34 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 35 Ода А. С. Пушкина «Вольность». 36 Евангелие от Матфея, XVIII, 5. 37 Даже (церковнослав.). 38 Михаил Евстафьевич Лобанов (1787–1846) – русский писатель, драматург. Перевел трагедию Ж. Расина «Федра». 39 У меня сердце материалиста, но мой разум отвергает материализм (франц.) . 40 Никон (1605–1681) – патриах Московский и всея Руси. Имел сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, что привело к разрыву с царем Алексеем Михайловичем. 41 Икона Божьей матери. «Купина неопалимая» – куст, который горел, но не сгорал (Исход, III, 2). 42 Заушить (устар.)  – оскорбить, опорочить. 43 Все вокруг меня окрашено мрачными красками (франц.) . 44 Мытари – древнееврейские сборщики податей. 45 Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. О юноше сказано в Евангелии от Марка, XIV, 51, 52. 46 Иерей – священник. 47 Совершать таинство Евхаристии и причащать имеют право только лица, имеющие священнический сан. 48 Плат с изображением положения во гроб Христа. 49 По греческой мифологии счастливым временем, «золотым веком» было, когда богиня справедливости Астрея пребывала на земле. 50 Трагедия В. А. Озерова (1769–1816). 51 Да приидет Царствие Твое (лат.). 52 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для свершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: „Этот человек начал строить и не мог окончить“ (Евангелие от Луки, XIV, 28–30). 53 Как здоровье? (лат.) 54 Хорошо, самодержец (лат.). 55 Хвалебные песни. 56 Под селением Кульм (Чехия) соединенные русские и прусские войска победили французов в 1813 году. 57 Песня К. Ф. Рылеева в соавторстве с А. А. Бестужевым-Марлинским. 58 По преданию, в 362 г. до н. э. на площади в Риме разверзлась пропасть, означающая, что отечество в опасности, которая может быть предотвращена, если Рим пожертвует своим сокровищем. Тогда юноша Марк Курций бросился в пропасть, и она после этого закрылась. 59

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

А. Римский-Корсаков служил с 1803 г. (в кавалергардах). 26 августа 1812 г. в бою под Бородином он был вместе с братом Григорием, который позднее получил за этот день орден Владимира 4й ст. Павел же, обладавший богатырским ростом и силой, участник Аустерлицкого боя, «занесенный своей лошадью в гущу врагов, долго отбивался один и уложил палашом несколько человек, пока наконец, как рассказывали позже французские офицеры, выстрел из карабина не скосил его; тело его не было найдено» (Гершензон, с. 16; см. также: Панчулидзев С. Сборник биографий кавалергардов. 1801–1826. СПб., 1906, с. 129). Как лист осенний, запоздалый… Он жив, чтоб помнить и грустить! — Вероятнее всего, эта стихотворная строка принадлежит самому Д. Д. Благово. В его поэтическом архиве есть очень близкие (и тематически и стилистически) стихотворения (см., напр., «Желтый лист», «Засохший цветок» — ГБЛ, ф. 548, карт. 8, ед. хр. 78). Ср., напр., такие строфы: Листок засохший; пожелтевший, Кем ты на память сохранен; Один из тысяч уцелевший, Зачем ты в книге затаен? И вот он цел, листок заветный, Он в книге бережно лежит, Давно сухой, давно бесцветный Все про былое говорит. ( ИРЛИ, ф. 119, оп. 7, No 3) … дом в Поварской… — «Это дом No 30, на углу Ржевского пер. и Поварской» (Экз. В. К. Журавлевой, с. 204). … Спаситель вогнал бесов в свиное стадо… — Имеется в виду евангельская притча об исцелении человека, «одержимого бесами»: «Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло» (Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 32–33). … Анреп Роман Романович (ум. 1830), офицер лейб-гвардейского Гусарского полка; в 1812 г. — корнет, с 1826 г. — полковник Оренбургского уланского полка, позднее — генерал-майор, знакомый Пушкина. Аматеры — любители (от франц. amateur). … князь Шаховской… комедию «Липецкие воды»… карикатуры. — Речь идет о комедии в стихах поэта-сатирика и драматурга А.