Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ [Елоховский], в Москве (Елоховская ул., д. 15), предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отд-ния Сретенского сорока, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор. Строительство и архитектура Б. с. Богоявленский собор (Елоховский) в Москве. Фотография. 2002 г. Богоявленский собор (Елоховский) в Москве. Фотография. 2002 г. Впервые «новопостроенная церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове», упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г.; до 1717 г. (по др. сведениям, 1722) храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения. В 20-х гг. XVIII в. по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Иоанновной (дочерью царя Иоанна V Алексеевича ). 4 июля 1731 или 1739 г. церковь была освящена архиеп. Подонским и Сарским Леонидом. В 1789-1790 гг. проводилась капитальная перестройка храма, в 1792 г. в трапезной был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в 1793 г. заново освящен придел Благовещения. Тогда же началось возведение колокольни, завершившееся в 1805 г. В 1837-1845 гг. по проекту архит. Е. Д. Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма, после к-рой в прежнем виде остались лишь трапезная и 1-й ярус колокольни. Храм был освящен 18 окт. 1853 г. митр. Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) . В 1857-1858 гг. возвели заново верхние ярусы колокольни в формах XVIII в. В 1889 г. по проекту архит. П. П. Зыкова были выстроены большой граненый купол над трапезной и ступенчатые аттики на ее боковых фасадах. Богоявленский собор. Фотография. 1883 г. Богоявленский собор. Фотография. 1883 г. Здание собора крестово-купольного типа выполнено в стиле ампир. Кубический четверик завершается величественным пятиглавием: центральный купол представляет собой ротонду с фонариком, небольшие боковые главы имеют цилиндрические барабаны. С севера, юга и востока к четверику примыкают ризалиты, в вост. устроен алтарь. Декоративное убранство фасадов включает в себя портики, украшенные сдвоенными массивными пилястрами, в к-рые вписаны по 2 ионические колонны и огромные полуциркульные окна. Первоначальная отделка трапезной в стиле классицизма кон. XVIII в. была дополнена лепными ампирными деталями: коринфскими капителями пилястр, фигурными розетками, наличниками окон. При ремонте храма в 70-х гг. XX в. доделали неоконченные при строительстве в XIX в. капители сдвоенных колонн центральной главы, было значительно расширено помещение главного алтаря. На внешних стенах трапезной, четверика и барабана купола восстановили лепное убранство, а также существовавшие с XIX в. живописные композиции на библейские сюжеты и изображения святых.

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ НОТАРА Свт. Макарий, архиеп. Коринфский. Икона. XIX в. (ц. апостолов Петра и Павла близ Врондадоса, Хиос) Свт. Макарий, архиеп. Коринфский. Икона. XIX в. (ц. апостолов Петра и Павла близ Врондадоса, Хиос) [Греч. Μακριος Νοταρς] (1731, Трикала Коринфская - 17.04.1805, о-в Хиос), свт. (пам. греч. 17 апр.), архиеп. Коринфский, составитель и издатель душеполезных книг, один из главных участников традиц. просветительского движения «филокалического возрождения» (также известного в историографии как движение колливадов ). Греческие исследователи нередко характеризуют М. Н. как «родоначальника филокализма», истоки которого обычно связывают с появлением антологии святоотеческих текстов «Добротолюбие» («Филокалия»: Θιλοκαλα. 1782), изданной при непосредственном участии М. Н. ( Παπαδπουλος. 2000; Αγιος Μακριος (Νοταρς). 2006; Πασχαλδης. 2007; Idem. 2016; ср. также: Παπουλδης. 1971. Σ. 77-82; Idem. 1974; Ακριβπουλος. 2001. Σ. 35-42; см. также: Αμφιλχιος (Ρδοβιτς). 1984). Жизнь Источники Основные сведения о биографии М. Н. содержатся в его Житии, составленном прп. Афанасием Паросским , по-видимому, ок. 1810 г. Этот текст по сей день остается основным источником, откуда большинство исследователей черпают данные о жизни и трудах М. Н. Житие существует в 2 редакциях. Впервые оно было издано в переработке, осуществленной неким А. Каравасом (Ακολουθα. 