Палатка (часовня) над его гробом поставлена между 1651–1656 годами, при архимандрите Адриане, вследствие бывших в первом году знамений от До митрополита Платона она была маленькою; Миллер в своем описании лавры, написанном между 1770–1775 годами, говорит о ней: «близ церкви Сошествия Святаго Духа в приделанной малой палате есть гробница с образом ученаго Грека преподобнаго Максима, монаха Ватопедскаго». По описи лавры 1768 года, при кровле Духовской церкви (тесовой) палатка была покрыта лещедью. В 1796 году митрополит Платон перестроил ее с целию ее увеличения. С тою же целию постепенного увеличения она была перестраиваема при митрополите Филарете в 1847 и в 1867 годах (в последний раз – для приведения ее в симметрию с пристроенною к южной стороне Духовской церкви Филаретовскою церковию). Надгробие преподобного Максима Грека находится в юго-западном углу палатки, а вся она составляет теперь (и, собственно, представляет собой) монастырскую лавку для продажи икон, крестов и других священных предметов. Колокольня Лаврская колокольня есть одна из первых в России колоколен по вышине и, как думаем, есть самая первая в России колокольня по красоте – изящно стройная и, несмотря на всю свою массивность, смотрящаяся чрезвычайно легкою (и как-то характерным образом элегантною). Она представляет собой четвероугольную башню в пять этажей, которые один за другим постепенно уменьшаются в объеме, из которых нижний – глухой, а все остальные – с широкими пролетами, оставляющими от стен только углы, из которых второй и третий обставлены по углам колоннами, а четвертый и пятый – полуколоннами и из которых все эти четыре обставлены по выступам углов вазами (второй этаж колокольни значительно менее первого, а постепенное уменьшение идет уже далее, так что башню представляют собой, собственно, четыре этажа колокольни, начиная со второго, а первый этаж составляет как бы пьедестал башни). Наверху колокольни поставлен своеобразный двойной купол, нижняя половина которого имеет форму большой ложчатой чаши, поставленной на подставе, а верхняя половина имеет форму такой же малой чаши, опрокинутой вниз и поставленной на подставе, возвышающейся из первой чаши, и который венчается крестом на яблоке.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Архив Пн Храм святого Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ 29 мая 2011 г. 12:00 29 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на обновление домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии , после чего возглавил служение Божественной литургии в воссозданном храме. Храм святого Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ (наб. Обводного кан., 17) исторически относился к Санкт-Петербургской духовной семинарии (здание Духовной академии с храмом во имя Двенадцати апостолов, построенное в 1817-1819 гг., до сих пор не возвращено Русской Православной Церкви). Семинария, предшествующие которой духовные школы с 1721 г. находились в корпусах Александро-Невского монастыря, согласно воле императора Николая I обрела новое отдельное здание в 1838-1841 гг. Строительный комитет возглавил ректор семинарии архимандрит Афанасий (Соколов), впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский. Проект здания в стиле классицизма с домовой церковью составил синодальный архитектор академик Аполлон Федосеевич Щедрин (1796-1847). Церковь совместили с актовым залом, отделив алтарь подвижной перегородкой. Освящение храма совершил 26 сентября 1841 г. митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) уже при новом ректоре семинарии архимандрите Феогносте (Лебедеве), впоследствии архиепископе Псковском и Порховском. В 1859 г. для семинарского храма учреждается особый штат (до этого в нем служили лаврские иеромонахи). В разные годы в семинарском храме молились причисленные ныне к лику святых ее ректор священномученик Вениамин (Казанский), воспитанники священномученики Алексий (Ставровский), Философ (Орнатский), Михаил (Чельцов) и др. После празднования 75-летия семинарии (1884) была осуществлена реконструкция здания. В 1886-1887 гг. по центральной оси по проекту архитектора Синода Николая Никифоровича Маркова (1815-1895) был пристроен со двора трехэтажный объем с наружной отделкой в русском стиле. В его верхний этаж перенесли храм, освященный 18 декабря 1888 г. архиепископом Холмским и Варшавским Леонтием (Лебединским), (впоследствии митрополит Московский и Коломенский). Из прежнего помещения, в котором остался актовый зал, перенесли барельефы работы скульптора В.И. Демут-Малиновского и иконостас. Академик живописи П. С. Шильцов к ноябрю 1890 г. написал для дополнительной части иконостаса 8 икон, а также расписал плафон над алтарем. С 1900 г. при семинарском храме действовало братство св. Иоанна Богослова для помощи неимущим студентам.

