Петром (Могилой) Киевской братской школы (впосл. Киево-Могилянская академия). 6-7 июня 2016 г. Синод РумПЦ причислил митр. Иакова I к лику святых (день памяти - 15 мая н. с.). Митр. Гавриил (Каллимаки). Роспись ц. Сорока Севастийских мучеников в Яссах. ХХ в. После свт. Иакова I господарь Йоан Теодор Каллимаки посадил на митрополичий престол своего брата Гавриила (Каллимаки). Они происходили из рода резешей (землевладельцев) Калмашу. Йоан после долгого пребывания в К-поле, где он достиг поста великого драгомана Османской империи, в ведении к-рого были внешние отношения с европ. гос-вами, эллинизировался в среде греков-фанариотов и изменил свою фамилию на греч. лад - Каллимахи. Его брат Георгий принял постриг с именем Гавриил в мон-ре Путна, при содействии брата он стал архидиаконом, в апр. 1745 г. был хиротонисан во митрополита Фессалоникийского. Однако митр. Гавриил тоже отказался снять запрет с введения вэкэрита, что привело к заметному охлаждению отношений между братьями. Во время русско-тур. войны (1768-1774) митр. Гавриил занял русофильскую позицию: требовал разрушения крепостей Брэила и Бендер, ставших основными источниками угрозы со стороны татар, переписывался с командованием рус. армией и с российской имп. Екатериной II Алексеевной (Cogâlniceanu. 1860. P. 129-243). В кон. 1769 г. в С.-Петербург было отправлено посольство во главе с Хушским еп. Иннокентием. Одновременно прибыла и валашская делегация во главе с митр. Унгро-Влахийским Григорием II . Обе делегации были приняты императрицей в Вербное воскресенье (28 марта) 1770 г., послы получили обещание покровительства со стороны императрицы правосл. народам обоих княжеств в союзе против общего врага (Ibid. P. 201). Как и его предшественник, митр. Гавриил проявлял особую заботу о развитии образования и книгопечатания. В 1765-1767 гг. господарь Григоре III Гика реорганизовал господарскую Греческую академию в Яссах, митрополит был назначен главой епитропов (попечительского совета). Воспользовавшись тем, что рус. войска находились в Молдавском княжестве, митр.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Причт Евдокиинской церкви первоначально состоял из 2 священников, дьякона, дьячка, пономаря и сторожа. В 1662 г. в причте уже значится второй дьячек и пономарь 1769 . А с 1678 г., в виду предположенного царем Феодором Алексеевичем устройства на месте Евдокиинской церкви соборного храма Воскресения, и причт церкви стал постепенно увеличиваться, так что по ружной книге 1681 г. уже состоял из 2 священников, 2 дьяконов, 4 дьячков и 3 пономарей 1770 . Оклад сукон причту был положен впервые в 1628 г., когда 25 апр. государь велел дать и впредь давать ежегодно 2 священникам, дьякону и дьячку сукна в 2 р., а пономарю в рубль, и в расходной книге справить 1771 . Наравне с членами причта Екатерининской церкви причт Евдокиинской церкви получил, по случаю рождения царевича Алексия Михайловича, лучшие годовые сукна 1772 . По случаю же дня ангела сего царевича, причт, кончая дьячком, получил 21 марта 1631 года вместо рядовых настрофилевых праздничных сукон – англинские, а пономарь – вместо лятчинных настрафилевые сукна 1773 . Так как Евдокиинская церковь , как основанная в честь ангела царицы Евдокии Лукьяновны, была особенно любимым местом ее молитвы и приобщения св. тайн, и нередко с детьми, то неудивительно что причт Евдокиинской церкви чаще других получал причастные сукна и при том по именному приказу самой царицы. Так, напр., в 1630 г., двум священникам и дьякону дано было по 5 арш. кармазину по 26 алт., дьячку – 4 арш., а пономарю и сторожу по киндяку зеленому – ценою рубль 1774 . По случаю радостных событий в царской семье, члены причта Евдокиинской церкви иногда получали такие подарки, каких не давали причтам других церквей. Так, в 