В XIX в. в Крапивне насчитывается четыре приходские церкви: Никольская, Михаилоархангельская, Космодамианская и Троицкая, которая до 1764 г. была монастырской. Упоминаемая ранее Пятницкая церковь была упразднена в 1790 г. Помимо приходских церквей существовала также кладбищенская Всесвятская церковь. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Фрола и Лавра известна уже в 1616 г. Церковь была деревянной до 1759 г. Каменная церковь построена в 1759-1764 г. г. усердием тульского купца Герасима Стефановича Сушкина, «сподобившегося, - как он писал в прошении, - послужити на гроб родителя своего, строителем», по грамоте, данной преосв. Порфирием Коломенским в 1759 г. на имя Сушкина и прихожан Николаевской церкви. В мае 1764 г., по благословению преосв. Феодосия, архимандритом Тульского Предтечего монастыря Илларионом было совершено освящение новопостроенной церкви. Проект храма был сделан архитектором Иваном Бартом в 1740-х гг. Из сочинения Филиппа Генриха Дилтея которого явствует, что в 1767 г. в Крапивне была соборная церковь. Соборной именовалась церковь Никольская. В 1764 г., после освящения построенной каменной Никольской церкви, строителем ее Г.С. Сушкиным выражено желание назначить ее Соборною, по недостатку Собора в городе. Желание это было отклонено или оставлено без внимания, вероятно потому, что собрание священноцерковнослужителей на Царские дни было тогда в Троицком монастыре. Однако стоит заметить, что в одном из документов, датированных 1783 г., священник Николаевской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви священником». Факт, возможно указывающий, что именно в этой церкви собирались священники для молебного пения после уничтожения Троицкого монастыря в 1765 г. Это вполне совпадает также с указанием Дилтея на то, что в 1767 г. (после упразднения Троицкого монастыря) в Крапивне существовала соборная церковь. В 1781 г. оказалось нужным устроить в Никольской церкви вновь иконостас. В 1802 г. преосв. Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно возобновить Св. иконы и пришедшее в ветхость постенное писание.

http://sobory.ru/article/?object=02331

Лубино. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела , Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1759 и 1767. 1843 перестроена колокольня. Год утраты:приблизительно 1941 (утрачена во время боевых действиях ВОВ) Адрес: Новгородская область, Солецкий район, деревня Лубино Координаты: 58.216158, 30.163567 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:10 км по прямой на северо-запад от п. Сольцы Изменить описание Добавить фотографии Чертеж фасада после реконструкции, 1848 г. (Лукашевич Петр). Госкаталог 5376540. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник " Царское Село " Оксана Мельникова 1 июня 1848 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первоначальная церковь, по писцовым книгам, существовала в конце 16 века, а церковные документы говорят о другой, позднейшей церкви. Из них видно, что в декабре 1759 года помещику, майору Ивану Макарьеву Воронову было дозволено, за ветхостью прежнего деревянного храма во имя Арх. Михаила, построить новый, также деревянный, во имя того же святого, с приделом св. Иоанна Златоустого. Потом документы свидетельствуют, что в январе 1767 года дана была грамота на освящение церкви со внесением антиминсов. Освящение совершено было в том же 1767 году Софийским протопопом с братиею. По объяснению старожилов, прежний храм стоял возле нынешней колокольни, ближе к реке Мшаге. Колокольня эта была в 1843 году перестроена на кошельковую сумму. Церковь утрачена в ходе боевых действий во время ВОВ в 1941-44 гг. Источник: сайт pomnirod.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60977

