В. е. Он включал в себя каменные и деревянные сооружения (покои, церкви и хозяйственные постройки), занимавшие часть квартала между Успенской ул. (ныне Советский просп.) и набережной, в 30-х гг. XVIII в. его территория была окружена каменными стенами (не сохр.). Основным ядром ансамбля были Владычные палаты - 2-этажный деревянный корпус на каменном подклете, уничтоженный пожаром в 1715 г. и возведенный в камне в 1733 г. позднее палаты на подворье были превращены в присутственные места (1817-1821) и перестроены в лаконичном классическом стиле, с юга к ним примыкает небольшое здание бывш. ц. Спасской Всеградской (1822-1823), выстроенной специально для одной из самых почитаемых в Вел. Устюге икон - Нерукотворного образа Спасителя (написана в 1445 изографом иером. Серапионом, находилась на городских воротах). На юго-зап. углу подворья располагается домовая ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского (XVII-XIX вв.), в ее основе - здание ц. во имя Похвалы Пресв. Богородице (построена в 1672 мастером П. Д. Котельниковым, являлась теплой церковью при Прокопиевском соборе). Ц. во имя свт. Алексия 2-этажная, одноглавая, ее 4-скатная кровля (кон. 10-х гг. XIX в.) увенчана изящным цилиндрическим барабаном с арочными окнами, пилястрами, филенками и завершением в виде небольшого фонарика. В период экономического подъема в XVII-XVIII вв. церковное зодчество Вел. Устюга переживает расцвет. В архитектуре можно выделить 2 типа церковных зданий: традиц. 5-главый и храм типа «восьмерика на четверике», к-рые строились часто в 2 этапа: сначала возводили теплый зимний храм, позднее надстраивали верхний этаж для летней церкви, как правило 2-светный четверик, увенчанный легким барабаном-«восьмериком». Внутри храмы подобны залам, это впечатление определяет лотковый сомкнутый свод, опирающийся на стены и 2 столпа с запада. Традиц. формы украшения - в стиле нарышкинского барокко (раскреповки карнизов, пышные наличники окон и порталов, перетянутые колонки, ряды профилированных филенок). Колокольни могли составлять с храмами единое целое, могли располагаться рядом, иметь собственные галереи.

http://pravenc.ru/text/150143.html

О. В. Лосева Иконография Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Имя М. упоминается в греч. руководстве для иконописцев, Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в ряду др. преподобных жен (без описания) (Ерминия ДФ. С. 178). Святую изображают в монашеских одеждах. Ее образ представлен в минейных циклах на ноябрь. На миниатюрах в рукописях: в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 169, 1-я четв. XI в.) - в рост, в 3/4-ном повороте вправо, к небесному сегменту, руки в молении, облачена в темно-коричневое платье и скрывающий фигуру длинный серый мафорий; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266r, кон. XI в.) - фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - в молении открыта ладонью вовне, облачена в охристое платье, темную мантию, в схиме, с аналавом; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг.) - полуфигура, в руке держит крест; дважды в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) - оглавно (Л. 59) и в рост (Л. 86 об.), так же как и в рукописи Vat. gr. 1156. В настенных минологиях притворов ряда храмов: ц. Сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230) - на одре; ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - фронтально, в рост, с крестом в правой руке, левая - в молении; ц. вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (2-я пол. XIVb.; надпись не сохр.); собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - фронтально в рост, руки скрыты мафорием; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561) - оплечно. Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) С XIV в. изображение плата на голове М. иногда заменяет клобук с расширяющейся вверх тульей (напр., на фреске в притворе мон-ря Дечаны под черным клобуком с наметкой виден светлый плат, напоминающий совр. апостольник). В подобном головном уборе М. изображена среди избранных святых на нижнем поле балканской иконы «Деисус, с Этимасией и святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). В поствизант. время встречаются и плат (мафорий или куколь) (греч. икона XVII в., ГИМ) и клобук (роспись ц. свт. Николая в Рэдэуци, Румыния, 1559). Иконы М. сохранились в Музее византийской культуры в Фессалонике (XVI в.), в собрании Р. Андреадиса (кон. XVI - нач. XVII в.) и др.; М. представлена в темном схимническом одеянии, с 8-конечным крестом в руке, на покрывающем голову плате (куколе) - монограмма «IC XC NIKA».