http://patriarchia.ru/db/text/1497838.ht...

(1705) с. Загайцы. Первым в списке правосл. игуменов И. М. м. после окончания униат. периода значится Аркадий (Закревский; 1796-1808). Затем И. М. м. возглавляли выпускники Волынской ДС Иасон (Ендржеевич), Иероним (Визерский) и с 1814 г. Иерофей (Лобачевский; впосл. епископ), к-рый совмещал настоятельство в И. М. м., преподавательскую деятельность в Волынской ДС и должность благочинного муж. мон-рей Волынско-Житомирской епархии. Уже после перевода архим. Иерофея в 1829 г. в Дерманский мон-рь И. М. м. выиграл в Сенате земельное дело, начатое в кон. XVIII в. против соседнего помещика Каетана Бобра-Пиотровицкого и продолжавшееся после смерти Каетана в 1831 г. против его сына, предводителя дворянства Волынской губ. Теодора Бобра-Пиотровицкого. После смерти Т. Бобра-Пиотровицкого в 1861 г. Загайцы перешли его дочери Людвике Юзефине, вышедшей замуж за гр. Маврикия Потоцкого. Ее сын Евстахий Потоцкий в кон. XIX в. притеснял и грабил мон-рь, довел Загаецкое поместье до разорения и вскоре лишился его (Fragment «Bobrowny Ludwika i Zofia»!//Gazeta Wyborcza: 27. 10. 2004; Karwicki J. D. Z zamglonej i niedawno minionej przeszoci. Warsz., 1901. S. 121-125). В 1833-1875 гг. настоятелями были в основном архимандриты, ректоры Волынской ДС в Кременце (переведенной в 1902 в Житомир), в т. ч. в 1833-1837 гг. Флавиан (Тихвинский); в 1837-1847 гг. Христофор (Эммаусский; впосл. епископ); в 1848-1852 гг. Феодосий (Шаповаленко; впосл. архиепископ); в 1852-1857 гг. Ефрем (Рязанов); в 1857-1860 гг. Феофилакт (Губин; впосл. епископ); в 1861-1875 гг. Рафаил (Троицкий). Возглавлявший И. М. м. в 1901-1904 гг. иером. Анатолий (Ключарёв), опираясь на архив И. М. м., в т. ч. на рукописи «Русская история Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого (1773) и «Статистическое описание Загаецкого монастыря» (1845), написал книгу по истории обители. Насельниками обители были мн. видные деятели волынских духовных школ, буд. преподаватели Волынской ДС иеромонахи Нафанаил (Гнидашевский), Макарий (Остальский), Сергий (Павловский), Афанасий (Шиманский), Киприан (Центелович).

