Merx. Die Prophetie des Ioel und ihre Ausleger von den ältesten Zeiten bis zu den Reformatoren. Halle 1879. Ружемонт. Объяснение 12 последних пророческих книг Ветхого Завета. Перевод с французского Ю.Д.З. Спб. 1880. Gesenius. Thesaurus philologicus criticus linguæ hebrææ; et chaldææ Veteris Testamenti. Tomi I-II. Lipsiæ. 1829–1840. Gesenius. Hebräisches und chaldäisches Handwörterbuch uber das Alte Testament. 9-te e Umgearbeitete Auflage von Mühlau und Volck. 1883. Leipzig. Гезениуса. Еврейская грамматика. Перевод Коссовича. Спб. 1874. Schleusner. Novus thesaurus philologico – criticus sive Lexicon in LXX. Partes 1–5. Lipsiæ. 1820–1821. Meier. Hebraisches Wurzelvörterbuch. Mannheim. 1845. Ewald. Ausführliches Lehrbuch der Hebraisches Sprache des Alt. Bund. 7-te Ausgabe Gotting. 1863. Bocharti. Hierozoicon sive de animalibus S. Scripturæ. Recensuit Rosenmüller. T. 3. Lipsiæ. 1796. De locustis p. 289 sqq. Winer. G. B. Biblisches Realworterbuch 2 Auflage. Bde 1–2. Leipzig. 1833–1838. При хронологических указаниях мы пользуемся сочинением Бунзена Bibelwerk. 1-er Bd. 1-te Abtheilung. 1-er Theil Biblische Jahrbucher. Lpz. 1858. 478 В русской богословской литературе написаны следующие сочинения и статьи о пророке Иоиле: Иринея, архиеп. Псковского. Толкование на дванадесять пророков. Часть 2-я. Толкование на пр. Иоиля. Спб. 1805. Палладия, еп. Сарапульского. Толкование на св. прор. Иоиля. Вятка. 1872. Смирнова Ив. Св. Пророк Иоиль. Рязань. 1875. Филарета, митрополита Московского. Пророческие книги. Иоиль. Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1873. Май. Св. пророк Иоиль. Воскр. Чтение. т. V. Стр. 245. Христофор, еп. Вологодский. Предисловие к книге пр. Иоиля и перевод её. Воскр. Чт. 1876, II, стр. 274. Покровский Ф. Время деятельности пр. Иоиля. Христ. Чт. 1876, I, стр. 3 и сл. Его же. Состав и объяснение книги пророка Иоиля. Хр. Чт. 1876, II, стр. 3 и сл. Некрасов Ал. Введение в книгу пророка Иоиля. Хр. Чт. 1884 г., сент.-окт., стр. 280 и сл., 1885 июль-август, стр. 82 и сл. Краткие замечания о кн. пр. Иоиля находятся также в учебниках для духовных семинарий: г. Херюзерского, «Обозрение пророческих книг Ветхого Завета», Спб. 1873, стр. 200 и сл. и Орды. «Руководство к последовательному чтению пр. книг Ветхого Завета». Издание 3-е. Киев. 1873, стр. 142 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

К сборнику «За 100 лет», изданному к столетию Третьей гимназии, которое отмечалось в 1923 году, В.Г. Дружининым были написаны воспоминания «Гимназические годы И.А. Шляпкина». Эти воспоминания открываются следующими словами: «Всем нам дорогая Третья Гимназия празднует редкое в истории средних учебных заведений торжество – столетие своего существования. Такие торжества невольно заставляют вспомнить о прошлом родного училища и о выдающихся его воспитанниках, которое их вскормило и вывело на дорогу плодотворного служения, на пользу родной науки и просвещения...» 368 . В качестве иллюстрации к этим словам представляется уместным вспомнить конкретные имена и лица двенадцати учёных, выпускников Третьей Санкт-Петербургской гимназии за весь 95-летний период её существования – академиков и членов-корреспондентов Академии Наук. По хронологии выпусков гимназии первым академиком стал А.С. Фаминцын (1835–1918), учёный-ботаник, физиолог растений. За ним идёт выдающийся учёный-петрограф академик Ф. Ю. Левинсон- Лессинг (1861–1939); и следующим – академик АН СССР Н. Н. Аничков, выдающийся патолог, президент Академии Медицинских Наук СССР. Членами-корреспондентами Академии Наук стали: историки М. С. Куторга (1809–1886), вып.1827 г.; И. В. Помяловский (1845–1906), вып. 1863 г.; В.