Самым многочисленным и «подвижным» жанром в И. являются ирмосы. В зависимости от того, как они распределяются между частями сборника, можно условно выделить 3 основных структурных типа И. ( Ясиновьский. 1982. С. 143). В 1-м типе большинство ирмосов (в т. ч. минейных и триодных) помещены в осмогласнике, и эта часть является самой объемной в книге («гласовый» тип И., по Ю. П. Ясиновскому ). Во 2-м типе И. праздничные и великопостные ирмосы помещены в минейно-триодной части по порядку дней, наряду со стихирами и др. песнопениями, что значительно расширяет эту часть («календарный» тип И.). В 3-м типе И. ирмосы исключались (полностью или частично) и из осмогласника, и из минейно-триодной части и размещались вне их отдельными циклами; при этом структура И. становилась более дробной («жанрово-тематический» тип И.- Там же). Жанрово-тематический тип структуры наиболее часто встречается в ранних И. (кон. XVI - нач. XVII в.). В них в виде отдельных циклов могли размещаться также розники , различные группы песнопений Октоиха и др., что увеличивало общее количество частей в И. до 6-8 (таковы преимущественно ранние белорусские И.), в чем очевидно сходство с ранними певческими сборниками Московской Руси. На протяжении XVII в. количество частей в И. уменьшилось, типичным для большинства украинских И. стало 4-частное строение («гласовое» или «календарное»). Одновременно с типом структуры в XVII в. изменилась и последовательность частей в И., что хорошо видно по местоположению обиходной части: в ранних И. она расположена чаще всего в середине или ближе к концу сборника (это свойство унаследовал Львовский печатный И. 1700 г.), тогда как в поздних она открывает книгу (Львовский печатный И. 1709 г.). Типичным началом украинского И. в XVII-XVIII вв. является разд. «Всенощное бдение». Помимо 3 основных структурных типов И., существовало 2 дополнительных, связанных с визант. традицией певч. книжности. К 4-му, «греческому» типу, в котором ирмосы излагались по канонам, а не по песням канонов ( Ясиновський. 1993. С. 53), относится примерно 30 (ок. 3%) сохранившихся укр. книг XVII - нач. XIX в. (напр.: НБУВ ИР. Ф. I. 1743; ХНБ. 819515-819516 и др.). Иную, весьма самобытную структуру (5-й тип) имеют 3 списка из Манявского скита, развивающие традицию мон-рей Молдавии и Валахии и воспроизводящие тип визант. Аколуфии через посредство балкано-слав. Аколуитиков ( Тончева. 1981. С. 143; Ясиновський. 1993. С. 53). Песнопения в них идут по порядку суточного круга: вечерня (запевы «Господи, воззвах», догматики, богородичны, вечерние стихиры на избранные праздники, подобны), утреня («Бог Господь» с тропарями, блаженны, стихи полиелея, «припелы» на избранные праздники, тропари и др. песнопения Великого поста, катавасия - 9-я песнь праздничных канонов), литургия. Бытование

http://pravenc.ru/text/674075.html

1007 В 1698 г., при казни стрельцов, Адриан вздумал, по древнему праву и обычаю архиерейскому, печаловаться и явился с иконой на площадь. Царь в резких выражениях прогнал старца. «Разве твое дело здесь быть? Уходи и поставь икону на должное место. Знай, что я быть может побольше тебя почитаю Бога и Его Мать». 1008 Адриан долго противился пострижению царицы Евдокии, но затем сложил вину на архимандрита и четырех священников, которых за их несогласие на это беззаконное дело отвезли в Преображенское к Ромодановскому, где, конечно, отлично понимали поведение патриарха. В апреле 1699 г. Адриан выражал свое неудовольствие по поводу слухов о переводе своего помощника Трифиллия, митрополита Нижегородского, на низшую митрополию Сарскую и Подонскую, но перевод Трифиллия все-таки состоялся 20 июля, а Афанасия Холмогорского в помощь патриарху, несмотря на просьбы последнего, не назначили. 1009 1 июля 1699 г. из под Азова Петр прислал указ Адриану о возведении игумена Иоасафа, бывшего под Азовым, во архимандриты заочно и о присылке ему архимандритской шапки. Адриану это видимо не нравилось, но он должен был уступить. Указом 14 февраля 1700 г. в Сибирский приказ, велено было распространить новую гербовую бумагу и по делам духовного ведомства, о чем патриарха и не спрашивали. 1010 В своих письмах Адриан постоянно рассчитывает на содействие Стрешнева, Головкина и Зотова, людей старого закала. И в народе к Адриану относились неблагосклонно: какой де он патриарх? живет из куска, спать бы ему да есть! бережет де мантии, да клобука белова, затем де он и не обличает, а вы де власти все накупныя. 1011 Понятно, почему мы видим в это время постоянное вмешательство светской власти в духовные дела. В виду сумасшествия Игнатия Корсакова и смерти его, последовавшей 13 мая 1701 г., приходилось выбирать нового митрополита в Сибирь, и здесь инициативу взяла на себя светская власть. Сибирь, со времен своего покорения, пользовались особым вниманием и московского правительства, и духовенства, 1012 и тем не менее дела её и в том и в другом отношении, благодаря отдаленности места, и безнаказанности воевод, находились в большом беспорядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

