28 января 1951 года Стать чистой пшеницей Божией Слово на Евангелие от Матфея, гл. 13, стихи 24–30 Хочу, чтобы вы вложили в сердце свое великие слова Христовы о том, что «царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его, и посеял между пшеницей плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. ...Рабы домовладыки... сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет; чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою " " « ( Мф. 13:24–25, 28–30 ). Бывает ли так когда-нибудь на том поле, которое засеяно простым земледельцем? Разве не считают все необходимым своевременно полоть огороды и поля, ибо известно, что сорняки заглушают доброе семя, мешают расти пшенице, овощам. Поэтому мы спешим поскорее выдернуть их. Но у Бога все иначе, чем у людей, и наши суждения и понимание жизни совсем не похожи на Его понимание. И тот, кто хочет быть первым, да будет последним, да будет слугою всем (см. Мф. 19:30, 20:26–27 ). А в жизни последние всегда последними и остаются. «Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным» ( 1Кор. 3:18 ). Этим словам следовали все юродивые. Они представлялись безумными в глазах мира и получали безмерную благодать Божию – дар прозрения будущего. Они читали в сердцах людей как в открытой книге, пророчествовали, творили чудеса. Когда кто-нибудь думал о том, что надо умалиться, подобно младенцу, и что малые дети должны быть примером для взрослых? А у Бога все наоборот: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф. 18:3 ). Вот потому Иисус Христос и запретил выдергивать плевелы, ибо в этой притче господин поля, посеявший доброе семя, есть Сам Господь, а поле есть мир. Доброе семя, посеянное им,– это сыны царствия, а плевелы, взошедшие среди доброго семени, среди пшеницы,– сыны лукавого. Враг, посеявший их, есть диавол; жатва – кончина века, а жнецы – Ангелы (см. Мф. 13:37–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

47. В Матфея 26:48–50 говорится о том, что Иуда подошел к Иисусу и поцеловал Его, а в Иоанна 18:3–12 о том, что Иуда просто не мог подойти к Иисусу достаточно близко, чтобы поцеловать Его. (категория: неверное цитирование текста) Очень странно читать о каком-то противоречии, упомянутом Шабиром, поскольку нигде в тексте Евангелия от Иоанна не говорится о том, что Иуда просто не мог подойти к Иисусу достаточно близко, чтобы поцеловать Его (как изложил это Шабир). Поэтому мы не будем говорить о том, что он не смог подойти к Иисусу достаточно близко, а давайте поговорим о том, поцеловал он Его или нет. Видимо, Шабир вообразил, что проблема именно в этом, и вставил свои мысли в текст Писания. Факт того, что Иоанн не упомянул о поцелуе, вовсе не значит, что Иуда действительно не целовал Иисуса. Мы неоднократно видели примеры, когда один из авторов Евангелия упоминал о каком-то факте, который остальными евангелистами просто опускался. Это не значит, что тот или иной апостол не прав. Это значит, что они, будучи свидетелями, смотрели на те или иные события под разными углами зрения и, соответственно, включали в свое повествование только те моменты истории, которые, на их взгляд, были наиболее значимы. (Light of Life III 1992:107) 48. Когда Петр трижды отрекся от Иисуса: прежде, чем пропел петух (Иоанна 13:38) или прежде, чем петух пропел дважды (Марка 14:30, 72)? (категория: обнаружение более ранних рукописей) Данное обвинение базируется на словах Иисуса; в Иоанна 13:38 Он сказал: “… не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды”, а в Марка 14:30, Он сказал так: “…прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Данная проблема из области документального свидетельства. Матфея 26:33–35, 74–75: “…прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня”. Луки 22:31–43, 60–62: “…не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня”. Иоанна 13:38: “…не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды”. Итак, Марк остается в одиночестве и выпадает из этого списка. Вероятнее всего, слова о том, что петух должен пропеть дважды, были добавлены в оригинальную рукопись позже; причем причины этого добавления совершенно не понятны. В некоторых ранних рукописях, принадлежащих Марку, слова “петух запел во второй раз” и “дважды” в 14:72, а также слово “дважды” в 14:30 отсутствуют. Можно сказать, что это ошибочное добавление просто нивелируется четким изложением фактов в трех Евангелиях: Матфея, Луки и Иоанна, да и ранними рукописями Евангелия самого Марка.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

