Иркутск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Построен по образцу собора Троицы Живоначальной (1703-1709) в Верхотурье; элементы декора также близки к аналогам в постройках уральского извода узорочья (например, перспективный портал у входа в придел под колокольней, близкий к утраченному порталу верхнего этажа в Успенском соборе Далматова монастыря (1707-1720) в Курганской области) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г. Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню " шатром " закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году. (Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили). Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Преемника ему царь не назначил. По указу царя Феофан Прокопович стал вторым, а Новгородский архиепископ Феодосий Яновский — первым вице-президентом Святейшего Синода. Петр узнал и сумел оценить Феодосия Яновского еще до своей встречи с Феофаном. Феодосий родился в 1674 или 1675 г. в шляхтской семье на Смоленщине. В конце столетия он принял постриг в московском Симоновом монастыре и после некоторых заминок в самом начале его монашеской карьеры заслужил расположение и покровительство со стороны архимандрита Троице-Сергиевской лавры Иова. Когда в 1699 г. Иов был поставлен митрополитом в Новгород, он взял с собою и своего подопечного, здесь в 1701 г. он произвел Феодосия в игумены, а в 1704 г. назначил его архимандритом Хутынского монастыря. Яновский не проявил себя как писатель, не был он заметен и как проповедник, зато выказал недюжинные способности как администратор. Петр I, который искал таланты и поддерживал их везде, где только ни находил, оценил Яновского и повелел назначить его духовным судьей Петербурга, Ямбурга, Нарвы, Копорья и Шлиссельбурга. Облеченный правами епархиального архиерея, Яновский проявил большую активность в строительстве храмов и надзоре за духовенством. Он принимал также живейшее участие в создании Александро-Невского монастыря, а в 1712 г. стал его архимандритом, получив особые привилегии. В нем появились надменность и заносчивость — даже по отношению к своему покровителю митрополиту Иову. Яновский не без успеха включился в церковно-политические интриги. 31 января 1716 г. он стал преемником скончавшегося в 1716 г. митрополита К членам Святейшего Синода принадлежали также четыре советника, число их в 1722 г. возросло до пяти после введения в состав Синода архимандрита Феофилакта Лопатинского, ректора Московской Академии и сторонника Стефана Яворского. В 1723 г. Лопатинский, сохранив свое место в Синоде, стал епископом В Синод наряду с советниками входили также асессоры, назначавшиеся из среды белого К привилегиям архиереев — членов Синода относилось право ношения митры с крестом, архимандриты имели право носить наперсный

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

Маркиз Арман, французкий генерал-лейтенант, рождение 1711 † 1749; женат на Жанете-Октавие de-Vaudray Виконт Леонор-Феликс, рождение 1713 † 1741; кавалер мальтийского ордена Барон Эрик-Дитрих, саксонский генерал от кавалер и великий сокольничий (ober-falckenmeister), рождение 1650 † 1701; женат на Анне-Вендуле Киле (Kyle) Оттон, генерал-лейтенант саксонской службы, рождение 1651 † 1715; женат: 1) на Анне-Марие Свингуфвуд; 2) на вдове баронессе Лёбён (от 1-го брака 2 сына и 4 дочери; от 2-го брака сын, на 20-ти летнем возрасте убитый на дуэли) Иоанн, шведский полковник и эстляндский ландрат, рождение 1650 † 1701; женат на графине Бригитте Стенбок Дитрих, женат на баронессе Елене-Гертруде Икскуль КОЛЕНО XI: Барон Фридрих-Густав, российский генерал-поручик, рождение 1714 † 1779; женат на Марие Тарновской Барон Карл-Оттон, лифляндский ландрат, рождение 1716 † 1777; женат на Эвве Тизенгаузен Барон Иоанн-Георг, женат на Доротее Рейц Барон Конрад, российский полковник, рождение 1720 † 1781; женат: 1) на баронессе Софие Врангель; 2) на Анне-Элеоноре