1678 г., по случаю венчания царя Феодора Алексеевича, священнику Захарию Патрикееву дано было на однорядку и на шубу по сукну голанскому, цвета вишневого да темно-зеленого, мерою по 5 арш., дьячку Даниилу Матвееву – на кафтан – сукна голанского полпята арш., да на подпушку тафты полтора аршина, пономарю Якову Корнилову – 4 арш. с четью также сукна голанского 1775 . Священники Евдокиинской церкви при царе Алексее Михаиловиче получали еще особые сукна за чтение Евангелия в своей церкви на страстной неделе в присутствии царя, при чем о даче сих сукон священники напоминали царю особыми челобитными 1776 . Что касается дьяконов, то они ежегодно получали особые сукна за кликанье многолетия у кого-либо из членов царской семьи в хоромах. С того же времени, как цари стали слушать царские часы в навечерие Рождества и Богоявления Господня в Евдокиинской церкви, и дьяконы стали здесь же кликать многолетие в их присутствии и получали за то сукнами, ценою в 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Затем прошло много поколений до того времени, когда явился один царь по имени Булан, бывший мудрым и богобоязненным, праведным 1758 и всем сердцем доверялся Создателю. Царь этот истребил колдунов и язычников в стране своей и искал защиты под тень божьего крыла 1759 . Тогда показался ему во сне ангел и сказал ему: «О Булан! Бог послал меня к тебе сказать: о сын мой! Я услышал твою просьбу и смотри! Я благословляю тебя и сделаю тебя плодородным и очень многочисленным, государство твое укрепится до тысячного поколения и всех твоих врагов передам в твои руки». На завтрашний день он встал и благодарил Бога и оказывал ему еще больше благоговения и покорности 1760 . Тогда явился к нему ангел во второй раз и сказал ему: «О сын мой! Я видел твое поведение и мне нравятся твои поступки; я знаю, что ты покорился мне всей душой и всей силой, а потому я хочу тебе дать законы и постановления, когда ты исполнишь мои приказания и законы (то я тебя благословлю и умножу)» 1761 . Он ответил ангелу, сообщившему ему это: «О Господин мой! Ты ведь знаешь помыслы моего сердца, и ты исследовал мои почки, что я доверяюсь только тебе, но народ, над которым я царствую – язычники 1762 , так что я не знаю, поверят ли они мне или нет. Если ты смилостивишься надо мной, то явись также NN, великому князю их 1763 , который послужит мне помощью в этом деле 1764 . Господь (будь имя Его благословенно!) исполнил его желание и явился тому человеку во сне и когда тот на следующий день утром проснулся, то пришел к царю и рассказал ему (об этом). Вслед затем государь собрал всех князей, служащих 1765 и весь народ и объяснил им все дело, вследствие чего народ принял еврейскую веру и стал под крылом божьего величия 1766 . Это совершилось 340 лет тому назад 1767 . Затем явился ангел к нему еще раз и сказал ему: «О сын мой! Хотя небо и земля не могут обнимать меня, я все-таки хочу, чтобы ты выстроил храм ради имени моего, где я буду пребывать». На это он ответил: «О Господь вселенной! Ты ведь знаешь: я не имею ни золота, ни серебра, чем же мне строить?» На это сказал он (ангел) ему: «Будь мужественным и не падай духом! Возьми твой народ и все войско твое и иди по дороге 1768 Даралон 1769 в стране Ардавил 1770 . Я поселю в сердцах их жителей страх и боязнь пред тобою и передам их в твои руки. Там я приготовил для тебя два сокровища, из которых одно – золотое, а другое серебряное 1771 , ты это возьмешь, и я буду с тобой, защищу тебя и помогу тебе, так что ты эти деньги 1772 благополучно принесешь (на твою родину) и выстроишь из них храм ради имени Моего». И он доверял Богу и исполнил его приказания. Он пошел и вел много войн, из которых с помощью Всемогущего вышел победителем, разрушил (неприятельскую) страну 1773 , взял деньги, воротился благополучно домой и выстроил 1774 шатер (скинию), ковчег завета, подсвечник, стол, алтарь и священную посуду 1775 . По милости Божией и по всемогуществу Господа все эти вещи хранятся у меня и по сие время 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

