Этот вывод вполне подтверждается и наблюдением тех многочисленных и разнообразных способов самоизнурения, самоистязания, которые большей частью предшествовали и очень часто сопровождали замечательное явление, так наз., стигматизации. Сюда же относится нанесение себе ран посредством гвоздей, или ногтей большого пальца, «в воспоминание страданий Господа, чтобы носить на своем теле язвы Господа“ 1797 ношение острых камешков на груди, 1798 периодическое начертание инициалов имени Иисуса Христа в области сердца острым грифелем, 1799 ношение на голой спине между плечами деревянного креста с острыми гвоздями и иглами, 1800 от чего кровь ручьями текла по спине, 1801 бичевание 1802 и т. под. Как аскетические общества, так и практикуемые ими способы и методы лишений и после реформации удержались, остаются в практике католической церкви. 1803 Однако, веяние нового времени постепенно коснулось и их: некоторые из них потерпели немаловажные изменения, утратили свою прежнюю необыкновенную суровость и резкость, или, по крайней мере, стали употребляться реже, отступивши в более далекие, не затронутые новейшей культурой, места, и практикуются не так наглядно, как прежде. Строго уединенная монашеская жизнь мало-по-малу исчезает под дыханием современной культурной жизнью, как снег под лучами весеннего солнца. 1804 Посты количественно уменьшились, а качественно ослабели. 1805 В отношение жестких и суровых покаянных одежд сделаны ограничения и послабления в целях охранения здоровья от вреда и ущерба. 1806 Практика бичевания совершенно почти потеряла прежнюю суровость, оставшись в некоторых только монастырях, как пережиток старины, почти как одна форма. 1807 Однако, до совершенного уничтожения чрезвычайных способов самоумерщвления все же далеко. 1808 Так напр., католическими миссионерами обычай процессий, сопровождаемых бичеваниями, пересажен в восточную Индию и там практиковался совсем недавно. 1809 На Азорских островах также в новейшее время существовало братство бичующих, которые устраивали открытые процессии. 1810 А в Сицилии явление подобного рода имело, напр., место еще в 1891 г. 1811 В ряду патологических явлений католического благочестия даже в самое последнее время иногда встречаются случаи распятия. Так, парагвайские иезуиты, по уверению очевидца, в Великую пятницу представили распятие Господа сценически с самой жестокой точностью. Отдавшегося для выполнения этой церемонии туземца сначала бичевали до крови, одевши на него терновый венок, затем привязали ко кресту и, наконец, его пять раз прокололи копьем в определенных местах (очевидно, в соответствие пяти язвам Господа), при этом избегая только смертельного повреждения. 1812 Аналогичный случай и также в самое последнее время произошел и в Новой Мексике. 1813

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

34 Остерман Иван Андреевич (1725–1811) – граф, после переворота 1741 г. и воцарения Елизаветы Петровны переведен из гвардии в армию. В 1757 г. член русского посольства в Париже. При Екатерине II с 1774 г. член коллегии Иностранных дел, затем ее президент, вице-канцлер и канцлер. С 1797 г. – в отставке. 35 Очерк представляет собой XVII лекцию В.О. Ключевского в «Курсе русской истории». Печатается по изданию: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1956. Т. I. С. 292–315. В настоящем издании заголовок дан в сокращении. В «Курсе русской истории» XVII лекция озаглавлена: «Этнографические следствия русской колонизации Верхнего Поволжья. – Вопрос о происхождении великорусского племени. – Исчезнувшие инородцы окско-волжского междуречья и их следы. – Отношения русских поселенцев к финским туземцам. – Следы финского влияния на антропологический тип великоросса, на образование говоров великорусского наречия, на народные поверья Великороссии и на состав великорусского общества. – Влияние природы Верхнего Поволжья на народное хозяйство Великороссии и на племенной характер великоросса». 