1738 Ср.: Лк. 14:24. 1739 Ср.: Ис. 1:8. 1740 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Что при перечислении этих событий, соответствующих установлениям и предсказаниям Творца,. 1741 Конъектура Кройманна. В рукописи: «для того». 1742 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1743 Ср.: Лк. 15:4,8. 1744 Ср:.Лк. 15:5—7,9—10. Любопытно обращение Тертуллиана к притче о потерянной овце в «Скорпиаке»: «Заранее видел Бог слабости человеческой природы, козни противника, обманчивость вещей, сети века, а также опасности, которым вере предстоит подвергнуться после крещения, и очень многих, снова идущих к гибели после спасения, замаравших брачную одежду (ср.: Мф. 22:1—14), не запасшихся маслом для светильников (ср.: Мф. 25:1—13), которых нужно искать по горам и лесистым ущельям и на плечах относить назад (qui requirendi per monies et saltus, et humeris essent reportandi)» 8 1745 Ср.: Иез. 33:11. 1746 Игра слов: alterum offendi alterum defendi. 1747 Ср.: Лк. 16:13. 1748 Ср.: Лк. 16:1—7. 1749 См.: Лк. 16:9. 1750 Ср.: Лк. 16:14. 1751 См.: Л к. 16:13. 1752 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не должен». 1753 Т. е. с богом Маркиона. 1754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «соединивший ее в своей речи с богом, умолчал об их Господе». 1755 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о Творце». 1756 Nominaturus et creatorem, si alius esset ipse. Холмес переводит эти слова так: «Не would have been sure to mention the Creator if He were Himself a rival to Him». 1757 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1758 Вставка Кройманна. 1759 См.: Лк. 16:11. 1760 См.: Лк. 16:12. Изменение евангельского текста произведено Мар-кионом. 1761 Т. е. . Ср.: Лк. 16:11. 1762 Ср.: Лк. 16:12. 1763 Исправление Кройманна. В рукописи: «иным». 1764 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сделал бы различие и другим богом». 1765 По мнению Кройманна, эта часть текста испорчена. 1766 Ср.: Лк. 16:15. 1767 См.: Лк. 16:15. 1768 Ср.: Притч. 20:27. 1769 Ср.: Пс. 7:10; Иер. 11:20; Откр. 2:23. 1770 См.: Лк. 16:15. 1771 См.: Ис. 2:12. 1772 См.: Лк. 16:16. 1773

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Иоганн Готтхильф Штриттер (1740–1801) опубликовал грандиозный корпус свидетельств римских, византийских и других древних авторов о народах, обитавших на территории России. Этот труд до сих пор остается единственным в своем роде, все еще полезным, хотя и полузабытым 2431 . Посещение Юга России Екатериной II в 1787 г. положило начало целой серии научных экспедиций. Прежде всего, стояла задача соотнести античные, византийские и средневековые города и поселения с современными населенными пунктами. Начиная с 1762 г. топографы Генерального штаба работали в малоизученных южных провинциях, в Крыму и на Кавказе. Это была большая эпоха путешествий и создания карт. Например, тогда был создан атлас берегов Черного и Азовского морей 2432 , многие турецкие и татарские топонимы были заменены древнегреческими, хотя идентификации не всегда были верными. Так, Херсонес/Херсон в действительности находился в Крыму, а не на юге современной Украины, куда он был помещен. Севастополь в Крыму идентифицировался с древним Себастополисом, в действительности находившимся в Восточном Причерноморье (совр. Сухум), и это не единственный пункт с таким названием в Восточном Средиземноморье. В исследовании южных территорий России польские и немецкие ученые были особенно активны, чаще всего их экспедиции осуществлялись на средства Петербургской академии наук 2433 . В истории науки остались имена Иоганна Антона Гильденштедта (1745–1781) 2434 , Карла Ивановича Габлица (1752–1821), Петера Симона Палласа (1741–1811) 2435 , Готтлиба Франца Вильгельма Юнкера (1702/1705–1746), графа Яна (Ивана) Потоцкого (1761–1815), многие из них были членами Академии наук 2436 . Записки о своих путешествиях оставили епископ Луцкий Адам Станислав Нарушевич (1733–1796) 2437 и Станислав Сестренцевич Богуш(1731–1826) 2438 . Путешественники той эпохи не имели цели исследовать именно христианские памятники, они обращали внимание на все достопримечательности, однако серьезное изучение древней топографии и