Уже перед самой кончиной, 15 нояб. 1722 г. (почил 27 ноября) владыка Стефан направил в обитель последний денежный взнос с завещанием, в котором велел расписать храм, «как почали в алтаре», окончить трапезную церковь и помещение библиотеки, построить богадельню и «колокольню с большими часами для угодия всему городу». Не все замыслы иерарха были исполнены: его книги служили ученым монахам, но не в Нежине, а в Коллегиуме при Покровском монастыре Харькова, куда библиотеку перевезли по указу правительства в 1731 г. В 1749-1756 гг. архимандритом обители был о. Митрофан (Горленко) – родич свт. Иоасафа Белгородского . При о. Митрофане в 1750 г. сгорела трапезная. В том же году, в ходе ремонта, настоятель построил каменный корпус келий. В 1757 г. обитель частично пострадала от городского пожара. В 1797 г. монастырь был опустошен большим внутренним пожаром. После него обитель предполагалось закрыть, но нежинцы убедили правительство сохранить прежний статус монастыря. Капитальный ремонт обители осуществил управлявший ею в 1803-1823 гг. архимандрит Виктор (Черняев) – болгарин, уроженец Черногории (1761) и воспитанник Киево-Могилянской Академии. Описание монастыря 1867-1868 гг. гласит: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый – создал, второй – воссоздал эту святую обитель». Являя пример подвижничества и возвысив благочестие среди братии монастыря, о. Виктор обратил на себя внимание многих жертвователей, с участием которых, а также на свои средства, сумел привести обитель в новое благолепие. Невзирая на досадный конфликт с правящим архиереем, отрешение от должности и выезд на родные Балканы, о. Виктор оставил о себе благодарную память в сердцах нежинцев, а сложившийся при нем облик монастыря не претерпел существенных изменений до рубежа XIX-XX вв. В советское время обитель была закрыта, ее постройки использовали светские учреждения, главный храм пришел в аварийное состояние, другие строения также сильно обветшали. В 1999 г. началось возрождение монастыря. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Несмотря на деградацию фресок Успенской ц. в Кэлинешти (построена в 1636-1646 на средства и по заказу представителей неск. боярских родов, среди к-рых Янку Кантакузино), расписанной Пырву и 2 его учениками, качество исполнения, утонченный рисунок и колорит живописи, присущие Пырву, все еще отличимы. В нартексе Никольской ц. мон-ря Маму (в 1842-1843 расписана заново, в 1910-1913 поздняя роспись удалена, в 2004 первоначальная живопись реставрирована), в к-рой Пырву работал с учеником Марином, сохранились выполненные Пырву портреты ктитора - св. Константина Брынковяну с обширным семейством и 1-й настоятельницы мон-ря игум. Платониды. В процессе реставрации 2005-2006 гг. Архангельской ц. мон-ря Берка под живописью 1832-1834 гг. были раскрыты росписи Пырву, которые демонстрируют стиль зрелого мастера, смело экспериментирующего со светлой цветовой гаммой, составленной из ненасыщенных оттенков. В худшем состоянии дошли росписи Успенской ц. мон-ря Бордешти. В 1871 г. роспись Пырву в церкви Колця была перекрыта живописью Г. Таттареску, первоначальная роспись сохранилась только в открытом притворе. Церковь св. Евфимия из Фундений-Доамней (построена великим спафарием Михаилом Кантакузино к 1 мая 1699) была расписана Пырву и его учениками под влиянием иконографии Господарской церкви в Куртя-де-Арджеше XIV в. (что отразилось, напр., в расположении в алтарной апсиде сцены «Скиния Завета»). Однако в 1756-1757 гг. церковь была расписана заново артелью иконописцев под началом свящ. Димы, возможно с сохранением прежних особенностей иконографической программы Пырву ( Cojocaru. 2013. P. 11-12). Иконописные работы Пырву известны и за границами Валашского княжества: напр., икона арх. Михаила находится в ц. вмч. Димитрия в с. Крушчица (1780, Сербия, Воеводина, Южно-Банатский округ, община Бела-Црква) ( Negru. 