“К Овидию” (1821). Из упомянутого выше послания Н. М. Языкова “Д. В. Давыдову”. Вероятно, Гоголь по памяти цитирует стихотворение Н. М. Языкова “Дерпт” (1825). У Языкова: И благородное стремленье На поле славы и наук. С 1838 по 1843 г. Н. М. Языков лечился за границей, преимущественно в Германии и Австрии. Из стихотворения Н. М. Языкова “Поэту” (1831). См. письмо XV. Предметы для лирического поэта в нынешнее время. Петр Андреевич (1792 — 1878), поэт и критик, близкий знакомый Пушкина и Гоголя. Реминисценция из “Евгения Онегина” А. С. Пушкина: А перед ним Воображенье Свой пестрый мечет фараон. (Глава 8, строфа 37). Фараон — азартная карточная игра. Фон-Визин. Сочинение князя Петра Вяземского. Спб., 1848. Отрывки из этой книги печатались в газетах, журналах и альманахах. Как явствует из письма Гоголя к П. А. Вяземскому от июля — сентября 1842 г., “почти половину всего сочинения” Гоголь прочел тогда в рукописи, присланной автором Н. М. Языкову. Переработанный текст этого письма и лег в основу следующей далее характеристики книги князя Вяземского и пожелания, чтобы тот посвятил себя изображению века Екатерины. Примечательно, что с этим же пожеланием Гоголь обратился к П. А. Вяземскому и позднее, в письме к нему от 1 января 1852 г. Замечательно также, что век Екатерины, по его исключительности и колоссальности, сравнивается Гоголем в письме к П. А. Вяземскому 1842 г. со временами Гомера. Из стихотворения Н. М. Языкова “К Вульфу, Тютчеву и Шепелеву” (1826). В записной книжке Гоголя 1845 — 1846 гг. есть подготовительная запись: “О Крылове. Вот чистые, без всякой примеси русские понятия, золотые зерна ума. Ум, безоговорочный”. В толковании поговорки Гоголь следует И. М. Снегиреву, известному фольклористу и этнографу, который усматривал в ней выражение свойственного русскому народу склада ума: “Что Русский и после ошибки может спохватиться и образумиться, о том говорит его же пословица: “Русский задним умом крепок” (Снегирев И. Русские в своих пословицах: Рассуждения и исследования об отечественных пословицах и поговорках.

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

—301— каталога египетских древностей Лейденского музее Aegyptische Monumenten van Oudheden te Leiden, uitgegeven… door C. Leemanns 1831–1905 (есть издание с французским текстом). III. Кафедра Шампольона в Collège de France Шампольон не оставил после себя во Франции преемников: его жизнь, полная бурь и тревог, мало способствовала тому, чтобы вокруг него могла сплотиться тесная группа учеников 395 . В течение пяти лет кафедра Шампольона оставалась незамещенной. Затем на эту кафедру был избран Летронн, читавший в Collège de France лекции в течение одиннадцати лет (с 1837 по 1848 г.). Он не был ориенталистом, но любовно вводил своих слушателей в таинственную даль восточной культуры, сообщая им многочисленные сведения по истории, быту и искусству древнего Востока. В 1839–1840 г. он разбирал со своими слушателями астрономические памятники Египта, древнейших народов Азии и греков и отношение этих памятников к государственным или религиозным учреждениям упомянутых народов. С 1841 по 1846 г. он читал египетскую археологию 396 . Со смертью Летронна (14 декабря 1848 в.), кафедра Шампольона снова оказалась вакантною. В 1849 г. на эту кафедру был назначен, согласно представлению совета профессоров, археолог Шарль Ленорман (1808–1859). Он читал общий курс египетской археологии и литературы; впоследствии объяснял избранные места из «Книги мертвых» и различные другие тексты; в 1858 г. истолковывал на лекциях египетские части Розеттской надписи. Это были блестящие, вдохновенные лекции; но, к сожалению, они были совершенно лишены трезвого, критического отношения к источникам 397 . Ленорман скончался в. Афинах 19-го ноября 1859 г. На освободившуюся кафедру был избран виконт Эмануель де-Ружэ (1811–1872). В феврале 1860 г. император Наполеон III —302— подписал два указа, из коих первым кафедра археологии в Collège de France переименовывалась в кафедру египетской филологии и археологии, а вторым де-Ружэ назначался профессором на новую кафедру 398 . Эм. де-Ружэ читал самые различные курсы: он излагал своим слушателям основы чтения иероглифов, объяснял тексты Сказки о двух братьях, текст папируса Sallier, памятники Рамсеса II и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вынужденная связь души с телом, это пребывание её в греховной, грязной и мрачной темнице, является для неё источником страданий и стенаний всё время, «пока она исполняет обязанности порученного ей управления». 