Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7; Т. 3. С. 451, 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnica, egumena di Constantinopoli, Georgio Chozibita, ed Emiliano, santi//BiblSS. Vol. 4. Col. 762; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 118-119. Иконография В соответствии с чином святости Д. изображается как преподобная, в монашеских одеждах, с куколем. Одно из ранних изображений Д. в минейном цикле представлено на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 308, 976-1025 гг.) - под 10 янв., в молении; в Минее за янв. из мон-ря св. Саввы Освященного близ Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 47r, XIII в.), в Минологии на год с Житием вмч. Димитрия, созданном в Фессалонике (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 24r, 1327-1340 гг.), и в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58. Л. 95 об., XV в.),- фронтально в рост. В настенных минологиях образ Д. включен в состав росписи ц. вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония, 1317-1318) - под 10 янв. предположительно в рост; в нартексе церкви в Пече (1561, прописи 1667) - полуфигура; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория, 1717-1718) - в рост. Д. как диаконисса изображена среди св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199). Ростовые фигуры Д. и 3 дев, одна из к-рых, св. Иустина, в паре с Д. также была диакониссой, помещены в центре, 2 др. девы - по сторонам окна, под образом св. Иоанна Крестителя в конхе. Еще раз Д. изображена как преподобная, с куколем, в правой руке - крест, левая - перед грудью ладонью вовне. Образ Д. представлен в рус. лицевых минеях, напр. на иконе-минее на янв., кон. XVI в. (ЧерМО), и в гравированных святцах Г. П. Тепчегорского, 1722 г. (РГБ ИЗО) с подписью:    . В рус. иконописном подлиннике XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова определено для изображения, что «подобием стара, на главе клобук лазоревый, риза преподобническая, исподняя санкирная белая». Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 245; Менолог. 1973. С. 271, 338, 383; Евсеева. Афонская книга. С. 268. Кат. 113; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 55; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 65, 67. Ил. 209, 211.

http://pravenc.ru/text/178877.html

Образ Е. представлен в большинстве подробных минейных циклов под 9 апр. В лицевых рукописных минеях - в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 109 об.) изображен в рост, молодым, безбородым, с темными, слегка вьющимися волосами средней длины, в красном гиматии с лиловым тавлионом (знак аристократического и воинского достоинства) и в лилово-розовом хитоне; в росписи храмов: Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- оглавно; на иконах: «Минея годовая с праздниками» (XI-XII вв., Византия, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - 2-й ряд сверху, 3-я группа слева, темноволосый мученик с короткой бородой, облачен в лилово-синий хитон и красный гиматий; «Минея годовая» (1-я пол. XVI в., Россия, Музей икон г. Рекклингхаузена); «Праздники и месяцы года» (кон. XIX в., Россия, частное собрание), а также на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713; в воинских доспехах, с крестом в правой и щитом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730; в хитоне и гиматии). В настенном минологии ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Пече, Косово и Метохия (1561), Е. изображен в мучении (заколот мечом). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , - в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года», под 9 апр. святой ошибочно назван Евтихием, о нем сказано: «…юный, был усечен мечем» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном подлиннике XVIII в. приведено подробное описание облика Е.: «Подобием млад, взором умилен, власы на главе русы и кудреваты аки Георгиевы, риза верхняя лазоревая, исподняя киноварная, в сапогах желтых и в бронях, в руке меч, а в левой ножны; сей рода патрикийского благородия, пострада во младости за Христа» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 315-316). Лит.: Ерминия ДФ. 1868. С. 210; Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 295; Менолог. 1973. С. 357, 371, 386; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 23, 25. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187277.html

В визант. настенных минологиях, где сохранился ноябрьский цикл, образы К. и Д. встречаются: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318) - погрудно; в ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны (Косово и Метохия; 1338-1348) - в рост, средовеки, с короткими бородами, с коробочками в руках; в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония; ок. 1376-1381) - погрудно; в нартексе в Печской Патриархии (Косово и Метохия, XIV в.) - в рост; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; между 1390 и 1391) - в рост; в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория; 1717-1718) - в рост. К. и Д. Римские Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 120) Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 120) (пам. 1 июля) изображались значительно реже, чем соименные им Асийские и Аравийские врачи-бессребреники. Причем в иконографии К. и Д., напр. в возрастной характеристике, не существует устойчивости, что могло быть результатом смешения с иконографией соименников: К. и Д. представляют юными или средовеками (по типу К. и Д., св. Асийских); редко встречаются изображения святых в тюрбанах (по типу К. и Д., св. Аравийских). Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. Св. бессребреники Косма и Дамиан Римские. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г. В греч. иконописном подлиннике (Ерминии) иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) указано, что К. и Д. «молоды, с остроконечными бородами» (Ерминия ДФ. С. 169). В рус. иконописных подлинниках XVIII в. К. уподобляется вмч. Димитрию Солунскому, Д.- вмч. Георгию. Оба молоды, держат в руках сосуды и кисти. Власы К. «кратки и просты», на нем риза «багор апостольская, испод лазорь», ноги босы. Д. «кудреват, риза багор с белилом… испод празелень, подольник вохра» или «риза празелеиная, испод багряная… подольник желтой», он подпоясан краем ризы и обут в сапоги ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 112; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 378). Руководство акад. Фартусова (1910) предписывает изображать святых молодыми, родными братьями, «типа римского». К.- «с малой бородой; в короткой тунике и плаще, в руках сткляница и стручец, т. е. остриженное перо». Д.- «с очень малою пробивающеюся бородкой; в короткой тунике и плаще, в руках ящик с лекарствами, в руке баночка и тряпочка с мазью или ложечка» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 331).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. В Венеции для мощей И. в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420-1421); он состоит из 4 сцен: И. перед правителем; И., раздираемый 2 лошадьми; И. в темнице; усекновение главы И. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца ( Spatharakis. 2001. P. 174-175. Fig. 153-156). В древнерус. искусстве полуфигурное изображение И. сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) - средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками - средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой (Л. 57 об.); в минейной части рукописи - под 14 мая (Л. 114), в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

