Среди произведений лицевого шитья в ризнице И. м. преобладают памятники позднего средневековья и Нового времени (XVI-XVIII вв.). К числу наиболее древних относятся вклады из мастерских Молдавии: епитрахиль со сценой «Благовещение», изображениями иерархов и др. святых (1-я пол. XVI в.), орарь диак. Радивоя (1533), пелена (подея) игум. Симеона (1544/45) с подписью по-славянски, подобно 2-частному складню состоящая из композиций «Благовещение» и «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), т. н. епитрахиль апостолов, на 2 частях к-рой изображены вписанные в арки ростовые фигуры обращенных друг к другу апостолов (XVI в.). Сохранились и произведения монастырских мастерских с территории материковой Греции, напр. Метеорских монастырей: поручи с шитыми по красному атласу изображениями «Гостеприимство Авраама» и «Сошествие Св. Духа» (1585/86), епигонатий, где традиц. композиция «Умовение ног» вписана в форму ромба, а фигуры апостолов соединены подобием цветочного орнамента (XVI в.), епитрахиль Галактиона, архиеп. Элассонского (кон. XVI - нач. XVII в.), с 14 сценами праздников и событий НЗ. По сохранившимся облачениям и служебным предметам можно судить о географии мастерских правосл. шитья. Среди произведений с упоминанием имен мастериц есть вышитые в древних традициях в мастерских К-поля изделия: плащаница Агнии, Феонимфы и Марии (XVI в.) с образами служащих над телом Спасителя ангелов; полотенце (убрус) К-польского патриарха Дионисия IV (1679); пелена с изображением Богоматери с Младенцем (1700, работы золотошвейки Деспины Аргиреи), созданная, судя по надписи, для ц. Пресв. Богородицы в к-польском квартале Диплоконион (ныне Бешикташ, Стамбул); омофор Иоанникия, митр. Лемносского (1707-1732), проживавшего в 1735-1737 гг. на покое в И. м. Ряд облачений и предметов богослужения, вложенных в И. м., происходят из М. Азии: епитрахиль (1672, Синоп), вклад архонтиссы Кархатулы; епитрахиль, шитая в малоазийской провинциальной мастерской, вклад Ирины, сестры Томны Аргиры (кон. XVII в.); плащаница (1750, Смирна (?)), заказ Иконийского митр. Дионисия, работа золотошвейки Таласы Даскалисы; с о-ва Крит - орарь и поручи иером. Иоасафа Критянина (сер. XVII в.; 1656, с образами Христа на престоле и Богоматери с Младенцем на престоле, в окружении евангелистов с символами), епитрахиль, вышитая иером. Афанасием (1723). Епитрахиль XVI в. южнослав. происхождения со сценами двунадесятых праздников имеет, по мнению Милле, большое сходство с епитрахилью из мон-ря Крушедол (Фрушка Гора).