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Во всеоружие Божие — говорит святой Апостол, но оружие Божие — оружие духовное, а не физическое. Дальше Апостол объясняет: станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время со всяким постоянством и молением (ср.: Еф. 6, 11, 13–18). Кто вооружится таким духовным оружием, тот сможет привлечь себе союзником и защитником Бога всесильного и погасить все раскаленные бесовские стрелы Енаковы. Только с помощью духовного и нравственного оружия военное оружие приобретает свою цену. Об этом свидетельствует Библия, об этом свидетельствует все твое прошлое, народ православный. Одно только военное оружие без оружия духовного смертельно прежде всего для того, кто им вооружен, против него же оно обратится, и погибнет он от собственной руки, от своего же оружия.Если не хочешь шаткого мира и проигранной войны, прилепись к Господу Богу своему и закону Его, и Бог благословит тебя и в мире, и в рати, добрый мой народ православный. Да будет так. Аминь. Карагеоргий (Георгий Черный; настоящее имя и фамилия Георгий Петрович; 1768–1817) — основатель династии Карагеоргиевичей, правивший Сербией с 1808 г. по 1813 г. Милош Обилич ([?]–1389) — сербский воевода, одна из центральных личностей народного эпоса, символ чести и подвига. Моисей Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем. Трудно только начать, но когда начнешь, убедишься, что забота о других много слаще заботы о себе. Все великие учителя веры, следуя закону, учили людей жить, трудясь и заботясь о других людях, ближних и дальних. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни,— наоборот, мы утверждаем и расширяем ее границы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Истинно хвалиться крестом Господа Иисуса Христа можно лишь тогда, когда «слово крестное», которое есть великая «сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ), глубоко напечатлеется в нашем сердце, проникнет все наше сознание, освятит нашу волю, приобщит нашу жизнь к священному подвигу крестоношения. «Как Христу подобало пострадать, дабы потом войти в славу ( Лк. 24:26 ), которую имел Он у Отца – говорит приснопамятный святитель Московский Филарет, – так христианину многими скробями надлежит войти в Царствие ( Деян. 14:22 ), которое завещал ему Христос ( Лк. 22:29 )... Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так и крест христианина есть ключ Царствия для каждого сына Царствия. Вот, вкратце, сущность великого слова крестного». Митрополит Филарет. Слово в Великий пяток, сказанное в Александро-Невской лавре в 1813 году. – (Слова и речи, т. 1. 1803–1821. М. 1873, с. 32). " Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною« ( Мф. 16:24 ). Христианское крестоношение не представляет собой какого-то непонятного страдания ради самого страдания. Страдание несущего свой от Бога, от любящего Небесного Отца, ниспосланный жизненный крест христианина есть не простое бессловесное перенесение чуждых ему и противоестественных мучении. Нет, оно есть прежде всего радостное и жертвенное сострадание, сораспятие Христу, за нас умершему ( Гал. 2:19 ; 2Кор. 5:15 ), общение с Ним в жизни и в смерти. Оно есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым. »Тем прославится Отец Мой, – говорил Христос Спаситель в Своей прощальной беседе, – если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин. 15:8 ). Учеником Хрисотвым может быть лишь тот, кто трудится не для себя только, но для всех, для своих ближних, для своего Отечества, для всей человеческой семьи. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). И, конечно, верхом подвига христианского крестоношения является такая степень деятельной любви, при которой человек ради ближних своих не щадит и собственной жизни. