли попал в Египет. Покинув труппу в Александрии, с марта 1903 до марта 1905, он работал преподавателем греческого языка, а также певчим сначала в Шибин-эль-Ком, а с марта 1905 до апреля 1906 в Эль-Файюм, где осела небольшая албанская колония. Здесь он написал несколько статей на греческом языке и перевел послание Сами Фрашери «Албания — какой она была, какой она стала, какой она будет» на греческий. В Египте Ноли обрёл наставника - монаха Нила, и под влиянием общения с ним обретает желание стать православным священником. Кроме того, он познакомился с национальными лидерами албанской общины Спиро Дайн (1846 - 1922), Йани Врухо (1863-1931) и Афанасом Ташко (1863-1915), которые побудили его эмигрировать в Америку, где он смог бы найти лучшее применение его талантам. И Ноли согласился.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

975       См., например: Maskell W. Monumenta ritualia ecclesiae Anglicanae or Occasional Offices of the Church of England according to the Ancient Use of Salisbury, the Prymer in English and Other Prayers and Forms with Dissertations and Notes. 2 vols. L., 1846 (2nd ed.: Oxf., 1882). 976       The ancient liturgy of the Church of England according to the uses of Sarum, Bangor, York & Hereford and the modern Roman liturgy: Arranged in parallel columns by W. Maskell. L., 1844 (ряд переизданий). 977       Frere W.H. A New History of the Book of Common Prayer. L., 1901 (на основе более ранней работы Ф. Проктера); Idem. The Liturgical Gospels. L., 1913; Idem. The Primitive Consecration Prayer. L., 1922; Idem. Studies in the Early Roman Liturgy. 2. The Roman Gospel-Lectionary; 3. The Roman Epistle- Lectionary. L., 1934–1935; Idem. The Anaphora, or Great Eucharistie Prayer: An Eirenical Study in Liturgical History. L., 1938. 979       Srawley J.H. The Early History of the Liturgy. Cambridge, 1913 [переизд.: Cambridge, 1947 (Cambridge Handbooks of Liturgical Study)]. см. также его: The liturgical movement: its origin and growth. L., 1954. 982       Les Ordines Romani du haut Moyen Age/M. Andrieu (éd.). 5 vols. Louvain, 1931, 1948, 1951, 1956, 1961 (I: Les manuscrits; II: Les textes (Ordines I–XIII); III: Les textes (suite) (Ordines XIV-XXXIV); IV: Les textes (suite) (Ordines XXXV-XLIX); V: Les textes (suite) (Ordo L)) (Spicilegium Sacrum Lovaniense: Études et Documents 11, 23, 24, 28–29): см. также: Le Pontifical romain au Moyen-Âge/M. Andrieu (éd.). Città del Vaticano, 1938. Библиографию трудов монсеньора Андриё см. в: Mélanges en l’honneur de Monseigneur Michel Andrieu. Strasbourg, 1957. см. также: Palazzo E. A history of liturgical books from the beginning to the thirteenth century/Trans. M. Beaumont. Collegeville (MN). 1998. 984       Leclercq. H. Manuel d’archéologie chrétienne depuis les origines jusq’au VIIIe siècle. P., 1907. 985       La liturgie attribuée à Saint Jean Maron/Texte syriaque éd. et trad, par J.-B. Chabot. P., 1940.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1846 г. после обсуждений, в которых участвовали Н., Белинский, Герцен и др., принято решение издавать журнал, развивающий принципы «натуральной школы». В итоге был взят в аренду ж. «Современник», 1-й номер к-рого вышел 1 янв. 1847 г. Н. был одним из его издателей и оставался на этом посту вплоть до закрытия журнала в 1866 г.; первое время исполнял всю рутинную работу - правил рукописи, вел деловую переписку, общался с цензорами. Для «Современника» Н. в соавторстве с А. Я. Панаевой (с кон. 40-х гг. XIX в. до 1863 г. его гражданская жена) написал романы «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Среди др. прозаических произведений Н., созданных в сер. 40-х - 50-х гг.,- роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1844-1847), к-рый остался незаконченным (полностью опубл. в 1931), юмористический роман «Тонкий человек» (1855; не окончен), лит. критика (ст. «Русские второстепенные поэты» (1850) и др.). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. Н. написал исповедальный лирический цикл о любви, посвященный Панаевой («Если мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др.). Как руководитель «Современника» Н. проявил тонкую лит. интуицию и, будучи редактором-издателем, не следовал за читательским спросом, а прилагал усилия к просвещению аудитории в антикрепостническом и демократическом духе. Он публиковал в «Современнике» произведения самых талантливых писателей (в разные годы в нем печатались Белинский, Герцен, Тургенев, Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. Ф. Писемский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой , Ф. И. Тютчев , А. А. Фет , Н. Г. Чернышевский , Н. А. Добролюбов и др.), по общему признанию, это был наиболее значительный журнал своего времени. В нач. 50-х гг. XIX в. Н. обратился к теме гражданского долга поэта, в 1852 г. написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Эту тему Н. осмысливал до конца жизни, ее пафос обозначился в известных афористичных строках: «Поэтом можешь ты не быть,/но гражданином быть обязан» или «Мне борьба мешала быть поэтом,/Песни мне мешали быть бойцом» и др. В стихотворении «Замолкни, Муза мести и печали» (1855) затронут принципиально важный для Н. мотив: «То сердце не научится любить,/Которое устало ненавидеть». Евангельский пафос любви, явно присутствующий в поэзии Н. и поддержанный евангельской образностью, постоянно корректировался мотивом «ненависти» к угнетателям «сирых и убогих» и обличения сильных мира сего. В стихотворении «Праздник жизни…» (1855) Н. декларирует, что в его поэзии теплится «та любовь, что добрых прославляет,/Что клеймит злодея и глупца».

