Тайная канцелярия при Е. П. работала достаточно активно, но начальники учреждений почти в 2 раза реже, чем при Анне Иоанновне и Иоанне VI, подвергались адм. наказаниям. Кадровые перемены не сопровождались опалами и представляли собой скорее перестановку ответственных лиц внутри гос. аппарата. Указом Е. П. от 12 дек. 1741 г. была восстановлена прокуратура, но она не имела той силы и влияния, которыми пользовалась при Петре I. Телесные наказания, конфискацию имущества и казнь, распространенные при Петре I кары за казнокрадство и взяточничество, Е. П. заменила понижением в чине, переводом на др. службу и изредка увольнением. Известно, что перед переворотом она долго молилась и дала клятву в случае прихода к власти не подписывать смертные приговоры. В ее царствование исполнение смертных приговоров было приостановлено. В сфере социальной политики правительство Е. П. продолжало наметившийся ранее курс на укрепление «регулярного» гос-ва. Указ 1742 г. упоминал, что беглые помещичьи люди «немалым собранием» подали прошение императрице о разрешении им записываться в армию, и категорически запретил такую возможность; жалобщиков отправили в ссылку на сибир. заводы. В том же году разрешенная ранее подача императрице челобитных была воспрещена. При принесении присяги Е. П. за крепостных присягали их владельцы. В ходе проведенной в 1744-1747 гг. ревизии было зарегистрировано увеличение численности податного населения на 17%. Была поставлена задача сделать невозможным существование «вольных разночинцев»: их надлежало записать в подушный оклад, в армию, на фабрики. Подушная подать была увеличена на 10 к. для крепостных и на 15 к. для гос. крестьян (1745). В 1747 г. императрица предоставила помещикам право отдавать по своему выбору крестьян в рекруты, продавать их без семьи; в 1760 г. в зачет воинской повинности - ссылать крестьян в Сибирь; с 1761 г. запрещалось крестьянам заключать к.-л. сделки без позволения помещиков. В экономической сфере П. И. Шувалов провел реформу по отмене внутренних таможен (1753-1754), что дало импульс к развитию предпринимательства и внешней торговли. По его же инициативе были повышены косвенные налоги, это привело к росту цен на соль и вино, продажа которых являлась монополией гос-ва. «Безуказные» предприниматели, открывавшие свое дело без разрешения соответствующих коллегий, подверглись репрессиям. В 1754 г. были открыты Гос. заемный банк для дворянства (с конторами в С.-Петербурге и Москве) и Банк для купцов «для поправления коммерции при с.-петербургском порту».

http://pravenc.ru/text/189799.html

М. А. Моисеева XVIII-XX вв. Начало XVIII в.- одна из важнейших вех в истории испан. церковной музыки. На всем протяжении XVII в. в ней преобладало стремление сохранить основные черты полифонического стиля, сложившегося еще в XVI в. Модернизация богослужебной музыки на протяжении XVIII в. также столкнулась с серьезным противодействием традиционалистов, проходила болезненно, сопровождалась ожесточенными спорами. Значительное влияние на эволюцию стиля церковных сочинений оказал испанский музыкальный театр, определивший направление развития испан. музыки в целом. При этом прослеживается тенденция к унификации стиля и жанров литургической музыки в различных регионах И. и к стандартизации исполнительских составов (преобладание 2-хорных композиций на 8 голосов) благодаря возросшей мобильности церковных музыкантов, интенсификации творческих контактов при сохранении центрального положения королевской капеллы в области церковной музыки. Одним из первых заметных событий, ознаменовавших начало новой эпохи, стала развернувшаяся с 1715 г. полемика вокруг мессы «Scala aretina» каталон. композитора Франсеска Вальса (ок. 1665-1747), по содержанию в известной мере аналогичная дискуссии о «первой» и «второй» практиках, состоявшейся более чем на столетие раньше между Дж. М. Артузи и братьями Монтеверди; речь шла о допустимых пределах использования диссонансов. По масштабу, однако, эти дебаты на порядок превзошли дискуссию на севере Италии: в них приняло участие ок. 50 испан. музыкантов. Либерализация норм полифонического письма воспринималась многими как покушение на священные устои искусства. Так, по мнению органиста Хоакина Мартинеса де ла Рока (ок. 1676-1747/56), «музыка строится на незыблемых основаниях и универсальных правилах; когда они нарушаются, гибнет сама сущность музыки». Решающую роль в обновлении церковной музыки И. сыграло воздействие на нее извне: с восшествием на престол в 1700 г. Филиппа V, особенно после его женитьбы в 1714 г. на Елизавете Фарнезе, муз. вкусы двора следовали итал.