Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Столичный храм святителя Николая Мирликийского в Котельниках передан Церкви 10.02.2020 Департамент городского имущества города Москвы издал распоряжение от 28 января 2020 года 2282 о передаче здания храма святителя Николая Мирликийского в Котельниках по адресу: г. Москва, 1-й Котельнический пер., д. 8, стр. 1, в собственность Русской Православной Церкви, сообщает Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата. Здание храма святителя Николая в Котельниках является объектом культурного наследия федерального значения. В настоящее время здесь располагается Патриаршее подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Первое упоминание о церкви на месте современного храма относится к 1547 году. Ныне существующий храм был построен в стиле ампир в 1822-1824 годах (архитектор О.И. Бове) на средства князя С.М. Голицына. Храм имел два придела — в честь святителя Николая Мирликийского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1873 году был устроен новый придел в честь мученицы Евдокии. После революции храм был закрыт. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности, позже здание передали Министерству геологии СССР. Внутренние интерьеры были уничтожены. В 1992 году состоялось малое освящение вновь открывшегося храма, а в 1999 году храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. 5 октября 1999 г. Священный Синод учредил при храме подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Также в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 28 января 2020 года 2287 в собственность подворья было передано здание, расположенное по адресу: 1-й Котельнический пер., д. 10, стр. 3. Это выявленный объект культурного наследия «Дом причта храма св. Николая в Котельниках, 1840-е гг.». Дом причта был построен в 1832 году на средства князя С.М. Голицына. В 1841 году здание надстроено вторым этажом. Строение использовалось для размещения богадельни, созданной при храме, и проживания церковнослужителей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.02.2020 20:21:04

http://drevo-info.ru/news/25632.html

Сарв Иоанн Романович (1866 – расстрелян 1937), протоиерей-священномученик Сацердотский Василий Михайлович – см.: Варлаам (Сацердотский). Свердлов Яков Михайлович (1885–1919) Сегенюк Александр Иванович – см.: Боярский А.И. Семенов Василий Константинович, священник Семеновский Гавриил Васильевич (1877-?), священник Серафим Вырицкий , св. (Муравьев Василий Николаевич; 1866–1949), схииеромонах Серафим Саровский , св. (Мошнин Прохор Исидорович; 1759–1833) Серафим (Лукьянов Александр Иванович ; 1870–1959), митрополит Серафим (Проценко Стефан Владимирович; 1874–1960), архимандрит Серафим, св. (Чичагов Леонид Михайлович; 1856 – расстрелян 1937) – митрополит-священномученик Сергеев Михаил Сергиев Иоанн Ильич (св. Иоанн Кронштадтский ; 1829–1908), протоиерей Сергий (Дружинин Иван Прохорович; 1863 – расстрелян 1937), епископ Сергий (Смирнов), епископ – см.: Смирнов Александр Викторович. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси в 1943–1944 Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич; 1871–1945) – епископ Ямбургский (1905–1908), с 1908 – Киотоский, с 1912 – Японский (с 1931 – митрополит) Сергий (Шеин Василий Павлович; 1870/1871–1922), архимандрит-священномученик Сивков Виктор Михайлович Силин Вячеслав Петрович (1871 – расстрелян 1918), священник Силин Петр Иванович, протоиерей Симон, св. (Шлеев Симеон Иванович; 1873 – убит 1921), епископ-священномученик Скипетров Николай Петрович Скипетров Петр Иванович (1863–1918), протоиерей-священномученик Скипетрова Антонина Николаевна Скребнева (в замужестве – Казанская) Галина Абрамовна, жена Григория Казанского Скородумов Петр Иванович (около 1851–1916), священник Скородумова (урожд. Казанская) Маргарита Игнатьевна Скроботов Николай Александрович (1841–1920) Скрыдлов Владимир Владимирович Слепян Сергий Николаевич (1858–1912), священник Смирнов, обвинитель Смирнов Александр Александрович, протоиерей Смирнов Александр Васильевич – священник, дед св. митрополита Вениамина по матери Смирнов Александр Викторович (1883–1957; в монашестве с 1944 – Сергий) – протоиерей, впоследствии епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1703 г. все поселенцы Аятской слободы со своими землями и угодьями были отданы заводам Демидова для работы; до состоявшегося в 1861 г. освобождения крестьян от крепостной зависимости крестьяне села Аятского и были непременными работниками на этих заводах. В настоящее время все жители занимаются хлебопашеством, старательскими работами по добыче и промывке золота как на своих площадях, так и на площадях Невьянского и Верх-Исетского заводов. Первые поселенцы построили церковь во имя Св. Живоначальной Троицы – эта церковь была деревянная, существовала до второй половины XVIII ст., когда в 1747 г. была заложена новая (вторая) церковь, тоже деревянная и тоже во имя Св. Троицы. В 1750 г. эта церковь была уже освящена. В 1841 г. эта церковь была перенесена в дер. Коневу, прихода сей церкви во вновь открытый там приход. Существующая в селе Аятском каменная церковь во имя Св. Троицы по счету уже третья. Построена она в период времени с 1833 по 1836 гг. за 24 500 руб. Престолов в церкви три: главный – во имя Св. Троицы, на южной стороне – во имя св. Афанасия и Кирилла и на северной стороне – во имя св. Митрофана Воронежского чудотв. Причт церкви состоит из священника и псаломщика; прихожан 869 душ муж. пола и 941 жен. пола. В селе есть земская школа. Кроме села, в состав прихода входит деревня Пьянковская. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. с. Аятское, Свято-Троицкая церковь Каменная, трехпрестольная. Главный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, освящен 5 июля 1837 г. Правый придел, во имя свтт. Афанасия и Кирилла, патр. Александрийских, освящен 11 октября 1838 г. Левый придел во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского освящен 18 октября 1838 г. В 1922 г. изъято 3 фунта 74 золотника серебра (1,5 кг). В 1934 г. запрещен звон. Закрыта в 1938 г., сергиевской ориентации. В честь Святой Живоначальной Троицы. 5 июля 1837 г. освщ. Свято-Троицкая церковь, каменная, 3-престольная. Прав. придел во имя свт. Афанасия и Кирилла, патр. Александрийских освщ. 11 октября 1838 г., лев. придел во имя свт. Митрофана, еп. Воронежского освщ. 18 октября 1836 г. Закрыта в 1938 г., полуразрушена.

