– H. Gunkel, „Бытие“, 1901. – J. Hastings и S. R. Driver, „Библейский Словарь“, 1898 и сл. – Гирцель, Иов, 2 изд. 1852. – Фр. Гитциг (1807–1875), Исаия, 1883; Псалмы, 1863–1865; Иеремия, Иезекииль, Даниил, двенадцать малых пророков, Песнь Песней, Екклезиаст; Библейская теология и мессианские пророчества, опубликованные J. J. Кпеискег’ом. – Фон Гофман, Новый Завет изъясненный, 7 частей, 1862–1874 – H. J. Holtzmann, R. A. Lipsius, P. W. Schmiedel, Ручной Комментарий Нового Завета (продолжает издаваться, 4 фасцискулы in-8°, вышли в 1890, в Фрейбурге, в Брисгау). – Гупфельд (1796–1866), Псалмы, 2 изд. Рим, 4 in-8°, 1867–1871. – K. Justi (1767–1846), Иоиль, 1792; Амос и Михей, 1799; Наум, 1820; Песнь Песней, 1809. – Кейм (1815–1878), История Иисуса Назаретского, 1867–71. – Р. Киттель (R. Kittel), Цари, 1900. – А. Кнобель (1807–1863), Бытие, 1852, Исход, Левит, 1857; Числа, Второзаконие, Иисус Навин, 1861; Исаия, 1843, Екклезиаст, 1836. – R. Krätzschmar, Иезекииль, 1900. – Кюенен. (1828–1891), Критическая история Ветхого Завета, французский перевод Пирсона, 2 in-8, 1866–1879. – Ленгерке, (1803–1855), Даниил, 1835, Псалмы; 1847. – M. Lohr, Плач, 1894. – А. Меркс, Поэма Иова, in-8°, 1871. – Мейер, (H. A. W. Meyer, 1800–1873), Экзегетический и критический комментарий на Новый Завет, продолженный Нитнег’ом, Lünemann’oм и Düsmerdieck’oм, многочисленные издания. – Михаил Николя (1810–1886), études critiques sur la Bible, Ancien Testament, in-8°, 1861, Nouveau Testament, in-8°, 1863. – W. Nowack, Ручной Комментарий Ветхого Завета (продолжает выходить), Геттинген, 1892; Судьи, Руфь, Самуил, 1901; Малые Пророки, 1897. – Ольсгаузен, Псалмы, 1853. – Павлюс, (G. Paulus), (1761–1851), Комментарий на Новый Завет, 1839–1842, и т. д. – Эрнест Ренан (1823–1892), Le Livre de Job, 1885; Le Cantique des cantiques, 1860; Les Origines du Christianisme, 1863–1881; L’ Ecclesiaste, 1882; Histoire du peuple d’Israel, 4 in-8°, 1887–1893. – E. Рейсс (1804–1891), La Bible, n. 143, 12. – Рим, (1830–1888), Ручной библейский словарь, 2 тома in-8°, 1875–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

цит. соч., стр. 13 и след., а также его «Историю древней философии», пер. под ред. проф. А.И. Введенского , 3 изд. 1902 г., стр. 5–6). 2814 Фулье здесь говорит о том, что сознание человеком своей свободы, как психологический факт, одинаково признается и детерминистами, и индетерминистами; только первые считают это сознание иллюзией, а вторые признают его соответствующим действительности, но для самообладания и для господства над страстями будто бы безразлично, сознавать ли только себя свободным или и быть свободным. 2830 Указ сенатский 2 июля 1767 г. Правила об отмежевании земель к церквам. Там же, т. XVIII 12925. 2831 Высочайше утвержденная инструкция межевой конторе, учрежденной для размежевания Могилевской и Полоцкой губ. 30 января 1783 года, т. XXI, 15654. 2832 Инструкция землемерам к генеральному всей империи земель размежеванию п. 66. 13 февраля 1766 г. т. XVII 12570. 2833 Именной указ объявленный Сенату сенатором Волковым. 8 мая 1779 г., 1-е Пол. Собр. Законов, т. XX 11873. 2850 Именной указ, объявленный Сенату министром Юстиции 29 марта 1880 г. 1-е Пол. Собр. Законов, т. XXXI 24246. 2858 Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 28 февр. 1835 г. 2-ое Пол. Собр. Законов, т. X 7912. 