Стааль (от 2 го брака сын) Барон Оттон-Рейнгольд, рождение 1726 † ....; женат на Анне-Августине Стакельберг Баронесса Августина-Елена, рождение 1712 1757; за Адамом-Фридрихом Лёвёнвольде Баронесса Христина-София, за бароном Рейнгольдом-Густавом Унгерн-Штернбергом Баронесса Анна-Гертруда, † 1779; 1) за Гилленшмидтом; 2) за Гилленшмидтом Баронесса Шарлотта-Христина, за Соломоном-Иоанном Шван Барон Оттон-Густав, российский майор, рождение 1716 † 1761; женат на баронессе Гедвиге-Елене Майдель Барон Георг-Вольдемар, рождение 1719 † ....; женат на Анне-Екатерине Розенкампф Барон Иоанн-Генрих, российский майор, рождение 1720 † 1757 Барон Карл-Рейнгольд, рождение 1723 † 1752, прусский капитан Барон Карл-Густав, голштинский каммергер Императора Петра III, потом российский полковник, рождение 1730 † 1795; женат: 1) на Анне-Юстине Буксгевден; 2) на Анне-Елисавете Барановой (от 2-го брака 2 сына и 2 дочери) Баронесса Анна-Елена, рождение 1725 † 1764; за Карлом- Адамом Розенталем

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из множества прежних кладбищ осталось два: при церкви и при деревне Переволоке, называемое „Феофановым», от боярина Феофана, будто бы прежде всех погребенного здесь. У деревни Засосья, на берегу р. Сабы, есть 10 курганов и могильные камни, уложенные рядами от 30 до 40 саж. длиною. При разрытии курганов находят бусы и мелкие деньги. При деревне Соколке под насыпью разрыты кучи костей. Есть также остатки домов и печей у пустоши Крекшино. Все это в народе слывет за остатки Литвы или Шведов. Попечительство открыто в 1872 году. Деятельность его стоит в связи с деятельностью по постройке церкви. Священник Николай Лавров. 1884 г. июня 20 дня. 18. Погост Осьминский Село Осьмино, в 150 вер. от Петербурга и в 105 от Гдова, на правом берегу р. Сабы, при Петре Вел. называлось „Посадом»; в 1676 г. принадлежало к дворцовой Сомерской волости и составляло отчину сперва Алексея Петровича (1716 г.), потом – Екатерины (1723 г.); в 1737 году оно приписано было к Александро-Невской лавре; после переходов в разные ведомства, в 1827 г. сделалась гдовским Императорским имением и доходы его шли на содержание „Александрии”, близ Петергофа. В начале 18-го века тут был дворец Алексея Петровича. И доныне окрестности погоста иногда называются «садом»; вокруг погоста видны остатки погребов и подвалов. Потом, на месте дворца, была контора Александро-Невского монастыря и разные хозяйственные постройки, оставшиеся, вероятно, от построек дворцовых. А что было при дворце хозяйство, это видно из поданного в 1723 г., на имя Петра Великого, объявления вотчинного старосты, „к церкви св. Георгия, в селе Осьмине», что некоторые стоги сена, скошенного по десятинам пашни в селе Осьмине и по прочим деревням и пустошам Ее Величества, неизвестно кем увезены. Принадлежащие к дворцовому ведомству крестьяне приписаны были к Осьминской церкви тогда, когда весь округ перешел в казну. Здешняя, собственно Осьминская церковь выстроена около 80-ти лет назад при следующих обстоятельствах: жители села Осьмина, торговавшие в Петербурге, принесли оттуда икону Тихвинской Божией Матери и, в честь ее, при участии всего прихода, выстроили каменную теплую церковь , с деревянным куполом, без колокольни. Церковь эта теперь разобрана. Около 1820 года петербургский купец, осьминский уроженец Гавриил Карпов Поршняков, выстроил, почти на свой счет, нынешнюю каменную теплую церковь. Когда же дела его расстроились, то на окончание постройки было занято 5,000 руб. асс. из духовного учебного управления. Так как строили поспешно и кирпич был не особенно хорош, то на куполе и на колокольне штукатурка стала отваливаться и впоследствии была заменена железною обшивкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Новгородская и Старорусская Восстановлена в 1892 году Имена Сведения Феогност (Лебедев), архиепископ бывший архиепископ Владимирский и Суздальский с 21.11.1892 по 