http://pravenc.ru/text/674882.html

А. А. Лукашевич Иконография Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) о виде Г. сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая - покровенная. Подробное описание облика Г. дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII в.): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в к-ром также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В. Д. Фартусовым, Г. предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел». Единолично в рост Г. представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах - в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об., XV в.); в росписи - в настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.; на иконах - XVI в. (ВГИАХМЗ), нач. XIX в. (УКМ); в гравированных Святцах - работы Г. П. Тепчегорского, 1714 и 1722 гг. и работы И. К. Любецкого, 1730 г. Образ Г. нередко включался в состав избранных святых, гл. образом на полях икон: напр., на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX в., Черемисский историко-лит. музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (кон. XIX в., ЦАК МДА). Резное изображение Г. в рост помещено на оборотной стороне ковчега кн. Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 гг. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/165129.html

О. Н. А. Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание облика К. приведено в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 21 сент.: «…усечен был мечем… старец с закрученной бородой стоит на коленях, простерши к небу руки; над ним палач держит меч» (Ерминия ДФ. § 22. С. 199). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) память святого приводится также под 21 сент., его предписывается изображать единолично в традиц. для апостолов облачении - в хитоне и гиматии, с омофором - знаком епископского служения: «…рус, плешив, брада руса же, уже Козьмины или Златоустовой (мч. Космы Асийского, бессребреника, или свт. Иоанна Златоуста,- Авт.), на плечах амфор, в руках Евангелие, риза верх дичь, испод лазорь, ризы апостольския» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 32; то же, но с уподоблением облику ап. Иакова Зеведеева см. в: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 156). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) помещает то же, что и в ранних русских подлинниках, описание облика святого под 4 янв.- в день празднования апостолов от 70; из добавлений - указание на свиток с надписью: «Словом Божиим возсия еллином яко свет велий просвети их тьму, низложи жертвы скверныя, сокруши идолы и разори бесовския храмы молитвою» ( Фартусов. Руководство. С. 138). К. изображен в мучении (усекновение главы) на миниатюрах из рукописных Минологиев: Василия II (Vat. gr. 1613. P. 56, 1-я четв. XI в.), на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. F. 1. Fol. 10, 1322-1340 гг.); настенном в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единолично представлен: на миниатюрах Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253v, 3-я четв. XI в.) и Минология 2-й пол. XI в. (Bodl. Baroc. 230. Fol. 3v) - в рост; в настенных минологиях церквей: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) - по пояс, обеими руками держит свиток, вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (1376-1381) и свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718) - погрудно; на рус. минейных иконах на сентябрь, напр.: из Иосифова Волоколамского (Волоцкого) мон-ря (1569, ГТГ), нач. XIX в. (УКМ); а также на гравированых святцах: Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) - в рост, в хитоне и гиматии, без омофора, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, правой рукой благословляет, и И. К. Любецкого (1730, РГБ) - так же, с закрытым Евангелием в руке, облачен в подризник и фелонь, на плечах омофор, на обеих гравюрах стар, клиновидная борода ниже средней длины.

http://pravenc.ru/text/1841648.html

В совр. богослужебных книгах последование В. Р. включает кондак 4-го гласа: Ιερεον μωμον, θελουσως, σεαυτν προσγαγες (            ); канон 4-го гласа творение Иосифа, с акростихом Πιστς σε μλπω Μρτυς γλα > σμνε. Ιωσφ (          ), ирмос: Τρισττας κραταιος, τεχθες κ Παρθνου (          ), нач.: Προθμ λογισμ, τος γνας ζηλσας, τν γενναων θλητν (            ); цикл из 3 стихир. Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) Мч. Вонифатий. Средник житийной иконы. XIX в. (ГМЗК) В рукописях сохранились и др. каноны: плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ θαυμαστσαντι ν τος θλοις (Удивившему в состязаниях); плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа, без акростиха, ирмос: λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην (      ), нач.: Παλου τς παραινσεις (Павловы наставления). Иконография В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением - миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.

