Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря. Закрытый в 1919 году, частично разрушенный и перестроенный, храм восстанавливается и украшается. Восстановлена лепнина фасадов церкви, восстанавливаются росписи интерьеров. Освященная в мае 1857 года церковь Святителя Григория Богослова ( " Кушелевская " ) находится в северо-восточной части обители. Она была возведена в 1855 – 1857 годах по проекту придворного архитектора А. М. Штакеншнейдера в русско-византийском стиле над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. В церкви был двухъярусный иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. В центре храма – спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором. Церковь эта была закрыта в 1919 - 1920 годах. Одно из лучших творений архитектора А. И. Штакеншнейдера сохранилось, хотя и в переделанном виде. Поминальная церковь Покрова Пресвятой Богородицы ( " Кочубеевская " ), знаменитая своим флорентийским куполом, располагалась справа от Святых ворот. Она была заложена в июле 1844 года над могилой княгини Марии Ивановны Кочубей, урожденной княжны Барятинской. Это было однокупольное восьмигранное здание, облицованное шотландским камнем, в котором свет падал через круглые окна. Церковь строилась в 1859 - 1863 годах по проекту архитекторов Р. А. Кузьмина и Г. Э. Боссе на деньги князя Михаила Викторовича Кочубея. Освящена церковь в 1863 году архимандритом Игнатием (Малышевым). Храм действовал до ноября 1931 года. В середине 1960-х годов он был взорван. Часовня во имя Тихвинской иконы Божией матери была возведена близ алтаря Троицкого собора над могилой первого настоятеля Пустыни архимандрита Варлаама на деньги монастыря по проекту А. М. Горностаева в 1864 году, уже после смерти архитектора, скончавшегося в 1862 году.

