1737 . Взятие Очакова Минихом. 1738 . Открытие развалин Геркуланума и Помпеи. 1739 . Найдена первая золотая руда в России. Победа при Ставучанах и взятие Хотина. Белградский мир. 1740 . Учреждение миссии под начальством архим. Димитрия Сеченова для обращения мордвы, чувашей, черемисов и вотяков; обращено более 400,000 человек. 1741 . † Феофилакт Лопатинский. 1744 . Смерть Антиоха Кантемира. 1748 . Ахенский мир. 1751 . Издание в Москве Славянской Библии , славянский перевод которой доселе, со времени Острожского издания, оставался почти без перемен, но в это время пересмотрен и исправлен. 1755 . Основание Московского Университета. 1756 . Начало семилетней войны. 1757 . Учреждение Императорской Академия Художеств. 1762 . Упразднение тайной Канцелярии Петром III. Грамота о вольности дворянства. 1763 . Учреждение воспитательного дома в Москве. Губертсбургский мир. Парижский мир. 1764 . Уничтожение монастырских вотчин. Учреждение Смольного Института. Изгнание иезуитов из Франции. 1765 . Уничтожение гетманства в Малороссии. Смерть Ломоносова. Изобретение паровой машины Уаттом. 1767 . Изгнание иезуитов из Испании и Неаполя. Учреждение воспитательного дома в Петербурге. Введение прививания оспы. Наказ Екатерины II. 1768 . Введение ассигнаций. 1770 . Истребление турецкого флота при Чесме. Победы Румянцева при Ларге и Кагуле. Открытие Австралии. 1771 . Появление русских в Мингрелии и взятие Кутаиса. Учреждение миссии для обращения осетин. Чума в Москве. 1772 . Первый раздел Польши между Австриею, Прусского и Россиею. 1773 . Иезуитский орден уничтожен Климентом XIV. 1774 . Кучук-Кайнарджийский мир. Бунт Пугачева. 1775 . Уничтожение Запорожской Сечи. Казнь Пугачева в Москве. Разделение России па 50 губерний. 1776 . Соединенные штаты в Америке объявлены независимыми. 1778 . Смерть Линнея, Руссо и Вольтера. 1780 . Вооруженный нейтралитет для защиты морской торговли. Начало распространения христианства между жителями Чукотской земли. 1781 . Смерть Лессинга. 1783 . Присоединение Крыма к России. Основание народных училищ в России. Основание российской академии. Версальский мир. Принятие в подданство Ираклия II, царя карталинского и кахетинского. Аэростат Монгольфьери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Второй Людвиг (Lothewicus) родил третьего, третий – четвертого, который является сыном сестры императора Фридриха 1758 . Генрих Высокий умер без наследников, имея жену из Руси (Rucia) 1759 . Маркграф Удон 1760 предполагал жениться на Эйлике (Eilika), дочери герцога Магнуса (Magnus) 1761 , [но] заехав в дом к Хельпериху, графу Плёцкау (Helpricus comes de Ploceke), и увидев его отличавшуюся красотой сестру Эрменгарду (Ermengarda), женился на ней. Этим были очень возмущены его вассалы (vasalli), которые были равны Хельпериху, а некоторые и превосходили [его]. А от нее он родил Генриха, который женился на Адельхайде (Adelheithis), сестре маркграфа Альбрехта (Albertus) 1762 . [Родословие продолжается с большими подробностями.] (Alb. Ann. Stad. 1859. Р 325–327) 5. [Среди прочего краткие сообщения под 1219, 1220 и 1222 гг. о захвате датским королем 1763 Ревеля, гибели от рук язычников эстонского епископа Дитриха и назначении нового – Херманна 1764 , новом походе датского короля в Эстонию, третьем его походе совместно с графом Альбрехтом 1765 и построении в Эстонии города, который вскоре разрушен язычниками. В 1223 г. датского короля на его же земле неожиданно захватил в плен шверинский граф Генрих, которому король поставил слишком жесткие условия возвращения ему своей милости 1766 .] В л[ето] Г[осподне] 1224-е. Эсты (Estones) оставили католическую веру, войдя в союз с варварами и с русью (Rutheni). Но новое войско крестоносцев (peregrini) покарало их 1767 . [Смерть французского короля Филиппа 1768 . Король Генрих 1769 , приведя с собой кёльнского архиепископа Энгельберта, держал совет в Бардовике как о делах королевства, так и особенно об освобождении короля Дании, но не преуспел.] (Alb. Ann. Stad. 1859. Р. 357–358) 1712 Конрада, старшего сына германского императора Генриха IV, противники императора в его противостоянии с папством провозгласили итальянским королем. 