На «Истории руссов» строит свою «Историю Малороссии», вышедшую в 1842–1843 гг., Н. Маркевич. Более достоверна, ранее написанная, и напечатанная впервые в 1822 г. «История малой России» Д. Н. Бантыш-Каменского. Систематическое научное изучение истории юго-западной России, в том числе, и малороссийского казачества, на документальной основе связано с именами таких ученых, как О. М. Бодянский, П. А. Кулиш, а также филолог и историк М. А. Максимович, автор ряда ценных статей, в том числе, озаглавленных так: «О мнимом запустении Украины в нашествие Батыево», «О гетмане Сагайдачном», «О Богдане Хмельницком». Но самый знаменитый историк Украины 19 века, научные интересы которого, впрочем, выходили за ее пределы, – это Н. И. Костомаров . Он был сыном помещика-великоросса и его крепостной – украинской крестьянки. Мировоззрение историка складывалось под влиянием особенностей его происхождения. Его украинофильство, его приверженность идее славянской федерации при Николае II сочли крамолой, и он, вместе с другими участниками харьковского кружка – Кирилло-Мефодиевского братства, подвергнут был аресту и ссылке, но Костомаров, в действительности, не был ни революционером, ни последовательным сепаратистом. К совершенному отделению Украины от России он не стремился, но, несомненно, хотел для нее, по меньшей мере, автономии, а его несбыточным идеалом всегда оставалась славянская федерация. Костомаров внес огромный вклад в изучение источников по истории Малороссии, подготовив к изданию 9 томов «Актов, относящихся к истории южной и западной России». В 1859 г. он напечатал две монументальные биографии: «Богдан Хмельницкий» и «Разин», затем написал еще ряд монографий по истории Украины («Гетманство Выговского», «Мазепа и мазепинцы»), России («Северорусское народоправство», «Смутное время московского государства»), Польши – «Последние годы Речи Посполитой». Его самый монументальный труд – «Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей». Главные идеи, которым Н. И. Костомаров оставался верен до конца, сформулированы им уже в названиях двух его ранних статей – «Мысли о федеративном начале древней Руси» и «Две русских народности». Под ними он подразумевал южнорусскую, или украинскую, и среднерусскую, или великорусскую. Оригинальная черта его этнографической схемы заключалась в том, что новгородцев он считал выходцами с Поднепровья и сближал с украинской, а не с великорусской народностью. Сопоставляя украинцев с великоруссами и поляками, действительно оказавшими огромное влияние на историю западной Руси, Костомаров считал, что по языку они ближе к великоруссам, а по складу души – к полякам: украинцы, как и поляки, по натуре индивидуалисты, но, в отличие от поляков, с их аристократическими замашками, украинцы демократичны, великоруссы же склонны к общинному строю, поэтому южная и новгородская Русь создали вечевое правление, а великоруссы – московское единодержавие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Символотворчество и закон постоянства Авторских материалов данного раздела не известно и, вероятно, они не были написаны. Но среди выписок из литературы, сделанных Флоренским, есть относящиеся к данной теме (Архив священника Павла Флоренского). Игумен Андроник Тексты подготовлены игуменом Андроником и С. М. Половинкиным. Примечания игумена Андроника. У Водоразделов мысли Глава о принципе перманентности в употреблении символов. Symbola permanent. «Permanentia symbolorum. Symbola permanent». Закон перманентности В забытом сочинении программы гамбургского Иоганнеума: G. Н. Bubendey, – Ueber die räumliche Darstellung der imaginärer Grössen der Analysis, 1837. Задолго до Гинкеля и Шредера формулировал закон перманентности». Принцип перманентности Г. Бубендей, – Ueber die räumliche Darstellung der imaginärer Grössen der Analysis, 1834 г. 824 , программа Гамбургского «Иоганнеума». На эту работу указывает М. Simon, – Über die Mathematik. Giessen, 1908. Еще раньше высказывался в том же смысле М. Ohm, – Versuch eines Volkommen Konsequenten Systems des Mathematik. 1822. – См. у него же – предисловие к 3-му изд. 1828 г., стр. XIII и сл., а так же приложение к т. I, стр. 407. – Ом встретил резко отрицательную критику. – Ом цитирует Н. Hankel – Vorlesungen über die Theorie der komplexen Zahlen. Lpz, 1867. – Ганкель не приписывает себе абсолютного приоритета в открытии принципа перманентности и, кроме вышеназванного Ома, на стр. 15 упоминает о работах Pea и других английских математиков 1834–1842 гг. В. Вундт в 3-м изд. своей «Логики» называет этот принцип аксиоматическим, – несмотря на выставленные Г. Буркгардтом возражения против этого (Vierteljahrsschrift für wissenschaftlicher) Philosophie, Bd. XIX, реферат о 2-м изд. «Логики» Вундта. «Это совершенно неправильно; этот принцип есть требование, выставленное в видах простоты и целесообразности; можно ли ему удовлетворить, это подлежит всякий раз особому исследованию (стр. 82, прил. 44). А. Росс. О сущности математики. Перевел И. В. Яшунский. Physice. СПб., 1911. 690, Б. МДАк].

