Скачать epub pdf Глава 35. О познании Бога В Первосвященнической молитве на Тайной Вечере Спаситель молился о том, чтобы всем, кого даровал Ему Бог-Отец, даровал Он и Жизнь Вечную: Сия же есть Жизнь Вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). В высшей степени знаменательно: Вечную Жизнь, восхищение Царства Божия Иисус Христос связывает прежде всего с познанием. Мы давно привыкли к этому слову. Культура, которая окружает нас, включает в себя и научное, и историческое, и эстетическое, и всякое иное познание, и нам психологически трудно бывает соединять это слово с тем, что мы называем спасением. Спасение – это дело милости Божией, дело веры, подвигов, добрых дел, а познание есть как бы нечто автономное, давно отделившееся от той сферы жизни, которую мы привыкли считать религиозной. Конечно, Иисус Христос говорил не о познании просто, но о познании единого истинного Бога. Однако догматы нашей христианской веры говорят нам о том, что мы веруем в Бога, Который есть Бог неописанный, безначальный и неизглаголанный (Чин великого освящения воды), того Бога, Кто, по слову святого Дионисия Ареопагита (9–110), «пребывает превыше умопостижимых вершин святейшего Своего пребывания». Как в таком случае определить познание, о котором говорил Христос, когда призывал его ради Жизни Вечной, когда фактически ставил знак равенства между этой блаженной вечностью и Богопознанием? Мы знаем, что познать Бога всегда стремились и величайшие мыслители всех веков. Но это познание, когда оно происходило не в рамках христианского Откровения, всегда оказывалось в замкнутом пространстве, как бы в умозрительном тупике. Перводвигатель или Первопричина Аристотеля (384–322 до P. X.), Единое Плотина (ок. 204/205 – 269/270), Брахман Шанкары (предположительно 788–820), Бытие Спинозы (1632–1677), Абсолютный Дух Гегеля (1770–1831), хотя и таили в себе какие-то догадки и прозрения, но не только не открывали, а скорее заслоняли собой Бога Живого. «Бога философов», как его стали называть вслед за Паскалем (1623–1662), можно было познавать, но от него нельзя было ожидать участия или любви, милости или спасения. Такой «Бог» был не только объектом нашего земного человеческого разума, он был и его искуснейшим изделием, к тому же присваивавшим себе прерогативы Бога истинного, то есть идолом. Именно против такого «Бога» предостерегает нас заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху ( Исх. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Между тем, сменивший А.М. Голицына на посту главнокомандующего Первой армией П.А. Румянцев, также высоко оценивал способности и боевые качества генерала Г.А. Потемкина, предоставив ему возможность проявить себя в наиболее значимых сражениях. Уже 3 – 4 января 1770 года Потемкин со своим кавалерийским отрядом успешно действовал при Фокшанах, 18 января – при Браилове. Вместе с корпусом генерала Х.Ф. Штофельна совершил поиск (быстрый конный рейд) к Бухаресту и 4 февраля овладел городом Журжей32. В конце января 1770 года главнокомандующий 1-ой армией П.А. Румянцев в рапорте императрице отметил заслуги генерал-майора Потемкина, «который, усердствуя службе Вашего Величества и Отечеству, сам просился у меня, чтоб я его отпустил в корпус генерал-поручика фон Штофельна, где самым делом и при первых случаях отличил уже себя в храбрости и искусстве»33. В рапорте было изложено представление к награде Г.А. Потемкина, и 3 февраля 1770 года он был удостоен своего первого ордена – Святой Анны. Весну 1770 года генерал-майор Г.А.Потемкин встретил командиром бригады. Солдаты любили своего командира и были готовы идти за ним «в огонь и в воду». Его личное мужество и бесстрашие захватывало и воодушевляло их. Бригада генерала Г.