http://pravenc.ru/text/577900.html

63 При учреждении супругами Огинскими в 1619 г., в Евье монастыря, подчиненного Св. Духовскому Виленскому монастырю, строители озаботились, чтобы в праздничные и воскресные дни произносились народу проповеди и чтобы для детей была бы «наука школьная». Вилен. Акт. XI, 31, 32 и 37. 64 Памят. Киев. Ком., т. IV, стр. 1–7 (грам. епископа и устав), см. там же подтвер. грамоты 1656, 1667 и 1670 и особенно последнюю. 67 Подлинник грамоты еписк. Гедеона хранится в Холмском братском музее; текст грамоты помещен в VII вып. Памят. стар. в зап. России, Батюшкова, и в сочин. Будиловича «Рус. прав. стар. в Замостье», 1885 г., стр. 29. Срав. текст грамоты помещ. в Киев. Стар. Докум. брат. г. Замостья, 1882, июль. 68 Сводн. галиц. рус. летоп., стр. 397–400.; Лонгинов, Памят. древ. православия в Люблине, 1883 г., стр. 17 и след. 70 Жудро «История Могилев. Богояв. братства», стр. 18–33. Письма еп. Гедеона и Львов. братства в Вилен. Арх. Сб. т. II, стр. 23 и 24. См. Мог. губ. вед. 1846 г. 50. 71 Вилен. Арх. Сб., т. II, стр. 21, и пред. IV. См. грам. в Могилев. губ. вед. 1847 г. 10. В исторической литературе (см. Жудро, Ист. Могил. Богояв. братства, стр. 25) существуют разные мнения относительно этого братства: некоторые считают его униатским, а другие полагают, что это братство, вместе со Спасским, составляло одно учреждение и было, следовательно, православным. Казалось бы, что братство церкви Входа Господня, судя по его устройству, надлежит признать православным и по составу своему однородным со Спасским братством. 72 В 1635 году митрополит Петр Могила , в бытность свою в г. Минске, подтвердил грамоту митрополита Иова и постановил, чтобы игуменья сего монастыря имела в помощь себе наместницу, и чтобы монахини занимались печением просфор для местных церквей. Число монахинь в самом начале простиралось до 20; каждая из них вносила при своем поступлении известную сумму на содержание монастыря. В 1796 г. монастырь присоединен к Слуцкому женскому Ильинскому монастырю (см. Мин. грам. 64, 70, 82, 98 и 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