http://pravenc.ru/text/293365.html

630 Руно орошенное – сочинение Димитрия Ростовского , описывающее чудеса, происходящие от образа «пресвятой и преблагословенной Девы Марии», находящегося в Троицком Ильинском Черниговском монастыре. Икона была написана в 1658 г. монахом Геннадием (Григорием Дубенским). Первое издание книги «Руно орошенное» вышло в Чернигове в 1683 г., последующие переиздания – 1689, 1691, 1696, 1697, 1702, 1750 гг. Последние издания относятся уже к современному времени, см.: Святитель Димитрий Ростовский . Руно орошенное. СПб.: Мир, 2003; Дмятро Туптало. Руно орошенное/Niдrom. тексту, передмова та О. 2009. 1. С. 30–50; 2–3. С. 206–227; 4. С. 151–173. Долгое время считалось, что «Руно орошенное» является первым изданным сочинением Димитрия Ростовского. Однако в основе этого сочинения лежит книга «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии, деючиися от образа ей чудотворнаго в монастиру святаго славнаго пророка Илии Чернеговском», написанная по повелению архиепископа Лазаря Барановича в 1677 г. и напечатанная в этом же году в типографии Новгорода-Северского, и она является первым опубликованным прижизненным сочинением Димитрия Ростовского. Книги имеют ряд отличий: в «Чудах» – украинское наречие, в «Руне орошенном» – славянский язык; в первой книге – 22 чуда, во второй – 24, в «Руно орошенное» добавлены также «Беседы» и «Прилоги» нравоучительного характера. 631 ...в монастыре Ильинском Черниговском... – Черниговский Ильинский монастырь был основан Антонием Печерским около 1069 г. Монастырь сильно пострадал во время монголо-татарского нашествия. Со второй половины XVII в. он являлся кафедрой черниговских архиепископов, сюда была переведена Новгород-Северская типография. После строительства собора Святой Троицы (окончание строительства – 1695 г.) монастырь стал называться Троицко-Ильинским монастырем. 632 ...в Чернигове в лето 1696 печатным тиснением издана. – Это третье издание книги «Руно орошенное». 633 Апологиа, во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, составленная»... – Полное название книги – «Апология во утоление печали человека, сущаго в беде, гонении и озлоблении, вкратце сложенная по совету святаго апостола Павла, глаголющаго: «Утешайте друг друга и созидайте кийждо ближняго» ( 1Фес.5:11 )·. При жизни Димитрия Ростовского книга была издана дважды в Чернигове: в 1696 и 1700 гг., после его смерти в Чернигове и Могилеве в 1716 г., затем в Москве в 1779 г при переводе сочинения Жирара де Вильтьери «Душеспасительные размышления о познании Бога и наставлении самого себя». Все эти издания не имели указания на авторство Димитрия Ростовского . Как сочинение святителя Димитрия Ростовского «Апология...» была издана в первом собрании сочинений автора: Собрание разных поучительных… Т. 6. Л. 59 об.–74 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь преподобного Сергия Радонежского – это уникальный по зданию, теплый храм (заполнителем в стенах использован войлок). Богослужения в ней проводятся с 1995 года. Малая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и свв. благоверных князей Петра и Февронии Муромских находится на втором этаже в Святых Вратах. Богослужения в ней начаты с октября 2000 года. Святыни: Местная чтимая чудотворная икона Божией Матери – Казанская (единственная икона, сохранившаяся от тех икон в монастыре, которые были до безбожных гонений). В монастыре пребывают частицы мощей Рязанских святителей: сщмч. Мисаила (1651-1655), свт. Феодорита (1605-1617), свт. Гавриила (1837–1858), свт. Мелетия (1896–1900); честные останки рязанских преосвященных: архиепископа Алексия Титова (1733–1750), архиепископа Антония (1621–1637), епископа Гурия Лужецкого (1554–1562), епископа Михаила (1548–1551), митрополита Стефана Яворского (1700–1722). В выносном деревянном резном кресте монастыря хранится частица Гроба Господня. Имеются икона св. апостола Андрея Первозванного, икона прп. Сергия Радонежского с частицами мощей этих святых.   Монастырь имеет два храма-подворья: храм Рождества Богородицы в с. Абрютино и храм св. ап. Иоанна Богослова в с. Плахино. Функционирует монастырский хозяйственный двор в с. Екимовка Рязанского района. Важные события из жизни обители Открытие св. обители 25 декабря 1995 г. указом Святейшего Патриарха и Св. Синода. С июня 1998 г. по настоящее время в монастыре издается газета «Святые врата». В сентябре 1999 г. при монастыре организована воскресная школа. 16.06.2000 г. Высокопреосвященнейшим Симоном освящен Троицкий Соборный храм. В июле 2001 г. в Рязани пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Казанская-Вышенская». Ее крестный ход по храмам Рязани начался со Свято-Троицкого монастыря. http://www.ryazeparh.ru/ Троицкий монастырь находится близ г. Рязани на старой Московской дороге, «усть реки Павловки», впадающей в реку Трубеж. Время основания его с подлинностью не известно, хотя и есть предание, что преподобный Сергий, бывший в Рязани в 1385 г. для примирения князя Рязанского Олега с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, по прибытии в столицу княжества Рязанского, не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре. В силу этого довольно темного предания, построение сего монастыря относят к концу XIII или к началу XV столетия. Но такое предание не подтверждается ни одною из летописей, хотя в них и встречаем более или менее подробные известия о посещении Олега преподобным Сергием. По этому нам кажется более вероятным то предположение, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания преподобного Сергия в Рязани и, следовательно, не ранее XV столетия.