Г. Дружинин (1859–1936) вып. 1879 г.; филологи Т. Д. Флоринский (1854–1919), вып. 1872 г. и И. А. Шляпкин (1858–1918), вып. 1877 г.; учёный-химик Г. Г. Густавсон (1842–1908), вып. 1860 г.; ботаник К. Ф. Кесслер (1815–1881), вып. 1834 г.; крупный учёный в области электротехники Д. А. Завалишин (1900–1968), вып. 1918 г. и учёный-металлург Б. В. Старк (1883–1955) вып. 1902 г. 30 октября 2009 г. в связи со 150-летием со дня рождения В.Г. Дружинина , в Актовом зале школы был организован Круглый стол, посвящённый презентации небольшой выставки школьного музея 369 , знакомящей с жизнью и деятельностью В.Г. Дружинина . Кроме взрослых, в том числе и учёных РАН, приглашённых в школьный музей для участия в чтениях за Круглым столом, присутствовали и несколько учащихся школы. Одним из них предстояло разработать и провести экскурсию по выставке « В.Г. Дружинин , историк, археограф и коллекционер, выпускник Третьей СПб Гимназии», а другим – написать реферат на основе материалов выставки, а также самостоятельной поисковой работы, посвящённой жизни и научной деятельности В.Г. Дружинина (рис. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

1395 См. список цитат и аллюзий из Писания у Иустина в издании Отто, 579–592. Наиболее многочисленны цитаты из Пятикнижия, Исайи, Матфея и Луки. Из языческих авторов он цитирует Платона, Гомера, Эврипида, Ксенофонта и Менандра. 1396 Дональдсон (II. 148) делает из его самаринского происхождения и одной – двух попыток привести этимологию еврейских слов (Apol. I. 33) вывод, что он немного знал еврейский язык, но на самом деле это было очень поверхностное знакомство: в любом случае, он никогда не опирается на еврейский текст. 1397 Он называет христианскую религию (Dial., с. 8) μνη φιλοσοφα ασφαλς τε κα σμφορος, sola philosophia tuta atque utilis. 1398 τελευταος νμος κα διαθκη κυριωττη πασν, novissima lex et foedus omnium firmissimum. Dial., с. 11. 1399 Очень отличается от принципа Гегеля: все разумное действительно, а все действительное разумно. 1400 Он называет их χρηστοι (бесполезными), Apol. I. 46, ссылаясь на частое смешение Χριστς и χρηστς, полезный, благой. См. Apol. I. 4: Χριστιανο εναι κατηγορομεθα τ δε χρηστν μισεσθαι ο δκαιον. Но Иустин знал настоящее происхождение имени Χριστς, см. Apol. II. 6. 1401 В целом об отношениях платонизма и христианства см. в Ackermann, Das Christliche im Plato (1835, англ. перевод Asbury, с предисловием Шедда, 1861); Baur, Socrates und Christus (1837, новое издание – Zeller 1876); Tayler Lewis, Plato against the Atheists (1845); Hampden, The Fathers of the Greek Philosophy (1862); Cocker, Christianity and Greek Philosophy (1870); Ueberweg, History of Philosophy (англ. перевод 1872) и прекрасная статья профессора У. С. Тайлера из колледжа Амхерста в третьем томе Schaff – Herzog, Rel. Encycl. (1883, p. 1850–1853). Об отношениях Иустина с платонизмом и язычеством см. von Engelhardt, I.c., 447–484. 1405 Он сам рассказывает о своем обращении, Ad. Gr., с. 29, 30. Производит впечатление следующий отрывок (29): «Я уделял самое пристальное внимание этому вопросу [поиску истины], и случилось мне наткнуться на некие варварские писания, слишком древние в сравнении с греческими мнениями и слишком божественные, чтобы сравнивать их с заблуждениями; и я был склонен поверить им, потому что язык их был непритязательным, авторы безыскусны, они заранее знали о будущих событиях, давали прекрасные советы и провозглашали, что правление вселенной сосредоточено в руках одного Сущего. И, когда душа моя узнала о Боге, я понял, что читаемое мною ранее вело к осуждению, но эти писания ведут к концу рабства этого мира и спасают нас от множества правителей и десяти тысяч тиранов, ибо дают нам не то, чего у нас ранее не было, но то, что мы получили, но из–за заблуждений не могли удержать».