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Припиской Пензенской провинции, с одной стороны улучшалось материальное положение Астраханской кафедры, с другой доставлялись удобства по епархиальному управлению, так как Пензенская провинция была смежна с Астраханской епархией и близка к Саратову, стоявшему при Волге. Ставленники легко могли ездить до Астрахани водой. Добрые купцы даже бесплатно возили церковников из Саратова в Астрахань и обратно. По царской резолюции на прошении епископа Илариона наведены справки. Оказалось, что в Пензе с уездом было – 203 цер. Видимо, Государыня склонялась на сторону Илариона, но в протоколах Св. Синода от 20 декабря 1745 года написано «так как городу Пензе с уездом по силе Именного указа 1744 г. 18 июля определено быть в назначенной к возобновлению Тамбовской епархии, того ради приказали в том его преосвященства требовании отказать и послать указ». 614 Ровно через два года епископу Илариону отказано даже в меньшей просьбе. 26 апреля 1747 г. ясашные крестьяне сельца Архангельского-Медведицы Завольского стана, Пензенского уезда, в лице сотника Егора Иванова с товарищами двумя челобитьями просили епископа Илариона принять их сельцо в ведомство Астраханской епархии и выдать им храмозданную грамоту на постройку церкви, а затем поставить к ней священника, «понеже, объясняли челобитчики, жительство они имеют от церквей весьма далеко, верст по 120 и более; поэтому многие у них умирали без покаяния и без причастия, умершие тела хоронились без отпевания, родильницы бывали без молитв по месяцу и больше, младенцы умирали некрещеными». Доводы челобитчиков были, пожалуй, чересчур сильны. Епископ Иларион, соглашаясь с ними, поддерживал челобитчиков в докладе Св. Синоду от 30 апреля 1747 г. Но Св. Синод, основываясь на том, что Пензенский уезд состоит в ведомстве Синодальной области (sic), точнее Синодальной Конторы, отказал просителям, а вместе с ними епископу Илариону, причем возвратил ему подлинником челобитья ясашных крестьян. 615 Таким образом, Астраханскому епископу не удалось расширить своей епархии на счет возобновляемой Тамбовской епархии. Св. Синод почему-то ревниво оберегал цельность Тамбовской епархиальной территории, очень расширенной сравнительно с территорией, прикрытой в 1701 г. Тамбовской епархии. Однако, он понимал, подчинение Московской конторе целой церковной области на южной окраине с вольным и сбродным населением не совсем удобно и полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Эта инструкция давалась в 1747 и 48 годах и в точности исполнялась справщиками. Они поступали так: каждую Св. книгу прочитывали по Стефановскому исправлению, тщательно сличали с Московским 1663 г. изданием, существенные разности сносили с греческими параллелями, выписывали их в особую тетрадь, представляли Синоду, согласно его постановлению вносили в свое исправление, а потом снова набело прочитывали каждую книгу. Из записей разностей между Стефановским исправлением и Московским изданием (1663 г.) составился особый том «библейной величины,» части из коего выписаны были и помещены в обширном предисловии к первому изданию 1751 года.    