географии, обследования древних городов на месте были необходимым начальным этапом для дальнейшего развития более специализированных разделов археологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII. Каталоги личных б-к архиереев. Личные б-ки российских архиереев традиционно выделялись своим объемом и качеством подбора изданий. Фонды нек-рых из них были отражены в печатных списках или каталогах: Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. [Каталог личной б-ки]//ОДДС. СПб., 1903. Т. 11. Стб. 832-842, 844-852 - б-ка была передана в МДА; еп. Лаврентий (Горка; 1671-1737; выпускник и преподаватель Киево-Могилянской академии) составил каталог своей б-ки (355 ед.; реконструкция и изд.: Мосин А. Г. Библиотека Лаврентия Горки. Екатеринбург, 1997); описанное А. А. Титовым «Собрание преосв. Амфилохия [Сергиевского], еп. Угличского» (М., 1892); одним из наиболее значительных является каталог б-ки митр. Киевского Флавиана (Городецкого) ( Михаил, игум. Систематический каталог книг библиотеки Высокопреосв. Флавиана, митр. Киевского и Галицкого. К., 1910), в к-ром почти 8300 ед. описания, в основном отражена лит-ра по богословским и церковно-историческим дисциплинам, изданная в сер. XIX - нач. XX в.; а также упомянутые выше б-ки архиеп. Саввы (Тихомирова), архиеп. Арсения (Брянцева), еп. Никандра (Молчанова), вошедшие в состав б-ки МДА и отраженные в ее каталогах. Отраслевая ретроспективная библиография Попытка составить общий указатель духовных книг была предпринята в кон. XIX в., однако «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (М., 1891. Вып. 1: Указатель… по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включительно/Сост. С. Н.; Вып. 2: Указатель… по церковной истории/Сост. Н. П.), хотя и имел продолжение ( Лебедев А. А. Русская богословская литература 1888-1892: Библиогр. указ. книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908), остался незаконченным и далеко не полным. В национальном репертуаре книжных изданий всегда особняком стояли богослужебные книги, описание к-рых имело свои особенности и выделялось в отдельные разделы либо указатели, напр.: Издания церковной печати времени Имп. Елизаветы Петровны, 1741-1761/Описали В. И. Срезневский, А. Л. Бем. Пг., 1914 (содерж.: Подробное библиогр. описание 463 кн., иногда аннотация содержания; в предисл.: обзор и систематизация; вспом. указ.: хронол., алф., именной, геогр., иллюстр.). Биобиблиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

Кризис, охвативший в XVIII в. Османскую империю, сказался и на подвластных ей территориях. Некоторые господари-фанариоты с согласия Порты провели ряд реформ с целью создать условия для повышения производительности труда и избежать увеличения социальной напряженности. Константин Маврокордат, высокообразованный человек, хорошо знакомый с порядками на Западе, 6 раз был господарем Валашского княжества (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763) и 4 раза - в Молдавском княжестве, на протяжении почти 3 десятилетий проводил крупные реформы социального, фискального, юридического и адм. порядка, которые осуществлялись на основе Уложения от 7 февр. 1740 г. Фискальные законоположения Уложения отменяли многочисленные налоги и обязывали налогоплательщиков платить фиксированный налог, разделенный на 4/4. Были предприняты попытки ликвидировать круговую поруку сельских общин в уплате налогов, что давало возможность для появления конкуренции между производителями. Часть крестьян, которые назывались послушниками, или скутельниками, число которых было четко определенным, уплачивали налог не гос-ву, а боярам. Реформы налогообложения несколько улучшили механизм сбора налогов, однако не уменьшили налоговое бремя - позже в отдельные годы взимались по 6-12 и больше четвертей в год. Реорганизация адм. устройства была обусловлена необходимостью четкого надзора со стороны гос-ва над всеми сферами жизни населения. Была введена должность уездного, или цинутского, исправника с административными, судебными и фискальными функциями. Система, по которой сановникам платили из налоговых повинностей населения, была заменена фиксированным жалованьем. Процесс реорганизации гос. институтов затронул и