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Под знаком долженствования будущее нам открывается вернее и глубже, чем под знаком ожиданий или предчувствий … Будущее есть не только нечто взыскуемое и чаемое, но и нечто творимое … Призвание вдохновляет нас именно ответственностью долга. И, неожиданным образом, именно в послушании есть творческая сила, есть рождающая мощь. Своеволие же есть начало расточающее… Молитвенное воцерковление, — апокалиптическая верность, — возвращение к отцам, — свободная встреча с Западом , — из таких и подобных мотивов и элементов слагается творческий постулат русского богословия в обстановке современности. И это есть также завет прошлого , — наша ответственность за прошлое, наше обязательство перед ним… Ошибки и неудачи прошлого не должны смущать. Исторический путь еще не пройден, история Церкви еще не кончилась. Не замкнулся еще и русский путь. Путь открыт, хотя и труден. Суровый исторический приговор должен перерождаться в творческий призыв, несделанное совершить. «И многими скорбями подобает в Царствие Божие внити». Православие есть не только предание, но и задача , — нет, не искомое, но данное, но сразу и заданное, живая закваска, растущее семя, наш долг и призвание… Русский путь надолго раздвоен. Есть таинственный путь подвига для оставшихся, путь тайного и молчаливого подвига в стяжании Духа. И есть свой путь для ушедших . Ибо оставлена нам свобода и власть духовного действия, свидетельства и благовестия. Тем самым и налагается подвиг свидетельствовать, творить и созидать. Только в таком подвиге и будет оправдано прошлое, полное предчувствий и предварений, при всей своей немочи и ошибках. Подлинный исторический синтез не столько в истолковании прошлого , сколько в творческом исполнении будущего … Примечания 1. ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович родился 1 августа (н.с.)1822 года в Москве, русский литературный критик и поэт. Сын чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 40-х гг. увлекался утопическим социализмом и масонством. Стал главой молодой редакции «Москвитянина» и его ведущим критиком (1850–56).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