1984. P. 194-195; C â ndea. 2014. P. 51). По общему признанию специалистов, произведения Пырву являются связующим звеном между поствизант. иконописной школой и румынской живописью нового времени. Сохраняя традиц. строй иконографии, Пырву новаторски проявил себя в портретной живописи. Не нарушая условный и во многом типизированный строй ктиторских портретов, он, умело используя мельчайшие детали, добивался передачи характера портретируемого персонажа. Пространные галереи портретов ктиторских семей, представленных в неск. поколениях со всеми родственными ответвлениями, после Пырву стали характерными для румын. ктиторского портрета вплоть до нач. XIX в. Пырву проявил себя и как глубокий колорист (напр., в Филипештий-де-Пэдуре ему удалось добиться максимального эффекта в сочетании розово-малинового и темно-вишневого с серо-голубым). Также особая заслуга принадлежит Пырву в деле создания профессиональной иконописной школы, представители к-рой плодотворно работали на протяжении 1-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2579808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВАСОВЫ русские архитекторы эпохи барокко и раннего классицизма. Андрей Васильевич (далее - А. В.) (не позднее нач. 20-х гг. XIX в. (1718?) - не ранее 1778, г. Глухов Черниговской обл.?) предположительно жил в С.-Петербурге, в 1734 г. был принят «архитектурным учеником» в Канцелярию от строений, работал при И. П. Давыдове и И. Я. Бланке. В качестве помощника под началом архит. М. Г. Земцова в Москве участвовал в оформлении коронации имп. Елизаветы Петровны: вместе с Бланком возводил триумфальную арку у Мясницких ворот Земляного города по проекту Земцова (1742, перестроена Д. В. Ухтомским в камне в 1753-1757); работал в Анненгофском и Лефортовском дворцах в нач. 40-х гг. XVIII в. В нач. июля 1743 г. определен имп. Елизаветой смотрителем при строительстве Царскосельского дворца по проекту Земцова. Имп. указом от 17 окт. 1743 г., вскоре после кончины Земцова, «за прилежность и полученное искусство» А. В. был удостоен звания архитектурного подмастерья (гезеля). Б. Ф. Растрелли стремился сделать его своим помощником, но тот был командирован императрицей в псковские имения ( Барышникова. 1997. С. 610). Первые самостоятельные работы А. В. связаны с Царским селом (с 1808 г. Царское Село, ныне Пушкин) - расширение Большого (Екатерининского) дворца и строительство павильонов в 1744 г. Помощником Земцова в Царском селе был Дж. Трезини, а с мая 1745 г.- С. И. Чевакинский, с к-рым А. В. трудился на строительстве дворца до 1751 г. По мнению Н. П. Новаковской, работы Земцова, А. В. и Чевакинского этого времени трудно разделить из-за отсутствия источников ( Новаковская. 1971. С. 7). Проект дворца, который приписывают А. В., известен по деревянной модели (ГМЗ «Царское Село»). Основные черты его композиции - центральный объем, соединенный галереями с 2 флигелями, на одной линии с к-рыми располагались церковь (справа) и оранжерея (слева), площадь перед дворцом, образованная полукруглыми очертаниями служебных построек,- были сохранены при перестройках, осуществленных в 1752-1756 гг. по проекту архит. Растрелли при участии Чевакинского ( Петров. 1960. С. 225). Новаковская считала недостаточно обоснованной принадлежность деревянной модели этого дворца А. В. ( Новаковская. 1971. С. 14). А. В. участвовал также в сооружении путевого дворца имп. Елизаветы Петровны в Пулкове, дворца канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на Неве (1744-1747, на месте ныне существующего здания Сената), в строительстве Смольного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

1750 Эти сведения взяты нами из доклада Т. Е. Казакевич: Иконографическая программа Толчковой паперти в Ярославле и русский театр XVII – начала XVIII в. Читан 18 марта 2000 г. на V Научных чтениях памяти И. П. Болошевой в ЯХМ. 1751 Самое раннее известное нам свидетельство о существовании иконы «Распятие с чудесами» (или «Плоды Страданий Христовых») относится к апрелю 1682 г. – это образ из Тобольска, о котором сохранилось только упоминание, см.: Бахарева Н. Н. Заметки к истории бытования изобразительного сюжета «Плоды Страданий Христовых». Кроме того, в Соловецком монастыре в 1689 г. была создана копия гравюры «Распятие с чудесами», а в 1695 г. – оклад Евангелия (хранится там же). 1753 Отметим, что композиция образа «Распятие с апостольскими страданиями», создававшегося в 1697–1699 гг., претерпевала некоторые изменения по мере исполнения. Так, вокруг центральной сцены были размечены облака, затем их закрасили бело-розовым фоном. Дальнейшее изучение образа требует рассмотрения его в комплексе с двумя большими иконами – «Воскресение Христово» и «Св. Константин и Елена», написанными тогда же Федором Рожковым, также для поставления в киотах возле патриаршего места. Об этом говорилось в моем докладе «Триптих патриарха Адриана из Успенского собора Московского Кремля. Попытка реконструкции программы», прочитанном 24 января 2003 г. на XIII Богословских чтениях в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. 