8–9а. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, – он избежит от меча, и юноши его будут податью. И от страха пробежит мимо крепости своей; и князья его будут пугаться знамени. (И падет Ассур: не мечем человеческим, ни меч мужеский пояст его, и побегнет не от лица меча: юношы же будут в побеждение. Камением бо обымутся яко острогом, и побеждени будут, а бежий пленен будет). Если сам Бог будет защищать Иерусалим от нападения Ассирийцев (ст.5), то войско ассирийского царя падет избитым на смерть не от меча враждебных ему союзников – иудеев и египтян, а от меча самого же Бога; и этот меч истребит его совершенно, как бы поест его (гл.30:27–28,30–31). Войска ассирийские обратятся в бегство, но не от страха перед многочисленным войском союзников – иудеев и египтян, а в страхе перед силой Всевышнего: Его непреодолимое могущество сокрушит и «юношей», – ту часть войска, которая состояла из молодых людей, обыкновенно крепких телом, постоянно упражняющихся в борьбе и как бы забавляющихся ею, а потому ловких и подвижных, обыкновенно также ревниво стремящихся к славе, а потому пылких и отважных ( 2Цар.2:12–16 ). Ассирийское войско займет удобное место при осаде Иерусалима и, на случай обороны, укрепится – выстроит каменную стену наподобие острога, т.е. высокую, зубчатую и обыкновенно круглую. Однако же и при всем этом, оно будет побеждено и разбежится; но и бегством не спасется, и бегущих перехватают преследующие и возьмут в плен, где они и погибнут. 9б. Говорит Господь, Которого огонь на Сионе и горнило в Иерусалиме. (Сия глаголет Господь: (блажен) иже имеет племя в Сионе, и южики во Иерусалиме). Погибель врагов последует непременно, потому что таково об этом определение Господа, и Он изрекает его с особой ревностью, потому что Он имеет свое племя и своих родных в Сионе. И как родной отец, с полным самоотвержением защищает своих детей, при нападении на свой дом неприятелей, так и Господь с отеческой любовью защитит преданных Ему детей Его – святых обитателей Сиона (ст.5; ср.гл.30:18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Блж. Иероним Стридонский (30, с. 554) Поелику супружеский закон соделал их [супругов – С. М.] одною плотию, то апостол справедливо тело жены назвал принадлежащим мужу, а также и тело мужа – состоящим под властию жены. Но здесь женам первым изрек закон, потому что у жен большею частию, преимущественно пред мужьями в обычае любить воздержание. Блж. Феодорит Кирский (31, с. 319) Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж – спаситель жены, тела своего. Как же телу сему не повиноваться главе, пекущейся о нем и спасающей его? Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 540) Как во всем повиноваться [жене мужу – С. М.]? И тогда будто повиноваться, когда он уклонится в неверие и ее станет склонять к тому же?… У апостола здесь слово не о неверных, а о верных мужах. Христос – глава Церкви – Бог есть, собирает и ведет Церковь Свою к вечной славе. Это она знает и, не колеблясь повинуется Ему во всем, что угодно Ему творить в ней и с нею во внутреннем ее устройстве и во внешней участи. Но о человеке всегда уместно сомнение, а потому и ограничение этого во всем. Оно, впрочем, и в речи апостола очень сильно ограничено словом яко Господу, которое дает и такую мысль: в целях и в видах Господа, как в послании к Колосянам и сказано: Якоже подобает, о Господе (3: 18); и еще более сравнением главенства мужа с главенством Господа, которое исходит из спасения. Что за спаситель муж, если он спасает тело только под условием погубления души?! Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 541–542) Приложение 3 Социальная концепция Русской Православной Церкви о браке и семье (Архиерейский Собор, М., 2000) Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1: 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2: 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28) (Х, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Близкое сходство 2-й части книги пр. Исаии с первою замечается сколько в раскрываемых мыслях, столько же в образах и выражениях. Так выше указано уже было на образ «отрасли Господа». Как самый этот образ, так и другие, напр. образы запустения страны, полевых зверей, зверей пустыни, процветания пустыни, пасения стад в опустевшей земле и т. п. в первой части книги пр. Исаии тесно примыкают к основной его мысли, образно выраженной в 6:13 так: «вся земля эта запустеет, но... святое семя будет корнем ее». Всем этим образам можно найти много соответствующих во 2-й части. С образом «отрасли Господа» срав. напр. следующие места: 44:3–4; 58:11; 53:2 333 . С другими из означенных образов ср. 43:19, 20: «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный Мой народ» (ср. с этим местом особ. 34:35 гл., 32:2...). Или: «бедные и нищие ищут воды, и нет ее, язык их сохнет от жажды... открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:17–19, ср. особ. 33:16; 35 гл., 32:2; 30:25; 14:8 – о «кипарисах радующихся» и «кедрах ливанских», составляющих «славный лес, сад», 10:18... 