«...Прибыл в 1778 г. из Молдавии в Могилев на Днестре греческий Призренский митрополит Евсевий. ... Зимой 1780 г. Евсевий оказался в Варшаве, принят был там в обществе, как ученый человек, и виделся с Польским королем. Так как в это время, после смерти митрополита Андрея Шептицкого (униата. – Сост.), бывшего и Львовским епископом, Подолия оставалась без епископского управления, то Евсевий задумал взять ее в свое управление и явился в Могилев (на Днестре. – Сост.) с какой-то грамотою от короля, в которой будто бы Евсевию давалось право управлять Православными Польши и защищать их от униатов. ... В октябре 1780 г. Евсевий утвердил свое местопребывание в Немирове... Народ ... стал бросать унию и устремляться к Евсевию. Об этом узнал ... Киевский кастелян Стемиковский и дал приказание схватить Евсевия. Евсевий уехал в Варшаву, по одному известию, ... жаловаться, ... по другим ... оправдываться. ...За ним следовали жалоба ... и представления ... униатских властей, жалоба Переяславского епископа Илариона на незаконныя действия в пределах Переяславской епархии...» Зашевелились и южно-русские раскольники-старообрядцы, которых он милостиво принял и пообещал поставить «архиерея» в лице имевшегося у них уже наготове некоего иеромонаха Иосифа». Но наибольшую активность Евсевий проявил в борьбе с униатами. Так, приближение некоего официала Любинского «... толикую вражду возбудило в Евсевие, что ночью, на 4-е число декабря (1780 г. – Сост.), устремился он с своими новообратившимися, фузеями и турецкими ножами вооруженными, на дом официала, велел в колокола звонить и, держа в одной руке карабин, другою благословлял и собравшемуся народу кричал: вы, верующие во Иисуса Христа, бейте сих погибельных униатов. Вдруг бешеная толпа бросилась на официала, на его причет и на его слуг. Некоторые отвели сего прелата в сторону и били его нещадно, его вопль, его униженное прошение утомили наконец их лютость и спасли ему жизнь...» (Коялович М. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. СПб., 1873. С. 174–179). Бурная деятельность Евсевия, в конце концов, вызвала усиленную переписку Св. Синода с иностранной коллегией, сенатом, а русский посол в Варшаве получил предписание домогаться высылки Евсевия из Польши. Со своей стороны и униаты следили за каждым шагом Евсевия. Наконец, он получил приказание выехать из Польши с угрозой, что в случае ослушания будет выдан туркам. Дальнейшая судьба его не ясна... «...В 1786 году предписано было не признавать действительными священников и дьяконов, рукоположенных каким-то митрополитом Евсевием...» (Николай (Трусковский). архим. Историко-статистическое описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Шуваловым, приписывается «всем Парижем» Вольтеру и тот вынужден, отрицая свое авторство, его опубликовать во второй раз, назвав имя русского поэта («le Comte de Shwalo»)[xliv]. Труды князя А. М. Белосельского (с 1779 г. Белосельский-Белозерский), например, его эссе об итальянской музыке, рецензируются в ведущих парижских журналах («Journal encyclopédique», 1778) и т. п. Русские apucmokpamы[xlv] становятся полноправными членами «Республики словесности», состоят в дружеских отношениях и переписке с Вольтером, Ж.-Ф. Лагарпом, Ж.-Ф. Мармонтелем, Бомарше, Э.-Д. де Парни, Ж.-А. Бернарденом де Сен-Пьером (двоюродный дядя А. П. Шувалова, И. И. Шувалов, как известно, был корреспондентом Вольтера, Гельвеция, Дидро, Д " Аламбера) и др. Разумеется, все это опирается на жизненную практику путешествий (А. П. Шувалов посещает Францию в 1756-1758, 1764-1766 и 1777-1781 гг., дипломат А. М. Белосельский в 1768-1778 гг. побывал в Англии, Германии, Франции, Италии, в 1779-1780 гг. опять в Германии и Италии). Добавим, что «европейское образование» граф А. П. Шувалов получил под руководством гувернера П.