1885. Σ. 18, σημ.; Δουκκης. 1892. Σ. 176, σημ.). В указанных изданиях говорится, что редактирование носило гл. обр. стилистический характер, чтобы придать более «классическую» форму оригинальному тексту прп. Афанасия Паросского, написанному на «простом греческом языке», который воспринимался в сер. XIX в. как излишне «просторечный», не соответствующий утвердившимся в то время лит. вкусам. Однако на деле редакция Караваса содержит немало произвольных изменений и даже сокращений (в т. ч. в дословно приводимых прп. Афанасием документах). По-видимому, главной целью редактора было лишить Житие свт. Макария полемической составляющей, характерной для большинства текстов прп. Афанасия Паросского. Вместе с тем некоторые яркие детали, использованные прп. Афанасием как очевидцем многих событий, описанных в Житии, в редакции Караваса также оказались изъяты или лишены своеобразия. В целом очевидно стремление редактора сделать текст более соответствующим канонам агиографии.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Вагон-храм с мощами Иннокентия Иркутского отправится по городам Сибири и Дальнего Востока 29 августа 2005 г. 14:02 Вагон-храм с мощами первого иркутского епископа святителя Иннокентия, просветителя Сибири, отправится из Иркутска 3 сентября по городам Иркутской и Читинской областей, Бурятии и Дальнего Востока, передает «Интерфакс» . В 2005 году исполняется 200 лет со дня обретения мощей святителя Иннокентия. Как сообщает пресс-служба Иркутской епархии, уже оборудован и освящен вагон-храм, принесенный в дар Иркутской епархии Восточно-Сибирской железной дорогой. В столярной мастерской иркутского ипподрома мастерами-ремесленниками изготовлена новая деревянная рака. По ее бокам изобразили шестикрылого Серафима. На верхней крышке — крест, сделанный по образцу XVIII века, на нижней — голубь, символ Святого Духа. Все эти детали изготовлены из бука. Дерево специально привезли с Украины - родины святителя Иннокентия, посланного в Сибирь Петром I. Для изготовления самой раки использовали лиственницу. По замыслу создателей, оба этих дерева символизируют житие священнослужителя. По ходу движения и на всех остановках вагона-храма будут проходить богослужения, в вагоне будет работать свечная лавка, в которой любой желающий сможет приобрести икону с изображением святителя Иннокентия. Таких икон специально для крестного хода изготовлено 10 тыс. экземпляров. В Иркутск поезд вернется 8 октября. Святитель Иннокентий родился в 1680 году. В 1721 году получил сан епископа. В конце августа 1727 года Святейший Синод назначил Иннокентия епископом Иркутским и Нерчинским. При нем было построено десять новых церквей, на средства епархии содержались две школы: русская и монгольская. 27 ноября 1731 года святитель Иннокентий умер в возрасте 50 лет. Погребен в Вознесенском монастыре Иркутска. В 1764 году во время ремонта были обнаружены нетленные мощи святителя. В 1805 году Русская православная церковь причислила Иннокентия Иркутского к лику святых. После революции его мощи были увезены из Иркутска и считались утраченными, однако в 1990 году их обнаружили в Ярославле и перевезли в Иркутск. Сейчас мощи святителя Иннокентия находятся в Знаменском соборе этого города. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37735.html

«Иннокентьевские чтения» в память о первом православном епископе на восточных рубежах России открылись в Иркутске Москва, 6 декабря 2007 г. «Иннокентьевские чтения» в память о первом православном епископе на восточных рубежах России открылись сегодня в Иркутске, сообщает Патриархия.ru. В их программе — пленарные заседания и круглые столы с участием священнослужителей, деятелей культуры, педагогов, активистов общественных движений и организаций. В первый день будут обсуждаться темы «Православие и история Сибири», «Духовно-нравственная культура», «Православие и психологические проблемы человека». Весь следующий день будет посвящен вопросам образования, в том числе деятельности православных школ и гимназий, воскресных школ, преподавания в общеобразовательных учреждениях предмета «Основы православной культуры». Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Кульчицкий) родился в 1680 году в Черниговской губернии. Происходил из древнего дворянского рода. Преподавал в московской Славяно-греко-латинской академии. Был направлен Петром I с миссией в Пекин, однако Китай отказал ему в приеме, и указом императрицы Екатерины I в 1727 году Иннокентий (Кульчицкий) назначается епископом Иркутским и Нерчинским. За короткий срок он провел большую миссионерскую работу — при нем закладывались и строились новые церкви, открывались школы, в том числе действовала знаменитая «мунгальская школа» для детей из коренного населения. Святитель мирно почил от многих трудов своих и болезней 26 ноября 1731 г. Погребен в пещер под деревянной церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В 1764 г. при ремонте церкви, где был погребен епископ Иннокентий, было обнаружено, что тело, одежды и гроб святители сохранились нетленными и прославились многими чудесами. В 1800 г. жители Иркутска просили об открытии мощей святителя. 1 декабря 1804 г. преосвященнй Иннокентий был причислен к лику святых, и установлен день его память 26 ноября (9 декабря по н.с.). 19 января 1805 г. мощи святителя были открыты. 2005 год Иркутская епархия объявила годом Иннокентия Кульчицкого, первого епископа епархии. К празднованию 200-летия со дня обретения мощей святителя в Иркутске было возрождено Братство во имя Иннокентия Кульчицкого. Сейчас его мощи покоятся в Знаменском соборе Иркутска. 6 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25113.html

Кременец. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь при Кременецком лицее /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Общеобразовательное учебное заведение для детей польской шляхты было создано в 1803 - 1805 гг. Тадеушем Чацким и Г. Коллонтаем и начало функционировать в 1805 году под наименованием Высшая Волынская гимназия. Гимназия имела астрономическую обсерваторию, ботанический сад и библиотеку. После начала в 1830 году польского восстания многие учащиеся примкнули к восстанию, после чего указом 21 августа 1831 года лицей был закрыт. По усмирении восстания предполагалось перевести лицей из Кременца в Житомир, но в 1833 году его перевели в Киев, и по высочайшему указу от 8 ноября 1833 года Волынский лицей послужил основой для создания в 1834 году университета Святого Владимира, которому было передано оборудование и библиотека лицея. В 1836 году здания лицея заняла Волынская духовная семинария. После окончания советско-польской войны Кременец остался в составе Волынского воеводства Польши. В 1921 году здесь был вновь образован Кременецкий лицей. В сентябре 1939 года Кременец вошёл в состав СССР, в 1940 здесь открыли учительский институт. В ходе Великой Отечественной войны 22 июля 1941 года Кременец был оккупирован наступавшими немецкими войсками, 18 марта 1944 года - освобождён советскими войсками в ходе Проскуровско-Черновицкой операции. В дальнейшем, город был восстановлен. В 1952 году учительский институт был преобразован в педагогический институт, а в 1969 году его перебазировали в Тернополь. После этого в Кременце действовало педагогическое училище (после провозглашения независимости Украины преобразованное в колледж), а в 2003 году в здании лицея был открыт Кременецкий областной гуманитарно-педагогический институт. Здание Кременецкого лицея 1731-1743 гг. постройки является памятником архитектуры XVIII века. Источник: " Кременецкий лицей//Советский энциклопедический словарь " . редкол., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. - М., «Советская энциклопедия», 1986. стр. 650.  Кременецкий лицей//Украинская Советская Энциклопедия. том 5. - Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр. 397-398 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09809

