Итак, служение Иисуса Христа завершилось. Отец дал Ему учеников, которые приняли и уверовали во всё, что Он повелел им. Теперь Он покидает мир, оставляя в нём учеников, и поэтому просит Отца сохранить их. Но пребывание учеников в мире не пассивно. Они были избраны для определённой цели: «Чтобы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал» (15:16). Поэтому, несмотря на то что Иисус отделил их от мира, необходимо, чтобы они вернулись во враждебный им мир: «Как Ты послал меня в мир, – и Я послал их в мир». Сам Иисус Христос заверил о себе, что «Отец освятил Его и послал в мир» (10:36), для того чтобы «свидетельствовать об истине» (18:37). Следовательно, Его ученики, которые понесут истину в мир («слово Твое – истина» (17:17)), как и Он, должны быть «освящены»: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:19). «Освящение истиной», для которого необходима смерть Иисуса Христа, вряд ли можно понимать иначе чем дарование Св. Духа ученикам, Который в Прощальной беседе назван «Духом истины» 215 и Который откроет апостолам «всю истину». Молитва о Церкви Итак, для свидетельства и возвещения истины апостолы получат Св. Духа. Поэтому естественно, что последняя часть молитвы посвящена «верующим в Меня по слову их» (17:20). В Евангелии от Иоанна многократно указывается, что дела, совершённые Иисусом Христом, должны привести людей к принятию Ero божественного посланничества (11:42, 12:44, 17:3). В этом же состоит на значение апостольской проповеди: «Чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им» (17:22). Слава, о которой здесь говорится, – это привлечение людей к вере. Благодаря тому что апостолы поверили Иисусу, Он «прославлен в них» (17:10). Теперь эту славу – спасение людей для вечной жизни (17:3) – Иисус передал Своим ученикам. Как Сын на протяжении Своего служения явил Своё единство с Отцом, так и деятельность учеников должна стать откровением единства: «...чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были» (17:21). Сопричастность Богу для учеников невозможна, если между ними будет иметь место неприязнь или отчуждение. Они сами должны стать олицетворением единства. Поэтому Иисус молится, что бы учеников ничто не разделяло: «...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (15:22 – 23). Эта внутренняя общность – не закрытость для посторонних; напротив, она обращена к миру: «...Чтобы знал мир, что Ты меня послал и возлюбил их, как меня возлюбил» (17:23). Полнота общения апостолов с Богом 216 должна подвести людей к вере в божественное посланничество Иисуса Христа. А любовь между ними станет свидетельством исполнения заповелей (13:35).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

(17, 14–15) И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Ведь хотя он поверил, что Христос – это некто великий и могущественный, но еще не уверовал, что Он – Бог по природе. (17, 16) И пал ниц к ногам Его, благодаря Его. Ведь поскольку он очистился, то уже и приблизился. (17, 16–18) И это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Эти Он показал, что язычники признательнее иудеев. Ведь те тотчас предали забвению благодеяние, явившись неблагодарными и к Отцу, и к Сыну. (17, 19) И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Ведь и тех спасла вера их, но хотя десять были верующими, только он был признателен. (17, 20) Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие. Ввиду того, что Он часто учил, что приблизилось Царствие Божие, говоря это о Себе Самом, они теперь спрашивают, когда Он воцарится, насмехаясь над Ним, поскольку Он представлялся им незначительным и они еще не собирались Его убить. (17, 20) Отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом. Явно для людских глаз. (17, 21) И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Как это делают в отношении земных царей. (17, 21) Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царством Божиим Он называет Самого Себя, как Царя и Бога. Внутри же их Он был, поскольку обращался между ними. О Нем и Предтеча сказал им: «Стоит среди вас (Некто), Которого вы не знаете» 619 . [Успех Царства Божия полагается в нас, в нашем произволении, или путь Царства Божия, ведущий к нему, или труды, способствующие ему, или радость, которой будут иметь удостоившиеся его. Ведь и они и это все дается достойным в качестве залога того, что будет] 620 . (17, 22) Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите. Хотя фарисеи спросили Его насмешливо, однако Он ответил им с кротостью и с обычным беззлобием. Ученикам же Он, наконец, предсказывает, что хотя Его еще не убили, Он впредь не будет жительствовать с ними. Ведь именно это выражает то, что они пожелают видеть хотя бы один день Его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Иер.17:6 .  Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда при­дет доброе, и по­селит­ся в местах знойных в степи, на земле бес­плодной, необитаемой. «Вереск в пустыне» – растение, посаженное в степи, конечно, растет плохо, потому что не имеет орошения. Иер.17:9 .  Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Иер.17:10 .  Я, Го­с­по­дь, про­никаю сердце и испытываю внутрен­ности, чтобы воз­дать каждому по пути его и по плодам дел его. Пророк и здесь имеет в виду хитрые замыслы иудейских политиков, которые однако Господь ясно видит. Иер.17:11 .  Куропатка садит­ся на яйца, которых не несла; таков при­обрета­ю­щий богат­с­т­во неправдою: он оставит его на по­ловине дней сво­их, и глупцом останет­ся при конце своем. Здесь пророк говорит о куропатке, высиживающей чужие яйца, с точки зрения тогдашних представлений, которые могут и не сходиться с научными наблюдениями. Иер.17:12–18 . Противники пророка издеваются над ним, не видя пока исполнения его угроз, и пророк просит Бога прийти к нему на помощь и наказать его врагов, так как он был всегда верным исполнителем воли Иеговы. Иер.17:12 .  Престол славы, воз­вышен­ный от начала, есть место освяще­ния нашего. Пророк говорит здесь от лица лучшей части иудейского народа, которая с отвращением относится к языческим алтарям, преклоняясь только пред алтарем истинного Бога, стоящим в Иерусалимском храме. Иер.17:13 .  Ты, Го­с­по­ди, надежда Израилева; все, оставля­ю­щие Тебя, по­срамят­ся. «Отступа­ю­щие от Меня будут написаны на прахе, по­тому что оставили Го­с­по­да, источник воды живой». «Написаны на прахе». Как легко изглаживается написанное на песке, так быстро исчезает благополучие отступников от Иеговы. Иер.17:16 .  Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бед­с­т­вен­ного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст мо­их, открыто пред лицем Тво­им. Пророк вовсе не имел злобного чувства по отношению к своим согражданам. Ему тяжело было постоянно предсказывать им несчастия. Иер.17:19–27 . Пророк должен восстановить в сознании народа понятие о святости закона Моисеева, в частности проповедовать всем о необходимости соблюдать закон о субботнем покое. К этому присоединяется обетование благополучия чтущим субботу и угрозы ее нарушителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.17:12 .  И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали Лк.17:13 .  и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Лк.17:14 .  Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Лк.17:15 .  Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, Лк.17:16 .  и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Лк.17:17 .  Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Лк.17:18 .  как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? Лк.17:19 .  И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. При входе в одно селение Христа встретило десять прокаженных (см. Мф.8:2 ). Они стояли вдали, потому что закон запрещал им приближаться к здоровым людям, чтобы не заразить последних ( Лев.13:46 ), и громко говорили Христу, чтобы Он помиловал их. Ясно, что у них была некоторая вера в Христа, как Богопосланного пророка. Господь в ответ им повелевает идти и показаться священникам. Очевидно, Он этим самым давал им понять, что они сейчас исцелятся, что уже начался сам процесс исцеления и что они, как только дойдут до священников, окажутся совершенно здоровыми. Прокаженные поверили Господу и пошли, чтобы священники посмотрели на них и объявили их выздоровевшими ( Лев.14:3–4 ). Куда, к какому священнику пошел самарянин, не сказано, но, несомненно, к своему самарянскому. И вот на дороге оказалось, что все действительно освобождены от проказы. Это было великим чудом, и, конечно, все исцеленные должны бы были поскорее вернуться ко Христу, чтобы возблагодарить Его и через Него – Бога за полученное исцеление. Но только один из исцеленных