Справщики, ученые профессора Лящевский и Слонимский, очень усердно занялись своим делом и быстро повели его. За синодальными решениями также дело не останавливалось, а потому быстро пошло все. В сентябре и октябре 1747 года они начали свое чтение, а 22 мая 1751 года все было закончено чтением и проверкой. Но печатание исправленной Библии началось гораздо ранее. По личным приказаниям Государыни к печатанию приступили до окончания исправления всей Библии, 10 июля 1750 года. Печатание производилось в Петербурге на Ростовском подворье рабочими, материалами и печатными станами, привезенными из московской синодальной типографии. Некоторая задержка при печатании зависела от заготовки «кунштов,» т.е. рисунков к каждой Свящ. книге, так что решено первое издание выпустить без них. 18 декабря 1751 года окончено печатание Библии в количестве 600 экз. на первом заводе, а в начале 1752 года и вторым заводом 600 экз. напечатано. — По окончании всего дела типографские материалы и мастера отправлены были в московскую синодальную типографию, где вскоре занялись вторым изданием исправленной Библии, каковое, под надзором Слонимского и Лящевского, и выпущено в 1756 году, без особых изменений в тексте, с опущением обширного предисловия о ходе всего дела исправления Библии, но с «кунштами» к каждой книге. С этого издания стали печататься и доселе печатаются все издания.    Общая характеристика сделанных в Елизаветинском издании исправлений изложена в предисловии к этому изданию следующими словами: «подражая отцем святым, то едино в деле исправления священной библии имехом, еже согласно во всем греческому семидесяти переводу наш славянский перевод издати. Сего ради ничесоже нами не внесено в текст, еже не обретеся в греческих... ничесоже не исключено, точию еже ни в едином (греческом списке) обретеся; ничесоже от речений первыя печати (т.е. Моск. 1663 г.) не пременено, точию еже не бе согласно в значении греческому речению... или не по свойству славянского языка положено бе.».. Таким образом, общая и основная черта новой редакции славянского перевода — крайняя до копиизма близость славянского перевода к греческому переводу LXX.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Более определенные сведения, как о количестве собственно приходских дворов Никольской церкви, так и о числе душ обоего пола, составлявших в прошедшем столетии население Никольского прихода, мы находим в исповедных ведомостях того времени. По этим ведомостям число приходских дворов и душ Никольской церкви было следующее: В 1741 году дворов душ обоего пола » 1744 » 205 или 168 » 1745 » » 1746 » » 1747 » » 1748 » » 1754 » » 1757 » » 1762 » » 1776 » Ко всему этому населению Троицкий причт не имел никакого отношения. Только по переведении причта упраздненной Рождественской церкви, в 1737 году, богослужение и требоисправление для рождественского прихода на короткое время (27 мая 1737–14 авг. 1738). исполнялось, как мы видели, троицким причтом. Но лишь только назначен был для прихода упраздненной церкви свой особый священник, троицкий причт опять стал для означенного прихода посторонним. «А троицкому протопопу с братиею» – сказано было в синодальном определении 14 Августа 1738 года – «кроме самых нужнейших треб с сего времени в тот приход не вступать и помешательства оному священнику не чинить». Поэтому-то в следующем году, когда троицкий священник Кирик Иосифов окрестил опасного младенца в Никольском приходе, за отсутствием местного священника Михайлова и когда впоследствии, случайно, возник вопрос об этом крещении, Михайлов заявил консистории, что он был действительно в это время в отсутствии, и что, по поводу совершенного в его приходе Троицким священником крещения, «спору от него за это никакого нет», – так как он, Михайлов, получил от Кирика метрическую запись о совершенном им крещении, для внесения в свои книги. Из приведенной выше таблицы о количестве дворов и душ Никольского прихода, видно уже, что, начиная с сорокового года прошлого столетия, количество это к концу столетия постепенно уменьшалось. Этот вывод подтверждается и другим путем. Когда, в 1750 г., дух. консистория, заметив разницу в показаниях ревизской сказки 1741 г. о числе дворов с исповедною ведомостью за несколько предыдущих лет, потребовала объяснения на это у Никольского священника Архипова, тот «по священству» показал, что эта разница произошла, между прочим, и от того, что в 1747 и 1748 годах (когда он был уже местным приходским священником) «разных чинов люди из их прихода выехали в другие приходы, а дворы свои продали соседям, а иные и разломали».