Была маленькая кучка людей, которая действительно ревновала о богослужении и имела истинные понятия о Мессии, ждала Его с нетерпением, но она была так незначительна и так запугана и стеснена, что даже член синедриона Никодим должен был ночью, тайно от людей приходить к Иисусу Христу и выслушивать Его наставления. Как громом, вероятно, поразили иудеев слова Иисуса Христа, когда Он, явившись в Назарет и войдя по обычаю Своему в день субботний в сонмище, встал читать и, найдя место в книге пророка Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное ( Лк. 4:18–19 ), вдруг применил его к Себе: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк. 4:21 ). Много раз читали они это и тому подобные места пророков, но за мелкими, земными, самоугодливыми интересами они пропускали их без надлежащего рассмотрения и проникновения. Надо было напомнить им, растолковать, пояснить. Сие и делает святой апостол Павел далее во всей этой главе, за исключением последнего 14-го стиха. Рассматриваемый нами стих не весь взят из одного места, а составлен святым апостолом. Первая часть: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя – взята из псалма 2-го, стих 7; а вторая часть: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына – заимствована из Второй книги Царств, 7 глава, 14 стих. Никакого нет сомнения в том, что сей псалом второй – мессианский, и повествует о восстании нечестивых иудеев и язычников на Господа Иисуса Христа. В этом уверяют все апостолы ( Деян. 4:24 и далее), и так единодушно понимают отцы. Второе же место сказано было о Соломоне, сыне Давидове, который должен был построить Храм и который служил только прообразом Истинного Сына Давидова, истинного Царя мира. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Здесь одно сказано о плоти Христовой, именно: слова – Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына, означают воплощение Его; а другое, именно: Сын Мой еси Ты, означает не что иное, как то, что Он из Самого Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/ek...

Возрадуется язык мой правде Твоей: по толкованию этого же отца означает: «Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости твои». 260 Стих 17: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвесят хвалу Твою». Объясняя эти слова, блаженный Феодорит говорит: «Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение и подвигнуть язык к песнопению». 261 Стих 18: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». Эти слова можно сопоставить со словами Господа к народу Израильскому, приведенными в псалме 49: «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я Бог, Твой Бог . Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя и ты прославишь Меня» ( Пс. 49, 7–15 ). Можно вспомнить и слова пророка Самуила царю Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов…» ( 1Цар. 15, 22 ). Итак, послушание Богу, принесение хвалы Богу важнее жертвоприношений. Но что важно для человека, уже преступившего заповеди Божии? Об этом говорит псалмопевец в следующем 19 стихе. Стих 19: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», то есть для Бога важны: дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное, сознание своих грехов и покорность суду Божию. Стихи 20, 21: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския». «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожжегаемая: тогда возложат на алтарь Твой тельцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Глава XXV В предыдущей главе пророк Исаия находится духом среди народа, живущего в Палестине и в Иерусалиме; он переживает с ним ужасы дней страдания и отмщения; но потом он восхищается духом в далекое будущее; перед ним восстает грядущий великий судный день Господень. В главе XXV пророк видит ближайшие события, он видит плен Вавилонский, он видит и разрушение самого Вавилона и восстановление града Давидова. Он видит затем Иерусалим горний, духовный, прибежище всех народов; под именем Моава попирается мир с его обманчивыми прелестями и князь мира. Все народы скажут: „Вот он Бог наш... Он спас нас! Сей есть Господь!“ (ст. 7–9). 1 . Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь. 2 . Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; во век не будет он восстановлен. Первый стих напоминает радостную песнь избавления, которую воспели Моисей и сыны Израилевы после перехода через Чермное море: „Господь крепость моя и слава моя. Он был мне спасением.... превознесу Его“ ( Исх. 15:2 ). Он напоминает также весь 117 Псалом, и в особенности стих 28-й: „Ты Бог мой: буду славить Тебя... ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением“. Мы увидим ниже в стихе 8 этой главы, что пророк видит: что „поглощена смерть навеки“, а потому очевидно, что второй стих имеет и ближайшее и дальнейшее значение. Город, о котором говорит пророк, есть крепость князя мира сего; с ее разрушением пленные отпускаются на свободу. Во-первых это исторический Вавилон, взятый Персами, после чего пленные Иудеи отпускаются и возвращаются в город Давидов на гору Сион возводить новый храм Господу, Богу завета. Во втором смысле это типическое царство мира, с его исключительно животными и греховными стремлениями, не могущими покориться духовным стремлениям и закону Божию 946 , и Его правде и любви. Эта крепость гордыни плоти и злобы,-в которой чертог иноплеменников, не хотящих знать Бога, – разрушается пришествием Господа нашего Иисуса Христа и „пленные (измученные грехом) отпускаются Им на свободу“. См. Лк. 4:18–19 со ссылкою на Ис. 51:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. — Дьявол, говорящий Спасителю: Если, пав, поклонишься Мне, в ответ себе от Него слышит, что он сам должен больше поклоняться Ему, своему Господу и Богу. Стих 11: Тогда оставляет Его диавол, — и се, Ангелы приступили и служили Ему. — Искушение предшествовало затем, чтобы последовала победа. Ангелы служат для того, чтобы удостоверить достоинство Победителя. Стихи 15–16: Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. — Эти люди прежде других услышали проповедующего Господа, так что там, где израильтяне испытали первое ассирийское пленение , раздалось и первое благовестив Искупителя. Стихи 17–18: С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. [Стих 19 начало]: И говорит им. — После предания [суду] Иоанна [Предтечи], Он Сам непосредственно начинает проповедовать, т. е. по прекращении действия закона собственно и начинается Евангелие. Если же Спаситель проповедует то же, что раньше проповедовал Иоанн Креститель, то этим Он показывает, что Он есть Сын Того же Бога, пророком Которого был тот. Стихи 19 [окончание], 20: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. — Это были первые призванные к тому, чтобы последовать за Господом: рыбари и некнижные посылаются на проповедь, чтобы мы не подумали, будто вера верующих происходит не от силы Божией, а от красноречивого и последовательного изложения учения (eloquentia atque doctrina). Стих 24 [окончание], 25: И лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из–за Иордана. — Не настоящих лунатиков, а тех, которые считались лунатиками по причине козней демонов, которые, пользуясь переменами времени луны, имели желание бесславить творение, чтобы увеличить хулы на Творца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Дальше. Сказав это, он говорит в 18-м стихе: «Бога [добавим: по Его природе] не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» , – нам эту божественную природу. И вот насколько каждый из нас удостоится воспринять эту природу, об этом скажет Иоанн Богослов тот же в своём Первом Соборном Послании. Поэтому откройте Первое Соборное Послание от Иоанна (за книгой Деяний) и найдите 3-ю главу. И вот, в этой 3-й главе, во 2-м стихе, мы читаем такие поразительные слова: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». – Вот что ожидает верующих людей. Если наше упование не посрамит нас. Мы спасены – верно; но мы добавляем одно слово, которое не добавит ни один сектант. Они скажут: мы спасены. Вопрос решён. Мы добавляем одно слово, которое они опускают из текста. Мы спасены в надежде (см. Рим. 8:24 ) – мы надеемся, что будем спасены. Но если под эту надежду не будем работать, то эта надежда нас посрамит. И мы не увидим Его так, как Он есть. Потому что 3-й стих указывает как раз на то условие, при котором мы и можем Его увидеть, как Он есть.              3-й стих: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя» – вот если не будет этого очищения, мы и не увидим. Как вот на иконе запись одна на другую ложится и скрывает первозданный лик, так и наш образ повреждён, на нём также оседает слой за слоем в течение жизни вот эта духовная накипь, и, для того чтобы в нас явился тот образ и подобие, которые мы получили вначале, надо без конца себя чистить, чистить так, как Он чист. Только при таком условии мы увидим Его, как Он есть. Теперь откройте Послание к Филиппийцам. Это Послание читается всегда, когда отмечается какой-нибудь Богородичный праздник. Послание к Филиппийцам или Послание к Евреям, где речь идёт об устройстве Скинии, потому что Скиния Ветхозаветная прообразовала собою Богоматерь. Храм Господень прообразовал собою Божию Матерь, Которая явилась Храмом Божества. И вот здесь говорится (во 2-й главе) следующее – 5-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Дан. 14:3–23 ). Апостол утверждает, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира и всего, что в нем (стих. 24), Сам подает всему жизнь и дыхание и все, не имеет ни в чем нужды, а поэтому и не требует служения рук человеческих, имевшего в виду удовлетворить будто бы нужду Божию. Когда мы совершаем крестное знамение, то не думаем восполнить нужду Божию (?!), так как веруем, что Бог есть всеблаженный ( 1Тим. 1:11; 6:15 ), а сами нуждаемся в милости Божией, испрашиваемой нами ради крестной жертвы. Веру в Искупителя мы и исповедуем крестным знамением 80 . 