http://sobory.ru/article/?object=00734

S. Constitution, giving women the right to vote, in 1920; and the Temperance Movement, which helped lead to the 18th Amendment to the Constitution, outlawing the manufacture, importation, and sale of all alcoholic beverages, in 1919. These movements, along with the work of urban ministry groups like the Young Men’s Christian Association (YMCA), founded by George Williams in London in 1844, and the Salvation Army, founded by William and Catherine Booth in London in 1865, all were various aspects of the Social Gospel Movement. Another aspect of the Social Gospel was the so-called “Gospel of Wealth,” espoused by the wealthy business magnate Andrew Carnegie (1835–1919). In a seminal essay, written in 1889, entitled “Wealth,” he claimed it was God’s will for a few individuals to gain tremendous wealth so they could administer their fortunes during their lifetimes for the public good. He especially advocated the establishment of institutions, such as colleges, libraries, concert halls, and philanthropic foundations. Responses to the Social Gospel Many conservative Christians, especially in the American South, tended to maintain a more individualistic understanding of the ­Christian Faith, at the expense of participation in social justice efforts. As an example, most southern Christians defended slavery-on the basis of what they understood as being a literal reading of the Bible, among other things. In England, the Oxford Movement arose in the 1830s within the Anglican Church partly in reaction to the spread of Liberalism in theology. John Henry Newman (1801–1890) was the leader of this movement, which was shaped theologically more by the early Church Fathers than by the Schoolmen of medieval western Europe. A great emphasis within the Movement was a restoration of higher standards of worship. Several of its leaders, including Newman, eventually joined the Roman Catholic Church. Roman Catholicism In 1854, Pope Pius IX (r. 1846–1878) officially promulgated the doctrine of the Immaculate Conception of the Virgin Mary.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Изменилось и учение о Боге: теперь Иегову уже не помещают, как раньше, на звезду Альцион из созвездия Плеяд 635 . Если добавить сюда не известные Расселлу или не возможные в его время запреты (празднования Рождества, Пасхи, Нового года и дня рождения; службы в армии 636 , чествования флага, употребления табака, вакцинации, переливания крови, трансплантации), причем некоторые из них были впоследствии отменены (прививки и пересадка органов); появление в 1931 г. самоназвания «Свидетели Иеговы» (хотя Расселл считал такое решение в принципе ошибочным); объявление в том же году изображавшегося на обложке «Сторожевой башни» креста идолом и замену его «столбом мучений»; метания по вопросу о высших властях из Рим. 13:1 (которыми с 1929 по 1962 гг. считались лично Иегова и Иисус),– все это завершает картину лжепророков, которые говорили по дерзости своей ( Втор. 18:22 ) 637 . В связи с тем, что Армагеддон в 1914 г. не наступил, преемник Расселла Рутерфорд перенес его дату на 1918, а затем на 1925 г. Из всех первоначальных дат сохранился лишь 1914 г., но он стал называться не несбывшимся пророчеством, а неправильно понятым 638 (аналогично 1844 г. у адвентистов). Впоследствии смысл 1914 г. снова изменился. Сейчас за ним оставлена дата начала невидимого присутствия, а также усвоено значение начала евангельской жатвы (из притчи о пшенице и плевелах). Кроме того, в 1919 г. мы видим у исследователей Библии множество доктрин и обычаев, которые сейчас категорически возбраняются и считаются основанием для лишения общения 639 . Так, до 1926 г. исследователи Библии праздновали Новый год, Рождество и дни рождения, ныне запрещенные, т.к. они имеют языческие корни. На обложке «Сторожевой башни» с 1891 до 1931 г. присутствовал крест, его ношение считалось похвальным для адептов. До 1932 г. допускалось отдание почестей государственным символам – гербу, флагу, гимну. Вплоть до 1954 г. Иисусу Христу воздавалось поклонение, а Ч. Расселл считал допустимой и обращенную лично к Нему молитву. «Верным и благоразумным рабом» в 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Гефсиманский скит при Троице–Сергиевой Лавре основан в 1844 году архимандритом Антонием (Медведевым) с благословения и при деятельном участии святителя Филарета (Дроздова) , митрополита Московского († 1867). В новооснованной обители был принят устав Саровской пустыни. В 1847 году при Гефсиманском скиту поселился знаменитый юродивый Филипп Андреевич Хорев (в монашестве – Филарет, в схиме – Филипп), положивший начало Пещерному отделению скита. Там было установлено пение псалмов по уставу святого Пахомия Великого († ок. 348). Пещерное отделение (или Черниговский скит) жило по особому уставу и имело своего благочинного при общем с Гефсиманским скитом настоятеле. 1 сентября 1869 года в пещерной церкви Архангела Михаила прославилась чудом исцеления тяжко болящей женщины икона Божией Матери, пожертвованная А. Г. Филипповой. Этот чудотворный образ Царицы Небесной получил наименование Черниговско–Гефсиманского. Пещерное отделение скита стало центром московского старчества. В Гефсимании подвизались схимонахи Харитон и Матфей (ум. 1852), игумен Иларий (в схиме Илия, ум. 1863), иеромонах Тихон (ум. 1873), иеро–схимонах Александр (ум. 1878), иеромонах Варнава († 1906), иеромонах Исидор (ум. 1908), схиигумен Герман († 1923) и другие подвижники. После закрытия Лавры (1919) часть братии ее перешла на жительство в Черниговский скит, который, в свою очередь, закрыли в 1921 году. В следующем году закрыли и Черниговский собор, действовавший некоторое время как приходской храм. В 1924 году Гефсиманский скит получил статус сельскохозяйственной артели и прекратил свое существование лишь с окончанием нэпа. В 1928 году была закрыта последняя скитская церковь . Последний скитоначальник, игумен Израиль, скончался в ссылке в начале 1950–х годов. В 1950–е годы на территории Гефсиманского скита разместили воинскую часть, а в Черниговском в годы советской власти последовательно размешались: тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, а затем ПТУ для инвалидов. Иноческая жизнь в Черниговском скиту возобновилась в июле 1990 года. Строения Гефсиманского скита почти не сохранились. На территории Черниговского скита восстановлены места погребения философов К. Н. Леонтьева (в монашестве – Климент, 1831–1891; см. примеч. 11 к гл. «Оптина») и В. В. Розанова (1856–1919).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В. А. Бахрушин. Фотография. Кон. XIX в. Почти все представители семьи Б. были глубоко верующими людьми, строго хранившими традиц. правосл. уклад. Старшие в роде Б. являлись старостами и председателями церковноприходского попечительства в приходе Св. Троицы в Кожевниках (в 1870-1894 - Петр, в 1895-1916 - его брат Александр), проявляли неустанную заботу о благолепии и реставрации Троицкого храма, к-рый современники сравнивали по красоте и богатству церковной утвари с Христа Спасителя храмом . Весьма обширной была храмоздательная деятельность Б. При каждом благотворительном учреждении, построенном на средства промышленников, была создана правосл. церковь: в больнице имени Б.- в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и часовня во имя вмч. Пантелеимона, при сиротском приюте в Сокольниках - в честь Св. Троицы с приделами во имя Алексия, человека Божия, и мц. Наталии, при Доме бесплатных квартир на Софийской набережной - во имя свт. Николая Чудотворца, при приюте в 3-м Монетчиковском пер.- во имя равноапостольных Константина и Елены. По инициативе Василия Алексеевича Бахрушина в рабочем поселке близ Рогожской заставы был воздвигнут величественный храм во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне с приделами во имя св. апостолов Петра и Павла и мч. Александра. В завещании Василий Алексеевич оставил крупные денежные суммы Троице-Одигитриеву жен. мон-рю (где приняла постриг его сестра Евгения, в монашестве Олимпиада, затем Алексия), ц. во имя прп. Василия Исповедника в Нов. Деревне, церквам во имя Св. Троицы в Кожевниках и в Зубове, храмам при больнице им. Б., сиротском приюте в Сокольниках и Доме бесплатных квартир на Софийской набережной (сын Василия Алексеевича Николай (1872-1917) состоял старостой Никольской ц. при Доме бесплатных квартир). Причты церквей должны были пользоваться процентами с этих капиталов. Сын Петра Алексеевича Дмитрий (1844-1919) был среди главных жертвователей на храм Покрова Богородицы в Черкизове, освященный 6 июля 1903 г., близ станции Тарасовка Ярославской железной дороги, где располагалась его дача. Его брат Константин (1856-1938) много лет являлся церковным старостой и главой церковноприходского попечительства храма во имя свт. Николая в Кузнецах.