Устье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь с колокольней Карта и ближайшие объекты Каменная церковь на Николаевском погосте, что в устье реки Колокши, построена взамен двух деревянных. Прежняя, Никольская, сгорела, а Ильинская теплая была разобрана по ветхости. Новый каменный храм был начат строительством в 1802 году, освящен в 1805-м. В церкви три престола: основной Николая Чудотворца, теплые приделы  Рождества Пресвятой Богородицы и святого пророка Илии. Современный храм действующий. Его ремонт затянулся, судя по строительным лесам, которые стоят уже лет пятнадцать. Село Устье - от Владимира в 16 верстах, при впадении реки Колокши в Клязьму. Старинное название села «погост Николая чудотворца, что на устье реки Колокши». По книгам патриаршего казенного приказа в XVII в. в селе существовали две отдельные церкви: одна в честь св. и чудотв. Николая и другая - во имя св. пр. Илии; обе были деревянные. В 1731 г. за ветхостью была разобрана церковь св. пр. Илии и поставлена новая во имя того же святого. Обе церкви существовали до 1802 г.; в этом году Николаевская церковь сгорела, а Ильинская, вероятно, разобрана за ветхостью. На место их в том же 1802 г. была заложена каменная церковь, строением оконченная и освященная в 1805 г.; при ней каменная колокольня. В церкви три престола: в холодной - в честь св. и чудотв. Николая и в теплых приделах: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь св. пр. Илии. Из святых икон замечательна по древности икона св. и чудотв. Николая, пользующаяся особенным почитанием прихожан. Копии метрических книг с 1800 г. и исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости; опись церковного имущества составлена в 1881 г. и хранится в церкви. Церкви принадлежат две каменные часовни в деревнях Парфеньеве и Бол. Иванькове и каменный двухэтажный дом, крытый железом, в верхнем этаже которого помещается народное земское училище, открытое в 1876 г. Земли церковной в наличности: усадебной 1 дес. 1000 кв. саж., пахотной 26 дес., покосной 18 дес. и неудобной 2 дес. 780 кв. саж. План и межевая книга на землю имеется. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Ежегодного дохода причт получает до 2417 руб. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. Приход составляют село и 18 деревень, деревни отстоят от церкви не далее 7 верст. Всех дворов в приходе 694, душ муж. пола 2092, жен. 2181. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02092

55 . Athanasious Parious. Δλωσις τς ν γ ρει ταραχν ληθεας. Θεοδωρτου ερομονχου γιορετου. θναι 1988. [Соч. в 1804–1805 гг.; осн. первоисточник по истории движения колливадов. В изд. также включен колливадский трактат св. Афанасия «Изложение, или исповедание истинной и православной веры, со стороны несправедливо обвиненных в нововведениях, для боголюбивого уведомления соблазняющихся братьев», соч. в 1774 г. и впервые изданный (по др. рукописи) еп. Порфирием Успенским : 8 .101), 485–495]. Исследования 56 . Arkas Ν. θανσιος Πριος (1722–1813). θναι 1960. 57 . Dyobouniotis Κ. νκδοτα ργα το θανασου το Παρου. θναι 1938. 58 . Kalamatas A. νας γνωστος λγος το θανασου Παρου γι τν γιο Γρηγριο Παλαμ//GP 1996. 79. 1195–1218. 59 . Karampetsos A. θανσιος Πριος. θναι 1974. ( κκλησιαστικα κδσεις θνικς κατοπεντηκονταετηρδος. 15). 2 1983. 60 . Metallinos Georgios, prot. Κολλυβαδικ ποψη γι τν Διαφωτισμ. Μι χαρακτηριστικ περπτωση: θανσιος Πριος// Συνξη. 1995 ( πρ.- ον.). 54. 21–29. 61 . Meyer P. Athanasius von Paros//Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. 2. Leipzig 3 1897. 205–207. 62 . Oikonomidis D. θανσιος Πριος// πετηρς ταιρεας Κυκλαδικν Μελετν 1961. 1. 347–422. 63 . Vasiliakis Μ. θανσιος Πριος κα τ ργον του. Χος 1958. Макарий Коринфский DS 10, 10–11; DThC 9, 1449–1452 (Михаил Нотарас, 1731–17.04.1805), св. Хиротонисан во еп. в 1765; в 1769 активно поддержал освободит. восстание греков; с 1777 подвизался на Афоне, где принял великую схиму. Примыкал к движению колливадов. Ревностно занимался разысканием и собиранием святоотеческих и в особ. аскетических текстов; был в близком общении со старцем Паисием Величковским (личном, а после отъезда Паисия с Афона – чрез посредство одного из его учеников). Составив компендий «Добротолюбия», привлек к работе над ним преп. Никодима Святогорца , с коим совместно книга и была выпущена в 1782. В дальн. истории имя Макария, сравнительно с ролью Никодима, оказалось незаслуженно