Старая Русса. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя Пресвятой Троицы каменная, о пяти главах, находилась в самом центре города Старой Руссы на Троицкой улице. Существование на этом месте церкви во имя св. Троицы относится ко временам отдаленным. В первой описи города Старой Руссы в 1625 году она значится сожженною литовцами. Во второй описи города Старой Руссы в 1673 году упомянуто только место, где она находилась. В 1680 году на прежнем месте вновь выстроена церковь во имя св. Троицы на иждивение купца Якова Тверева. После чего, чрез 65 лет, церковь эта подверглась запустению от бывшего в 1759 году пожара. По возобновлении церкви в 1767 году, она опять пришла в прежнее состояние. Согласно прошению священника сей церкви Феодосия Савина, в каменном притворе Троицкой церкви дозволено было устроить вместо сгоревшей деревянной Златоустовской церкви придел во имя Иоанна Златоустого. 1836 года 13 июня, во время ужасной бури, сильным вихрем с северо-западной стороны сорвало с главы весь купол, который и упал близ церкви и повредил само здание церкви. А юго-восточная глава приметно всей своей тяжестью наклонилась, отчего в стенах церкви, на которых состояли главы, оказались большие трещины. Вследствие таких повреждений были неотлагательно разобраны четыре боковые главы с куполами и оставлена одна только средняя. В 1854 году из-за новых повреждений в сводах церкви, последовало Высочайшее соизволение на починку церкви с соблюдением характера древней ее архитектуры. В возобновленном виде главный храм во имя св. Троицы освящен в 1860 году. Против притвора Троицкой церкви в 1832 году была построена каменная колокольня в 4 яруса. На ней — вседневный колокол, весом в 60 пудов, которые имел следующую надпись: „Лета 1761, месяца сентября, вылит сей колокол в город Старую Руссу, к церкви живоначальныя Троицы, из старой горелой меди, в помин великого пожара 1759 года июня в 29 день " , т.е. когда совершенно сгорела деревянная церковь с колокольнею и обгорела каменная Троицкая с большею частью утвари. На данный момент колокольня не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=00485

Первое упоминание Стефановского храма в Усть-Выми относится к 1608 году, когда на городище стояла церковь Стефана Великопермского Чудотворца древяна клетцки. Храм находился на Благовещенском холме, недалеко от того места, где святитель основал первый на земле Коми храм. Из-за частых пожаров, охватывавших Усть-Вымь, деревянные храмы были недолговечны. В писцовой книге Яренского уезда 1629 г. Стефановский храм имеет шатровое завершение, а в переписной книге 1646 г. он опять клетский. Предшественница современной каменной, деревянная церковь построена после пожара 1660 года по храмозданной грамоте архиепископа Вологодского и Великопермского Маркелла. Этот храм простоял больше других, но и он стал жертвой губительного пожара 1740 года. Со второй половины XVIII века на Усть-Выми начинается каменное строительство. В 1711 году вместо деревянной строится каменная Вознесенская церковь, а в 1733-1746гг. — Благовещенский храм. Эти церкви возводились приглашенными русскими мастерами. В начале 1750 гг. жители Усть-Выми получают храмозданную грамоту на строительство одноэтажной каменной Стефановской церкви, приписанной к Благовещенской. Строительство каменного храма впервые осуществлялось руками местных мастеров. В мае 1754 года между церковным старостой Михеем Тыриным и устьвымскими крестьянами Петром Пешкилевым, Василием и Иваном Тренькиными, Василием Белоруковым, Степаном Кожуховым и Иваном Тыриным был заключен договор о заготовке и обжиге кирпича. В 1755 году был заложен фундамент и начата кладка стен. Весной 1756 года подряд на строительство храма получил крестьянин Василий Яковлевич Белоруков за 30 рублей. Этот подрядчик по каким-то причинам не успел докончить храм, и в мае 1759 года подряд взяли Григорий Тренькин, Филипп Логинов со товарищи. К сентябрю 1759 года храм был возведен под своды, а в 1760-1761 гг. достроен и выбелен. В 1767 г. артель устьвымских мастеров взяла подряд на пристройку к храму паперти с двумя входами с южной и с северной стороны. Паперть была выстроена в течение года. Приписной однопрестольный храм был освящен во имя св. Стефана. Храм неоднократно поновлялся, а в 1893 г. к паперти с западной стороны была пристроена крытая галерея длиной в 18 саженей.

http://sobory.ru/article/?object=10512

А в Смутное время деревянный храм был сожжён захватчиками: " На Троицкой улице место церковное, что был храм Живоначальной Троицы, сожгли литовские люди в 1609 году; вдоль церковного места двадцать сажен, а поперёк девять сажен " . Прежде считалось, что долгое время после Смуты храм не восстанавливался и был возрождён лищь в конце 1680 года, причём сразу в камне. Однако позднейшие исследования выявили факты пожертвований в Троицкую церковь в 1640-е годы и существование церковного причта в 1670-е. А это значит, что храм восстановили относительно быстро. Теперь принято считать, что после Смуты его снова отстроили в дереве и разобрали непосредственно перед постройкой капитального каменного здания. Строительство, правда, задалось не сразу. Так, из документальных источников известно: в 1672 году артель мастеров-зодчих из Балахны жаловались царю на то, что работы застопорились из-за незватки финансирования. Возобновили постройку лишь в 1680-м. Здесь стоит обратиться к " Иллюстрированному историко-статистическому очерку города Старой Руссы и Старорусского уезда " , написанному М. И. Полянским в конце XIX века: " В 1680 году на прежнем месте вновь выстроена церковь во имя св. Троицы на иждивение купца Якова Тверева. После чего, чрез 65 лет, церковь эта подверглась запустению от бывшего в 1759 году пожара. По возобновлении церкви в 1767 году, она опять пришла в прежнее состояние " . Нам здесь остаётся только добавить, что Я. И. Тверев был одним из богатейших старорусских солепромышленников конца XVII - начала XVIII столетия. Пожар, вспыхнувший в 1759 году, оказался не единственным испытанием, выпавшим на долю каменной церкви за три с половиной века её существования. В ураган 1836 года с неё сорвало купола, стены пошли глубокими трещинами. Меры, принятые на месте, успехом не увенчались - церковь продолжала разрушаться. Только в 1854-м храм привлёк внимание императора Николая I, который, вопреки устоявшимся стереотипам, был весьма прогрессивен в деле сохранения памятников старины.

