Малая вечерня Так как на воскресной малой вечерне в период предпразднства или попразднства не поются песнопения праздника (см. Марковы главы 8, 15 сентября, 2 февраля и др.), то можно заключить, что воскресная малая вечерня в случае бденного святого в данный период должна иметь те же особенности, что и малая вечерня в случае бденного святого в неделю в «обычный» период (когда нет предпразднства или попразднства) 428 . На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого (из малой вечерни); «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»: – если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен; – если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать полный текст этого Богородична во 2-м приложении Минеи; – если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого. Великая вечерня Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника (со стиховни вечерни данного дня) и стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь праздника (дважды) и тропарь святого (единожды) (см. Маркову главу 16 августа). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тема Крестных Страданий тоже очень ярко представлена в песнопениях праздника (стихиры 1-я и 2-я на Господи воззвах на велицей вечерне): «Прежде Креста Твоего, Господи, гора Небеси подобящися...» Прежде Крестных страданий гора уподобилась Небесам, так там было светло и прекрасно. «Прежде Креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку...» Снова вспоминается, что это происходило прежде страданий. И, наконец, самое яркое выражение эта тема находит в кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо разумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние». Божественная слава была явлена для того, чтобы ученики, видя Крестные страдания, не усомнились в том, что это Богочеловек страждет на Кресте, чтобы они знали, что Бог вольным страданиям подвергается, а не человек был осилен сильнейшими его. Успенский пост подводит нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы (15 августа ст. ст., предпразднство – с 14 августа, отдание – 23-го). Как и большинство Богородичных праздников, он основан на церковном Предании. В Священном Писании ни слова не говорится об успении Пресвятой Богородицы. Предание же восходит к I веку, к свидетельству Дионисия Ареопагита . Более развернутый рассказ об успении Пресвятой Богородицы относится к XIV в. и приписывается Никифору Каллисту. Это небольшой и интересный текст, который подробно описывает все, что мы знаем об этом событии и что излагается и осмысляется в богослужебных текстах. Какие темы появляются в богослужении? Во-первых, чудесное собрание апостолов, которые были перенесены в Иерусалим по воздуху. На иконе они как бы на облаках несутся к месту успения Пресвятой Богородицы. Появляются и другие темы: предсмертная беседа, преставление, погребение Пресвятой Богородицы. Отдельно говорится об апостоле Фоме: он опоздал, для него открыли гробницу и увидели, что тела Пресвятой Богородицы нет, что Она вместе с телом взята на Небо. В текстах праздничного богослужения очень трогательно описывается прощание апостолов с Пресвятой Богородицей (стихира по 50-м псалме):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

336 В Типиконе (послед. 30 января и 24 февраля, аще случится в понедельник сырной седмицы) сказано, что «на эти праздники в неделю вечера поем: «Блажен муж», 1-й антифон. В прочие же дни седмицы сырные глаголется кафизма рядовая». Но сказанное здесь о кафизме рядовой относится только к вечерне на вторник и четверток; ибо указанные праздники не празднуются в среду и пяток сырные, а переносятся на вторник или четверток (Тип., там же). На субботу же, если в оную случатся эти праздники, поется: «Блажен муж» (Тип., 24 февр., аще в субботу сырную). 337 На 13-е сентября и на день Преполовения хотя положены великия вечерни, но на них назначены обычные кафизмы, а не 1-й антифон 1-й кафизмы. 338 В последовании на 14-е сентября сказано: «На велицей вечерни в субботу поем «Блажен муж», кафизму всю; аще в неделю вечера: «Блажен муж», 1-й антифон; аще в ин день, стихология, не бывает, но по обычном псалме поем: «Господи, воззвах». 339 В последовании на 8-е сентября сказано, что «кафизма не глаголется на вечерни (в воскресение), труда ради бденного, сице убо творим и на всяк праздник, егда бывает бдение». И в последовании 15-го сентября сказано, что в день Воздвижения в «вечер кафизмы не глаголем, труда ради бденнаго». Впрочем, так бывает, кроме субботы; ибо хотя и было бы бдение на субботу, в субботу на воскресение неотменно бывает 1-я кафизма (см. выше). В Типиконе, в последовании 16 августа, аще в неделю, «после» бдения на субботу (на праздник Успения) положена кафизма. 340 Об ектениях вообще следует заметить, что они положены на более торжественных службах, каковы: вечерня, утреня, литургия (а не на повечерии, полунощнице, часах), и на этих службах они бывают чаще в дни праздничные, например, на утрени в праздники есть ектении между кафизмами, а в дни непраздничные их не бывает. В дни же поста и некоторые из положенных на вседневной вечерне и утрени ектений опускаются и заменяются чтением «Господи, помилуй», 40 раз (например, в конце утрени). 