312 Письмо хранится в рукописном виде в библиотеке Московской духовной академии в числе других пасем Филарета к тому же лицу. 318 См. биографию княгини Мещерской, в монашестве Евгении, Чтения в обществе истории и древностей 1876, кн. 2, стр. 23 отд. «Смесь». 322 Выше мы уже отметили, что в 1825 году, с выходом казначеи, в Аносине водворился желанный мир. 328 Письмо хранится в числе других писем того же святителя в рукописном отделе Московской епархиальной библиотеки. 330 Об этом сановнике и его роде мы впоследствии еще будем иметь случай говорить в нашем исследовании. 331 Князь С. М. Голицин еще с 1807 года был деятельнейшем почетным опекуном учреждений императрицы Марии. 333 Слова самого же Филарета из одного письма его писанного в 1867 году. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1878, III, 6. «Материалы для истории русской Церкви». 334 Нельзя не заметить, как тонко, но вместе и сильно этими словами опровергается и ложное мнение крайних мистиков того времени о том, что при внутреннем Богослужении внешнее не нужно. 336 См. Собрание мнений и отзывов Филарета, изданные преосвященным Саввою, т. 2, стр. 95 и далее срав. 94. СПб, 1885. См. помянутую раньше статью профессора Знаменского в Православном Собеседнике, 1885, ч. 2, стр. 185 и далее. 337 Именно до 1823 года таковыми средствами, как изъяснено в вышеупомянутом проекте самого Филарета, были: а) для духовенства ружного проценты с капитала Московской синодальной типографии, достигшего к 1823 году до 110 тысяч рублей; б) для духовенства армейского с 1801 года ежегодно отпускаемые из государственного казначейства на пенсионы 5 тысяч рублей. В добавление к сему общие средства для той же цели состояли только в различных условных и крайне ограниченных мерах местных епархиальных. В 1823 году к тому стали отпускать еще из доходов от свечной продажи ежегодно по 150 тысяч рублей, согласно проекту Филарета. См. Собрание мнений и отзывов Филарета 2, 96 и далее. 340 Гр. Вл. П. Орлова-Давыдова, Биографический очерк графа Вл. Гр. Орлова, ч. II, стр. 279. СПб. 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1519 Сына раньше упомянутого нами главнокомандующего иранской армией князя М. Д. Горчакова и скончавшегося в 1883 году. 1521 Особенно М. Н. Катков в Московских Ведомостях искренно приветствовал это назначение М. Н. Муравьева в западный край. 1523 См. Сушкова, Записки о жизни и времени Филарета митрополита Московского, стр. 135 приложение (здесь же и ответ М. Н. Муравьева на это письмо митрополиту Филарету). Москва, 1866. Ср. Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 608. Киев, 1869. Заключив дело подавления мятежа польского блистательно и не менее блистательно закончив дело следственной комиссии по поводу покушения на жизнь государя императора 4 апреля 1866 года, М. Н. Муравьев 29 августа 1866 года скончался. См. по поводу его кончины Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 645 и далее, где наглядно и сильно характеризуется вся великость значения и заслуг почившего, подобно тому, как Ф. II. Тютчев охарактеризовал его в эпитафии ему: На гробовой его покров Мы вместо всех венков кладем слова простые: Не много было б у него врагов, Когда бы не твои, Россия (Московские Ведомости, 1891, 238) 1529 Хотя эту часть речи мы уже приводили выше по другому случаю; но по тесной связи мыслей ее необходимо было привести и для настоящего случая. 1533 Н. Н. Муравьев за это славное дело своего генерал-губернаторства в Восточной Сибири подучил, кроме высшего генеральского чина, графское достоинство и название Амурского, не будучи еще и пятидесяти лет от роду. 1536 Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 660: Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 956. Москва, 1888. В допущении продажи Американских владений А. Н. Муравьев упрекал «стражей Израилевых», т.е. иерархов нашей православной церкви. По этому случаю и Филарет от того же 3 апреля 1867 гада пишет наместнику Лавры Антонию: «Продажа Российских владений в Америке, кажется, окончательно совершилась. Андрей Николаевич восклицает: какой тяжкий ответ лежит на стражах Израилевых! – Может быть мы дремлющие стражи, но что можно было сделать? Недавно услышал, что продают; трудно было верить; вдруг говорит, что дело сделано. Разве можно было стражам Израилевым вломиться в государственное управление и переменить государственное решение, состоявшееся и исполненное? Господи, спаси царя, и даруй ему советники и служители воли его мудры и верны» Письма Филарета к Антонию, IV, 516. Срав. указанные выше места Писем Филарета к А. Н. Муравьеву и Собрания мнений и отзывов Филарета, V, 956.