http://sobory.ru/article/?object=08281

Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. XIX в. В 1700-1701 гг. по благословению митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской ц. был выстроен одноименный собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный 5-главый 2-светный четверик, с алтарем в виде 3 полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и 3-ярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из неск. рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В посл. трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735-1738 гг. на сев. воротах мон-ря была возведена и в 1739 г. освящена ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1750 г. на средства кнг. П. П. Шаховской была построена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, «за здравие» имп. Елизаветы Петровны . По ведомости игум. Венедикты (Соколовой) 1763 г., в Г. м. проживали 23 монахини, 17 указниц и белиц, на к-рых ежегодно выдавалось жалованье 220 р. 50 к. Кроме того, при мон-ре содержались 7 офицеров и рядовых, к-рым выплачивалось жалованье (48 р. 99 к.) и выдавалось 33 четв. хлеба. В 1764 г. Г. м. был отнесен к 3-му классу. В 1771 г., во время чумы, мн. сестры умерли, в 1773 г. в результате пожара сгорела 51 келья, кровли церквей, мн. насельницы переселились в др. мон-ри. В 1776 г., при игум. Маврикии, здания были отремонтированы, построена ограда. Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XVIII в. (ц. Воскресения словущего в Москве) Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XVIII в. (ц. Воскресения словущего в Москве) В 1812 г., при вступлении в Москву армии Наполеона I , в Г. м. оставались игум. Митрополия (Митрофания) с неск. сестрами. Спрятанное ими имущество было разграблено. По преданию, игум. Митрополия, свящ. Иоанн Алексеев и его супруга «были бесчеловечно мучимы». Клирик с женой скончались, игум. Митрополия впосл. возглавила московский в честь зачатия св. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь . Сгорели все кельи, пострадали церкви, осенью 1812 г. Г. м. был упразднен, Георгиевский и Казанский храмы после ремонта стали приходскими. Сестры переселились в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-рь . В Георгиевском храме сохранились реликвии мон-ря: 2 парчовые, украшенные жемчугом ризы и рукописное Евангелие с миниатюрами XVI в. В 1820 г. на территории Г. м. были построены 2-этажные дома для церковно- и священнослужителей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В 1866 г. разобрана ц. святых Захарии и Елисаветы.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского Акатов мон-рь во имя свт. Алексия, митр. Московского (Воронежской и Липецкой епархии), первоначально мужской, основан в 1620 г. в Воронеже на правом берегу р. Воронеж, на Акатовой поляне. Обитель посвящена свт. Алексию Московскому : в день его памяти в 1620 г., по преданию, от города был отбит набег литов. и черкесских отрядов. Устроитель и первый настоятель А. м. игум. Кирилл (1621-1632) основал ранее воронежский Успенский муж. мон-рь . В А. м. трудами игум. Кирилла построены деревянный храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. С 1632 г. одновременно Успенским и Акатовым мон-рями управлял игум. Феодосий; в последующие годы А. м. управлялся своими настоятелями. В документах 20-30-х гг. XVII в. А. м. именовался пустынью. В 1700 г. в связи с устройством корабельных верфей на р. Воронеж указом царя Петра I Успенский мон-рь был упразднен, братия и имущество переведены в А. м., последний стал управляться архимандритами. По штатам 1764 г. А. м. отнесен ко 2-му классу. В 1780 г. в мон-ре подвизалось 16 монахов. В 1674 г. при игум. Корнилии в А. м. был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя свт. Алексия Московского, при архим. Ефреме (1744-1749; в схиме Евгений) к храму был надстроен 2-й этаж, в к-ром освящена ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. При архим. Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. В 1804-1819 гг. по проекту архит. И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний освящен в 1819 г. в честь Воскресения Христова, нижний - в 1812 г. во имя свт. Алексия. Старый Алексиевский храм, перестроенный при архим. Амвросии (1793-1796), существовал одновременно с новым до 1879 г. В 1879-1880 гг. была возведена надвратная четырехъярусная колокольня (высота 49 м), в нижнем этаже к-рой располагались зал, где начиная с 1896 г. по инициативе Острожского еп. Владимира (Соколовского) проводились воскресные просветительские чтения для народа, и крестовый храм - домовая ц. настоятеля во имя прп. Сергия Радонежского, освященная в 1903 г. В Алексиевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в А. м. архим. Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых. Местонахождение святынь после 1931 г. неизвестно.

