Наблюдая через благочинных за исправным поведением вверенных им священнослужителей, главные священники производили духовный суд, ежегодно представляли в Святейший Синод отчёт о состоянии подведомственных церквей, под их постоянным надзором находилась также хозяйственная часть церквей. Свои административные распоряжения главные священники направляли в виде ордеров, что свидетельствовало о жёсткой дисциплине, укреплявшейся среди военного духовенства. Протоиереи М. И. Богословский и П. Е. Покровский. С 1865 по 1888 годы должность главного священника армии и флота поочерёдно занимали протоиереи Михаил Измайлович Богословский (1865–1871 гг.) и Пётр Евдокимович Покровский (1871–1888 гг.), а с 1888 года – Александр Алексеевич Желобовский (1888–1910 гг.). С 1865 года по 1871 год главным священником армии и флота являлся Богословский Михаил Измайлович, который родился в 1807 году в семье причётника во Владимире. Первоначальное образование получил во Владимирском духовном училище, потом в духовной семинарии. В 1827 году, т. е. в 20 лет поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию и окончил её в 1831 году первым магистром и с 7 ноября этого же года был назначен бакалавром академии по кафедре греческого языка. Через два года М. И. Богословский рукоположен во священники Благовещенской церкви на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а в 1835 году назначен настоятелем Екатерининской церкви Императорского училища правоведения и, одновременно, законоучителем и преподавателем логики и психологии в училище. В это же время он продолжал занятия в духовной академии, где в 1839 году был избран членом академической конференции, с 7 февраля 1840 года назначен профессором богословия и в этом звании оставался до 1842 года. В 1844 году М. И. Богословский возведён в сан протоиерея. В 1856 году получил в училище правоведения звание заслуженного профессора, а в 1858 году за написанную Священную историю Ветхого Завета Св. Синод удостоил его степени доктора богословия. Он состоял почётным членом Санкт-Петербургской, Московской духовных академий, общества любителей духовного просвещения и участвовал во многих комиссиях по вопросам духовно-учебным и духовно-административным (по составлению программ и учебников для духовных семинарий, по пересмотру уставов духовных учебных заведений, по разработке узаконений о правах православного духовенства, по преобразованию церковного суда и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. открыли миссии во Вьетнаме, в Египте, Индии, Индонезии, Эфиопии, Японии. Л. из Испании работали в странах Лат. Америки (с 1819 - в Бразилии, с 1853 - в Чили, с 1858 - в Перу, с 1859 - в Аргентине, с 1862 - в Гватемале, с 1880 - в Парагвае, с 1884 - в Уругвае). Во время гонений на христиан в Китае при имп. Даогуане (1820-1850) в 1827 г. были закрыты резиденция Л. и семинария, мученически погибли франц. Л., католич. святые Франсуа Режи Кле (1748-1820) и Жан Габриэль Пербуар (1802-1840). Тем не менее отдельным миссионерам удалось сохранить позиции в этой стране, напр. Пьеру Мари Альфонсу Фавье (1837-1905), апостольскому викарию Сев. Чжили в 1899-1905 гг., пользовавшемуся авторитетом не только среди миссионеров и европ. дипломатов, но и в кит. придворных кругах; в 80-х гг. XIX в. он был посредником в переговорах между Китаем и Папским престолом; в 1900 г., во время боксерского восстания, принял в миссии Л. в Пекине ок. 3,5 тыс. христиан и морально поддерживал их, когда мятежники осадили здание миссии. В Германии община Л. появилась в 1832 г.; во время проведения О. фон Бисмарком политики Культуркампф (1871-1878) члены конгрегации были изгнаны из Германской империи. Во Франции, согласно принятому в 1901 г. Закону об ассоциациях и религиозных конгрегациях, Л. стали одним из 5 «признанных» мужских религ. объединений. В 1947 г. генеральным настоятелем Л. впервые был избран американец. В Российской империи общины Л. появились на польск. территориях, присоединенных после разделов Польши. В кон. XVIII в. они объединились в Литовскую пров. (под упр. Л. находилась семинария в Вильно), однако в отношениях с руководством конгрегации польские Л. испытывали значительные трудности. Польск. восстания 1830 и 1863 гг. одним из последствий имели закрытие обителей Л. В кон. XIX в. ссыльный священник польск. происхождения пытался вести проповедническую деятельность в окрестностях оз. Байкал. В 1997 г. апостольский администратор для католиков лат. обряда Зап. Сибири еп. Иосиф Верт возложил на Л.