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Они ограничивали энкомьенду и должны были облегчить положение индейцев. Деятельность епископа вызвала резкий протест колонизаторов. В 1549 г. он был убит. Обращению индейцев в католицизм способствовали действующие в стране монашеские ордены. Однако процесс христианизации шел медленно, о чем свидетельствует малое количество священников и небольшое число церквей в сер. XVI в. Кроме того, сохранялись напряженные отношения Церкви с колониальными властями. Католич. ц. св. Франциска Ассизского в Гранаде. Сер. XVI в.(?), 1867–1868 гг., 1885 г. Католич. ц. св. Франциска Ассизского в Гранаде. Сер. XVI в.(?), 1867–1868 гг., 1885 г. В 1542 г. в соответствии с «Новыми законами» была учреждена Королевская аудиенсия пограничных территорий Гватемалы и Никарагуа, которая являлась административно-судебным органом и фактически исполняла функции верховного органа власти. В 1563 г. Н. вошла в юрисдикцию аудиенсии Панамы. В 1569 г. создана аудиенсия Гватемалы, к-рая начала работу в 1570 г. Ею управлял президент, с 1609 г. одновременно он стал выполнять функции губернатора и генерал-капитана. Кафедральный собор Успения Пресв. Девы Марии в Леоне. Архит. Д. Хосе-де-Поррес Эскивель. 1747 г.— нач. XIX в. Кафедральный собор Успения Пресв. Девы Марии в Леоне. Архит. Д. Хосе-де-Поррес Эскивель. 1747 г.— нач. XIX в. Основные центры испан. колонизации находились в зап. части совр. Н., в то время как вост. часть оставалась гл. обр. неподконтрольной испанцам. Особая роль в истории страны принадлежит территории вдоль атлантического побережья совр. Н. В нач. XVII в. здесь стали появляться первые поселения африканцев, бежавших с терпящих кораблекрушение рабовладельческих кораблей и из принадлежавших Великобритании колоний в Вест-Индии. Постепенно часть африканцев смешалась с местным индейским населением (вероятно, близким к сумо), и в результате был сформирован народ мискито (москито), давший название этому региону - Москитовый берег (согласно др. версии, мискито населяли территорию Н. еще до прихода европейцев). Первыми колонизаторами здесь были англ. пираты, к-рые смогли наладить с местными вождями дружеские отношения. В 1-й пол. XVII в. англичане захватили о-ва Провиденсия (Провиденс) в бассейне Карибского м., у берегов Н. В 1630 г. по инициативе Роберта Рича, гр. Уорика, была основана Компания о-ва Провиденс, которая занималась грабежом принадлежавших испанцам земель и нападением на испан. корабли. В кон. XVII в. под протекторатом Великобритании создано государство Москития. Первый негритянский правитель Москитии был коронован в Лондоне кор. Карлом II под именем Олдмен. В 1786 г. Великобританией и Испанией была подписана Лондонская конвенция, согласно к-рой англичане освободили Москитовый берег. Тем не менее они сохранили влияние на этой территории.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

Так, в Служебнике 1629 г., хотя и сохранено то же количество молитв, какое мы видели в стрятинском Служебнике, т. е. восемь и на пятом месте – молитва: «Благословен еси Боже, Вседержителю, сведый ум человечь», но об этой последней сделано следующее характерное замечание: «Молитва пятая. Ся молитвы в греческом (т. е. евхологии) несть, от него же сей звод исправися, ты же чти аще хощеши» 31 . Говоря проще, митрополит Петр Могила , хотя и не видел нужды в этой молитве и даже находил ее лишней против бывших у него под руками греческих евхологиев, но не решился опустить ее в своем Служебнике, как это сделано было потом, потому что эту молитву он видел в числе обязательных вечерних молитв в «старожитных наших русских и московских служебниках» и оставил чтение ее на произвол желающего. Что же касается упомянутой нами молитвы входа: «Благий Человеколюбче, благословивый всяческая молитися