http://pravenc.ru/text/2562592.html

В. Уфтюга Красноборского р-на АО (1786). Сохранился один монастырский трапезный храм - Никольская ц. бывш. Муезерского Троицкого монастыря (1602-1605) в Беломорском р-не Карелии. Есть и 2-придельные 3-шатровые композиции - Успенский собор в Кеми в Карелии (1711-1717). Единственный сохранившийся пример перекрытия четверика бочкой (происшедшей, вероятно, от закомары) - ц. Благовещения в с. Пустынька Плесецкого р-на АО (1719). Крещатая (т. е. 4-фасадная) бочка является, по-видимому, деревянным аналогом «горки кокошников». храмы с таким завершением могут быть 3-главыми (вмч. Георгия в с. Пермогорье Красноборского р-на АО (1665) и в Среднепогостском приходе на р. Верхнетоемского р-на АО (1685)), 5-главыми (ц. Богоявления в с. Палтога (1733, сохр. только 1 глава) и ц. Успения в с. Девятины (1770), обе - в Вытегорском р-не Вологодской обл., а также ц. вмч. Димитрия Солунского в с. Щелейки Подпорожского р-на Ленинградской обл. (1780-1783)) и многоглавыми (см. ниже). Параллелью «горке кокошников» было и распространенное в Поонежье и на Поморском берегу Белого м. кубоватое завершение - 4-скатная пучинистая кровля, напоминающая луковицу (Вознесенская ц. (1669) из с. Кушерека, ныне в музее «Малые Карелы», Петропавловская ц. (1696?) в с. Вирма Беломорского р-на Карелии и др.). Четвериковые храмы под 4-скатной крышей копировали формы аналогичных каменных, появившихся в кон. XVII в., но в отличие от них чаще всего были одноглавыми (ц. Спаса Нерукотворного в дер. Н. Починок на р. Моломе, Кировская обл. (1717), и мн. др.); 5-главая ц. Преображения в дер. Ижма близ Архангельска (1679) была, вероятно, до перестройки 3-главой. Одноглавые храмы типа восьмерик на четверике распространены не менее, чем их каменные прообразы, преимущественно в Центр. России. Типологически более поздними, чем «простые» композиции, являются храмы с комбинированными вариантами завершений. Шатер на крещатой бочке (последняя оформляла переход от четверика к шатру) распространился на Пинеге и Мезени. К сожалению, почти не осталось храмов этого типа (среди них Юрома, см.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου οας (      ); кондак 3-го гласа Ως φωστρα δυτον (      ) с икосом; канон авторства Феофана, 2-го гласа, с акростихом Τ φαιδρν μν, παμμκαρ, σν θαυμτων (Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Τν φωσφρον κα φωτοειδ (      ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее помещен только 1 цикл), неск. самогласнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (начало канона не сохр., текст известен, начиная с 3-й песни; см.: AHG. T. 2. P. 254-260), канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, с акростихом Ιλαρωνος τ σεπτν κδος τν μοναζντων στψωμεν πληθς (Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λμψον μοι ορανθεν, Χριστ, τ θεν σου φς (Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет) (Ταμεον. Σ. 62-63); кондак Ιερς π βρφους (Священно с младенчества...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 83 (отд. паг.)); дополнительные икосы (Там же. С. 165); седален (AHG. T. 2. P. 255). Е. Е. Макаров Иконография И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»».