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Начиная с 1868 г. работы, имевшие огромное значение, проводил французский исследователь Ш. Клермон-Ганно, который, помимо идентификации ряда библейских и более поздних объектов, сделал важнейшие открытия в области палестинской эпиграфики. Особую известность приобрел найденный им так называемый Камень Меши с надписью, прославлявшей победу над Израилем царя Моава, по имени Меша (библ. Меса), упоминаемого в Библии (см.: 4Цар. 3, 4 ). Этот же исследователь нашел запретительную надпись во дворе Храма и значительное число прочих ценнейших материалов. В Заиорданье археологические разведки проводили: в 1845 г. – Г. Валлин, в 1862 г.– В. Пальгрэв, в 1872 г. – В. Блент. Лидерами в исследовании Палестины были, безусловно, британские путешественники и ученые, основавшие в Лондоне в 1865 г. Фонд исследования Палестины. Издававшийся с 1866 г. в Лондоне журнал «Palestine Exploration Quarterly» публиковал их сообщения, закладывавшие основы для систематических исследований библейских древностей. В течение 1860–1870-х гг. сотрудниками фонда были проведены тщательные топографические исследования всего Иерусалима, на основании чего был составлен его детальный план, сослуживший хорошую службу следующему поколению археологов. К сожалению, предпринятые в 1867 г. британским офицером, капитаном Ч. Уорреном, масштабные раскопки в Иерусалиме и Иерихоне были малорезультативными; отсутствие практики и элементарных археологических знаний привело к странным результатам: храмовые сооружения времени царя Ирода I были приписаны Соломону, а крепость эпохи Маккавеев отнесена к периоду Крестовых походов. Уоррен, однако, нашел и правильно идентифицировал подземный источник Тихон, через который воины Давида взяли Иевус – Иерусалим. Был также найден и исследован канал Езекии, обнаружены остатки третьей стены Иерусалима, которую начал строить Ирод Агриппа I, а также арка в юго-западном углу Храмовой горы (см.: Warren Ch. Underground Jerusalem. L., 1876; Wilson Ch., Warren Ch. The Recovery of Jerusalem. L., 1871). Существенный вклад в развитие библейской археологии внесли германские исследователи, для которых археология была лишь вспомогательной дисциплиной библеистики (см.: Stade В . Geschichte des Volkes Israel: Im 2 Bd. B., 1887–1888; Guthe H. Geschichte des Volkes Israel. Grundrip der Theologischen Wissenschaften. Freiburg i. B., 1899). Кроме упомянутых панвавилонистов и их противников, многие немецкие ученые занимались исследованием именно палестинских, израильских древностей (см.: Steuernagel С . Die Einwanderung der Israelitischen Stamme in Kanaan. B., 1901).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  § 11. Язычество Источники Труды греческих и римских классиков от Гомера до Вергилия и эпохи Антонина. Памятники античности. Писания ранних апологетов христианства, в особенности 1–я и 2–я «Апологии» Иустина Мученика, «Апология» Тертуллиана, «Октавий» МинуцияФеликса, Praeparatio Evangelica Евсевия и первые десять книг сочинения «О граде Божием» Августина (ум. 430). Позднейшие труды Is. Vossius: De theologia gentili et physiolog. Christ. Frcf. 1675, 2 vols. Creuzer (ум. 1858): Symbolik und Mythologie der alten Völker. Leipz. 