Еккл. 4 :3. А счастливее тех и других 104 тот, кто еще не существовал, кто не видел никакого 105 худого дела, совершаемого под солнцем. Еккл. 4 :4. И увидел я, что всякий труд и всякий успех в деле (возбуждают) 106 у людей зависть друг к другу. И это-суета и волнение духа! Еккл. 4 :5. Безумный сложил свои руки и поедал плоть свою 107 . Еккл. 4 :6. Лучше горсть, наполненная с покоем, нежели две горсти, наполненныя 108 с трудом и безпокойством духа 109 . Еккл. 4 :7. И еще 110 увидел я суету под солнцем: Еккл. 4 :8. Живет одинокий, и нет у него никого другого: ни сына, ни брата нет у него, а нет конца всему труду его и глаз его не насыщается богатством 111 . „Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага“ 112 ? И это-суета и худое попечение! Еккл. 4 :9. Двоим лучше, чем одному, ибо им есть хорошая награда в труде их: Еккл. 4 :10. Ибо если упадет 113 один из них 114 , то другой 115 поднимет сообщника своего 116 , но горе тому одному, когда он упадет, и не будет другого, чтобы поднять его! Еккл. 4 :11. Если двое лягут спать, им тепло будет, а один как согреется? Еккл. 4 :12. И если кто либо будет преодолевать, то двое устоят против него, и веревка переплетенная не скоро порвется 117 . Еккл. 4 :13. Юноша бедный и мудрый лучше старого и безумного царя, который не умеет более внимать (советам) 118 , Еккл. 4 :14. Ибо из дома заключения он 119 выйдет, чтобы царствовать, хотя и родился 120 бедным в своем царстве. Еккл. 4 :15. Видел я всех людей 121 , которые ходят под солнцем, со вторым юношей, который займет место его 122 : Еккл. 4 :16. Нет конца всему народу, всем, которые были пред лицем их 123 , но потомки не возвеселятся из-за него 124 , ибо и это-суета и волнение духа 125 . Еккл. 4 :17. Наблюдай. за ногою твоею, когда идешь в дом Божий и приближаешься 126 к слушанию 127 : твоя жертва (да будет) лучше даров безумных, ибо они не знают, что поступают худо 128 . Глава 5 Еккл. 5 :1. Не спеши устами своими и сердце твое да не ускоряет произнести слово пред лицем Божиим, ибо Бог высоко на небе, а ты-низко 129 на земле. Посему слов твоих да будет мало 130 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Здесь обращает на себя внимание, что Святая Земля, называется «землею Ханаанской». Почему? Есть древнее предание, что когда потомственные хананеяне услышали, какими чудесами и казнями Бог спасает еврейский народ, они не стали дожидаться их вхождения в Землю Обетованную, а быстро собрались сами и вернулись на свою историческую родину в Африку (Карфаген). Некоторые из них остались, но это было незначительное количество. За их смирение Бог вдохновил Моисея написать про «землю Ханаанскую». Богу угодно, чтобы каждый знал назначенные для его народа «пределы обитания». Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» ( Деян.17:26 ). И далее мы читаем: Исх.13:13 . «А всякого из ослов, разверзающего [утробу], заменяй агнцем; а если не заменишь, выкупи его; и каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай». Так как всякий выкуп человеческого первенца символизировал собою Жертву Мессии, то Бог счел невозможным, чтобы прообразом Христа стал осел 128 . Вот и было дано повеление: «Всякого из ослов… заменяй агнцем». «Это также означают слова самого Закона, который говорит: «Всякого из ослов, разверзающего (утробу), заменяй агнцем», ибо нечистых животных Закон отстранил от жертвоприношений и вместо них, в свой черед, повелел приносить чистых. Стало быть, порождение ослицы, то есть животное нечистое, он приказывает заменять овцой, которая чиста и пригодна для жертвоприношения» 129 . Мы видим, что от жертвенного рождается жертвенное. Так и мы, если наследуем происхождение от плотских родителей, их нравы, характер и наклонности, но нисколько не стремимся измениться в меру Христову по новому духовному сродству, то терпим немало бед. В некотором духовном смысле мы должны и сродство поменять. Священное Писание гласит: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более…» ( Мк.10:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Здесь, очевидно, предсказывается нашествие царей Сирийского и Израильского во времена Ахаза ( 2Пар 28:5–8 , 123 17–18 124 ), а может быть и нашествие Сеннахирима в четырнадцатый год Езекии ( 4Цар 18:13 125 ). Третью пророческую речь  произнесенную во дни Озии, составляет так называемая песнь Возлюбленному о винограднике его («Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его»; ( Пс 44:1–3 ; 126 79:9–12 127 )), изложенная в пятой главе. