Монастырь имел красивую церковную утварь, которая относилась в основной массе к XVIII – началу XIX вв. Были и значительно более старинные вещи, а также богатая библиотека религиозного, богослужебного содержания, которая вела свое начало тоже в основном с XVIII в., здесь сохранялись отдельные книги XVI-XVII вв. Поражали красотой и богатством серебряные с позолотой, украшенные ценными камнями, другими украшениями напрестольные кресты, водосвятные чаши, дарохранительницы, лампады, расшитые золотом и серебром одежды высшего духовенства, плащаницы и т.п. Из церковной литературы большую ценность представляли: Евангелие львовской печати 1644, 1670 годов, московской печати 1657, 1731, 1759, 1775 и других годов, двухтомник «Поучительных слов святого Василия Великого», напечатанный в 1594 году в типографии К. К. Острожского (в г. Остроге — ныне Ровенская область); триоди, минеи, служебники и прочие богослужебные книги киевской печати 1615 года, львовской 1631, 1638, 1643, 1691 годов, московской — 1704, 1732, 1754 и других годов, требники Петра Могилы киевской печати 1646 года, «Апостол» киевской печати 1752 года; «Краткий летописец» М. В. Ломоносова, изданный в 1760 году, и его же «Букварь» 1771 года и немало другой литературы, уникальной, в том числе и античных авторов. В особенности богатой была ризница монастыря, где сохранялись две очень ценные расшитые золотом плащаницы, четыре митры, шитые золотом, а одна серебром, старинные серебряные с позолотой водосвятные чаши, кружки, блюда, посох (палка), серебряные с позолотой, украшенные драгоценными камнями наперсные кресты, кадила, подсвечники и т.п. Было немало икон, изготовленных мастерами высокого класса. В кельях архимандрита находился очень интересный зал с освещением с трех сторон, стены которого вместо обоев были украшены картинами на холсте и дереве с сюжетами на библейскую и историческую тематику. Среди других по размерам и сюжетам выделялись две больших историко-батальных картины. Одна — слева от входной двери — изображение Александра Невского, которому шведы вручают свои мечи, а вторая — посвященная Полтавской битве 1709 года. На ней изображение Петра на белом коне и в кольчуге, которому тоже вручают свои мечи побежденные шведы. Эта картина «Апофеоз Петра Великого» потом была передана в музей Истории Полтавской битвы. А этот исторический зал, который носил название Екатерининский, был устроен к приезду Екатерины II в Полтаву в июне 1787 года во время ее путешествия по Украине и Крыму по приглашению Г.О. Потёмкина.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Яков-Густав, шведский капитан, потом каммер-юнкер голштинского Двора Великого Князя Петра Феодоровича † 1757; женат на баронессе Христине Гильденгоф Луиза-Елена † 1712; за Христофором-Францом де-Граве Бригитта-София, за Оттоном-Густавом Меком Христина-Шарлотта, рождение 1686 † 1774; 1) за Гансом- Конрадом Розеном; 2) за Георгом Ренненкампфом Гедвига-Христина, за Иоанном-Генрихом Бёклёром Эвва-Юлия, за Густавом Цеймерном Ульрика-Маргарита, за майором Густавом Функеном Елена-Гертруда, за Толем Анна-Мария, за Яковом-Иоанном Брёмсёном КОЛЕНО X: Барон Иоанн-Адольф, рождение 18 ноября 1728 † в августе 1803; женат на Анне-Доротее Тизенгаузен, рождение 29 декабря 1731 † 14 января 1760 Барон Христиан-Фридрих, рождение 1729 † 1744 Баронесса Анна-Юлия, за Клодт-ф.-Юргенсбургом 25) Барон Адольф-Фридрих, женат: 1) на Гертруде-Софие Швенгельм † в июля 1773; 2) на Якобине-Генриетте Швенгельм (от 1-го брака 5 сыновей и 3 дочери; от 2-го брака дочь) Карл-Густав, рождение 16 февраля 1726 17..; голштинский каммер-юнкер; женат на баронессе Анне-Юлие Клодт-ф.-Юргенсбург, рождение 31 июня 1731 † 21 марта 1787 КОЛЕНО XI: Барон Густав-Адольф, российский майор, рождение 22 ноября 1762 † 18..; женат на Доротее Розенкампф Барон Фридрих-Иоанн, рождение 10 мая 1796 † 18..; женат на Екатерине Клюмер Барон Христиан-Рейнгольд, рождение 15 июня 1767 † 18..; женат на Наталие Алексеевне Беттихер Барон Отто-Бернгард, рождение 16 октября 1768 † 18.. Барон Карл-Вильгельм, рождение 30 марта 1774 † 18..; женат на Люцие-Шарлотте-Елене Цеймерн Баронесса Анна-Луиза, за Лудвигом-Эмилием Цахониусом Баронесса Юлия-Вильгельмина, рождение 1770 † 1822; за Августом-Фридрихом Сиверсом Барон Карл-Густав, рождение 15 июля 1765 Барон Бернгард-Генрих, рождение в октябре 1767 † 18.. Барон Адольф-Георг, рождение 30 октября 1768 † 18.. Барон Яков-Генрих, рождение 26 июля 1771; женат: 1) на Маргарите-Гертруде Розен, рождение 1784 † 1808; 2) на Фредерике-Елисавете Розе Барон Фридрих-Вильгельм, рождение 3 октября 1772 Баронесса Анна-Юлия

