Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКИЙ Осип (Юзеф, Йозеф, Иосиф) Антонович [польск. Kozowski Józef] (1757-27.02.1831, С.-Петербург), рус. композитор, по происхождению из польск. или белорус. дворян. Традиционно местом рождения К. считалась Варшава; белорус. исследователь В. Д. Бобрович сообщил о находке метрической книги, согласно к-рой К. род. в поместье Козловичи близ г. Пропойска (ныне Славгород Могилёвской обл., Белоруссия; см.: Бaбpobiч. 1985). К. учился музыке в капелле кафедрального собора св. Яна в Варшаве, там же начал профессиональную деятельность в качестве певчего, скрипача и органиста. С 1773 г. был придворным музыкантом польск. князей Огинских: Михаил Клеофас Огинский (впосл. автор знаменитого полонеза «Прощание с родиной») до 1778 г. изучал под руководством К. игру на клавире, теорию музыки и композицию; К. посещал Слонимский замок дяди своего ученика, великого гетмана литов. Михаила Казимира Огинского (его театр в Слониме славился оперными и балетными постановками), участвовал в домашних концертах. В 1777 г. он также руководил капеллой в имении Лабунь на Заславщине, принадлежавшем киевскому каштеляну Ю. Г. Стемпковскому. С 26 сент. 1786 г. К.- офицер рус. армии, адъютант кн. Ю. В. Долгорукова, прапорщик Кинбурнского драгунского полка. Участник осады Очакова и штурма Измаила. Ок. 1790 г. он служил в штабе кн. Г. А. Потёмкина , что способствовало дружеским и творческим контактам с придворным композитором «светлейшего князя» - Дж. Сарти . К. была заказана музыка для праздника, к-рый состоялся в честь взятия Измаила 28 апр. 1791 г. в Таврическом дворце. Сочиненные им к торжеству полонезы имели большой успех (среди них - знаменитый «Гром победы раздавайся» на слова Г. Р. Державина ) и явились творческим дебютом композитора в С.-Петербурге. 7 мая 1791 г. К. получил чин секунд-майора, 3 нояб. 1793 г.- премьер-майора. Его полонезы звучали на семейных торжествах в доме кн. А. А. Вяземского, гр. И. А. Безбородко, Л. А. Нарышкина и др. К. были заказаны полонезы по случаю бракосочетания наследника престола Александра Павловича с принцессой Елизаветой (1793), на празднование коронации Павла I (1797), коронации Александра I (1801). После внезапной кончины Потёмкина в 1791 г. покровительство К. оказал Нарышкин, в доме которого на Мойке композитор жил в 1796-1798 гг. К. посвятил Нарышкину неск. полонезов.

http://pravenc.ru/text/1841694.html

Кировоградская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кировоградская область — Преображенский собор в Кировограде область в центральной части Украины, создана 10 января 1939 года Указом Президиума Верховного совета СССР. Административный центр - город Кировоград . Расположена в центре Украины, в междуречье Днепра и реки Южный Буг в южной части Приднепровской возвышенности. Практически вся территория области расположена на правом берегу Днепра. На севере граничит с Черкасской, на северо-востоке с Полтавской, на юге и юго-востоке с Днепропетровской, на юге с Николаевской и Одесской областями, а на западе с Винницкой областью. Примечательно, что в поселке Добровеличковка располагается географический центр Украины. Содержание Православие в Кировоградской области [ править править код ] После многих лет почти полного безлюдья, территория нынешней Кировоградской епархии стала заселятся православными во при императрице Елизавете Петровне, когда в Новую Сербию стали стекаться сербы, оставившие свое отечество из-за притеснений австрийским правительством Православной веры, а также греки, молдаване и русские - великороссы и украинцы. Город Елизаветград, заложенный 18 июня 1754 года, как и вся Новая Сербия, с самого начала своего существования и до 1756 года относился в делах церковных к кафедре Киевских митрополитов. Синодальным постановлением 26 июня 1756 года эти земли были причислены к Переяславской епархии, чуть позже к ней же были отнесены Крыловская и Новомиргородская протопопии Киевской епархии, а в Елисаветграде была образована своя протопопия во главе с протоиереем Иоанном Орловским. В 1775–1778 годах эта территория вошла в новую Славянскую и Херсонскую епархию охватившую юг России, которая в 1786 году была переименована в Екатеринославскую, духовное правление которой находилось в Елисаветграде. Но в 1796 году епархиальное управление вновь преобразуется и создается Херсонская епархия с местопребыванием правящего архиерея в Одессе. Только 27 января 1880 года учреждается Елисаветградское викариатство Херсонской епархии с местопребыванием епископов в Одессе. В начале 1930-х епархия пресеклась, но была возрождена в 1940-х годах.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировоградская...