1713 Ошибка; см. 26, примеч. 755; компилируя различные источники, Альберт не замечает, что вступает в противоречие с собственным известием в статье 1089 г., где вторая супруга Генриха IV правильно названа вдовой маркграфа Генриха (сына Удона II).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сумароков написал на смерть Волкова элегию к Дмитревскому, в которой, между прочим, сказалъ: . «Пролей со мной поток, о Мельпомена, слезный! Восплачь и возрыдай и растрепли власы! Преставился мой друг. Прости, мой друг любезный! На веки Волкова пресеклися часы! Мой весь мятется дух, тоска меня терзает, Пегасов предо мной источник замерзает. Расинов я театр явил, о Россы, вам! Богиня! а тебе поставил пышный храм. В иебытие теперь сей храм перенесется, И основание его уже трясется» 320 Иван Афанасьевич Дмитревский (род. 1736) воспитывался в рязанской семинарии и по страсти к театру поступил в труппу Волкова, в которой играл обыкновенно женские роли. Такие же роли он играл сначала и в Петербурге, при дворе, когда был вызван сюда с Волковым. Вместе с Волковым он был помещен в кадетский корпус для обучения иностранным языкам. После этого он был включен в состав актеров, а по смерти Волкова, назначен главным актером. Для усовершенствования в театральном искусстве, он в 1765 г. был отправлен за границу и пробыл около двух лет в главных городах Голландии, Франции и Германии, и кроме того в 1767 г. еще отдельно ездил во Францию для составления французской труппы. После Волкова Дмитревский всего больше способствовал усовершенствованию театрального искусства в России и так возвысил звание актера, что сделал его вполне почетным. Он славился и вообще как ученый и образованный человек, был членом Российской академии, Вольного экономического общества и Беседы любителей российского слова. Он не только представлял чужие пьесы, но и сам был писателем, сочинял стихотворения, написал похвальное слово Сумарокову, переводил и переделывал иностранные драматические пьесы. Из переделок его известны комедии: «Раздумчивый», " Демокрит» и «Лунатик». Наконец он составил историю русского театра, которая в подлиннике до нас не сохранилась, но которою воспользовался актер И. Носов и внес ее в свою Летопись русского театра 321 . Хроника русского театра И. Носова. Хроника или летопись русского театра доведена Носовым до 1763 г., а потом неизвестно кем продолжена до 1784 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Когда в 1765 году было издано по благословению Св. Синода известное «Увещание в утверждение истины», содержащее беспорицательные взгляды на старообрядческие особенности, – это дало смелость почина в невозбранении уже церковного употребления старопечатных книг, напр. со стороны епископов воронежских Тихона 2 (Якубовского) в 1772 г. и преемника его Тихона 3 (Малинина) в 1776 г. 13 , – епископа архангельского Вениамина (Краснопевкова-Румовского) «за многие (пред июнем 1786 г.) годы», вероятно, немного спустя по прибытии его на тамошнюю кафедру в 1775 г. 14 , – астраханских архипастырей (епископа Мефодия и архиепископа Антония Румовского) до 1780 г. для Уральского войска, область которого до перечисления в казанскую епархию входила в состав астраханской 15 . – наконец, архиепископа славенского Никифора Феотоки в 1780–81 гг. 16 . Однако высшая духовная власть, не отменяя сделанных распоряжений, принимает их пока только к сведению. Св. Синод, очевидно, далек еще был от склонности ставить у себя вопрос о церковном употреблении отмененных обрядов на юридическую и вообще официальную почву. Но вот к делу привлекаются светские влиятельные лица. Живое участие графа Румянцева, принятое в известных хлопотах инока Никодима из Стародубья и затем вмешательство князя Потемкина в это дело дали сильный толчок к скорому положительному разрешению только что упомянутого вопроса для определенных местностей прямо высочайшей властью. 