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С изданием закона 1 января 1864 года положено начало живой и цельной организации земства, основанной на всеобщем начале собственности и прекратившей прежнюю замкнутость дворянского сословия, слившегося теперь во едино со всем народом русским. В связи с теми же преобразованиями в жизни русского народа стоят и позднее изданные законы о всеобщей воинской повинности (обнародованные в 1874 году) 1608 и законы о печати, расширившие её свободу и начатые изданием с 1865 года, а после дополненные, и преобразования, касавшиеся школ: светской (реформа университетов по уставу 1863 года; средне-учебных заведений по уставам 1864 и 1871 годов и т.д.) и духовной (по уставам 1867 и 1869 годов), и улучшения в быте духовенства, начатые еще в 1862 году. Но, к глубокому сожалению, с несомненно благими намерениями предпринятые и так счастливо начатые преобразования, в дальнейшем своем движении, восприняли многое недоброкачественное со стороны, с запада, обыденное в странах с республиканским или конституционным правлением, но не применимое в России с самодержавною монархическою властью и наконец дали простор таким течениям, которые клонили прямо к революции. Увлекаемые фантазиями о всеобщей свободе и равенстве, исполнители благих предначертаний любвеобильного Царя-Освободителя, даже из лиц, стоявших у кормила правления и близ самого престола царского, нередко бессознательно, или же дабы прослыть либералами, поощряли такие течения и, наоборот, сдерживали более трезвые голоса, предостерегавшие от дурных последствий поощрения подобных течений. Расширенная свобода печати, в большинстве случаев, служила более ко вреду, нежели к пользе общества. Гласность не знала пределов, и печать, особенно периодическая, являясь выразительницею так называемого общественного мнения, деспотически управляла умами лиц, стоявших на всех ступенях администрации и часто извращая самый вкус общества, пугала эти умы страхом общественного мнения, и сбивая их с толку, еще более побуждала их действовать в пользу упомянутых течений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Н. Кропоткин; его сменил генерал фон Валь. Кропоткина убил Г. Д. Гольденберг (1855–1880). 251 Гамбетта, Л. (1838–1882) — французский политик, вождь умеренных республиканцев. 252 …слободским Лассалем окрестили…— подразумевается Ф. Лассаль (1825–1864) — немецкий мелкобуржуазный социалист. Слободской Лассаль — Лассаль с Харьковщины, так как старое название Харьковщины — «Слободская Украина». 253 Шпильгагенский Лео — герой знаменитого в свое время романа немецкого писателя Шпильгагена (1829–1911) «In Rein’ und Glied» (1866); в русском переводе — «Один в поле не воин». 254 Трензель — железная цепочка для удержания удил во рту лошади. 255 Московский Филарет — Филарет Дроздов (1783–1867), митрополит московский с 1821 по 1867 год, реакционер, имевший большое влияние на правительственные круги (см. наст. изд., т. 6, стр. 634). 256 Граф Дмитрий Андреевич — Д. А. Толстой (1823–1889), министр народного просвещения и обер-прокурор синода, с 1882 года и до смерти — министр внутренних дел; крайний реакционер. 257 Где стол был яств, Там гроб стоит…— строка из стихотворения Державина «На смерть князя Мещерского». 258 …те трезвоны, что в Липецке отразились совсем не комедией князя Шаховского, а весьма опасным делом…— «Опасное дело» в Липецке — съезд землевольцев, ядра будущей «Народной воли», происходивший в нюне 1879 года; А. А. Шаховской (1777–1846) — автор многих драматических произведений, написал комедию «Урок кокеткам, или Липецкие воды» в 1815 году. 259 Оцет — уксус (устар.). 260 Л. В. Дубельт (1792–1862) — с 1835 года начальник корпуса жандармов. 