отодвинуто (в России, в частности, он почти неизвестен); возвращение должного внимания к его фигуре и деятельности надо полагать долгом науки и православного сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  Неофит Кавсокаливитис (1713-1784), с 1749 г. – ректор Афонской школы на Святой  Горе, инициатор движения колливадов; после изгнания со Святой горы, по неизвестным причинам пре4ратил свое активное в нем участие. Трудился, в основном, в области образования, занимая пост ректора на Хиосе примерно в 1760 г.,  Адрианополе – в 1763  г., нынешнем Бухаресте (Румыния) – в 1767 г., Бравско – в 1770 г. и снова в Бухаресте – 1773 года до самой смерти. Оставил после себя ряд важных работ, среди которых есть несколько, посвященных церковному праву.     Святой Макарий (1731-1805), потомок знаменитой византийской семьи Нотарас, родился в Коринфе, был Митрополитом Коринфским – 1765 по 1769 г. Являлся «вдохновителем» движения; не только побуждал св. Никодима писать, но и обеспечивал его материалами для работы. Последние годы жизни провел на острове Хиос, где умер 16 апреля 1805 г. и вскоре стал почитаться святым.     Святой Никодим Святогорец (1749-1809), официально причисленный к лику святых в 1955 г., «богослов» группы отцов-колливадов. Великий подвижник-аскет и одаренный писатель святоотеческого уровня, он оставил после себя множество работ,в которых переосмысливается все святоотеческое наследие. Тот, кто знаком с трудами св. Никодима, может безоговорочно утверждать, что изучал святоотеческое богословие во всей его полноте.   Его «Поучительное руководство» является для нас образцовым трудом по вопросам православной духовности. Издание многотомного «Добротолюбия трезвения» в сотрудничестве со св. Макарием, но в основном усилиями самого св. Никодима, внесло большой вклад в духовное возрождение православных стран. Его работа «Кормчая» (Пидалион) представляет собой самое авторитетное собрание святых канонов нашей Церкви и пояснений к ним, отмеченное высокой церковной духовностью.     Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и воинствующий из колливадов и потому пострадавший больше других. С 1776 по 1781 г. лишен духовного сана как «еретик» из-за своей решительной позиции в вопросе о духовном наследии. Афанасий Парийский трастно выступал против европейского просвещения, вольтерианства и атеизма и был обвинен своими прозападными современниками в мракобесии. Однако он боролся не против образования, в области которого и сам подвизался, и не против конкретных наук, а скорее против «безбожной учености» и тщеславия земной мудрости (см.: Иак.3:15). Плодовитый автор, он написал очень много трудов, исполненных святоотеческой мудрости и духовности.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=71...

Затем селом владел его сын, капитан Фёдор Иванович Дурново. Он в 1702 г. построил новую деревянную церковь Михаила Архангела, которая и была в 1703 г. освящена строителем Лукиановой пустыни иеромонахом Моисеем. В 1805 г. она сгорела, но иконы и утварь успели спасти. В это время селом владел капитан Иван Иванович Супонев. По свидетельству священника годуновской церкви о. Василия Новгородского, близкого к тому времени по поступлении на место, Иван Иванович особенно чтил память святителя Иннокентия Иркутского. Супонев давно страдал какой-то не поддававшейся излечению болезнью и, убедившись в безуспешности всех врачебных пособий, с горячей мольбой обратился к Богу. В то время по всей России была молва о новопрославленном чудотворце, святителе Иркутском Иннокентии (скончался в 1731 г., мощи обретены в 1764 г., 1 декабря 1804 г. указом Святейшего Синода установлено праздновать память святителя Иннокентия 26 ноября, а в 1805 г., 16 февраля, его мощи были перенесены в соборную церковь обители, в которой потом почивали более 100 лет). С верой в промысл Божий больной Супонев отправился в дальний путь, спеша ко дню перенесения мощей святителя. Прибыв, молясь Милосердному Богу и Его угоднику и облобызав мощи, больной получил облегчение, а затем и совершенное исцеление от недуга. В благодарную память об этом он приобрёл точную копию