3d ed, 1837 sqq. 3 vols. Tholuck (ум. 1877): Das Wesen und der sittliche Einfluss des Heidenthums, besonders unter den Griechen und Römern, mit Hinsicht auf das Christenthum. Berlin, 1823. В 1–м томе 1–го издания Denkwürdigkeiten Неандера. Впоследствии выходила отдельным изданием. Английский перевод Emerson, опубликован в «Am. Bibl. Repository» за 1832 г. Tzschirner (ум. 1828): Der Fall des Heidenthums, ed. by Niedner. Leipz, 1829, 1st vol. O. Müller (ум. 1840): Prolegomena zu einer wissenschaftl. Mythologie. Gött. 1825. Перев. на англ. яз. J. Leitch. Lond. 1844. Hegel (ум. 1831): Philosophie der Religion. Berl. 1837, 2 vols. Stuhr: Allgem. Gesch. der Religionsformen der heidnischen Völker. Berl. 1836, 1837, 2 vols. (2–й том посвящен истории греческой религии). Härtung: Die Religion der Römer. Erl. 1836, 2 vols. С. F. Nägelsbach: Homerische Theologie. Nürnb. 1840; 2d ed. 1861. Он же: Die nach–homerische Theologie des Griechischen Volksglaubens bis auf Alexander. Nürnb. 1857. Sepp (католик): Das Heidenthum und dessen Bedeutung für das Christenthum. Regensb. 1853, 3 vols. Wuttke: Geschichte des Heidenthums in Beziehung auf Religion, Wissen, Kunst, Sittlichkeit und Staatsleben. Bresl. 1852 sqq. 2 vols. Schelling (ум. 1854): Einleitung in die Philosophie der Mythologie. Stuttg. 1856; и Philosophie der Mythologie. Stuttg. 1857. Maurice (ум. 1872): The Religions of the World in their Relations to Christianity. Lond. 1854 (переиздана в Бостоне). Trench: Hulsean Lectures 1845 — 1846.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

(с вероятностью 93,2%). Строительство более крупной базилики вскоре после катастрофы также очевидно из-за сходства в технике строительства и декоративного оформления обеих базилик, в то время как использованная при строительстве в обеих церквах керамика (особенно типы черепицы и антефиксов) стилистически и размерами почти не различается. Ист.: Сабинин М.-Г. Полные жизнеописания святых Грузинской Церкви. СПб., 1872. Ч. 2; Пурцеладзе Д. П. Грузинские церк. гуджари (грамоты): Мат-лы для 5-го Археол. съезда. Тифлис, 1881; Хаханов А. Экспедиция на Кавказ 1892, 1893 и 1895 гг.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Обращение Грузии (в христианство)/Сост.: Е. С. Такаишвили//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 1-116; Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904; Абуладзе И. Древние редакции Житий сир. отцов в Грузии. Тб., 1955 (на груз. яз.); Леонти Мровели. Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 249-317; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Мокцеваи Картлисай//Шатбердский сб. X в./Сост.: Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Новый каталог сильных землетрясений на территории СССР с древнейших времен до 1975 г. М., 1977. Лит.: Иоселиани П. Путевые записки по Кахетии 1845 г. Тифлис, 1846; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley: A Contrib. towards the Study of the Ancient Churches. Oxf., 1912; Beyer H. W. Der Syrische Kirchenbau. B., 1925; Dalton O. The Treasure of the Oxus. L., 1926; Butler H. Early Churches in Syria. L., 1929; Чубинашвили Г. Н. История груз. искусства. Тифлис, 1936. Т. 1 (на груз. яз.); он же. Архитектура Кахетии: Исследование развития архитектуры в вост. провинции Грузии в IV-XVIII вв. Тб., 1959; он же. К вопросу о начальных формах христ. храма// Он же. Вопросы истории и искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 36-43; Tchalenko G. Villages antiques de la Syrie du Nord: Le Massif du Bélus à l " époque romaine. P., 1953-1958. 3 vol.; Мусхелишвили Л., Хидашели Ш., Джапаридзе В. Гударехи: Отчет 1-й и 2-й археол. экспедиций (1938-1939 гг.).