261 …подобно цирульнику Мидаса, не станет зарывать в ямку свой секрет…— Мидас — царь древней Фригии (VIII–VII b. до н. э.); существовала легенда о том, что у Мидаса были ослиные уши, о существовании которых знал только его цирюльник; цирюльник не смог удержаться, чтобы не рассказать эту запрещенную тайну где-нибудь, и рассказал ее в вырытую им ямку. На этом месте вырос тростник, который постоянно шептал те же слова, и таким образом открылась тайна Мидаса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Таин. Затем, в этот день, как бы в подражание св. праведному Филарету Милостивому, митрополит Филарет нарочито и особенно щедро раздавал милостыню нищим и оказывал помощь бедным. И так как сам в этот день, как мы заметили, наблюдал безмолвие и уединение, то обыкновенно поручал такую раздачу доверенным лицам. По одним письмам митрополита Филарета к его наместникам в Сергиевой Лавре архимандритам Афанасию (+ 1831) и Антонию (1831–1867) можно проследить, как были велики и щедры эти его милостыни и пособия. При этом он, если не делал устных распоряжений о выдаче их, то обыкновенно писал наместникам в роде следующего: „В 1 декабря раздайте от меня служителям и богаделенным в Лавре и Вифании» столько-то «и нищим» столько то 33 ; – или: «в первый день декабря раздайте от меня с отцом казначеем» по столько-то (от 30 р. до 600 р.) «служителям», богаделенным и прочим бед» 34 , и под. 35 . И по одним отмеченным в помянутых письмах распоряжениям святителя Филарета, в течение Московского периода (1821–1867) его архипастырской деятельности, таких раздач милостыни и пособий на 1 декабря было исполнено всего на сумму до 4000 рублей. А сколько осталось не отмеченного, это знает один Бог . К тому же знаменательно в этих распоряжениях то, что распоряжавшийся почти никогда не наблюдал точности счета деньгам; а в 1849 году писал даже так: «В 1 день декабря раздайте от меня служителям и прочим по-прежнему. Не помню, что прежде назначалось; но ежели вы сделаете меня щедрее, нежели есмь, это не будет худо» 36 . – Иначе сказать, даже при невозможности, по разным, весьма уважительным причинам, избежать случаев поручения раздачи милостыни тем или другим доверенным лицам, святитель Филарет в душе своей исполнял заповедь Господа Спасителя: тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя ( Матф. 6:3 ). Благоговение к дню памяти св. праведного Филарета Милостивого митрополит Филарет выразил между прочим и живейшим участием, какое принял (в 1852 году) в рассмотрении и одобрении к печати представленной в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но касательно предполагаемой дешевизны возражатели впадают в ошибку, принимая прошедшее за настоящее; ибо теперь если есть разница в этом отношении между Лондоном и Парижем, то она так незначительна, что не заслуживает внимания. Относительно же доходов, в Министерстве Иностранных Дел опускают из внимания, что и в самой России ныне изыскиваются средства освободить священников от печальной необходимости простирать руку за подаянием; что в чужих краях этот способ содержания не мыслим как по нравственной несообразности, так и по действительной несостоятельности; что если и допустить некоторые доходы, то необходимо принять и увеличение трудов и расходов по причине русских путешественников; что во всяком случае нужно брать во внимание не отвлеченно средства жизни, но согласовать меру их с службой и моим многочисленным семейством. Доводя до сведения Вашего С-ва соображения, высказанные мной в Министерстве, осмеливаюсь утруждать Ваше С-во покорнейшей просьбой о поддержании представления нашего посла в Париже в пользу отстранения моих житейских нужд. С.-Петербург, 14 ноября 1860 г.» Письмо 62 «Посольство сообщило мне, что вследствие ходатайства Вашего С-ва, мне назначена пенсия в тысячу рублей. Долгом сердца считаю принести Вам, С-ший Граф, мою живейшую благодарность за оказанное благодеяние. В этом случае я представляю не себя одного, но и мою многочисленную семью, которая Вашему милостивому попечению обязана куском хлеба при могущих постигнуть ее переворотах жизни. В чувствах высокого почтения и пр. Париж, 31 января/12 февраля 1867 г. 1 В переписке этой епископ Жакме не упустил случая упомянуть о столь распространенном на Западе мнении подчинении Православной церкви верховной власти, и предлагал для освобождения ее от сего влияния подчинить главенству Римского Папы. 2 Тайный сов. Сербинович, Константин Степанович, окончил курс в Полоцкой униатской дух. академии в 1818 г.; сразу по окончании был определен актуариусом коллегии иностранных дел; в 1820 г. назначен переводчиком коллегии и в том же году переведен в департамент дух. дел; в 1821 г. – старший помощник сталоначальника; в 1822 г. – журналист; в 1826 г. – член комиссии о злоумышленных обществах и цензор главного ценз. комитета; в 1830 г.– начальник III отд. департамента народного просвещения; в 1831 г.– на­чальник II отд.; в 1833 г.– редактор журн. Мин. Нар. Просвещения; в 1834 г. – чл. археограф комиссии; в 1836 г. – директор канц. обер-прокурора Св. Синода и чл. хозяйств. комитета при Св. Синоде; в 1841 г. – д. с. с; в 1850 г. – чл. главного ценз. управления; в 1853 г. – т. с. и директор хозяйств. управления при Св. Синоде, с оставлением в прежних должностях; в 1856 г. – чл. главного правления училищ, с сохр. прежн. должн.; 1857 г. – директ. дух. учебн. управления при Св. Синоде; 1859 г. – чл. комиссии прошений, на Выс. имя приносимых; ск. 18 февр. 1874 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