прилежно сердцем сокрушенным», то о ней митрополит Петр Могила сделал в своем Служебнике такое замечание, которое уже прямо говорит за ее неуместность в данном случае и отсутствие ее в служебниках греческом и московских. «Сия же молитва (т. е. «Вечер, заутра и полудне»), замечает Служебник 1629 г., в греческом (т. е. евхологии) положена есть и в московских зводех обретается» 32 . В Служебнике митрополита Петра Могилы поэтому две молитвы входа, и священнику, следовательно, предоставлена была возможность читать ту или другую молитву. Указанные нами состав вечерних молитв и приведенные сейчас замечания относительно пятой молитвы и молитвы входа продолжают сохранять свои места во всех южно-русских служебниках чрез все XVII столетие и переходят даже в XVIII в., как например, в киевских изданиях Служебника 1639, 1653, 1692, 1708, 1736, 1737, 1747, 1762 гг., черниговском 1797 г., львовском 1636, 1752, 1759 гг., уневском 1747 г., и других типографий. Настоящий состав вечерних молитв и их нынешний распорядок в Служебнике установились в северо-московской Руси, как мы сказали уже, со времени издания в Москве Служебника 1655 г., когда митрополитом Новгородским, впоследствии знаменитейшим Московским Патриархом Никоном , было признано необходимым исправить наш Служебник после сличения его с современными господствовавшими в ту пору в богослужебном употреблении греческими евхологиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Англ. методист Дж. Уайтфилд , прибывший в 1738 г. в Джорджию, в течение 15 месяцев (1738-1739) проповедовал, переезжая из города в город, собирая сотни слушателей. Стиль его проповеди, высокоэмоциональный, заставлявший слушателей рыдать и каяться в своих грехах, стал эталоном для движения священнослужителей «В. п.». Для проповедей того периода был характерен акцент на необходимости «нового рождения, или рождения свыше как факта субъективного религиозного опыта», к-рый мог быть засвидетельствован только самим верующим. Тем не менее опыт «возрождения» стал рассматриваться в качестве основания для обретения верующими «уверенности в спасении», хотя нек-рые, напр. Г. Теннент, настаивали на том, что главный признак спасения - «постоянство в совершившейся в жизни перемене» (permanently changed life). Фактически все участники «В. п.» вопреки Кальвину признавали возможность «отпадения от благодати», при этом Уайтфилд, разделяя учение Арминия , воздерживался от прямых ссылок на него, а Эдвардс решительно отвергал арминианство и сохранял верность кальвинизму в трактовке канонов Дортского синода . В религ. практике он различал «истинную» и «ложную благодать» и заявлял, что все случаи падения христиан суть отпадение от ложной благодати. Связь личной веры со спасением понималась скорее в свете лютеранства, нежели кальвинизма; признавалась также необходимость нек-рых добрых дел для достижения спасения. «В. п.» в большей или меньшей мере затронуло все колонии и все христ. конфессии Нов. Англии (кроме Римско-католической Церкви). Наиболее радикальные его приверженцы претендовали на обладание особыми «дарами Св. Духа», полученными без изучения Библии и посещения богослужений. Занимая маргинальное положение, они тем не менее компрометировали движение в целом. Вслед. этого пресвитериане в 1738-1745 гг. разделились на сторонников (New Side) и противников (Old Side) «В. п.». Первые постепенно заняли ведущее положение, и в 1747 г. на базе семинарии в Нешамини основали колледж, в наст. время известный как Принстонский ун-т. В 1747 г. в Нью-Йорке был сформирован синод Реформатской церкви, независимый от Церкви в Нидерландах. В Вирджинии, Сев. и Юж. Каролине, где проживали преимущественно англикане, «В. п.» привело к распространению методизма, во многом благодаря проповеди С. Дэвиса, с одной стороны, и к переходу верующих из англиканства в баптизм - с др. Квакерами, как религ. обществом, «В. п.» было воспринято негативно, и те из них, кто склонились к нему, принимали крещение в к.-л. из др. протестант. церквей и переставали быть квакерами.