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

69 Ювеналий Смирнов с 1774 г. игумен Зилантова монастыря, Казанской епархии; с 1775 г. префект Казанской дух. семинарии; в 1779 г. определён законоучителем Кадетского корпуса в Петербург (Ист. Росс, иерархии, ч. 1, стр. 583. – История Казанской дух. семинарии, А. Благовещенского), Казань, 1881 г., стр. 44); 18 мая 1786 года переведён с саном архимандрита в Ростовский Богоявленский монастырь. Отсюда переведён 16-го мая 1793 г. в Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь, Пермской еп. Умер в Цареконстантиновском монастыре, Владимирской еп. в 1804 г. 71 Богословия библейская архимандрита Ювеналия, кажется, не была напечатана; по крайней мере её нет в каталогах печатных книг. 72 Самуил (в мире Симеон Миславский) родился 24 мая 1731 г. в малороссийском городе Глухов; получил образование в Киевской академии. По окончании наук, принял монашество и проходил в академии постепенно разные учительские и начальнические должности. В 1763 г. декабря 23 дня рукоположен во епископа Белгородского; в 1771 г. переведён в Москву на Крутицкую епархию; с 17 марта 1776 г. епископ Ростовский; 1777 г. сентября 22 дня архиепископ; 1783 г. сентября 22 дня митрополит Киевский и с 10 апреля 1786 г. архимандрит Киево-Печерской Лавры. 1796 г. января 5 дня скончался. 74 Варлаам Милославский 10 авг. 1784 г. из Ростовского Борисоглебского монастыря переведён в Киево-Братский монастырь и определён ректором академии († 30 июля 1791 г.). 76 Платон (Пётр Левшин) сын причетника села Чашникова, Московской еп.; родился 29 июня 1737 г. Образование получил в Московской академии. По окончании курса, в 1759 г. был определён наставником риторики в Лаврскую семинарию и тогда же принял монашество; в 1760 г. назначен префектом, а в следующем году – ректором семинарии. 1766 г. архимандрит Лавры и с 1768 г. член Св. Синода; 1770 г. архиепископ Тверской; 1775Московский; 1787 г. – митрополит. Сконч. 11-го ноября 1812 г. 77 Иннокентий Нечаев, родился в 1722 г.; учился в Московской академии, и по окончании учения, там же проходил учительские должности, а с 1759 г. был префектом академии, в 1761 г. определён наместником Троицкой Лавры; 23 февраля 1763 г. рукоположен во епископа Кексгольмского, викария Новгородской еп.; 27 мая того же года назначен епископом Тверским, а 4-го окт. переведён на кафедру Псковскую, пробывши в Твери не более 4-х месяцев; в 1770 г. возведён в сан архиепископа; 1798 г. окт. 9-го уволен на покой; 23 янв. 1799 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Азия), с первых десятилетий ХХ в. насельники келлии занимаются пошивом церковных облачений, в наст. время эту традицию продолжает мон. Нектарий; прп. Афанасия Афонского, куплена в 1742 г., в 1930 г. мон. Нектарий (Кацарос) открыл в ней первую типографию в К. (ныне в руинах); ап. Иоанна Богослова (Репана, το Ρεπαν, недалеко от входа в Кутлумуш), известна с 1674 г., в 1886 г. отстроена заново иконописцами иеродиак. Варфоломеем и мон. Хризостомом. До 1930 г. существовали расположенные на месте современной площади Протата келлии Типографа (το Τυπογρφου) и Церковников (τν Εκκλησιαστικν). Последняя из них, подаренная деспотом Иоанном Углешей († 1371) Симонопетре, первоначально служила представительством этого мон-ря. В 1730 г. эта келлия перешла во владение Великой Лавры, в наст. время на ее месте построено здание ОТЕ (Организация телефонной связи