http://sobory.ru/article/?object=00485

Иона (в мире Иван) Лещинский (1744–61). В 1730 г. был вызван из Киева в учители московской славяно-греко-латинской академии; в 1732 г. пострижен в монашество; в 1739 г. послан в Крутицкую епархию для обучения ставлеников (История академии, стр. 218–219); в 1741 г. 13 июня определен в Угрешский монастырь во игумена; с января 1742 г. был членом московской дикастерии. В 1743 г. 20 августа, по резолюции преосв. Иосифа, архиепископа московского, назначен экзаменатором церковников (ставлеников). Переведен, 18 апреля 1744 г., в Спасо-Андрониев монастырь; в 1747 г. 7 марта был на погребении Донского архимандрита Кирилла (Описание Донского монастыря, стр. 157–8). Андрониев монастырь в настоятельство его пострадал от пожара 10 мая 1748 г. (пожар окончился 11 мая по полуночи в 1-м часу. Чтения в Обществе любящих духовное просвещени е. 1881, февраль, отд. III, стр. 37. 50), а именно в монастырской церкви Алексея митрополита «иконостас и протчее, також и на протчих церквах крышки, и на келлиях крышки ж, и двери, и в них окна, и житницы с хлебом сгорели». По занятиям отстройкой погоревшего монастыря, о. Иона уволен, в августе 1749 г., от присутствия в консистории (бывшей дикастерии); в 1758 г. 23 января, в кафедральном Чудовом монастыре сказал краткое приветствие новоприбывшему из Киева митрополиту московскому Тимофею (Щербацкому); с 1759 г. снова присутствовал в консистории, † 7 ноября 1761 г. и погребен в южной паперти монастырской соборной церкви. По надгробной надписи он был (настоятелем) в этом монастыре 19 лет, а на самом деле 17½, лет и 25 дней. Варлаам Гловацкий (1761–1776) в 1749–52 гг. иеромонах и учитель философии в московской славяно-греко-латинской академии (История академии, стр. 222); с 1753 по 1756 г. игумен Николо-Перервинского монастыря. Переведен, 27 февраля 1757 г., в Угрешский монастырь; 28 января 1759 г. уволен от должности по прошению. Определен, 5 декабря 1760 г., в качестве правителя, в Андроньев, в помощь Ионе, андрониевскому архимандриту (за его параличом), а по смерти его произведен в архимандрита Спасо-Андрониева монастыря и был с 1761 г. членом консистории, но указом св. Синода от 25 июня 1767 г. уволен по прошению от этой должности; 2 мая 1776 г. переведен в Мгарский Преображенский монастырь Полтавской епархии (от Лубен в 5 вер.), где настоятельствовал он по 1778 г. включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