скоро, по-видимому, и не дойдя до священника, вернулся, и это был самарянин. Христос, отметив неблагодарность исцеленных иудеев, обращается к иноплеменнику ( λλογενς, ср. Мф.10:5 ) с успокоительными словами, указывая ему, что, собственно спасло его. Этот факт евангелист Лука сообщает, очевидно, с той целью, чтобы показать, что язычники – самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению – оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов...», пользовавшихся тогда наибольшею популярностью и наиболее резко противополагавшихся христианству. В основе первой системы – эпикурейцев – лежал, как известно, самый грубый материализм и нигилизм; в основе второй – самозамкнутая гордость и самообольщение. Деян.17:19 .  И, взяв его, при­вели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое уче­ние, про­поведуемое тобою? «Взяв его, привели» – не насильственно, а очевидно, с согласия Павла, принявшего их приглашение. «Ареопаг» – место собрания и заседания Верховного Совета греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Это учреждение сохранило свое значение, хотя и не во всем, и после подчинения Греции Риму. Верховный Совет этот состоял из лучших и знаменитейших граждан. Место собрания – Марсов холм, примыкавший к большой площади ( Деян.17:17 ), было удобно тем, что Павла могло слышать все множество народа с прилегающей площади. Сюда и привели его – не для суда над ним, а из желания выслушать подробнее сущность его учения, ввиду его новизны, до которой афиняне были вообще очень большие охотники ( Деян.17:21 ). «И говорили, можем ли мы знать?». Тонкая ирония, сдобренная афинскою вежливостью, предполагающая ничтожество нового учения пред афинскою мудростью. Эта же ирония звучит и в дальнейшем выражении: «что-то странное ты влагаешь в уши наши». Деян.17:21 .  Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не про­водили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Пристрастие к новостям у афинян показывало их неустойчивость и отсутствие глубокой и серьезной потребности узнать истину. «Город их был город пустословов» (Златоуст). Деян.17:22 .  И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особен­но набожны. Речь Павла в Ареопаге к афинянам представляет высокий образец апостольской мудрости и красноречия и применения им всегдашнего своего правила – быть для язычников, как бы язычником, чтобы и язычников приобрести для Евангелия ( 1Кор.9:19–22 ). Осторожными, в высшей степени тонкими и сдержанными выражениями обходит он все, что могло раздражать языческую гордость этих представителей мировой мудрости, с замечательною находчивостью отыскав точку соприкосновения своего учения с этою мудростью в жертвеннике «неведомому Богу», давшую ему столь блестящее начало для блестящей речи, сила духа которой нашла достойнейшее и внешнее выражение, удовлетворявшее всем требованиям стройности светского слова. Постепенно, от более простого к более сложному, с неопровержимою последовательностью раскрывает он систему христианского учения, проповедуя: 1) о Боге едином, Творце мира и человечества ( Деян.17:22–26 ), 2) о цели и законах жизни людей ( Деян.17:27–29 ), делающих столь естественным и учение об искуплении и будущем суде ( Деян.17:30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

От престола, то есть от Бога, звучит: «Совершилось!», то есть «Конец!», гнев Божий с излиянием седьмой чаши достиг своей цели, и Вавилон великий (Рим) распался на три части. Острова убежали, утонули, и гор не стало. Излияние на землю семи чаш с гневом Божьим завершается хулением Бога из уст тех людей, которые остались глухи как к призывам любви Божьей, так и к гневу Божьему. Это те, кто затворили свои сердца для Бога. 5. Суд Божий над блудницей Вавилонской (17:1–19:10) А. Блудница Вавилонская и зверь (17:1–18) В главах 17 и 18 говорится о падении Вавилона. Глава 17 – одна из самых трудных в Откровении. Она служит введением к провозглашению суда над Вавилоном, то есть над Римом (гл. 18). Структура главы 17 такова. Сначала следует вступление к видению ( Откр.17:1 -З). Затем – само видение ( Откр.17 :З-б). Оно изображает жену по имени «Вавилон великий», которая сидит на некоем звере. Раз имя города Вавилон по-гречески женского рода, вполне уместно было бы и перевести как бы женским именем «Вавилония» – «великая Вавилония». Наконец, следует толкование видения ( Откр.17:7–18 ). Сначала подробно и загадочно толкуется, кто такой зверь, на котором сидит блудница, а потом кратко, в одном стихе, толкуется и образ самой блудницы Вавилонии. а) Вступление к видению ( Откр.17:1–3 ) 1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. 