http://pravenc.ru/text/77714.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Гефсиманский скит основан в 1843 г. по инициативе Митрополита Московского Филарета и наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония как уединенный скит для лаврской братии, был закрыт для женщин. Во 2 пол. XIX в. был известен своими старцами, служил излюбленным местом отдыха московских митрополитов. Каменная ограда была выстроена в 1898 г. по проекту арх. А.А. Латкова, ворота с колокольней (утрачены) - в 1871 г., каменные и деревянные корпуса на территории - в 1850-х-1870-х гг. В 1919 г. преобразован в трудовую артель, окончательно закрыт в 1928 г. В настоящее время территория скита занята НИИ Министерства Обороны, большая часть старых построек сломана. Источник: Филимонов К.А. Новая Гефсимания. М., 2000 г. Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г. В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей. В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый «Филиппушка»: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере, была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».

http://sobory.ru/article/?object=01122

Храм преп. Сергия Радонежского Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Церковь Григория Богослова, 2012 г. Фото: Ю.Булкин Сохранился до наших дней, но сильно переделан храм Преподобного Сергия Радонежского, первый в пустыни. Деревянная церковь, перевезенная из усадьбы царицы Параскевы Федоровны на Фонтанке, где именовалась храмом Успения Пресвятой Богородицы, и освященная в 1735 году архим. Варлаамом, была заменена новой в 1756 - 1758 годах. А в 1854 году, благодаря денежной помощи княгини З.И. Юсуповой, полностью перестроена в византийском стиле. В храме находились усыпальницы Апраксиных и кн. Юсуповых. Святыней храма был серебряный ковчежец с частицами святых мощей, полученных в дар от Александрийского патриарха Иерофея, и мраморная колонна с образом Рождества Богородицы, привезенная из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Храм Воскресения Христова Печальна судьба храма Воскресения Христова (заложен в 1877 году, освящен в 1884 году), выдержанной в византийском стиле трехпридельной базилики, строительством которого руководил сам настоятель - архим. Игнатий , выполнивший роспись и освятивший нижний придел Архистратига Михаила в память погребенного в нем кн. М.П. Голицына. В храме хранился ковчежец с частицами разных святых, деревянный крест с частью Ризы Господней и мощами. В 1920-е годы он был закрыт, а в 1968 году снесен. Храм Покрова Пресвятой Богородицы Заложен 25 июля 1844 года над прахом княгини Марии Ивановны Кочубей (урожд. Барятинской). Взорван в 1964 г. Храм св. мч. Валериана в инвалидном доме В 1805 году над могилой графа Валериана Александровича Зубова, по воле покойного, была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с инвалидным домом на 30 человек " увечных воинов " . Строил храм архитектор Пунчини. Храм был освящен 21 июня 1809 года. В 1813 г. сюда, в пустынь, было привезено тело М.Кутузова , скончавшегося во время заграничного похода. В 1919 году храм был закрыт. Здание уцелело в сильно переделанном виде. Храм свт. Григория Богослова Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Церковь Саввы Стратилата, 2012 г. Фото: Ю.Булкин