http://pravenc.ru/text/63812.html

Дятлово. Церковь Спаса Преображения. Храм Преображения Господня Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1700 и 1750. Адрес: Беларусь, Гродненская область, г. Дятлово, ул. Победы, 1 Координаты: 53.464278, 25.39825 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Преображения Господня в Дятлово был построена в 1508 году основателем города Константном Острожским. Род князей Острожских один из самых наиболее знатных и богатых в истории ВКЛ. Одни из представителей этого рода - Федор Данилович - князь Владимирский и Тверской, участник Грюнвальдской битвы, в конце жизни стал иноком Киево-Печерской лавры и еще в 16 веке причислен Церковью к лику святых. Нетленные мощи преподобного покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Славный след в истории оставил и князь Константин Иванович Острожский, который построил храмы в Вильно, Смолевичах, Дятлово. Его сын Константин Константинович (в крешении Василий) вошел в историю как защитник Православия. На своих землях он построил более 600 храмов, основал около 20 монастырей. Все иконы в храме старинные, намоленные. Есть здесь и икона преподобного Амвросия Оптинского с частицей его мощей, исцеляющая от всевозможных болезней, есть три иконы, написанные на святой горе Афон, возможно, но заказу какого-то благочестивого прихожанина. Это иконы: святителя Феодосия Черниговского, святой великомученицы Екатерины и икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Скоропослушница». В 1998 году в храме несколько дней мироточила и благоухала Голгофа. Добрым словом вспоминают старожилы бывшего настоятеля храма протоиерея Иоанна Комара (Комар Иван Николаевич). С его именем связано начало строительства нового храма в городе. Он своими руками сделал сень под Святую Плащаницу, которая представляет макет храма. Именно таким мечтал видеть новый храм отец Иоанн. Но строительству помешала война. Многие поколения дятловчан мечтали о том времени, когда будет новый каменный храм. Святейшим Синодом 1907 году утвержден проект храма в местечке Дятлово Слонимского уезда Гродненской губернии. К сожалению, он так и остался на бумаге. При отце Иоанне Комаре был залит фундамет под новый храм. Эта мечта стала осуществляться, когда настоятелем храма стал протоиерей Николай Пинчук. Благодаря неуемной энергии и настойчивости отца Николая ныне величественно возвышается над городом белоснежный храм, а его золотые кресты видны отовсюду. 