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Источники Catena in Acta ss. Apostolorum e cod. Nov. Coll./ed. J.A.Cramer. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1838 [ r Hildesheim: Georg Olms, 1967]. Catena in Epistolas Catholicas, accesserunt Oecumenii et Arethae commentarii in Apocalypsin, ad fidem codd. mss./ed. J.A.Cramer. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1840 [ r Hildesheim: Georg Olms, 1967]. Catena in s.Pauli Epistolam ad Romanos ad fidem codd. mss./ed. J. A. Cramer. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1844 [ r Hildesheim: Georg Olms, 1967]. Cyrille d’Alexandrie.Deux dialogues christologiques/ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1964. (SC; vol. 97). Cyrille d’Alexandrie.Dialogues sur la Trinite I/ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1976. (SC; vol. 231). Cyrille d’Alexandrie.Dialogues sur la Trinite II/ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1977. (SC; vol.237). Cyrille d’Alexandrie.Dialogues sur la Trinite III/ed. G.-M. de Durand. Paris: Cerf, 1978. (SC; vol.246). Patrum nova bibliotheca/ed. A. Mai. Romae: Typis Vaticanis, 1845. T.3. Patrum nova bibliotheca/ed. A. Mai. Romae: Typis Vaticanis, 1849. T.5. S.P.N. Cyrilli archiepiscopi Alexandriniin D. Johannis Euangelium. Accedunt fragmenta varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo/ed. Ph.E.Pusey. Oxford: Oxonii e typographeo academico, 1872. Vol.2, 3 [ " Bruxelles: Culture et civilisation, 1965]. Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum auctoritate Societatis Litterarum Gottingensis editum. Genesis/ed.J.W.Wevers. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974. Vol.I. Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum auctoritate Societatis Litterarum Gottingensis editum. Deuteronomium/ed.J.W.Wevers. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1977. Vol.III, 2. Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum auctoritate Societatis Litterarum Gottingensis editum. Sapientia Salomonis/ed.J.Ziegler. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1982. Vol.XII, 1. Pauluskommentare aus der Griechischen Kirche/hrsg. K.Staab. Münster i. W.: Aschendorff, 1933. Cirillo diAlessandria.Commento alla Lettera ai Romani/trad.V.Ugenti. Roma: Citta Nuova, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

19 См. Письма и. м. Филарета к наместнику Антонию NN 307-й, 1841 года Декабря 12, NN 322, 1842 года мая 7, NN 380-й, 1843 года августа 10, NN 426-й 1844 года мая 25, NN 489-й 1845 года сентября 18. 20 Письма преосвященного Леонида к отцу архимандриту Пимену были напечатаны в 1877 году в Чтен. Им. Общ. Ист. и Древн. Рос. в 1 книге, было 300 отдельных оттисков. Писем 18S7 года 2, 1858–7, 1859–2, 1860–3, 1861–5, 1862–1, 1863–1, 1864–1, 1865–2, 1866–7, 1867–3, 1868–7, 1869–11, 1870–1, 1871–1, 1872–3, 1873–23, 1874–11, 1875–11 и 1876–13. 21 Митрополит Филарет, посещая монастыри своей епархии, иногда проводил в них по несколько дней. Бывали случаи (так, например, в Николо-Пешношском монастыре), что он гащивал и по неделе. Он кушал всегда один в своей келии, обед через келейника приказывал сам, весьма простой, по своему вкусу и почти всегда в один час, между 12 и 1 часом. В особенности он любил свежих окуней и уху из ершей и пескарей; из вин он употреблял только мадеру, небольшую рюмку, а иногда в конце обеда выпивал еще немного малаги. В Москве он кушал в 1-м часу и до 2 или начала третьего после обеда давал себе время для отдыха; в остальное время дня, с 9 час. утра и до 8 час. вечера, каждый мог придти к нему по делу или за советом, и редко случалось, чтоб он кого-нибудь не принял без особой какой-нибудь на то причины, ежели не был особенно занят или действительно чувствовал себя нездоровым. 22 В письме своем от 16 июня 1858 года митрополит писал к Андрею Николаевичу Муравьеву, незадолго до него посетившему Угрешу, про которую отзывался с великой похвалой: «В Угрешском хорошо исполняется столповое пение. За строения благодарность благотворителю, но не за все настоятелю, который щедр был на украшения, могущие увеличить для приемника заботу поддержать то, что им сделано. Так хвалю с ограничением то, что вы хвалили» вполне». Письмо N 352, стр. 536. 23 Игумен Угрешский (преемник отца Пимена), единогласно избранный братией, как человек всем известный и утвержденный владыкой Московским, как настоятель опытный, приобретший умение управлять обителью в продолжение десятилетнего своего правления в Берлюковской пустыни, которая ему именно обязана тем цветущим положением, в каковое он ее привел после тех нестроений, какие в ней оказались в последнее время перед его туда поступлением по назначению от начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