3 И повел меня в духе в пустыню. Появляется один из Ангелов с чашами, который будет открывать Иоанну видения и помогать в их истолковании. Новое видение должно произойти в пустыне, куда ведет Иоанна Ангел. Это происходит «в Духе», то есть Иоанн погружается в экстатический восторг, в котором он испытывает пространственное перемещение. Ангел ведет его в пустыню, чтобы показать ему «суд над великою блудницею». Следует обратить внимание, что в другом случае, когда тоже действует один из Ангелов с чашами, Иоанн возносится Ангелом на высокую гору, чтобы тот увидел небесный Иерусалим ( Откр.21:9–10 ). Уже разные места получения откровения указывают на антагонизм великой блудницы (Вавилона) на земле и невесты Агнца (Иерусалима) на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Глава 17 Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ). Илия – предтеча Мессии ( Мф.17:10–13 ). Исцеление бесноватого ( Мф.17:14–21 ). Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.17:22–23 ). Подаяние дидрахмы ( Мф.17:24–27 ). Мф.17:1 . По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, «По прошествии дней шести»: с того дня, в который была предыдущая беседа Господа. – «Петра, Иакова, Иоанна»: это были ближайшие и довереннейшие из близких и доверенных учеников Господа, которых одних Он делал иногда свидетелями особенных событий ( Мк.14:33 ). – «На гору высокую»: гора эта не называется у евангелистов по имени, но древнее предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов, при подошве и до средины покрыта прекрасною растительностью, великолепными дубами и фисташковыми деревьями. С вершины ее открываются прекрасные виды на Ливан и Антиливан, Кармил, Гевал и Гаризин, цепь Галаадских гор. Мф.17:2 . и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. «Преобразился пред ними»: в чем состояло сие преображение, показывается далее: 1) лицо Его просияло, как солнце, и 2) одежды Его сделались белы, как свет. Он явился в Своей небесной славе, от чего и лицо Его просияло, и одежды Его побелели; внутреннее величие и слава Его, как Сына Божия, явились и во внешнем Его виде и одеянии. Мф.17:3 . И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. «Явились им»: т.е. Иисусу Христу и трем ученикам. – «Моисей и Илия»: «Для чего же тут являются Моисей и Илия? На сие много можно представить причин. И во-первых, поскольку одни из народа почитали Иисуса Христа за Илию, другие за Иеремию, а некоторые за одного какого-либо из древних пророков, то и являются главные пророки, дабы видно было различие рабов от Господа... Сверх сего, поскольку иудеи часто обвиняли Его в преступлении закона и в богохульстве, будто бы Он восхищал славу Отца, Ему не принадлежащую ( Ин.9:16,10:33 ): то дабы показать, что и то и другое обвинение произошло из зависти и на Него не падает, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Существенная мысль послания к Ефесянам та, чтобы они поняли богатство достояния Божия, уготованного им чрез Иисуса Христа (1:17–18); почувствовали бы, что они не чужие Богу, а свои (2:11–19), как соединенные чрез главу Церкви – Христа во едино тело (3:34–19), почему и жить должны так, как прилично их призванию, сохраняя единство духа в союзе мира (4:1–3), подражая Богу, как чада Его возлюбленные, и живя в любви, подобной той, какою Христос возлюбил Церковь , предавши Себя за нее в жертву Богу (5:1–2), и облекшись во все доспехи своего духовного воинствования (6:11). Как бы некоторою живою связующею нитью этих великих, но общих мыслей служит нередкое указание Апостола на свои узы и скорби, в которых он увещевает видеть не уничижение его, а общую славу (3:13). Церковные чтения из послания к Ефесянам бывают в следующие дни: 1 гл.: 1–9 ст. в четверток 16 недели. 7–17 ст. в пяток 16 недели. 16–23 ст. в субботу 28 недели. 22–23 ст. и 12 гл. 1–3 ст. в понедельник 17 недели. 4–10 ст. в неделю 23. 11–13 ст. в субботу 29 недели. 14–22 ст. в неделю 24. 19–22 ст. и 3 гл. 1–7 ст. во вторник 17 недели. 8–21 ст. в среду 17 недели. 