http://sobory.ru/article/?object=22179

К концу XVII века трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей обитель стала одной из наиболее богатых на Руси. Все это было свидетельством авторитета монастыря, его значимости в глазах общества. Хозяйственные хлопоты не мешали многочисленной братии вести напряженную духовную жизнь. Россия крепла и спасалась молитвами таких обителей, как Ипатьевская. «Начало славных дней Петра» было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 гг. снимается часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления прославленного монарха так же негативно сказывались на положении обителей, как и первые. В 1721 г. вновь назначенный архимандрит Гавриил писал в грамоте, адресованной Священному Синоду: «...нашел в Ипатьевском монастыре все ветхое, ...врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения обители вкратце и описать невозможно». По-видимому, упадок монастыря был прямым следствием ряда царских указов, по одному из которых доходы и пожертвования, превышавшие 6 рублей в год из расчета на одного монаха, изымались в казну. Монастырь впервые стал использоваться как место ссылки. Сюда удаляют греческих монахов Иоанникия и Софрония Лихудов, вызванных в свое время из Греции для перевода богослужебных книг. Здесь учёные братья заканчивают работу над «Грамматикой». В связи с учреждением в 1744 г. Костромской епархии монастырь стал резиденцией архиерея, и монастырские здания теперь использовались в качестве служебных помещений и под архиерейские покои. В связи с этим в середине и во второй половине XVIII ст. монастырь перестраивается. Расширяются старые здания, строятся новые. В 1745-1750 гг. при епископе Сильвестре реконструируется комплекс зданий с восточной стороны, между настоятельскими покоями и Святыми воротами. В это время надстраивается третий этаж настоятельских покоев. Почти на столетие (с 1744 по 1835 гг.) Троицкий собор монастыря стал кафедральным собором епархии, а выходивший к реке Костроме корпус, где разместились архиерейские покои, получил название архиерейского. Монастырь стал также и местом упокоения костромских владык. В 1768 г. епископом Дамаскином в Троицком соборе под приделом преподобного Михаила Малеина был устроен храм праведного Лазаря, который и стал архиерейской усыпальницей. В 1747 г. в монастыре была размещена открывшаяся в епархии Костромская Духовная семинария – одна из старейших в России. В 1764 г. заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Новаторство Ушакова разбиралось «по косточкам» давно, ещё с XIX в. В настоящее время перспективным может быть сопоставление его военно-морского мастерства с другими отечественными и иностранными флотоводцами. Русский адмирал возродил и ввёл в морскую тактику непреходящие правила военного искусства: сосредоточение сил на решающем направлении, внезапность атаки (без перестроения из походного в боевой порядок), взаимность поддержки, быстрый маневр, расчленение строя противника, окружение и разгром его по отдельности. Флагман занимал самое опасное положение и требовал бить противника не по всей кильватерной линии, а громить его по частям с кратчайшей (картечной) дистанции «неукротимой пальбой» в два огня. Канонаду больших 100-120-пушечных кораблей (при скорострельности один выстрел в две минуты) он приказывал сосредоточивать в первую очередь на авангарде и флагманских кораблях Ушаков выделял резерв из нескольких фрегатов для нападения на адмиральский корабль и приказывал преследовать убегающие суда без соблюдения номеров. При каждой пушке должны уметь стрелять не менее трёх человек на случай выхода из строя каждого из них. Для Ушакова, как для П.А.Румянцева и А.В.Суворова, а позже Наполеона, главным было - сломить дух противника. Вместе с тем, тактика Ушакова не всегда совпадала с призывом командующего вооружёнными силами на юге России («Екатеринославской сухопутной и морской силой») фельдмаршала Г.А.Потёмкина: «где завидите флот турецкий, атакуйте, хотя б всем пропасть!» Ушаков избегал необоснованного риска и заботился о сбережении кораблей. (Возможно, в этом состояла причина его временного конфликта с молодым капитаном Д.Н.Сенявиным (1763-1831). В отличие от войны на море в 1700-1721 гг., экипажи при Ушакове отлично управлялись как со стрельбой, так и с парусами. Противники новаторской тактики Ушакова - флотоводцы Н.С.Мордвинов (1754-1845) и М.И.Войнович (1750-1807) были бесцветными лицами. Позже, когда самодержавие Николая I сковало русскую военную силу, лишённые мессианского вдохновения военачальники типа А.С.Меншикова (1787-1869) и М.Д.Горчакова (1793-1861) также препятствовали новым инициативам во флоте и армии из-за перестраховки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