судопроизводство: были укреплены центральные судебные органы в ущерб церковным и сеньориальным, вводилось обязательное письменное протоколирование процедуры (вместо устной), что позволяло контролировать процессы и ограничивать произвол. Из многочисленных реформ, проведенных Константином Маврокордатом, самыми значительными были социальные реформы 1746 г., в рамках к-рых 5 авг. господарь отменил крепостное право (румынию). Освобождение осуществлялось по желанию бояр (либо бесплатно, либо за выкуп в 10 талеров). Реформа не решала аграрный вопрос - крестьяне, освобождаясь от крепости, не получали землю и были вынуждены обрабатывать боярские земли за определенные повинности, в т. ч. и оброк (клаку); также они отрабатывали для барина 12 дней в году. Социальная реформа затронула боярство: боярский титул стал рангом, связанным с гос. службой, он был разделен на 3 категори: великие бояре, бояре среднего звена и малые бояре; каждая категория имела свои фискальные, экономические и социальные привилегии, среди к-рых самая значительная состояла в освобождении от налогов. Реформы Константина Маврокордата коснулись также Церкви: господарь установил более тщательный надзор за митрополитами; рукополагать во иереев теперь можно было только грамотных.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В петровскую эпоху произошли коренные изменения в русской жизни: в нашем Отечестве нашем стали продавать крепостных крестьян, о чем в XVII веке не могли и помыслить. До воцарения Петра крестьяне жили на своей исконной земле, трудились на своем наделе, работая на помещика 1–2 дня в неделю. И хотя закрепление крестьян за владельцами вотчин уже произошло, русские крестьяне еще имели достаточно личной свободы, чтобы говорить своим господам: «Мы – ваши, а земля – наша». Петр Первый заложил основы превращения свободного русского хлебопашца в бесправного раба. Уже при жизни Петра дворяне не только стали продавать людей, но и разбивали семьи крестьян при их продаже. И хотя лично Петру I не нравился тот крик и плач, который поднимался в семьях при таких бесчеловечных продажах, запущенный царем процесс уже было не остановить. В одном из своих указов 1721 года царь, осуждая продажу крестьян («кто похочет купить, как скотов»), хотя и предписывает «оную продажу людям пресечь», все же сомневается в возможности прекратить такую продажу. Не случайно он оговаривается, что «ежели невозможно того вовсе пресечь, то хотя бы, по нужде, продавали целыми фамилиями, или семьями, а не врозь, чего во всем свете не делается» (С. Князьков. Очерки из истории Петра Великаго и его времени. М. 1909. С. 392). В XVIII веке, начиная от Петра I, русский крестьянин-труженик был превращен в «двуногую скотину», с которой барин мог сделать все, что ему угодно. А с учетом того, что родовитость в деле получения дворянства теперь не учитывалась, и дворянское звание полагалось за выслугу, можно себе представить, какой произвол творился повсеместно, когда новоиспеченные господа попадали «из грязи – в князи». С течением времени кабальный строй все более сдавливал русского крестьянина. В 1730 г. крестьянам запретили приобретать в собственность движимое имущество. В 1741 г. крестьяне устраняются от принятие присяги на верноподданство. В 1747 г. помещикам разрешается продавать крестьян, кому захотят, для отдачи в рекруты. С 1760 г. помещикам было разрешено ссылать крепостных в Сибирь. В 1761 г. крестьянам запрещается обязываться векселями и брать казенные подряды.(Там же, с. 396). Так в России со времен петровских преобразований оказались в рабстве миллионы свободных русских людей, собственно весь русский народ. К каким последствиям в России всего через три десятка лет после смерти реформатора привело право на неограниченное владение людьми, можно видеть на примере помещицы Д. Салтыковой, образ жизни которой был естественным следствием петровских преобразований.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

3. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – русский государственный деятель. Происходил из древнего рода, примкнул к реформаторам. В 1704 г. зачислен солдатом в драгунский полк. На военной дипломатической службе находился до 1719 г., затем – губернатор в Астрахани до 1724 г., а с 1725 по 1730 г. (с перерывами) – казанский губернатор. Важное событие в его карьере – женитьба на двоюродной сестре Петра Великого Александре Львовне Нарышкиной; в 1722 г. царь доверил Волынскому возглавить поход в Персию (1722–1723). Военная неудача навлекла на него царский гнев и немилость. Во время своего губернаторства в Казани страсть Волынского к наживе, необузданный его нрав достигли своего апогея и вызвали учреждение над ним со стороны правительства особой опеки, «инквизиции». С 1738 г. – кабинет-министр, а в 1739 – единственный докладчик по делам кабинета. Вскоре в результате дворцовых интриг со стороны Бирона и своего главного противника Остермана Волынский навлек на себя недовольство императрицы Анны Иоанновны и был отставлен. По подозрению в казнокрадстве был арестован, а когда в его личном архиве обнаружили «генеральный проект» улучшения государственного правления в империи, Волынского обвинили в государственной измене. Его «конфиденты» – Хрущов, Еропкин и Соймонов под пыткой указали, что Волынский намеревался по смерти Анны Иоанновны занять императорский престол. Генеральное собрание, судившее Волынского и его сообщников, приговорило его «живым посадить на кол, предварительно вырвав ему язык, а его сообщников четвертовать, а затем отрубить им головы». 27 июня 1740 г. Волынский, Еропкин и Хрущов были казнены; похоронены они были на Выборгской стороне близ церковной ограды Сампсониевского храма. Новая русская императрица Елизавета, сменившая Анну Иоанновну, торжественно поклялась перед тем, как взойти на престол, «никого не казнить смертью». Она осуществила этот обет в своем указе от 17 мая 1744 г., фактически отменившем смертную казнь в России, и в продолжении 20 лет своего правления (1741–1761) Елизавета противостояла Сенату и Синоду в их попытках склонить ее к отказу от данного ею слова. Волынский известен как автор «рассуждений» – «О гражданстве», «Каким образом государем суд и милость иметь надобно» и др. См.: Корсаков Д. А. Артемий Петрович Волынский//Древняя и новая Россия. СПб., 1876. Кн. 1; 1887. Кн. 1–2; Городецкий Н. Н. Памятник на общей могиле Еропкина и Хрущова//Русская старина. СПб., 1886,

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Шувалов Петр Иванович (1711–1762), граф (с 1746), государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (1761), сенатор. Участник дворцового переворота 1741, командующий дивизией, затем корпусом, конферец-министр, управляющий оружейной и артиллерийской канцеляриями. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне, автор и инициатор ряда проектов экономических и финансовых преобразований; Шуман Роберт Александер (1810–1856), немецкий композитор; Шурик, см. Богословский Александр Сергеевич; Щеглов Василий Васильевич (1851–1917), заведующий б-кой Зимнего дворца (с 1903); Щегловитов Иван Григорьевич (1861–1918), государственный деятель. Зав. уголовным отделом законодательного отделения департамента Мин-ва юстиции (1890–1893), юрисконсульт Мин-ва юстиции (1893–1894), прокурор Петербургского окружного суда (1894), помощник прокурора Петербургской судебной палаты (с 1895). И. д. директора (с 1900), директор (с 1905) Его департамента Мин-ва юстиции, товарищ министра юстиции (февраль 1906), министр юстиции (апрель 1906–июль 1915), член (с 1907), председатель (1.01–28.02.1917) Государственного совета, сенатор (с 1911). Член (с 1889), секретарь (1892) Юридического об-ва при Петербургском ун-те. После Февральской революции арестован, расстрелян 5.09.1918; Щепкин Вячеслав Николаевич (1863–1920), историк-славист, палеограф, лингвист, историк древнерусского искусства, магистр (1899), доктор славянской филологии (1906), член-корр. Петербургской АН (1913). Помощник хранителя (с 1887), старший хранитель, заведующий созданного им ОР РИМ (с 1912). Приват-доцент (1900–1907), профессор (1907–1920) историко-филологического ф-та М.у. и ФОН МГУ, профессор МВЖК (с 1906). Брат Е.Н. Щепкина; Щепкин Евгений Николаевич (1860–1920), историк, педагог, общественный деятель, магистр всеобщей истории (1903). Приват-доцент историко-филологического ф-та М.