37:24) или 55:13: «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам; вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (ср. 5:6; 7:19–25; 27:4; 30:13...); или 49:9–10: «они при дорогах будут пастись, и по всем холмам будут пажити их,.. при источниках вод», и 65:10: «и будет Сарон пастбищем для овец, и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего», ср. особ. 5:17; 30:23 и дал., 32:14 и дал. Образы «запустения страны» и «развалин»: см. напр. в 58:12: «и застроятся (потомками) твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Быт.30:40 . И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Второй прием: кроме впечатления на овец и коз, производимого пестрыми прутьями, Иаков, имея ввиду тот же закон природы, производил на них впечатление видом пестрого скота, заставляя последний проходить пред глазами маток, но, помня условие, не смешивать все-таки скот свой со скотом Лавана. Быт.30:41–42 . Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны – не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т.е. ранней весной (Rosenmuller, Scholia, 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану. Быт.30:43 . И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов. Приобретаемый все в большем количестве скот Иаков продавал и променивал на нужные ему предметы: так он обогатился, – благословение Исаака явно начало сбываться над Иаковом. Но вместе с тем отношения его к Лавану стали обостряться – снова создавалось для Иакова положение вещей, требовавшее божественного содействия и руководства, и оно было дано ему (гл. 32–33). 3 По И. Флавию (antiqu. i, 18, 19) значение «Неффалим» – μηχνητος – δι τ ντιτεχνσασθαι («непобедимый, по причине борения искусством»). 4 Маханаим Еврейская Библия Лекции З. Дашевского по книге «Шмуэль». – «Те терафим, которые Рахель похитила у Лавана, явно, как видно из текста Торы, были предметом идолопоклонства. Лаван прямо говорит Иакову: «Зачем ты украл моих богов?» Нет никаких оснований даже подумать о том, что в доме у Давида может быть какой-то подобный предмет. Терафим – это существительное множественного числа, но совершенно очевидно, что это не обязательно обозначает множество предметов, а называется так в виду большого размера, например. По большинству мнений это – некая фигура, имеющая человеческие формы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. 11. 3//PG. 31. Col. 376). «Опечалился Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. ...Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие!»- уточняет свт. Тихон Задонский (Т. 2. С. 174). Свт. Иоанн Златоуст называет З. «корнем убийства» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 54. 2): как Каин по З. убил брата, так и Исав замыслил убийство брата Иакова, получившего благословение от отца (Быт 27. 30-41); З. заставила Лавана преследовать Иакова (Быт 29. 15-29) ( Ioan. Chrysost. In Gen. 57. 2). Саул вознегодовал на Давида, что ликующие жены ему отдали больше похвалы («Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» - 1 Цар 18. 8 слл.). Бытописатель повествует о сыновьях Израиля. Более всех любил отец Иосифа, «потому что он был сын старости его», и сделал ему разноцветные одежды. Братья, увидев, что отец больше любит Иосифа, позавидовали ему и возненавидели, и еще больше возненавидели, когда Иосиф по простоте душевной рассказал им о своих снах, пророчивших ему возвышение ( Cypr. Carth. De zelo et livore//PL. 4. Col. 641),- так что продали братья его в рабство (Быт 37). Однако Промысел Божий нередко вмешивается в человеческие взаимоотношения и исправляет катастрофические последствия З. Последняя из 10 заповедей ВЗ предупреждает от З.: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5. 21). Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) Иосиф и братья. Миниатюра из Венского Генезиса. VI в. (Vindob. Theol. gr. 31. Fol. 30) З. вызывают у фарисеев благодеяния, к-рые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин 7. 31-32; Мф 12. 13-15, 22-24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

Возмездие не замедлило. После ассирийского завоевания (722 г. до P. X.) 30 тыс. жителей Самарии были переселены в восточные провинции, на их место пришли новые поселенцы. При персах Самария стала главным городом персидской провинции, потом перешла во владение Александра Македонского и его наследников. Возможно, что Александр лично посетил Самарию в 331 г. до P. X. Наиболее традиционалистски настроенные из самарян постепенно оставили город, основав новое поселение на горе Гаризим. Секта самарян (ее считают древнейшей из существующих религиозных сект в мире) возникла в результате исторических катаклизмов, постигших Святую Землю еще в ранние ветхозаветные времена. Первым в ряду этих событий было разделение созданного Давидом и Соломоном государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. Северное царство с самого начала оказалось вовлеченным в более активные культурные, политические и генетические (посредством смешанных браков) контакты с окружающим нееврейским населением. Помните, уже во времена пророка Илии на севере сильны были тенденции к религиозному синкретизму, с совмещением иудейского почитания Единого Истинного Бога с языческими ханаанскими культами – прежде всего, Астарты и Ваала? Кстати сказать, ведь и в Иерусалиме лишь при царе Езекии, во времена пророка Исаии были уничтожены и