выше) 23 . Но начала их различаются. Царство Божие открывается с того «начала, когда сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ), когда все чрез Него произошло ( Ин.1:3 , – Кол.1:16–17 др.), и притом «вся добра зело» ( Быт.1:31 ), – и в частности, когда Бог создал высшего члена этого царства – человека, вдунув в него «дыхание жизни и дав ему «образ Божий» ( Быт.1:27 , – 2:7). Царство Христово начинается в средине истории земной, когда «Слово плотью стало» ( Ин.1:14 ), ибо «когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего рождаемаго от Жены» ( Гал.4:4 ср. Мф.2:2 Лк.1:33 ). Основанием для такого определения Царства Христова может служить евангельский рассказ Мк.9:38–41 и пар. Лк.9:49–50 . «Сказал Ему (Христу) Иоанн: Учитель! мы видели одного (человека), именем Твоим изгоняющего бесов, который не следует с нами, и воспрещали (κωλομεν – старались воспретить, др. чт. κωλσαμεν – воспретили) ему, потому что он не следовал с нами (Лк. не следует). Но Иисус сказал ему: не воспрещайте (вообще, никому, по разночт. ему – этому человеку), ибо кто не против нас тот за нас (др. чт. вас, – у Мк. прибавлено: ибо никто, кто сотворил чудо, буквально: силу, – проявить чудотворную силу, силу Божию, Христову) именем Моим (т. е. при вере в Меня), уже не будет в состоянии (букв: и не возможет) скоро (т. е. легко, в то же время) злословить Меня». Рассказ стоит в связи с вопросом учеников: кто из них больший? (Лк. ст. 46 ср. парал. Мф.18:1 ) и указанием Господа на дитя и словами Его: кто примет Меня (Царство Христово), примет Пославшего Меня (Царство Божие), – и у Мк. кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы (ученики, последователи), истинно говорю вам, что не потеряет награды своей (речь, очевидно, о верующих во Христа, но не следующих за Ним с учениками Его). И далее речь о Царстве Божием (ст. 47), а в параллели у Мф. но только о Царстве Небесном (18:4), но и о Церкви (ст. 15–18) и о собрании двух или трех во имя Христово и об исполнении Отцем Небесным их согласных прошений на земле о всяком деле (ст. 19–20)._Таким образом, здесь предполагается: а) вера во Христа, ибо чудотворение именем Христа требует веры и от совершающего и от приемлющего чудо ( Мф.9:2 , – 17:20, – 21:21 др. Деян.3:16 , – 16, – 14:9, – 1Кор.13:2 ) и невозможно при неверии или маловерии ( Мф.13:58 , – 17:17 – 20, – 14:31 Мф.9:24 др. ср. Деян.19:14 сл.), – б) обладанию божественно-чудотворною силою пли благодатью и в) видимая непринадлежность к избранным и представлявшим собрание (внешнее пока, «ибо не был еще Дух, потому что Иисус еще не был прославлен» Ин.7:39 , т. е. не было еще земной Церкви) Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1) из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, – Бог ничем не ограничен и вездесущ: «может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 ; Пс.138:7–12 ); б) всякое тело может подлежать переменам, но – «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ); в) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть «Царь веков нетленный» ( 1Тим.1:17 ); 2) из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, как то: а) самосознание и личность: «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня» ( Втор.32:39 , ср. Исх.20:2–3 ); б) разум: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим.11:33–34 ); в) свободная воля: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ), и вообще «совершает все по изволению воли Своей» ( Еф.1:11 ); г) постоянная жизнь и непрестающая деятельность: «живу Я, сказал Господь:» ( Иер.22:24 ), «живу Я вовек!» ( Втор.32:40 ); «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ), – соответственно сему истинный Бог называется «Богом живым», в отличие от всех богов ложных ( 1Фес.1:9 ; 1Тим.6:17 ); 3) наконец, из тех мест, где Бог прямо называется Духом. Их только два, но оба равно ясны и определенны. Первое находится в беседе Спасителя с женой-самарянкой: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:20–24 ), и следовательно, Господь употребил слово «дух» в значении Существа, не привязанного ни к какому месту, Существа невещественного, вездесущего, разумно-нравственного. Другое место читаем в Послании ап. Павла к Коринфянам: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ), где, очевидно, название «дух» употреблено также в самом строгом, подлинном, а не