к нему келаря Илариона с просьбою о милостыне). 168. Дерманский – Троицкий , мужской, 3-го класса, Волынской губ., Дубенского у., в 40 вер. к юго-вост. от Дубно, на отдельном холме, окруженном горами, на вершине которых разбросано селение Дермань. Основан в XV ст. кн. Острожским Василием Федоровичем, прозванным Красным и скончавшимся в 1450 г. В 1720 г. принял унию, но в 1796 г. возвращен в лоно православной церкви и в 1842 г. возведен на степень 1-го класса. “Полн. Собр. лет.”, II, 372 (о начале унии, архим. Геннадий 1596 г.); Ратшин, 84; Фритче, “Воен. стат. обозр. Волын. губ.”, 1850 г., 108; Аскоченский, “Очерки Волын. губ.”, 120; “Волын. губ. вед.”, 1847 г., 20–27; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 12 (о возвед. в 1 кл.); Батюшков, “Волынь”, 62; Забелин, “Воен. стат. обозр. Волын. губ.”, 1887 г., 128; “Волын. губ. вед.”, 1861 г., 10 (Ист. статист. опис. г. Острога; кн. Констант. I и его подарок рукоп. книга поучений св. Калиста), 11 (Запись кн. Константина II); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 547; “Сказ. современ. о Дм. Самозв.”, 1837 г., II, 191 (в м-ре был иноком Гришка Отрепьев); “Акты Археогр. Эксп.”, II, 141 (Челобит. 1606 г. чернеца Варлаама о соучастии Гришке Отреп.); “Акты Зап. Р.”, II, 80 (Отступн. запись 1512 г. Януша Сапгушка м-рю на Белашевскую отчину); IV, 58 (Деяния духовн. собора во Львове 1505 г.; архим. Геннадий); “Временник ист. и древн.“, 1849 г., I, смесь (книгопечатание: Октоих 1604 г., Мелетия патр. “Диалог о правосл. вере” 1603 г. и его же лист к Ипатию Поцею, 1605 г.); 1853 г., XVI, 12, 81 (Иное сказ. о Самозван.); Батюшков, “Волынь”, 117 (вид м-ря), объяснен. к рисункам, 55 (опис. м-ря); “Русск. истор. Библиот.”, II, 634, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Рафаила, который показал, что он был игуменом м-ря и пострижен архим. Исайею Болобаном лет за 20 перед тем); “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. III, 22, I (в 1766 г. сюда был сослан униатами поборник православия игум. Мотронин. м-ря Мелхиседек); т. IV, 130, LXIII (жалоба 1700 г. игум. Иеронима Белакевича на дворян. Дрогомира о насилии и притеснениях); т. VI, 605, CCXLIV (письмо 1627 г. архим. м-ря Мелетия Смотрицкого о созыве собора униатов и православных по делам церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Он находится на реставрации, а богослужения совершаются только в теплое время года. С 1795 г. епископ Феофил воздвигал среди монастыря два храма Казанский и Предтеченский и колокольню с главными вратами. Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского. Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особой заботливостью и назначил его для соборного служения в торжественные дни. За городом издавна стояла бесприходная Успенская каменная церковь. Феофил в 1791 г. испросил у святейшего Синода дозволения разобрать ее и годный материал употребить вместе с новым на постройку Казанской церкви. Старого материала было слишком мало для возведения различных каменных зданий при архиерейском доме. Феофилу нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим делом с неутомимой ревностью, а при недостатке благотворительных пособий, отдавал иногда на постройки последние монастырские деньги. Заботливостью епископа Ионы в начале XIX века в Казанской церкви устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой в 500 пудов. В 1847 г. попечением епископа Николая перелит главный колокол Казанской колокольни, с прибавкою нового материала. Колокол этот весом более 1000 пудов, переливка его и подъем обязаны благотворительным пожертвованиям тамбовских прихожан., на церкви Казанской позолочены главы. В настоящее время в Казанском монастыре два храма: летний, Казанский, с приделом во имя св. Николая и Предтеченский, зимний, с отоплением, с приделом св. Тихона Задонского и при архиерейских покоях «Крестовая» церковь во имя Всех святых. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 798.

http://sobory.ru/article/?object=09013

В 1678 г. в Роганове числилось 12 дворов, на городской монастырской земле в XVII в. находилось еще 13 дворов (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 66 об.). В кон. XVII в. игумену с братией выплачивалось 3 р. 26 алтын и 4 деньги «панихидных» денег. С 1627/28 г. с Георгиевской ц. «в земляной осыпи» в Патриаршую казну поступал налог - 6 алтын 4 деньги, после 1655/56 г.- 14 алтын с деньгой. Малолюдный и небогатый В. Г. м. «на посаде в Зарядье» в 1692 г. был приписан к владимирскому в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рю , между 1712 и 1715 гг. упразднен, храм обращен в приходский. Монастырские постройки после 1715 г. Во время городского пожара 28 июля 1778 г. Георгиевская ц. обрушилась. К 1784 г. на фундаменте старого храма был выстроен и освящен новый храм. К 1796 г. закончилась его роспись, в церкви установили 5-ярусный иконостас. Сохранившийся до наст. времени храм 1784 г. представляет собой одноапсидный четверик с 4-скатной кровлей и 3-ярусным верхом, состоящим из 2 убывающих восьмериков (попеременно один световой, один глухой), завершение - луковичная главка. На фасаде четверика лопатки, карниз, 2 яруса окон с особой для каждого яруса формой наличников. В 1847 г. с сев. стороны к церкви был пристроен придел во имя равноап. кн. Владимира, алтарь к-рого занял часть церковной паперти. Во 2-й пол. XVIII в. к храму пристроили невысокую каменную колокольню, состоящую из восьмигранного столпа, выступающего над входом в трапезную; ярус звона переходит в восьмигранный шатер, на каждой грани к-рого по 2 небольших окна - «слуха» с наличниками, завершающиеся луковичной главкой. В 1715 г. причт Георгиевской ц. состоял из священника и диакона, в 1872 г.- священника, дьячка и пономаря, в 1894-1917 гг.- священника и диакона-псаломщика. В 1872 г. доход храма составил 891 р. 30 к., в 1913 г.- 1773 р. 10 к. К нач. XX в. в церкви хранились 2 почитаемые иконы из В. Г. м.: вмч. Георгия и блгв. кн. Александра Невского. В юго-зап. и сев.-зап. частях храма находились гробницы с надписями о том, что здесь похоронены кнг.