163 Шафиров Петр Павлович (1669–1739) – государственный деятель; барон (1710 г.). Родился в еврейской семье переводчика Посольского приказа. С 1691 г. переводчик Посольского приказа, в 1697–1698 гг. участвовал в «Великом посольстве»; с 1709 г. вице-канцлер, управляющий почтами. Сыграл важную дипломатическую роль во время Прутского похода (1711 г.). С 1717 г. вице-президент коллегии Иностранных дел. В 1723 г. обвинен в казнокрадстве, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой. В 1725 г. возвращен Екатериной I, президент Коммерц-коллегии, в 1730– 1732 гг. посол в Тегеране. С 1733 г. снова президент Коммерц-коллегии. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – государственный деятель, дипломат. В 1719–1724 гг. астраханский, в 1725–1730 гг. (с перерывами) – казанский губернатор. С 1738 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. Автор «рассуждений» «О гражданстве», «Каким образом государям суд и милость иметь надобно» и др. В 1740 г. в результате интриг Э. Бирона и А. И. Остермана обвинен в измене и казнен. 164 Шеин Алексей Семенович (ум. 1700) – военный и государственный деятель. Боярин с 1682 г., ближний боярин с 1695 г. В 1680–1685 гг. воевода в Тобольске и Курске. В Крымских (1687–1689 гг.) и Азовском (1695 г.) походах воевода. В Азовском походе 1696 г. главнокомандующий сухопутными войсками. Во время «Великого посольства» 1697–1698 гг. оставлен Петром I начальником трех военных приказов. Руководил подавлением Стрелецкого восстания 1698 г. 165 Девиер Антон Мануилович – португалец на русской службе. С 1718 г. генерал-полицмейстер Петербурге. В 1727 г. был привлечен к следствию вместе с П. А. Толстым и сослан в Сибирь. 166 Курбатов Алексей Александрович (ум. 1721) – государственный деятель (из крепостных Б. П. Шереметева). В 1699 г. подал Петру I проект о введении гербовой бумаги. Получил солю и принят на государственную службу. С 1711 г. вице-губернатор Архангельской губернии, в 1714 г. обвинен во взяточничестве и умер под следствием. 167 Гагарин Матвей Петрович – князь, сибирский губернатор, в 1721 г. казнен за служебные злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1687. Там же. Л. 29. 1688. Там же. Л. 88 об. 1689. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 97–98. 1690. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 36–36 об. 1691. См., например: Вольное переложение псалма 142. — РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 24. 1692. Возможно, именно к рылеевским «Думам» восходит весьма любимый Бочковым жанр — стихотворение на историческую тему с обширными комментариями. Бочков и в 1860-е гг. продолжал интересоваться поэзией Рылеева, хотя и без прежнего чувства восхищения ею (см. его упоминание о чтении «Думы» Рылеева «Князь Михаил Тверской». — РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 23). К декабризму как общественно-политическому движению Бочков в эти годы относился отрицательно. 1693. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 66–70 об. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 43–44 об. 1694. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 21–28 об. 1695. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 61 об. 1696. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 34–35. Ср.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 96–96 об. 1697. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35–35 об. 1698. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 23–23 об. Ср. в другом стихотворении: Чем кончим? Царством гильотины Или по-русски топором? (РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 29 об.) 1699. РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 35. 1700. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 38–39. 1701. Там же. Л. 63–68 об. 1702. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л 1. 1703. Там же. 1704. Там же. Л. 49–50 об. 1705. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 1 об. 1706. РГИА. Ф. 797. Оп. 22 (1 отд. 2 ст.). Дело Л. 1 а-212. 