2860 К вопросу о применении давности к церковным землям. С.В. Нахмана. Журнал Юридического Общества. 1894 г. март кн. III. 2861 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть I 12, 18 и часть II 38. 2869 Кроме некоторых полудиких восточных племен, у которых исследователями отмечаются явления этого порядка (см. проф. Стоянова – цит. соч., стр. 15), временные браки (müt’e) считаются дозволенными у одной из мусульманских сект – шиитов. Такой брак может быть заключен лишь с обоюдного согласия сторон, которые должны быть «правоверными» если не обе, то, по крайней мере, одна из них – муж, которому дозволяется также взять за себя, в качестве временной жены, еврейку или христианку. Необходимо требуется, чтобы продолжительность устанавливаемого отношения была точно обозначена известным сроком времени или определенным числом телесно-половых актов; иначе брак müt’e превращается в постоянный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Г. принадлежат 2 книги проповедей (разъяснение смысла воскресных и праздничных чтений) и комментарии на псалмы (Moraliates super quosdam versus psalterii) и на Книгу Песни Песней Соломона (Expositio in Cantica Cantorum). Нек-рые исследователи приписывают ему постиллы (изъяснительные гомилии) на отдельные книги ВЗ. Ни одно из сочинений И. Г. не издано полностью, отдельные проповеди опубликованы в сборнике средневековых проповедей Й. Б. Шнайером ( Schneyer. 1971). «Expositio in Cantica Cantorum», в к-ром Книга Песни Песней Соломона трактуется как описание отношений Девы Марии и Сына, издатель XVI в. Й. Баде объединил с аналогичным сочинением Фомы из Персеня (или Фомы Цистерцианца). В таком виде сочинение издано Ж. П. Минем в «Patrologia latina». Соч.: PL. 206. Col. 15-862; D " Avray D. L. Medieval Mariage: Symbolism and Society. Oxf.; N. Y., 2005. P. 219-223. Библиогр.: Repertorium biblicum/Ed. F. Stegmüller. Matriti, 1951. T. 3. P. 340-344. N 4532-4542 [Электр. ресурс: http://repbib.uni-trier.de]; Schneyer J. B. Repertorium der lateinischen Sermones des Mittelalters, für die Zeit v. 1150-1350. Münster, 1971. Bd. 3. S. 510-566. Лит.: Du Chesne F. Histoire de tous les cardinaux françois. P., 1660. Vol. 2. P. 200-201; Cardella L. Memorie storiche de " cardinali della S. Romana Chiesa. R., 1792. Vol. 1. Pt. 2. P. 243-245; Histoire littéraire de la France. P., 1835. Vol. 18. P. 162-177; Huillard-Br é holles J. L. A. Historia diplomatica Friderici secundi. P., 1852. T. 3. P. 207-220; Feret P. La Faculté de théologie de Paris et ses docteurs les plus célèbres: Moyen âge. P., 1894. Vol. 1. P. 228-231; Auvray L. Un acte de la Légation du Cardinal Jean Halgrin en Espagne//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École française de Rome. P., 1896. Vol. 16. P. 165-179; Luchaire A. Social France at the Time of Philip Augustus. N. Y., 1912. P. 121-122; Essai de liste générale des cardinaux: Les cardinaux du XIIIe siècle//An. Pont. Cath. 1929. P. 117; Hierarchia CMRA. Vol. 1. P. 6, 38, 137, 205; Riedlinger H. Johannes Halgrin von Abbeville//LTK. Bd. 5. Sp. 996-997; Paravicini Bagliani A. Cardinali di curia e «familiae» cardinalizie: Dal 1227 al 1254. Padova, 1972. Vol. 1. P. 21-31; Ribailler J. Jean d " Abbeville//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 249-256.