1831 Вслед за Оригеном , св. Амвросий утверждает, что душа, отягчённая связью с телом, скорбит и постоянно стремиться освободиться или переселиться из этого тела, дабы быть с Богом ( 2Кор. 5; 7 ). 1832 Греховное начало плоти, частнее, «плотская похоть», более сильная, чем сама душа, 1833 св. Амвросием называется обычно умом 1834 или законом, 1835 или мудростью 1836 плоти, или даже просто плотью, 1837 и противополагается им закону или мудрости ума, или просто уму. 1838 Между тем и другим умом, тем и другим законом и мудростью или между духом и плотью, внутренним и внешним человеком идёт непрерывная борьба. 1839 «Закон нашей плоти противоборствует в нас закону ума и пленниками влечёт нас ко греху, дабы мы делали то, чего не желаем» ( Рим. 7; 23 ). 1840 Если разум или ум побеждается плотью, то и сам становится умом плоти. 1841 Отсюда и грех определяется, как «хождение по плоти, ибо живёт роскоши, удовольствиям, ласкательствам и страстям плоти тот, кто поступает согласно с мудростью плоти», 1842  и тот, кто согрешает, сам становится плотью. 1843 А так как, далее, только мудрость ума подчинена Богу, мудрость же плоти не только Ему не подчинена, 1844 но и прямо враждебна, 1845 то всякий, поступающий по мудрости плоти, грешит против Бога и не может быть угодным Ему. 1846 Отсюда, между прочим, закон ума св. Амвросий отождествляет с законом Божиим, а закон плоти – с греховным хотением. 1847 Иногда, (повидимому, под влиянием стоического учения о страстях) св. Амвросий смягчает и почти отказывается от взгляда на плоть, как на источник зла, развивая при этом (главным образом в De officiis ministrirum и, затем, в De Iacob) стоическое учение о страстях и аффектах. «Совсем не тело, а аффекты, – пишет он, – являются виновниками греха, тело же есть только слушатель воли». 1848 Не плоть или природа во грехе, а то, что сделало природу тленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Кине Эдгар (1803–1875) – французский политический деятель, историк. В 1841–1846 гг. профессор Коллеж де Франс, уволен за борьбу против иезуитов. Активный участник революции 1848 г., член Учредительного и Законодательного собраний. После переворота Наполеона III в эмиграции до 1870 г. Автор трудов о Великой французской революции и др. Ленорман Шарль (1802–1859) – французский археолог, профессор Коллеж де Франс. Мишле Жюль (1798–1874) – французский историк, член Академии моральных и политических наук с 1838 г. С 1827 г. профессор Высшей нормальной школы, с 1838 г. – Коллеж де Франс. В период Июльской монархии борец против католицизма, кумир радикального студенчества. В 1852 г. лишен кафедры и должности заведующего исторической секцией Национального архива, которую занимал с 1831 г., за отказ присягнуть Наполеону III. Автор трудов по истории Франции и Французской революции. Руаль-Рошетт Дезире (1790–1854) – французский археолог, секретарь Парижской Академии художеств. Симон Жюль Франсуа Сюисс (1814–1896) – французский политический деятель, философ и публицист. Профессор философии в Высшей нормальной школе, затем в Сорбонне. В 1848 г. избран членом Национального собрания. В 1851 г. отказался присягнуть Наполеону III. В 1870 г. министр народного просвещения в правительстве Национальной обороны, в 1875–1876 гг. премьер-министр, с 1875 г. сенатор. Шаль Виктор Эфемион Филарет (1798–1873) – французский историк, профессор Коллеж де Франс. Автор трудов по истории Германии, Англии, Английской революции. Араго Доменик Франсуа (1786–1853) – французский астроном, физик, политический деятель. С 1809 г. член, с 1830 г. секретарь Парижской Академии наук. В 1830–1848 гг. член Палаты депутатов, после Февральской революции 1848 г. – морской министр Временного правительства. 356 Бодянский Осип Максимович (1808–1877) – историк. В 1834 г. окончил Московский университет, с 1842 г. экстраординарный, с 1847 г. ординарный профессор кафедры истории и литературы славянских наречий. В 1845–1849 гг. секретарь Московского Общества истории н древностей российских, тогда же, а также в 1858–1877 гг. редактор его «Чтений». Главные работы: «О мнениях касательно происхождения Руси» (1835), «О времени происхождения славянских племен» (1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – русский публицист и общественный деятель; один из идеологов славянофильства; редактор газет «День», «Москва», «Русь», журнала «Русская беседа» и др. В 1840–1850х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг. организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига. 155 Ламенне (Lamennais) Фелисите Робер де (1782–1854) – французский публицист и религиозный философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма; в 1830–1832 гг. в сотрудничестве с М. Монталамбером, А. Лакордером и др. издавал журнал «Будущее». Основные сочинения: «Слова верующего» (1834; сразу после выхода осуждено энцикликой папы Римского), «Эскиз философии» (т. 1–4, 1840–1846). 