http://drevo-info.ru/articles/439.html

В 1919 г. мощи А. Б. подверглись освидетельствованию. В 1923 г. Успенский мон-рь был закрыт, мощи передали в музей, в 50-х гг. XX в. они были списаны из музейного хранения, их настоящее местонахождение неизвестно. Настоятельница мон-ря Олимпиада (Медведева; 1917-1923) отдала частицу мощей на хранение жительнице Владимира, в 1992 г. эта уцелевшая частица была передана еп. Владимирскому и Суздальскому Евлогию (Смирнову). В 1993 г. Княгинин мон-рь был возобновлен. 10 апр. 1993 г. состоялся крестный ход из кафедрального Успенского собора в Княгинин мон-рь; крестный ход возглавил еп. Евлогий, к-рый перенес ковчежец с частицей мощей А. Б. в мон-рь. Ковчежец был установлен в Успенском храме Княгинина мон-ря, на солее, напротив сев.-зап. столба храма. Над ним находится вышитая золотом икона мученика кон. XIX в. работы монастырских мастериц, по преданию принадлежавшая игум. Олимпиаде и до открытия мон-ря находившаяся в Успенском кафедральном соборе. Авраамиеву неделю продолжают праздновать во Владимире особо торжественно, после литургии совершается крестный ход вокруг мон-ря с частицей мощей святого. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. С. 452-453; ПСРЛ. Т. 21. С. 261; Филимонов. Иконописный подлинник; Кавелин Л. Святой Авраамий Болгарский, мученик//Маяк. 1844. Т. 13. С. 103-106. Лит.: Яцимирский А. И. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина. М., 1896. [Вып. 1]. С. 174; Голубинский. Канонизация святых; Малов Е. А. , прот. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах. Каз., 1908; Служба и акафист святому мученику Аврамию, с приложением краткого его жизнеописания. СПб., 1876; Иоасаф [ Гапонов] , иером. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. Владимир, 1857; Порфирий (Виноградов), архим. Древние гробницы во владимирском Успенском соборе и Княгинине монастыре. Владимир, 1903; 700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200-1900 г.). Владимир, 1900. С. 2-3; Историческое описание первоклассного Княгинина Успенского женского монастыря в губернском городе Владимире.