А. Потемкина участвовала во всех наиболее значимых сражениях Первой армии. 17-го июня 1770 года в районе кургана Рябая Могила34 Первая армия под командованием генерала П.А. Румянцева окружила 22-тысячную турецкую армию, подкрепленную 50 тысячами татарских всадников на южном берегу Прута. При этом армия П.А. Румянцева составляла лишь 38 тысяч человек. Таким образом, наступление осуществлялось на более чем в два раза превосходящего противника. Форсирование Прута осуществлялось 17 июля 1770 года тремя колоннами. 1-ую колонну возглавлял сам П.А. Румянцев, 2-ую (тремя милями ниже по течению) с задачей обойти турок с тыла – генерал Г.А. Потемкин. Операция была исполнена блестяще. Турецкие войска, попавшие в клещи, охватила паника, вызвавшая их беспорядочное бегство. В реляции Румянцева Екатерине II 20 июня 1770 года отмечалось, что «отбито у неприятеля войсками помянутого генерала-майора Потемкина одно знамя»35.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

К. удалось начать процесс восстановления отношений с Португалией, прерванных в 1760 г. В нояб. 1769 г. он направил на переговоры в Лиссабон нунция архиеп. Инноченцо Конти. Папа попытался завоевать личное расположение португ. премьер-министра С. Ж. Карвалью-и-Мелу, маркиза ди Помбала, по настоянию к-рого из страны были высланы иезуиты: в дек. папа возвел в достоинство кардинала его родного брата П. ди Карвалью ди Мендосу, о чем было объявлено 29 янв. 1770 г. Несмотря на то что весть об этом достигла Лиссабона уже после смерти П. ди Карвалью ди Мендосы (17 янв. 1770), этот жест был позитивно воспринят в Лиссабоне. 25 авг. того же года португ. кор. Жозе I отменил запрет на контакты с Папским престолом. Климент XIV, папа Римский. Гравюра. 1770 г. Худож. Дж. Порта Климент XIV, папа Римский. Гравюра. 1770 г. Худож. Дж. Порта В отношениях с Великобританией К. продолжил политику, начатую папой Климентом XIII, который в 1766 г. сделал первый шаг к признанию законной Ганноверской династии англ. королей. В 1772 г. впервые со времен «Славной революции» 1688 г. К. отправил к англ. властям с неофиц. визитом архиеп. Джованни Баттисту Капрару Монтекукколи. Сложными оставались отношения Папского престола с Неаполитанским королевством, где фактическим правителем государства при кор. Фердинанде IV оставался премьер-министр Б. Тануччи, сторонник просвещенного абсолютизма, проводивший антиклерикальную политику. В 1772 г. по его инициативе кор. Фердинанд IV, как наследник династии Фарнезе, заявил о правах на герц-ство Кастро, более 100 лет входившее в состав Папского гос-ва. Лишь в 1773 г. К. удалось договориться о снятии этих территориальных претензий к Папскому престолу, однако Неаполитанское королевство продолжало удерживать оккупированные при Клименте XIII папские владения (Беневенто и Понтекорво). К. не удавалось добиться от Франции освобождения оккупированных тогда же папских владений в Авиньоне, т. к. кор. Людовик XV ставил условием этого упразднение ордена иезуитов. Давление на К. по вопросу о роспуске иезуитов снова стало нарастать в нач. 70-х гг. XVIII в., когда к монархиям Бурбонов с требованием этого присоединилась Свящ. Римская империя, ранее поддерживавшая Папский престол в стремлениях сохранить орден. Одной из причин такого изменения позиций стала подготовка имп. Марией Терезией и франц. кор. Людовиком XV династического союза франц. Бурбонов и Габсбургов путем заключения брака между сыном Людовика XV дофином Людовиком (впосл. кор. Людовик XVI) и дочерью Марии Терезии эрцгерц. Марией Антуанеттой.