http://pravenc.ru/text/150131.html

Она легкая и изящная по силуэту, по праву считается самой красивой. 24-гранное основание башни переходит в десятигранник, затем в восьмигранник, к-рый завершается шатром со слухами и с вышкой-«смотрильней». Горизонтальные пояса разделяют башню на 4 яруса. Три нижних оформлены своеобразной этажной «ордерной» системой встроенных полуколонок, образующих вертикальные выступы, и круговыми поясами рельефной кирпичной выкладки с изразцовыми вставками. По верху идут навесные машикули с боевой галереей, обнесенной парапетом, украшенным изразцами. Второй ярус - с окнами в гранях и с тектоническим декором. Восьмерик 3-го яруса имеет галерейку и боевое гульбище, на к-рое ведут изнутри 8 выходов, декорированных перспективными портальными наличниками. Жилые и хозяйственные постройки Справа от святых ворот к стене примыкает настоятельский корпус, выстроенный из кирпича в 1785-1787 гг. Он занял место частично разобранной постройки кон. XVII в. По описи 1747 г., это были 3-этажные архимандричьи кельи, «из которых в верхнем апартаменте одна келья длиною 7 аршин шириною тож... при оной же келье другая келья длиною 6 аршин шириною 7 аршин с четвертью. При оной же келье полатка кладовая. Да при оных же кельях полатка спальная. При оных же полатках двои сени и между ними кухня… во втором апартаменте под кладовою полаткою келья длиною аршин три четверти шириною тож» (Там же. Оп. 3б. Ед. хр. 56. Л. 12). Часть стен старой постройки с фризом из поливных изразцов и со служебным окошком вошла в состав скромного жилого дома в стиле классицизма. В крепостной стене были пробиты окна, разобраны машикули. Двухэтажный казначейский корпус примыкает к стене справа от св. ворот. Он выстроен в кон. XIX в. на месте 3-этажного корпуса сер. XVIII в. В описи 1747 г. сказано, что «домовотчинный приказ каменной, во оном палата судейская. При той же полате еще полата приказная. При оной же полате архива. Над оною архивною полатою в третьем апортаменте еще полата рухлядная. При оном же приказе сени. Под означенным приказом полата столярная.

http://pravenc.ru/text/673721.html

В 1741–1742 гг. мы находим Цинцендорфа в С.-Америке, где он, в надежде на тамошнюю свободу совести, думал учредить общину без всяких ограничений со стороны внешней церковности. Время изгнания, так называемый «период сеяния», продолжалось до 1747 г. когда Саксонское правительство взяло назад свой эдикт, направленный против личности графа. Два года спустя гернгуты приняли, по крайне мере формально, Аугсбургское Исповедание и признаны были терпимы в Саксонии. Одновременно и в Англии они были признаны парламентским решением равноправными с епископальной Церковью . По смерти своей первой супруги, граф женился на Анне Ничман, своей давнишней подруге и помощнице (в 1767 г.). Со словом «мир» он испустил свой дух 9 мая 1760 г. и похоронен на Гутбергском кладбище. Почитатели сделали следующую надпись на его памятнике. «Ei, wie so selig schlafest du Und träumest süszen Traum» (О, как блаженно спишь ты и видишь сладкие сны) В «период сеяния» на общину Гернгутеров излился целый поток полемических сочинений и пасквилей. Фререйзен (Frdreisen) написал: Изображение Магомета и Цинцендорфа, – его современной обезьяны, Страсбург 1747 г. Фольк (Volk): «Обнаруженная тайна злобы гернгутской Секты» Франкфурт, 1749 г. и Ботэ (Bothe): «Достоверные сведения о гернгутской тайне брака» Берлин 1751 г. Двое последних были прежде гернгутерами. Основание для этих нападок Цинцендорф и его последователи дали отчасти своим вероучением и некоторыми достойными порицания сторонами своей жизни. Мы укажем только некоторые пункты учения Цинцендорфа: 1) Учение о матернем достоинстве Св. Духа. Цинцендорф представлял себе Св. Троицу, как мужа, жену и дитя («Papa, Mama und ihr Flämm lein, Bruder Lamlein» Папа, мама и их огонёчек, брат ягнёночек). Св. Дух занимает место матери (Бога-Отца вечная супруга, – Herzmama). Матернее достоинство Св. Духа проявляется трояко: при вечном рождении Сына Божия, при зачатии человека Иисуса, при возрождении верующего. 2) Учение об отеческом достоинстве Иисуса Христа ( Ис.9:6 ). Творение принадлежит единственно и только Сыну («праведному гончару»), поэтому Христос есть истинный наш Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010