1707. Протасов Николай Александрович (1798–1855), генерал-лейтенант, Обер-прокурор Св. Синода (с 1836 г.), исполнитель особых поручений по духовному ведомству (с 1850 г.). — Ред. 1708. Дубельт Леонтий Васильевич (1792–1862), генерал-майор, начальник штаба корпуса жандармов (с 1835 г.); с 1839 г. — одновременно управляющий III Отделением собственной Его Имп. Величества Канцелярией. — Ред. 1709. Орлов Алексей Федорович (1786–1861), шеф жандармов, главный начальник III Отделения собственной Его Имп. Величества Канцелярии (1844–1856). — Ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но это уже не были шведы 1700 и 1707 годов, это было войско страшно истомленное, упалое духом. Карл не проиграл ни одной битвы, по-прежнему мог считаться непобедимым, и между тем у него не было уже половины того блестящего войска, с которым он перешел Вислу в 1707 году, и в 1709 году первый министр короля, граф Пипер, писал своей жене в Швецию: «Поход так тяжек и наше положение так печально, что нельзя описать такого великого бедствия и никак нельзя поверить ему». Жажда мира и возвращения на родину усиливалась со дня на день. Дисциплина ослабела: солдаты начали оказывать явное непослушание офицерам, когда те требовали от них новых трудов, приказывали идти на новые опасности. Карл по-прежнему искал опасностей, по-прежнему хладнокровно подставлял свою голову под неприятельские пули, но теперь солдаты, вместо того чтоб ободряться этим, говорили: «Он ищет смерти, потому что видит дурной конец». Генералы говорили, что надобно непременно перейти Днепр и войти снова в Польшу. Пипер донес королю об этом требовании генералов, представил, как необходимо удовлетворить ему, как необходимо подкрепить армию соединением с Лещинским и с шведским корпусом Крассова, оставленным в Польше. Но Карл не хотел и слышать о переходе чрез Днепр. «Этот переход, – отвечал он, – будет похож на бегство и только придаст духу неприятелю». Вместо того чтоб двинуться на запад, он двинулся на юг, к Полтаве, ближе к степи, к Запорожью, к границам турецким и татарским; он хотел овладеть Полтавою, утвердиться здесь и ждать Лещинского и Крассова вопреки мнению Пипера, Мазепы, Реншельда и генерал-квартирмейстера Гилленкрока. С последним у Карла был любопытный разговор о Полтаве. Карл: Вы должны все приготовить к нападению на Полтаву; вы должны вести осаду и сказать нам, в какой день мы возьмем крепость; так делывал Вобан во Франции, а ведь вы наш маленький Вобан. Гилленкрок: Я думаю, что и сам Вобан призадумался бы, если б увидал, как здесь у нас недостаток во всем, что нужно для осады. Карл: У нас довольно материала, чтоб взять такую ничтожную крепость, как Полтава.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Не в первый и не в последний раз складывалось так, что в восточной мысли вопросы, связанные с обрядом, играли решающую роль не только с точки зрения церковной, но даже вероучительной. В ходе спора об опресноках затрагивались и различные экзегетические вопросы. Некоторые из «восточных», отчасти основываясь на хронологии повествований о Христовых страстях 1698 , стремились доказать, что Христос установил Тайную Вечерю с кислым хлебом (артосом) 1699 ; латиняне возражали, что, хотя и трудно со всей точностью определить эту хронологию, ясно, что в какой бы день Христос ни установил таинство Господней Вечери, «нигде во всем Израиле не было никакого кислого хлеба» 1700 . Более того, если припомнить библейский обычай, то станет ясно, что в Новом Завете почти всякое упоминание о «закваске» имеет негативный оттенок, кроме одного евангельского речения, в котором она выступает как символ Божьего Царства и апостольского учения 1701 . Кроме того, ясно, что во всем Писании слово «хлеб» равным образом обозначает и кислый хлеб, и пресный 1702 , и, следовательно, Восток не имеет никакого права утверждать, что только первый представляет собой «живой» хлеб Нового Завета 1703 . Оба вида приемлемы 1704 : первый являет усию воплотившегося Слова, тогда как второй символизирует чистоту человеческого естества 1705 . С этим соглашались, по крайней мере, некоторые восточные богословы, поскольку складывалось впечатление, что сами апостолы использовали оба вида и что Восток и Запад соответственно восприняли одну из сторон апостольского обычая 1706 . Учитывая то направление, в котором развивались более ранние споры, не приходится удивляться, что вскоре греки истолковали опресноки в христологическом контексте 1707 , усмотрев в них или аполлинаристское отрицание полноты человечества во Христе, или несторианское стремление разъединить два присущих Ему естества 1708 . Такие доводы дают основание полагать, что спор об опресноках, выйдя за рамки расхождений в литургическом обряде, затронул основополагающие различия в самом духе и вероучении Востока и Запада и что «византийцы отличались от своих латинских современников тем, что заостряли внимание на этой сокровенной связи между христологией, экклезиологией и евхаристией», даже если «большинство различий лишь предполагалось, не выражаясь явно» 1709 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