156 Тевтобургский лес – гряда низкогорий в составе Везерских гор (Германия). Осенью 9 г. н. э. в Тевтобургском лесу германские племена во главе с Арминием уничтожили три римских легиона Квинтилия Вара, что остановило продвижение римлян за Рейн. 157 Лютер (Luther) Мартин (1483–1546) – деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. Меланхтон (Melanchton) Филипп (1497–1560) – немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник М. Лютера; составитель Аугсбургского исповедания. 158 Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – русский общественный деятель, славянофил; автор умеренно-либеральных проектов отмены крепостного права, участник подготовки Крестьянской реформы 1861 г.; издатель-редактор журналов «Русская беседа» и «Сельское благоустройство». 159 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский публицист и социолог, идеолог панславизма; в книге «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных « культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; «славянский» тип считал наиболее перспективным. 160 Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891) – русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока, как охранительное средство от революционных потрясений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Общепринятые представления о Языкове как о певце Пиров (Дельвиг), юности раздольной (Пушкин), буйства молодости (Баратынский) относятся к раннему дерптскому периоду его творчества. Но в этот же период застольных песен создан и шедевр русской религиозной лирики «Молитва» («Молю Святое Провиденье…») Языкова-Алябьева. После выхода в 1833 году первого стихотворного сборника «все глаза», по словам Н.В. Гоголя, «устремились на Языкова. Все ждали чего-то необычного от нового поэта». Этим ожиданиям не суждено было осуществиться. «Болезненное ярмо» на долгие годы приковало его к постели. Сверкавший, гремевший «огнедышащим стихом», как писал о нем Петр Вяземский в скорбном стихотворении «Поминки», Языков оказался «узником на чужбине». Его новые стихи появились в печати лишь через десять с лишним лет, вновь оказавшись в центре внимания. Среди них было стихотворение «К ненашим» (1844), ставшее поэтическим манифестом славянофилов и вызвавшее окончательное размежевание их с «западниками». «Сам Бог внушил тебе прекрасные и чудные стихи «К ненашим», – напишет ему Гоголь. Его последнее стихотворение «Сампсон» появилось в «Московском сборнике» в 1846 году. Умирая, он обратился к легенде о гибели библейского богатыря… Первые его псалмы датированы 1830 годом. Тогда же, во время холеры, он создаст гимн «Велик Господь! Земля и неба своды…», положенный на музыку Александром Верстовским и впервые прозвучавший в исполнении хора в Благородном собрании как благодарственный молебен о спасении Москвы. Пушкин создаст в Болдино «Пир во время чумы», в Москву он сможет прорваться через карантины только в начале января 1831 года, когда и звучал молебен Языкова-Верстовского. С именем Береговского связана самая знаменитая пушкинская песенная премьера 11 ноября 1823 года, когда в исполнении Петра Булахова (Сергея Лещенко того времени) прозвучала «Черная шаль», но не в Благородном собрании, а в частном Пашковском театре. Для ссыльного поэта сцена Благородного собрания, как и въезд в Москву, были закрыты. В 1823 году Береговский был лишь восходящей звездой. В 30е годы он руководил всеми московскими императорскими театрами. Николай Языков, только что закончивший Дерптский университет, в мае 1830 года гостил в доме Елагиных-Киреевских у Красных ворот и вместе Киреевскими совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру, подробно описав его в стихотворении, обращенном к Марии Киреевской.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Также совместно с сестрой Хэрриет выпустила учебник географии для начального образования (Primary Geography for Children, 1834). Кроме того, начиная с 1834 года Бичер начала печатать художественную прозу. Ее первой публикацией стал очерк «Скетч из новоанглийской жизни» (A New England Sketch), получивший приз местного евангелистского журнала. В 1836 году она вышла замуж за уроженца штата Массачусетс и преподавателя отцовской семинарии Кэлвина Эллиса Стоу (1802–1886). К этому моменту Стоу не только окончил в Мейне Боудн­колледж (1824), Теологическую семинарию в Эндоувере (1828, штат Массачусетс), но и получил опыт преподавания древних языков в Дартмуте (1831–1833, штат Нью-Хемпшир), а затем и библеистики в Цинциннати (с 1833 года). Стоу был как знатоком Священного Писания, библейской критики, так и поклонником немецкой культуры (от Гёте до немецкой романтической философии и от Ф.