http://sobory.ru/article/?object=18713

Вся небольшая территория Ферапонтова монастыря делится на две части: переднюю (парадную), обрамленную фасадами сохранившихся каменных построек, и заднюю, где имелись небольшой огород, широкий луг и кладбище. Последнее занимает всю восточную часть монастыря, начинаясь от алтарей церкви Благовещения, собора и церкви Мартиниана. Насколько древними являются захоронения на кладбище, показывает найденная в 1983 году у трапезной церкви Мартиниана известняковая могильная плита XV-XVI веков над могилой Ивши Ободаева, князя Ивана Ивановича Жирового-Засекина Ярославского. Кирпичная ограда, окружающая монастырь, подобно другим его постройкам, также имеет свою историю. Будучи первоначально деревянной, она неоднократно перестраивалась то после пожара, то из-за ветхости. В середине XVIII века на ее углах появляются " три башни шатровые " . Далее в документе сообщается, что " в тои ограде двои ворота проезжие, над одним сушило, где кладется во время монастырского лова сухая рыба " . Одни ворота ( " водяные " ) находились в северо-западном углу, а вторые - на восточной стороне стены. Опись 1775 года уточняет, что ограда была четырехугольной " с чуланами о две стены " , башни на углах - шестигранные, " покрыты шатрами " , ворота - " большие створные " , а длина всей ограды " по наружной стороне двести тритцать сажен, поперек - шестьдесят две сажени " . В 1841-1859 годах крестьяне Ферапонтовской волости соорудили взамен деревянной ограды кирпичную с двумя баш- нями на восточных углах и проезжими воротами с северо-западной стороны. Общая длина новой ограды составила 194 погонных сажени, что несколько уменьшило территорию монастыря, прежде всего с южной стороны. Кирпич на строительство ограды получили путем разборки некоторых древних построек, в частности, одноэтажной пристройки к Казенной палате. Однако просуществовала новая ограда сравнительно недолго. Из-за неглубоко заложенного на глинистых грунтах фундамента уже к концу XIX века она во многих местах дала трещины и развалилась, сохранилась лишь ее южная часть. В 1910-х годах ее заменяют деревянной, а в 1922 году устраивают из штакетника на каменных столбах. В 1981-1985 годах на  фундаменте восстанавливается ограда середины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Филарет. Собрание мнений. 4. С. 575. 1474 Евсеев. Ук. соч. С. 64. 1475 Курсив автора. Филарет. Ук. соч. 5. 1. С. 3 и след. Интересно, что посвящение в сан неженатого Горского взволновало и консервативную часть московского общества (Казанский. Переписка, в: БВ. 1904. С. 569). Характерна дневниковая запись Горского от 7 февраля 1863 г., что назначение ректоров из белого духовенства могло бы оказаться полезным для духовного образования, ибо при научной скудости ученого монашества послужило бы ему своеобразным предостережением (У Троицы в Академии. С. 617. Прим.). Эта запись была выпущена при первом издании дневника (см. прим. 133). 1476 У Троицы в Академии. С. 290. 1477 Там же. С. 554. 1479 Смирнов (1879). С. 45 и след.; Письмо В. Кудрявцева-Платонова С. К. Смирнову: У Троицы в Академии. С. 624 и след. 1480 Смирнов (1879). С. 47–52. О Ф. А. Голубинском как философе см.: Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Пг., 1922. 1. С. 185 и след.; Зеньковский. 1. С. 306–312 (библиогр.) (здесь также о влиянии на Голубинского французских религиозных философов и немецкой философии). 1481 У Троицы в Академии. С. 1–9; ср.: Смирнов (1879). С. 175. 1482 У Троицы в Академии. С. 84, 68 и след., 621. 1483 Зеньковский. 1. С. 312; ср.: БВ. 1914. 11–12. С. 332, 334 и след.; 1910. 12. С. 648 и след. Труды Голубинского: а) Лекции по умозрительному богословию, записанные в 1841–1842 учебном году студентом XIV курса В. Назаревским. М., 1868; 2-е изд.: Умозрительное богословие. М., 1886; б) Премудрость и благодать Божия в судьбах мира и человека (о конечных причинах). М., 1885 (в этом же году вышли 2-е и 3-е издания с дополнениями из архива Голубинского); в) Лекции по философии. М., 1884. 4 вып. О познаниях Голубинского в области немецкой философии см. высказывания А. Ф. Л. Хакстхаузена (1792–1866): Haxthausen A. F. L. Studien uber die inneren Zustande, das Volksleben und insbesondere die landliche Entwicklung Ru?lands. Hannover, 1847. Bd. 1. S. 83. 1484 У Троицы в Академии. С. 4, 72 и след., 118, 135, 467; см. недавно вышедшую работу К. Керна: Kern C. Les traductions russes des textes patristiques. Chevetogne, 1957. P. 57; данные у Филарета (Обзор (1884). С. 497) неполны. 1485