Эллады). Принадлежавшая келлии Церковников кладбищенская ц. свт. Николая Чудотворца напротив апсиды собора Протата теперь находится в ведении Свящ. Кинота. Современное здание церкви построено в 1882 г. на месте храма, расписанного в 1787 г. мон. Макарием из Галатисты. Кроме того, Великой Лавре принадлежала келлия ап. Иоанна Богослова на месте небольшого мон-ря Миници (το Μηντζη). Ватопед - конак-келлия Вознесения Господня (построена в 1882 на месте хиландарской келлии, обменянной на ватопедскую келлию ап. Андрея Первозванного) и 4 келлии, из которых заселено 2 - свт. Николая Чудотворца, где в 1836-1858 гг. работал гравер по меди мон. Анфим Пелопоннесский, а в наст. время живет иконописец архим. Дамаскин (Родакис), и сщмч. Харалампия (обе сразу за Протатом, с зап. стороны). В XIX в. одна из ватопедских келлий в К. была заселена болгарами, а другая - румынами. Иверский монастырь - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (1760) и 4 келлии: Вознесения Господня (Давила, το Νταβλα); свт. Иоанна Златоуста (Казаку, το Καζκου, к востоку от К., слева от дороги к Иверскому мон-рю), основана в кон. XII - нач. XIII в. и заселена русскими иноками после греч.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Ульяновск. Покровский мужской монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1697. Ссылки:   Адрес: Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск. Бывшая территория монастыря заключена между улицами 12 сентября, Ульяновской, Свияжской и рекой Свиягой. Фрагменты монастырского некрополя сохранились в южной части сквера им. И.Н. Ульянова; адреса сохранившихся построек - ул. Свияжская, д. 22 и 24 Координаты: 54.308618, 48.376105 Изменить описание Утраченные храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровский (Благовещенский) мужской монастырь (1697 г. – ок. 1934 г.). Строительство монастыря велось в 1697-1700 гг. П.И. Муромцевым. Первая церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородице была деревянной. Первоначально по ее названию монастырь назывался Благовещенским. В 1720-1724 гг. на ее месте П.И. Муромцев строит каменную Благовещенскую церковь с двумя приделами: левым - во имя четырех московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и правым - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который был освящен первым, что и определило второе название церкви и монастыря - Покровские. В 1724 г. сюда были переведены монахи из упраздненного Успенского монастыря, находившегося в Подгорье, а в 1764 г. – монахи Соловецкой пустыни. Позднее Муромцевым к церкви была пристроена каменная колокольня, в которой был устроен придел во имя Всех Святых, освященный в 1737 г. В 1846 г. на средства Е.А. Столыпиной этот придел был исправлен и переименован во имя св. Благоверного князя Александра Невского. Еще в 1764 г. монастырь имел каменную ограду размером 70х63 саженей и высотой немного более 3 аршин. В 1780 г. монастырь имел 1 каменную церковь, число других построек с годами менялось. Вокруг церкви был сад, с ее южной стороны размещалось кладбище для монашествующих. Между западной стеной ограды и р. Свиягой находились монастырские огороды. Со времени учреждения в 1832 г. самостоятельной Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом, а штат его перемещен в Сызранский Воскресенский монастырь. В 1785-1787 гг. был построен деревянный на каменном фундаменте настоятельский дом, в котором в 1832-1844 гг. жили симбирские епископы. В этот же период в монастыре находилась духовная консистория, а в 1724-17?? гг. – богадельня для инвалидов, что требует дополнительной проверки. Скорее всего, отставные солдаты находились на содержании монастыря, но проживали за его стенами, и богадельня для них в таком качестве существовала в 1750-х – 1760-х гг. Первый епископ, Анатолий, в 1836 г. устроил при этом доме церковь во имя Святителя Митрофания, Воронежского чудотворца. В 1844 г. был куплен новый Архиерейский дом на Венце, но монастырь продолжает оставаться подворьем Архиерейского дома.