Шлейермахера, Ф.Кройцера до евангелизма Ф.Толука), прусской системы начального образования. Кроме того, он был мистически настроен и подчас впадал в транс, имел опыт видений. Союз Кэлвина и Хэрриет основывался на любви, уважении и оказался, вопреки жестокой нужде в первые годы брака, очень прочным. За последующие четырнадцать лет Хэрриет родила семерых детей (первыми появились на свет в 1836 году двойняшки — Хэрриет и Элиза, затем родились четыре мальчика и одна девочка), в которых не чаяла души. При этом она продолжала верить в свое творческое призвание. С начала 1840-х годов ее ­произведения, подчас писавшиеся за счет сна, стали дос­та­точно регулярно появляться в печати, что оказалось ­существенным пополнением семейной казны, ибо жалованье Стоу было скудным. Напряжение жизни в 1840-е годы оказалось столь сильным, что из-за болезни Хэрриет провела пятнадцать месяцев (1846–1847) на водах в Вермонте. В 1843 году вышла ее первая книжка «Мейфлауэр, или Наброски сцен и характеров из жизни потомков пуритан» (The Mayflower; ог, Sketches of Scenes and Characters Among the Descendants of the Puritans, 1843), состоявшая из пятна­дцати рассказов и скетчей.

http://pravoslavie.ru/39314.html

Наприм. Сопиков из его Словаря целиком почти заимствовал для своей Библиографии историю русского книгопечатания. Дело с напечатанием Словаря шло очень вяло, так как Общество истории и древностей, которому Евгений отдал свой труд для напечатания, отнеслось к нему очень небрежно. Автор порешил наконец разделить свой труд на два, – Словарь духовных и Словарь светских писателей; первый Словарь ему удалось выпустить в свет в 1818 г., а второй вышел уже после его смерти в 1846 г. Одновременно с занятиями по Словарю он писал ученые статьи в Вестник Европы и в Труды Общества истории и древностей: о личных собственных именах славяноруссов, о родах присяги у славяноруссов, о старинной славянской арифметике, Об уставных и губных грамотах, о грамоте Мстислава Юрьеву монастырю и др., собирал коллекции монет и медалей, открыл и даже обработал несколько новых письменных памятников (напр. Историю Курбского, Хождение Даниила, Мстиславову грамоту), помогал Калайдовичу при издании его Русских Достопамятностей, наконец занимался обработкой обширного и многотрудного исследования о славянских библейских переводах, которое впрочем не было напечатано и почти все пропало в рукописи. – В 1816 г. он был переведен в Псков и немедленно занялся псковскими древностями. Плодом этих занятий были: Описания нескольких монастырей Псковской епархии, История княжества Псковского в 4 частях (напеч. уже в 1831 г., хотя была готова еще в 1817) и Летопись Изборска (напеч. в Отеч. Зап. 1825 г.). Особенно усердно он занимался здесь изучением списков Кормчей; из записок и замечаний об этих списках у него составились обширные тетради, которыми пользовался в своем Обозрении Кормчей известный барон Розенкампф. Евгений вел с ним переписку и в 1822 г. написал для него большую статью, напечатанную потом при Описании Киево-Софийского собора, об употреблении Кормчей в гражданских и уголовных судах российских. В 1818 г. за представление замечаний о славянской Кормчей Евгений был назначен членом корреспондентом комиссии о составлении законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В дальнейшем русское церковное композиторское творчество разделилось и образовало два направления: Петербургскую и Московскую композиторские школы. Петербургская композиторская школа, представляемая такими композиторами, как А.Ф.Львов (1798–1870), Г.Я.Ломакин (1812–1885), М. А.Виноградов (1810–1888), Г.Ф.Львовский (1830–1894), Е.С.Азеев (1831–1920), А. А.