ниспровергнуты в Кедрон «жертвенники, и все, на чем совершаемо было курение идолам» (2 Пар. 30: 14). Столетием позже, т. е. через 400 лет после Давида, пророк Иеремия, современник царя Иосии (639–609 гг. до P. X.), рассказывает о том, как «в городах Иудеи и на улицах Иерусалима дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам... И сыновья Иуды, – говорит устами пророка Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (т. е. в Геенне Огненной. – H. Л.) чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:17–18.30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И устрой там жертвенник Господу, Богу твоему… И напиши на камнях все слова закона сего очень явственно» ( Втор. 27:4–5,8 ). Таким образом, не ясно, когда происходит событие – то ли сразу по переходе Иордана (но ведь горы Гевал и Гаризим слишком далеко от берега Иордана и от Иерихона, который в таком случае оставался бы в тылу израильтян) (4Qjos), то ли сразу после уничтожения Гая (TM), то ли после того, как организовалась антиизраильская коалиция ханаанских царей (LXX), то ли, наконец, после покорения всего Ханаана (Иосиф Флавий). Масоретский вариант, без сомнения, более логичен. Именно после взятия Гая евреи могли приблизиться к Гевалу и Гаризиму. Случай с Аханом требовал возобновления завета с Богом, с принесением жертв и чтением «книги закона», что и было сделано на Гевале 320 . Нав. 8:25–30 говорит об очень важном событии в истории израильского народа. Гора Гевал расположена близ Сихема, места, освященного уже патриархами. Аврааму в Сихеме, у дубравы Морè явился Господь ( Быт. 12:6–7 ), где-то здесь же, может быть на самом Гевале, он поставил свой первый и в то время единственный на земле жертвенник Живому Богу: «Двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой. Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» ( Быт. 12:8 ). Пред Сихемом остановился и Иаков по возвращении своем из Месопотамии, и также поставил жертвенник Яхве ( Быт. 33:18–20 ). Отрывок 8:25–30 необходимо читать вместе с этими повествованиями. Кстати, и оканчивается книга Иисуса Навина именно в Сихеме (24:1). Некоторые усматривают параллелизм между Синаем и Гевалом: как кульминацией исхода является заключение завета с Богом на Синае, так кульминацией вхождения в Обетованную землю является возобновление этого завета на Гевале (8:25–30) и в Сихеме (24:25) 321 . Итак, в соответствие с указанием Моисея ( Втор. 27:12–13 ), «шесть колен взошли на вершину горы Гаризим и другие шесть колен – на вершину горы Гевал. Священники, левиты и ковчег оставались внизу, между (двух гор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Ин.7:28 .  ...и Я пришел не Сам от Себя,... ...и о Себе не приидох,... И это, говорит, вы знаете; этому научают вас вышеуказанные свидетельства, и особенно – то, что Я не ищу славы Своей, но славы Пославшего Меня ( Ин.7:18 ). Ин.7:28 .  ...но истинен Пославший Меня,... ...но есть истинен Пославый Мя,... Отец и Бог, Который послал Меня, как обещал через пророков; а если истинен Пославший, то, конечно, истинен и Посланный, будучи одной и той же природы. Ин.7:28 .  ...Которого вы не знаете. ...Егоже вы не весте, так как вы отреклись от Него своими делами; и Апостол говорит: «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его» ( Тит.1:16 ). Ин.7:29 .  Я знаю Его, потому что Я от Него,... Аз вем Его, яко от Него есмь,... так как Я из Него рождаюсь; и выше Он сказал: «не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога» ( Ин.6:46 ). Ин.7:29 .  ...и Он послал Меня. ...и Той Мя посла. Постоянно говорит Иисус Христос о Своем посланничестве, желая убедить их, что Он послан Богом, что Он не противится Богу, как выше мы сказали; а также имея в виду соблазняющие их Свои богоприличные речи, которые Он часто перемешивал с теми, в которых говорил о Себе, как о человеке. Ин.7:30 .  И искали схватить Его,... Искаху убо да имут Его,... так как они были поражены, слыша: «Егоже вы не весте». Ин.7:30 .  ...но никто не наложил на Него руки,... ...и никтоже возложи Нань руки,... так как они невидимо одерживались присущей Ему Божественной силой. Ин.7:30 .  ...потому что еще не пришел час Его. ...яко не у бе пришел час Его быть взятым и пострадать. Ин.7:31 .  Многие же из народа уверовали в Него... Мнози же от народа вероваша в Него,... вследствие предшествовавших знамений и только что произнесенных речей. Ин.7:31 .  ...и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?: ...и глаголаху, яко Христос, егда приидет, еда болша знамения сотворит, яже Сей творит? Хотя они и уверовали, но вера их не была здравая. Сказав: «Христос же егда приидет», – они показали, что не твердо веровали в то, что Он Христос, а с сомнением, как простой и легкомысленный народ. Или же они говорили предположительно: положим, что потом придет другой Христос, как говорят начальники народные; но когда придет Тот Христос, о Котором они говорят, то неужели Он будет сильнее? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010