http://sobory.ru/article/?object=29832

Мон-рь Пресв. Богородицы Палеокастрицы. XIII, XVI вв., о-в Корфу В декорации храмов столицы острова участвовали видные представители ионической школы, творчество которых в основном было связано с Закинфом: свящ. Николай Кутузис (1741-1813, ученик П. Доксараса и Дж. Б. Тьеполо) выполнил плафоны свода ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и иконы иконостаса собора Платитеры Пресв. Богородицы мон-ря , свящ. Николай Кадунис (1768-1834, в творчестве которого прослеживается влияние маньеризма) также писал иконы для монастыря Пресв. Богородицы Платитеры. К ионической школе принадлежат работавшие на Керкире художники: Георгиос Хрисолорас (1700-1760), Панагиотис Парамифиотис (работал в 1-й пол. XVIII в., упом. в 1724), Стефанос Пазигетис (упом. в сер. XVIII в.), Спиридонас Сперанцас (1733-1818), Ангелос Димисианос (упом. в 1794-1802), Спиридонас Вентурас (1761-1835) и др. С нач. XIX в. господствующее положение в светском и церковном искусстве Керкиры занял неоклассицизм. Основоположником этого направления на Керкире был свящ. Павел Просалендис (1784-1837), скульптор, ученик А. Кановы. Написанные им иконы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского хранятся в монастыре Пресв. Богородицы Платитеры. На Керкире работали кефалинийцы Герасимос Пидзаманос (архитектор, скульптор, художник; 1787-1825) и Дионисиос Вегиас (гравер и художник; 1819-1884). Пидзаманос в 1821 г. был приглашен по рекомендации Каподистрии в Россию и назначен придворным архитектором. Его иконы сохранились гл. обр. на Кефалинии, для митрополичьего собора Керкиры им было написано «Снятие с креста». Вегиас, ученик П. Просалендиса, окончил Академию Сан-Лука в Риме. Он участвовал в декорации ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Аргостоли и вмч. Георгия Победоносца в Старой крепости в г. Керкира, написал иконы местного ряда иконостаса для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» в Керкире (1870). Сын П. Просалендиса, С. Просалендис (1830-1895), обучавшийся в Академии изящных искусств в Венеции, писал в итал. академическом стиле (напр., иконы иконостаса храма свт. Спиридона Тримифунтского). В 1870 г. по приглашению кор. Георгия I он переселился в Афины, где расписал церковь Старого дворца. Работы дочерей С. Просалендиса - Е. Просаленди (между 1870 и 1874-1910 или 1911) и О. Просаленди-Пападимаки (1870/72-1945) - находятся как в Афинах, так и на Керкире (иконы для ц. Пресв. Богородицы «тон Ксенон» и ц. великомучеников Феодоров в с. Магуладес). Профессиональное занятие женщин иконописанием было редким явлением в ту эпоху.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

12 . 13 июля 1754 г. в Настоятели Троицкого Козловского монастыря произведен Игумен Тамбовского Казанского монастыря Варсонофий. 15 октября 1759 г. Архимандрит Варсонофий переведен в Трегуляев монастырь. 13 . Архимандрит Варлаам переведен из Игумнов Трегуляева монастыря на место Варсонофия. 14 . Архимандрит Исаакий в сентябре 1761 г. посвящен в Архимандриты из Казначеев Тамбовского Архиерейского дома и Игумнов Краснослободского Преображенского монастыря. 21 октября 1763 г. переведен в Нижеломовский Богородицкий Казанский монастырь. 15 . При учреждении штатов в 1764 г. в Троицком Козловском монастыре положено быть Игуменам. Первый Игумен был Иосиф, родом из Киева, проходивший звание проповедника при Тамбовском Архиерейском доме. Иосиф правил монастырем менее года; имел вспыльчивый характер и строг в управлении. 16 . Игумен Тихон с 1764 г. В 1770 г. он именуется уже Архимандритом. Родом был из Малороссии. 26 ноября 1774 г. переведен в Нижеломовский Казанский монастырь, оттуда во Владимирский Цареконстантиновский монастырь, а потом в Коломенский Голутвин. 