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Итак, издревле, с мига сотворения Адама, мы уже были как бы неким «символом», прообразом будущего Крестного Древа. В подобном сходстве заключено как зримое свидетельство человеческого величия, так и знамение нашей страшной ответственности. Ведь мы от века несем на себе образ Орудия нашего спасения и того орудия казни, на котором был распят Господь. Мы равно способны не только славно и подлинно по-христиански сораспинаться Христу нашей христианской жизнью, терпением, смирением, несением скорбей, но и стать новым смертоносным для Него орудием мучений, на котором Он вновь окажется распят нашими грехами. Конечно же, нам надлежит всячески избегать второго и всеми силами стремиться к первому! Однако христианин может уподобиться Кресту Христову не только телесно, физически, но и внутренне – собственной душой. Святитель Филарет в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году, подмечает, что духовно возвышающийся, молитвенно воспаряющий к Богу христианин в таком своем небесном молитвенном полете напоминает взлетающую птицу – она раскидывает крылья, как бы раскрываясь в фигуру креста. Птица может взлететь, только приняв образ креста. Так и призванная к духовному молитвенному полету христианская душа должна сначала приобрести некоторую «крестообразность». Возносясь от земли и восходя к высоте богообщения, она тоже, прежде чем взлететь, призвана молитвенно раскинуться и «простереться в Крест» и затем уже воспарить в райское поднебесье… Однако главнейшей прообразовательной параллелью между Древом Креста и обстоятельствами пребывания первых людей в Раю, конечно же, служат два древних райских древа – древо жизни и древо познания добра и зла: церковные толкователи библейского текста неоднократно символически сравнивали их с третьим Древом – с Крестом Христовым. Как мы помним, два древа были насаждены в Эдемском саду, посреди Рая Самим Богом. И произрастил Господь Бог из земли… дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла ( Быт.2:9 ). От древа жизни Адаму вкушать плоды не запрещалось и даже – до момента грехопадения – благословлялось (от всякого дерева в саду ты будешь есть… Быт.2:16 ), плоды же от древа познания добра и зла есть ему было крепко-накрепко запрещено (а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Какое семя сеется, такой и плод от него родится: от пшеницы пшеница, от ржи рожь, от овса овес, и " рожденное от плоти есть плоть " (Ин. 3, 6). Так и Божие слово, как семя, брошенное на землю сердец человеческих, рождает подобный себе плод. Божие слово есть семя духовное, доброе, небесное, святое, животворящее и посеянное в сердце человеческом, рождает человека, подобным себе, то есть делает его духовным, добрым, небесным, святым, живым (104, 1806). Святое Божие слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий и в чем он состоит. Слово Божие содействует, чтобы в нас возобновился тот образ, который растлился после падения Адама. ...Ибо как образ ветхого человека-земной и животный, так образ нового-небесный и Божий, в нем описаны. И нам повелевается " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " (Еф. 4, 22-24). Это же подразумевает слово Божие, когда повелевает нам быть милосердыми, " как и Отец ваш милосерд " (Лк. 6, 36); быть совершенными, " как совершен Отец ваш Небесный " (Мф. 5, 48); быть святыми, потому что Он свят (I Пет. 1, 15-16) (104, 1813-1814). Читай эти книги, и уразумеешь лучше путь Господень, по которому дойдешь до вечной жизни (104, 1825). Слово Божие-дверь ко Христу, источнику жизни (104, 1825). Старания человеческие без помощи Божией бессильны. Поле- сердце человеческое - соединиться с небесным семенем и принести плод не может. Здесь должна действовать сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Он Сам говорит: " без Меня не можете делать ничего " (Ин. 15, 5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего надо усердно молиться, чтобы Сам Господь творил и растил плод слова Своего в наших сердцах. " Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Прежде всего, Иисус не выступает против общественной молитвы как таковой. Тот факт, что Он ежегодно приходил в храм Иерусалимский и каждую субботу посещал синагогу, свидетельствует о Его уважительном отношении к общественной молитве. Острие Его критики направлено против конкретного аспекта поведения фарисеев в местах молитвенных собраний, а не против совместной молитвы. Если бы Он был противником такой молитвы, Он не сказал бы Своим ученикам: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Кроме того, Иисус нигде не высказывается против продолжительной молитвы – ни в Нагорной проповеди, ни где-либо еще. Совет не многословить