у. (1892–1897), и. д. профессора Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине (1897–1898), и. д. профессора (1898–1906), профессор историко-филологического ф-та (1898–1906), действ. член (1898) и секретарь (1899–1905) Историко-филологического об-ва Новороссийского ун-та, в 1906 уволен со службы за подписание Выборгского воззвания, в 1917 – 1920 зав. кафедрой всеобщей истории того же ун-та. Профессор частных вузов Одессы (с 1906), член правления (с 1905) и председатель (1908–1910) Одесского об-ва помощи литераторам и ученым. Член (1905–1907) и член ЦК (1906) партии кадетов, депутат I Государственной думы, член партии социалистов-революционеров (1917) и украинской партии левых социалистов–революционеров (фракция боротьбистов, 1918). С 1920 член ВКП(б), зав. отделом вузов Комиссариата (отдела) народного образования при Одесском губисполкоме (1919–1920). Брат В.Н. Щепкина;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Императрица Елизавета Петровна. Сравнительно продолжительное (1741–1761 г.) царствование Елизаветы Петровны, в отличие от предшествующих царствований, было чисто русским. В этом отношении оно было как бы непосредственным продолжением царствования Петра I. Как и отец, императрица Елизавета Петровна любила все русское, окружала себя русскими людьми и старалась во всем и всегда восстановлять или поддерживать порядки, заведенные Петром I. Это замечается, прежде всего, во внешних сношениях России с другими государствами. С особенною силою Елизавета Петровна отстаивала право России на обладание берегами Балтийского моря. Незадолго до вступления императрицы Елизаветы на престол, Швеция, в надежде на ослабление России во время минувших царствований, объявила России войну, желая возвратить себе завоевания Петра I. Елизавета Петровна двинула сильную армию против шведов. Русские нанесли сильное поражение шведам, и уже в 1743 г. был заключен мир с Швецией, которая вынуждена была уступить России еще часть Финляндии. В тех же видах обеспечить России прочное обладание Балтийским побережьем, императрица Елизавета Петровна решила уже в последние годы своего царствования принять участие в войне против Пруссии, которая своим усилением делалась опасной именно на западной нашей границе. Русская армия, под начальством лучших наших, полководцев из школы Петра I, вступила в пределы прусского королевства. Русские несколько раз нанесли жестокое поражение прусским войскам, находившимся под начальством такого искусного полководца, как король прусский Фридрих II, и его генералов. Русские заняли столицу Пруссии – Берлин и довели Фридриха до крайне затруднительного положения, так что он в отчаянии готов был даже лишить себя жизни. В эту войну русское войско, воспитанное Петром I, впервые явило свое мужество, приводившее всех в изумление. Сам Фридрих II говорил о русских солдатах: «это – железные люди; их мало убить, их надо еще и повалить». К сожалению, победоносная война России с Пруссией неожиданно прекратилась вследствие смерти императрицы Елизаветы Петровны. Ее преемник (Петр III) был почитателем Фридриха, и потому он, тотчас же по вступлении на престол, прекратил войну, возвратив все завоевания русских Пруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Тайная канцелярия при Е. П. работала достаточно активно, но начальники учреждений почти в 2 раза реже, чем при Анне Иоанновне и Иоанне VI, подвергались адм. наказаниям. Кадровые перемены не сопровождались опалами и представляли собой скорее перестановку ответственных лиц внутри гос. аппарата. Указом Е. П. от 12 дек. 1741 г. была восстановлена прокуратура, но она не имела той силы и влияния, которыми пользовалась при Петре I. Телесные наказания, конфискацию имущества и казнь, распространенные при Петре I кары за казнокрадство и взяточничество, Е. П. заменила понижением в чине, переводом на др. службу и изредка увольнением. Известно, что перед переворотом она долго молилась и дала клятву в случае прихода к власти не подписывать смертные приговоры. В ее царствование исполнение смертных приговоров было приостановлено. В сфере социальной политики правительство Е. П. продолжало наметившийся ранее курс на укрепление «регулярного» гос-ва. Указ 1742 г. упоминал, что беглые помещичьи люди «немалым