1754 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том второй. СПб. – М., 1881 (репринт М., 1981), с. 354 («мощи»). 1755 Свод мест, священных библейских, связанных с земной жизнью Христа, Богоматери, апостолов и святых, а также мест их явлений и видений, почитаемых реликвиями сакральной географии, в иллюстрациях и комментариях//Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле/Авт.-сост. Н. Н. Лисовой . М., 2000. 1756 Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост. А.М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 1999. 41. 1757 Дагрон Ж. Священные образы и проблема портретного сходства//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996, с. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впоследствии Елизавета Петровна вме мызы и вотчины Копорья подарила графу Разумовскому. Нынешняя Копорская Успенская, также деревянная, церковь сооружена в 1781 г. усердием помещика и прихожан, бывших крепостных и отчасти дворцовых крестьян. На месте Ораниенбаума стояла бедная чухонская мыза, которую, в числе прочих, Петр 1-й подарил князю Меншикову. На месте, находящемся ныне под дворцом, Меншиков построил в 1714 г. свой загородный дом, с обширным и роскошным садом, с фонтанами и каскадом. Дача эта, поступившая в казну в 1728 г. после падения Меншикова, была любимым летним его местопребыванием, где он устраивал роскошные празднества для Высочайшего Двора. В одной из галерей дома Меншикова была устроена, и в 1727 г. освящена церковь во имя св. Великомученика Пантелеймона, бывшая сперва домовою, а со временем и приходскою церковью для всего города. Впрочем, еще несколько раньше была в Ораниенбауме особая приходская церковь во имя Св. Живоначальной Троицы сведения о коей сохранились в консисторском архиве под 1723, 1724 и 1725 гг.; но где она находилась и когда уничтожена – неизвестно. Известно только, что это не нынешняя Троицкая кладбищенская церковь близь Ораниенбаума, заложенная в 1756 г., а освященная 21-го июня следующего 1757 года. Тому же князю Меншикову в районе нынешнего Петергофского уезда пожалована была мыза Дятлинская, в коей для крестьян переселенцев была устроена и в 1724 году освящена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1771 году владелец села Дятлиц граф Разумовский, вместо обветшавшей деревянной, построил нынешнюю каменную, Покровскую церковь . Новое название дано было церкви, вероятно, в память того, что до времен шведского ига в Покровском-Дятлинском погосте была уничтоженная шведами церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Мыза Гостилицы, в свое время пожалованная шведским королем Густавом-Адольфом помещику Никите Калитину, с возвращением края отдана была фельдмаршалу Миниху. Здесь в саду построена была деревянная церковь , бывшая домовою церковью владельца мызы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С.В. Шумило «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Интересно, что с Зографским Свято-Георгиевским монастырем, а значит и с «Черным Выром», по всей видимости, как-то был связан и уроженец местечка Золотоноши Переяславского полка Анатолий Мелесь. В архивных материалах по его делу сообщается, что он «в 1749 году в Афонскую Гору в Павло-Георгиевский монастырь ушел» 103 . Около 1751 г. этот странствующий монах на Афоне патриархом Константинопольским Кириллом был возведен в сан архимандрита 104 , а через четыре года, в 1755 г., тем же патриархом «без избрания протчиих архиереев, во епископа с наименованием запустелой от древних лет Мелетинской епархии двумя епископами в митру произведен» 105 . По словам еп. Феодосия (Макаревского), в 1751 г. он посещал Российскую империю для сбора пожертвований на Афонский Георгиевский монастырь 106 . Какой именно это монастырь, здесь не уточняется. Возможно, он представлял интересы Зографского Свято-Георгиевского монастыря. Правда, в ряде документов он фигурирует как архимандрит афонского «Павловского Георгиевского монастыря» 107 , поэтому не исключено, что он, все же, был из монастыря св. Павла, где тоже одно время подвизались болгары и сербы. Либо же он во время посещения Российской империи одновременно представлял интересы и Зографско-Георгиевского, и Павловского монастырей. Уже в сане епископа Анатолий Мелесь оказывал содействие православным болгарам, сербам и грекам на Балканах, испытывавшим от турок притеснения за веру, в их переселении в пределы южной Украины. В этом деле как уполномоченный от «турецких» славян он успешно провел переговоры в Санкт-Петербурге с российским правительством. Получив