в молитве вовсе не означает, что молитва не может быть продолжительной. Сам Иисус иногда целые ночи проводил в молитве. Об этом свидетельствует, в частности, рассказ о буре на море. Отпустив народ и учеников с вечера, то есть, надо полагать, еще до заката, Он взошел на гору для уединенной молитвы. К ученикам он вернулся лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, незадолго до рассвета ( Мф. 14:22–25 ). Перед избранием двенадцати апостолов Он также взошел на гору и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Обычай удаляться от людей для уединенной молитвы был характерен для Иисуса ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ; Лк. 5:16 ; Лк. 6:12 ; Ин. 6:15 ; Ин. 8:1 ). Однако, как явствует из Евангелия, Он мог молиться и в присутствии учеников ( Лк. 10:21 ; Ин. 17:1–26 ), и даже в присутствии народа, прерывая для этого обращенную к народу речь ( Мф. 11:25–26 ; Ин. 12:27–28 ). Молитва была для Него настолько естественной формой самовыражения, что Он мог в любой момент обратиться к Богу. Иногда люди слышали не только Его молитву, но и ответ Бога ( Ин. 12:28 ). Совет не многословить в молитве может относиться не только к внешним формам молитвы, но и к ее внутреннему содержанию 306 , особенно если его рассматривать в свете напоминания о том, что Бог заранее знает все, в чем человек нуждается. В молитве наибольшую ценность представляет не то или иное земное благо, которое человек может получить благодаря ей, а сама молитва, само предстояние перед Богом, чувство присутствия Бога. Датский философ-экзистенциалист С. Кьеркегор (1813– описывает опыт молящегося человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

С первых же слов главы 65-й пророк видит, что Господь откроется „не вопрошавшим о Нем, не искавшим Его, не именовавшимся священным именем Его“, иначе, другим народам, которые не были доселе особенно призваны Господом. Перечисляя беззакония Израиля, к которому „Господь простирал руки“ (2–7), пророк видит однако, что и среди этого народа многие спасутся (8–10); но те, которые оставили Господа, падут от меча (11–12), будут испытывать бедствия, будут презираемы, между тем как рабы Господни будут жить в покое, и мире и благоденствии (13–16). С 17-го и по 25 стих видение пророка поднимается до созерцания нового неба, новой земли, и совершенно новой жизни (ст. 25), которая настанет, как пророчествовал Исаия еще в XI главе, когда восстанет „Отрасль от корня Иессеева“ (ст. 1–8) 1813 . В главе 66-й видение еще расширяется, и обрядность закона Моисеева совершенно исчезает перед поклонением в духе и истине Богу Всемогущему. С первого стиха изменяется взгляд на храм Господу Богу; мысль о том, что с Иерусалимским храмом связано поклонение Богу и что вне его нельзя кланяться Творцу, устраняется: небо – единственный престол Божий. В первом стихе уже слышится будущее слово Еммануила, глаголющего: „разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его“ ( Ин. 2:19 ); и другое слово Его: „настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“ ( Ин. 4:23–24 ) 1814 . В стихе 3 главы 66-й указывается 1815 , что жертвы, приносимые беззаконными руками, суть мерзость пред Богом; с 5-го стиха пророк видит отделение от Израиля церкви верных, которую гонят беззаконники и неверующие. Сион рождает сынов „целый народ“, тех мужей, о которых говорил Ев. Иоанн, что „они не от крови.... а от Бога родились“ ( Ин. 1:12–13 ). К ним и возглас: „возвеселитесь с Иерусалимом“ (10–11), ибо велика его будущность (12–14), а враги Господа, Мессии, говоря словами Псалма 109-го, будут положены в подножие ног Его. (ст. 15–17). Все народы земли призовет Господь ко спасению (18–21); из среды этих доселе чуждых народов будут поставлены и священнодействующие Господу, и всякая плоть будет кланяться Творцу и Спасителю своему (22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