http://pravenc.ru/text/1841407.html

Иоанникий Руднев, также отличившийся в борьбе со старообрядчеством, из епископов Нижегородских был назначен экзархом Грузии (1877–1882)  . Несмотря на то, что деление епархий на степени было отменено, оно все же сохраняло известное значение при перемещениях. Кроме того, Святейший Синод старался не переводить заслуженных архиереев из богатых епархий в бедные. Соображения такого рода были важнее, чем пригодность или непригодность для исполнения тех или иных задач  . Вопреки вышеописанным неблагоприятным церковно–политическим условиям, некоторые архиереи добивались в управлении епархиями выдающихся успехов. Строгость и жестокость по отношению к подопечному духовенству временами сочетались с усердием в административных делах, которые бывали весьма осложнены размерами епархий и неразвитостью средств сообщения. Арсений Мацеевич был одним из немногих епископов XVIII в., хорошо знавших свою епархию благодаря частым инспекционным поездкам. То же самое можно сказать о Симоне Лагове (епископ Костромской в 1769–1778 гг., епископ (1778–1792), а затем архиепископ (1792–1804) Рязанский), который за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий. Многое для монастырей и приходского духовенства было сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799). К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных школах  . Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования  . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1771 года, убедило г. Шерли в том, что он не понял содержания протоколов конференции 1770 г. 7 авг. Теперь же он желает засвидетельствовать, что данное в настоящем случае объяснение его удовлетворяет: он согласен с ним и сердечно одобряет его. Господин Весли вполне может располагать своим учением на всякую потребу. 10 авг. 1771 года. Несмотря на указанные объяснения, вопрос не был покончен, как этого ожидали партии противников. Хотя Джон Весли и выставил заслуги Искупителя единственным условием оправдания, однако он вовсе не хотел отказаться от положений, изложенных в протоколах конференции 1770 года; его взгляды поддерживали все его сторонники. Споры возгорелись с новою силою. Со стороны кальвинистов были выставлены новые противники из духовенства господствующей церкви, склонного к кальвинству: August Toplady, Richard и Rowland Hill’ы и John Berrige. Сам Весли в спорах не принимал уже участия: вся история споров ему была очень тягостна и страшно его утомила. Вместо него борьбу взял на себя бывший ректор Тревеккской семинарии Джон Флетчер, Он был приходским священником, викарием, при одном ректоре прихода. Однако он находил возможность быть странствующим проповедником методизма. 699 Для борьбы с кальвинством он быль очень подходящим человеком и можно сказать, что с 1770 года он вынес на своих плечах всю борьбу с кальвино-методизмом. Он опубликовал против кальвино-методистов ряд трактатов, из которых особенно выдавались: «Checks to the Antinomianism» и «Christian Perfection». 700 После выхода в свет протоколов конференций 1770 и 1771 года, кальвино-методисты считали себя в праве упрекать арминиано-методистов в непоследовательности, потому что в первом протоколе дела человека признаны были условием оправдания, а во втором – условием признана только вера в искупительную жертву, принесенную И. Христом. С точки зрения учения о предопределении кальвино-методисты признавали, что многие имеют жизнь, т. е. освящены, прежде, чем успеют совершить какое-нибудь доброе дело; многие и умирают в таком состоянии; а потому нельзя говорить, что условие оправдания может быть усматриваемо в делах человека.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Католическая Польша теперь резко отвернулась от своего мусульманского друга Турции. Под давлением русских польское правительство объявило войну Османской империи. Разъяренный султан Мустафа III, глубоко раздосадованный неблагодарной Польшей, превратил этот новый конфликт в полномасштабный джихад и приказал своему муфтию объявить войну священной. Муфтий Пиризади Осман Эфенди, знавший о добродетели повиновения султану-халифу, а также фанатик, считавший, что всех христиан следует уничтожить, публично произнес фетву против Польши. Для пущей убедительности он издал вторую фетву, призывающую к резне молдаван и валахов, в недавнем конфликте сотрудничавших с русскими. Когда оба княжества немедленно перешли на сторону России, разгневанный муфтий попытался убедить султана казнить всех христиан по всей Османской империи. Это предложение передали правящему Дивану 139 , проголосовавшему против, и весь Стамбул облегчённо вздохнул, когда этот ревностный священнослужитель неожиданно умер в том же году. Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Война между Россией и Турцией также имела живописную морскую составляющую. В 1770 году внушительный русский флот, из 12 линейных кораблей, 12 фрегатов и нескольких транспортов с войсками, вышел из Кронштадта в Средиземное море, на помощь грекам, восставших против своих турецких хозяев. Эскадрой командовал брат любовника императрицы, граф Алексей Орлов, но по крайней мере один адмирал, Джон Элфинстон, несколько капитанов и часть офицеров были британцами, в прошлом моряками Королевского флота. Турки, имеющие достаточно смутные представления в географии, не верили, что корабли дойдут из Балтики в Средиземное море, а когда русские корабли всё-таки достигли греческого побережья, Порта послала горькую ноту протеста Венецианской республике за разрешение русским кораблям пройти по Адриатике в Грецию. Флот высадил войска на материковой части Греции, где местное население, воодушевленное их появлением, сразу же подняло восстание и убило тысячи совершенно мирных турок, мужчин, женщин и детей. Одним из любимых греческих развлечений было взбираться на вершину минаретов и бросать турецких детей о земь, желательно на глазах у родителей, которых убивали чуть позднее. «Они совершали самые отвратительные жестокости по отношению ко всем туркам, которых могли захватить на открытой местности или в слабо защищенных городах», – говорит Кризи. Миситра, в частности, стала местом ужасной резни, а затем еще более страшной мести. Там хладнокровно убили четыреста турок.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Уведомивши об этих речах брата, Генрих писал: «Хотя все это говорилось в шутку, однако видно, что разговоры эти имеют значение, и я не сомневаюсь, что для тебя открывается большая возможность воспользоваться этим случаем. Граф Панин недоволен поступками австрийцев, овладевших польскими землями. Он мне ни слова не сказал об епископстве Вармийском. Все это происходит от разделения мнений между членами Совета; те из них, которые желают увеличения русских владений, хотят, чтоб все взяли, а вместе со всеми и Россия, тогда как граф Панин стоит за спокойствие и мир. Однако я постараюсь еще уяснить это дело и остаюсь при том мнении, что ты не рискуешь ничем, если овладеешь под каким-нибудь предлогом Вармийским епископством, в случае если действительно справедливо, что австрийцы овладели двумя староствами». Таким образом, в конце 1770 года польский вопрос опять выдвигается с важным, решающим значением. Но что же в этом году делалось в Польше? Конфедератская война продолжалась с прежним характером. Суворов, который в этой войне начал выдаваться вперед сперва в чине бригадира, а с 1770 года в чине генерал-майора, Суворов был истомлен этою войною и жаждал перевода в армию, действовавшую против турок, он писал: «Здоровьем поослаб; хлопот пропасть, почти непреодолеваемых; трудности в их будущем умножаются; во все стороны наблюдение дистанции почти безмерной; неуспеваемый перелет с одного места на другое; неожидаемое в необходимой нужде подкрепление; слабость сил; горы, Висла, Варшава. Коликая бы то мне была милость, если бы дали отдохнуть хотя на один месяц, то есть выпустили бы в поле. С Божьею помощью на свою бы руку я охулки не положил». Но и конфедераты, представляя нестройные шайки, по недостатку единства в своих действиях, по отсутствию даровитых вождей, по долговременной отвычке народа от войны не могли воспользоваться малочисленностию русских. Они ждали помощи извне, от католических держав, от Австрии, особенно от Франции. Австрия на словах была очень любезна, а на деле позволила только конфедерации иметь главную квартиру в венгерском городе Эпериеше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Как “познали турки гордые руку тяжкую гренадерскую” С этой победой Петра Румянцева поздравил сам Фридрих Великий. 