http://pravenc.ru/text/2462507.html

И хотя раскольники, в оправдание своих брачных сопряжений, указывали на отношение министра внутренних дел к С.-Петербургскому военному генерал-губернатору – от 30 января 1835 года за 60, в котором было сказано, что «раскольники не преследуются за мнения их секты, относящиеся до веры, и могут спокойно держаться сих мнений и исполнять принятые ими обряды, как-то: крестить младенцев, совершать браки и погребение умерших», только «без, всякого публичного оказательства учения и богослужения своей секты, могущего быть соблазном для православных», т.е. повторена была сущность постановлений, которые мы уже видели; но так как в это время власть, по поводу усиления между провинциальными беспоповцами сводных браков, изменила свой взгляд на раскольничьи внецерковные сопряжения, признав их «развратом и беззаконною жизнью» и предписав «свидетелей таких браков предавать суду и поступать с ними, как с совратителями» 79 , то неудивительно, что лица, которым было поручено исследование раскола в столице, нашли возможным – к прекращению бессвященнословных браков между Петербургскими беспоповцами предложить следующую меру: «все те узаконения, служащие поводом для раскольников совершать браки, крещение и проч., нужно пояснить, сообразно общему духу законодательства и указу св. синода от 14 марта 1808 года, распубликованному сенатом в 1827 году, т.е. что не имеющие сана священнического никогда таковых треб совершать не могут, и тем прекратить ссылку, делаемую раскольниками на слова закона» 80 . Мы не знаем, были ли приняты к руководству министерством внутренних дел указанные меры в отношении к беспоповцам столичным, но знаем, что с самого начала сороковых годов иногородние раскольники действительно стали преследоваться властью за совершение сводных браков. Этого одного уже было достаточно для того, чтобы охтинские «венчальники» сделались осторожнее в своих действиях. А когда в 1840 году правительство, в той мысли, что «пример своевольства столичных раскольников весьма много действует на их собратий по губерниям», решилось «принять более действительные меры к прекращению своеволия и бесчиния раскольников» Петербургских, и поэтому, не ограничиваясь одними федосеевскими моленными, которые считались особенно вредными, поручило министру внутренних дел обратить строгое внимание и на другие раскольничьи заведения в столице 81 , – венчание в поморских часовнях браков еще более затруднилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Биск Александр Акимович (1883—1973) — поэт и переводчик; в 1919 г. в Одессе вышла книга Р. М. Рильке «Собрание стихов» в переводах А. А. Виска. «My life closed twice before its close» (англ.) — «Моя жизнь обрывалась дважды перед тем как завершиться…» (опубл. 1896)— одноименное стихотворение Э. Дикинсон. «То make a prairie it takes a clover…» (англ.) «Чтобы сделать степь, нужен клевер/И пчела,/Клевер и пчела/И мечта./Хватит и мечты,/Если недостает пчел» (опубл. 1896) — стихотворение Э. Дикинсон. «Горные вершины…» — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гете» (1840). «Успокоение» (1858)— стихотворение Ф. И. Тютчева. «Blick in den Strom» (нем.) — «Вид на реку» (1844) — стихотворение Н. Ленау. «Выхожу один я на дорогу…» (1841) — стихотворение М. Ю. Лермонтова. «Unter alien Gipfeln ist Ruh» (нем.) — «Всюду под вершинами покой…»; «Uber alien GipfelnIst Ruh…» (нем.) — «Всюду над вершинами покой…» — варианты стихотворения И. В. Гете «Ночная песнь странника» (1780). «Wer nie sein Brot mit Tranen ass…» (нем.)