36 Иорнанд (Иордан) – историк VI в. н. э.; по происхождению алан или гот. Автор сочинения «О происхождении и истории готов» (551 г.). 37 Германарих (ум. 375) – король остготов; объединил ост- и вестготов и способствовал созданию племенного готского союза между Доном и Днестром. Погиб в борьбе с пришедшими с востока гуннами. 38 Тацит Публий Корнелий (ок. 65 – ок. 120) – римский политический деятель, историк; автор сочинений – «Германия», посвященного истории германцев I в. н. э., «История», «Анналы» и др. 39 Даль Владимир Иванович (1801–1872) – писатель, ученый, диалектолог, этнограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» (4 тт., 1861–1867), отразившего богатство словарного состава русского языка (более 200 тыс. слов, 30 тыс. пословиц и поговорок), собиратель и издатель русских пословиц, сказок, песен. Окончил медицинский факультет Дерптского университета; был близок с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И.А. Крыловым, Н. В. Гоголем. С 1838 г. – член-корреспондент Академии наук, с 1863 г. – ее почетный член.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

29.04(12.05)1987 17(30)05.1987 ТАМБОВСКАЯ 18(31)05.1987 28.02(13.03)2002 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 08(21)06.2001 28.02(13.03)2002 НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.02(13.03)2002 28.09(11.10)2002 в/у ТАМБОВСКАЯ, паки 28.02(13.03)2002 28.09(11.10)2002 Сщмч. Евгений Зернов КИРЕНСКАЯ 20.01.1913 11.07.1914 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ 11.07.1914 31.07(13.08)1930 БЕЛГОРОДСКАЯ 31.07(13.08)1930 КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ 26.08(08.09)1933 в/у ВЯТСКАЯ 26.08(08.09)1933 20.04(03.05)1934 НИЖЕГОРОДСКАЯ 20.04(03.05)1934 22.10(04.11)1935 Евгений Казанцев КУРСКАЯ 14.07.1818 27.02.1822 ПСКОВСКАЯ 27.02.1822 30.09.1825 ТОБОЛЬСКАЯ 30.09.1825 07.08.1831 РЯЗАНСКАЯ 07.08.1831 09.05.1837 ЯРОСЛАВСКАЯ 09.05.1837 24.12.1853 Евгений Кобранов МУРОМСКАЯ 14(27)03.1926 02(15)09.1927 БАЛАШОВСКАЯ 02(15)09.1927 01(14)12.1927 РОСТОВСКАЯ 01(14)12.1927 29.03(11.04)1928 РОСТОВСКАЯ, паки 17(30)05.1928 09(22)11.1933 Евгений Мерцалов МУРОМСКАЯ 16.12.1907 14.06.1912 ЮРЬЕВСКАЯ(Владимирск.) 14.06.1912 в/у ВЛАДИМИРСКАЯ ПЕТРОЗАВОДСКАЯ Евгений Решетников в/у ВЕРЕЙСКАЯ 13(26)02.1994 02(15)04.1994 ВЕРЕЙСКАЯ 03(16)04.1994 Евгений Романов КОСТРОМСКАЯ 04.03.1800 09.12.1811 Евгений Сахаров-Платонов ДМИТРОВСКАЯ 06.10.1857 13.10.1858 СИМБИРСКАЯ 13.10.1858 07.12.1874 Евгений Шерешило БРЕСТСКАЯ 09.08.1870 10.02.1875 КОВНЕНСКАЯ 13.02.1875 16.05.1877 МИНСКАЯ 16.05.1877 26.07.1880 АСТРАХАНСКАЯ 26.06.1880 16.12.1889 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 16.12.1889 17.07.1893 МОГИЛЕВСКАЯ 17.07.1893 10.08.1896 Евдоким Мещерский ВОЛОКОЛАМСКАЯ 04.01.1904 01.08.1909 КАШИРСКАЯ 01.08.1909 30.07.1914 в/у ТУЛЬСКАЯ АМЕРИКАНСКАЯ 29.07.1914 05(18)11.1918 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 25.09(08.10)1918 05(18)11.1918 НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)11.1918 03(16)06.1922 НИЖЕГОРОДСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 20.10(02.11)1922 ОДЕССКАЯ, обн. 20.10(02.11)1922 31.03(13.04)1923 КИРОВСКАЯ, обн. 31.03(13.04)1923 09.1924 Евлампий Введенский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 29.06.1801 16.04.1809 КАЛУЖСКАЯ 16.04.1809 22.05.1813 в/у СМОЛЕНСКАЯ Евлампий Краснокутский АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (Екатериносл.) 30.07.1917 Евлампий Пятницкий ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 11.02.1834 27.06.1840 ОРЛОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фетисов М. Политическая теология и секуляризация. О настойчивости одного понятия//Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, 3. С. 30–55. Чернов А. В. Проекты «вечного мира» и «европейского союза» во внешней политике России первой четверти XIX века//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2013. 