http://pravenc.ru/text/2564846.html

A Cyrillian Christology//Theological Studies, 36. Part 3. Washington, 1975. 9 . Otto S. Person und Subsistenz. Die philos. Anthropologie des Leontius von Byzanz. Ein Beitrag zur sp. Geistesgesch. Miinchen, 1968. 10 . Rees S. Leontius of Byzantium and his Defence of the Council of Chalcedon//Harvard Theological Review, 24, 1931. 11 . Idem. The De sectis. A treatise attributed to Leontius of Byzantium//Journal of Theological Studies, 40, 1939. 12 . Idem. The Life and Personality of Leontius of Byzantium//Journal of Theological Studies, 41, 1940. 13 . Idem. The Literary Activity of Leontius of Byzantium//Journal of Theological Studies, XIX/1, 1968. 14 . Richard M. Leonce de Jerusalem et Leonce de Byzance//Melanges de Science Religieuse, I, 1944. 15 . Idem. Leontius de Byzance etail-il origeniste?//Revue des Etudes Byzantines, 5, 1947. 16 . Stickelherger H. Substanz und Akzidenz bei Leontius von Byzanz//Theologische Zeitschrift, 36, 1980. 17 . Stiernon D. Leonce de Byzance, theologien et controversiste//Dictionnaire de Spiritualite, 9, 1976. 18 . Watt J. II. I. The Authenticity of the Writings ascribed to Leontius of Byzantium//Studia Patristica, VII. Berlin, 1966. 1846 Maurice James Dowling. The Christology of Leontius of Byzantium (Diss.). The Queen’s University of Belfast, 1982. Перевод с английского – Кырлежев A. 1847 См., например, свт. Игнатий Антиохийский . Послание к Магнезийцам, 11; Траллийцам, 9; Смирнянам, 1, 2, 3 и особенно Ефесянам, 7, где встречается знаменитая фраза, предвосхищающая позднейшее догматическое определение о «двух природах»: Ες ατρς στιν, σαρκικς τε κα πνευματικς, γεννητς κα γννητος, ν σαρκ γενμενος θες, ν θαντω ζω ληθιν, κα κ Μαρας κα κ θεο, πρτον παθητς κα ττε παθς, ησος Χριστς κριος μν. 1848 Тертуллиан . Против Праксея, 27: Sed enim invenimus ilium... Deum et hominem sine dubio secundum utramque substantiam in sua proprietate distantem: quia neque Sermo aliud quam Deus, neque caro aliud quam homo... Videmus duplicem statum, non confusum sed conjunctum in una persona, Deum et hominem Jesum...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Русское богатство: Ежемесячный литерат., научный и политический журнал. – СПб., 1879–1918. Русск. слово – Русское слово: Литературно-политический журнал. – СПб., 1859–1866. Санкт- Петерб. ведомости – Санкт-Петербургские ведомости. – СПб., 1789; 1801–1856. Санкт- Петерб. Меркурий – Санкт-Петербургский Меркурий: Ежемесячное издание 1793 г. Сб. ОРЯС АН – Сборник ОРЯС имп. АН. Т. 1–101. – СПб., 1867–1928. Свисток – Свисток: Собрание литературных, журнальных и др. заметок [прилож. к ”Современнику“]. –СПб., 1859–1863. Сев. цветы – Северные цветы на 1825–1932 гг., собранные бароном Дельвигом, изданные И. Слениным. – СПб., 1824–1831. Сев. вестник – Северный вестник. – СПб., 1804–1805. Современник – Сын Отечества – Сын Отечества. Журнал истории, политики, словесности, наук и художеств. – СПб., 1812–1852. Телескоп – Телескоп: Журнал современного просвещения, издаваемый Н. Надеждиным. – М., 1831–1836. Тр. диалектологич. комиссии – Труды комиссии по диалектологии русск. языка. Вып. 1–12. –Л., 1908–1931. Тр. и летописи о-ва ист. и древн. – Труды и летописи общества истории и древностей российских при Моск. ун-те. Ч. 1–8. – М., 1815–1837. Тр. Ист-археогр. ин-та – Труды историко-археографического института АН СССР. Т. 1–18. – М.; Л., 1930–1940. Тр. ком. по древнерус. лит. – Труды комиссии по древнерусской литературе. Т. 1. – Л., 1932. Тр. о-ва люб. росс. словесн. – Труды Общества любителей российской словесности при Моск. ун-те. Ч. 1–20. – М., 1812–1821. [ч. 20. Летописи о-ва, год 5]. Тр. отд. др.-русск. лит-ры АН – Труды отдела древнерусской литературы Института русской лит-ры АН. Т. 1 – . –Л., 1934. – . [Издание продолжается]. Чт. Моск. о-ва ист. и древн. – Чтения Московского общества истории и древностей российских при Моск. ун-те. – М., 1846–1918. Фил. зап. – Филологические записки: Изд. А. Хованским. – Воронеж, 1860–1917. Энц. слав. фил. – Энциклопедия славянской филологии. Вып. 1–12. – СПб., 1908–1929. Эпоха – Эпоха: Журнал литературный и политический, издаваемый семейством М. Достоевского. – СПб., 1864–1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010