— «Кто с хлебом слез своих не ел…» (1783)— стихотворение И. В. Гете, входящее в цикл «Арфист» из романа «Годы учения Вильгельма Мейстера»; Ф. И. Тютчев перевел это стихотворение между 1827—1830 гг. «Ist " s moglich, dass ich, liebchen, dich kose…» (нем.) — «Возможно ли это, что я ласкаю тебя, любимая,/И слышу звук твоего божественного голоса?/Недостижимой кажется всегда роза,/И непостижимым — соловей» (стихотворение И. В. Гете из цикла «Сулейка» (1814—1819), входящего в книгу стихов «Западно-восточный диван»). «Amour, exit!» (фр.) — «Любовь, изгнание!». «Не смею вам стихи Баркова…», «Мне изюм…» — стихотворения А. С. Пушкина «Из альбома А. П. Керн» (1828).   О стиходеланьи   Впервые под названием «О Поэтах и поэзии»: Мосты. Мюнхен, 1961. 7. Вошло в кн. «О поэтах и, поэзии».   «Последняя любовь» (1854) — стихотворение Ф. И. Тютчева. «Когда для смертного умолкнет шумный день…»— стихотворение А. С. Пушкина «Воспоминание» (1828). «О если б без слова…» — заключительные строки стихотворения А. А. Фета «Как мошки, зарею…» (1844).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Paris. 1858. Р. 33 sqq.; Красножен М. Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М., 1892. С. 11 слл.; Павлов А. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.С. 76 слл.; Hergenro..ther J. Photius, Patriach von Constantinopel. Regensburg, 1869. Bd 3. S. 109 sqq.; Бердников И. Краткий курс церковного права. Православной Церкви 2-е изд. Казань, 1903. Вып. 1. С. 77 слл.; Mortreuil J. A. B. Histoire du droit Byzantin. Paris, 1843–1846. Т. 1. S. 222 sqq.; Т. 2. S. 490 sqq.; Biener F.A. De collectionibus canonum ecclesiae graecae. Berolini, 1827. S. 21 sqq. , иавторов, названныхвыше. 55 ИзданияНомоканонаФотия: Voelli J., Justelli Н. Photii, Patriarchae Constan-tinopolitani Nomocanon cum commentariis Theodori Balsamonis (Bibliotheca. Lutetiae Parisiorum, 1671. Т. 1. Р. 787 sqq.); αλληκαι Ποτλη, τ. 1, , Αυηνησιν, 1852. 58 Мы рассматриваем церковное право Востока лишь до половины XV в., до прекращения зависимости Русской Церкви от Константинопольской. 60 См.: LX librorum Βασιλικων, id est, universi juris Romani, auctoritate principum Rom. Graecam in linguam traducti, Ecloga sive Synopsis, hactenus desiderata, nunc edita per J. Leunclavium. Basileae, 1575. Р. 6–82; Adnotationes – p. 85–112; Ανεκδοτα Ed. G. E. Heim-bach. Lipsae, 1840. T. 2. S. 261–289, идругиеизданияисточников. См.: Finlay G. History of the Byzantine and greek empires from 1057 to 1453. Edinburg; London, 1854. Р. 77 sqq.; Chalandon F. Essai sur le re/gne d,Alexis I Comne/ne. Paris, 1900. Р. 309 sqq.; Лебедев А. Очерки Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века. М., 1892. С. 209 слл., и мн. др. 64 Текст устава см. в кн.: Голубинский, I, I, С. 622–627; Дополнение к Актам ист., Т. 1, 1. С. 1–2, и др. Об этом ср.: Погодин М. Исследования, замечания и лекции о русской истории. М., 1846, Т. 1, С. 270 слл.; Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Киев, 1886. Вып. 1. С. 68 слл., и др. 66 Кормчая 1493 г., в рукописи Казанской академической, бывшей Соловецкой, библиотеки, 858, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Из монастырей была изъята драгоценная утварь. Казнь архиеп. Киприана. Роспись галереи верхнего двора Киккского мон-ря. Художники М. и Г. Морошаны. 1989 г. Казнь архиеп. Киприана. Роспись галереи верхнего двора Киккского мон-ря. Художники М. и Г. Морошаны. 1989 г. В 1822-1830 гг. на К. были размещены егип. войска. В годы национально-освободительной революции мн. киприоты сражались с турками на территории Греции. Только в битве за Афины (апр.