обр. близлежащего Кутлумуша, которые были лучше укреплены. Архив Свящ. Кинота за 1821-1822 гг. был обнаружен И. Мамалакисом в мон-ре Хиландар. Часть архива Протата, в основном за первые десятилетия XIX в., осела в Великой Лавре. В отличие от предыдущих периодов архив Протата за XIX-XX вв. значителен по объему. Он систематизирован в 1993 г. сотрудниками Византийского ин-та Национального ин-та исследований, непереплетенные документы разложены в 270 папок. Османский архив насчитывает 2267 единиц хранения, из них 1842 написаны на тур. языке араб. алфавитом, 423 - на греч. языке, 2 - на арм. языке. Древнейшие из сохранившихся тур. документов датируются сер. XVI в. (напр., фирман султана Сулеймана I (1520-1566)). Румынский архив состоит из румын. и греч. частей. Он начал формироваться после передачи Протату в 1641 г. господарем Василием Лупу монастыря Трех святителей в Яссах. Один из древнейших актов - грамота Валашского господаря Раду Льва 1665 г. Документы румынской части архива (на румын., греч., слав. и др. языках) насчитывают 1169 единиц хранения (7 относится к XVI в., 165 - к XVII в., 501 - к XVIII в., остальные - к XIX в.) и 27 карт и чертежей владений в Валахии и Молдавии. Из древнейших документов этой части архива 33 написано на слав. языке (самый ранний документ - грамота 1547 г. молдав. господаря Стефана Рареша). Первый документ на румын. языке датируется 1756 г. На греч. языке написано 69 документов, на французском - 5, на итальянском и русском - по 1 документу. Греч. часть румын. архива насчитывает 2122 единицы хранения, которые в основном датируются XIX в. и включают экономические документы, описи и переписку между мон-рями Котрочени, Трех святителей и Протатом. Лит.: Lampros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 1-10; Θησαυρο το Αγου Ορους: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Σ. 22-29, 389-391; Pavlikjanov C. The Slavic Lingual Presence in the Athonite Capital of Karyai: The Slavic Manuscripts of the Protaton Library//Palaeobulgarica.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (16.01.1804, с. Сугут-Торбиково Ядринского у. Казанской губ. (ныне Вурнарский р-н Чувашии) - 30.12.1885, Казань), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог. Сын священника, двоюродный дед хирурга акад. А. В. Вишневского. Учился в Казанской ДС. В 1822 г. из класса философии как лучший ученик отправлен в МДА, к-рую окончил со званием магистра (1826). С 1826 г. профессор философии в Казанской ДС, с 20 авг. 1836 г. инспектор семинарии. 22 окт. 1828 г. рукоположен во иерея к Петропавловскому собору Казани, 21 июня 1831 г. возведен в сан протоиерея. В 1842 г. уволен из ДС в епархиальную службу, с 10 июня 1843 г. являлся членом Казанской духовной консистории. С 1854 г. состоял в клире кафедрального Благовещенского собора, одновременно был епархиальным миссионером. В 1854-1856 гг. руководил чувашско-черемисским миссионерским отд-нием КазДА, на занятиях со студентами переводил на чуваш. язык Евангелие от Матфея, на марийский (черемисский) язык краткую Свящ. историю. Пожертвовал большое количество книг в академическую б-ку. Участвовал в ревизии семинарий: Симбирской (1865), Самарской (1865), Пермской (1866), Тобольской (1866). По отзыву П. В. Знаменского , В. был «самым видным епархиальным деятелем» своего времени. В. похоронен под алтарем Благовещенского собора - на месте погребения Казанских архиереев, могила не сохранилась. В. владел чуваш. и марийским языками, составил первый учебник чуваш. языка, по к-рому учил студентов, был автором работ о религ. верованиях чувашей и марийцев. Был известен в Казани как проповедник. В.- автор большого количества статей по расколу и миссионерству. Соч.: Рассуждения о действительной нужде и важности звания и избрания пастырей по известному чину и порядку: Магист. дис.//Сб. рассуждений и поучительных слов, соч. студентами МДА 5-го курса. М., 1828. Ч. 1; О чувашском яз.//Заволжский муравей. Каз., 1832. 20. С.

http://pravenc.ru/text/158920.html

...наши галицийские победы...— Успешное наступление русских войск против Австро-Венгрии в августе-сентябре 1914 г. и весной 1915 г. 16 Забвена буди десница моя...— Пс. 136, 5—6. 17 ...ваша Европа... представляла собой скопидомскую мещанку...— Булгаков вкладывает в уста Писателя свои недавние мысли; см. его лекцию «Война и русское самосознание» (М., 1915), статью «Русские думы» (Русская Мысль. 1914. Кн. XII). 18 ...«бегает нечестивый, не единому же гонящуся».— «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (слав.), не из Книги Иисуса, сына Сирахова, а из Притчей Соломоновых, 28, 1. 19 ...Тютчев приятнее чувствовал себя в мюнхенском посольстве...— где он находился на русской дипломатической службе в 1822— 1842 гг. Цитаты из стихотворений «Эти бедные селенья...» (1855) в «Итак, опять увиделся я с вами...» (1849). 20 ...status quo ante...— прежнее положение (лат.). 21 ...мы оказались вовлечены в войну с Турцией...— После обстрела русских черноморских портов турецкими и германскими военными кораблями Россия 20 окт.  1914 г. объявила Турции войну. 22 Указание... в записях А. Н. Шмидт.— Булгаков проявил огромный интерес к личности А. Н. Шмидт (см. его статью «А. Н. Шмидт и Вл. Соловьев (Из рукописей А. Н. Шмидт)»//Биржевые ведомости. 1915. 29 дек.; Τихие Думы. С. 71—114; см. также его письмо к Э. К. Метнеру от 19 апреля 1915 г. (ОР РГБ. Ф, 167. К. 13. Ед. хр. 21); он получил в свое распоряжение архив Шмидт и, по свидетельству мемуариста (Герцык Е. Воспоминания. Париж, 1973. С. 150), анонимно издал ее рукописи за свой счет (М., 1916). 23 Потентат — властитель (лат.). 24 Вступить же в полоненный Константинополь...— Ср. с суждениями автора 1923 г. о «нас, тех, которые так шумно собирались еще недавно «воздвигать крест на св. Софии», чтобы в ней бесчинствовать потом безвкусием своим и рабством своим...» (Б у лгаков С. В Айя-Софии// Русская Мысль. 1923. Кн. VI—VIII; то же — A3. С. 97—98; Новый мир. 1989. 10. С. 244). 25 natura non facit saltus — природа не делает скачков (лат.); мысль Карла Линнея. 26