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, хозяин крепко огородил его; насадил в нем отборные лозы; снабдил всем потребным и ждал добрых гроздов или крупных виноградных кистей; а виноградник уродил дикие ягоды и даже терние. Как поступить с таким неблагодарным виноградником? Отнять ограду, предать на разграбление и попрание; даже дождевому облаку не дозволить орошать его; – вот справедливое возмездие. Так хозяин и поступит со своим виноградником (5:1–6 128 ). Затем пророк сам поясняет свою песнь или аллегорию. Виноградник означает дом Израилев или ветхозаветную Церковь ; а царство Иудино – отборную или лучшую ее часть, вновь как будто устроенную и особенно любимую и оберегаемую или охраняемую; и в ней-то расплодились вопиющие беззакония и неправда (5:7 129 ), ненасытное корыстолюбие (5:8–10 130 ), беспросыпное пьянство с нераскаянностью или упорством во зле (5:11–18 131 ), кощунством над угрозами и обличениями пророков (5:19 132 ), извращением понятий о добре и зле, самомнением и неправосудием (5:20–23 133 ). За это гнев Господа Саваофа истребит их: Господь даст знак народу отдаленному (Ассириянам), который прибежит как лев, схватит предоставленную ему добычу и не будет отъемлющего или защищающего (5:24–30 134 ). Вторая часть Вторую часть книги Исаии составляет видение Сына Божия на высоком и превознесенном престоле, бывшее в год смерти царя Озии или в первый год царствования Иоафама, изложенное в шестой главе. «Как он видел – я не знаю, говорит святой Иоанн Златоуст . О том, что видел, Исаия сказал. А как видел, – о том умолчал. Я принимаю сказанное; не любопытствую знать умолчанное; постигаю открытое, но не исследую сокрытого; ибо для того оно и сокрыто» (Беседа 6 на Исаию 6:1). Что действительно Сын Божий явился здесь Исаии, – это видно из свидетельства Иоанна Богослова, который в обличение неверия иудеев, указав на десятый стих шестой главы книги Исаии, заметил: сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем ( Ин 12:39–41 135 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

И увещая других, говорит: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские… не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно… покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно (Песн. 2:3, 7, 14). Таков же и Моисей, восклицающий: яви мне Твой вид, да разумно вижду Тя (ср. Исх. 33:18), которого любит душа моя; искала я его и не нашла его (Песн. 3:2), яко уязвлена любовию аз (Песн. 3:2), ибо крепка, как смерть, любовь. Большие воды не могут потушить любви (Песн. 8:6-7). Такова же и душа Петра, говорящая: Господи! куда Ты идешь? (Ин. 13:36) и: Господи! к кому нам идти? (Ин. 6:68), которому Господь в третий раз сказал: Петр, любишь ли ты Меня? Он же: Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21:17). И вновь Господь говорит Своим ученикам: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Ему же слава во веки. Аминь.    Яркое свидетельство о глубоких корнях православного исихазма еще задолго до так называемых «паламитских споров» XIV века. Здесь ясно говорится и об Иисусовой молитве, и о том, что она совершается в глубине сердца, и о надежде узреть умными очами Фаворский Свет нетварных Божественных энергий, то есть перечисляются главные положения исихастского учения.    Очевидно, речь идет об исихастской практике принуждения своих мыслей к сосредоточенной молитве и к тому, чтобы не рассеиваться помыслами во время нее.    То есть в уме. Слово 129. Об усыновлении    Слава благости Твоей, Владыка человеколюбивый, нищелюбивый, любвеобильный, душелюбивый, благолюбивый, непамятозлобливый Господи, который опорочивших некогда в раю заповедь Твою и омертвевших по причине греха через собственную волю нашу не только освободил, но и Своими чадами назвал, каковые до сих пор неосмотрительно по отношению к заповедям Твоим живем, чтобы на нас исполнилось [сказанное]: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). Кто может изъяснить бездну милосердия Твоего, Долготерпеливый и Попечитель о душах наших, Боже Вседержитель и Господи милости Твоей? Ибо сказал Ты через пророка