гос-ва: незавершенность процессов объединения в пределах полуострова, неэффективность гос. аппарата, дефицит финансовых ресурсов. В правления Филиппа V (1700-1746) и Фердинанда VI (1746-1759) были определены главные направления адм. и экономических реформ, их осуществление продолжилось при Карле III (1759-1788). Реформы не затрагивали сословных привилегий и сеньориальных отношений, но имели целью укрепление централизации государства: ликвидировались обл. привилегии Арагона и Валенсии (1709), Каталонии (1714) и Мальорки (1716), вводились интендантства (1718-1749). Утрата европ. владений благотворно сказалась на хозяйственном развитии страны - появилась возможность более рационального использования экономических ресурсов. И. почти не участвовала в европейских военных конфликтах и вплоть до 90-х годов XVIII в. не вела войн на своей территории. В кон. XVII - 80-х гг. XVIII в. И. переживала хозяйственный подъем на фоне естественного прироста населения (с 7,5 до 10,5 млн чел.) и увеличения спроса на продовольствие, что привело к активизации товарных отношений. Была изменена система налогообложения, проведена колониальная реформа в духе протекционизма (1778), предприняты попытки аграрных преобразований (ограничение майоратных прав (1749), отмена привилегий овцеводов (Месты, 1759), колонизация пустошных земель в Эстремадуре (70-е гг. XVIII в.)). Испанские монархи поощряли развитие образования и культуры: были основаны Испанская академия (1713), Академия медицины (1734), Академия истории (1738), Академия изящных искусств (1752), открыты светские учебные заведения (ун-т в Сервере, Дворянская семинария), в университетских программах увеличилось количество светских дисциплин. Король Испании Филипп V. Худож. М. Х. Мелендес (Прадо, Мадрид) В основу гос. идеологии легли принципы Просвещения , находившие поддержку у испан. гос. деятелей (П. Аранды, П. Кампоманеса, Х. Флоридабланки, М. Роды, Х. Уркихо, Ф. Кабарруса). Среди сторонников идей Просвещения в И. было много представителей католич.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В Финляндии бредят пересмотром итогов Северной войны Финский политик призвал выдворить Россию с Аландских островов и «переиграть» битвы при Гангуте и Гренгаме 20.08.2022 592 Время на чтение 4 минуты Источник: НьюзФронт 9 августа, в День воинской славы России – День первой победы русского регулярного флота, финский телеканал MTV показал провокационное интервью с экс-депутатом парламента Финляндии Юкка Таркка. В нем политический комментатор призвал отменить нейтральный статус Аландских островов и выдворить российское консульство. В соответствии с Женевской конвенцией 1921 года Финляндии запрещено создавать на архипелаге оборонительные сооружения, а также размещать военные подразделения. За соблюдением положений международного соглашения следит российское консульство, которое расположено в столице Аландов городе Мариехамне. В соответствии с полномочиями, которыми российское диппредставительство наделено по итогам Второй мировой войны, оно вправе налагать вето на решения местного парламента. Комментируя свою инициативу, Юкка Таркка назвал Аландские острова «символом шведско-финских побед над Россией». В качестве «побед» он привел битвы при Гангуте и при Гренгаме. Эти сражения считаются первыми в истории победами русского регулярного флота. Именно они стали основанием для учреждения 9 августа памятной даты «День воинской славы – День первой победы русского регулярного флота». В 1700 году Русское царство вступило в войну с Швецией, рассчитывая вернуть себе выход к Балтийскому морю. Эта война, получившая название «Северной», продлилась до 1721 года. Перелом в ней наступил в 1709 году, когда русская армия наголову разгромила сухопутные войска шведов под Полтавой. После этого оставалось довершить дело, разгромив Швецию еще и на море. С этой целью Русское царство практически с нуля создало собственный военно-морской флот. Первым военным испытанием для него стала битва при Гангуте. 27 июля (7 августа) 1714 года русский флот под командованием генерал-адмирала Федора Апраксина столкнулся со шведской эскадрой у мыса Гангут, расположенного на юго-западной оконечности Финляндии. В Швеции и Финляндии эта битва известна как битва при Ахвенанмаа. Это название происходит от финского названия Аландских островов, расположенных вблизи.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/20/v_finl...