341 Или: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати» (Тип., гл. 2: Служебн., литург. прежд. Даров). Возгласы после малых ектений в великую субботу на утрени при «Непорочны», и на утрени в день Пасхи, находятся в Триодях или в особых изданиях этих служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По 9-й песни: – если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен Октоиха; – если есть светилен в Минее, то читается светилен святого; «Слава»: эксапостиларий Октоиха; «И ныне»: Богородичен Октоиха. Стихиры на стиховне: 3 хвалитные стихиры Октоиха (так как в Октоихе на стиховне помещены заупокойные стихиры) со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...») 410 ; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи по гласу стихиры «Славы». Если же в Минее нет стихиры «Славы», то на «Слава, и ныне» поется хвалитный Богородичен Октоиха. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени». Отпуст вседневный. На часах Тропарь и кондак святого (на каждом часе). Литургия «Блаженны» Октоиха на 6. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого (если есть) и дня. Апостол и Евангелие – святого (если есть) и рядовые. Если в Уставе не указано чтение святому, то поются прокимен, Аллилуиа и причастен только дня, а Апостол и Евангелие читаются только рядовые (см. главу 58-ю Типикона). Отпуст вседневный. §6.3. Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака в седмичный день в период пред- или попразднства Устав совершения службы малому святому в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 10 сентября, 22 ноября, 5 августа и прочих. Вечерня Кафисма рядовая по Уставу. Стихиры на «Господи, воззвах ...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же нет славной стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О вера святая, слава тебе, слава многомилостивому Господу, даровавшему нам тебя! Вот и сегодня спасся верою, покаянием, молитвою от величайших зол, от пагубных сетей врага! Благодарю Господа! Да утвердится привязанность моя к вере и ко Господу. Вера и страх Божий для воспитанника в высшей степени благодетельны. Они дают дивную тишину всем его душевным силам и доброе направление всем его способностям; они проливают в нем яркий свет на все его познания и побуждают его охотно заниматься науками, которые приводят его к источнику всех знаний – к Богу; они привлекают на него благословение или благоволение Божие и располагают к нему сердца всех людей, к коим он имеет близкие отношения. Пример Иосифа знаком всем. Средоточие знанийГосподь. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию 19-го и 20-го сего августа и причаститься во здравие, в мир, очищение, освящение, в пространство и мир души пречистых, бессмертных и животворящих Таин. Чудное дело! Лишь только понудишься согреть душу умилением и слезами покаяния, как тотчас дух и тело оживляются, голос делается тверже, и яснее, и громче; а когда хладеешь духом, и голоса нет твердого. Так было сегодня за обедней и часто бывает за службами. Благодарю Господа, даровавшего мне умиление и слезную молитву за всенощной в Думе на 21-е октября и петь в сладость стихиры на Господи воззвах, на стиховне и на хвалите и читать канон. Под конец всенощной я жестоко искусился чрез кошелек, положенный в шкаф в алтаре. Стоя у престола, я увидел, что сторож пошел в шкаф, и это крайне смутило и уязвило меня: змий сребролюбия врезался в мое сердце и долго мучил меня: я недосказал от смущения молитвы Христе, Свете... исправи стопы наша до конца и отпуст скрал. Сказать отцу протоиерею об алтарном стороже Николае как о воре, ворующем наши доходы от поминаний, и свечи, и книги, и зонтики, и священные одежды, поясы, набедренники и прочее, из коих жена его шьет башмаки и пояса себе. Вера дает уму детскому свет, чувству нежность, впечатлительность, нравам тихость, кротость, сдержанность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что поется в храме на Успение Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 27 августа, 2009 Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Успение Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии На Велицей вечерни, поем, Блажен муж, 1-й антифон. На Господи воззвах, ставим стихов 8, и поем стихиры, глас 1: О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Трижды.] Дивны Твоя тайны, Богородице, Вышняго престол явилася еси, Владычице, и от земли к небеси преставилася еси днесь. Слава Твоя боголепная, богоподобными сияющи чудесы. Девы с Материю Царевою на высоту вознеситеся. Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Трижды.] Твое славят успение, власти и престоли, начала и господьства, силы и херувими, и страшнии серафими: радуются земнороднии, о божественней Твоей славе красящеся. Припадают царие со архангелы и ангелы, и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Дважды.] Слава, и ныне, глас тойже: Богоначальным мановением, отвсюду богоноснии апостоли облаки высоце взимаеми, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху. Превышния же небесныя силы, с своим Владыкою пришедше, богоприятное и пречистое тело предсылающе ужасом одержими: прекрасно же предыдяху, и невидимо вопияху превышним чиноначалием: се Всецарица Богоотроковица прииде. Возмите врата и Сию премирно подымите, Присносущаго Матерь Света. Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на Ню же взирати не можем: и Той достойную честь воздати немощно: Тоя бо преизящное преходит всякий ум. Темже, Пречистая Богородице, присно с Живоносным Царем, и Рождеством живущи, молися выну сохранити и спасти, от всякаго прилога противнаго, новыя люди Твоя: Твое бо предстательство стяжахом, во веки светоявленно блажаще.