Осию: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Ибо Сам Господь сказал о нем: днесь спасение дому сему ( Лк.19:9 ). Будь подражателем ему и ты, если не мог еще до сего дня ничего сделать в защиту себе, и тогда много утешен будешь и ты на суде Христовом, и возвеселишься Его правдою. Ибо у Господа милость, – как говорит Давид, – и многое у Него избавление ( Пс.129:6 ): Он избавит тебя от всех беззаконий твоих. Господи! отверзи уста мои, и язык мой восхвалит правду Твою ( Пс.50:17 ). О, не отвергающий и самых великих грешников от Твоего великого милосердия! Уверяясь Твоим словом: всякий, кто призовет имя Твое, спасется, – буду я отныне призывать Тебя, Бога Спасителя моего, и буду совершенно верить, что Ты спасешь и помилуешь меня; ибо Ты Сам не хочешь того, чтобы я погиб; Тебе желательно спасти меня. Итак, я не умру, но жив буду; не погибну, но спасуся! Отчужден я был от жизни Божией по причине моего неразумия и бесчувственного сердца, но блажен, кто вразумляется словом Господним, кто сердечно верит словам Его, исполняется Духом Божиим – Духом премудрости, Духом разума, Духом страха Божия. В того вселяется упование жизни вечной, и он говорит, как и пророк Божий: верую видети благая Господня на земле живых ( Пс.26:13 ). Желаю я, Господи, спастись; желаю прийти в познание Твоей истины, в познание того, что Ты благ; но – что сотворю, да наследую жизнь вечную? О, Господи мой, Господи! Ты истину непреложную возвестил нам: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ); даже и помыслить богоугодного никто не может сам собою. Истинно Твое слово, что мысли наши от мыслей Твоих так далеки, как небо от земли; и потому во мне, без помощи Твоей благодати, нет и не может быть ничего доброго. Только тот, кто живет по слову Твоему, которое есть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), производит плод духовный, еже есть: любовь, радость, мир ( Гал.5:22 ); плод, достойный вечной жизни. Но аз сый древо неплодное, – как учит меня песнь церковная, – и умиления плода отнюдь не ношу; умиление же есть плод сердца сокрушенного и смиренного. Я воли Твоей не творю, и николиже сотворих благое пред Тобою; и оттого сердце мое остается доныне бесчувственно, как камень.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Иер. 5 :11. Ибо дом Израилев и дом Иудин поступили со Мною вероломно, говорит Господь. Иер. 5 :12. Солгали Господу своему и сказали: этого не будет 126 , и на нас не придут бедствия: ни меча, ни голода не увидим. Иер. 5 :13. Пророки наши были ветром и слова Господня не было в них, так будет с ними. Иер. 5 :14. Посему так говорит Господь сил: за то, что вы говорите такия речи, вот Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а народ этот деревьями, и он пожрет их. Иер. 5 :15. Вот Я наведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный 127 , народ древний 128 , языка коего ты не знаешь 129 (не поймешь, что он говорит) 130 . Иер. 5 :16. Колчан 131 его, как открытый гроб. Все они — сильные, и поедят жатву вашу Иер. 5 :17. И хлебы ваши, и съедят сыновей ваших, и поедят овец ваших и тельцов ваших, и поедят виноград ваш, и смоквы ваши, и маслины ваши, и разрушат мечем города ваши укрепленные, на которые вы надеетесь. Иер. 5 :18. Однако в те дни, говорит Господь, не истреблю вас совершенно. Иер. 5 :19. И если скажете: за что Господь Бог наш делает с нами все это, то отвечай им: так как вы оставили Меня и служили богам чужим в земле вашей, то так же послужите богам 132 чужим в земле не вашей. Иер. 5 :20. Возвестите это дому Иакова и да будет услышано в доме 133 Иудином (говоря) 134 . Иер. 5 :21. Выслушай это, народ глупый и неразумный 135 ; у которого есть глаза, а не видят, есть уши, а не слышат 136 . Иер. 5 :22. Меня-ли не убоитесь, говорит Господь? или Лица Моего не устыдитесь? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого оно не перейдет; взволнуется, но не пересилит, зашумят волны его, но не переступят его. Иер. 5 :23. А у народа сего сердце непослушное и непокорное: они уклонились и отошли. Иер. 5 :24. И не сказали в сердце своем: будем бояться Господа Бога нашего, дающого нам дождь ранний и поздний, сообразно времени совершения жатвы! 137 , сохраняющого все 138 нам 139 . Иер. 5 :25. Беззакония наши отвратили это и грехи наши удалили это доброе от нас.