2) Православные, совершая крестное знамение, «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:6 ). Апостол говорит об «отпадших», т. е. об отступниках от веры, хулителях Сына Божия. Православные, совершая крестное знамение, не глумятся над Христом, «не ругаются Ему», а выражают свое благоговение перед Ним и, смиренно сознавая свое недостоинство, молят Бога о даровании благодатной помощи, освящения, благословения ради крестных заслуг Его Сына. 3) Крестное знамение есть обман в правой руке ( Ис. 44:20 ). Когда жил прор. Исаия, крестного знамения никто не совершал, так как оно есть новозаветное установление. Пророк говорит об идолопоклоннике, который часть дерева сжигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, а из остатков от того (дерева) делает бога, идола своего, поклоняется ему (стих. 16,17). И не поймет язычник (стих. 19), продолжает пророк, что, поклоняясь куску дерева, как богу, он гоняется за пылью и не может освободиться от заблуждения и сказать: не обман ли (идол) в правой руке моей? 4) Крестное знамение есть печать антихриста ( Откр. 13:16,17 ). Так хулить могут только сектанты (сн. 2Петр. 2:10 ; Иуд. 1:18 ). Крестное знамение совершается от дней апостольских во имя Господа Иисуса Христа, а в Откровении (13:10–17) говорится о начертании имени зверя – антихриста, который явится перед вторым пришествием Иисуса Христа. Лжепророк антихриста сделает тогда, что всем положено будет начертание (χραγμα – соб.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Зачем нужно было это добавление? . А, кроме того, разве были язычники, которые действительно ничего не знали бы о необходимости самоусовершенствования, как бы последнее ни понималось? Таких язычников не было и нет. Они существуют, только в голове переводчика и нигде больше... Гл. 6, стих 18: «чтобы явиться постящимся... пред Отцом твоим, который втайне» и т.д. «Отец» – как Личность – г. Дурново не нравится, и потому он пишет в своем знаменитом переводе: ...«постящимся... перед той идеей совершенства, которая в каждом человеке составляет его тайну от всех». Отец – втайне, – а у г. Дурново – идея совершенства, составляющая тайну человека! И дальше: в тексте стоит: «и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», а у г. Дурново читаем: «и тот идеал совер­шенства, к которому ты будешь стремиться, проявится в тебе уже явно для всех в твоем совершенствовании». Воистину левая рука не знает того, что делает и пишет правая! Стих 26: птицы «ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец Ваш Небесный питает их»... Без «своей» философии г. Дурново не обходится и здесь: ...«не собирают в житницы; значит, забота о поддержании своего существования не составляет главную» (главной?) »цель» (цели?) «их жизни» (но к чему эта вставка в текст, невозможно сказать), «но Совершенство дает и им более высокие цели для их работы» (какое «Совершенство»? И разве они способны к нравственному самосовершенствованию? Откуда взято г. Дурново «и им»? О каких «более высоких целях» и какой «работы» птиц можно говорить? Вздор на каждом шагу!). Глава 7, стих 1: «не судите, да не судимы будете». У г. Дурново: «не судите людей, чтобы этим не осудить самих себя в своих таких же поступках». А если у нас таких же поступков нет? Если их и не будет? Пропустим несколько страниц. Глава 10, ст. 5: ...»двенадцать послал Иисус..., говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»... Г. Дурново переводит, так, как уже, безусловно, никому более не придет в голову: «послал..., говоря: вы еще не совсем постигли учение Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