1–6 ст. в неделю 25. 7–13 ст. в неделю по Просвещении. 14–19 ст. в четверток 17 недели. 17–25 ст. в пяток 17 недели. 25–32 ст. в понедельник 18 недели. 1–8 ст. в субботу 30 недели. 9–19 ст. в неделю 26. 20–26 ст. во вторник 18 недели. 25–33 ст. в среду 18 недели. 1–9 ст. в четверток 18 недели. 10–17 ст. в неделю 27. 18–24 ст. в пяток 18 недели. Послание к Ефесянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 353 . 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. 4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви 354 , 5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В следующих местах нового завета говорится о явлении во славе Господа Иисуса Христа: Мф.24:30 ; Мф.25:31 ; Лк.17:24 ; Лк.17:30 ; Деян.1:11 ; 1Пет.1:7 ; 1Пет.1:13 ; 1Пет.4:13–18 ; 1Пет.5:4 ; 1Kop.1:7; 1Кор.4:5 ; 2Кор.5:10 ; 2Сол.1:6–10 ; 1Тим.6:14 ; 2Тим.4:1 ; 2Тим.4:8 ; Тит.2:13 ; Евр.10:37 . День явления Господа называется днем гнева, днем суда Божия, днем Господа: см. Мф.7:22 ; Мф.10:15 ; Мф.11:22 ; Мф.11:24 ; Мк.6:11 ; Лк.21:34 ; Деян.17:31 ; 1Ин.4:17 ; Рим.2:5 ; Рим.2:16 ; 1Кор.1:8 ; 2Кор.1:14 ; Флп.2:16 ; 1Сол.5:2 ; 1Сол.5:4 ; 2Тим.1:12 ; 2Тим.1:18 ; 2Тим.4: 8 ; тогда будет воскресение мертвых: Лк.14:14 ; Ин.11:24 ; Деян.24:15 . Остановим наше внимание на некоторых из этих мест. В евангелии от Луки читаем слова Самого Господа: «ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой... И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческаго: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в тот день в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» ( Лк.17:24 ; Лк.17:26–30 ). Здесь бесспорно, речь идет о втором пришествии Господа, о дне суда и возмездия. И, предполагаю, что адвентисты не посмеют отвергнуть этого. Между тем, по адвентистскому учению до общего суда и явления Господа будут 1000 летнее царство праведных, и истребление на 1000 летний период времени грешных, после чего грешники будут еще жить, воюя против святого града. А в речи Господа сказано, что жизнь на земле будет идти обыкновенным порядком, как во дни Ноя и Лота до того дня, когда придет возмездие в день явления Господа. Спросят: быть может, у Луки 17, 30 ( Лк.17:30 ) разумеется открытие 1000 летнего царства, когда «один возьмется» – для этого царства, – а «другой оставится» для истребления огнем и серой (ср. Лк.17:34 )?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Во Втор 12. 2-28 звучат требования отказаться от каких бы то ни было языческих культов, уничтожить жертвенники идолам (ср.: Втор 7. 5) и установить единое централизованное богослужение (Втор 12. 2-7) в месте, «какое изберет Господь, Бог ваш» (Втор 12. 5, 11, 14, 18, 21, 26). За этим следуют 3 положения о применении закона (Втор 12. 8-12, 13 - 19. 20-28), в к-рых оговариваются особые условия богослужения. Основной темой 2-й группы заповедей (Втор 12. 29 - 17. 13) является прославление власти Бога над израильским народом; во Втор 12. 30-31 подчеркивается необходимость сохранения религ. обособления Израиля перед лицом опасности окружающих его идолопоклонников (Втор 12. 30-31), говорится о судебном преследовании и предании смерти израильтян, отступивших от истинной веры (Втор 13. 2-18; 16. 21 - 17. 7), о дозволенной и недозволенной пище (Втор 14. 3-21), о богослужебных налогах и праздниках (Субботний год, принесение в жертву первенцев от скота - Втор 14. 22-29; 15. 19-23) и об ограничениях на рабство за долги (Втор 15. 1-18). Большая часть гл. 16 посвящена празднованию Пасхи , седмиц и кущей на месте, к-рое укажет Господь. Согласно Втор 16. 18 (ср.: 1. 9-17), судьи избираются самими израильтянами на местах. Спорные случаи должны рассматриваться в центральном суде, в «месте, которое изберет Господь, Бог твой...» (Втор 17. 9-13). В 3-й группе заповедей (Втор 17. 14 - 18. 22) подтверждаются и ограничиваются привилегии израильтян, избранных Богом и людьми на ответственные служения в общине Израиля. Втор 17. 14-20 посвящено обязанностям царя, к-рый должен происходить только из среды евреев. Его действия также ограничиваются законом: он не должен умножать «себе жен, дабы не развратилось сердце его» (Ст. 17). Когда он сядет «на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии» (Втор 17. 18-19).

http://pravenc.ru/text/160983.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010