vel privat. – 7 названий, 1740–1774 г. Географические книги Н.Н. Бантыш-Каменский делит на следующие группы: 1) география всеобщая (22 названия, 1718–1776 гг.) и русская (8 названий, 1767–1776 гг.), 2) гидрография – 4 названия, 1738–1773 гг., 3) топография – 8 названий, 1762–1774 гг., 4) путешествия – 11 названий, 1751–1773 гг., и 5) tabulae: а) географические – всеобщие (3 названия 1742 г.), и русские – 37 названий (главным образом отдельные карты), 1736–1774 гг., – и б) ichonograph. – городов и крепостей – 12 названий и сражений – 10 названий 1708–1770 гг. Математические книги Н.Н. Бантыш-Каменский прежде всего подразделяет на следующие два класса: in genere system. univers. metheseos (7 названий, 1728–1776 гг.), и in specie, и последний в свою очередь на два отдела: mathes. purae u mathes. impurae. В первом отделе mathes. purae он допускает еще следующие деления: арифметичиские (10 названий, 1703–1776 г.), геометрические (8 названий, 1762–1775 гг.), тригонометрические (3 названия, 1703–1765 гг.), и алгебраические (1 название, 1765 г.); а во втором: механические (2 названия, 1738 и 1764 г.) dioptrici (1 название, 1769–1775 гг.), астрономические (5 названий, 1742–1771 гг.), математ. география (5 названий, 1717–1775 гг.), gnomonici (3 названия, 1735–1771 гг.), архитектурные гражданские (1 название, 1722 г.), военные – 15 названий, 1710–1771 гг.), пиротехнические (4 названия, 1720–1765 гг.), морские – nautici (8 названий, 1744–1775 гг.). Медицинских книг он указывает 19 названий 1752–1776 г. Философские книги Н.Н. Бантыш-Каменский делит прежде всего, подобно математическим, на два класса: in genere (7 названий, 1751–1774 гг.), и in specie. В последний класс входят: 1) логика (1 название, 1760 г.), 2) метафизика (5 названий, 1764–1768 гг.), 3) физика (12 названий, 1740–1774 гг.), 4) история натуральная (10 названий, 1731–1774 гг.), и 5) этика: philos. moralis (61 название, 1752–1776 гг.), aeconomici (13 названий, 1746–1776 гг.), politici (28 названий, 1726–1776 гг.), juridici (15 названий, 1767–1776 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

234 Кагул – река, левый приток Дуная. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. 21 июля 1770 г. у с. Вулканешти произошло сражение I русской армии П. А. Румянцева с главными силами турецкой армии великого визиря Халиль-паши. Превосходящие силы турок были полностью разгромлены, потеряв около 20 тыс. человек и 130 орудий. Потери русских – 1,5 тыс. чел. 235 Кучук-Кайнарджи – деревня, в которой в июле 1774 г. был заключен мирный договор между Россией и Турцией. Договор установил границу России по Кубани, предусматривая отделение от Турции Крымского ханства, объявленного независимым. Россия получила часть черноморского побережья, а также Кабарду. Было установлено право свободного плавания русских кораблей по Черному морю и через проливы, признана автономия Молдавии и Валахии и их переход под покровительство России. 236 Безбородко Александр Алексеевич (1747–1799) – государственный деятель. Происходит из украинской казацкой старшины, С 1775 г. секретарь Екатерины II, с 1784 г. фактический руководитель коллегии Иностранных дел, при котором Турция признала присоединение Россией Крыма (1783 г.), был подписан с Турцией Ясский мирный договор (1791 г.) и др. С 1797 г. светлейший князь и канцлер. 