Лаж. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Поселение возникло в 1600 г., первоначально – марийская деревушка Ляж («дай муки»). Согласно легенде, первыми русскими поселенцами были беглые крестьяне из Владимирской области или сосланные Петром I неугодные ему люди. Первоначально первопоселенцы находились в подчинении Кукарского приказа. В начале XVIII в. построена первая деревянная церковь и освящена по имя с. Филиппа, Митрополита Московского с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, отчего село получило второе название – Филипповское. 27 апреля1757 г. она сгорела. Вместо сгоревшей церкви Казанским Епархиальным начальством разрешено построить новую деревянную церковь с приделом в прежнее наименование. Указ на построение был выдан от 7.08.1758 г. за 672, а освящение состоялось в 1761 г. 4 октября 1764 г. сгорела. В 1764 г. причт с прихожанами просили разрешение на построение вновь деревянной Филипповской церкви с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских. Освящена в 1767 г. Сгорела 22 декабря 1771 г. В 1773 г. дано разрешение построить в с. Лаж новую деревянную церковь с храмозданной грамотой от 22.05.1778 г. за 880. Сгорела 5 ноября 1796 г. В 1797 г. дана храмозданная грамота от 10 июля за 1779 на построение временной небольшой церкви в то же проименование. В прходе имелось 239 дворов. В 1805 г. дана храмозданная грамота от 16 декабря за 3028 на построение каменного храма в то же проименование. Храм строился с 1806 по 1809 гг. на средства московского купца Чижова. Первый придел в честь св. Филиппа – правая часть теплой церкви – освящен 8 января 1811 г.; к 1828 г. благоустроили и освятили холодный храм во имя св. Троицы, в 1832 г. – третий придел в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев – левая часть теплой церкви. С 1833 по 1835 г.г. строилась каменная колокольня. В 1865-1866 гг. вокруг церкви была построена каменная ограда с железными решетками и двумя башнями – часовнями по фасаду.