-Л. Леруа, члена С.-Петербургской Академии наук, французского поэта, а князь А. М. Белосельский учился у бывшего иезуита, французского литератора, члена Прусской академии и секретаря Фридриха Великого Д. Тьебо. Подобные поездки русских аристократов в Западную Ebpony[xlvi] оставили след и в литературе путешествий, но преимущественно на французском языке. Так, барон (с 1760 г. граф) А. С. Строганов (потомок знаменитых солепромышленников, основателей железоделательных и медеплавильных заводов на Урале, «именитых людей» Строгановых) в 1752 г. с разрешения отца отправился за границу завершать образование в Женевском университете (среди его домашних учителей в России были в основном преподаватели Сухопутного шляхетского корпуса), где в течение двух лет слушал лекции, познакомился с Вольтером, а в 1753 г. написал «Lettre à un Ami sur les Voyages» («Письмо другу о путешествиях») и «Lettre à un Ami sur la manière de voyager utilement» («Письмо другу о способе путешествовать с пользой»), оставшиеся heonyблukobahhымu.[xlvii] В 1754 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Губернии или наместничества были следующие: I. Архангельская (1784 г.), губ. гор. – Архангельск, уездные: Холмогоры, Шенкурск, Пинега, Онега, Кола, Мезень; безуездные: Кевроль, Пустозерск, Соловки, креп. Новодвинская; жителей – 170 300. II. Владимирская (учрежд. 1778 г.), губ. гор. – Владимир, уездные: Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев Польский, Шуя, Гороховец, Александров, Муром, Киржач, Покров, Судогда, Ковров, Вязники, Меленки; жителей – 871 050. III. Вологодская (1780 г.), в области Вологодской, губ. гор. – Вологда и уездные: Вельск, Тотьма, Грязовец, Кадников; в области Великоустюжской уезд. гор.: Устюг Великий, Сольвычегодск, Лальск, Никольск, Красноборск, Устьсысольск, Яренск; жителей – 556 200. IV. Воронежская (1779 г.), губ. г. – Воронеж: уездные: Задонск, Бобров, Землянск, Нижнедевицк, Бирюч, Ливенск, Калитва, Волуйки, Беловодск, Купенск, Богучар, Павловск, Острогожск, Коротояк; безуездные: Тавров (креп.), Ольшанск (сел.), Костенек, Урыв, Гвазда, Верхососенск, Икорецкая Верфь; жителей – 809 600. V. Выборгская (1784 г.), губ. гор. – Выборг; уездные: Фридрихсгам, Кексгольм, Вильманстранд, Нейшлот Сердоболь; жителей – 180 500. VI. Вятская (1780 г.), губ. гор. – Вятка; уездные: Кайгород, Котельнич, Слободской, Уржум, Орлов на Вятке, Яранск, Царевосанчурск, Глазов, Елабуга, Малмыж, Сарапул, Нолинск; безуездный Шестаков (мест.); жителей – 817 100. VII. Екатеринославская (1784 г.), губ. гор. – Екатеринослав; уездные: Градижск, Полтава, Славянок, Мариуполь, Херсон, Бахмут, Павлоград, Новомиргород, Елисаветград, Новомосковск, Константиноград, Алексополь, Донецк, Александрия; безуездные: Азов (креп.). Таганрог (кр, и порт), креп. св. Димитрия, Переволочна (креп.), Никополь, Ольвиополь, Берислав, Нахичевань, Кременчуг, Витовка; жителей – 744 550. VIII. Иркутская (1783 г.), в области Иркутской, губ. гор. – Иркутск; уездные: Верхний Удинск, Нижний Удинск, Киренск; в области Нерчинской: Нерчинск, Доронинск, Баргузин, Сретенск; в области Якутской: Якутск, Олекминск, Оленек, Жиганск, Зашиверск; в области Охотской: Охотск, Гижигинск, Акланск, Нижний Камчатск; безуездные: Илиминск (сел.), Селенгинск, слоб. Кяхта, Петропавловская креп., Авача (нор.), Большерецкий порт и жителей – 375 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

