Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский (Чудновский Василий Иванович) Родился в 1803 году в семье мало-российского священника г. Белополья Харьковской губернии. В 1827 году окончил курс Харьковского коллегиума и поступил в Киевскую духовную академию. 10 февраля 1829 года пострижен в монашество. 30 сентября 1831 года окончил курс академии со степенью магистра богословия. Вскоре был назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 4 октября 1831 года рукоположен во иеромонаха. 29 октября 1833 года переведен в Петрозаводск инспектором Олонецкой духовной семинарии, а 1 сентября 1842 года назначен инспектором Астраханской духовной семинарии. С 20 января 1843 года – настоятель Покрово-Болдинского монастыря Астраханской епархии. С 21 декабря 1843 года – архимандрит. 28 февраля 1846 года назначен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. С 21 февраля 1854 года – ректор Черниговской духовной семинарии и настоятель Елецкого монастыря. С 27 января 1860 года – настоятель Нежинского Благовещенского монастыря. С 6 мая 1861 года – настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. 21 ноября 1866 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Пермский и Верхотурский. Скончался 3 января 1883 года в Перми. В характере епископа Вассиана современники отмечали смелость, прямоту и критичность по отношению к великорусскому духовенству. Особенно резко он говорил о преосвященном Филарете (Гумилевском) и, как полагали, за свою резкость он был отстранен от должности ректора. Это был человек живой, наблюдательный, не чуждающийся современности, но со строгой ее оценкой. На Екатеринбургской кафедре епископ Вассиан пользовался немалой властью и как архипастырь и как толковый администратор, хотя кафедра и была викарной. Внешне преосвященный Вассиан был бодрый, здоровый и совершенно седой. Говорил по-украински. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вышел декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Великая Божия милость " , посвященная празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы . Темой раздела " Подробно " стал церковный хор. В материале Татьяны Кириллиной " Хор расширяет кругозор " - рассказ о созданном год назад молодежном хоре Исаакиевского собора , которым руководит Лариса Христич. Материал Елизаветы Кричфалуший " Живу тогда, когда поет наш хор " знакомит читателей с хором воссозданного храма Рождества Христова на Песках и его регентом Владимиром Львовым. В материале " Хрустальные звуки на берегах Невы " Татьяна Кириллина беседует с исполнительным директором хорового фестиваля духовной музыки " Хрустальная часовня на Невских берегах " Анастасией Мазанкиной: в этом году фестиваль прошел 4-6 ноября. В разделе " Образы и смыслы " о перемене взглядов на события 1917 года некоторых деятелей русской эмиграции Тимур Сунайт беседует с доктором исторических наук Петром Базановым; интервью озаглавлено " Переоценка революции " . В материале из серии " Слово петербургского предстоятеля " Тимур Щукин продолжает знакомить с богословскими высказываниями церковных деятелей, возглавлявших в разное время Санкт-Петербургскую кафедру: приведены отрывки из сочинений митрополитов Исидора (Никольского; 1799-1892) и Палладия (Раева; 1827-1898). Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Елизаветы Кричфалуший " Тридцать лет студенческого храма " о Покровском храме при Политехническом университете . Материал Евгения Перевалова " Поднять из руин " рассказывает о восстановлении храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Елизаветино Гатчинского района, построенного, возможно, по проекту известного архитектора Саввы Чевакинского. Пока работы в самом начале, а о дальнейших планах рассказывает настоятель священноинок Николай (Безуглов) . Материал того же автора " Музейная миссия " - о совместном проекте епархиального миссионерского отдела и Невского благочиния : для школьников Невского района организованы регулярные экскурсии в музей истории Санкт-Петербургской епархии с посещением Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Гедеон II, архиепископ Полтавский и Переяславский (Вишневский Георгий Иванович) Родился в 1797 году в семье причетника села Кутузова Бронницкого уезда Московской губернии. Обучался в Перервинской духовной семинарии. В 1819 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1823 году окончил академию и 16 июля назначен инспектором Рязанской духовной семинарии; 21 августа удостоен звания магистра богословия. 