Архангельский (1846–1924), определялась деятельностью Придворной Певческой Капеллы и характеризовалась приверженностью к точным следованиям западноевропейской гармонии, строгим соблюдением гомофонно-гармонического склада, почти полным преобладанием свободных сочинений с применением соло, дуэтов и трио, перемежающихся с тутти хора,– одним словом, Петербургская школа характеризовалась более или менее точным следованием западным (в основном венско-немецким) музыкальным образцам при довольно-таки равнодушном отношении к древним уставным напевам и их структуре. В противоположность Петербургской школе Московская школа представляла собой композиторское направление, являющееся результатом вековой богослужебно-певческой традиции, хотя и отклонявшейся иногда в сторону иноземных нецерковных влияний, но все же в последней четверти XIX в., вставшей на прочный путь восстановления этой древнерусской традиции при содействии ученых медиевистов и палеографов, речь о которых будет впереди. Направление это вызревало под влиянием С.В.Смоленского (1848–1909), вставшего во главе Синодального училища, и было представлено такими композиторами, как А.Д.Кастальский (1856–1926), Н.И.Компанейский (1848–1910), П.Г.Чесноков (1877–1944), А.Т.Гречанинов (1864–1956), свящ. Дм.Аллеманов (1867–1918), С.В.Рахманинов (1873–1943). Всех этих композиторов, несмотря на разницу их масштаба и различие индивидуальных влечений, объединяло одно общее устремление: возвращение к нормам древнего пения и создание русского национального стиля пения в противовес некоему космополитическому общеевропейскому пению Петербургской школы. Наиболее ярко это устремление проявилось у А.Д.Кастальского, чье творчество можно рассматривать как призыв к свержению иноземного ига, пленившего наше певческое мышление, и к возвращению его к древнерусским истокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующим папой был избран родственник семьи Мастаи-Ферретти Пий VII (1800–1823). Учитывая нравы и обычаи того времени, блестящая церковная карьера молодому графу была обеспечена. Именно этот папа предоставит юному Джованни особое разрешение на принятие священства вопреки припадкам эпилепсии, которые начались у Пия IX еще с пятилетнего возраста. Этот индульт, как покажет развитие событий, будет иметь для Церкви самые роковые последствия. Итак, имея склонность к религии, будущий глава католиков по окончании Римской семинарии принимает священный сан (10 апреля 1819 года). Так началась его служба в Римской курии. В это время он также является духовником детей-сирот в одном из многочисленных приютов «Вечного города», где получил прозвище «няня Джованни». При новом понтифике Льве XII (1823–1829), близко знакомом с семейством Мастаи-Ферретти, молодой прелат стал главой архиепархии Сполето. Примечательно, что его епископскую хиротонию совершил кардинал Кастильони, ставший преемником Льва XII с именем Пий VIII (1829–1830). В Сполето будущий папа проявил себя достойным образом: во время восстания карбонариев 1831 года епископ Мастаи-Ферретти предпринял значительные усилия с целью предотвращения кровопролития. Весьма важно отметить, что одним из участников восстания с враждебной стороны был будущий император Франции Наполеон III, арестованный папскими войсками. Его мать, Гортензия Богарне, при активном содействии епископа Сполето добилась освобождения своего сына из заключения. Став императором, Наполеон III не забыл этого шага. Спасая свой диоцез от ненужного кровопролития, епископ убедил папского генерала быть великодушным и предоставить повстанцам, пожелавшим сдаться, деньги и паспорта . Этот поступок возбудил уважение к личности молодого прелата в либеральных кругах Италии и сделал его известным далеко за пределами епархии Сполето, что во многом способствовало тому чувству доверия, которое испытывали либералы к личности Пия IX в первые годы его понтификата. На более престижном месте. в качестве архиепископа Имолы (1832–1846), Мастаи-Ферретти сразу зарекомендовал себя энергичным администратором. Он проявлял попечение о малообеспеченных слоях населения, в епархии при его участии было создано 2 благотворительных общества. Помимо этого для ухода за больными было учреждено братство св. Терентия. Для городской больницы и детского приюта новый архиепископ пригласил из Неаполя сестер милосердия, а для борьбы с безнравственностью из Франции по его приглашению приехали сестры конгрегации Доброго Пастыря . Однако при всей многочисленности благотворительных обществ, учрежденных в Имоле, достаточно трудно судить об эффективности их работы за неимением необходимых сведений об этом. Все же в ходе беатификационного процесса данные моменты биографии Пия IX были подробно учтены. Здесь стоит отметить, что наряду с положительными характеристиками этого периода биограф Пия IX И. Хэйлс сообщает и прямо обратные факты, касающиеся личной жизни архиепископа Имолы .

http://bogoslov.ru/article/4339894

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010