4. С. 31–39. Чернов А. В. Российская внешняя политика и конгрессы в Троппау и Лайбахе//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «История России». 2014. 4. С. 61–71. Шебунин А. Н. Европейская контрреволюция первой четверти XIX века. Л., 1925. Шильдер Н. К. Император Александр I: его жизнь и царствование. Т. 3. СПб., 1897. Шмитт К. Политическая теология/пер. с нем.; заключит. ст. и сост. А. Ф. Филиппова. М., 2000. Büchler F. Die geistigen Wurzeln der heiligen Allianz. Freiburg im Breisgau, 1929. Ghervas S. Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance. P., 2008. Hantraye J. Le camp de Vertus: un épisode révélateur des relations entre la Russie et les autres puissances européennes, septembre 1815//Revue des études slaves. 2012. T. 83(4). P. 1023–1033. Ley F. Alexandre I et sa Sainte-Alliance (1811–1825). P., 1975. Menger Ph. Die Heilige Allianz. Religion und Politik bei Alexander I. (1801–1825) (Historische Mitteilungen Beiheft 87). Stuttgart, 2014. Menger Ph. Konversion und Politik: Alexander I. von Russland//Historisches Jahrbuch. Vol. 130 (2010). S. 157–180. Paulmann J. Pomp und Politik. Monarchenbegegnungen in Europa zwischen Ancien Régime und Erstem Weltkrieg. Paderborn, 2000. Pyta W. Idee und Wirklichkeit der “Heiligen Allianz”//Neue Wege der Ideengeschichte. Festschrift für Kurt Kluxen zum 85. Geburtstag (hg. von F. L. Kroll). Paderborn, 1996. S. 315–345. Schaeder H. Autokratie und Heilige Allianz nach neuen Quellen. Darmstadt, 1963. Siemann W. Metternich. Stratege und Visionär. Eine Biographie. München, 2016. Werth P.W. The tsar’s foreign faiths. Toleration and the fate of religious freedom in Imperial Russia (Oxford Studies in Modern European History).

http://bogoslov.ru/article/6175891

Когда царь скончался, царевич Давид вернул еп. Афанасия на кафедру ( Иоселиани. 1936. С. 160-162). После издания российским имп. Александром I (1801-1825) манифеста о присоединении Грузии к Российской империи (1801) еп. Афанасий одним из первых присягнул на верность новой власти (Там же. С. 244-245). В 1804 г. он, «по старости лет своих не признавая себя способным к управлению епархиею», подал прошение главнокомандующему Грузии ген. П. Д. Цицианову о переводе его в мон-рь Натлисмцемели с назначением пожизненной пенсии в 120 р. Прошение было удовлетворено; Н. е. была присоединена к Самтаврской епархии (Отношение кн. Цицианова к католикосу Антонию, от 10 апр. 1804 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 268-269; Отношение гр. Кочубея к кн. Цицианову, от 9 сент. 1804 г.//Там же. С. 269-270). Н. е. в этот период считалась беднейшей в Вост. Грузии. В письме от 21 февр. 1805 г. митрополит Бодбийский Иоанн (Макашвили) сообщал Цицианову, что, «каков Никозский архиерей в Карталинии, таков и этот (Харчашнийский.- Авт.) в Кахети,- только он немногим лучше никозеля» (Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. Цицианову, от 21 февр. 1805 г.//АКавАК. 1868. Т. 2. С. 271). В 1801 г. паства никозели состояла из жителей всего 8 селений (Наличный состав Грузинского Патриархата, 1801 г.//Там же. 1866. Т. 1. С. 531; ПГП. 1970. Т. 3. С. 1115). Согласно церковным спискам, составленным российскими властями в 1811 г., Урбнисская епархия и Н. е. владели 70 дворами, доход Н. е. составлял 300 р. в год; эти средства планировалось направить на содержание еп. Афанасия, а после его смерти - на духовные учебные заведения. Кафедра Н. е. вдовствовала; в епархии в это время действовали 11 церквей, служили 10 священников, 3 диакона, 7 церковнослужителей (Отношение ген. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г.//АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164-165). После упразднения автокефалии ГПЦ (1811) Никози и его окрестности были включены в состав Мцхета-Карталинской епархии, а Двалети - Телавской (Осетинской) епархии (с 1814) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви (Ведение Святейшего Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г.//Там же. 1873. Т. 5. С. 407-409). С восстановлением в 1917 г. автокефалии ГПЦ земли исторической Н. е. были включены в состав Урбнисской епархии ГПЦ ( Анания (Джапаридзе). 2010. С. 255). В 1995 г. решением XIII расширенного Поместного Собора ГПЦ была образована Никозско-Цхинвальская епархия с кафедрой и резиденцией архиерея в Никози и Цхинвали (Там же. С. 310). Епархию со дня основания окормляет митр. Исаия (Чантуриа). Архиереи Н. е.: Захария (2-я пол. V в.), Стефан (ок. 906), Михаил (X в.), Даниил (2-я пол. XV в.), Зебеде (Наморадзе; ок. 1626), Инана (Миндодашвили; ок. 1642), Николай (Павленишвили; 1666 - ок. 1693), Максим (?) (ок. 1703), Иулий I (ок. 1744), Давид (ок. 1763-1783), Иулий II (1783-1788), Афанасий (1788-1804); Никозско-Цхинвальской епархии: митр. Исаия (Чантуриа; с 1995). Действующие монастыри

http://pravenc.ru/text/2565612.html

И. Угрюмов («Архангелы Михаил и Гавриил» - на диаконских вратах главного алтаря; «Ап. Филипп», 1804. ГРМ; «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», 1806-1811; «Спаситель» и «Богородица с Младенцем», 1806-1811, все в ГМИР), а также ученики Боровиковского С. А. Бессонов (утрачено не менее 8 его работ, сохр. только образ для юж. придела - «Брак в Кане Галилейской», ГМИР), А. Е. Егоров (сохр. эскизы его работ «Сошествие Св. Духа на апостолов», 1811, и «Положение во гроб», 1807, все в ГТГ), А. И. Иванов («Сретение Господне», «Крещение Господне» для главного иконостаса, ныне в ГРМ; «Спаситель», 1811; «Христос, воскрешающий сына вдовы», 1809; «Преображение», 1807-1809, для сев. придела; врата юж. придела «Архидиак. Лаврентий», ок. 1804, все в ГМИР) и др. Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) Богоматерь с Предвечным Младенцем. Образ из иконостаса Казанского собора. 1806 г. Худож. О. А. Кипренский (ГРМ) В 1806 г. акад. Ф. И. Яненко начал писать запрестольные иконы для главного алтаря «Богоматерь Нерушимая Стена», «Св. Иоанн Предтеча» и «Св. Иоанн Богослов» (утрачены) и делать роспись «Тайная вечеря» в конхе алтарной апсиды. После смерти художника в 1809 г. их завершил Бессонов (1809-1811). С. С. Щукин - автор икон «Благовещение» для главного иконостаса (утрачена), «Бегство в Египет» для южного придела (ГМИР), «Св. Александр Невский» для главного иконостаса (ГРМ), «Ап. Прохор» для юж. дверей сев. придела (ГРМ). В ГМИР сохранились иконы, написанные для Антониево-Феодосиевского придела: «Обручение Девы Марии с прав. Иосифом» И. П. Чернова и «Св. Иоанн Богослов» И. Ф. Тупылева для главного иконостаса (между 1804 и 1810), «Обрезание Господне» Р. М. Волкова (после 1809), «Воскресение Христово» работы А. Л. Шустова (ок. 1811), «Явление Христа св. Марии Магдалине» и «Моление о чаше» А. Л. Витберга (ок. 1811). Крещение Господне. Образ из иконостаса Казанского собора. 1801–1811 гг. Худож. И. А. Иванов (ГРМ) Крещение Господне.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

С 1790–1793 г. священник, – а с 1793 до 1800 г. протопоп Василий Никонов. С 1800–1812 г. Илья Разумовский. С 1812–1817 г. Борис Иванов Рыбинский, умерший 9 июля сего года. С 1817–1830 г. Лазарь Афанасьев Добросмыслов. С 1830–1837 г. Михаил Григорьев Лебедев. С 1837–1869 г. Андрей Павлов Сперанский. С февраля до декабря 1869 г. Иоанн Чудовичев. С 1869 до 1875 г. Александр Владимиров Пузановский, после которого вакансия второго священника упразднена. Диаконы С 1780 до 1800 г. Феодор Яковлев. С 1800–1812 г. Борис Иванов Рыбинский. С 1812–1814 г. вакансия. С 1814–1817 г. Лазарь Афанасьев Добросмыслов. С 1817–1821 г. Семен Кабанский. С 1821–1842 г. Павел