23 ноября 1823 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона, а 2 декабря – во иеромонаха. 26 июля 1825 года в сане игумена назначен настоятелем Рязанского Иоанно-Богословского монастыря. С 22 декабря 1827 года – ректор Рязанской духовной семинарии. 1 января 1828 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря. С сентября того же года – ректор Подольской духовной семинарии и настоятель Каменец-Подольского Троицкого монастыря. 29 июля 1834 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Полтавского митрополитом Филаретом (Дроздовым) совместно с другими иерархами. В 1843 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. 5 апреля 1846 года награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира. Скончался 11 октября 1849 года в селе Абазовке во время объезда епархии. Погребен под Преображенскою церковью Мгарского Спасо-Преобра- женского Лубенского монастыря. В период преподавательской деятельности Гедеон отличался необыкновенным спокойствием и хладнокровием. К учащимся относился ровно, без излишней любезности. Хладнокровно выслушивал и разбирал жалобы и даже при наказаниях был спокоен. Свой предмет он вел с большим умением. Его лекции по философии были очень увлекательны. Несмотря на свою монашескую рясу, он находил возможным знакомить своих слушателей с новыми идеями и иногда позволял себе полиберальничать в классе. Как епархиальный архиерей архиепископ Гедеон был деятельным администратором и усидчивым канцелярским работником. Он «строго и зорко следил за правильным течением и решением дел по консистории, с опасностью иногда для своего здоровья».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глебово. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Село Глебово упоминается в окладной книге 1676 г.: «построилась церковь в с. Глебове Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и освящена в 1675 году». В приходе было 9 дворов разных помещиков и 30 крестьянских дворов. За столетие церковь обветшала, и прихожане воздвигли новую в 1774 г., при которой был устроен придел Казанской Божией Матери на средства помещика Ивана Трофимова (освящен в 1798 г.) В 1801, 1827, 1830 годах производились ремонтные работы по обновлению кровли, иконостаса на средства прихожан (подпоручики Дм. Серг. Арчаковский, Дм.Черезов и др.). В 1844 г. церковь была заново отстроена помещиком Михаилом Федоровичем Нестеровым. Но село росло, и вскоре жителям стало тесно в одном храме. Поэтому рядом с деревянной церковью в 1884 г. была построена новая каменная на средства сапожковских купцов Поповых (Мих. Дм. Попов был церковным старостой в 1870-80-е гг., Мих. Гавр. Попов – в 1892-1914) и Ивана Гавриловича Потапова, пожертвовавшего на эти цели 6000 р. Помогал церкви и священник из села Строевское Иоанн Аристов. Он приобрел для храма серебряные напрестольные принадлежности на 300 р., за что ему была объявлена архипастырская благодарность. «Зданием каменный, крыт железом, окрашен зеленою краскою» - указано в клировой ведомости за 1914 год. Колокольни у храма не было, и колокола висели на столбах. Престолов было три: главный – во имя Обновления храма Воскресения Христова; правый – во имя Казанской Божией матери; позже появился левый – во имя Николая Чудотворца (освящен в 1907 г.). По штату 1873 г. церкви полагалось иметь одного священника и псаломщика (в 1850-е гг. – священник, пономарь, диакон, дьячок). Воскресенской церкви принадлежала кладбищенская Николаевская церковь, построенная в 1798 г. помещиком Ив. Троф. Черезовым. Она находилась в полверсте от Воскресенского храма. В 1821 г. в ней делались ремонтные работы за счет средств помещиц Ворыпаевой и Серченской. Службы здесь проводились в дни поминовения усопших и в престольный праздник, для чего заимствовалась утварь из Воскресенской церкви. Причта своего никогда не было. Рядом в деревянном доме располагалась богадельня. К 1870-м годам Николаевскую церковь упразднили «по ветхости». Вблизи нее в 1876 г. было положено основание новой каменной Воскресенской церкви. В 1873-80-е гг. к глебовской церкви была приписана Воскресенская церковь в с. Воршево.