11 марта 1784 г. уже без повторения того посредства высшего церковного управления, которое не обойдено было в 1763 году при решении вопроса о беспрепятственности соблюдения старообрядства в частной практике верующих, состоялся следующий указ императрицы Екатерины 2 на имя новгородского митрополита Гавриила: «В следствии прошения, поданного от имени жительствующих в Белорусском, Малороссийском и Екатеринославском наместничествах старообрядцев, мы желаем чтобы ваше преосвященство сообщили преосвященным архиепископам могилевскому и славонскому о даче священников старообрядцам, по их прошениям, и о дозволении им службу Божию отправлять по их обрядам, дав знать сим архиереям, что таково есть наше соизволение, покуда общее по представленным от означенных старообрядцев просьбам последует дальнее распоряжение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

Таковы, например: 1) Contra haereses.4,11,3: «Alius vero quidam, qui et clarus est magister ipsorum...» (в латинском переводе) 1757 и у Тертуллиана : «Accipe alia ingenia circulatoria insignioris apud eos magistri, qui...»; 1758 когда греческое имя πιφανς ( διδσκαλος) переводится неправильно в обоих текстах: «clarus» и «insignioris». Или: 2) Contra haereses. 1,2, 3. Тертуллиан: Лат. Ириней: Греч. Ириней: «[Primo quidern con-tristari propter incon-summationem gene-rationes] metuere post-remo, ne finis quoque insisteret». 1759 «Primo quidem contri-statam propter incon-summationem generationis: post deinde timuisse, ne hoc ipsum finem habeat». 1760 " Πρτον μν λυπηθναι δι τ τελς τς γεν σεως, πειτα φοβηθναι μηδ ατ τ ε ναι τε λεως χειν». Или: 3) Contra haereses. I, 5, 2 – и Adversus Valent. Cap. XX, где у Тертуллиана 1761 и в латинском переводе стоит «archangelum» – в то время как в греческом подлиннике у Епифания « γγελον». 1762 Или: 4) Contra haereses. 1,2,4 ­­ Adversus Valent. Cap. X. Тертуллиан: Лат. Ириней: Греч. Ириней: «Enthymesin vero ejus et illam appendicem Passionem ab Horo relegatam et crucifi-xam...». 1763 «Separata enim inten-tione ab ea cum appen-dice passione ipsam quidem intra Pleroma perseverasse; concupis-centiam vero ejus cum passione ab Horo sepa-ratam et crucifixam». « Χωρισθεσης γρ τς νθυμσεως π ατς σν τ πιγινομν π θει, ατν μν ντς Πλη ρματος ε ναι; τν δ νθμησιν ατς σν τ πθειπο το ρου φο– ρισθναι κα ποστε– ρηθναι». 1764 5) Или: Contra haereses. 1,2,2 ­­ Advers. Valerit. Cap. IX Тертуллиан: Лат. Ириней: Греч. Ириней: «Aeon (viderit soloecismus, Sophia enim nomien est)... prorum-pit in patrem inquirere, et genus contrahit vitii, quod exorsum quidem fuerat in allis aliis qui circa Nun, in hunc autem, id est in Sophiam, derivarat (ut solent vitia in corpore alibi connata in aliud membrum perniciem suam efflare)» 1765 «Praesiliit... Aeon, hoc est Sophia, et passa est passionem... quae exorsa quidem fuerat in iis, qui sunt erga Nun et Alethiam derivavit autem in hunc Aeonem, id est Sophiam...». " Προλατο... Αν, του– τστιν Σοφα, κα πα θε πθος... νρξα– το μν ν τος περ τν Νον κα λθειαν, πσκηψε δ ες το τον...». 1766

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

До сих пор каждая коллегия имела свою школу, образовывала для себя молодых людей, носивших название юнкеров. В 1763 году вышел указ: в Сенате и прочих местах юнкеров не иметь, а наличных всех из дворян поместить в сухопутный и морской корпуса, а не из дворян – в Московский университет, а других, которые по летам не могут учения продолжать, – в военную и гражданскую службу по способностям. Но чтоб университет как можно скорее мог удовлетворить потребностям разных мест иметь образованных русских людей, считали необходимым увеличивать льготами число воспитанников университета. Многим родителям препятствовала отдавать детей в университет мысль, что в то время, когда молодой человек будет