17 . Игумен Илиодор 7 декабря 1775 г. произведен из ризничих Троицко-Сергиевой Лавры. В 1783 г. он уволен от исправления Настоятельской должности и возвратился в Сергиеву Лавру. 18 . Игумен Варлаам, уроженец Тамбовский, из купеческого сословия, родился 31 июля 1752 г., в миру назывался Василий Космин Никитин. В ранней юности лишился своих родителей, и на 29 году жизни вступил в Трегуляев Предтеченский монастырь, послушником. Через 5 лет он был уже Строителем Трегуляева монастыря. 13 октября 1785 г. из Строителей Трегуляева монастыря переведен в Игумены Троицкого Козловского. 6 октября 1786 г. назначен управителем Козловского Духовного Правления; 26 июня 1787 г. сделан присутствующим в Тамбовской Духовной Консистории. В 1797 г. возведен в сан Архимандрита. Он скончался 23 декабря 1811 г. в Тамбове; тело его привезено в Троицкий монастырь и погребено 26 числа у северной стороны алтаря Троицкого Собора. 19 . Архимандрит Анастасий, из купеческого сословия города Калуги, родился в 1760 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Источники, которыми мы пользовались при написании своего исследования, следующие: Библия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. С. Петербург. 1892 г. Hebraica. Ed. Aug. Hahn. Lipsiae, 1890. sacra Polyglotta. Ed. Brianus Waltonus. London, 1657. T. I–II. Babylonische Talmud, übers. Wünsche B. I. 1886. Геродот. Истории. Перев. Мищенко, кн. I–II. 1885. Флавий Иосиф. О войне Иудейской. Пер. Алексеева. С. Петербург, 1786. Его же. Древности иудейские. Пер. Самуилова. С. Петербург, 1787. Flarius losephus. Орега omnia. Ed. Sigebertus Have campus. T. I–II, 1726. loma. Der Mischnatrdetal «Versohnungstag», herausgeg. und erklart v. H. Strack. Berlin, 1888. Маймонид. Трактат о дне очищения. У Delilosch’a: Hebraerbrief. S. 749−61. Mischna, oder der Text des Talmud, übers. loh. Rabe. T. I, II, 1760. Philo. Opera omnia. Ed. Mangey. T. I, II. 1742. Plutarchus. Opera omnia. T. II. 1620. Plutarch " s Werke. Moralische Schriften, übers. v. loh. Bahr. Th. 9. Stuttgart, 1831. Lgolinus Blasius. Thesaurus antiquitatum sacrarum. T. XIV: Siphra, 1752. T. XVI: Pesictha, 1754. T. XVIII: loma Hierosolymitana, a также: Tosaphla-loma, 1755. Творения святых отцов и учителей Церкви: ап. Варнавы, Иустина Мученика , Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена , Ефрема Сирина , Кирилла Александрийского , Епифания Кипрского , Феодорита Кирского 1 . Книги, во всем своем объеме, или только частями служившие нам пособием при написании исследования: Bahr loh. Symbolik (les Mosaisches Cultus. В. II. Heidelberg, 1839. Baudissin. Gr. Studien zur semitischen Religions geschichte. H. 1. 1876. Его же. Die Gesschichte des alttestamentlichen Priesterthums. 1889. Baumgarten M. Theologischer Commentar zum Allen Testament. Th. 2, 1844. Bleck F. Der Hebraerbrief. Erberfeld. 1868. Bochart. Hierozoicon. Ed. 4. 1712 Бругш. История фараонов. Пер. Властова. 1880. Bunsen. Yollstandiges Bibelwerk В. I. Calmet. Commentarius in librum Leviticum. 1755. Carpzov I. G. Apparatus historico-criticus antiquitatum Veteris Testament, 1748.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

По инициативе святителя др. епархиальные мон-ри обязались предоставлять средства на содержание школы в И. м.: напр., селенгинский во имя Св. Троицы мон-рь содержал 10 учеников, Киренская обитель - 8, а Посольская Преображенская обитель - 7 учеников (ОДДС. Т. 4. С. 432). К 1730 г. на монг. отд-нии школы обучалось 25 чел., на русском - 10 чел. (в программу входили рус., церковнослав., лат. языки, богословие, арифметика, риторика и др. науки). При еп. Иннокентии (Неруновиче) Славяно-русско-монг. школа была преобразована в Славяно-русско-лат. школу (с 1741 в деловой переписке именовалась «семинарией»), обучалось в ней 60 чел. Ок. года в школе преподавал лат. язык и риторику буд. архиеп. Московский Платон (Малиновский) . В 1760 г. школа была переведена в архиерейский дом в Иркутске. Указом Синода от 27 июля 1793 г. при игум. Гаврииле (Копырине) в И. м. была открыта больница, а в 1839 г.