4 Эйлер Леонард (1707–1783) – швейцарский, немецкий и российский математик, механик, физик и астроном. 5 Бернулли Даниил (1700–1782) – швейцарский физик, механик и математик, иностранный почетный академик Петербургской АН (1730). Бернулли Якоб (1759–1789) – швейцарский ученый, механик, академик Петербургской АН (1787). 6 Сковорода Григорий Саввич (1722–1794) – российский и украинский мыслитель, признанный в России первым самобытным философом. Педагог, поэт, баснописец. 7 Татищев Василий Никитич (1686–1750) – российский историк, географ, экономист и государственный деятель, автор первого капитального труда «История Российская». 8 Щербатов Михаил Михайлович (1733–1790) – российский историк, публицист. Почётный член Петербургской АН (1776), член Российской академии (1783). 9 Новиков Николай Иванович (1744–1818) – российский мыслитель, просветитель и издатель. В издаваемых им сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» подвергалось критике крепостное право и велась полемика с императрицей Екатериной II. Новиков публиковал собрание документов по русской истории «Древняя Российская вивлиофика» – издававшиеся ежемесячно памятники русской истории. Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал из древлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которым был разрешён ему императрицей в 1773 году. К своим трудам Новиков сумел привлечь выдающихся историков своего времени. В 1779 году по приглашению Хераскова Новиков переехал в Москву. Быстро приведя в порядок и значительно расширив университетскую типографию, он за три года напечатал в ней больше книг, чем за 24 года её существования до его прихода. Наряду с издательской деятельностью, Новиков поднял значение газеты «Московские ведомости», число подписчиков увеличилось всемеро. В 1792 году по приказу Екатерины II был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где провел 4 года. Был освобожден после воцарения Павла I. 12 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – российский историк – медиевист, заложивший основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Активное заселение этих мест началось в XVIbeke. Сам Саратов служил боевым центром русского государства для наблюдения за движениями ордынцев и истребления их «воровских шаек». Саратовские земли заселялись вольными людьми, способными и напряженно трудиться, и крепко держать оружие в руках. Мои предки по матери (Кузнецовы) пришли сюда не позднее XVIIbeka и поселились в слободе Баланда Аткарского уезда. Были они старообрядцами, и появление их в этих местах объяснялось, скорее всего, гонениями, которые шли на сторонников старой веры. Первый Кузнецов был кузнец Иван (г.р. 1700), его профессия дала имя роду. У него было трое сыновей – Михаил, Гаврила и Никифор (г.р. 1725), которые, по всей вероятности, продолжили кузнечное дело. Однако сын Никифора Василий (г.р. 1750) разбогател, и с него в роду Кузнецовых пошли купцы – Михей, Иван, Михаил (г.р. 1775). Сын Михаила Андрей (г.р. 1800), женатый на Евдокии Ивановне, имел от нее двух сыновей – Осипа и Василия (г.р. 1830). С Василия уже могу посмотреть своим предкам в глаза. Сохранилась старинная фотография, на которой изображены он и его семья. Все одеты в типичные для староверов одежды, лица суровы и замкнуты. С Василия в род Кузнецовых два раза входят представители рода Склешиновых, известных тем, что один из его членов Трофим Гаврилович (XVIIIb.) был писарем графа Шереметева. Василий Андреевич Кузнецов женился на Прасковье Склешиновой. От их брака родился мой прадед Афанасий (1856–1918(19?)), женившийся на другой представительнице рода Склешиновых, Наталье Ивановне (1856–1918(19?)), своей четвероюродной сестре. От этого брака родился мой дед.     Семья моего прадеда по матери Афанасия Васильевича Кузнецова. 1894 год   Места, где они жили, граничили с Донской (казачьей) областью, были по рельефу очень ровные, степные, лежали по берегам реки Медведицы. Лесов здесь почти не было. Земли в основном черноземные, позволявшие получать большие урожаи пшеницы и ржи. Хлеб сплавлялся по реке Медведице к Дону. Крупным торговым центром по торговле хлебом служила как раз слобода Баланда.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/27/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010