http://pravenc.ru/text/389213.html

частично) в Тобольске, соединившей традиц. тобольскую композицию «кораблем» с с.-петербургским барокко Б. Ф. Растрелли . Шедевром тобольского барокко был Покровский храм в Туринске (1769 - после 1774; датируется по: Гос. учреждение Тюменской обл. Гос. архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 2. Д. 2042. Л. 3), известный только по фотографии низкого качества. Это был одноэтажный храм, четверик к-рого был перекрыт высоким сводом с изломами и увенчан 9 главами. Боковые главы имели постаменты прихотливых рокайльных очертаний: полуглавия (по сторонам света) и люкарны (по диагонали). Центральная глава возвышалась на невысоком восьмерике с круглыми окнами. Колокольня, намного превосходившая храм по высоте, состояла из 3 вытянутых четвериков с барочным завершением со шпилем. Близкой к Покровской ц. была, по всей видимости, 2-этажная Ильинская ц. в с. Усенинове (1774-1779; датируется по: Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 6890. Л. 1-1 об.), известная только по описанию. Туринская Покровская ц. послужила образцом для неск. храмов, построенных к западу от Туринска, на р. Нейве (Алапаевский р-н). Самым ярким из них является заводская ц. Преображения в Н. Синячихе (1794-1823) - укороченный 2-этажный вариант образца. В скромной Петропавловской ц. Сусанского завода (ныне пос. Нейво-Шайтанский; 1797-1821) образец редуцирован до одноглавого варианта, в Троицкой ц. Алапаевского завода (с 1912 собор; 1793-1841) - до 5-главого, но в грубой классицистической трактовке. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Собор во имя вмц. Екатерины в Екатеринбурге. 1758-1768 гг. Фотография. Нач.. XX в. Храм св. Анны в Екатеринбурге, заложенный в 1733 г., был разобран в 1735 г. по приказу В. Н. Татищева, так что 1-м каменным храмом города стал т. н. Малый Златоуст (по приделу) - ц. Сошествия Св. Духа (1755-1768, не сохр.) - скромная, достаточно архаичная нарышкинская постройка типа восьмерик на четверике, не характерная ни для приуральской, ни для тобольской традиции. Проект горного собора св.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Собор Рождества Богородицы Лукиановой пустыни. 1708–1712 гг. Фотография. 2010 г. Собор Рождества Богородицы Лукиановой пустыни. 1708–1712 гг. Фотография. 2010 г. С запада монастырскую площадь ограничивает настоятельский корпус, построенный при настоятеле Иоасафе (Колдычевском) в 1694 г. Первоначально он включал 4 палаты и сени, соединявшие 1-ю и 2-ю палаты. В 3 палатах размещались хлебная келья и настоятельские покои, 4-я палата была отведена под больницу. В 1823 г. 3-ю палату разобрали, в результате чего помещение больницы превратилось в самостоятельный объем. Декор фасадов настоятельских келий близок к отделке трапезной церкви, в 1970 г. он был отреставрирован. В 1714 г. рядом с больничными кельями была построена ц. во имя вмц. Екатерины. В 1832-1834 гг. небольшой храм перестроили в стиле позднего классицизма на средства александровских купцов Уголковых-Зубовых. С севера от монастырской площади находятся братский и казначейский корпуса. Братский был возведен при строителе Евагрии, в кон. XVII в., и значительно перестроен в XIX в. Согласно монастырской Летописи, стараниями о. Евагрия за братским корпусом были вырыты колодец (возобновлен в 1848-1850) и пруд. Казначейский корпус, построенный в 90-х гг. XVII в., вероятно, мастерами Богоявленской ц., декорирован в стиле нарышкинского барокко. Помещения корпуса перекрыты лотковыми сводами на распалубках. Между собором и трапезной церковью на рубеже XVII и XVIII вв. была поставлена часовня над местом погребения прп. Лукиана. Она представляла собой правильный восьмиугольник: расстояние между сторонами составляло 3 м, высота - 6 м (в 1926 часовню разрушили, сохр. только фундамент; ведется реставрация памятника). В 1712-1733 гг. мон-рь был обнесен каменной оградой со св. воротами и с 7 башнями (в кон. XIX в. 2 квадратные башни на юго-зап. и юго-вост. углах были заменены круглыми; в сер. XX в. разрушена средняя башня на зап. стене ограды). Строительство стены осуществлялось артелью каменщиков под рук. Кондратьева, Фомина, Полыгалова и Тяглова. В XVIII в. вдоль вост. стены был разбит регулярный парк. В зап. части мон-ря располагались плодовый сад, огород, пчельник и оранжерея. Сложившийся к 1-й трети XVIII в. архитектурный комплекс обители впосл. дополнялся, но не подвергался коренным изменениям. При игум. Макарии (1860-1874) были построены гостиница и 2-этажный братский корпус. Комплекс монастырской гостиницы, расположенный за стенами обители, в плане представлял небольшую городскую усадьбу: он состоял из главного 2-этажного корпуса и 2 симметрично расположенных одноэтажных флигелей, объединенных с главным зданием кирпичной оградой с 2 воротами; отдельный хозяйственный корпус предназначался для экипажей. За пределами обители размещались также хозяйственные постройки и были вырыты пруды. Один из них, расположенный между дорогами, ведущими к деревням Николаевке и Новлянской, по преданию, был выкопан при участии прп. Лукиана. Святыни.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