т) К главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями К. В.Чевкину. Там же. С. 79–80. у) К командиру Кавказского линейного 3-й батальона полковнику Иакинфу Кашинскому. Там же. С. 81–82. ф) К Григорию, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому. Там же. С. 121–186. Переписка митрополита Филарета: а) С князем А.Н. Голицыным. Там же. С. 30–32. б) С архиепископом Евгением (Казанцевым). Там же. С. 75–76. 37 . Письма Московского митрополита Филарета к своему другу, священнику Гр. Г. Пономарёву. «Московские Церковные Ведомости». 1907. 48. С. 1475–1479. 49. С. 1512–1516. Примечание: Ряд писем святителя Филарета, опубликованных в XIX веке и начале XX в отдельных изданиях и журналах, см. в публикациях нашего времени (указаны выше). 129 Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Московского Филарета. Его жизнь, труды, заслуги, проповеди, его значение для Православной Церкви и его кончина. М., 1868. С. 102, 10–13, 17–18. 130 Сноски указываются цифрами, заключёнными в скобках и разделенными двоеточием. Цифры перед двоеточием означают порядковый номер используемого источника (см. перечисление в списке в конце), после двоеточия – страницы данного источника. Знаки препинания и орфография иногда мной изменяются. – К.С. 131 См. о сем в моей брошюре: «Необыкновенное в обыкновенном». Клин, 1999. С. 32–37. «Святитель Филарет позвал». Материалы данной брошюры предполагается опубликовать в последующих томах собрания моих трудов. – К.С. 132 Примечание. В данной работе почти не использованы следующие известные мне издания писем святителя Филарета: 1) Переписка Филарета, митрополита Московского с С. Д. Нечаевым. СПб., 1895 (в списке источников 22) и 2) Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабжённые пояснительными примечаниями Л. Бродским. М., 1905 (в списке источников 24). Объясняется это тем, что и в первой книге, и во второй имеются алфавитные указатели не только «личных имен», но и «предметов» (в первой книге на с. 273–288, во второй – 367–387). Следовательно, любой читатель может без особых затруднений найти то, что его интересует.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Было бы очевидной неправдой утверждать, что наша Академия оказалась незатронутой теми влияниями, которые определили собою общий характер социально-культурной жизни нашего времени, – что она вполне сохраняла тот же уклад и тоже направление своей жизни, какие существовали в ней . —18— в эпоху митрополита Филарета. He отрицая, что минувшие полвека русской общественной жизни, ознаменовавшиеся коренными реформами почти во всех ее сферах, не прошли бесследно и в судьбах нашей школы, которая, чтобы не утратить своего влияния на современное общество, чтобы не оказаться мертвой архаической величиной среди нарождающейся новой жизни, и не могла и не должна была оставаться глухой к запросам современности, – в значительной степени сознательно или бессознательно отошла от филаретовской Академии и в своей организации, и в методах научного исследования, и в реальном содержании своих взглядов по тем или другим научным вопросам, – не отрицая всего этого, мы тем не менее, не обинуясь, можем утверждать, что память о митрополите Филарет навсегда останется священной в историческом сознании Московской Духовной Академии. С именем приснопамятного иерарха неразрывно связано, прежде всего, само основание нашей школы в 1814 году, поскольку он, будучи одним из самых энергичных деятелей тогдашней Комиссии духовных училищ, принимал ближайшее участие в организации Московской Академии, и в течение первых восьми лет ее существования трижды, по поручению Св. Синода, был ее ревизором, внимательно следившим за успехами и надлежащим направлением новооткрытой высшей духовной школы. He далее, как несколько недель тому назад наша Академия, на своем годичном празднике, в актовой речи проф. M. М. Богословского , имела случай отметить, какое благотворное значение в судьбах ее имело то обстоятельство, что авторами ее первого устава и ее устроителями (в их числе и будущий митрополит Филарет) были лица, которые, обладая светлым умом, и широким научным кругозором, и твердою преданностью Православной Церкви, сумели охранить Академию и от господствовавшего в ту эпоху в русском обществе ложного мистицизма и от фарисействующей лженауки, хотевшей во имя ложной религиозной ревности почти все светские научные дисциплины искусственно и насильственно подчинить религиозному принципу. Вступив в 1821 г. на кафедру Московских первосвятителей, м. Филарет встал к ней в еще более близкие