иконы святителя для молитвенного напутствия, а возвратясь в Годуново, пожелал на свои средства построить храм и устроить в нём придел Святителя Иннокентия. Немедля он испросил благословение преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского, который в грамоте от 24 марта 1806 г. благословил «вместо сгоревшей деревянной Архистратига Михаила церкви устроить вновь каменную в то же именование с приделом Святителя Иннокентия церковь на удобном месте». Супонев выстроил кирпичный завод, в котором по его приказу сначала работали только крестьяне его с. Годунова и вытребованные из других его имений в прочих уездах: мяли глину, делали кирпичи. Когда же были вырыты рвы под фундамент, то крестьяне и других селений прихода приняли участие в трудах, помогая скорейшему созданию храма. Супонев доставлял необходимые для постройки материалы. Он же пожертвовал в строящийся храм свою святыню, им вывезенную из Сибири и украшенную серебряной ризой с таковым же позлащенным венцом, - икону святителя Иннокентия Иркутского. Иван Иванович Супонев вскоре скончался, не дожив до совершения начатого им дела, но строительство не замедлилось. Каменный придел был построен в 1809 г. и в том же году (8 ноября) освящён. Это был первый в европейской России храм Святителя Иркутского Иннокентия. Главный храм (во имя Архангела Михаила) тогда же был достроен и покрыт одновременно с приделом, но внутренняя отделка и возведение каменной колокольни, по бедности прихожан, затянулись, и церковь Архангела Михаила была освящена только 16 мая 1819 г. Супоневы - древний дворянский род (известен с XIV в.).

http://sobory.ru/article/?object=06593

16. Рождества Богородицы, что в Старом Симонове. Главная церковь построена в 1509 году, нынешняя трапезная и колокольня в 1849–1855 годах. Приделы: l) Кирилла Белозерского, 2) Сергия Преподобного, 3) Николая Чудотворца. 17. Князя Владимира, что в Старых Садах. Близ Солянки, угол Хохловского и Космодамианского переулков. Построена в 1514 году зодчим Алевизом. Придел Кирика и Иулитты пристроен около того же времени. В середине XVII века главный храм был перестроен, причем главным образом изменен весь верх. Придел Бориса и Глеба – XVII века. Нынешняя колокольня – XIX века. 18. Иоанна Предтечи, что под Бором. Пятницкая, Черниговский переулок. Построена в 1514 году зодчим Алевизом. Некоторая переделка была в 1658 году. В 1758 году пристроена нынешняя трапезная на средства купца Максимова. Около того же 1758 года выстроена отдельно стоящая колокольня. Приделы: 1) Космы и Дамиана, 2) Николая Чудотворца. 19. Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Построена в 1514 – 1518 годах зодчим Алевизом. При перестройке в 1745–1749 г.г. часть стен главной церкви оставлена старая, трапезная и колокольня выстроены заново. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Параскевы Мученицы. 20. Вознесения Господня, в Вознесенском монастыре. Построена в 1519 году зодчим Алевизом на месте старой церкви, строившейся с 1407 до 1467 года. Придел Успения Пресвятой Богородицы построен в 1731 году, придел Всех Скорбящих Радости устроен в 1732 году. Смоленской Божией Матери, в Новодевичьем монастыре. Построена в 1524 году. В конце XVII века устроены приделы: 1) Прохора и Никанора, 2) Софии, Веры, Надежды и Любви, 3) Архангела Гавриила. Никиты Мученика, в Никитском монастыре. Церковь упоминается под 1534 годом. Придел Введения во храм построен в 1682 году, придел Николая Чудотворца устроен в 1833 году. 23. Семи Вселенских Соборов, в Даниловом монастыре. Построена при митрополите Макарии около 1555 года. В 1729 г. верхняя церковь была разобрана и заменена новою. В 1752 году над западною папертью была надстроена церковь Даниила Столпника, но в 1858 году она упразднена и служит ризницею. В нижней церкви престолы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Даниила Столпника, а также в пристройке 1890 г. – 3) Захарии и Елизаветы. Есть еще рпристройка внизу, служащая усыпальницею семьи Ляпиных. Вверху в 1805–1806 годах устроены приделы: 1) Даниила Московского, 2) Бориса и Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010