войск в апр. 1747 г. в Сев. Фландрию и угроза оккупации всей территории Соединённых провинций усилили позиции оранжистов. В ходе начавшихся народных выступлений выдвигалось требование передать власть принцу Оранскому, к-рого в течение апр.-мая признали статхаудером Зеландия, Голландия, Утрехт и Оверэйссел. 15 мая Генеральные штаты провозгласили принца статхаудером Соединённых провинций под именем Вильгельма IV и Верховным главнокомандующим. По Ахенскому миру 1748 г. Франция возвратила Соединённым провинциям захваченные ею территории, однако республика лишалась права размещать свои гарнизоны в южно-нидерланд. крепостях. С сер. 70-х гг. XVIII в. в Соединённых провинциях стало нарастать недовольство политикой статхаудера Вильгельма V. Его обвиняли в откровенно проангл. ориентации, недостаточном внимании к экономическим проблемам страны, выдвигали требование демократизации системы гос. управления. В республике сформировалось широкое оппозиционное демократическое движение «патриотов». Большое влияние на него оказала Война за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. «Патриоты» требовали заключить союз с Францией, активно поддерживали англ. северо-амер. колонии в их борьбе за независимость, а лидер «патриотов» Й. Д. ван дер Капеллен тот ден Пол вел активную кампанию за дипломатическое признание Соединёнными провинциями США. Генеральные штаты отказали Великобритании в транспортировке войск в Сев. Америку, а с началом англо-франц. войны 1778-1783 гг. объявили о нейтралитете. Несмотря на противодействие брит. правительства, Соединённые провинции присоединились к Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г. Политика республики в отношении англ. северо-амер. колоний стала причиной 4-й англо-голл. войны (1780-1784). Тяготы войны обострили внутриполитическую ситуацию в стране и привели к т. н. Революции «патриотов» (1784-1787), в результате к-рой «патриотам» удалось захватить власть в центральных провинциях республики и добиться заключения ею 10 нояб. 1785 г. оборонительного союза с Францией.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

До 1760-х годов часть книг состояла в ведении протоколиста Арсеньева, часть – актуариуса Фохта. (А. М. И. Д. Входящие и исходящие дела 1765 г., л. 205). В июне 1762 г. «книги печатные коллежские, Долгоруковские, греческие, немецкие и разных языков отданы под смотрение переводчика Шишкарева» (Донесение Архива Коллегии). В 1763 г. книги находились в заведывании переводчика Соколовского и актуариуса Фогта, а по его смерти актуариуса Плева (Входящия и исходящия дела 1763 г., лл. 426–432. В 1766 г. библиотекарь Плен, см. донесение Миллера от 5 октября 1766 г.). 1763 г. 24 февраля «в Архиве Коллегии Иностранных Дел всем служителям накрепко было подтверждено, дабы по росписанием всяк дела свои знал и печатал и замками запирал; каморы же с делами печатать и запирать нижеследующие: ... камору, что с книгами переводчику Соколовскому и актуариусу Фогту» (Входящие и исходящие дела 1763 г., л. 190). – «Росписание об архиве Коллегии Иностранных Дел о служителях и кто у каких дел быть имеет»: ... «1-я экспедиция азиацкая», 2-я экспедиция европейская». В последней «3-е новытье: печатные разных диалектов книги латинские, польские, французские, немецкие, италианские, швецкие, греческие, турецкие и на российском языке. Книги бывшего графа Остермана. Ландкарты и чертежи, церемониалы. Коробка с письмами Габихшталя. Керовы письма. Морицовы письма. Книги исторические Волынского, Мусина-Пушкина и Еропкина. Вышеписанные книги и письма потребно переводчику Соколовскому и актуариусу Плену в смотрении иметь и чтоб оне исправно описаны были» ... Предписание это от 3 июля 1763 г. подписано Семеном Мальцевым и ассессором Иваном Юрьевым. Архив в то время делился на «Публичный Архив» и «Секретный и нужнейший государственный Архив». Книги состояли в последнем отделении Архива. Входящие и исходящие дела Архива 1763 г., лл. 352–359. Ив. Мерзлюкнн заведывал библиотекой с 18 января 1778 г. по 8 июня 1784 г. 2 июня 1780 г. он принял и книги, бывшие ранее в заведывании С. Адвиновского. А. М. И. Д. Входящие и исходящие дела 1780 г., л. 130 и др. В 1791–1795 гг. библиотекарь Лев Максимович.