(ныне пос. Карсун Ульяновской обл.) находился список чудотворной К. и. из храма мест. Корсунь Каневского у. Киевской губ. (ныне г. Корсунь-Шевченковский Черкасской обл.; сведений об иконе не сохр.). По преданию, список был сделан в XVI в. одним из казаков; в 1647 г. уроженец Корсуни Киевской был переселен по приказу боярина Б. М. Хитрово в новый Корсунь, куда и перенес икону. Она находилась в его семье до 1774 г. В авг. того же года Фирс Иванов, один из предводителей войска Е. И. Пугачёва, сжег и разграбил Пушкарскую слободу Карсуна. При этом К. и. была чудесно спасена и явилась около Соляных казенных амбаров. Ее торжественно перенесли в городской Крестовоздвиженский собор (построен в камне в 1733, закрыт в 1932) и поставили в местном ряду иконостаса, слева; на месте обретения построили деревянную часовню. С этого времени начались многочисленные чудотворения от иконы. В 1848 г., после того как К. и. обнесли вокруг города, была предотвращена эпидемия холеры. В 1862 г. храм был ограблен, однако богатая риза, к-рой украсили икону горожане, была чудесным образом спасена. Прихожане за благодатную помощь прикладывали к К. и. драгоценные камни, золотые кресты, перстни и др. привески. Лит.: [Максимович Л. М., Щекатов А. М.] Географический словарь Российского гос-ва. К.; М., 1804. Ч. 3. С. 360 [названа явленной]; Панов Г. Историческое, хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений Пресв. Богородицы. СПб., 1871. С. 40; Красовский В. Э. Прошлое г. Корсуна: (Краткий ист. очерк). Симбирск, 1903. С. 6, 28-32. В Выйско-Николаевской церкви Нижнетагильского завода Верхотурского у. Пермской губ. Церковь свт. Николая Чудотворца на заводе была сооружена в 1835 г. на средства заводовладельцев П. Н. и А. Н. Демидовых в память об отце Н. Н. Демидове († 1828) (Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 270-274). По преданию, местночтимый образ был написан на полотне свт. Димитрием Ростовским. В 1702 г. владыка, еще в бытность митрополитом Тобольским, проживая в Москве, подарил его основателю династии Демидовых Никите Демидову Антуфьеву.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Изображения и описания О. В. встречаются в греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 47 и 117, кон. XV в.), в Строгановском лицевом иконописном подлиннике (1-я четв. XVII в.), в Книге попа Даниила (1674), в Ерминии семьи Зографских (1728), в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) ( М. Стари сликарски приручници. Београд, 2002. 2. С. 339, 550). В западноевроп. искусстве изображение О. В. присутствует на алтарных образах среди фигур святых, окружающих Богородицу с Младенцем. Так, на алтаре «Пала-ди-Сант-Онофрио», написанном Лукой Синьорелли в 1484 г. для одноименной капеллы кафедрального собора Сан-Лоренцо в Перудже, он представлен вместе со святыми Иоанном Крестителем, Лаврентием и Геркулафлом, еп. Перуджи. На диптихе (Кунстхалле, Бремен, ок. 1505) и на гравюре (Национальная галерея искусств, Вашингтон, ок. 1504) Альбрехт Дюрер изобразил преподобного рядом со св. Иоанном Крестителем. На Руси образ О. В. известен, по всей вероятности, еще со времени принятия христианства. Святой представлен во фресках собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.), впосл. его изображения можно увидеть в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове (30-40-е гг. XII в.), в ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (1363), в ц. Преображения Господня Ковалёвского мон-ря близ Вел. Новгорода (1380); на полях иконы Божией Матери «Знамение» (ныне в новгородском соборе Св. Софии) и на некоторых ее копиях, на иконе «Онуфрий Великий» (70-е гг. XVII в., ГМЗК). Его фигура, вероятно, присутствовала и в ц. Преображения Господня (Спаса) на Ильиной ул. в Вел. Новгороде (1378), на зап. стене Троицкого придела в паре с прп. Макарием Египетским (сохр. часть нимба и ноги). Более поздние изображения преподобного встречаются на миниатюре из Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 130), на Малом саккосе митр. Фотия (кон. XIV - нач. XV в., ГММК), в росписях Успенского собора во Владимире (1408), на епитрахили из Патриаршей ризницы (ГММК, 1-я треть XV в.), в новгородской ц. св. Симеона Богоприимца (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. и XIX в.), на триптихе из мон-ря Хиландар (1547/48), на т. н. посохе Новгородского еп. Никиты (XVI в.), на иконе «Избранные святые» (XVII в., Музей искусств Снайт ун-та Нотр-Дам, Саут-Бенд, США), а также на других иконах с избранными святыми и на минейных иконах на июнь.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