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, создана в окт. 1840 г. с названием «Варшавская и Новогеоргиевская» в результате преобразования Варшавского вик-ства Волынской епархии в самостоятельную епархию. С янв. 1843 г.- Варшавская и Волынская, с июля 1860 г.- Варшавская и Новогеоргиевская, с 1875 г.- Холмская и Варшавская, с июня 1905 г.- Варшавская и Привислинская, с 1923 г.- Варшавская и Волынская. 17 сент. 1925 г. вошла в получившую неканоническим путем автокефалию Польскую Православную Церковь (каноническая автокефалия была дарована Польской Православной Церкви в 1948). Территория В. е. совпадала с границами Царства Польского в составе Российской империи. В епархии существовали вик-ства Люблинское (с 1875, в 1905 преобразовано в Холмскую и Люблинскую епархию , возрождено в 1922) и Новогеоргиевское (1912-1917). Необходимость создания В. е. была вызвана тем, что «положение православной Церкви в Царстве Польском требовало дать ей более твердости во внутреннем устройстве» (из доклада обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова имп. Николаю I). 1 окт. 1840 г. имп. Николай I подписал указ об образовании В. е., к-рой был усвоен 2-й класс, 5 окт. правящим Варшавским архиереем был назначен бывш. викарный Варшавский еп. Антоний (Рафальский) с возведением в сан архиепископа. За время пребывания архиеп. Антония на Варшавской кафедре количество храмов в епархии возросло с 12 до 18, в т. ч. за счет присоединения к Православию 3 униатских общин в селах Лукова, Бабице и Поток-Гурны Люблинской губ. В 1840-1841 гг. существовавшее при Варшавском вик-стве духовное управление было преобразовано в духовную консисторию. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г. 17 янв. 1843 г. на Варшавскую кафедру был назначен архиеп. Волынский и Житомирский Никанор (Клементьевский) , объединивший под своим управлением Варшавскую и Волынскую епархии (носил титул «Варшавский и Волынский»). Временное объединение 2 епархий имело целью укрепить важную в миссионерском отношении, но бедную и имевшую небольшое число правосл. верующих В. е. за счет более благополучной Волынской епархии. За время пребывания архиеп. Никанора на Варшавско-волынской кафедре в Царстве Польском были построены правосл. храмы: во имя мц. царицы Александры при Александринском ин-те благородных девиц в мест. Пулавы (в 1848-1918 Нов. Александрия), во имя блгв. кн. Александра Невского при дворце в Лазенках в Варшаве, во имя мц. Александры в рус. Александринской колонии близ Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин). Важным событием было открытие архиеп. Никанором первого в В. е. единоверческого прихода близ г. Сувалки, где издавна проживало значительное число старообрядцев, в 1848 г. по проекту К. А. Тона был построен единоверческий Покровский храм в усадьбе Каролин, переименованной в с. Покровское.

http://pravenc.ru/text/150457.html

Сегодня день их памяти 24 октября (11 октября по старому стилю) Православная Церковь чтит память Собора преподобных Оптинских старцев: Льва (+1841), Макария (+1860), Моисея (+1862), Антония (+1865), Илариона (+1873), Амвросия (+1891), Анатолия (+1894), Исаакия (+1894), Иосифа (+1911), Варсонофия (+1913), Анатолия (+1922), Нектария (+1928), Никона исповедника (+1931), Исаакия священномученика (+1938). Оптина пустынь — особо место, у монастыря непростая история. В годы богоборчества Оптинские монахи принимали смерть за веру во Христа. Молитвы Оптинских старцев являли миру чудеса веры. Молитва последних Оптинских Старцев на начало дня Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля. Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь. Молитвы Оптинских Старцев о семье В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь. Молитва матери о своих детях Молитву эту, составленную прп. Амвросием Оптинским, раздавали верующим в Казанской Амвросиевской женской пустыни при с. Шамордино. Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей, Господи!

http://pravmir.ru/molitva-optinskix-star...