386 Священник А. Матфеев и его жена воспринимали порознь в одной семье двух младенцев – близнецов. Ростовский архиерей Арсений Мацеевич развел за это супругов, заключил их в монастырь и Матфеева лишил сана. Такое решение основывал архиерей на 211 статье номоканона при Требнике. 387 „Чтобы о степенях брачных сделать ясное вновь положение и оное синод признает за ненужное; потому что о том установление и расписание степеней уже в нашей церкви имеется, почему и поступать должно. Буде же о том вновь какое положение делать, то надобно необходимо собирать собор, что, без именного ее императорского величества указу, учинить синоду невозможно; ибо и вышеозначенные правила утверждены собором же«. Син. прот. 28-го мая 1759 65 п. 7. См. наших приложений VIII-e. 392 1728, 15 авг., 1747, 9 янв., 20-го декабря 1756 (П. С. З., 10676), 17-го декабря 1774 14229). 394 31-го марта 1767 12860), 8-го апреля 1771 13592, отд. 4 и 3) 19-го сентября 1787 16577). 398 См. в приложениях син. дело 30-го апреля 1759 г., 197: по именному указу, о свойстве Николая Лодыженского с Марьею Шафировою. 400 Историю эту мы излагаем на основании дел синодального архива 1734 г. 2, 1766 г. 16 в 1786 г. 9 и журналов св. синода. Останавливаемся на изложении истории с некоторою подробностью, в виду того, что она доселе остается вовсе неизвестною в печати. 401 В журнале св. синода 5-го мая 1755 г. записано: „св. синод, рассуждая о напечатанной в Москве в 7161 г. прежде бывшего еще книг исправления книге кормчей, в которой содержатся св. апостол, вселенских и поместных соборов, также Василия великого и других богоносных отец правила, не точные, но токмо сокращенные с краткими ж толкованиями, – а чьи оные сокращения и толкования – подлинно неизвестно; тако ж и гражданские законы, а к концу и некоторые другие, после вселенских бывших, партикулярных соборов правила, и иные статьи, в коих усматривается с греческими экземплярами в текстах во многих местах несходство и в переводе темность; почему и в производстве дел, при рассуждениях, бывает не без сомнительства и не без остановки, а наипаче, что во оной не самые подлинные вышереченные правила, но сокращенные токмо из них, как вышеупомянуто, содержатся. И для того надлежит оную кормчую при св. синоде так, как и библия была исправляема, исправить таким образом: первее сами настоящие правила против греческих таковых правильных и законных книг перевесть на российский диалект, потом и в российской кормчей сокращения оных правил и в толкованиях против греческого текста точно и ясно исправив, тако ж и гражданские законы и прочее все против греческого же текста равным же образом исправить, и в чем против греческих какое несходство явится, то выписать особо и св. синоду предлагать со мнением. Того ради приказали: выслать в С.-Петербург московской славяно-греко-латинской академии проповедника, иеромонаха Иоасафа Ярошевского, а при нем быть для переводу синодальному переводчику Григорию Полетике».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Федор Коржавин, коллежский актуариус, учитель французского языка в 1767 – 8 годах. Илья Чистяков, коллежский протоколист, учитель немецкого языка с 27 марта 1767 года. Чистяков был слеп я жил при лавре, получая пенею; уволен от обучения в августе 1769 года. Иван Герасимович Харламов, переславской епархии, села Семеновского Шуйского дьячков сын. Из воспитанняков Троицкой семинарии определен в 1769 году учителем французского и немецкого языков. В 1772 году произведен в протоиерее московского Архангельского собора. Скончался в 1791 г. О ученых трудах его см. архиеп. Филарета обзор русск. дух. литтерат. 11, 79. Михаил Коваленко, из учителей харьковского коллегиума в декабре 1769 г. определен помощником учителя риторикн с предоставлением ему преподавания пиитики. Гавриил (в монашестве Епифаний) Чижевский воспитанник Троицкой семинарии. В октябре 1769 г. определен учителем высшего класса: в сентябре 1770 переведен на класс греческого и еврейского языков; пострижен в 1771 г., и в том же году на место Введенского назначен учителем риторики и пиитики, с удержанием должности преподавателя еврейского языка. В 1773 г. за болезнью отказался от преподавания риторики и оставлен при одном еврейском, а в сентябре 1776 года и совсем уволен от учительской должности, поступил на содержание братское и принял поручение заниматься переводами с греческого языка. Стефан (в монашества Серапион) Александровский, Александровой слободы, Успенского девичьяго монастыря священников сын. Поступил учиться в семинарию 11 марта 1759 года. По окончании курса, определен на должность учителя нисшего класса 23 сентября 1770 г., а в октябре переведен на высипй класс. Пострижен в монашество в 1771 году. Указом Синода от 20 декабря 1771 года переведен в московскую академию проповедником. Был потом игуменом московского Воздвиженского монастыря, архимандритом Богоявленского, викарием московским, епископом калужским, архиепископом казанским. В 1803 г. переведен в Киев и пожалован саном митрополита. В 1822 году за болезнью уволен на покой в московский Данилов монастырь с правом на- стоятельствования, но не вызжал из Киева и скончался там в 1824 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Хмелита. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая чудотворца построен в 1759-1767 годах на средства лейб-гвардии капитан-поручика Федора Алексеевича Грибоедова. В разные годы в него делали вклады представители дворянских родов: Грибоедовых, Лыкошиных, Волковых-Муромцевых и князей Варшавских, Паскевичей-Эриванских. Во второй половине 1930-х годов храм закрыт. Приход открыт в 1992 году. Митрополит Кирилл посещал Казанский храм 21 января 1995 года и 15 мая 1998 года. Во время празднования трехсотлетия Российского флота, на родине П.С.Нахимова, на фундаменте Спасского храма погоста Спас-Волжинский, где был крещен будущий адмирал, в день его рождения - 5 июля 1996 года епископом Балтийским Пантелеймоном была отслужена панихида. В этот же день епископ Пантелеймон посетил Казанский храм в Хмелите. Набор открыток " Вязьма Православная " Каменная Казанская трехпрестольная церковь при усадьбе (единственная сохранившаяся до наших дней) и двухъярусная колокольня при ней построена в 1759 г. Федором Алексеевичем Грибоедовым, по-видимому, на том же месте, где стояла прежняя Казанская церковь, сведений о которой не сохранилось. Косвенно об этом свидетельствует описание даров: «Серебряный, вызолоченный без рукоятки крест , пожертвованный, как видно из надписи на нем, в 1715 году прокурором Иваном Игнатьевым Аргамонтовым». Таким образом, пожертвования из старого храма перешли в новый. О том, что Казанский храм был не только центром прихода, объединявшим до 1795 г. 32 селения, а позднее 23, но и домовой церковью Грибоедовых, свидетельствуют и пожертвования членов всего семейства (кроме уже упоминавшегося дара И.И. Аргамакова «Летопись» называет дар и вклад на имя храма на 1000 рублей коллежской прокурорши Анны Алексеевны Волынской, сестры Алексея Федоровича и тетки А.С. Грибоедова, многие предметы церковной утвари также названы дарами Грибоедовых храму), и то обстоятельство, что в нем в приделе Иоанна Крестителя находились могилы владельцев усадьбы: Федора Алексеевича, Алексея Федоровича и сына Паскевичей — отрока Михаила.