-май 1827) погибло 150 киприотов. Особый отряд, состоявший из киприотов, действовал под рук. Хаджи-Петроса. В 1828 г. новоизбранный архиеп. Кипрский Панарет обратился к И. Каподистрии с просьбой включить К. в состав греческого государства. Это воззвание было официально повторено в 1830 г. Но эти попытки не увенчались успехом. В 1832 г., во время турецко-егип. конфликта, Мухаммад Али попытался закрепиться на К., но вмешательство Великобритании и Австрии на стороне Порты вынудило егип. правителя оставить эти планы. В 1833 г. были жестоко подавлены 3 восстания против увеличения налогов. В Ларнаке и Никосии инициатором волнений был Н. Фисевс, член «Дружеского общества». Одновременно в окрестностях Хрисоху начались выступления мусульм. и правосл. крестьян под рук. имама, прозванного турецкими властями Гяур-имамом. Спустя неск. месяцев мон. Иоанникий возглавил мятеж на п-ове Карпасия. В 1833-1878 гг. многие греки-киприоты эмигрировали в Греческое королевство, Италию и Египет. Согласно переписи населения, на К. в 1841 г. насчитывалось 108,6 тыс. греков, 33,3 тыс. турок и 2,1 тыс. представителей др. национальностей. В 1840 г. в связи с реформами Танзимата, начавшимися в 1839 г., К. стал санджаком Родосского пашалыка. Наместники К. в этот период именовались мутасарифами. В 1861 г. жителям острова удалось добиться признания К. в качестве самостоятельной адм. единицы, непосредственно подчиняющейся Порте. Однако в 1868 г., в ходе изменений в адм. делении Османской империи, начавшихся в 1864 г., К. стал частью вилайета Архипелага. Островом управлял каймакам, подчиненный правителю вилайета вали. Только с апр. 1868 по авг. 1870 г. К. по требованию населения являлся самостоятельным мутесарифлыком. Остров делился на 15 каз (иногда их число сокращалось до 12).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Шелли Перси Биши (1792–1822) — английский поэт, романтик, друг Байрона, автор мифологической поэмы «Королева Маб» (1813), поэтической драмы «Прометей освобожденный» (1820), драматической поэмы «Восстание ислама» (1818), стихотворной трагедии «Ченчи» (1819), а также трактата «Защита поэзии» (1821, опубл. 1840). Китс Джон (1795–1821) — английский поэт, один из наиболее тонких лириков романтической эпохи, автор поэм «Эндимион» (1818), «Гиперион» (неоконч., опубл. в 1899), «Ламия» (1820) и др. Гейне Генрих (1797–1856) — немецкий поэт, мыслитель, художественный критик. Одна из вершин немецкой романтической лирики — его «Книга песен» (1827), а также прозаические «Путевые картины» (1826–1831), «Путешествие по Гарцу», книга очерков «Французские дела» (1832), книга «К истории религии и философии в Германии» (1834). Уитмен Уолт (1819–1892) — американский поэт, автор поэтического сборника «Листья травы» (1855), философской поэмы «Путь в Индию» (1871), публицистического сборника «Демократические дали» (1871). Один из наиболее самобытных американских поэтов, смелый реформатор «свободного стиха». Лэм Чарльз (1775–1834) — английский эссеист эпохи романтизма, известный прежде всего как автор «Очерков Элии» (1823–1833). Холмс Оливер Уэнделл (1809–1894) — американский поэт и писатель, а также практикующий врач, читавший лекции по медицине в Гарвардском университете. Сотрудничал в известном журнале «Атлантик мансли», созданном в 1857 г., где публиковал литературно обработанные записи собственных бесед «Самодержец утреннего застолья» (1857–1858), «Профессор утреннего застолья» (1860), «Поэт утреннего застолья» (1862). Критиковал пуританский аскетизм и романтический идеализм, призывал руководствоваться здравым смыслом. Стивенсон Роберт Луис Бальфур (1850–1894) — английский писатель неоромантического направления, автор приключенческих романов «Остров сокровищ» (1883), «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893), исторических романов «Черная стрела» (1888), «Сент-Ив» (изд. 1897), психологической повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) и др.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