в 1756 г. разрешение от властей, он с этой целью с 1757 по 1759 гг. объездил всю Украину и остановился на Запорожской Сечи 108 . С апреля по декабрь 1759 г. этот «афонский епископ» почти целый год проживал на Сечи, где без разрешения российского Синода и Киевского митрополита совершал богослужения архиерейским чином 109 , и при этом отказывался поминать церковные власти 110 . По мнению ряда исследователей, еп. Анатолий (Мелесь) пытался создать на Запорожье отдельную автономную казачью епархию 111 . В 1760 г. решением Синода он был лишен сана и в качестве простого монаха сослан в Сибирь. Через девять лет, во время Первой турецкой войны, его дело было пересмотрено, и в 1769 г. А. Мелесь был направлен как иеромонах морским капелланом на россий-ский флот в Средиземном море. В 1770 г., после Чесменской битвы, «ради заслуг Анатолия во флоте», Синод таки признал его в «епископском чине и дозволил ему исправлять священнослужение архиерейское». В 1772 г. епископ Анатолий получил в Черниговской епархии в управление казачий Глуховский монастырь, где стал юродствовать. Скончался 2 февраля 1772 г. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Источники жития Димитрия Ростовского 739 M.A. Федотова Мощи святого Димитрия Ростовского были открыты при митрополите Арсении Мацеевиче в 1752 г., но только спустя почти пять лет, в апреле 1757 г., Святейший Синод постановил признать их нетленными и причислил Димитрия Ростовского к лику святых 740 . Почитание же ростовского святителя началось задолго до его канонизации. Об этом может свидетельствовать, например, рукописный сборник упражнений по латинской грамматике ученика Ростовской школы Петра Курохтанского 1703 г. (РГАДА, ф. 381, 1602) 741 . Вторую часть этого сборника составляет «Книга школьных и домашних сочинений, написанных мной, Петром Курохтанским, в школе аналогии в 1703 г.». В конце сборника Курохтанского содержатся «Вирши школьныя» (л. 150−151 об.), свидетельствующие о стихотворном навыке учеников и о прижизненном почитании Димитрия: «Архиерей Димитрий чтити Бога учит,/За то ему бе Бог венец небесный вручит./И подаст ему Бог с небеси честь и славу,/Повелит ему Бог венец тот на главу». Эти вирши 1703 г. сходны со стихами Эпилога драмы «Венец Димитрию», поставленной учениками Ростовской школы 26 октября 1704 г.: «За то венец дадеся ти златокованый/Архиерейский, имже еси увенчанны./Будеши потом увенчан венцем вечносластным,/Яко же и твой ангел дванадцаточастным» 742 . Отметим также, что своё надгробное слово Димитрию Ростовскому Стефан Яворский заключил словами: «Свят Димитрий, свят!» Первые настоятельные требования Святейшего Синода к Арсению Мацеевичу написать Житие Димитрия Ростовского и начало работы над ним относятся ко времени открытия мощей святителя, т. е. к 1752 г., но ещё до его официальной канонизации. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского . Одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря Лукой (создана между 1759 и 1763 гг.). Кроме того, были написаны две полные редакции – редакция Арсения Мацеевича (1757−1758) и Синодальная редакция (1784), написанная Я.А. Татищевым 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евлампий Введенский — епископ Архангелогородский и Холмогорский с 1801 по 1809 г. По другим данным село выгорело в 1808 г. Угор — возвышенное место, высокий берег. Сборная изба нанималась сельским обществом для проведения сходов и для приезжих сельских старшин. Ильин день празднуется 20 июля (2 августа по новому стилю). Имеется в виду праздник Николая Угодника (Никола вешний) — 9 (22) мая. Бородинская битва состоялась 26 августа 1812 г. Имеются в виду «рекруты». Антониево-Сийский монастырь был основан преподобным Антонием на р. Сия в 1520 г.; с 1599 по 1605 г. в монастыре был заточен боярин Федор Никитич Романов (впоследствии патриарх Филарет). Нуда — комары, мошка, слепни. Антоний Сийский (? — 1756 или 1757) — преподобный, основатель Сийского Праздник Покрова Богородицы празднуется I (14) октября. Празднуется 20 июля. Карбасы — большие лодки на 4–10 весел, с двумя парусами. То есть обеспечили пищей. Вычегда — правый приток верхнего течения Северной Двины. Орлецы — населенный пункт на правом берегу Северной Двины, по течению ниже Емецка. Деревянная церковь XVII–XVIII bb. сохранилась в с. Зачачье до наших дней. Имеется в виду Никола вешний, 9 (22) мая. Сажень — мера длины, равная 2,134 м; печатная сажень — казенная и клейменая, своего рода эталон. Имеется в виду день святого