237 Ларга – река, левый приток р. Прут. В июле 1770 г. на ее берегу произошло сражение между I русской армией генерал-аншефа П. А. Румянцева (38 тыс. чел., 115 орудий) и войсками крымского хана Каплан-гирея (15 тыс. турецкой пехоты, 65 тыс. татар). Авангард турок был разгромлен. Чесма – бухта в Хиосском проливе Эгейского моря. 26 июня 1770 г. во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. в ней произошло сражение русского флота под командованием графа А. Г. Орлова , фактически – адмирала Г. А. Спиридова, и турецким флотом под командованием капудан-паши Хасан-бея. Турецкий флот был блокирован в бухте и практически полностью сгорел. Рымник – река в Румынии, приток р. Серет. 11 сентября 1789 г. турецкая армия – 100 тыс. чел. под командованием визиря Юсуф-паши была полностью разгромлена соединенными силами России (7 тыс. чел.) и Австрии (18 тыс. чел.) под командованием принца Кобургского и генерал-аншефа А. В. Суворова, потеряла всю артиллерию и обозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Отец не помышлял о военной карьере сына из-за слабости его здоровья, но, поддавшись просьбам мальчика, записал его в 1742 г. солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк. Суворов начал действительную военную службу в 1748 г. в чине капрала, через шесть лет получил первое офицерское звание. Боевое крещение будущего генералиссимуса состоялось в беспрестанных стычках с неприятелем в конце Семилетней войны, в ходе которых он заслужил о себе такой отзыв начальства: " Быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности " . В 1762 г. Суворов был произведен в полковники и назначен командиром Астраханского, а затем Суздальского пехотного полка. В этом звании он принял участие в войне с польскими конфедератами в 1768 - 1772 гг., и за нестандартное, но всегда успешное решение боевых задач в 1770 г. был произведен в генерал-майоры. В 1773 г. Суворова по собственной просьбе направили на Русско-турецкую войну (1768 - 1774). Он одержал победы при Туртукае, Гирсове (1773) и Козлудже (1774), где с 18 тысячным отрядом обратил в бегство сорокатысячную турецкую армию. Направленный на Урал в 1774 г. для разгрома пугачевских банд, Суворов доставил Пугачева в Симбирск и уничтожил остатки мятежных отрядов. С началом очередной Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. Суворов в чине генерал-аншефа одержал серию блистательных побед при Кинбурне (1787), под Фокшанами и Рымником (1789), получив от Императрицы титул графа Рымникского. В 1790 г. граф Суворов штурмом овладел неприступной крепостью Измаил , реализовав свой гениальный военный план и тем самым решив успех всей войны. В 1794 г. он подавил очередное польское национально-захватническое восстание и за взятие Варшавы был произведен в фельдмаршалы. В феврале 1797 г., вскоре после вступления на Престол Императора Павла I , Суворов, не согласившийся с введением в армии новых порядков, был уволен в отставку и сослан в имение Кончанское. Однако в 1799 г. Государь вновь призвал легендарного полководца на службу, поручив Суворову командование союзными войсками в Италии. Победными сражениями на р. Адде, р. Треббии и при Нови Суворов завершил Итальянскую кампанию, освободив Италию от французов быстрее, чем ее завоевал Наполеон, и был пожалован титулом князя Италийского. Направленный в Швейцарию соединиться с корпусом А.М.Римского-Корсакова для последующего нападения на Францию, Суворов взял перевал Сен-Готард и Чертов мост, но из-за того, что русский корпус к этому времени уже был разбит, 22-тысячная армия Суворова оказалась окруженной 80-тысячным войском французов. Однако Суворов сумел с боем пробиться из окружения и даже вывел 1400 пленных. Хотя цель Швейцарского похода не была достигнута, Суворов показал в тяжелейших условиях альпийского перехода, на что способны русские " чудо-богатыри " , получив за этот поход высшее воинское звание генералиссимуса.

http://ruskline.ru/history/2015/05/19/et...