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иов. 7 :12. Ужели я – море или драконъ 119 , что Ты устроилъ надо мною стражу? Иов. 7 :13. Я говорил: „утешит меня постель моя, произнесу себе самому слово наедине на ложе моемъ“. Иов. 7 :14. (Но) Ты устрашаешь меня снами и видениями ужасаешь меня, Иов. 7 :15. Освобождаешь от дыхания моего 120 душу мою и от смерти 121 кости мои 122 . Иов. 7 :16. Не вечно же я буду жить и долготерпеть. Отступи отъ меня, ибо тщетна жизнь моя! Иов. 7 :17. Что такое человек, что Ты возвеличил его? и зачем обращаешь внимание на него? Иов. 7 :18. И посещаешь его каждое утро и в покое 123 судишь его? Иов. 7 :19. Доколе Ты не оставишь меня, и не отпустишь меня, пока я не проглочу слюны моей в болезни 124 ? Иов. 7 :20. Если я согрешил, что могу сделать Тебе, знающему человеческий ум? Зачем Ты поставил меня противником Своим, и стал бременем для Тебя? Иов. 7 :21. Зачем не предал забвению беззакония моего и не очистилъ греха моего 125 ? Ныне же я отойду в землю и поутру уже не будет меня 126 . Глава 8 Иов. 8 :1. И отвечал Валдад Савхейский, и сказал: доколе ты будешь это говорить? Иов. 8 :2. Многоречивый духъ 127 въ устах твоих. Иов. 8 :3. Ужели Судия – Господь обидитъ 128 ? или Создатель всего превратит правду? Иов. 8 :4. Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он простер руку на 129 беззакония их. Иов. 8 :5. А ты съ утра 130 молись Господу Вседержителю. Иов. 8 :6. Если ты чист и прав, то Он молитву твою услышит и снова устроит тебе праведную жизнь. Иов. 8 :7. И если прежде у тебя было мало, то впоследствии у тебя будет без числа. Иов. 8 :8. Ибо спроси перваго рода, поищи у рода отцовъ 131 . Иов. 8 :9. А мы – вчерашние и не знаем, ибо наша жизнь на земле – тень. Иов. 8 :10. Не они-ли научат тебя, и скажут тебе, и от сердца произнесут слова? Иов. 8 :11. Поднимется-ли тростникъ 132 безъ воды, или растет камыш без влаги? Иов. 8 :12. Еще будучи на корню 133 , он не пожинается ли? без орошения всякое растение не высыхает-ли? Иов. 8 :13. Таковъ будет конец всех забывающих Господа, ибо надежда нечестиваго погибнет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ис. 8 :4. Ибо прежде нежели (сие) дитя научится называть отца и мать, богатство Дамаска и добычи Самарии (взявши) понесут 118 пред царем Ассирийским. Ис. 8 :5. И продолжал еще Господь говорить ко мне и сказал: Ис. 8 :6. Так как этот народ не пожелал воды Силоама, текущей тихо, но пожелал иметь Рассона 119 а сына Ромелиева царем над вами, Ис. 8 :7. Посему вот Господь наведет на вас сильную и большую воду реки — царя Ассирийского со славой его, и войдет во всякую дебрь вашу и окружит все стены ваши. Ис. 8 :8. И отымет от Иудеи человека, который мог бы поднять голову или могущого что-либо совершить 120 , и войско его наполнит пространство земли твоей, с нами Бог! Ис. 8 :9. Разумейте народы и покаряйтесь, услышьте до последнего предела земли, крепкие покаряйтесь! Если снова укрепитесь, то снова будете покорены. Ис. 8 :10. И если замыслите совет, разорит Господь; и какое ни сказали бы вы слово, оно не исподнится у вас, ибо с нами Бог. Ис. 8 :11. Так говорит Господь: крепкой руке не покаряются, хождением по пути народа сего 121 , говорящие: Ис. 8 :12. Пусть никогда не говорять (нам) жестокое 122 . Ибо все, что ни говорит народ сей, — жестоко, но страха его не бойтесь и не смущайтесь. Ис. 8 :13. Господа сил — Его свято чтите, и Он для тебя — страх 123 . Ис. 8 :14. И если будешь на Него надеяться, Он будет тебе во освящение, и не преткнешься, как о камень преткновения, или об упавшую скалу 124 ; домы же Иаковлевы — в сети, и живущие в Иерусалиме — в западне. Ис. 8 :15. Посему многие между ними изнемогут и падут, и сокрушатся, и приблизятся 125 , и люди, находящиеся в укреплении, пойманы будут. Ис. 8 :16. Тогда явны будут запечатывающие закон, чтобы не учиться 126 . Ис. 8 :17. И скажет 127 : пожду Бога, отвращающого лице Свое от дома Иаковлева, и буду надеяться на Него. Ис. 8 :18. Вот я и дети, которых дал мне Бог 128 . И будут знамения 129 и чудеса в доме Израиля от Господа Саваофа, живущого на горе Сионе. Ис. 8 :19. И если скажут вам: поищите чревовещателей и из земли прорицающих 130 , пустословящих, которые говорят от своего чрева 131 , то не должен ли народ искать своего Бога? О чем спрашивают мертвых о живых?