Конечно, более нежели сомнительно, чтобы это случилось «еще до времени образования канона». Если даже умолчать о том, что Игнатий еще мог посылать к Римлянам послание на греческом языке, и что Климент мог писать из Рима также по-гречески: то все же следует, признать, что, говоря вообще, только Тертуллиан первый дал латинскому языку право гражданства в христианской литературе. Кроме того, довольно значительные христианские общества в Испании, Галлии и Африке возникли едва около половины 2-го столетия. Затем самое раннее свидетельство о действительном существовавшем латинском переводе в первый раз встречается только у Тертуллиана 1700 . Но все же, в силу самой природы вещей, латинские переводы Нового Завета появились очень рано. Как о том со всею ясностью свидетельствует Августин de doctrina christiana II, 11 1701 . Из этого места, если рассматривать его в полном его объеме 1702 и в связи с другими местами в сочинениях Августина 1703 , открывается, что существовал (по крайней мере во времена Августина) не один, но многие латинские переводы 1704 ; то же самое можно вывести из некоторых мест Иеронима, именно из его предисловия к Евангелиям 1705 . Наконец в писаниях древних латинских отцов церкви можно с ясностью указать на действительное разнообразие переводов одних и тех же мест 1706 . От этих древнейших латинских переводов, которые обыкновенно называются versiones antehieronymianae, сохранились еще многие фрагменты у древних латинских отцов церкви и в codicibus graecolatinis 1707 . Текст этих переводов очень несовершен и поврежден; это от того, что с одной стороны переводчики не обладали потребными для своего дела знаниями, а с другой – самое множество переводов могло послужить поводом к искажениям текста в различных рукописях 1708 . Но, не говоря об этих повреждениях, общий характер древних латинских переводов состоит в крайней буквальности, которая особенно относительно гебраизмов отчасти превосходит даже подлинный текст 1709 , – свойство в полном смысле не классическое, которое само по себе может свидетельствовать, кажется, не столько о неитальянском происхождении переводов, сколько о их возникновении в среде, вполне чуждой высшего образования, а вместе с тем, хотя и посредственно, о их очень значительной древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

336 Что касается обозначения «скок» (и «полоска»), которые встречаются и в безлинейных партитурах, то это название (и этот термин) нуждаются еще в подробном выяснении. Не исключено, что слово «скок» (и «полоска) имеет отношение или к темпу, или к ритму. 337 При этом невольно вспоминаются любимые до сих пор невзыскательными регентами и певцами «Господи, помилуй» под названием «птичка» и еще в 1913 году слышанное мной на юге России «Отче наш» (соло сопрано) под названием «малиновка». 341 Н. Финдейзен: Очерки, IV, примечание 40 на стр. IX. Приводятся имена воспитанников Глуховской школы, принятых в придворный хор, а так же имена не принятых, но возвращенных с вознаграждением «в домы их». 347 И. Сахаров: Исследование о русском церковном песнопении. «Журнал Министерства народного просвящения». С.-Петербург, 1849, часть LXI, отдел II. Январь-март. (При повторном цитировании: Сахаров). Стр. 279–280. Примечание на стр. 279: Почаевский большой Ирмологион имел три издания, последнее было выпущено в 1794 году. 351 От немецкого Giesser – литейщик, т.е. мастер, который отливает шрифт для типографского набора. 352 Мы приводим здесь это послесловие, так как биографические данные об Иосифе Городецком позволяют судить о его многосторонней осведомленности и широком умственном горизонте, что приобретается посещение различных стран и наблюдением жизни и обычаев разных народов. 361 И. Вознесенский : Церковное пение Юго-Западной Руси по ирмологам XVII и XVIII веков. Выпуск III. Ирмолог Гавриила Головни 1752 г. и круг церковных песнопений по напеву Киево-Печерской Лавры, на 4 голоса, Л. Д. Малышкина. Москва, 1898 (издание П. Юргенсона). Стр. 3 и след. (При повторном цитировании: Вознесенский: Головня). 363 Т.е., очевидно, львовских изданий 1700, 1709 гг., единственных в то время печатных нотных ирмологов. 367 Родился 6 октября 1706 г. в Бурано, около Венеции, † 3 января 1784 г. в Внеции, где был капельмейстером Придворной капеллы. Первый иностранец, писавший хоры для православного богослужения. Н. Финдейзен: Очерки, том II, выпуск V. Москвап-Ленинград, 1928, стр. 124.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010