Петров. С 1842–1869 г. Константин Игнатьев Голубев. С 1870 г. вакансия. С 1871–1873 г. Арсений Александров Скворцов. С 1873–1877 г. вакансия. С 1877–1882 г. Александр Артизанов. С 1883–1887 г. Василий Семенов Ляпидовский. С 1887–1890 г. Иван Александров Минеев. С апреля 1891 г. до сего времени Сергей Леонтьев Толпегин. Дьячки С 1780 до 1790-го г. Феодор Якимов и Григорий Иванов. С 1790–1800 г. Игнатий Алексеев и Борис Иванов. С 1800–1801 г. Иван Феодоров и Борис Ананьев. С 1801–1806 г. Феодор Феодоров. С 1802–1811 г. Матвей Андреев. С 1811–1816 г. Сергей Соловьев . С 1812–1816 Кузьма Феодоров. С 1816–1821 г. Василий Иванов и Сергей Андреев. С 1821–1830 г. Павел Буевский. С 1828–1836 г. Иоасаф Григорьев. С 1830–1847 г. Павел Тимофеев. С 1836–1845 г. Порфирий Сокольников. С 1845–1847 Николай Сперанский, после коего вакансия второго дьячка закрыта. С 1847–1854 г. вакансия. С 1854–1858 г. Александр Цветков. С 1858–1869 г. Иван Фиалковский. С 1869–1871 г. Арсений Скворцов. С 1871–1882 г. вакансия. С 1882–1883 г. Илья Лебедев. С 1883–1884 г. Николай Голубев. С 1884–1885 г. Евгений Чернышев. С 1885–1889 г. Петр Вишневский, умерший в январе сего года. С февр. 1889 г. до настоящего времени Яков Иванов Титов. Пономари С 1800 до 1805 г. Николай Григорьев. С 1801–1814 г. Александр Гурьев. С 1812–1815 г. Степан Горьковский. С 1814–1817 г. Семен Кабанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ II [груз. ] (Багратиони Теймураз; 8.01.1762, Тбилиси -21.12.1827, Н. Новгород), Католикос-Патриарх Вост. Грузии (1788-1811). Царевич, сын царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони, брат последнего царя Картли-Кахети Георгия XII . Богословское образование получил в Тбилисской ДС , где в 1782 г. принял постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 г. в составе груз. посольства посетил Россию. В 1784 г. по просьбе Ираклия II рукоположен во еп. Ниноцминдского Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Хиротония была совершена в придворной ц. Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II , к-рая в качестве подарка преподнесла А. драгоценную панагию. В том же году А. был возведен в сан митрополита Алавердского. В 1788 г., после кончины Католикоса-Патриарха Антония I , А. в возрасте 25 лет был избран Католикосом-Патриархом Грузии. Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Антоний II, Католикос-Патриарх Вост. Грузии Годы Патриаршества А. пришлись на очень сложный период истории Грузии и ГПЦ. После кончины в 1798 г. Ираклия II положение усугубилось распрей между наследником престола царем Георгием XII и его братьями, собравшими вокруг себя недовольных царем феодалов. После смерти Георгия XII (28 дек. 1800) 18 янв. 1801 г. в С.-Петербурге был обнародован манифест о присоединении Картли-Кахети к России, пересмотренный при имп. Александре I (издан 12 сент. 1801, обнародован в Тбилиси в апр. 1802), по к-рому отменялись даже те автономные права, к-рые предоставлялись Грузии имп. Павлом I. Т. о. фактически был предрешен вопрос и о самостоятельности ГПЦ. В февр. 1801 г. командующий кавказской линией ген. К. Кнорринг обратился к А. с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о ГПЦ, что и было передано А. с присовокуплением небольшого обзора по истории ГПЦ и ее управления (Исторические акты. Т. 1. С. 529-531). Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, А. в ответ на просьбу ген. Кнорринга осадить сепаратистские действия царевичей писал: «Верьте, Ваше Превосходительство, моему сану духовному, что я братьям своим и до сего времени советовал, и ныне советую, и в следующие времена никогда не перестану советовать им о пребывании в мире» (Там же. С. 236.). В дек. 1801 г. А. был награжден орденом св. Александра Невского с пожалованием белого клобука с крестом, украшенным бриллиантами, и Серафимами на воскрыльях.