http://sobory.ru/article/?object=32803

Архимандрит Игнатий Симоновский (Память 4 августа). Этот замечательный муж был восстановителем Московского Симонова монастыря после его запустения и был учеником и постриженником старца Феодора Санаксарского . На его надгробном памятнике есть такая надпись. «Симонова монастыря архимандрит Игнатий, природою из велико-россиян, церковного чина, служил при дворе Ея Императорского Величества при казенной сервизной, откуда 15 марта, 1763 года уволен: в 1764 году, генваря 11 дня, по имянному указу пострижен в Санаксарском монастыре строителем Феодором Ушаковым в монашество, где проходя разные общежительные послушания, произведен иеродиаконом и иеромонахом. В 1776 году переведен в Флорищеву пустынь, где исправлял казначейскую должность; в 1778 году определен в Введенскую Островскую пустынь строителем: в 1781 году переведен в Николаевский Пешношский монастырь строителем; в 1788 году марта 20 произведен в Тихфин монастырь архимандритом. В 1795 году, апреля 4 дня, при возобновлении Симонова монастыря, переведен в оный для учреждения общежития. 1796 года, августа 4 дня скончался. Всего жития его было 65 лет, из них в монашестве провел более 33 лет; во всех упомянутых монастырях научась учительству, уставил общежития; монастыри, в немалую ветхость пришедшие, поправил; братии был примером добродетельного жития, а наипаче нищеты и нестяжания, шелковых одежд он на себе со вступления в монашество не носил ни единыя. Был к нищим милостив, к бедным сострадателен и братии был благодетелен, ибо и трапеза его была с братией нераздельна, где часто повторял следующие слова: се что добро или красно, но еже жити братии вкупе» 7 . 7 Историческое описание Московского Симонова монастыря. М. 1843 г. 103–104 стр. Подле о. Игнатия погребено и семейство Московского купца Долгова: Афанасия Ивановича, его супруги Гликерии и родных; это семейство принесло много материальных жертв на дело обновления Симонова монастыря. Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Верхняя Любовша. Церковь Григория Богослова. церковь Георгия Победоносца (ранее) Церковь. Не действует.   Престолы: Григория Богослова Год постройки:1822. Ссылки:   Адрес: 303665 Орлвская обл., Краснозорнский р-н, Краснозоренский с/с, с. Верхняя Любовша Координаты: 52.80949, 37.5333 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Впервые с. Верхняя (Вышняя) Любовша (другое название, по церкви св. Великомученика и победоносца Георгия - с. Егорьевское) Ливенского уезда (с 1778 г. - Орловского наместничества, а с 1796 г. - Орловской губернии) упоминается в 1615 году. « …Село Егорьевское под Богдановым лесом, верх Хмеленского колодезя на Верхней плоти; церковь страстотерпца Христова Егория. Церковь древяна, клетцки. Всё строение приходское. В селе дворы попов Ивана да Иосифа, да пономаря Прохора. …Пашни паханной церковной доброй земли 5 чети, да дикого поля 15 чети … сена 60 копен, лес Богданов обще с разными помещиками». Сам же Ливенский уезд к этому времени был уже обильно населен и делился на четыре стана - Красный, Серболов, Затруцкий и Мокрецкий. Верхняя Любовша относилась к Красному стану, объединявшему два села, два погоста и шестнадцать деревень. К 1646 году число сел (и соответственно - приходов) в Ливенском уезде возросло до семнадцати. В этот период село Егорьевское относится к Серболовскому стану. Сохранившееся до настоящего времени здание церкви во имя Святого Григория Богослова в селе Верхняя Любовша Краснозоренского района Орловской области имеет значимое историко-архитектурное и духовное значение. Церковь построена и освящена в 1822 году местным помещиком, полковником Петром Иллариновичем Сафоновым. Вот какую запись оставил он по этому поводу в своем журнале: " 14 мая 1822 года. По милости Господней освящена церковь во имя Живоначальной Троицы и придел Святого Великомученика Егория благочинным протоиереем Иоанном Скрябиным. Слава милосердию Его ко мне грешному, благоволившему соорудить храм… " ( " Вседневный журнал покойного моего родителя Петра Иллариновича Сафонова, собственной его рукой писанный с 1780 года с июля 20 числа " ). Одновременно с церковью был освящен " Святой колодезь " , находящийся неподалеку, на берегу реки Любовша.

http://sobory.ru/article/?object=12358

При И. был достроен и 30 окт. 1776 г. освящен в честь Воскресения Христова теплый кафедральный собор, о ремонте и благоукрашении к-рого архиерей заботился вплоть до кончины: в 1794-1795 гг. кровля собора была перекрыта листовым железом, в июне 1795 г. поставлен новый крест на главе, тогда же иконописцем Андреем Елизаровым был написан запрестольный Владимирский образ Божией Матери. По инициативе И. в архиерейском дворе был построен 2-этажный корпус, на нижнем этаже которого разместилась мастерская для производства восковых свечей. В Вологде епископ освятил каменную кладбищенскую ц. во имя Лазаря Праведного (1 мая 1790), приходские церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1713-1777) на Сенной пл., в честь Покрова Пресв. Богородицы на Торгу (1778), в честь Рождества Пресв. Богородицы (1779?) на Нижнем долу, во имя арх. Гавриила (1780?), а также теплый храм во имя прп. Варлаама Хутынского (1780) в бывшем Илиинском муж. мон-ре. Вместо обветшавшей деревянной Екатерининско-Фроловской ц. в Вологде был построен одноименный каменный храм (1776) с колокольней и оградой, древние иконы и утварь из старой церкви были перенесены в новую. 7 нояб. 1791 г. И. освятил каменный 5-главый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы (1781-1791; закрыт в 1937, разрушен в кон. 50-х гг. XX в.; совр. Усть-Кубинский р-н Вологодской обл.). При И. были возведены каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца (1773-1785) в с. Браткове на месте сгоревшего в 1773 г., каменная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1796) в с. Байдарове Никольского у. В 1783 г. архиерей выдал грамоту на строительство каменного 2-этажного храма во имя свт. Николая Чудотворца и прав. Прокопия Устьянского в Вельском у. Однако преемник И. еп. Арсений (Тодорский) решил освятить ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а не во имя св. Прокопия Устьянского, поскольку «имени его не было в святцах» ( Веревкина Г. А. О судьбе мощей прав. Прокопия Устьянского//Святые и святыни северорус. земель: Мат-лы VII науч. конф. Каргополь, 2002).