Георгия Победоносца (Егорьевский праздник): 23 апреля (6 мая). Парусно-винтовые фрегаты «Миранда» и «Бриск» так и не смогли высадить десант; фрегат «Миранда» был поврежден ответным пушечным огнем. В состав английской эскадры входило два парусных фрегата, два винтовых корвета, два парусных брига и один пароход. Волостной суд представлял собой коллегию из 4–12 судей, выбираемых ежегодно волостным сходом для рассмотрения споров и тяжб между крестьянами и мелких уголовных дел. Первые броненосцы появились во французском флоте в период Крымской войны; с 1860-х гг. морское ведомство России приступило к постройке паровых и броненосных судов. Имеется в виду преобразование приходских школ в начальные народные училища. К 1864 г. относится учреждение земского самоуправления.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

28 февр. 1748 г. В. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм ц. во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Вел. Устюге, в 1753 г.- престол в юж. приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек. На строительные работы В. в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства В. издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления В. епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг. 26 апр. 1751 г. В. просил об увольнении на покой в киевский Выдубицкий мон-рь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февр. 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни. В 1754 г. по доносу архим. устюжского Архангельского мон-ря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях В. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, к-рую возглавляли архим. Антониево-Сийского мон-ря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни В. Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам. В. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

http://pravenc.ru/text/154209.html

Новым явлением в истории Библии в XVI в. стало тиражирование, прежде всего, новозаветных и псалтирных текстов печатным способом. В основу издания первой печатной Острожской Библии (1581) была положена Геннадиевская Библия . Царь Иоанн Грозный посылал Ивану Федорову Геннадиевскую Библию в Острог 154 . Геннадиевская Библия лежит в основе и Московской (1663) 155 . Эта библейская традиция была продолжена в так называемом Елизаветинском издании Библии 1751 г. Последующие издания Библии 1756, 1757 и 1759 гг. стереотипны. «Создав полный, внебогослужебный по своему назначению кодекс Библейских книг, Геннадий поставил себя в один ряд с первопечатниками – немцами Иоганном Гутенбергом и белорусом Франциском Скориной, которые начали свою деятельность также с издания Библии – первый на латинском, а второй на своем родном языке» 156 . Профессор И.Е. Евсеев в статье, посвященной труду новгородского владыки, писал: « Геннадиевский свод славянской Библии 1499 г. был средоточием и высшим завершением всей библейской деятельности на славянской почве – у южных славян и у русских. Многовековая, шестисотлетняя неустанная работа южных славян и – под конец их культурной жизни – наших предков нашла в этой объединительной деятельности новгородского владыки свое наилучшее выражение. Библия во всем своем объеме была окончательно и прочно усвоена этим исчерпывающим сводом для святой Руси, для всего славянства. Без всяких споров преклонился славянский мир пред этою бытовою канонизациею всего библейского состава в славянском переводе, произведенного энергиею и благочестивым домыслом одного из самых мощных и пламенных архипастырей XV в.» 157 . В наше время, благодаря трудам покойного архимандрита Иннокентия (Просвирнина ; † 1994), доцента Московской духовной академии, в рамках программы издания Русской Библии, параллельно русскому тексту воспроизводится в цвете рукопись Геннадиевской Библии. Уже изданы тома, содержащие Псалтирь и книги Нового Завета. Эпоха, когда жил святитель Геннадий, была очень знаменательна. На его глазах росло и крепло Московское государство. В 1478 г. к Москве был присоединен Великий Новгород, а через два года произошло знаменитое Угорское стояние, когда предстательством Богоматери 158 было покончено с золотоордын-ским игом на Руси. В 1485 г. московским князем было подчинено Тверское княжество. Архиепископ Геннадий является современником пятисотлетия Крещения Руси. В 1489 г. он писал: «А отнеле же князь Велики Володимер Киевьскый крестил всю землю Рускую, а тому 500 лет с летом...» 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010