собранием» подали прошение императрице о разрешении им записываться в армию, и категорически запретил такую возможность; жалобщиков отправили в ссылку на сибир. заводы. В том же году разрешенная ранее подача императрице челобитных была воспрещена. При принесении присяги Е. П. за крепостных присягали их владельцы. В ходе проведенной в 1744-1747 гг. ревизии было зарегистрировано увеличение численности податного населения на 17%. Была поставлена задача сделать невозможным существование «вольных разночинцев»: их надлежало записать в подушный оклад, в армию, на фабрики. Подушная подать была увеличена на 10 к. для крепостных и на 15 к. для гос. крестьян (1745). В 1747 г. императрица предоставила помещикам право отдавать по своему выбору крестьян в рекруты, продавать их без семьи; в 1760 г. в зачет воинской повинности - ссылать крестьян в Сибирь; с 1761 г. запрещалось крестьянам заключать к.-л. сделки без позволения помещиков. В экономической сфере П. И. Шувалов провел реформу по отмене внутренних таможен (1753-1754), что дало импульс к развитию предпринимательства и внешней торговли. По его же инициативе были повышены косвенные налоги, это привело к росту цен на соль и вино, продажа которых являлась монополией гос-ва. «Безуказные» предприниматели, открывавшие свое дело без разрешения соответствующих коллегий, подверглись репрессиям. В 1754 г. были открыты Гос. заемный банк для дворянства (с конторами в С.-Петербурге и Москве) и Банк для купцов «для поправления коммерции при с.-петербургском порту».

http://pravenc.ru/text/189799.html

Далее фон Хавен приводит традиционные сведения о великопостном говении русских христиан: «Во время настоящих недель поста им нельзя есть мясных блюд, молока, яиц и масла, но только овощи, хлеб, хлебные изделия и рыбу (которую, однако, варят на растительном масле вместо животного»). 133 В сообщении датского автора упоминается об установлении «не столь строго соблюдать посты на флоте и в армии», хотя тут же фон Хавен добавляет, что «в армии бывают достаточные причины поститься, как например, в кампаниях против турок». 134 Что же касается большинства православных, то, по замечанию датского путешественника, «простой русский человек по-прежнему не хочет осквернять дни поста; люди отказываются есть из посуды, в которой была какая-нибудь запрещенная пища. Это часто доставляет иностранным путешественникам значительные затруднения, так как им приходится возить с собой и всё необходимое для питания». 135 Заметки Э. Джастис и фон Хавена относятся ко времени правления Анны Иоанновны (1730–1740), когда при дворе усилилось немецкое влияние. Это, в свою очередь, повлекло за собой ослабление православных традиций в кругах высшей знати. В связи с этим можно привести любопытное замечание маркиза Жака-Иоахима де ля Шетарди (1705–1758), французского посланника при русском дворе в 1740–1742 гг. «Отныне, по сообщению самого Остермана, строгость, соблюдаемая во время поста, не явится более поводом для русских, как мужчин, так и женщин, жить замкнуто в своих домах, – пишет французский дипломат. – Поэтому я начинаю с завтрашнего дня устраивать обеды, как можно чаще, при многочисленном обществе, чтобы эти лица отнюдь не тревожились с самого начала малейшими признаками особого внимания; отсюда, может быть, явится возможность завязать некоторые знакомства». 136 Эти строки, адресованные Амело Жан-Жаку де Шалью, министру иностранных дел во Франции, были написаны в апреле 1740 года, а 17 октября (ст. ст.) того же года императрица Анна Иоанновна скончалась. Вскоре на российский престол, в результате дворцового переворота, взошла «дщерь Петрова» – Елизавета Петровна (1741–1761). Вот что сообщает французский дипломат в одном из своих донесений из Петербурга: «Царица не удовольствовалась самым строгим, каким только можно себе придумать, выполнением поста и соблюдением в продолжении Страстной Недели всех требуемых тогда обрядов, и должно думать, что она считала необходимым показать своим народам пример уважения, должного Церкви. Если суеверие, или частные виды нисколько не входят сюда, то конечно такой образ действий заслуживает похвалы». 137

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010