http://pravenc.ru/text/62936.html

1838-1847 гг. - реставрация собора, с целью привести его в «первобытный вид». После ремонта собор стал приходской церковью. 1838 г. - древние пристройки к храму разобраны. 1843 г. - «снимали старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах, так погибла большая часть фресок времен Всеволода. Чудом уцелевшая часть фресок скрылась за новой росписью». 1844 г. - Ф.Г. Солнцевым была открыта древняя живопись XII в. 1847 г. - создан иконостас. 1918 г. - Игорь Эммануилович Грабарь отреставрировал древнюю живопись XIIb. Сохранились до настоящего времени только на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами. 1883 г. - устроено калориферное отопление в соборе. С южной стороны построена небольшая звонница (не сохранилась). 1817-1918 гг. – собор был действующим храмом. 1919 г. - собор передан музею. Выломан иконостас, отдан в ГПУ на смывку позолоты. Храм превратился в склад. 1931 г. - разрушение юго-западного столба, сводов, разрушение белого камня. 1930-е гг. - разрушена невысокая звонница. 1937-1953 гг. - проведены сложные инженерные работы по укреплению и частичной реставрации собора. 1938 г. - собор обследован профессором К.К. Романовым, который отметил угрожающее состояние памятника. 1939 г. - на задний пилон собора поставлены временные стяжки, а на его барабан – металлическое кольцо. 1941 г. - архитектор А.В. Столетов включился в работу по спасению памятника. По его проекту на уровне пят подпружных арок были поставлены металлические стяжки накрест, внутри стен установлены железобетонные связи, вместо дубовых. 1948 г. – железобетонные связи установлены на уровне пола хор. 1950-е гг. - проводилось укрепление стен, сводов,, парусов, укрепление юго-западного пилона. В результате работ Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством А.В. Столетова собор спасен от разрушения, восстановлены первоначальные формы памятника, устранены деформации сводов, парусов, светового барабана и юго-западного подкупольного столба. 1951-52 гг. - отреставрированы четверик и позакомарное покрытие.

http://sobory.ru/article/?object=00188

Iai, 2008. P. 207-218; eadem. Biserica ortodoxa din Basarabia intre 1882-1918: Teza de doctor in istorie. Chiinu, 2010; Стратулат Н. В. Православная Церковь в Молдавии в контексте истории молдавско-румынских межцерк. отношений в XX в.: Дис./СПбДА. СПб., 2010; Шкаровский М. В. Православная Церковь Румынии и церковная жизнь на занятых румынскими войсками территориях с 1918 по 1940-е гг. 2010 г. 4 ч.//www.bogoslov.ru/text/637896.html, 656120.html, 656557.html, 656598.html [Электр. ресурс]; Oazele duhovniceti ale Mitropoliei Basarabiei din Protopopiatul Chiinu. Chiinu, 2010; Manastiri i schituri din Republica Moldova/Coord., red. A. Eanu, Chiinu, 2013. В. Г. Пидгайко Монастырская и церковная архитектура Изучение православного искусства на территории совр. Республики Молдова сопряжено со многими трудностями. Многочисленные войны и переселения народов на заре христианства и в период раннего средневековья, отсутствие документальных источников и недостаток археологических памятников позволяют лишь в общих чертах обозначить время появления христ. искусства в данном регионе. К его изучению местные историки обратились лишь в сер. XIX - нач. ХХ в., когда в Бессарабии появились первые периодические печатные издания. Согласно письму Мин-ва внутренних дел Российской империи (1837), адресованному губернатору Бессарабии П. И. Фёдорову (гражданский с 1834 и военный с 1836 по 1854), требовалось провести инвентаризацию данных о существовании античных и др. памятников на территории края. Губернатор поручил сотрудникам бессарабской канцелярии составить списки всех мон-рей, церквей и замков, представляющих историческую ценность ( Халиппа. 1902. С. 89-108). Впосл. этими списками пользовались большинство историков, изучающих бессарабские памятники. На их основе Н. Н. Мурзакевич опубликовал обзор бессарабских мон-рей и краткие исторические справки ( Мурзакевич. 1848). Эти сведения были дополнены в монографиях о Бессарабии А. И. Защука, П. Н. Батюшкова, З. К. Арбуре-Ралли, Н. Йорги, П. А. Крушевана и А. И. Яцимирского. Исследование архитектуры Молдавии началось сравнительно недавно. Монастырское зодчество сыграло значительную роль в становлении архитектурного облика Днестровско-Прутского междуречья (историческая область в составе Румынии, после 1812 - часть Российской империи под названием Бессарабия). Описание и исторические данные о церковных и других памятниках Бессарабии публиковались в «Кишинёвских епархиальных ведомостях», «Бессарабских епархиальных ведомостях» (1-й журнал в Бессарабии, выходивший с 1 июля 1867), «Записках Одесского общества истории и древностей» (1844-1919), «Бессарабских губернских ведомостях» (газета, издававшаяся с 17 июля 1854 по 1917) и в «Трудах Бессарабского церковного историко-археологического общества» (с 1909 по 1914).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010