13.08.1900 митрополит Киевский и Галицкий; 22.01.1903 Викарии Новгородской епархии Корельские и Ладожские епископы Викариатство учреждено в 1708 году Имена Сведения Иоиль, епископ рукоположен с 18.01.1708 17.06.1712 Аарон (Еропкин), епископ рукоположен с 24.01.1714 по 28.06.1723 (с 03.02.1716 по 1721 управлял Новгородской епархией) на покое, с 29.01.1728 епископ Корельский и Ладожский (повторно) Иоаким, епископ бывший епископ Астраханский и Ставропольский с 23.06.1723 по 11.10.1725 епископ Суздальский и Юрьевский Аарон (Еропкин), епископ повторно с 29.01.1728 по 01.07.1730 на покое; 01.05.1740 Иосиф, епископ бывший архиепископ Самтаврский и Горийский с 15.05.1734 по 16.10.1740 на покое; 01.09.1750 Маркелл (Родышевский), епископ рукоположен с 10.01.1742 29.11.1742 Кексгольмские и Ладожские епископы Викариатство переименовано в 1757 году Имена Сведения Иоасаф (Хотунцевский), епископ рукоположен с 24.05.1757 29.04.1759 Парфений (Сопковский), епископ рукоположен с 06.11.1759 по 07.03.1761 епископ Смоленский и Дорогобужский Тихон (Соколов), епископ, свт. рукоположен с 13.05.1761 по 03.02.1763 епископ Воронежский и Елецкий Иннокентий (Нечаев), епископ рукоположен с 23.02.1763 по 28.05.1763 епископ Тверской и Кашинский Олонецкие и Каргопольские епископы Викариатство учреждено 26 февраля 1764 года Имена Сведения Иоанн (Никитин), епископ рукоположен с 15.07.1764 по 09.06.1767 епископ Великоустюжский и Тотемский Антоний (Ферапонтов), епископ рукоположен с 12.08.1767 07.06.1774 рукоположен с 13.07.1774 по 01.04.1775 епископ Архангелогородский и Холмогорский Иоанникий (Мокрицкий), епископ рукоположен с 17.05.1775 по 10.03.1782 на покое; 28.12.1785 Виктор (Онисимов), епископ рукоположен с 03.07.1782 по 22.09.1783 епископ Владимирский и Муромский Амвросий (Серебренников), епископ рукоположен с 26.12.1783 по 28.11.1786 архиепископ Екатеринославский и Херсонский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Черкезишвили) [груз. ] († после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф. Отца Н. звали Аладари. В нач. XVIII в. Н. подвизался в гареджийском мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи, где по заказу царицы Елены (дочь царя Картли Ираклия I, супруга царя Картли Иесе и мать католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони ; 1744-1755, 1764-1788)) начал заниматься переписыванием рукописей. В частности, в 1707 г. он переписал Псалтирь (НЦРГ. Q 430), в 1705 г.- Четвероевангелие (НЦРГ. Q 919) и др. По распоряжению царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) Н. в нач. XVIII в. был хиротонисан во архиерея и поставлен на Руставскую кафедру: в 1711 г. он уже упоминается как руствели (Руставский архиерей) ( Жордания. 1903. С. 195, 250-252). Известно также, что Н. руководил садрошо (воеводство, от груз. - знамя) и за эти заслуги по распоряжению Давида II он был облачен в виссон, о чем Давид II сообщал архиепископу Алавердскому Николаю (Чолокашвили) в письме от 17 дек. 1711 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 66). После смерти царя Н. в 1723 г. покинул кафедру и в 1724 г. в свите царя Картли Вахтанга VI (1716-1724) намеревался выехать в Россию. Однако по пути он передумал и укрылся в Имерети, воспользовавшись покровительством имеретинского царя Александра V и католикоса-патриарха Зап. Грузии (Абхазского) Григория II (Лорткипанидзе ; 1696-1742), где и продолжил свою лит. деятельность. Возможно, он подвизался в мон-ре Гелати . Записи Н. 1724 г. (автографы, стихотворные посвящения царю Александру V) сохранились в неск. списках груз. свода летописей «Картлис Цховреба» - в т. н. списках Академии наук (нач. XVIII в.), в т. н. списке царевича Теймураза (1700-1705) и др. ( Такаишвили. 1906. С. 49-50, 111-112). Известно, что Н. скончался не ранее 1733 г. (в этом году он описал иадгари пицундского храма, позже в источниках его имя не встречается) ( Какабадзе. 1921. С. 131-147).