И одинокая, любя свои страданья, Питает гордую безгласную печаль. Пейзажные образы обретают в поэтическом творчестве Хомякова религиозно-философскую значимость, представая как средоточие и выражение молитвенных импульсов лирического «я». Пейзаж-молитва рисуется в стихотворении «Поэт» (1827), образный ряд которого построен на соприкосновении вселенского, звездного простора, преисполненного Божественным славословием («Все звезды жизнью веселились//И пели Божию хвалу»), и человеческого существования, чающего преодоления своей конечности. В планетарной, насыщенной философскими раздумьями пространственной перспективе приоткрывается глубина религиозного осмысления трагедийной отторгнутости земного греховного мира от Божественного всеединства: Одна, печально измеряя Никем не знанные лета, Земля катилася немая, Небес веселых сирота… Кульминацией стихотворения становится настоянное на сокровенном Богообщении творческое озарение души художника, способной, слагая «Богу гимн» и впитывая в себя тайну Его небесного бытия, превозмочь сиротскую отчужденность земного от горнего: «И дал земле он голос стройный,//Творенью мертвому язык».  Достигаемый силой художнической интуиции прорыв к созерцанию природы в ее первозданной, послушной Божественной воле, «как в первый день творенья», целостности живописуется в стихотворении «Степи» (1828). Стихотворения «Видение» (1840), «Ночь» (1854), «Звезды» (1856) объединены изображением ночной космической беспредельности. «Хоры звезд», подобных «лампаде пред иконой», «горящие… бездны синие»  образуют сферу таинственного соприкосновения лирического «я» с Творцом, с гармонизирующими его внутреннее устроение ангельскими силами. Сквозными становятся здесь формы прямого обращения к душе как собственной, так и «спящего брата» – участника эстетического переживания – с призывом к духовному трезвению: И полный сил, торжественный и мирный, Я восстаю над бездной бытия… Проснись, тимпан! Проснися, голос лирный! В моей душе проснися, песнь моя! Образ ночи имеет в данном контексте и аксиологическую окрашенность, воплощая не только природную бесконечность, но и греховную помраченность внутреннего мира, запутавшегося в «сетях ночных обманов» и жаждущего преображения «сердца дремлющей мглы».

http://pravoslavie.ru/328.html

   Хотя должно сознаться, что вторую и третью эпоху некоторые из поименованных сочинений обозначают различно и довольно неопределенно.    Обзор как источников, славянских, греческих, латинских, так и позднейших сочинений, относящихся к этому событию и вообще к жизни и трудам святых Кирилла и Мефодия, представлен г. Бодянским в книге «О времени происхождения славянских письмен». Москва, 1855 (17). Издание этих самих источников начато и продолжается тем же профессором в Чтениях Москов. историч. общества. 1863. Кн. 2; 1864. Кн. 2; 1865. Кн. 1 и дал. (55). А познакомиться с современным состоянием вопроса о славянских апостолах можно из книг: «Кирилл и Мефодий» проф. Лавровского. Харьк., 1863 (62) и Кирилле-Мефодиевский сборник, изд. г. Погодиным. Москв., 1865 (56). Важнейшие из прежних сочинений по собранию материалов для нашего предмета принадлежат: а) Ассемани — Kalendaria ecclesiae universae et caet. Рим:1755. Т. 3. Ч. 1 (155); б) Добнеру — Annales Bohemorum. Част. 3. Прага, 1765 (183); в) Шлецеру — гл. 10 во 2 части его Нестора, перев. Языковым. СПб., 1816 (80), и г) Добровскому — Кирилл и Мефодий, словенские первоучители, перев. Погодиным. Моск., 1825 (31).    