переносном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Об основании Христовой Церкви в Фессалониках повествуется в 17 главе кн. Деяний. Церковь эта основана святым Апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Огласивши евангельской проповедью Филиппы, Апостол Павел, вместе со своими спутниками Силою и Тимофеем, прошел через Амфиполь и Аполлонию и прибыл в Фессалоники. Впрочем, Тимофей, вероятно, некоторое время оставался еще в Филиппах для утверждения новообращенных христиан, и присоединился к Апостолу Павлу несколько позже в Верии. По своему обыкновению, Апостол Павел начал свою проповедь в синагоге. Исходя из ветхозаветных пророческих писаний, он начертал перед слушателями образ Мессии, Которому " надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых " (Деян. 17:3 [ 2 ]). Проповедь его имела большой успех, так как по словам Дееписателя, " уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало " (17:4). Но, конечно, Апостол проповедывал не только в синагоге, а и повсюду на улицах и площадях, что видно из послания к Фессалоникийцам, где он припоминает свой труд проповеди у них (1 Фес. 2:9-12 [ 3 ]). Однако, были и неуверовавшие, которые возбудили возмущение в народе против Павла и Силы. Можно предполагать, что большинство уверовавших были именно прозелиты, а из природных Иудеев уверовали лишь немногие. Остальные же раздражались на Апостолов за успех их проповеди и возбудили против них негодных людей среди языческой толпы, которые, " приступив к дому Иасона (которого святой Павел называет своим родственником — см. Рим. 16:21 [ 4 ]), домогались вывесть их (то-есть Павла и Силу) к народу. He нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений Кесаря, почитая другого царем, Иисуса " (Деян. 17:5-7). Обычный способ борьбы иудеев с про поведниками Христова учения! Клевета эта сначала смутила и градоначальников, но потом они, взглянув на приведенных и, " получив удостоверение (о личности их) от Иасона и прочих " , поняли клевету и отпустили их (Деян. 17:9). Несмотря на благоприятный исход дела, братия сочли за лучшее отправить Павла и Силу в Верию — маленький городок на юг от Фессалоник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Читается в 28-ю неделю по Пятидесятнице и в неделю Праотец. В притче о званных на вечерю или ужин Господь указывает евреям, что Он сначала призывал их в Свое царство, т. е. в Свою церковь на земле и к райскому блаженству на небе ( Лк.4:43 ) – но те, вследствие своего неправильного представления о Его царстве, отказались вступить в царство Христово; и тогда Господь призвал в него язычников. Лк.14:16 . Он же речé емý: человек некий сотвори вéчерю вéлию, и звá мнóги: (Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,) Здесь под человеком некиим (одним) разумеется Бог Отец, Творец всего и Господь славы; под вечерею или ужином – царство Мессии или Церковь Христова, как на земле со времени ее основания, – с пришествием Христа Спасителя, Сына Божия для спасения погибшего рода человеческого, так и на небе, со времени второго пришествия Христова для всемирного суда ( Мф.4:17, 22:1, 14 ). Царство Христово уподобляется вечери-пиршеству, потому что на земле оно приготовляет к блаженству, на небе дарует блаженство. Зва многи (звал многих) – сначала собственно евреев, которые были избранным от Бога народом для сохранения истинной Его веры. Звал их чрез данный им закон, чрез посылаемых к ним пророков, чрез Свои Божественные откровения им и чрез различные многообразные Свои действия в истории сего народа. Здесь разумеется ветхозаветное время, – до пришествия Господа на землю. Лк.14:17 . и послá рабá своегó в гóд вéчери рещи звáнным: грядите, яко ужé готóва сýть вся. (и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.) В год вечери (когда наступило время ужина), т. е. время царства Христова с Его пришествием на землю ( Мф.4:17 ). Посла раба своего. Здесь под рабом разумеется Господь Иисус Христос, Который, как Мессия, в ветхозаветных пророчествах изображался иногда под образом раба Иеговы ( Ис.52:13, 53:2 ) и Который, будучи Богом, в Своем воплощении принял знак раба ( Флп.2:4 ), чтобы послужить искуплению рода человеческого. Господь призывал в Свое Царство из евреев прежде всего их представителей и духовных руководителей, говоря им: приблизилось царство небесное, т. е. ожидаемое вами Царство Мое, царство Мессии ( Мф.4:17 ), подобно как говорится в притче: идите, ибо уже все готово – готово чрез Иисуса Христа-Искупителя отпущение грехов, общение Духа Св., благодать усыновления, блаженство в царстве небесном (Кирилл Александр.) Идите, т. е. веруйте в Сына Божия, пришедшего спасти человеков кровию Своею, возлюбите Его всем сердцем вашим, последуйте Его учению и примеру, соблюдите Его заповеди и не уклоняйтесь от указанного и устроенного Им пути к царствию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