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Томас Мор со своей «Утопией» стоял в некоторой зависимости от Платона. Гораздо значительнее то влияние, которое и Платон и еще более Томас Мор имели на последующие времена: у них было много последователей и подражателей. Таков был доминиканский монах Томазо Кампанелла из Калабрии, написавший в 1611 году (в тюрьме) утопическое сочинение Civitas Solis, 2263 в котором проектировал коммунизм жен и имущества; таковы Гаррингтон со своей Oceana 1656 г., аббат Сен-Пьер, автор сочинений Projet de paix universelle entre les potentats de l’Europe (1716) и Traité de la Polysynodie (1718). Но перечислять всех известных утопистов для нашей цели было бы излишне. Заметим лишь, что они очень многочисленны. Некоторые из них пытались осуществить свои утопические мечты на деле, с другой стороны, и практические движения в духе коммунизма, упомянутые выше, сопровождались утопическими вымыслами своих вождей. Скажем особо несколько слов об утопическом социализме первой половины XIX века, преимущественно тридцатых и сороковых годов. Французская революция, имевшая всемирное значение, была грандиозной борьбой с абсолютизмом за политические права человека, за свободу и равенство. Её реальная причина лежала в несоответствии старого режима, с его политическим абсолютизмом и социальным феодализмом, вновь образовавшемуся третьему классу, буржуазии, которая стала —602— могущественною общественною силою, как по богатству, так и по образованности. Процветание этого класса требовало политической свободы и нового строя, соответствующего изменившемуся составу общества. Идеология же революции 2264 была выработана всею философией XVIII века, во главе которой стояли Вольтер в первую половину († 1778) и Руссо († 1778) во вторую половину столетия и которая сама находилась под значительным влиянием английской философии XVII века. Философия XVIII столетия была сильна и влиятельна в своей отрицательной части, в той разрушительной критике всякой традиции – религиозной, моральной, политической, которая преимущественно сосредоточивалась в знаменитой энциклопедии (1751–1780); она ярко выразила и свои положительные идеалы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда же были основаны все 7 казачьих станиц на территории совр. К.-Б. В 1780 г. было основано Константиногорское укрепление (совр. г. Пятигорск), в 1784 г.- крепость Владикавказ. Кабардинцы оказывали упорное сопротивление, в 1765, 1769, 1774, 1778-1779, 1785, 1794-1798 гг. шли боевые действия, особенно масштабными они были в 1778-1779 гг. в районе Пятигорья. В 1793 г. были учреждены родовые суды и родовые расправы, в результате чего судебная система в Кабарде перешла под контроль российской администрации, были ограничены власть князей и влияние мусульманского духовенства. В 1799-1807 гг. в Кабарде развернулось шариатское движение. Во время экспедиций в 1804, 1805 и 1810 гг. царские войска подавили сопротивление ок. 300 кабардинских аулов. Окончательное покорение Кабарды связано с ген. А. П. Ермоловым. В 1822 г. он основал во внутренних районах Кабарды ряд казачьих укреплений по рекам Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Урвань, Черек и Урух, тем самым закрыв выходы на равнину из горных ущелий. К окт. 1822 г. на месте Нальчика, с 1808 г. являвшегося резиденцией кабардинских князей и административно-политическим центром Кабарды, по приказу Ермолова была построена крепость Кавказской линии, в 1838 г. при крепости было заложено военное поселение, в 1871 г. преобразованное в слободу - центр Нальчикского окр. Терской обл. В 1822 г. в Приэльбрусье была