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-n...

Дары, выносимые для причащения мирян, и вместе со св. Чашею исходят из алтаря, подобно тому как на малом входе Ангельские чины мыслятся в священнической молитве входа входящими в алтарь вместе со священнослужителями для совместного с ними славословия, что и выражается в пении Трисвятого. Сослужение Ангелов за Литургией – взгляд, который выражается во многих священнических молитвах, положенных в разных местах на Литургии, и их сослужение считается настолько необходимым таинственным элементом Литургии, что именно об этом сослужении и молится священник, приступая к Престолу в первый раз (согласно древнему порядку и настоящему тексту свящ. молитв). Сюда относятся слова молитвы входа: сотвори со входом нашим входу святых Ангел быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость. По тексту евхаристийной молитвы на Лит. Вас. Великого, Ангельские чины «предстоят о ресте» и «взывают един ко другому, непретанными усты, немолчными славословенми». Также и в словах: «с сими и мы блаженными силами, Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем» выражено верование в сослужении нам за Литургией Небесных Сил. На Литургии —315— Преждеосвященной, в Херувимской песни прямо говорится: «Ныне Силы небесные с нами невидимо служат» 554 . В древней Церкви Причащение за Литургией считалось обязательным для всех присутствующих полноправных членов Церкви, и уклонение от Причащения без уважительной к тому причины рассматривалось как набрасывание тени на служащего священника или епископа 555 . Нынешний текст Литургийных молитв нигде не предполагает, чтобы кто из присутствующих за Литургией не причащался, хотя наша практика в данном отношении прямо и противоречит этому тексту. Но Херувимская песнь, в полном противоречии с нашей практикой и в полном согласии с Литургийными молитвами, также предполагает, что все, Животворящей Троице трисвятую песнь воспевающие, непременно и причащаются в конце Литургии. Рассмотрев Херувимскую песнь подробно, мы видим, что она есть гимн, по форме напоминающий церковную проповедь. Может быть, что она есть часть проповеди, сказанной кем-либо из Отцов или учителей Церкви, за свою художественную форму, отвечающую религиозному состоянию духа, перешедшая из поучения в общеупотребительное песнопение. Мы знаем не мало таких случаев, когда вдохновенное слово проповедника делалось песнопением за богослужением. Такова, напр., 1-я стихира стиховная на вечерне в понедельник 1 нед. Вел. Поста: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Она целиком взята из беседы Златоуста О честном Кресте 556 . Или начало одной из стихир на Господи воззвахона же и хвалитная на 29 августа: «Паки Иродиа бесится, паки смущается» есть не что иное, как начало проповеди Златоуста

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует). Флоренский П., свящ. Служба Софии Премудрости Божией//Богословский вестник 1912. Т. 1. С. 1–23 (2-я пагин) (Окончание) 323 Служба Софии Премудрости Божии яже в великом Новеграде поется, месяца августа 15 числа. На велицей вечерни, поем блажен муж: 1 антифон. На Господи воззвах, ставим стихов 50. И поем стихиры, Глас 1. Подобен: дивное чудо! О дивное чудо! Единородный Сын, и Слово Божие, в Девичу утробу вселяется, и без семене созидается, и Адам от клятвы свобождается. Воспоим верни, премудрость Божию сокровенную, Софию нареченную: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови тобою велию милость. Трижды: Дивны Твоя тайны Христе Боже, премудростью Твоею устроивый человека, того паче всех тварей почтил еси славою Боголепною, и того Богоподобными даровал еси чудесы: от сих же всех Едину Пренепорочную Матерь Деву избрал еси: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. Трижды: Твое славят Божественное смотрение, Власти и Престоли, Начала и Господствия, Силы и Херувимы, и страшнии Серафими, радуются земнороднии, неизреченней Твоей премудрости дивящееся, припадают же Архангели и Ангели к Непорочной Твоей Матери, поющее: Благодатная радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. Дважды. Слава, и ныне, Глас тойже Богоначальным мановением, от всюду Богоноснии Апостолы облаки высоце взимаеми, дощедше пречистого и живоначального твоего тела, любезно лоюызаху, превышния же Небесные силы, с своим Владыкою пришедшее, Богоприятное и —2— Пречистое тело предсылающее, ужасом одержими: прекрасно же предидяху, и невидимо вопияху, превышним чиноначалием: се Всецарица Богоотроковича прииде, возмите врата, и сию премирно подимите, присносущего Матерь Света тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на нюже взирати не можем, и той достойную честь воздати немощно. Тоя бо преизящное преходит всяк ум. Темже пречистая Богородице, присно с живоносным Царем, и Рождеством живущи, молися Сыну сохранити и спасти от всякого прилога противного, новые люди твоя: твое бо предстательство стяжахом, во веки светоявлено блажащее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 7-й (единожды). Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом). На входе: «...преобразивыйся на горе...». По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 4-й – 6 (первые две стихиры – дважды), и святителя, глас 8-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Приидите, вернии...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Прообразуя Воскресение Твое...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 . На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Что тя наречем...», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Петру, и Иакову, и Иоанну...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя, глас 8-й: «Вторый Моисей...» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителя, глас тот же: «Непостижимый Свет...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален святителя по полиелее, глас тот же: «Воздержанием тело духу...», «И ныне» – седален праздника по полиелее (по выбору). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Тихона...». Стихира святителя, глас 2-й: «Взял еси на рамена крест...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-26/

5 авг., в субботу, в короникон 73 (853 г.) Буга аль-Кабир сжег Тбилиси и казнил эмира Сахака. Тогда антиараб. восстание возглавил царь Деметре II. Решающее сражение произошло близ Кверцхоби (селение на левом берегу р. Чератхеви, территория совр. муниципалитета Хашури); груз. силы потерпели поражение, «погибло их множество» (Матиане Картлисай (Летопись Картли)//КЦ. 1955. Т. 1. С. 256; То же//Картлис цховреба. 2008. С. 141). Как указано в надписи в Атени Сиони, «и того же месяца августа 26-го, в день субботний же, Зирак (араб. военачальник.- Авт.) захватил в плен Каху и сына его Тархуджи» ( Джавахишвили. 1998. С. 335; КГН. 1989. Т. 3. С. 132). К. К. отказался принять ислам, его отправили ко двору халифа в вавилонский г. Самарру (на территории совр. Ирака). Халифу Джафару было известно, какой значимой фигурой для соотечественников был К. К. Он встретил его с почестями и стал уговаривать сменить веру. После очередного решительного отказа К. К. халиф приказал отрубить ему голову. Тело мученика с целью устрашения христиан повесили на высоком столбе. К. К. стали почитать как мученика уже на рубеже IX и X вв. Гимнография В гимнографическом сб. Иадгари Микаела Модрекили (НЦРГ. S 425, 978-988 - Ингороква. Т. 3. Ч. 2. С. 128-129) сохранилась служба К. К. Нек-рые исследователи считают Модрекили ее автором, однако она могла быть составлена и до X в., поскольку гимнограф включал в сборник не только свои сочинения, но и более ранние гимнографические произведения, как переводные, так и оригинальные. Служба помещена под 22 нояб., содержит стихиры на «Господи, воззвах» и канон, состоящий из 8 песен (без 2-й), с ирмосами ( Гвахария. 1978. Т. 2. С. 324-326; Ингороква. 1965. Т. 3. Ч. 2. С. 128-129). Изд.: кименная ред.: Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен царем Вавилона Джафаром// Сабинин М. Рай Грузии. СПб., 1882. Т. 1. С. 363-370 (на груз. яз.); Peeters P. Passio S. Costantini Hiberi//Acta SS. Nov. 1925. T. 4. P. 554-563 (на груз. и лат. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 73-80 (на груз. яз.); ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 164-172 (на груз. яз.); Житие и мученичество святого мученика Костанти Грузина, к-рый был замучен царем вавилонян Джафаром/Пер. с древнегруз. яз.: Н. Вачнадзе, К. Куция. Тбилиси, 1978 (на груз. и рус. яз.); The Life and Passion of Kostanti-Kaxay/Ed.: M. Abashidze, S. H. Rapp//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 2004. Т. 117. N 1/2. P. 137-174 (на груз. и англ. яз.); метафрастическая ред.: Антоний I (Багратиони). Восхваление и повествование подвига и страданий св. вмч. мтавара Костантина//ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 265-281 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2057080.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010