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Были созданы приходские духовные училища в Аккермане (1823, в 1839 открылось 2-е училище), Тирасполе (1823), Оргееве, Сороках, Атаках и Кагуле (1847), церковные школы в Кишинёве (1822), Хотине, Бендерах (1827), в них преподавали выпускники Кишинёвской ДС. При поддержке архиеп. Димитрия в 20-х гг. XIX в. в Бессарабии распространялись школы белл-ланкастерской системы обучения, являвшиеся приходскими. Первые «ланкастерские» школы были открыты в мае 1824 г. в Бельцах и Измаиле, с 1827 г. они имели статус приходских уч-щ. В 1828 г. в Бессарабии насчитывалось 75 учащихся в духовных, 136 - в приходских училищах. В 1842-1844 гг. повсеместно устраивались церковноприходские школы с преподаванием на молдав. языке в соответствии с утвержденными в июле 1842 г. архиеп. Димитрием правилами организации школ. В 1858 г. насчитывалось 11 приходских уч-щ (9 «ланкастерских», гл. обр. в городах, и 2 в помещичьих имениях) с 479 учащимися, 159 церковноприходских школ, в к-рых обучалось 1520 детей. Школы распределялись по епархии неравномерно: в Сорокском у. имелось 122 школы, в Оргеевском у.- 20, в Кишинёве и Кишинёвском у.- 14 школ. С 1836 г. священники открывали домашние школы для обучения грамоте; первая такая школа появилась в 1836 г. в с. Бачой Кишинёвского у. Архиеп. Димитрий много занимался переводами на молдав. язык: богослужебных текстов (с церковнославянского), творений св. отцов, синодальных распоряжений (с рус. яз.); тексты издавались в местной типографии. За плодотворную переводческую деятельность архиерею 17 авг. 1841 г. была объявлена благодарность Синода. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Добрушском мон-ре. 1822 г. Фотография. 2013 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Добрушском мон-ре. 1822 г. Фотография. 2013 г. С 1827 г. архиеп. Димитрий хлопотал о выделении средств на строительство нового кафедрального собора в Кишинёве, потому что Михаило-Архангельская ц. была маловместительной. Закладка собора в честь Рождества Христова состоялась в 1830 г., храм был освящен в окт.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (4.02. 1776, г. Бар, Подолье - 20.06 (2.07 н. с.). 1842, г. Царское Село С.-Петербургской губ.), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи. Происходил из шляхты. Получил домашнее начальное образование, затем окончил 6-классную школу под руководством монахов-василиан в Баре и в нояб. 1799 г. поступил в католич. ДС в Каменец-Подольском. В июле 1800 г. рукоположен во диакона и во пресвитера. Назначен секретарем Каменецкой консистории (1801), каноником Каменецкого капитула (1803) и затем асессором (заседателем) консистории (1804). В 1803 г. получил приход в Дунаевцах. В 1806-1809 гг. был также секретарем Иоанна Йозефа Дембовского, католич. епископа Каменецкого (1798-1809). В 1815-1818 гг. асессор Римско-католической духовной коллегии в С.-Петербурге (см. в ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий ). В 1817 г. сдал экзамен в Полоцкой ДА и получил степени д-ра богословия и канонического права. Был назначен прелатом-канцлером (1817) и прелатом-препозитом (1822) Каменецкого капитула. В 1822-1827 гг. официал Каменецкой консистории. Пользовался доверием католического епископа Каменецкого Франциска Мацкевича (1815-1842), снискал благоволение управлявших духовными делами иностранных исповеданий кн. А. Н. Голицына и адмирала А. С. Шишкова. 11 сент. 1825 г. имп. Александр I Павлович (1801-1825) назначил П. епископом-коадъютором Каменецким. С 1827 г. П. являлся членом Римско-католической духовной коллегии в С.-Петербурге. 23 июня (н. ст.) 1828 г. папа Римский Лев XII (1823-1829) назначил его епископом Мегарским in partibus infidelium и епископом-суффраганом (викарным епископом) Каменецким. Епископское рукоположение П. состоялось 3 февр. 1829 г. в католич. соборе св. Екатерины в С.-Петербурге, его совершил председатель Римско-католической духовной коллегии Михаил Пивницкий, католич. епископ Луцкий и Житомирский (1828-1845), к-рому сослужили Матфей Липский, викарный епископ Могилёвский (1823-1829, католич. епископ Минский в 1829-1839), и Игнатий Гедройц, епископ-коадъютор Самогитский (1824-1829). В 1832-1842 гг. П. был председателем Римско-католической духовной коллегии.