http://sobory.ru/article/?object=08816

Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (Миткевич Николай Васильевич) Родился 14 мая 1807 года в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника. В 1827 году окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1828 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 года со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром. 10 октября 1831 года в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре. 13 октября 1833 года назначен инспектором Киевской духовной семинарии. С 23 июля 1838 года – инспектор Киевской духовной академии. 11 октября 1836 года возведен в сан архимандрита. С 22 декабря 1838 года – ректор Ярославской духовной семинарии. С 5 мая 1844 года – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря. 9 декабря 1851 года хиротонисан во епископа Калужского. 20 апреля 1869 года возведен в сан архиепископа. Скончался 13 апреля 1881 года, в день Святой Пасхи. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора П. В. Знаменского , владыка Григорий «при незаурядной учености и строгой монашеской жизни был человек в высшей степени деловой и опытный, с сильной волей, с серьезным, крепким и властным характером, невольно заставлявшими подчиняться ему всех, администратор по призванию». Учебные заведения, в которых ему приходилось трудиться, несмотря на его строгость, вспоминали о нем с глубокой симпатией. Казанская духовная академия обязана ему внешним благоустройством и внутренней организованностью. Человек правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный облик неизменным в разные периоды жизни за время своего долгого служения. И на архиерейской кафедре он «прежде всего являлся человеком дела, честным, справедливым, по внешности суровым, требовательным и строгим, но в душе добрым и сердечным администратором, всем доступным, необычайно трудолюбивым, делавшим все своими руками и не полагавшимся на своих приближенных советников». Он лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых, был неумолимо строг к курильщикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Елпидифор, архиепископ Таврический и Симферопольский (Бенедиктов Алексей Иванович) Родился в селе Григорьевске Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии, по окончании которой в 1821 году поступил в Петербургскую духовную академию. В июле 1825 года окончил курс академии; 1 сентября назначен учителем Архангельской духовной семинарии; 17 сентября того же года получил звание кандидата богословия. 10 сентября 1827 года удостоен степени магистра. 1 октября 1829 года назначен инспектором Новгородской духовной семинарии. 28 ноября 1829 года пострижен в монашество; 1 декабря рукоположен во иеродиакона, а 6 декабря – во иеромонаха. 14 апреля 1832 года назначен ректором Курской духовной семинарии, а 22 мая того же года возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Белгородского Николаевского монастыря. С 29 ноября 1833 года – настоятель Белгородского Троицкого монастыря. 30 апреля 1837 года перемещен ректором в Воронежскую духовную семинарию и 21 мая назначен настоятелем Воронежского Алексеевского Акатова монастыря. 2 февраля 1842 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. С 1 марта 1848 года – епископ Харьковский, а 6 ноября того же года перемещен в Подольск. С 29 марта 1851 года – епископ Вятский. 7 января 1860 года назначен в Таврическую епархию с возведением в сан архиепископа, но вследствие болезни поехать в епархию не смог. 25 мая 1860 года уволен на покой по прошению. Скончался 31 мая 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви у правого клироса. Архиепископа Елпидифора характеризовали как человека просвещенного, высокообразованного, замечательного проповедника, обладавшего ораторским талантом, доброго архипастыря, человека скромного, тихого и правдивого. По предложению обер-прокурора графа Н. А. Протасова он составил «Герменевтику» для семинарского курса. Труды: Четыре речи при некоторых особливых случаях войны с Англией, Францией и Турцией. – Вятка, 1856, 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игнатий, епископ Костромской и Галичский (Рождественский Николай Дмитриевич) Родился 13 апреля 1827 года в г. Москве в семье священника. Обучался в Московской духовной семинарии. В 1846 году поступил в Московскую духовную академию. 21 мая 1850 года пострижен в монашество и в том же году 28 июня рукоположен во иеродиакона, а 29 июня – во иеромонаха. 13 декабря 1850 года по окончании академического курса назначен инспектором Московской духовной семинарии. 13 июня 1851 года удостоен звания магистра. 1 января 1855 года возведен в сан архимандрита. С 25 октября 1857 года – ректор Вифанской духовной семинарии и член Московской духовной консистории. В 1858 году избран членом Московского духовного цензурного комитета. 7 августа 1859 года определен настоятелем Московского Знаменского монастыря. С 10 января 1861 года – ректор и профессор богословских наук Московской духовной семинарии. 25 октября 1863 года переведен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 7 августа 1866 года хиротонисан в Троице-Сергиевой лавре во епископа Можайского, второго викария Московской епархии, и назначен управляющим Московским Высокопетровским монастырем, а с 6 июня 1873 года – управляющим Московским Богоявленским монастырем. С 17 декабря 1877 года – епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии. 11 февраля 1878 года переведен в Кострому. Скончался 7 июня 1883 года. Погребен в усыпальнице под собором г. Костромы. Преосвященный Игнатий был близкий родственник и духовный сын Московского митрополита Филарета. От него (Филарета) он принял и пострижение в монашество, и им же посвящен во все иерархические степени. Впоследствии, будучи при митрополите викарием, был точным исполнителем его предначертаний. Человек в высшей степени скромный, глубоко религиозный, преосвященный Игнатий не знал утомления в богослужении. Аскетические подвиги преосвященного крайне изнурили его тело. При омовении его тела после кончины были обнаружены на коленях и ступнях его ног язвы от стояния и коленопреклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Израиль, епископ Винницкий (Лукин Яков Иванович) Родился около 1801 года в селе Синковце Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье диакона. Учился в Орловской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. С 4 декабря 1825 года – учитель Курской духовной семинарии. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 9 ноября 1828 года – помощник инспектора Курской духовной семинарии. 2 ноября 1831 года пострижен в монашество и 27 декабря рукоположен во иеродиакона. 1 января 1832 года рукоположен во иеромонаха, 8 января назначен библиотекарем, а 6 февраля того же года – инспектором Курской духовной семинарии. По сану причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря и исполнял должность цензора проповедей. С 10 февраля 1834 года – ректор Калужской духовной семинарии. 3 ноября 1835 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Покровского Доброго Лихвинского монастыря Калужской епархии. С 3 мая 1843 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Белгородского Свято-Троицкого монастыря. 3 мая 1845 года переведен в Рыльский Николаевский монастырь, а 25 июля того же года назначен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. 22 апреля 1848 года перемещен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Харьковского Преображенского монастыря. С 27 июля 1851 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Преображенского монастыря. 2 мая 1858 года назначен ректором Киевской духовной академии и архимандритом Киевского Братского монастыря. 24 января 1860 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. 25 марта 1861 года в связи с упразднением викариатства оставлен настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря Подольской епархии. Скончался 11 октября 1864 года. Труды: Слова и беседы архимандрита Израиля: в 2 т. Беседы о значении и силе внешнего поклонения в христианской Православной Церкви и мысли христианские по случаю страшной грозы и града, бывших в г. Харькове 1 мая 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Илиодор, архиепископ Курский и Белгородский (Чистяков Иван Борисович) Родился в селе Воскресенском Жиздренского уезда Калужской губернии в семье священника. Обучался в Калужской духовной семинарии. В 1816 году поступил в Московскую духовную академию. В 1820 году окончил курс академии со степенью магистра; 18 сентября определен инспектором и профессором Костромской духовной семинарии, а 18 декабря того же года пострижен в монашество. 1 января 1821 года рукоположен во иеродиакона, а 2 января – во иеромонаха. 5 сентября 1822 года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 22 августа 1823 года перемещен ректором Рязанской духовной семинарии и определен соборным иеромонахом при Московском Донском монастыре. С 4 мая 1824 года – игумен Рязанского Иоанно-Богословского монастыря. 22 июля 1825 года переведен настоятелем в Рязанский Свято-Троицкий монастырь и возведен в сан архимандрита. С 12 декабря 1827 года – ректор Новгородской духовной семинарии. С 1828 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря (по Строеву – в 1828 году он недолго был архимандритом Рязанского Спасо-Преображенского монастыря и только после этого переведен в Новгородский Антониев монастырь). 13 марта 1832 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. 24 марта 1844 года возведен в сан архиепископа. Состоял почетным членом конференции Казанской духовной академии. В 1845 году управлял Белгородским Троицким монастырем. С 1847 года – член секретной комиссии по делам о раскольниках и отступниках от Православия. 5 ноября 1860 года, по прошению, уволен на покой в Белгородский Троицкий монастырь, где и скончался 2 февраля 1861 года. Погребен под Троицким собором Белгорода. Сведения об архиепископе Илиодоре весьма противоречивы. В журнале «Русский архив» отмечалось, что, получив звание члена секретной комиссии по делам о раскольниках, преосвященный Илиодор проявил себя слишком ревностным исполнителем, причем не отличался честностью, а прибегал к жестокости и мздоимству. Не пользовался он большим авторитетом и среди воспитанников Курской духовной семинарии. На преосвященного Илиодора было составлено немало семинарских эпиграмм, од, сатирических произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий, архиепископ Орловский и Севский (Сельно-Кринов [Коровин] Иаков Максимович) Родился в 1778 году в пределах Пермской епархии. Происходил из семьи духовного сословия. Окончил Вятскую духовную семинарию. В 1803 году назначен учителем в низшие классы Пермской духовной семинарии. В 1808 году пострижен в монашество. В 1813 году возведен в сан архимандрита Соликамского Истобинского Троицкого монастыря. С 1818 года – инспектор Пермской духовной семинарии и учитель церковной и гражданской истории. В 1824 году переведен ректором в Псковскую духовную семинарию и профессором богословских наук. В 1824–1826 годы состоял присутствующим в консистории, благочинным над монастырями, архимандритом Спасо-Елеазаровского монастыря. В 1826 году вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. 30 мая 1827 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 28 марта 1831 года – епископ Курский и Белгородский. 10 февраля 1832 года переведен на Волынскую кафедру. С 25 декабря 1833 года – архиепископ Волынский и Житомирский. 28 января 1840 года переведен в Орел, но в пути к новому месту служения 25 апреля 1840 года скончался. Архиепископ Иннокентий на Волыни благоустроил Почаевский монастырь, который в 1833 году переименован в лавру. Тогда же были открыты мощи преподобного Иова. В 1836 году преосвященный Иннокентий устроил Волынскую духовную семинарию, которая была переведена в г. Кременец. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Волыно-Почаевский Патерик. – М., 1888. – С. 244. Иустин (Лаговский), архимандрит. История Пермской духовной семинарии. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1397, 1404, 1405, 1407. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода(1721–1871 гг.). – М., 1872, 258. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 133, 388, 635, 905, 935. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 15, 57, 66, 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010