а) «к совершению святых», т. е. к руководству и совершенствованию верующих. б) «на дело служения», т. е. к совершению различных благодатных служений, освящения верующих таинствами. в) «для созидания тела Христова», т. е. прилагать к Церкви новых членов через таинства. В соответствии с этими обязанностями Апостол указал и три цели, к которым пастырь должен вести пасомых ( Еф.4:13 ): а) достигать «единства веры»; б) достигать «познания Сына Божия», т. е. совершенствоваться в Богопознании; в) совершенствоваться духовно: прийти «в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова». Апостол предостерегает, чтобы «мы не были младенцами» во Христе, легко «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» ( Еф.4:14 ), т. е. всякими заблуждениями и ловкой игрой понятий. Под «ветром учения», по словам еп. Феофана, в наше время можно понимать учения всех верующих, «кои находятся вне истинной веры и Церкви, не исключая и христиан инославных». б) Облечение в нового человека (Еф.4:17–32) Излагая положительные правила христианской жизни, ап. Павел прежде всего советует не поступать «по суетности ума своего» который привел язычников к помрачению разума, отчуждению от жизни Божией, невежеству и ожесточению сердца, доходящему иногда до полного бесчувствия и распутства ( Еф.4:17–19 ). Верующие же познали Христа и в Нем познали совершенную истину, «так как истина во Иисусе» ( Еф.4:21 ). Но эта истина не отвлеченного характера, это не теория, а жизнь во Христе, способная преобразить человека. Познание истины во Христе в том и состоит, чтобы «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительских похотях, обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). Облечься в «нового человека» значит облечься во Иисуса Христа, ибо Он и есть истинно новый человек. Начало этому «облачению» полагается в крещении, но только тот, кто подражает жизни Христа, кто творит Его заповеди «в праведности и истине», тот действительно облекается в нового человека, о котором и сказал ап. Павел про себя: «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( 1Кор.11:1 ). Апостол излагает также частные нормы христианской жизни ( Еф.4:25–32 ). Прежде всего он заповедует отвергнуть ложь, говорить истину ближнему своему ( Еф.4:25 ). Далее он увещевает не гневаться на ближнего. Апостол как бы признает естественность гнева, но не дозволяет предаваться ему: «гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» ( Еф.4:26 ), т. е. скоро прощайте обиды и освобождайте свои души от гнева для молитвы. Апостол внушает не красть, но честно трудиться ( Еф.4:28 ); не говорить гнилых, праздных, злых слов: «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   Когда же придет царствие Божие? — спрашиваем мы. Вопрос постоянный; он повторяется ежечасно людьми. Этот вопрос предлагали даже апостолы Иисусу Христу, говоря: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6).    Но этот вопрос не разрешим в существе. Ни люди, ни Ангелы, никто кроме Бога не осведомлен, когда же наступит, наконец, блаженное царство Божие. Может случиться, что мы не доживем до времени, когда царство Божие явится во всей силе. Но для нас довольно того, чтобы царство Божие было внутри нас (см. Лк. 17:20, 21); нужно желать, чтобы это царство внутри нас раскрылось в глубине тоскующего нашего духа и принесло бы душам нашим «праведность, и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).    Итак, когда пробьет в будущий четверг полночный час, с которым начинается новолетие, заповедую вам освятить первое время Нового года и освятить дух свой словами молитвы Господней: «Отче наш! Да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» (Мф. 6: 9, 10) Аминь. Слово в день Новолетия     Кто во Христе, тот новая тварь.    (2Кор. 5:17)    При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями.    Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня «восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» (Еккл. 1:5). Сменяются одно за другим поколения, «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:4). «Что было, то и будет... что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).    Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека — разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое», — восклицает св. апостол (2Кор. 5:17). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), — учил Сам Господь наш Спаситель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа. · Мф.3:16 -17: «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». · Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» · 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами». · Еф.4:4 -6: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». · Тит.3:4 -6: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего…» См. также 1Петр.1:2 ; 1Ин.3:23-24 ; Иуд.20-21 ; Рим.14:17-18; 15:13-17; 15:30 ; 1Кор.6:11, 17-19; 12:4-6 ; 2Кор.1:21-22; 3:4-6 ; Гал.2:21-3:2 ; Еф.2:18; 3:11-17; 5:18-20 ; Фил.2:1 ; Кол.1:6-8 ; 1Фес.1:1-5; 4:2,8; 5:18-19 ; 2Фес.3:5 и Евр.9:14 . Ошибочные представления о Троице З аблуждение 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.» Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет. Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э. 96 Климент, третий епископ римский

http://azbyka.ru/troica

Видишь, какая честь! Какой страх, какой ужас обнимет тогда оставшихся на земле! «Одна берется, а другая оставляется» ( Мф.24:41 ); и «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:36 ). Каково будет состояние душ их, когда увидят, что другие будут восхищены, а они будут оставлены!” 859 Стих 1–3. «И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Так как апостол ангелу (упоминаемому в стих 1–3 20 гл.) не придал никаких атрибутов славы и величия, с которыми описывал Господа Иисуса Христа ( Откр.14:14, 19:11–16 ) или ангелов, исполнявших особые повеления Божии ( Откр.10:1–2 ), то поэтому под ним должно разуметь обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божественной воли. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с диаволом и о победе над ним; диавол представляется уже обессиленным и ранее побежденным (ср. Кровию Агнца – Откр.12:10–11 ). Ангелу повелено было сковать, заключить в бездну (ср. 2Пет.2:4 ) и запечатать диавола на тысячу лет. Печать означает твердость охраны (ср. Мф.27:66 ; Дан.6:17 ) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто повелел наложить ее. 860 Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется низложение князя мира ( Ин.12:31 ) и лишение его прежней силы и власти над людьми крестною смертию Господа Иисуса Христа (ср. Кол.2:15 ; Евр.2:14 ; 1Ин.3:8 ). Связав сильного ( Мф.12:29 ), Господь даровал Своим последователям средства для разрушения козней диавольских и победы над ними. Такими могучими средствами у христиан являются: твердая вера в Господа Иисуса Христа ( 1Пет.5:9 ; Еф.6:16 ), Его святейшее имя (Μр.16:17), крестное знамение (ср. Кол.2:15 ), пост и молитва ( Мф.17:21 ), слово Божие ( Еф.6:17 ) и благодать Христова ( 2Кор.12:9 ), подаваемая Святым Духом в таинствах православной Церкви. Таким образом диавол связан по отношению к верным чадам Христовой Церкви, которые при твердой вере и доброй жизни трезвятся и бодрствуют ( 1Пет.5:8 ); по отношению к другим он свободен, ибо, по слову апостола, действует ныне в сынах противления ( Еф.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Об основании Христовой Церкви в Солуни повествуется в 17 главе книги Деяний. Церковь эта основана св. апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Огласивши евангельской проповедью Филиппы, св. апостол Павел вместе со своими спутниками Силою и Тимофеем прошел через Амфиполь и Аполлонию и прибыл в Солунь. Впрочем, Тимофей, вероятно, некоторое время оставался еще в Филиппах для утверждения новообращенных христиан и присоединился к апостолу Павлу несколько позже, в Верии. По своему обыкновению, св. апостол Павел начал свою проповедь в синагоге. Исходя из ветхозаветных пророческих писаний, он начертал перед слушателями образ Мессии, Которому " надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых " (Деян. 17:3). Проповедь его имела большой успех, так как, по словам Дееписателя, " уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало " (17:4). Но, конечно, апостол