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святейший Синод, по рассмотрении этого представления, нашёл: 1) что по содержанию ст. 97 Улож. Наказ. (Свод. 1857 г. т. XV кн. I) светские уголовные суды, осуждая священно и церковнослужителей на временное заключение без потери духовного звания, должны были отсылать их не в места заключения, а к Епархиальному их начальству для исправления их по распоряжению оного; 2) что тот же порядок в отношении священнослужителей сохранён и с тою же определённостью изъяснён и в ст. 86 Улож. Наказ. 1866 г. и 1029 ст. Уст. Угол. Суд., основанных на ст. 97 Улож. Наказ. 1857 г., причём лишь право на это изъятие из общего порядка отнято у церковнослужителей; 3) что основание к постановлению означенного выше правила об исполнении над духовными лицами приговоров не иначе, как по распоряжениям Епархиального их начальства, заключается, как это видно из указа Правительствующего Сената от 24 Февраля 1821 года (Полн. Собр. Зак, 28.562), в том, что лиц, облечённых в духовный сан и следовательно долженствующих, по этому самому, пользоваться особым уважением, невозможно, не смотря даже на совершенное ими преступное действие, подвергать заключению в общей тюрьме вместе с другими преступниками; 4) что при таком установившемся порядке, не отменённом последующими распоряжениями, наблюдение за исполнением подобных судебных приговоров зависит уже от Духовного начальства на основании церковных постановлений (Уст. Дух. Конс. ст. 279 т. XV кн. II Зак. Суд. Угол. ст. 567) и за сим указываемое Смоленским Окружным Судом правило, изъяснённое в ст. 955 Уст. Угол. Суд., по силе коего исполнители обязаны следовать в точности судебному приговору, нисколько не противоречит изъяснённому по сему предмету порядку. По сим соображениям Святейший Синод пришёл к заключению, что требование Смоленского Окружного Суда о буквальном исполнении со стороны Смоленского Епархиального начальства приговора о Можайском отправкой его в тюрьму, вместо монастыря, оказывается не согласным с существующими на сей предмет постановлениями, а потому и на основании ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

554 ...реалист в высшем смысле. – Слова Достоевского из «Записной тетради» 1880–1881 г.: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1984. Т. 27. С. 63). 555 Все преходящее есть символ. – «Все преходящее только подобье» или «Все преходящее есть только символ» («Alles Vergangliche//1st nur ein Gleichni?») – слова Chorus mysticus в заключительной фразе 5-го акта II части «Фауста» Гёте. 556 «Correspondences» («Соответствия») (1855) – стихотворение Шарля Бодлера (Baudelaire; 1821–1867), развивающее представления о том, что чувственные вещи являются символами скрытой реальности. 557 таинственными чудесными письменами». – Из работы Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» («System des transzendentalen Idealismus») (1800). В новом переводе: «То, что мы называем природой, – есть поэма, написанная таинственными чудесными письменами» (Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 484). 558 Рубек, Ирена – персонажи последней пьесы Ибсена, драматического эпилога в трех действиях «Когда мы, мертвецы, пробуждаемся» (1899). 561 ...характерное для поэзии Тютчева. – В статье «Поэзия Ф.И. Тютчева», опубликованной в «Вестнике Европы» в 1895 г., Владимир Соловьев писал: «Как телесная видимость человека, сверх анатомических и физиологических фактов, говорит нам еще своими знаками о его внутренней жизни или душе, так точно и явления всей природы, каков бы ни был их механический состав, говорят нам в своей живой действительности о жизни и душе великого мира сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, – природной и человеческой, – основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе. В этом пункте – ключ ко всей его поэзии, источник ее содержательности и оригинальной прелести» (Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 110–112).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010