http://pravenc.ru/text/2566020.html

16 . 1715–1723 г. Монах Ефрем Силин. После книгохранителей, бывших в 1715–1768 гг., сохранились записи книг и крепостей, выдаваемых из библиотеки разным лицам; в записи старца Ефрема 673, л. 28 об., есть одна, довольно замечательная припись, именно: «1716 году октября в 26 день, по указу господ властей: архимандрита Георгия, келаря старца Иосифа, казначея старца Илариона, крепостные службы монах Ефрем Силин послан в Нижней Новгород в рыбной промысл, а ключи крепостные и книгохранительной службы взял келарь Иосиф. А как приехал в монастырь, и послан в тое же крепостную службу и книгохранительную марта в 31 день 1717 году. А с того месяца октября по апрель ходили в тое службу для выдачи крепостей и книг больнишной монах Иоасаф Суздалец, да монах Иоаким рухледной, да приказные: Иван Карпов, Яков Базлов, да с ними подъячие; а ходили они для тое выдачи порознь, а не вместе. А в которых месяцах и числах крепости и книги куды и кому именем они выдавали, и той выдачи именную записку в крепостной казне не оставили; и их выдачи которые люди крепостей и книг не приносят в крепостную казну, и мне спрашивать на них без записки не почем». Монах Силин дал вкладу в обитель 120 рублей; род его и некоторых других библиотекарей записан в синодиках ризницы 4и 5. 17 . 1723–1729 г. Монах Савватий Ковалев. После старцев Ефрема и Савватия дошли до нас описи печатных и рукописных книг; по той и другой описи показано всех книг до 2,000, наполовину печатных и наполовину письменных. 18 . 1729–1746 г. Монах Моисей Москвитин, сконч. 20 июля 1746 года. 19 . 1746–1750 г. Монах Иосиф Постников, из строителей Свияжского монастыря 689 л. 36), сконч. 16 апреля 1752 года. При нем библиотека лишилась лучшей части своих сокровищ; в 1747 г. преосв. Арсений, архим. лавры, приказал учителям Троицкой семинарии выбрать из лаврской библиотеки «за куриоз причитаемые книги» и взять в семинарскую. Вследствие чего тогда взято было до 370 книг, в числе коих 207 рукописных, замечательных по содержанию, древности, украшениям или по принадлежности знаменитым лицам (Опись в деле Учр. собора 1781 г., 7).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

«Доношение всемилостивейшему Государю. Понеже благоволение Вашего Величества, дабы, кроме здешнего Монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить, того ради принужден я о прибавлении доброжительных монахов из других Монастырей часто просить. И дабы Вашему Величеству не докучно было, благоволите повелеть кому из сенаторов оное прибавление по моему доношению отправлять. Вашего Величества нижайший раб и всеблагожелательный молитвенник Феодосий архимандрит». Отметка Государя: «О сем давать ведение для монахов г. Мусину» 142 . В справках последующих лет указывается высочайшее повеление об этом под датой 1714-го года 143 . В Полном же Собрании Законов только под 24-м ноября 1715-го года записан именной объявленный из Сената высочайший указ: «Великий Государь указал: ежели по всех губерниях в главные Монастыри доведутся куда посвятить архимандритов, и те посвящены будут из Троицкого Александрова Монастыря Невского, понеже в губерниях о монахах Его Царскому Величеству не известно» 144 . В 1715-м году в Монастырь поступило 4 иеромонаха и 2 иеродиакона: иеромонах Иоаким из Патриаршего Дома, казначей, иеромонах Боголен (Аламов) из Чудова Монастыря, иеродиакон Мефодий из Чудова Монастыря иеромонахи Павел из Донского и Павел (Никитин или Никишин) из Троице-Сергиева Монастырей, иеродиакон Пафнутий из Переславль-Залесского