проповедовал не только в синагоге, а и повсюду на улицах и площадях, что видно из послания к Солунянам, где он припоминает свой труд проповеди у них (1 Сол. 2:9-12). Однако были и неуверовавшие, которые возбудили возмущение в народе против Павла и Силы. Можно предполагать, что большинство уверовавших были именно прозелиты, а из природных иудеев уверовали лишь немногие. Остальные же раздражились на апостолов за успех их проповеди и возбудили против них негодных людей среди языческой толпы, которые, " приступив к дому Иасона (которого св. Павел называет своим родственником — см. Рим. 16:21), домогались вывести их (то есть Павла и Силу) к народу. Не нашедши же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их, и все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса " (Деян. 17:5-7). Обычный способ борьбы иудеев с проповедниками Христова учения! Клевета эта сначала смутила и градоначальников, но потом они, взглянув на приведенных и " получив удостоверение (о личности их) от Иасона и прочих " , поняли клевету и отпустили их (Деян. 17:9). Несмотря на благоприятный исход дела, братия сочли за лучшее отправить Павла и Силу в Верию — маленький городок на юг от Солуни. Проповедь св. апостола Павла в Солуни, как видно из его собственных слов, принесла богатые плоды. Солуняне приняли его проповедь " не как слово человеческое, но как слово Божие " (1 Сол. 2:13). В краткий трехнедельный срок пребывания св. Павла в Солуни там образовалось значительное по числу, крепкое по духу и горячее по силе одушевления общество христиан, ставшее образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии, что подчеркивает сам св. апостол в 7 стихе 1 главы послания. Повод к написанию первого послания к Солунянам и цель его

http://sedmitza.ru/lib/text/430640/

Отец «любит Сына» (3. 35; 5. 20), и Они так тесно связаны, что «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (5. 19). В прологе явственно чувствуется убеждение ап. Иоанна в предвечности Логоса; о том же и слова Христа: «Сын пребывает вечно» (8. 35). Его существованию не будет конца. Он «имеет жизнь в Самом Себе», так же, как и Отец (5. 26; Христос получил этот дар от Отца). Люди должны «чтить Сына, как чтут Отца» (5. 23). Ап. Иоанн разными способами показывает, что Отец и Сын неразрывно связаны, и поэтому, делая (или не делая) что-либо для Одного, человек одновременно делает (или не делает) то же самое и для Другого. Ап. Иоанн объединяет Их, когда говорит о славе: болезнь Лазаря была «к славе Божией, да прославится» (11. 4); Отец прославится в Сыне (14. 13), Христос молится о том, чтобы каждый из Них прославился в Другом (17. 1). Он открывает нам близкое и подлинное знание Отца, благодаря тому что связан с Отцом. Он исшел от Бога (8. 42). У Христа особая связь с Богом, ибо только Он видел Отца (6. 46). Иудеи осознавали, что Он рассматривает Бога как Своего Отца в особом смысле, считали это кощунством и пытались убить Иисуса Христа (5. 18). Они спрашивали, где Его Отец (8. 19). Когда Иисус Христос говорил: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и к Богу вашему» (20. 17), Он подчеркивал разницу между Своим и нашим отношением к Отцу. Все учение ап. Иоанна пронизывает идея, что Сын и Отец - одно (10. 30). При этом Иисус Христос, по человечеству Своему, мог сказать: «Отец Мой более Меня» (14. 28). Христос пришел «во имя Отца» (5. 43). Он многократно приписывает Свое учение Отцу (8. 38, 40; 12. 49-50; 14. 24) и говорит о получении заповедей от Него (10. 18; 14. 31; 15. 10). Деяния Иисуса Христа - это «дела, которые Отец дал» Ему совершить (5. 36; ср.: 10. 32, 37); они творились «во имя Отца» (10. 25); и это Отец, пребывающий во Христе, делал их (14. 10). Отношения характеризуются словом «Божий»: Иисус Христос - «Сын Божий» (1. 34 и мн. др. примеры), «Агнец Божий» (1. 29, 36), «хлеб Божий» (6. 33), «Сын Бога живого» (6. 69). Кто знает Сына, знает и Отца (8. 19; 14. 7; 16. 3); ни Отец, ни Сын не могут быть познаны отдельно Один от Другого. Видевший Сына видел и Отца (14. 9). Отец в Нем, и Он в Отце (10. 38). Все, что имеет Отец, Сыновнее (16. 15), и наоборот (17. 10). Каждый «в» Другом (17. 21), и Двое едины (17. 11, 22). Ничего удивительного, что Христос говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (14. 6). Отец прославляет Сына (8. 54) и освящает Его (10. 36).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010