http://pravenc.ru/text/155230.html

е. 8-го) гласа, творение Иосифа, с акростихом Τς εσεβεας τν φερνυμον σβω. Ιωσφ (       в слав. Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: Η κεκομμνη τν τομον τεμε (      ), нач.: Τ κροττ φωτ λλαμπμενος (      ); цикл стихир-подобнов; седален. По рукописям известны и др. песнопения Е., отсутствующие в совр. изданиях богослужебных книг: кондак 6-го гласа        , отчасти совпадающий с текстом кондака 20 июня (Типиконы по ркп. МДА. ЦУ 79. Инв. 187679, кон. XV - нач. XVI в.; Инв. 233757, 1-я пол. XVI в.); канон 4-го гласа, с именем Георгий в богородичнах (кроме 2-й песни, к-рая приводится в одном из списков канона), ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τς κρεττονος προμηθεας τ πινεσει Εσβιος (Могущественнейшей мудрости повелением Евсевий) (AHG. T. 10. P. 155-162); анонимный канон 4-го гласа с акростихом Εσ β ης μ πω τν πνυμον, ασιμα ζων (Благочестия воспеваю тезоименного, искреннюю жертву), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Ερνης ατιος (Мира причина) (Ταμεον. Σ. 223). А. А. Лукашевич Иконография Е. изображается седовласым старцем с длинной бородой, единолично или в сцене мучения; как епископ облачен в подризник, фелонь (иногда крещатую), с омофором, палицей, в епитрахили, с Евангелием в руках. Образ святого представлен гл. обр. в минейных циклах: на миниатюрах рукописей, напр. в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327-1340 гг., Фессалоника) - в молении и в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. Q.I.58. Л. 118); в настенных минологиях церквей, напр. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в мучении (размозжен дубиной), в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350),- погрудно, свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост; в иконописи, напр. на иконе «Минея годовая» (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/187319.html

Изображение святителя (как правило, ростовое) устойчиво присутствует в лицевых рукописях минологиев, начиная с самых ранних сохранившихся средневизант. периода: 2 минологиев из Ватиканской б-ки (Vat. gr. 1613. Fol. 203, 976-1025 гг., и Vat. gr. 1156. Fol. 268v, XI в.); из Национальной б-ки в Париже (Paris. gr. 580, 1499. Fol. 3r, 1055-1056 гг.) - листовая миниатюра с образами святых на 2-ю пол. нояб.; из собрания мон-ря св. Афанасия в Генуе (Genua . S. Athan. Fol. 44r, XI в.); из Королевской б-ки в Копенгагене (Gl. Kongl. saml. 167. Fol. 41r, XI-XII вв.); из мон-ря Дохиар на Афоне (Doch. N 5, XII в. Fol. 67v), а также и на гексаптихе (икона-минея на сент., окт. и нояб., кон. XI в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из минейных циклов в настенной росписи храмов известны: 2 поздневизант. времени в церквах вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (1317) и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония (ок. 1376; предположительная атрибуция, изображен погрудно) и XVIII в. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718). Ту же закономерность можно отметить в рус. минейных иконах начиная с XVI в., напр. в Минее на нояб. из Иосифова Волоколамского мон-ря (1569, ГТГ), в Минее годовой (нач. XIX в. УКМ). Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 429; Менолог. С. 195, 198, 200-201. Э. В. Ш. . Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/166517.html

Первопечатный греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконы также назначают В. аллилуйную службу. В совр. рус. Типиконе в день памяти В. присутствует указание: «Аллилуия или тропарь», предполагающее возможность выбора между службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь» и тропарем В. (указан общий тропарь мученику      ), хотя совр. греч. Типикон, а также совр. греч. и рус. Минеи не содержат такого указания. Последование Е. по совр. греч. и рус. Минеям включает кондак 8-го гласа      (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τν παμμγιστον Βασιλσκον ανσω (      ), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν (    ), нач.: Τατην τν φαιδρν σου ορτην (        ); цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известен др. канон В., составленный гимнографом Георгием, 3-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ (    ), нач.: Τς βασιλεας τν ορανν (Царства Небесного) (AHG. T. 9. P. 240-246). Е. Е. Макаров Иконография Е., К. и В. изображаются в соответствии с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или в воинских одеждах (иногда с таблионом - знаком воинского отличия), в правой руке крест. Е. обычно молодой, с темными волосами и короткой бородой, К. и В. юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей бородой. Одно из ранних изображений Е., К. и В. представлено в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 149r), происходящем из К-поля; в этой же рукописи помещено отдельное изображение Е. (Fol. 202v). Образы 3 мучеников встречаются в минейных циклах в росписи ряда храмов: Успения мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343); Благовещения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348-1350); св. Апостолов (Св. Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия (1561),- везде в мучении; Е. и В. в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Изображение Е. и В.

http://pravenc.ru/text/187611.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010