См. в Копитаровом Glagol. Clozian. P. LXXVI, Sclavorum Cisdanubianonun historiae conspectum chronol. usque ad obitum S. Methodii, изд. в Вене, 1836 (201); также Истор. первобытн. Церк. у славян Мацеевского. С. 21, 29 и 30. Варшава, 1840 (72).    О чертах, резах и вообще каких-либо письменах, бывших в употреблении у славян еще во времена их язычества, упоминают Дитмар (XI в.). Черноризец Храбр и за ним один летописец наш XIV в. (Калайдовича Иоанн, ексарх Болгар. С. 88 (48) и Карамзина Истор. госуд. Росс. 1. Примеч. 260 (49). Соображения о сем см. также у Черткова во Втором Прибавл. катал, книг его библиотеки. Москв., 1845. С. 331—332 (132)). Об употреблении же славянами греческого и латинского алфавита по обращении их в христианство свидетельствуют тот же Черноризец Храбр, а еще разительнее так называемая Фрейзингенская рукопись, открытая Кеппеном, относящаяся к Х или даже IX в., в которой две формулы исповеди и поучение, сочиненные по-славянски, писаны латинскими литерами (Собр. славянок, памяти., наход. вне России. Кн. 1. СПб., 1827. С. 21 и 37 (53)). Что же касается до глаголической азбуки, или буквицы, то хотя ныне ученые считают ее не менее древнею, как и кирилловскую азбуку, но вопрос о старшинстве первой пред последней нельзя признать решенным (см.: Викторова Последнее мнение Шафарика о глаголице, в Летопис. русск. литературы. Кн. 4—5. Моск., 1859—1861 (24); Срезневск. Обозрение глаголических памятников, в Из-вест. Археологич. общ. Т. 3, 4, 5 (119)).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

– Из статей „Прибавл. к творениям свв. Отцев, – кроме вышеупомянутых, принадлежащих арх. Сергию, арх. Евсевию, статей „из Зайлера»...,– может быть упомянута принадлежащая проф. П. С. Казанскому „О монашестве» (1850 г.). К этому изследователю монашества мы еще будем иметь случай возвратиться. – Статьи „Христианского Чтения» в общем носят характер, аналогичный с характером статей „Воскресного Чтения». Принадлежа большею частью годам: 1822, 1823, особ. 1824, затем 1827, 1828, 1831, 1832 и 1840, они, как не имеющие научного значения, а лишь представляющие пищу именно для душеполезного „христианского чтения», могут быть оставлены нами в стороне (их сравнительно немного: трактуют о челоческой „свободе», об И. Христе, как „Образце истины и добродетели», о „благодати», об „обязанностях к себе и Богу», о „вере, почитании храмов, сокровенной христианской жизни, святости, – супружеской жизни»,– о добродетели „кротости», о пороке „гордости», также о „ложных удовольствиях»...) (см. перечень их, напр., в „Систематич. указателе»..., составл. П. С. Карповым: изд. 2-е, Спб. 1888 г., стр. 96–99).– Да и вообще журнальные статьи, как большею частию случайного происхождения, как выясняющие известные вопросы в виду каких-либо запросов времени и не всегда безотносительно к последним, как обыкновенно не стоящие между собою в тесной органической связи, – как раскрывающие в большинстве случаев лишь частные пункты (вопрос об их – статей – научности уже оставляем в стороне), не могут иметь такого значения, какое имеют опыты изложения более или менее цельных курсов или каких-либо важных отделов разсматриваемой науки, специально издаваемые, – и потому и дальше будут отмечаться нами с известным разбором и осмотрительностью. Весь центр нашего внимания будет и впредь сосредоточен не на них, а на тех „опытах», что здесь раз навсегда и оттеняем. 365 Такого же рода, какая уже делалась нами раньше относительно некоторых представителей святоотеческой письменности 366 Желающий может до известной степени проверить, здесь и ниже указываемые, годы, – напр., по цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010