Никитского Монастыря. Иеромонахи Иоаким из Патриаршего Дома и Павел из Донского Монастыря не долго оставались в Александро-Невском Монастыре, Оба в 1716-м году были посвящены во епископы: первый – 22-го января (Пох. Журк. 1716 г. 61) в Астрахань, второй – 29-го января – на Вологду. В 1719-м году посвящен был – 25-го января – во епископа и третий из прибывших в 1715-м году 4-х иеромонахов: Боголеп – на Устюг 145 . Преосвященный Иоаким в Астрахани был до 1723-го года, в этом году назначен епископом Корельским, викарным Новгородской епархии, в 1725-м году перемещен в Суздаль и скончался архиепископом Ростовским 25-го декабря 1741-го года, в благовест к литургии, читая четвертую молитву ко причащению, после десятилетнего управления Ростовскою кафедрой, имея более 90-ти лет отроду; погребен в Ростовском соборе 146 . Преосвященный Павел скончался в Вологде 5-го ноября 1725-го года и погребен в Софийском соборе на правой стороне 147 . Преосвященный Боголеп скончался на Устюжской кафедре 13-го января 1726-го года п погребен в Успенском соборе 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРАКЛИЙ II Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Царь Картли-Кахети Ираклий II. Акварель. 2-я пол. XVIII в. (резиденция кахетинских царей, т. н. Дворец царя Ираклия II, Телави) Теймуразович Багратиони [груз. ] (7.11.1720, Телави (Кахети, Вост. Грузия) - 11.01.1798, там же), царь Кахети (1744-1762) и Картли-Кахети (1762-1798). Со стороны отца, царя Кахети (1733-1744) и Картли (1744-1762) Теймураза II, И.- потомок кахетинских Багратиони (правнук Теймураза I, царя Кахети (1606-1648) и Картли-Кахети (1625-1632)); со стороны матери, царицы Тамар,- картлийских Багратиони (внук царя Картли Вахтанга VI (1716-1724)). Воспитывался вместе с двоюродным братом со стороны матери царевичем Теймуразом (сыном царя Картли Иессея (1714-1716, 1724-1727); впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) ). Дети обучались при царском дворе в столице Кахетинского царства Телави, где их наставниками были кн. Авель Андроникашвили (общие, светские предметы), еп. Бодбийский Онуфрий (Андроникашвили) (богословские предметы) и свящ. Димитрий Хелашвили (церковное пение) ( Кикодзе. 19472. С. 38); затем - в Давидгареджийском мон-ре в пуст. Гареджи под рук. настоятеля монастыря архим. Спиридона ( Авалиани. 1987. С. 8). Царевич Теймураз подвизался в Гареджи в 1735-1738 гг., возможно, И. в те же годы. Внутренняя и внешняя политика В сер. XVIII в. Вост. Грузия находилась под тур. (1723-1735) и иран. (1735-1748) господством. Гибкая политика Теймураза II и И. вызвала расположение правителя Ирана Надир-шаха, к-рое они использовали в интересах Вост. Грузии. Так, Теймураз II, как «верный помощник» Надир-шаха, усмирил восставшего против персов кн. Гиви Амилахвари, вел антитур. кампанию; И. принимал активное участие в походе шаха в Индию (1737-1739). В 1737 г. Надир-шах потребовал от И. принять ислам, как это делали на протяжении более ста лет др. груз. цари. И. ответил: «Возможно убийство мое, но невозможно растлить и изменить дух мой. Поэтому не пытайся омусульманить меня» ( Саникидзе. 1996. С. 319). Поняв, что Грузия осталась верной христианству и что Ирану выгоднее господствовать в Вост. Грузии, имея там вассалов правосл. царей, а не непопулярных царей-магометан, Надир-шах в 1744 г. признал восшествие на картлийский и кахетинский престолы православных Теймураза II и И. ( Думбадзе. 1973. Т. 4. С. 600-601).

http://pravenc.ru/text/673857.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010