51) Переводчик Сергей Лепехин. При переводах и описи дел. 22-й год. (1813 г.). 52) Переводчик Владимир Прокопович-Антонский. При описи дел и переводах. 21 год. 53) Переводчик Петр Хрущов. При переводах и описи дел. 26-й год. (Увол. 23 мая 1813 г.). 54) Переводчик князь Степан Борятинский. При переводах и описи дел. 22 года. (1813 г.). 55) Переводчик князь Георгий Дадьян. При переводах и описи дел. 23-й год. (23 февр. 1812 г. уволен за границу на безсрочное время для излечения от болезни. 1813 г). 56) Переводчик Иван Нестерович. При описи дел и надзирании за упражнениями юнкеров, актуариусов и студентов при архиве служащих. Помощник смотрителя комиссии печатание государственных грамот и договоров. 29-й год. (18 августа 1811 г. состоялся перевод его в коллегию, но он был в архиве до конца 1812 г.). 57) Переводчик Петр Ермолаев. При переводах и описи дел 21-й год. (16 августа 1812 г. был в Москве: приведен к присяге по случаю производства в следующий чин. 1813 г.) 58) Переводчик Николай Хитрово. При переводах и описи дел. 26 лет. (16 августа 1812 г. также был в Москве. Уволен в 1813 г.). 59) Переводчик Аполлон Нестеров. При переводах и описи дел. 23-й год. (16 августа 1812 г. также был в Москве. Уволен 26 мая 1813 г.). 60) Переводчик Павел Яковлев. При переводах и списывании набело. 17 лет. (23 марта 1813 г. уволен для определения к другим делам). 61) Переводчик Павел Аникеев. При переводах и описи дел. 23-й год. (Уволен в 1813 г.). 62) Переводчик князь Павел Горчаков. При переводах и описи дел. 22-й год. (15 июня 1812 г. уволен для определения к другим делам). 63) Переводчик князь Дмитрий Дадьянов. При переписке набело и описи дел. 22-й год. (1813 г.). 64) Переводчик Петр Сумароков. При переписке набело. 16 лет. (1813 г.). 65) Переводчик Николай Офросимов. При переводах и описи дел. 21 год. (1813 г.). 66) Переводчик Сергей Кокошкин. 21 год. При переводах и описи дел. 67) Переводчик Николай Кокошкин. 19 лет. При переводах и описи дел. 68) Переводчик граф Федор Шереметев. При переводах и описи дел. 23 года, (16 августа 1812 г. был в Москве: приведен к присяге по случаю производства в следующий чин. Был в архиве и в 1813 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

32) Петр Наумов. Помощник архивариуса, также употребляется при переводах и описи дел, сверх того находится при исправлении текущих и счетных по сему архиву дел. 26-й год (1813 г.). 33) Петр Гомзяков. При описи дел. 21 год. (1813 г.). 34) Николай Шатилов. При описи дел. 24-й год. 35) Протоколист Матвей Всесвятский. При переписке набело. 46-й год. (1813 г.). 36) Протоколист Петр Щученков. При переписке набело. 38 лет. (1813 г. О нем у Вигеля «Воспоминания» ч. I, стр 173). 37) Переводчик граф Андрей Толстой. При переписке и описи дел 26-й год. Уволен 28 генваря 1808 г. на 2 года в чужие края. (7 декабря 1811 г. перемещен в коллегию). 38) Петр Мещанинов 24-й год. (1813 г.) Употребляется при переводах и переписке набело. 39) Павел Мещанинов. 21 год. Употребляется при переводах и переписке набело. 40) Переводчик Михайло Евреинов. Употребляется при переводах. 23-й год. (У Вигеля в «Воспоминаниях» ч. I, стр. 173–174). 41) Переводчик Александр Олсуфьев. Употребляется при переводах. 23-й год. 42)Протоколист Иван Разлуцкий. Употребляется при письменных делах. 33-й год. (1813 г.). 43) Переводчик Николай Маслеников. Употребляется при описи дел. 24-й год. (1813 г.). 44) Переводчик граф Михайло Ефимовский. Употребляется при описи дел и переводах. 23-й год. 45) Переводчик Николай Тургенев. Уволен в мае 1808 г. в чужие края для окончания наук на безсрочное время. 25-й год. (21 марта 1812 г уволен из ведомства коллегии для определения к другим делам). 46) Переводчик Павел Зарин. В должности помощника архивариуса, сверх того употребляется при переводах и описи дел. 25-й год. (1813 г.). 47) Переводчик Николай Керестури. Употребляется при переводах и описи дел. 21 год. (1813 г.). 48) Переводчик Сергей Тургенев. При переводах. 23-й год. По высочайшему имянному указу от 15 июля 1810 г. уволен в чужие края для усовершенствования в языках и науках до окончания оных. 49) Переводчик Филипп Колычев. При описи дел и переводах. 21 год. (1813 г. У Вигеля в „Воспоминаниях» ч. I, стр. 176). 50) Переводчик Александр Баскаков. Употребляется при переводах и описи дел. 27 лет. (1813 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010