С прекрасной настроенностью поступил о. Алексей в Александро-Невское духовное училище и проучился здесь шесть лет, однажды быв оставлен на повторительный курс, по малолетству. Учился о. Алексей в училище хорошо: ровно, не впадая в леность, хотя и не в первых учениках. В балловых ведомостях того времени мы находим и его экзаменские баллы: преимущественно, «4», иногда бывали и «3», и «2». Поведение его везде отмечено баллом «5». Прилежание оказывалось «хорошее» и «постоянное», способности «хорошие», «тих», «скромен», – такие отметки на полях ведомостей о поведении против фамилии о. Алексея встречаются не раз. Окончил он училищный курс в июле 1851 года. Притом, окончил хорошо. В 1857 году о. Алексей окончил курс духовной семинарии – по второму разряду. Учебные годы о. Алексея обнимают период в двенадцать лет с 1845 по 1857 г. Тяжелое было то время в жизни духовной школы. Холод, голод, грубость, общая суровая обстановка, розги, были в то время обычной атмосферой, в которой ходили постоянно ученики. Из семинарии о. Алексей вышел с твердым и святым желанием, в доле сельского пастыря послужить родному темному народу. И это намерение своего сердца он свято исполнил и дал пример истинно доброго пастыря. Священствовал отец Алексей почти 44 года и в двух местах: сначала в с. Хотове, Ново-Ладожского у., СПБ епархии, а потом в С.-Петербурге. Женившись на дочери одного из соседних священников, он в 1858 г. был рукоположен в сан священника к Хотовской церкви Ново-Ладожского уезда, С.-Петербургской епархии, где и служил до 1 октября 1872 года. Своей самоотверженной пастырской деятельностью, обучением детей, построением прекрасной церкви, проповедованием слова Божия отец Алексей скоро обратил на себя внимание начальства. В 1863 г. был награжден набедренником, в 1866 г. скуфьей, в 1868 г. наперсным крестом, в 1869 г. камилавкой. Но недолго судил Господь о. Алексею прожить счастливой семейной жизнью. 10 января 1861 г. его супруга скончалась. Родом она была – Соколова, дочь священника с. Мыслова; Пелагия Васильева, так звали супругу о. Алексея, окончила курс в Царско-Сельском духовном училище. Оставшись с маленькой дочкой на руках, отец Алексей весь отдался делу пастырского служения и уже в Хотове стал известен особенной духовной опытностью и нравственной высотой своей жизни. Эта высота его личной жизни отмечена была уже в 1868 г., когда он был награжден крестом за безмездное преподавание в сельском училище, и «за благочестивую жизнь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

…роздал по четыре экземпляра «звезд» и Фейербаха на школу…— Имеются в виду герценовский журнал «Полярная звезда» и, очевидно, работа немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха (1804–1872) «О сущности христианства». В 1861 году в Москве эти и другие запрещенные в России издания нелегально печатались и распространялись революционным кружком Аргиропуло и Зайчневского. Речь идет, очевидно, о воскресных школах. 164 …с изображением Косцюшки…— Костюшко, Тадеуш (1746–1817) — выдающийся деятель польского освободительного движения, талантливый военачальник, возглавивший 24 марта 1794 года в Кракове народное восстание за независимость Польши; в битве при дер. Рацлавы (4 апреля 1794 года) разбил царские войска, но в октябре 1794 года во время неудачного для повстанцев сражения был тяжело ранен и взят в плен, а затем заключен в Петропавловскую крепость. Освобожденный в 1796 году Павлом I из заключения, Костюшко выехал из России; до конца жизни оставался убежденным республиканцем. 165 Марфа Посадница (XV b.) — вдова новгородского посадника Борецкого, возглавившая реакционную боярскую группировку, враждебно относившуюся к объединительной политике московского великого князя Ивана III. После окончательного присоединения Новгорода к Русскому государству (1478) была сослана в Нижний Новгород и пострижена в монахини. 166 …запел, пародируя известную арию из оперы Глинки: «Славься, свобода и честный наш труд!» — Имеется в виду заключительный хор оперы «Иван Сусанин». 167 Эх, что ж вы, ребята, призауныли… — слова из украинской народной песни. 168 Попереду иде Согайдачный…— искаженная в ряде мест украинская народная песня «Ой, на гори та женци жнуть». 169 «Сила есть и в терпенье» — перефразированная строка из стихотворения А. С. Хомякова (1859): Подвиг есть и в сраженье, Подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг в терпенье… 170 Патер Роден и аббат д’Егриньи — герои романа французского писателя Эжена Сю (1804–1857) «Странствующий жид» (1845). Представители иезуитов и сами иезуиты, они преследуют богатых наследников, пытаясь путем преступлений и убийств овладеть их капиталом. В русском переводе роман появился в 1860 году под названием «Вечный жид». 171

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010