Первое приглашение Е. в Россию было передано от имени Екатерины II через С. К. Нарышкина 22 июня 1770 г. Е. предлагалось преподавать в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Однако он отказался, ссылаясь на слабое здоровье и недостаточное знание рус. языка. 5 окт. того же года последовало новое приглашение, переданное через Г. В. Козицкого. 7 дек. Е. получил письмо от гр. В. Г. Орлова, в к-ром говорилось о намерении императрицы назначить ему ежегодное жалованье в 1 тыс. р. и предлагалось пользоваться фондами Патриаршей б-ки. 27 дек. 1770 г. Е. написал из Лейпцига письмо с положительным ответом. Прибыл в С.-Петербург 26 июля 1771 г., на следующий день был представлен Екатерине II. Приезд Е. в Россию был обусловлен интересом рус. образованного общества к греч. Востоку. В то же время это событие было критически встречено мн. соотечественниками Е. Сам он выступал за объединение интересов рус. и греч. народов и рассматривал свою деятельность как направленную в пользу филэллинизма. Был убежден в том, что Россия рано или поздно примет непосредственное участие в делах правосл. Востока. При рус. дворе Е. получал ежегодное жалованье 1,5 тыс. р. и 1 тыс. р. на дорожные расходы, его обслуживали по меньшей мере двое слуг. По свидетельству И. И. Мартынова, у Е. был строгий распорядок дня: он спал не более 3 ч., а остальное время посвящал молитве, работе, приему посетителей, чтению. Переводил с франц. и итал. языков трактаты по вост. вопросу, состоянию Османской империи и судьбе христиан в ней. Самым заметным авторским произведением Е. в этот период был очерк «Рассуждение на действительно критическое состояние Оттоманской Порты», опубликованный в 1772 г. на греч. и франц. языках, а в 1780 г.- на русском. Он отмечал, что Османская империя готова рухнуть и нельзя упускать возможность создать на территории европ. Турции греч. гос-во. 3 авг. 1774 г. написал на аттическом диалекте греч. языка героическую оду (победную песнь) в честь Екатерины II и победы России в войне с Османской империей. В 1775 г. ода была переиздана в Москве с параллельным греч. и рус. текстом. Е. привлекался для проверки знаний приезжавших из-за границы рус. студентов (в т. ч. Д. Е. Семёнова-Руднева (впосл. еп. Нижегородский Дамаскин ), с к-рым он познакомился ранее в Европе). В 1774 г. принял участие в разработке проекта Греческой гимназии (Гимназии чужестранных единоверцев) в С.-Петербурге для детей греч. эмигрантов, сражавшихся во время русско-тур. войны на стороне России. Воспитанники гимназии готовились к рус. службе. Первоначально планировалось поставить Е. во главе гимназии, однако эта идея не была реализована.

http://pravenc.ru/text/186971.html

255 Бюффон Жорж Луи Леклерк де (1707–1788) – французский естествоиспытатель, основной труд – «Естественная история» в 30 тт. (1749–1788). 256 Гиббон Эдуард (1737–1794) – английский историк. Основное его сочинение – «История упадка и гибели Римской империи». 257 Блекстон Вильям (1723–1780) – английский юрист, с 1761 г. член палаты общин, доктор прав Оксфордского университета. Его курс «Истолкование английских законов» в 3 тт. издан в Москве в 1780–1782 гг. 262 Лафайет Мари Жозеф де (1757–1834) – маркиз, французский политический деятель. С 1777 г. участник войны за независимость американских колоний, генерал. В 1789 г. депутат Генеральных штатов от дворянства. После взятия Бастилии – командующий Национальной гвардией. В 1792 г. командовал армией; попал в австрийский плен, вернулся во Францию в 1800 г. Во время Июльской революции 1830 г. снова командовал Национальной гвардией. 263 Паллас Петр Снмон (1741–1811) – естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук с 1767 г. Учился в Германии, Голландии, Великобритании. В 1768–1774 гг. возглавил экспедицию Академии наук, прошедшую от Нижнего Поволжья до Забайкалья. В 1793–1794 гг. работал на Кавказе и в Крыму. Основные труды: «Путешествие по разным провинциям Российского государства» (т. 1–3, 1773–1788), «Флора России» .(т. 1–2, 1784–1788). 264 Беккарий (маркиз Чезаре ди Беккариа, 1738–1794) – итальянский просветитель, юрист и публицист. Доктор прав. Его сочинение – «О преступлениях и наказаниях» (1764) – критический анализ теории и практики уголовного права, в котором развиты принципы соразмерности наказания преступлению, равенства сословий в уголовном праве, отвергались пытки и другие подобные «доказательства». 265 Дидро Дени (1713–1784) – французский писатель-просветитель. Организатор и редактор издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1780). В 1773–1774 гг. по приглашению Екатерины II приезжал в Россию и по ее просьбе составил «План университета или школы публичного преподавания наук для Российского правительства» (1775). Основные соч.: «Философские принципы материи и движения» (1770), «Элементы физиологии» (1774–1780), пьесы, романы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010