http://pravenc.ru/text/471109.html

Хотя в дальнейшем династии Караманлы удалось ненадолго восстановить свои позиции, эпоха Танзимата (1839-1876) положила конец ее влиянию. В 1869 г. Триполийский эйалет был разделен на Триполитанский вилайет (Тарабулус-эль-Гарб; подразделялся на 5 санджаков), куда назначался полномочный генерал-губернатор (вали), и особый округ (санджак) Бенгази, во главе которого стоял губернатор (мутасарриф), к-рого присылали из Стамбула (в 1879 санджаку Бенгази присвоен статус вилайета). Однако в т. н. 2-й период османского доминирования (1835-1912) влияние центральной администрации не распространялось далеко во внутренние р-ны Ливийского нагорья, где новые порядки вызывали недовольство местных жителей. В Триполитании и Феццане восстание под рук. Абд аль-Джалиля Сайф ан-Насра (1838-1842) получило продолжение под началом Гумы аль-Махмуди (ок. 1840-1856), а в Киренаике развил активность суфийский тарикат сенусийя, основанный в 1837 г. в Мекке алжирцем Мухаммадом ибн Али ас-Сенуси (1787 или 1791-1859). Вначале он действовал в Хиджазе, но в 1843 г. перенес свою деятельность в оазисы Киренаики и в 1855 г. поселился в одном из них - в Джагбубе (северо-восток Ливийской пустыни). Его сыновья и преемники упрочили могущество тариката и в 1894 г. перенесли свою ставку юго-восточнее - в оазис Куфра. Мн. жители Киренаики и прилегающих к ней частей Сахары - кочевники и отчасти оседлые земледельцы и горожане - считались последователями верховных шейхов сенусийи. В такой обстановке в сер. XIX в. зарождались предпосылки возникновения самобытного очага политогенеза на территории Л. на основе образованной сети сенусийских обителей (завий), превратившихся в военно-адм. и торговые центры своеобразного протогос-ва, опиравшегося на лояльность племенной верхушки, крупное землевладение шейхов и их право на сбор налогов и податей (к 1884 в регионе насчитывалось до 100 таких завий). Создав под лозунгом джихада против «неверных» собственное военно-политическое объединение теократического типа, сенусийя возглавила движение арабо-берберских племен против османского господства и британской оккупации в Египте, позднее - французской экспансии в Центр. Африке и Алжире в 80-90-х гг. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

48 Origenes. De principiis II, 6, 6, PG 11, 213. Рус. пер. КДА, 1899, C. 132–133. Стоический образ железа и огня со времени Оригена становится обычным в патристической литературе для выяснения способа соединения двух природ во Христе. 49 Athanasius Alexandrinus Contra arianos oratio I, 51 и 60, PG 26, 117–119, 137. Рус. пер. Ч. 2. С. 243, 255. 50 Ibid., III, 31, PG 26, 389. Рус. пер. Ч.2. С. 409. Dionysius Areopagta. Epistula 4, PG 3, 1072. 51 Athanasius Alexandrinus. Oratio de incarnatione verbi, 44, PG 25, 173–176. Рус. пер. Ч. 1. C. 248–249. 52 Cyrillus Alexandrinus. De adoratione in sptritu et veritate IX, PG 68, 597. Рус. пер. МДА. M, 1880–1912. Ч.1. C. 131. 53 Athanasius Alexandrinus Contra arianos oratio III, 57, PG 26, 444. Рус. пер. Ч. 2. C. 440–441. Oratio dcincarnationcverbi, 31, PG25, 149. Рус. пер. Ч. 1. С. 231. 56 Ефрем Сирин. Слово 32. Рус. пер. МДА. Изд. 5-е. Сергиев Посад 1907–1914. Ч. 2. С. 52. На этой идее построено всё богослужение на Преображение: «Очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу же и светлость...» (2 стихира на стиховне). Что свет, который был ввден на Фаворе, есть проявление самой природы Божества, это ясно выражено в третьей песни канона Косьмы: «Бог слово сый, весь землен бысть, всему Божеству смесив человечество во ипостаси Своей, юже во двою существу Моисей и Илия видеша на горе Фаворсте». 57 Athanasius Alexandrinus. Contra arianos oratio 1, 42, PG 26, 97–99. Рус пер. Ч. 2. С 231–232; Ibid III, 38, PG 26, 405. Рус. пер. Ч. 2. С. 418; Ibid., III, 40, PG 26, 409. Рус. пер. Ч. 2. С. 420–421; Ibid., III, 43, PG 26, 416. Рус. пер. Ч. 2. С. 424; Ibid., III, 48, PG 26, 424–425. Рус. пер. Ч. 2. С. 429–430. 61 Harnack Ad. Lehrbuch der Dogmengeschichte. 3 Aufl. Leipzig, 1894. Bd. II, S. 386–387; Junglas Job. Leontius von Byzanz. Studien zu seinen Schriften, Quellen und Anschauungen. Paderborn, 1908, S. 102–103; Троицкий И. Изложение веры церкви армянской. СПб. 1875. С. 139–164; Gieseler D. Commentationis, qua Monophysitarum variae de Christi persona opiniones inprimis ex ipsorum effatis recens editis illustrantur, particulae I et II. Gottingae, 1835, 1838.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