75 О «гибели Запада» в русской культуре одним из первых заговорил В. Одоевский в книге «Русские ночи» (1844), см.: Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975. С. 147 (еще раньше похожую мысль высказал С. П. Шевырев в статье «Взгляд русского на современное состояние Европы», опубликованной в журнале «Москвитянин» в 1841 г.; с. 215–256); в западной философии эта тема особенно ярко прозвучала в книге О. Шпенглера «Закат Европы» (т. 1–2,1918–1922). 76 Теософия (от греч. Θéoς – Бог и σοφα – мудрость) – мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей – соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства. 78 Гюисманс Шарль Мари Жорж (1848–1907) – французский писатель; натуралистические тенденции его ранних повестей и романов перерастают в романах «Наоборот» (1884), «Там, внизу» (1891), «В пути» (1895), «Собор» (1898) в декадентство и мистицизм. 80 Джемс (Джеймс, James) Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из основателей прагматизма; отвергая объективность истины, выдвинул «прагматический» критерий: истинно то, что отвечает практической успешности действия; единственная реальность, по Джемсу, – непосредственный чувственный опыт. 81 Елизавета (Elisabeth) Тюрингская (Венгерская) (1207–1231) – христианская подвижница, широко почитаемая в Германии; дочь венгерского короля, жена тюрингского ландграфа Людовика IV (ум. 1227). Попыталась претворить в своей жизни францисканский идеал аскезы и милосердия: основывала госпитали, ухаживала за больными, помогала бедным. 82 Шанталь Жанна Франсуаза (Jeanne Françoise de Chantal) (1572– 1641) – французский мистик; испытала воздействие Франциска Сальского, основала (в 1610 г. в Аннеси, Франция) женский монашеский «Орден визитации» (в честь посещения Св. Девой Марией Елизаветы). 83 Духоборы (духоборцы) – секта духовных христиан, возникшая в России во 2-й половине XVIII в. Секта отвергает православные обряды и таинства, священников, монашество; обожествляет руководителей своих общин. За неподчинение властям и отказ от военной службы духоборы преследовались царским правительством; в конце XIX в. переселились в Канаду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Императрица лично утвердила чертежи иконостаса и деревянный макет Никольского храма, выполненный архитектором Алексеем Петровичем Евлашевым, но повелела колокольню построить более высокую и со шпилем. Её проект выполнил архитектор Алексей Шедель, известный созданием парадной резиденции Меншикова в Ораниенбауме. Когда шло возведение нового величественного храма, была отремонтирована и старая деревянная церковь, в которой продолжались богослужения. Вскоре, в 1746 году деревянную церковь, вместе со старинными иконами по ходатайству архимандрита московского Донского монастыря разобрали и брёвна перевезли в село Рождествено Молоковского стана. Каменный Никольский храм был освящён 7 марта 1741 года. Более века церковь простояла без ремонта, лишь накануне Отечественной войны 1812 года была перекрыта крыша. От французов церковь не пострадала. В 1830-е гг. церковь стала разрушаться. Время делало своё дело: в стенах трапезной появились трещины, местами стал выпадать камень, колокольня наклонилась. В 1837 году было испрошено разрешение на её перестройку. В 1845 году были разобраны и возведены заново по проекту архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина колокольня и трапезная. Новая трапезная была сооружена тёплой, внутри она была оштукатурена и " приличным образом расписана " . 12 октября 1841 года южный придел церкви был освящён во имя Рождества Христова, а северный, несколько позже - во имя святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. В советский период храм как памятник архитектуры был взят на учёт отделом по делам музеев Главнауки, но гонения тех лет не обошли его стороной. Настоятеля церкви Петра Павловича Богословского вместе с членами его семьи, не взирая на заслуги этого почтенного священника, лишили сана и выслали из Домодедово. 5 мая 1922 года Уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим буквально ограбила храм, вывезя из него ценную серебряную утварь общим весом до 24 кг. В те годы, когда одна за другой закрывались церкви по стране, Никольский храм оставался действующим - один из немногих на Домодедовской земле.

http://sobory.ru/article/?object=02592

В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её продолжалось десять лет (1825-1835 гг). В начале XX века на колокольне Христо-Рождественского собора насчитывалось восемь колоколов, крупнейший из которых имел массу более полутысячи пудов. Работы по строительству возобновилось через пять лет, в 1840 году, когда началась пристройка каменной трапезной. Руководили работами протоиерей Андрей Иванович Калугин и церковный староста Стефан Ларин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма города Липецка. К 1848 году в приходе Христо-Рождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1 556 душ мужского и 1 563 женского пола, в том числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами. В смутные времена лихолетья, после революции 1917 года, Христо-Рождественский собор также пострадал от рук безбожной власти, как и многие храмы того времени. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности. А в 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. И, в один из дней, встал вопрос о его сносе. Однако, по воле Божией, нашлись защитники храма. Активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей. В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Однако, время шло вперед. Как известно, времена меняются. Господь Бог услышал молитвы верующих и в 1991 году безбожная власть пала. В тот же год Христо-Рождественский собор вернули верующим города Липецка. Тогда же он стал кафедральным. 2 ноября 1991 года состоялось освящение Христо-Рождественского собора, и в нём возобновилась служба. Молебен по случаю открытия собора совершил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении наместника Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Никона (Васина) и липецкого духовенства.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010