1 августа, 2015 С этой победой Петра Румянцева поздравил сам Фридрих Великий. С этой победой Петра Румянцева поздравил сам Фридрих Великий. А Екатерина Великая писала Вольтеру: «Граф Румянцев мне доносит, что, подобно древним римлянам, моя армия не спрашивает: сколько неприятелей, но только — где они?» Сегодня — 245 лет со дня Кагульской победы русской армии. С 1770 года пошла слава о непобедимости русской армии в боях с турками. До этого времени всё складывалось не столь идиллически для нашей славной армии. Мешали эпидемии, скверный и непривычный южный климат, несогласованность в действиях офицеров… Даже Пётр Великий не сумел сломить османский дух. Немало неприятностей доставляли Российской империи и крымские орды, как правило, находившиеся в зависимости от Стамбула. Ситуацию преломил граф Пётр Румянцев, полководец уже проявивший себя с лучшей стороны в сражениях с сильнейшей армией того времени – прусской. Летом 1770 года Румянцев трижды разгромил крымско-турецкие армии в генеральных сражениях, предложив для этого новаторскую тактику. Самое крупное сражение – третье в этом ряду. По новому стилю оно случилось 1 августа. Русской армии противостоял сам великий визирь – честолюбивый политик, стремившийся военными победами укрепить своё влияние при дворе. Этот самый Иваз-заде во главе огромного войска попытался взять в клещи армию Румянцева. Сохранился исторический анекдот: «Перед утром, прославившим навсегда войска российские, турки переменили выгодное свое местоположение, и показывая вид, что приготовляются в сражению, остановились и хотели располагаться станом. Румянцев, смотря в сие время в зрительную трубу, сказал бывшим с ним чиновникам: «Если турки осмелятся разбить в сем месте хотя одну палатку, то я их в ту же ночь пойду атаковать». В то лето он был решителен, как никогда — ни до, ни после 1770-го. Позиция отчаянная для русской армии. Существовал риск полного истребления, отступление было затруднено. Румянцев не мог двинуться на врага, дожидался обозов с провиантом… Сложилось критическое положение.

http://pravmir.ru/kak-poznali-turki-gord...

234 Кагул – река, левый приток Дуная. Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. 21 июля 1770 г. у с. Вулканешти произошло сражение I русской армии П. А. Румянцева с главными силами турецкой армии великого визиря Халиль-паши. Превосходящие силы турок были полностью разгромлены, потеряв около 20 тыс. человек и 130 орудий. Потери русских – 1,5 тыс. чел. 235 Кучук-Кайнарджи – деревня, в которой в июле 1774 г. был заключен мирный договор между Россией и Турцией. Договор установил границу России по Кубани, предусматривая отделение от Турции Крымского ханства, объявленного независимым. Россия получила часть черноморского побережья, а также Кабарду. Было установлено право свободного плавания русских кораблей по Черному морю и через проливы, признана автономия Молдавии и Валахии и их переход под покровительство России. 236 Безбородко Александр Алексеевич (1747–1799) – государственный деятель. Происходит из украинской казацкой старшины, С 1775 г. секретарь Екатерины II, с 1784 г. фактический руководитель коллегии Иностранных дел, при котором Турция признала присоединение Россией Крыма (1783 г.), был подписан с Турцией Ясский мирный договор (1791 г.) и др. С 1797 г. светлейший князь и канцлер. 237 Ларга – река, левый приток р. Прут. В июле 1770 г. на ее берегу произошло сражение между I русской армией генерал-аншефа П. А. Румянцева (38 тыс. чел., 115 орудий) и войсками крымского хана Каплан-гирея (15 тыс. турецкой пехоты, 65 тыс. татар). Авангард турок был разгромлен. Чесма – бухта в Хиосском проливе Эгейского моря. 26 июня 1770 г. во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. в ней произошло сражение русского флота под командованием графа А. Г. Орлова , фактически – адмирала Г. А. Спиридова, и турецким флотом под командованием капудан-паши Хасан-бея. Турецкий флот был блокирован в бухте и практически полностью сгорел. Рымник – река в Румынии, приток р. Серет. 11 сентября 1789 г. турецкая армия – 100 тыс. чел. под командованием визиря Юсуф-паши была полностью разгромлена соединенными силами России (7 тыс. чел.) и Австрии (18 тыс. чел.) под командованием принца Кобургского и генерал-аншефа А. В. Суворова, потеряла всю артиллерию и обозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010