http://sobory.ru/article/?object=01247

Н. К. одним из первых высказался против нововведения агианнанитов (монахов скита св. Анны), к-рые в 1754 г. решили перенести поминальную службу с субботы, когда им приходилось ездить за необходимыми покупками в Карею, на воскресенье. Это новшество положило начало т. н. колливадским спорам, т. к. мн. святогорцы восприняли его как серьезное нарушение церковного устава. Второй важной темой колливадских споров стал вопрос о частом причащении Св. Таин, к-рый вскоре вышел на первый план. На Афоне довольно быстро сформировалось жесткое противодействие колливадам, к-рые могли покинуть воскресное богослужение, если на нем совершалось поминовение усопших, перенесенное с субботы. Такое поведение воспринималось др. афонитами как обвинение в ереси и влекло за собой их резкое недовольство и взаимные обвинения. На сторону противников колливадов встал и патриарх К-польский Кирилл V. Их не пускали в некоторые афонские скиты и обители. В результате этих нестроений в 1759 г. Н. К. навсегда покинул Афон. В том же году архим. Косма из Эпидавра устроил типографию в Великой Лавре, где была напечатана «Сокращенная Псалтирь» (Εκλογ το Ψαλτηρου), составленная Н. К.,- это была первая греческая книга, изданная на территории Османской империи. В 1759-1763 гг. Н. К. руководил школой на о-ве Хиос. В 1763-1767 гг. преподавал в г. Адрианополе, об этом периоде его жизни сохранилось мало сведений. В 1768 г. начал преподавать в Княжеской академии в Бухаресте. Там он издал «Комментарий к четвертой книге Грамматики Феодора Газы» (Υπμνημα στ Δ βιβλο τς γραμματικς το Θεοδρου Γαζ (Феодор Газис, ок. 1400-1475)). Этот труд объемом ок. 1000 страниц явился весомым вкладом в преподавание греч. языка и принес автору европ. известность. До этого в обучении господствовал перифрастический метод толкования древнегреч. авторов: каждое слово древнего текста объяснялось с помощью подбора к нему всех существующих синонимов или слов с близким значением. Н. К. предложил монолексический метод: ученики должны были вникать в смысл только тех слов, к-рые употреблены самим автором, и с их помощью постигать суть написанного ( Μαρς. 2014. Σ. 196; Щёголева. 2014. С. 324).

http://pravenc.ru/text/2565028.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010