заниматься науками, ровесники его, поступя прямо на службу, опередят его чинами. Поэтому на другой же год по основании университета, 17 мая 1756 года, состоялся указ, которым позволено недорослям из шляхетства, бывшим в указные сроки на смотрах, учиться в университете до 16 лет и по склонности к наукам и до 20; успевших в науках повелено определять в штатские чины по достоинствам их и давать им ранги обер-офицеров армии; о принимаемых в учение сноситься с герольдиею; записанным в военную и гражданскую службу дозволялось в одно и то же время учиться и числиться на службе с производством чинов; о тех же, которые сверх 20 лет желали изучать высшие науки, повелено представлять Сенату. В 1761 году встречаем случай, что Сенат прямо в видах поощрения молодых людей заниматься в университете берет отличного студента к себе в канцелярию, что считалось особенно почетным: «Приказали: студенту Бражникову за обучение в Московском университете на своем коште наук и юриспруденции и дабы другие находящиеся в том университете студенты в обучении наук прилежание свое иметь могли дать чин коллежского регистратора и быть ему при делах в канцелярии Прав. Сената». Университет снабжен был библиотекой, которая была отворена для всех каждую среду и субботу от 2 до 5 часов. При университете заведены были типография и книжная лавка; Синоду предписано было всю гражданскую часть духовной типографии со всеми ее инструментами и книгами, напечатанными гражданскою печатью, передать Московскому университету. Книжная лавка тотчас после своего открытия объявила, что она получила немалое число иностранных книг. Кроме книг, преимущественно учебных, в университетской книжной лавке продавались математические инструменты английской работы, микроскопы, телескопы, глобусы, камеробскуры, рисовальные книги, ландкарты и проч. Привилегированными университетскими книгосодержателями были Школярий и Вевер. С 26 апреля 1756 года университет начал издавать «Московские Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

И действительно, чрез некоторое время познакомился я тут с Федором Григорьевичем Волковым, мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным. Тут познакомился я с славным нашим актером Иваном Афанас. Дмитревским, человеком честным, умным, знающим». Но два поколения порознились во взглядах. Когда после, в 1763 году, Фон-Визин написал из Петербурга сестре, что у него был актер Дмитревский с женой, то отец Фон-Визина написал сыну, что это предосудительно. Но не все разделяли восхищение молодого Фон-Визина относительно русских актеров: охотники до французского театра, существовавшего при дворе, не очень благосклонно отзывались о русских актерах, и эти отзывы повторял маленький великий князь. Однажды он сказал Порошину, что Дмитревский в чужие края едет смотреть английского и французского театра. Когда Порошин спросил, скоро ли Дмитревский едет и надолго ли, то великий князь отвечал: «Я, братец, в подробности о комедиантах не вхожу, а особливо о русских». «Для чего ж бы о русских комедиантах не входить в подробности?» – спросил Порошин. «Для того, что они дурно играют», – отвечал великий князь. Кроме русского и французского театров в Петербурге была опера, которая находилась под дирекциею италианца Локателли. В конце декабря 1757 года в «Ведомостях» читалось объявление, что 8 декабря на Большом театре близь Летнего дворца представлена будет для публики новоприбывшим комической оперы директором Локателлием на италианском языке опера «Убежище богов», с которого перевод на российский язык продается в академической книжной лавке. Иногда опера сопровождалась двумя балетами; с смотрителей бралось по рублю; после представления оперы в оперном же доме сожигали фейерверк. В сентябре 1759 года было объявлено, что 10-го числа представлена будет новая опера «Нощной барабанщик, или граф Карамелла», причем новая певица и новый певец петь будут. Также объявляется, что впредь, сколь часто представлена