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, мы видим, что культ «воинства небесного» после его насаждения Ахазом в конце века до Рождества Христова так никогда и не был полностью искоренён. Он просуществовал в Иудее до самого разрушения Иерусалима и даже пережил падение Южного Царства. Из книги пророка Иеремии мы знаем, что те иудеи, вместе с которыми он переселился в Египет, были как раз служителями этого культа. И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жёны их кадят иным богам, и все жёны, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать всё то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели ( Иер.44:15–17 ). Под богиней (или царицей) неба скорее всего подразумевается богиня неба Анат 128 , возможно, также имеется в виду богиня луны 129 , но точно нам это не известно. Важно то, что речь идёт именно о том культе поклонения небесным светилам, который переселенцы вынесли из разорённой Иудеи. Несмотря на всю свою распространённость среди иудейского народа, культ «воинства небесного» вскоре исчез естественным образом. Это ассиро-вавилонская религия погибла вместе со своими родными государствами после того, как персы завоевали Месопотамию в середине VI века до Рождества Христова. И хотя идея поклонения звёздам в несколько изменённом виде осталась, тот культ, о котором говорится в Библии, перестал существовать. В заключение этого краткого очерка по истории культа «воинства небесного» в Иудее необходимо ответить на один важный вопрос. Почему же, несмотря на огромные усилия великих пророков и царей, которые были верными рабами Божиими, этот нечестивый культ так и не был побеждён? Неужели это значит, что Бог не в силах помочь Своим верным последователям? Конечно же, это не так. Дело в том, что Господь при сотворении дал человеку ничем не ограниченную свободу выбора между добром и злом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно гневаться и против самого гнева за то, что он возгорелся в нас на брата, и, разгневавшись за это, мы не предоставляем ему вредного укрытия в сокровенности нашего сердца . Так гневаться учит нас и пророк, который до того выгнал его из своих чувств, что не хотел мстить даже и врагам своим и, когда они были переданы ему Богом, говорил: гневаясь, не согрешайте (Пс 4, 5). Когда он захотел воды из колодца Вифлеемского и получил ее от мужей храбрых, 129//которые, подвергаясь опасности, пронесли ее через отряды врагов, то, рассердясь на это, тотчас вылил на землю, и, таким образом гневом подавив страсть вожделения, принес ее в жертву Господу, и не исполнил желания своего, говоря: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (2 Цар 23, 17). Или, когда Семей бросал в царя Давида камни, вслух перед всеми его поносил, и Авесса, сын Саруин, начальник воинов, за обиду царя хотел отомстить снятием с Семея головы, то блаженный Давид, благочестиво негодуя на жестокое предложение его, непоколебимой кротостью сохранил смирение и силу терпения, говоря: что мне и вам, сыны Саруины? (оставьте его), пусть он злословит; ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?… вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет, души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие (2 Цар 16, 9–12). глава 8 Гневаться надо на самих себя Итак, повелевается нам гневаться с пользою на самих себя или на приходящие дурные помыслы и не грешить, т. е. не приводить их во вредное действие. Этот смысл лучше поясняется следующим стихом: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь (в славянском —  умилитесь) (Пс 4, 5), т. е. что вы думаете в сердцах ваших при внезапном нападении дурных помыслов, то, удаляя размышлением всякое смятение и смущение гнева, находясь как бы на ложе покоя, исправляйте и заглаживайте спасительным сокрушением. И блаженный апостол, воспользовавшись свидетельством этого стиха и сказав: гневаясь, не согрешайте, — прибавил: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места диаволу (Еф 4, 26, 27). Если в гневе нашем вредно

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010