http://pravenc.ru/text/674003.html

3 августа 1777 года указом Екатерины II село Мышкино преобразовано в уездный город Мышкин, раскинувшейся в длину на 75 верст, в ширину от 8 до 45 верст. Мышкин также становится и центром уезда Ярославского наместничества, а с 1796 года - Ярославской губернии. В 1778 году городу пожалован герб. В верхней части герба ярославский медведь, в нижней - мышка-символ города, спасшая князя Мстиславского от укуса ядовитой змеи. В 1805 - 1820 годах в городе был построен городской Успенский собор , проект которого был сделан известным архитектором Иоганнесом Манфрини, а интерьер расписан выдающимся крепостным художником Тимофеем Медведевым. К середине XIX века Мышкин превращается в крупный центр ярмарочной торговли. Мышкин имел две годовых ярмарки - Борисоглебскую и Введенскую. Торговцы на ярмарки съезжались из Рыбинска, Углича, Калязина, Кашина, Мологи, Романова-Борисоглебска, Весьегонска. Бывали купцы из Череповца и Устюжны. Мышкин быстро и красиво застраивается, во многом благодаря купеческому меценатству. Появляются каменные дома, лавки, амбары. В 1856 году в уездном городе Мышкин Ярославской губернии насчитывалось три церкви, 221 дом, 70 лавок. В 1875 году Ф.К. Опочинин при поддержке местного общества основал в Мышкине первую публичную библиотеку. При библиотеке была открыта типография. О Мышкине середины XIX века написал И.С. Аксаков: " Городок крошечный, хотя и богатый капиталистами, тихий, мирный, не кляузный " . В начале XX века расцветает культурная жизнь Мышкина. В 1913 - 1915 годах действует дворянский клуб. В 1920-е годы в городе были педагогический техникум, драматический театр, метеостанция, естественно-исторический музей, картинная галерея, спортклуб, местная газета. В 1924 году был ликвидирован Мышкинский уезд, а в 1927 году город был преобразован в село Мышкино . В 1940-1950-е годы при создании большой Волги была затоплена нижняя часть города. В 1943 году село Мышкино получило статус поселка городского типа. В 1970-х годах в городском поселке строятся два трубопровода и две перекачивающие станции: газокомпрессорная и нефтеперекачивающая. В самом Мышкине началось большое строительство и благоустройство.

http://drevo-info.ru/articles/13678841.h...

В 1708 г. в Межириче помимо католич. мон-ря существовал униат. Михайловский храм. О постройке в Межириче приходской церкви впервые упоминалось в инвентарном описании за 1698 г. В кон. XVIII в. Михайловская ц. была обращена в православную. В 20-х гг. XIX в. ветхий деревянный 3-купольный храм был разобран, к 1827 г. на его месте установлен массивный дубовый крест. В 1719 г. в ведение М. м. перешло мест. Михновка Луцкого повета, где ранее находился правосл. Сретенский муж. мон-рь, также обращенный в католич. обитель. Последующие владельцы Острожской ординации из окатоличенного волынского дворянского рода Сангушко князья Павел Кароль (в 1728) и Януш Александр (в 1752) записали для М. м. новые богатые фундуши. В 1756 г. по ходатайству Луцкого еп. Францишека Антония Кобельского было издано бреве папы Римского Бенедикта XIV о предоставлении костелу Св. Троицы в М. м. права отпущения грехов в день престольного праздника, тем самым мон-рь стал одним из особо почитаемых волынскими католиками «паломнических отпустовых мест». С 1760 г. М. м. вел борьбу с Острожским кармелитским мон-рем за спорные земли в урочище Бельмаж, между с. Монастырок и Татарским предместьем г. Острога. В 1778 г. папа Римский издал привилей о коронации чтимой иконы Божией Матери в Межириче золотой короной, о чем в конце года торжественно объявил официал Луцкой диоцезиальной курии Иоанн Подгороденский (Там же. Д. 142). В 1796 г. «гвардиан» М. м. Франциск Рокицкий присягнул на верность имп. Екатерине II. Описание 1809 г. фиксирует плохое состояние построек М. м.: в частности, упомянута полуразрушенная колокольня. В обители проживали всего 10 монахов. В 1832 г. в М. м. были переведены насельники др. упраздненных за поддержку Польского восстания францисканских мон-рей Волыни. В окт. 1854 г. во время пожара сгорела крыша костела, было повреждено его внутреннее убранство. Благодаря богатым фундушам обитель быстро восстановилась. В это время в монастырском костеле было 10 боковых алтарей, в главном алтаре находилась чудотворная икона Божией Матери в драгоценной ризе.