будет новая опера или новые балеты, за первый и за второй раз положено брать за вход по одному рублю, а за следующие после того представления – по полтине. В оперном же театре происходили и русские представления. В «Ведомостях» печатались и отзывы об игре артистов. Так, в 1764 году читали: «Октября 24 на придворном театре представлена была опера «Карл Великий», причем певица г-жа Колонна с превосходным искусством представляла первую роль и приятным своим голосом не токмо высочайшую ее императорского величества получила апробацию, но и всех слушателей привела в восхищение. Потом представлен был балет «Аполлон и Дафна», в котором танцовщица г-жа Фузи столь же редкое оказала проворство, что ее императорское величество изволила изъявить всевысочайшее свое о том удовольствие, а все смотрители часто повторяемым биением в ладони засвидетельствовали, коликой она достойна похвалы».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Эту же именно мысль выражает и св. Василий Великий , когда говорит о зле, как о διϑεσις, как о противоположном добродетели расположении души, как об отпадении (ππτωσιν) от блага в сторону легкомыслия 1762 . При всём том, если рассуждать теоретически, принципиально и безотносительно, то следует признать, что злое настроение духа не роковым образом обусловливается естественными свойствами человеческой природы, возникает не в силу необходимости и не образует собой «фаталистически определяющего все действия человека порядка природы» 1763 ; оно есть результат свободного решения человеческой воли, человек сам оказывается автором собственной вины. «Не совне грозит нам опасность, – говорит св. Амвросий, – но от нас же самих»; только того и должно остерегаться, что возникает из нашей воли (ex nostra voluntate). В полном согласии с мыслями св. Василия Великого он продолжает, что мы свободно можем не делать (possumus non facere) зла, если только пожелаем (si nolimus) этого; все наши действия принадлежат, в конце концов, нам самим, не навязываются нам другими, составляют нашу собственность (propria nostra sunt). Амвросий только считает нашу свободу действий фактом самоочевидным, несомненным и не требующим особых доказательств, тогда как св. Василий Великий пытается дать и обоснование признанию человеческой свободы: если бы наши действия не зависели от нас самих, то были бы несправедливы все налагаемые на нас наказания 1764 . На таком принципиальном основании Амвросий пришёл к выводу, что чувственная сторона человеческой природы, в которой гнездятся все страсти и похоти, оскверняющие его разум, без содействия и согласия нашей собственной воли не может иметь решающего значения при совершении злых поступков. Плоть, собственно говоря, безразлична в моральном отношении и одинаково может служить как добру, так и злу. «Наши члены» одинаково могут оказываться «орудиями и правды и несправедливости». Страсть к наживе иногда может привести человека к самому тяжёлому виду воровства – к похищению имущества вдов и сирот; но человек может противиться этой страсти и не только не похищать чужого, но даже защищать невинно обижаемых, помогать бедным 1765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Петр I оставил Россию " недостроенной храминой " в виде большого сруба без кровли, без окон и дверей, а только с отверстиями для них. После него при господстве его сотрудников, потом наезжих иноземцев и затем доморощенных елизаветинских дельцов ровно ничего не было сделано для отстройки здания, а только испорчен заготовленный материал в виде учреждений, регламентов, уставов и т. п. ПУТЕВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Вступив на престол, Екатерина хотела видеть народ, страну, столь дурно управляемую, взглянуть на ее жизнь вблизи, прямо, не из дворцовой дали и не по придворным россказням. С этой целью она предприняла в первые годы царствования ряд поездок: в 1763 г. ездила в Ростов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, который