326 Разумеем его сочинение: De statu hodiernorum Graecorum (греч. и латинск. текст). Lipsiae, 1671. 330 Проф. Ф.А. Курганова . Устройство церкви королевства греческого, стр. 49. Слич. Икономоса. Τριακονταετηρς κκλεσιαστικ, σελ. 132. – Нужно сказать, что вышеописанным образом поступали и архиереи с подчинённым духовенством: они иногда без всякой основательной причины лишали священника или диакона, принадлежащего им сана и места; но потом опять и сейчас все восстановляли их в их достоинстве, как скоро получили денежный подарок с мнимо провинившихся. Maurer. Das Griechische Volk in offentl und kirchlich. Beziehung. B. I, 401. Heidelb., 1835. 335 Собрание мнений и отзывов митр. Филарета по делам на Востоке, стр. 158. Было бы напрасно думать, что подобные «вымогательства» имели место лишь по отношению к болгарам. По свидетельству даже грекофилов (как Леонтьев) прежние архиереи «то же самое делали и в Эпире, и Крите и других греческих странах». Леонтьева. Восток, Россия и славянство, т. I, стр. 50. 339 Карловой (псевдоним славянофила Гельфердинга). Турецкая провинция. «Вести Европы». 1870 г., июль, стр. 162. 343 Еписк. Арсения (в миру: Авксентия) Стадницкого. Гавриил Банулеско, Экзарх Молдо-влахийский, стр. 223. Кишин., 1894. 344 Валахийские монастыри и их имения преклонены были некоторым афонским монастырям, а чрез них патриарху Константинопольскому, которому подчинён Афон; патриаршему престолу города Антиохии; св. гробу Господню или точнее святогробскому братству, во главе которого стоит патр. Иерусалимский и так дал. 345 В книге о. Арсения можно читать плачевную эпопею о том, как национальные имущества, приписанные преклонённым монастырям, попали в руки греческих церковных общин. Мало сказать, что дело происходило нечисто (в особенн. стр. 199–205). 347 Даже у нас ничего такого не встречается. Правда в прошлом году, во время богослужения курского архиерея в каком-то селе, озорники пели неприличные песни, но это не более, как модное хулиганство. 358 Сам Hartmann см. «Geschichte der Metaphisik@ 1900 B. II. Указывает, как быдополняя Falkenberg’a, на то, что Вундт, кроме того, «bleibt der Sewohnheit der Naturwissenschaften true» … (S. 537)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь, в это счастливое время, на звавшейся «счастливой» улице была создана одна из удивительнейших книг, какие есть на свете, но и был завязан решающий узел в трагической судьбе Гоголя.   notes Примечания 1 Гипостазирование (от ипостась) — наделение самостоятельным бытием какого-либо отвлеченного понятия, свойства, идеи. — Ред. 2 Hilaire Belloc. Europe and the Faith. London, 1920. Henri Massis. Defense de l’Occident. Parts, 1927. 3 V. Hehn. De moribus Ruthenorum. Zur Charakteristik der russichen Volksseele. Tagebuchblatter aus den Jahren 1857-1873. Stuttgart , 1892 4 Антиномия — противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. — Ред. 5 Кенозис — самоумаление, самоуничижение Христа, пришедшего в мир, — Ред. 6 «Я занялся моими делами, перечитывая Кольриджа, сочиняя сказочки и не ездя по соседям…». 1831 («Заметки о холере») 7 Сэмуэль Кольридж умер 25 июля 1834 г. Упомянутая книга была напечатана в 1835 г., в 1836 г. вышли упоминаемые далее «Разговоры» (Letters, Conversations and Recollections of S. T. Coleridge). — Ред. 8 «Друг мой, я с вами буду говорить на языке Европы, Он мне более близок, нежели наш собственный». 