В мае 1628 г. душ Анжуш и двое августинцев доставили череп К. в Грузию. Монахи надеялись, что Теймураз I разрешит им основать миссию в Грузии. Они рассказали царю о гибели К. ( Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 44). По сведениям мон. Григория Додоркели, миссионеры передали Теймуразу I череп и правую ногу святой ( Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 31). Согласно данным католикоса-патриарха Антония I, «латинские монахи» преподнесли Теймуразу I почти половину мощей, в т. ч. и череп святой ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 34). Грузинский историк И. Табагуа писал, что 11 мая 1628 г. душ Анжуш и монах-августинец в летней резиденции Теймураза I в Гори передали царю череп и кость левой ноги К. ( Табагуа. 1986. Т. 2. С. 134). По рассказу Даврижеци, французские священники отправили часть мощей К. во Францию, где святую почитали с большим благоговением. Др. часть была отправлена царю Теймуразу I. Историк писал, что тот радовался мученической кончине матери и говорил, что теперь благодаря ее заступничеству Господь защитит «наше царство» ( Аракел Даврижеци. 1974. С. 43). Царь поместил мощи матери в алтаре Алавердского собора ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 34; Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 32). В благодарность он подарил августинцам резиденцию в Гори (сведения об этом сохр. в письме Теймураза I папе Урбану VIII, янв. 1629), что считается началом основания миссии августинцев в Грузии. В 1637-1640 гг. при дворе Теймураза I находилось российское посольство. Послы оставили сведения о мощах К.: «В том ларце голова да рука матери его. И послам голову и руку показывал; и на голове ничего нет, только кость суха, а рука знатно, что была правая, сжалась, и тело на ладони и на перстах есть» (Отчеты российского посольства к Теймуразу I за 1637-1640 гг.//Мат-лы по истории... 1937. С. 276). По сведениям Вахушти Багратиони, в 1723 г., во время нашествия на Вост. Грузию турок и лезгин, правнук К. царевич Теймураз (царь Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураз II) пытался вывезти мн. святыни, в т. ч. и мощи К.; во время переправы через реку Арагви «лошадь, нагруженная святынями, споткнулась... и унесла река те святые мощи, были утеряны и святые мощи царицы Кетеван» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 621). Однако в более поздних источниках вновь упоминаются мощи К. Так, в описи имущества царя Картли-Кахети Ираклия II, составленной 11 янв. 1798 г., указан ковчежец с мощами К. (Мат-лы по эконом. истории Грузии. 1955. Т. 3. С. 278). «Часть мощей святыя мученицы царицы Кетеваны» с требованием возвратить их ей упоминает в своем письме к управляющему Грузией ген.-лейтенанту барону К. Ф. Кноррингу вдова Ираклия II царица Дареджан. По ее словам, мощи в числе др. ценностей хранились после кончины Ираклия II у нее, но взошедший на престол Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) «силою их у меня отнял» (Отзыв царицы Дарии ген.-лейтенанту Кноррингу от 24 апр. 1802 года//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 206).

http://pravenc.ru/text/1684283.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010