нашла прекрасным, но заброшенным, и, наконец, весной 1767 г. решилась посетить Азию, как она выражалась, т. е. проехать по Волге. В сопровождении большой свиты (до 2 тыс. человек) и всего дипломатического корпуса она села в Твери на барку и спустилась до Симбирска, откуда сухим путем вернулась в Москву. В эту поездку она собрала много поучительных наблюдений. Во-первых, она увидела, как удобный материал для управления имеет она в своих подданных, как мало нужно сделать для этого народа, чтобы привлечь к себе его расположение: императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. Екатерина писала с дороги, что даже. иноплеменников, т. е. иноземных послов, не раз прошибали слезы при виде народной радости, а в Костроме распоряжавшийся экспедицией граф Чернышев весь парадный обед проплакал, растроганный " благочинным и ласковым " обхождением местного дворянства. В Казани готовы были постелить себя вместо ковра под ноги императрицы, " а в одном месте по дороге, - писала Екатерина, - мужики свечи подавали, чтоб предо мною поставить, с чем их прогнали " . Это был простонародный волжский ответ парижским философам, величавшим Екатерину царскосельской Минервой. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, " ситуацией прекрасные, а строением мерзкие " . Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. " Вот я и в Азии " , - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил ее пестротой населения. " Это - особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно " . Симбирск - город, самый жалкий, и все дома конфискованы за недоимки. Народ по Волге показался ей богатым и весьма сытым: все хлеб едят, и никто не жалуется; по городам цены высокие, а в деревнях прошлогодние немолоченые запасы в избытке; крестьяне крепятся продавать хлеб из боязни неурожая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

1759 . Конечно, такое „требование (восточных) было (для св. Кирилла) неприятно и тяжело 1760 ; он был сильно опечален таким ожесточенным настроением восточных 1761 и не мог согласиться на такие условия, потому что это значило бы зачеркнуть все, сделанное им и Эфесским собором против ереси Нестория. Если бы св. Кирилл был таким гордым и самолюбивым человеком, каким его изображают некоторые историки, то несомненно он даже не отвечал бы на такое дерзкое предложение восточных. Но св. Кирилл не таков был. Он скорбел об ожесточении восточных и всеми силами искал их воссоединения. Он прежде всего убедил Аристолая в невозможности исполнения условий восточных. „Как я, говорил он ему, заключу с ними мир и разрушу постановления собора“? Аристолай, хотя и настаивал на выполнении воли императора, 1762 но утешил св. Кирилла, клириков александрийских и епископов всего Египта, 1763 уничтожив то, что было для них обидным и согласившись на предложенный св. Кириллом условия примирения с восточными. 1764 И вот, св. Кириллом составлено было в ответ Акакию Верийскому довольно обширное 1765 послание. 1766 Высказав сочувствие заботам Акакия о примирении, он скорбит, что восточные только громко кричат о желании примириться, на самом же деле препятствуют примирению, коль скоро требуют, чтобы он отказался от всего, написанного им против Нестория, и ограничился одним никейским символом. Против последнего он ничего не имеет, но заявляет, что против Нестория он писал, будучи вынужден его гнусными речами против Христа. Св. Кирилл далее удивляется, как те, которые императором обязаны осудить Нестория и анафематствовать его скверные догматы, могут требовать уничтожения написанного против этих догматов „Ведь если написанное (нами) против Нестория или против превратных его догматов неправо, в таком случае, говорит св. Кирилл, он низложен без всякого основания. Даже больше того это будет. Значит, что он мыслил правильно, а мы заблуждались, не соглашаясь с ним. Ты понимаешь, что они требуют дела невозможного“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010