9 Два последних произведения, очевидно, лишь по материалу, в них использованному. 10 Прежде всего я, конечно, имею в виду письма к его второй жене, урожденной баронессе Пфеффель (по первому мужу Дёрнбург). Они были изданы во время войны 1914—1918 гг. в четырех выпусках малораспространенного журнала «Старина и Новизна», к сожалению, с пропусками и вообще довольно небрежно. Небезупречен и сделанный для этого издания перевод их французского текста. Цитаты из них я привожу в заново сделанном переводе. 11 Другой поэт, англичанин, человек строгий к себе и к другим, находил, что «говорить о погоде или здоровье, и особенно жаловаться на них, никчемное дело» (письмо Хопкннса Роберту Бриджесу 7 марта 1884 года). 12 Th.Schientarm. Victor Hehn (1894), С 25. 13 См:.В.А.Кштрович. Фельетоны сороковых годов. 1930. Там же — приводимые далее тексты из черновых записей Достоевского. 14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

В.В. Виноградов Привить, прививать ПРИВИТЬ, ПРИВИВАТЬ К числу профессиональных терминов, получивших в русском литературном языке около середины XIX в. отвлеченно-переносные значения, относятся глаголы привить – прививать и привиться – прививаться (со страдательным причастием привитый – привитой). До 30–40-х годов XIX в. слово привить – прививать выражало лишь прямые, конкретные значения, которые были осложнены и дополнены распространившимся в XVIII в. медицинским значением: 1) Прикрепить посредством витья, свивая присоединить, срастить. Привить шелку в снурок. Привить одну веревку к другой; 2) Всадить черенок или пересадить часть живого растения на ткань другого (под кожу или кору) так, чтобы пересаженное растение срослось с этой тканью и передало ей те или иные свойства. Привить яблоню, привить абрикосовое дерево. Медицинское значение этого слова сначала было связано лишь с предохранительными прививками от оспы. Привить оспу значило – «вложить оспенный гной в проколотую ранку» (см. сл. АР 1822, ч. 5, с. 266–267; сл. 1867–1868, 3, с. 967). Но по мере разработки метода лечения вакцинами глагол привить расширил свое значение и применение в области медицины. Привить – это стало значить: «ввести в чей-нибудь организм ослабленное или обезвреженное заразное начало какой-нибудь болезни (вакцину) для предупреждения заболевания этой болезнью или для лечения уже начавшейся болезни». Например: привить скарлатину, привить противодифтерийную сыворотку. Это значение сложилось не раньше второй половины XIX в. [Ср. Никитин, Врачебн. сл. (1835) (здесь еще нет слова вакцина). Ср. также А.  Н. Чудинов. Словарь иностранных слов (СПб., 1894): Вакцинация – «оспопрививание», с. 174]. Показательно, что В. И. Даль, сам бывший врач по профессии, в «Толковом словаре» говорит лишь о прививке оспы: «Привить оспу, взять на иглу или острее гною из оспенного нарыва и перенести на другое тело, оцарапав то место, куда нарыв переносишь». Но тут же Даль приводит фразу: «Прививали и скотскую чуму, полагая этим предупредить ее» (сл. Даля 1881, 3, с. 402).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины призваны были епархиальные отделы Палестинского Общества, право на создание которых было предоставлено Обществу еще в 1885 г., но первым из возникших отделов стал самый отдаленный, Якутский, открытый 21 марта 1893 г. В нем было 18 членов, в кассе отдел имел 3084 руб. (из них 1800 руб. – единовременных взносов, 375 руб. – ежегодных членских взносов и 904 руб. – пожертвований). В конце того же года, 19 декабря, открывается Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 г. до апреля 1895 г., было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякая. Во-первых, нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле. Во-вторых, развертывание – для достижения первой цели – научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке. Вертикаль управления обществом Особенностью Палестинского Общества было сочетание широкой демократической инициативы и августейшего возглавления. Председателями