http://pravenc.ru/text/154979.html

Пер.: Беседы избранные св. отца нашего Иоанна Златоустого, архиеп. К-польского. М., 1784. Ч. 1-2; М., 1819; Беллармин Р. Толкование на Псалтирь по тексту евр. и греч. М., 1791-1793. Ч. 1-3; 1806. Ч. 1-2; 18143, 18234, 1847, 1863, 1882, 1894, 19039 (То же, загл. изм.: Толковая Псалтирь. М., он же. О воздыхании голубицы, или О пользе слез. СПб., 1795. М., 1842; он же. О семи изречениях, от Христа на Кресте провещанных. СПб., 1795. Кн. 1-2; М., 1832; Торжество нашей веры над неверующими и вольномыслящими. СПб., 1792; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на евангелиста Иоанна. М., 1793; Блж. Петра Хрисолога поучительные слова. М., 1794. Т. 1-2; Богословский трактат, или Христианское рассуждение о четырех последних человека, т. е. о смерти, суде, муке и радостях вечных, с присовокуплением похвального слова, сочиненного св. Григорием Назианзином на кончину св. Василия Великого. СПб., 1795, 1821; Руководство к святому и благочестивому житию, или Спасительные правила, как угождать Богу, писанные нек-рым благочестивым отцом к единородной дщери, посвятившей себя на служение Богу. СПб., 1796, 1809; Св. мч. Иустина философа разговор с Трифоном Иудеанином о истине христ. закона. СПб., 1797; Григорий Назианзин, свт. Поучительные слова. М., 1798. Ч. 1-2; Свт. Василия Селевкии Исаврийского поучительные слова. СПб., 1802. Лит.: Павлов А. М. Описание Св.-Троицкой Александро-Невской лавры. СПб., 1842. С. 26, 45, 82; [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Российской Церкви: С прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 53, 54; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 143-147; П. М. [Мельников-Печерский П. И.]. Из прошлого//РВ. 1868. Т. 74. Апр. С. 463-464; Григорович Н. И. Ириней, архиеп. Псковский//РА. 1869. 7/8. Стб. 1103-1126; Сольский С. М. Обозрение трудов по изучению Библии в России//ПО. 1869. Апр. С. 568, 570-572; Выдержки из дружеских писем Евгения [Болховитинова] (впосл. митр. Киевского) к воронежскому приятелю его В.