http://pravenc.ru/text/2578620.html

27 Этот Симеоновский Берестейский или Берестицкий, также Брест­ский монастырь упразднен в 1824 г., а в 1833 г. даже и самая ме­стность его отдана под укрепление города Брест-Литовска. См. † В.В. Зверинский, Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. I: Преобразо­вания старых и учреждение новых монастырей с 1764–95 по 1 июля 1890 г., Спб. 1890, стр. 226, 429; А. Рапишин, Полное собрание истори­ческих сведений о всех бывших и доныне существующих мона­стырях и примечательных церквах в России, Москва 1852, стр. 94; ср. у П.О. Бобровского, Гродненская губерния, ч. II, стр. 840. 28 Тогда это был Свято-Николаевский мужской монастырь, который в 1824 г. упразднен с обращением в приходскую церковь , а 1842 г. сделан собором. См. В.В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях, т. 1, стр. 187, 308; .1. Рапигиино, Полное собрание исторических сведений о всех бывших и доныне существующих монастырях, стр. 94–95.том Аркадием лично». 29 Только в «Ведомости о находившихся в Минской Семинарии учениках за 1809 г.» (в Архиве Минской Духовной Консистории 5.435 за 1810 г.) под 144 значится: «Дворянский сын. Михаил Горбачевич. 9 л., поступил 26 декабря 1809 г., понятен, прилежен, успеха изрядного», но это сведение о родопроисхождении есть несомненная ошибка. 31 См. в Архив Минской Дух. Консистории дело 5.435 за 1810 г.: Ведомость о находящихся в Минской Семинарии учениках за 1809 г. 32 Так пишет сам Мих. Горбачевич в прошении о выдаче ему певческого жалованья от 25 июля 1819 г. (в Архиве Минской Дух. Консистории дело 9.806 за 1819 г.). 34 Так сказано в ведомостях об учениках Минской Духовной Семинарии за 1821 и 1822 гг. (в семинарском архиве дела 33 и 53). Ср. и на стр. 1174, 18 . 37 См. о сем длинную официальную переписку за 1815–1818 гг. в Архиве Минской Дух. Консистории 7.513. 38 Так, правление Слуцкого Троицкого монастыря 25 августа 1822 г. (за 311) обвиняло пред Семинарией Михаила Горбачевича в составлении от имени игумена того монастыря Ионы «ябеднических записок», навлекавших отдачу под суд, а оказалось, что он делал это в качестве писца, каким был при игумене по «словесному соизволению» архиепископа Анатолия (Максимовича). См. в Архиве Минской Дух. Семинарии за 1822 г. дело 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 - ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 - ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 - после 1918); дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 - ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 - до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 - до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876); пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 - 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872); псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона). В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней - всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского - 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского - 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов - 175 руб., и серебренное позолоченное кадило - 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца - 16 руб.).

http://sobory.ru/article/?object=21248

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010