Общества в императорский период были последовательно великий князь Сергий Александрович (18821905) и великая княгиня Елизавета Федоровна (1905–1917) 142 . Структура управления включала несколько звеньев: Председатель, Вице-Председатель, Помощник Председателя, Секретарь, Уполномоченный ППО (с 1898 г. Управляющий подворьями) в Палестине. Состав Совета (10–12 человек) и численность служащих Общества всегда были минимальны, динамизм и качество работы на всех уровнях обеспечивались четким исполнением устава, правильной и прозрачной отчетностью и сознанием патриотической и религиозной ответственности каждого из сотрудников, начиная с Председателя. На первом собрании Общества его вице-председателем стал государственный и общественный деятель, сенатор, писатель, богослов Тертий Иванович Филиппов (1825–1899), занимавший этот пост в 1882–1884. В 1884–1895 гг. пост вице-председателя занимал Федор Петрович Корнилов (1809–1895) – бывший московский гражданский губернатор (1859–1861), управляющий делами Комитета министров Российской Империи (1861–1874), член Государственного Совета. Коллеги добродушно посмеивались над его стариковским дреманием на заседаниях Совета, но, когда требовалось его твердое, обоснованное суждение или беспристрастная оценка, Федор Петрович всегда был на высоте. Его сменил Николай Николаевич Селифонтов (1835–1900) – известный государственный и общественный деятель и историк. Его серьезное отношение к делу, добросовестное исполнение принятых на себя обязанностей, опыт государственного служения давало ему в совокупности такую меру мудрости и такта, какими не обладал никто из коллег. Как сказал в поминальном слове В.Н. Хитрово , «до него, до его участия в делах, Общество, можно сказать, переживало свою детскую пору, с Н.П. оно возмужало и стало на ноги» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Автономия христ. общин была упразднена, христиан призывали в армию. Вскоре военные расходы подорвали состояние экономики Османской империи, в разных ее регионах начались голод и эпидемии. Осенью 1917 г., когда фронт приблизился к Иерусалиму, турки арестовали патриарха Дамиана и выслали его в Дамаск. В дек. 1917 г. англичане заняли Иерусалим, а осенью 1918 г. нанесли окончательное поражение османским войскам и оккупировали весь Ближ. Восток. В 1920 г. Палестина была передана под брит. мандатное управление. Ист.: Радзивил Н. Х. Путешествие ко Св. Местам и в Египет/Пер. с польск.: П. Богданович. СПб., 1787; Вольней К. Ф. Путешествие в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784, 1785 гг.: Пер. с нем. М., 1793. Т. 2; Мелетий, иером. Путешествие во Иерусалим в 1793 и 1794 гг. М., 1798; Норов А. С. Путешествие по Святой Земле в 1835 г. СПб., 18442. Ч. 1-2; он же. Иерусалим и Синай: Записки второго путешествия на Восток. СПб., 1878; Муравьев А. Н. Письма с Востока в 1849-1850 гг. СПб., 1851. Ч. 1-2; он же. Путешествие к св. местам в 1830 г.//Святые места вблизи и издали: Путевые заметки рус. писателей 1-й пол. XIX в. М., 1995. С. 89-233; Мансуров Б. П. Православные поклонники в Палестине. СПб., 1858; Лукьянов И., свящ. Путешествие в Св. землю//РА. 1863. Вып. 1. С. 21-64; Вып. 2. С. 114-159; Вып. 3. С. 223-264; Вып. 4. С. 305-343; Вып. 5-6. С. 385-415; Порфирий (Успенский), еп. Послания иерусалимских патриархов в Грузию//ТКДА. 1866. Т. 2. С. 157-173; он же. Книга бытия моего. СПб., 1894-1902. Т. 1-8; Серапион, инок. Путник или путешествие во Св. Землю//Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во град Иерусалим/Примеч., предисл.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. Отд. 5. С. 78-128 (отд. отт.: М., 1874); Хитрово В. Н. Православие в Святой земле. СПб., 1881. (ППС; Т. 1. Вып. 1(1)); Григорович-Барский В. Странствия по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1; Позняков В. Хождение по св. местам Востока, 1558-1561 гг. СПб., 1887. (ППС; Т.

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010