http://pravenc.ru/text/674015.html

Постройка этого храма производилась за недостатком жертвуемых средств крайне медленно; лишь в 1829 г. был совсем закончен верхний этаж и освящен в нем последний престол Григория Богослова. Колокольня же начата постройкою гораздо позже, в 1833 г., а закончена в 1847 г. Из старого храма в настоящий был перенесен иконостас для верхнего этажа и большинство ценных икон. Теперь сохранились древнейшие из них: Богоявления Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Судя по однообразной форме их, можно думать, что они сооружены в одно время, т. е. в 1740 г, как это значится на окладе иконы Успения. Эти иконы особенно уважаемы прихожанами. Со времени постройки Успенский храм неоднократно подвергался небольшим поправкам и капитальным ремонтам. Так, в 1861, 1867, 1872 и 1881 гг. были постепенно сделаны новые иконостасы: Богоявленский, Успенский, Воздвиженский и Георгиевский на средства прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Поводом к устройству нового Георгиевского иконостаса послужила отчасти смерть священника 142 Звенигородского полка Федора Покровского, который скоропостижно скончался в алтаре на первый день Пасхи перед утреней от кровотечения из горла, при этом были испачканы помост алтаря от иконостаса до горнего места и сам иконостас. Успенской церкви принадлежат две каменных часовни: в рыбном ряду на Архангельской улице при площади и в мясных рядах на Успенской улице. Часовни эти построены торговцами при основании торговых площадей в 1796 г. и по близости расстояния приписаны к Успенскому приходу, отчасти и для усиления сборов на постройку храма. Подле храма стоит еще третья часовня, построенная при закладке храма. Здесь под открытым небом под воскресные и праздничные дни совершалось всенощное бдение в течение постройки храма и собиралось много пожертвований. В этой часовне находится резное изображение сидящего в темнице Спасителя. На содержание Успенского храма поступают % с капитала в 2125 руб. В 1877 г. в Успенском храме совершал литургию бывший при посольской церкви в Париже председатель Духовно-учебного Комитета протоиерей Иосиф Васильев.

http://sobory.ru/article/?object=02129

Иринарх , с 1790. Никита , с 1795. Симеон , 1795. Андрей , с 1799. Евстафий 19 дек. 1799 перев. в Вязниковский Благовещенский. Симеон , 1800. Симон , с 1802. Макарий , с 1804; 27 янв. 1805 перев. в Благовещенский Вязниковский. Гедеон , с 1805. Самуил , с 1813. Иероним , с 1818. Владимир , с 1821. Спиридон , с 1823. Илия , с 1825. Амвросий , с 1828. Никодим , с 1829. Савва , с 1831. Валентин , 1832; 4 февр. 1833 перев. в Вязниковский Благовещенский. Герасим , с 1833. Анатолий , с 1839. Авраамий , с 1840. Иосиф , с 1848. Сергий , игум., в 1852; 14 нояб. 1853 перев. в Благовещенский Вязниковский. Георгий , игум., с 1853; упом. 1862. Моисей , с 1866. Даниил , с 1867. 67 Муромского Троицкого (новодевича, на посаде), ныне 3-го класса, основанного в 1642 г. [V, 130]: Игуменьи Акилина , в февр., июле 1662, в мар. 1672. Адриана , 1738–42. Маргарита , 1764–78. Неонила , с 1778. Евграфа 1784 перев. в Арзамасский Николаевский. Мария 1784 перев. из Арзамасского Николаевского, а в 1787 – опять туда-же. Евграфа в 1787 паки перев. из Арзамаса; упом. 1795. Александра Нейманова , 1808–17. Елисавета , 1840. Максимилла , 1845. Митрополия , 1846. Евпраксия , 1847–55. Евфросиния , 1856–66. На особом листке, не рукою П. М. Строева, написано: «Список настоятельниц Муромского Троицкого Новодевича монастыря, по монастырским документам:» Игуменьи Анилина , 1660–73. Анисия , 1673–1719. Александра , 1719–31. Адриана , 1731–42. Мария , 1742. Неонила , 1762. Маргарита , 1762–66. Неонила , 1766–80. Мария , 1780–82. Евграфа , 1782–88. Мария (прежняя) 1788–90. Евграфа (прежняя) 1790–99. Аполлинария Золотарева , 1799–1800. Евгения Пальтова , 1800–17. Александра , 1817–20. Варсонофия , 1820–22. Афанасия , 1822–31. Елисавета , 1831–41. Елисавета же, 1841–42. Евгения , 1742–43. Елисавета Лаврова, 1843–44. 217 Максимилла Виноградова , 1844–45. Митрополия , 1845–46. Евпраксия 1846–55. Ефросиния Тюменева , 1855. Особые заметки Разные IV, 63. Воробьевской (Воробьевой), при селе Дунилове: Игум. Иларион , в апр. 1684.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010