построена крепость Каменномостская. В 1825 г. царские войска под командованием А. Л. Вельяминова подавили последнее крупномасштабное восстание и в Кабарде был установлен военно-карантинный режим. Кабардинцы, не желавшие подчиниться российской администрации, в 10-20-х гг. XIX в. бежали в Закубанье (совр. Адыгея), где их аулы образовали т. н. Хажретову Кабарду (Беглую Кабарду), а также в долину Б. и М. Зеленчука (ныне Карачаево-Черкесия), образовав там особую группу зеленчукских кабардинцев (отдельно там же известны бесленеевские кабардинцы); часть кабардинцев переселилась в Чечню, в Дагестан и в Османскую империю. По разным оценкам, из Кабарды уехали от 15 до 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

(4-ку, 713). 55 . История Тимурленкова. На арабском языке. (Печ. в Константинополе. 4-ку, 714). 56 . Журнал императора Петра Великого часть 1, в С. П. Бурге, 1770; часть 2, отдел 1-й; часть 2, отдел 2-й. 57 . Тетрати записныя всяким письмам и делам императора Петра Великого 1704, 1705 и 1706 годов. В С. П. Бурге 1774 г. Сия книга получена от князя Щербатова. 58 . Описание ледяного дома в 1740-м году деланного. В С. П. Бурге. 1741. (Остермана 147). 59 . Memoires pour servir à l’histoire du XVIII. siècle, contenant les negotiations, traitez, resolutions etc., par Mr. Lamberty. A la Haye, 1726–1740. 14 tomes, en 7 volumes. (Куплены в 1778 г.). 60 . Baringii clavis diplomatica. Hanoverae, 1754. (Куплен тогда же). 61 . Heumanni de re diplomatica Imperatorum ac Regum Germanorum, Imperatricum augustarum ac Reginarum Germaniae. Norimbergae, 1745 – 49 – 53. In З vol. (Тоже). 62 . Nettelbladii Schwedische Biblioteck. Stockholm, 1728–30. 5 partes in 2 voluminibus. 63 . Eckhardi introductio in rem diplomaticam, praecipue Germanicam. Jenae, 1742. (Куплен в 1778 г.) 64 . Разные объявления о незаконном избрании Станислава Лещинского в польские короли. На латинском языке. 65 . Описание моровой язвы, бывшей в Москве с 1770 по 1772 год. В Москве, 1775 году. 66 . Журнал военных действий армий Ея Императорского Величества 1770 году, в С. П. Бурге. 67 . Historya narodu Polskiego А. Naruschevicza. W Warszawie, 1780 и 1781. Tom. II. III. In octavo 1 . L’etat de la France. A Paris, 1718. En 3 volumes. (Остермана 34). 2 . Nouvelle description de la France par Mr. Piganiol de la Force. A Amsterdam, 1719. En 6 vol. (Остермана 35). 3 . Rerum per Europam gestarum a sancita ad Pyreneos pace usque ad nuper pactam Ultrajecti, Rastadii et Badae synopsis. Norimbergae, 1715. 4 . Boecleri commentarius historico-politicus de rebus Turcicis. Budissae, 1717. (Kepa 100). 5 . Histoire du Whigisme et du Torisme, par Mr. de Cize. A Leipzig, 1717 (Остермана 38). 6 . Dissertation sur les Whigs et les Torys, par Rapin.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Ф. Габлер. Гравюра К. В. Бока. 1794 г. Габлер [нем. Gabler] Иоганн Филипп (4.06.1753, Франкфурт-на-Майне - 17.02.1826, Йена), нем. протестант. библеист. В 1772-1778 гг. в ун-те г. Йены изучал философию и богословие; в 1778 г. получил степень магистра богословия за диссертацию о Послании ап. Павла к Евреям. Профессор ун-тов Гёттингена (1780-1783), Дортмунда (1783-1784), Альтдорфа (1785-1804; 21 июня 1787 получил степень д-ра богословия) и Йены (1804-1826). Лекция «О различии библейского и догматического богословия и о правильном определении целей обоих» (De iusto discrimine theologiae biblicae et dogmanticae regundisque recte utrisque finibus), прочитанная Г. 30 марта 1787 г. в Альтдорфе при вступлении в должность профессора, была событием в истории становления библеистики в ее совр. виде. Г. впервые говорил о библейском богословии как о вспомогательной дисциплине историко-критической науки. Исходя из опыта дискуссии о независимой от церковной