И как с лозами поступает виноградарь – то отрезывая негодные, то подчищая хорошие, чтобы они приносили лучшие плоды – так и Господь действием Своего Суда то отвергает неверующих, то посылает на верующих разные испытания и скорби, чтобы соделать их через то достойными высших наград и способными к высшим нравственным подвигам. 13) Сия глаголах вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша исполнится (стих 11-й), то есть чтобы и вы могли радоваться тою радостью, какою радуюсь Я; а радость Моя, – говорил Он прежде, – в том, что Я соблюл заповедь Отца Моего и пребываю в Его любви. Значит, Иисус Христос хотел, чтобы Апостолы радовались об исполнении заповедей Божиих и пребывании в любви Отца Небесного. 14) Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (стих 18-й). Странное утешение во время преследования от мира; но для последователя Христова оно, действительно, великое утешение, потому что ненависть мира может служить мерилом уподобления учеников Учителю, основанием для награды, побуждением и примером для подвигов. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (стих 23-й). Иудеи, ненавидевшие Иисуса Христа, старались оправдать свою ненависть к Нему строгим исполнением воли Божией, желанием угодить Богу. Теперь Иисус Христос раскрывает перед учениками Своими мысль, что ненависть Иудеев к Нему есть ненависть и к Самому Богу, Который послал Его, что эта ненависть их к Нему не только не Богоугодна, но, напротив, есть грех против Бога. Они грешны, потому что не приняли посланника Божия; они грешны, потому что видели дела, совершённые Им, и не познали Иисуса Христа. 15) Раскрывая эту мысль ученикам, Иисус Христос имел в виду, с одной стороны , ободрить Апостолов в их страданиях, когда они, подвергаясь, по-видимому, законному преследованию установленных властей, будут находиться в недоумении относительно их справедливости и своей невинности; с другой стороны , разоблачало еврейскую самоуверенность в том, что ненавидя Христа и учеников Его, они службу приносят Богу, тогда как на самом деле совершают величайший грех против Него и Посланника Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Мк.16:14 .  Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Мк.16:15 .  И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Мк.16:16 .  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк.16:17 .  Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Мк.16:18 .  будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. «Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» ( στερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ). «Упрекал их за неверие», т.е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа. «Идите по всему миру... всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее ( Мф.10:5 ) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»). «Кто будет веровать...» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк.8:35, 10:26, 13:13–20 ) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение ( Ин.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы знаем, что в православии есть исповедание веры. Как пишет Иоанн Богослов, кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти - да будет анафема. Есть исповедание веры. Вера – это не просто абстрактное понятие, что уверовал человек во Христа, и на этом всё. Между прочим, в Евангелии от Иоанна 2-я глава 24 стих есть такие слова: «Многие, видя чудеса Христа, которые Он творил в Иерусалиме, уверовали во имя Его. Но Христос не вверял Себя им». Мы видим, что одной веры недостаточно. Потом сказано о том, кому же Он себя вверил. Об этом сказано в Евангелии от Марка, 3-я глава 13 стих: «Позвал к Себе, кого Сам хотел». Далее перечисляются имена 12 апостолов. В числе этих апостолов есть апостол Андрей Первозванный, от которого Русская Православная Церковь имеет апостольскую преемственность. Мы можем показать апостольскую преемственность от апостола Андрея Первозванного до Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейший Патриарх 179-й от апостола Андрея Первозванного. Поэтому, Церковь – это не то, где «двое или трое соберутся во имя Моё, там и Я посреди них». Это вырванная из контекста фраза. В Евангелии от Матфея в 18-й главе говорится: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Там речь идет о силе соборной молитвы. Там нет ни слова о том, что на этом основывается Церковь. О том, где и когда полагается основание Церкви, есть другие слова апостола Павла. 1-е послание Коринфянам, 3 глава 11 стих: «Ибо другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». То есть, Христос и основатель, и основание Церкви. И никто не может положить другого основания. Что означают эти слова? Они означают, что для того, чтобы сказать, что мы тоже Церковь, например, тем же харизматам, которые говорят, что являются Церковью, для этого нужно, чтобы Христос снова родился, снова здесь пострадал на кресте, умер, воскрес, было излияние Святого Духа в День пятидесятницы.

http://radonezh.ru/2021/04/28/missiya-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010