http://pravenc.ru/text/2562784.html

По писцовым книгам 1627-31 гг. в монастыре значится: «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия чудотворца с трапезою, обе каменные да колокольня древяна. В монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило да ледник - каменные, 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, двор конюшенной, изба да амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поперек 70 саж., на св. воротах шатер, верх каменный». Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и село Селиванова гора, где жили разные монастырские слуги и работники. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса, внизу этого храма находится семейная усыпальница Милославских. По переписным книгам 1678 г. владения, кроме подмонастырской слободки и села Селивановой горы, состояли в одном только Переславском уезде из 26 деревень, в коих было 354 дворов крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за Киржачским монастырем в слободке, селах и деревнях значится душ муж. пола 2307. В описи монастыря, учиненной комиссией для описания церковных имений, значатся следующие данные: «в монастыре 3 каменных церкви, каменная настоятельская келья, 3 братских кельи деревянных, хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Вокруг монастыря каменная ограда. В ограде двои врата, над ними деревянная галерея; при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Вотчина монастыря состоит из подмонастырской слободки, села Селивановой горы и 26 деревень в Переславском уезде; во Владимирском уезде монастырю принадлежит село Ваганово с тремя деревнями. Всего за Киржачским монастырем состояло 2105 крестьянских душ, 3256 чет. пахотной земли, 3840 копен сена и 296 дес. лесу непашенного». В 1764 г. Киржачский монастырь был упразднен и церковь его обращена в приходскую. Из подмонастырской слободки образовалось казенное село Киржач. Монастырское имущество было переправлено в Троицкую лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач и село Селиванова гора переименованы в уездный город под общим именем Киржача. В 1796 г. он обращен в заштатный город Владимирской губернии. В соборной ограде, на месте прежнего монастыря, стоят четыре каменные церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Сергия Радонежского, в честь Происхождения честных древ Креста Господня и во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00208

В 1678 г. в Роганове числилось 12 дворов, на городской монастырской земле в XVII в. находилось еще 13 дворов (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. 71. Л. 66 об.). В кон. XVII в. игумену с братией выплачивалось 3 р. 26 алтын и 4 деньги «панихидных» денег. С 1627/28 г. с Георгиевской ц. «в земляной осыпи» в Патриаршую казну поступал налог - 6 алтын 4 деньги, после 1655/56 г.- 14 алтын с деньгой. Малолюдный и небогатый В. Г. м. «на посаде в Зарядье» в 1692 г. был приписан к владимирскому в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рю , между 1712 и 1715 гг. упразднен, храм обращен в приходский. Монастырские постройки после 1715 г. Во время городского пожара 28 июля 1778 г. Георгиевская ц. обрушилась. К 1784 г. на фундаменте старого храма был выстроен и освящен новый храм. К 1796 г. закончилась его роспись, в церкви установили 5-ярусный иконостас. Сохранившийся до наст. времени храм 1784 г. представляет собой одноапсидный четверик с 4-скатной кровлей и 3-ярусным верхом, состоящим из 2 убывающих восьмериков (попеременно один световой, один глухой), завершение - луковичная главка. На фасаде четверика лопатки, карниз, 2 яруса окон с особой для каждого яруса формой наличников. В 1847 г. с сев. стороны к церкви был пристроен придел во имя равноап. кн. Владимира, алтарь к-рого занял часть церковной паперти. Во 2-й пол. XVIII в. к храму пристроили невысокую каменную колокольню, состоящую из восьмигранного столпа, выступающего над входом в трапезную; ярус звона переходит в восьмигранный шатер, на каждой грани к-рого по 2 небольших окна - «слуха» с наличниками, завершающиеся луковичной главкой. В 1715 г. причт Георгиевской ц. состоял из священника и диакона, в 1872 г.- священника, дьячка и пономаря, в 1894-1917 гг.- священника и диакона-псаломщика. В 1872 г. доход храма составил 891 р. 30 к., в 1913 г.- 1773 р. 10 к. К нач. XX в. в церкви хранились 2 почитаемые иконы из В. Г. м.: вмч. Георгия и блгв. кн. Александра Невского. В юго-зап. и сев.-зап. частях храма находились гробницы с надписями о том, что здесь похоронены кнг.

http://pravenc.ru/text/154979.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010