- училище для обучения грамоте крестьянских детей. В 1897-1898 гг. близ монастырской ограды было построено 2-этажное здание для 2-классного миссионерского училища с полным содержанием на 40-50 учеников из «бурятских детей». 14 сент. 1899 г. здание училища сгорело. В 1898 г. в И. м. была организована рисовальная школа для любителей церковной живописи. В 1900 г. в И. м. открылась начальная школа грамоты, в которую принимались дети-сироты с хорошим голосом и слухом (в 1909 - 23 ученика, в 1913 - 40). Ученики проживали в мон-ре под присмотром надзирателя. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. Школа при Вознесенском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. В И. м. не было постоянно действующей иконописной мастерской, и для художественных работ в обитель приглашались мастера из Иркутска и др. городов. В 1745-1747 гг. диак. иркутского Богоявленского собора Стефан Иванович Копылов написал иконы для иконостаса монастырской Успенской ц. В 1787-1788 и 1798-1800 гг. И. м. возглавлял архим. Вонифатий (Березин; † 4 янв. 1800), талантливый иконописец, происходивший из знаменитой семьи устюжских художников (Иркутская летопись.

http://pravenc.ru/text/674061.html

41. Гучков Александр Иванович (1862—1936) — политический деятель, лидер партии «Союз 17 октября». Председатель III Государственной думы (1910— 1911). Военный и морской министр Временного правительства России (1917), депутат Думы (1907–1912), член Госсовета (1907 и 1915–1917). Организатор заговора с целью дворцового переворота. 42. аподиктический (греч.) — неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность. 43. Панин Никита Иванович (1718–1783) — русский дипломат и государственный деятель, граф, наставник великого князя Павла Петровича с 1760 года. 44. Мордвинов Николай Семёнович (1754–1845) — русский флотоводец и государственный деятель, сын адмирала С. И. Мордвинова, председатель Вольного экономического общества в 1825–40 гг., знаменитый англоман. Автор трудов по экономике, финансовой политике, сельскому хозяйству, банковскому делу. Во время русско–турецкой войны 1787–1791 гг. в чине контр–адмирала командовал Лиманской флотилией, возглавлял осаду с моря, бомбардировку и штурм крепости Очаков. В 1790 году, вследствие размолвки с Потемкиным, оставил службу. При вступлении на престол Павла Мордвинову было пожаловано имение с 1000 душ крестьян, но затем он был предан суду и уволен, еще до приговора, в отставку. Вскоре, однако, он был назначен членом Адмиралтейской коллегии и произведён в чин адмирала. Воцарение Александра открыло более широкое поприще для деятельности Мордвинова, обратившего на себя внимание либерализмом своих взглядов. Он привлекался в эту пору к обсуждению важнейших государственных вопросов, поднимавшихся императором Александром и его ближайшими сотрудниками, а с образованием министерств (1802) занял пост министра морских сил, на котором оставался только 3 месяца. Популярность его в обществе сказалась в выборе его московским дворянством в 1806 году предводителем московского ополчения, хотя он не был в то время даже дворянином Московской губернии. Значение Мордвинова в правительственных сферах вновь увеличилось с возвышением Сперанского, для которого он стал помощником в составлении плана новой системы финансов. С учреждением Государственного совета Мордвинов был назначен его членом и председателем департамента государственной экономии. Как известный либерал предполагался декабристами в состав высшего органа управления государством. Единственный из членов Верховного уголовного суда в 1826 году отказался подписать смертный приговор мятежникам.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010