http://pravenc.ru/text/116048.html

Студенты в новых языках так успевали, что некоторые могли свободно объясняться на том или другом и писали сочинения; таковы Гурий Ласточкин (1802), Петр Талиев (1801), Николай Милонов (1810–1812), Андрей Мироносицкий (1802). В продолжении курса богословского студенты были определяемы учителями новых языков в низших и средних классах, напр. Талиев (1801), Милонов (1811–1812), Полиновский (1805), А. Протопопов (1804), А. Бальбуциновский (1805–1806), М. Ясницкий и А. Терновский (1816) и др. Студент богословия Гурий Ласточкин прямо, по окончании курса в 1802 г. сделан был учителем высшего французского класса. Преподаватели немецкого языка были: Яков Архангельский (1801–1808;, Андрей Мироносицкий (1802–1804), Андрей Рудольский (1803–1815) А. Протопопов (1804– 1805), Михаил Полиновский (1805–1818), Иван Пляцидовский (1807–1813), Петр Кочетков (1818–1814), Алексей Боголюбов (1814–1818), Матфей Ясницкий (1816) и Андрей Терновский (1816). Французский язык преподавали: Петр Талиев (1801– 1818), Гурий Ласточкин (1802– 1804), Алексей Бальбуциновский (1805–1812), Михаил Вознесенский (1808– 1809), Николай Милонов (1810–1816), Василий Иванов (1816–1818), Черников Петр (1812 –1814), Михаил Скворцов (1812–1813, Василий Эндимионов (1814–1816) и Василий Яблонский (1816). В 1800 г., когда закрыты были ново-крещенские школы, пр. Серапионом открыт был при академии класс татарского языка. Класс этот не для всех был обязателен: в послеобеденные часы его посещали, по собственному желанию, студенты и ученики всех классов. Число охотников обучаться татарскому языку всегда было не велико от 20–100 человек. Некоторые воспитанники из других инородческих епархий, приготовляющиеся в академии к учительским должностям, по предписанию местных семинарских правлений, обязывались изучать татарский язык. Так вятское семинарское правление в 1815 г., предположивши открыть в своей семинарии татарский класс, чрез академические правление обязало студента богословия вятской епархии Гавриила Сперанского обучаться татарскому языку для определения его после учителем оного языка в вятской семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с 28.02.1877 архиепископ с 15.05.1883 по 26.11.1903 на покое; 19.10.1906 Викарии Ярославской епархии Угличские епископы С 1888 года Имена Сведения Амфилохий (Сергиевский Казанцев), епископ рукоположен с 01.05.1888 20.07.1893 Сведения Герман (Гоголашвили), епископ рукоположен с 08.09.1851 по 02.09.1856 епископ Имеретинский Геронтий (Папиташвили), епископ рукоположен с 06.10.1857 по 16.11.1859 епископ Мингрельский Александр (Окропиридзе), епископ рукоположен с 04.03.1862 по 30.05.1869 епископ Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; 09.11.1907 временно управлял с 30.05.1869 до 1886 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года. Кафедра в Алаверди Имена Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), архиепископ бывший архиепископ Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митрополит Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года. Кафедра в Телави Имена Сведения Досифей (Пицхелаури), архиепископ бывший епископ Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. Ахтальская епархия 40 Кафедра в Амталах Имена Сведения Варлаам (Эристов), архиепископ член Святейшего Синода до 23.01.1801 с 08.07.1811 – экзарх Грузии Иоаким, епископ рукоположен с 13.10.1803 Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), архиепископ рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиепископ Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года. Кафедра в Бодби Имена Сведения Иоанн (Бобдель-Макаев), митрополит бывший архиепископ Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010