догматики интерпретации текстов Библии, он противопоставил библейское богословие, основанное на результатах историко-критического анализа (ибо «догматика должна зависеть от экзегезы, а не наоборот» (Eichhorns Urgeschichte. Bd. 1. S. XV)), дидактическому характеру догматического толкования, к-рое, по Г., определено изменяющимися контекстом и дидактическими целями. Библейское богословие выявляет универсальные истины на все времена. Возможность такого противопоставления библейского богословия и догматики Г. видит в дифференцировании содержания религии и теологии, предложенном еще И. З. Землером , к-рый считал, что религия имеет дело с универсальными нравственными истинами, теология же является интеллектуальной рефлексией по поводу религ. истин. Библейское богословие оперирует с историческими реалиями и остается неизменным, систематическое богословие занимается различными доктринами и потому подвержено модификациям. В основе взглядов Г. также лежат положения И. Г. Эйхгорна, согласно к-рым миф является единственным способом выражения древними людьми своего восприятия действительности. Г. считал, что герменевтика мифа позволяет отличить примитивно выраженные истины от универсальных истин библейского богословия. Кроме того, он использовал теорию аккомодации Землера как инструмент, с помощью к-рого пытался отделить суть универсального нравственного учения Иисуса Христа от выражения этого учения в том или ином виде, определенного способностями людей в древности воспринять его.

http://pravenc.ru/text/161199.html

Это сообщение Якоба Штелина относится к первым годам царствования Екатерины П. Но свои записки немецкий автор составлял в более поздний период, и в примечании к своему повествованию он сообщил о дальнейшей судьбе настоятеля Петрикирхе. «После ухода, по собственному желанию, этого ревностного пастора и школьного директора из St. Pemri-kupxu и школы, эти духовные концерты в последней прекратились, – с сожалением свидетельствует Якоб Штелин. – Он сам находится сейчас в Берлине, в чине советника королевской консистории и в должности директора гимназии». 154 Однако была чисто специфическая причина трудности приезда в Петербург к концертному сезону, к Великому посту: русская ледяная зима пугала «иностранных соловьев», страшила их и, конечно, не без основания: многие из приезжавших в Россию не могли перенести нашего климата и находили здесь могилу. Зимний путь в Петербург «на перекладных», т. е. по почтовому тракту, или «на долгих», т. е. на своих или наемных, одних и тех же на весь путь лошадях, был и очень продолжителен, и очень утомителен, наконец, и небезопасен – по дорогам, даже по почтовым трактам пошаливали, и очень часто проезжающие лишались не только кошелька, но и жизни. Но, несмотря на все эти серьезные причины-препятствия, иностранные знаменитости должны были подчиняться выработанному обычаю – и концертный сезон со времени царствования императрицы Екатерины II совместился с Великим постом, когда по церковным законам, собственно говоря, не должно было быть никаких развлечений. 155 Вот программа петербургских великопостных концертов на 1778–1780 гг. 8 марта 1778 г. – исп. Stabat Mater Дж. Перголези; 14 марта – концерт в Благородном собрании. 1779 г. Концерты скрипача Л. А. Пезибля по вторникам Великого поста, начиная с 18 февраля; 18 февраля – исп. Stabat Mater Дж. Перголези; 23 февраля – начало концертов известного Итальянского музыкального общества; 26 февраля, 1 марта – исп. Те Deum К. X. Грауна; 2, 16, 23 марта – концерт Итальянского музыкального общества; 5 марта – исп. Salve Regina, оратория И. А. Хассе; 8 марта – Страсти Господни, оратория Н. Йоммелли; 19 марта – концерт скрипача Л. А. Пезибля.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010