Meinardus O. A study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church/Oriens Christianus 53–54 (1970), 130–278. Saints of Greece. Athens, 1970. Melia E. Notes sur l’hagiographie et l’hymnographie georgiennes/Liturgie de l’Eglise particuliere et Liturgie de l’Eglise universelle, XXIIe Semaine d’Etudes Liturgiques de Saint Serge (Paris 1975). Rome, 1976,232–244. Menthon B. L’Olympe de Bithynie. Paris, 1935. Μνμη νεομαρτρων. Thessaloniki, 1988. Moyses, monachos. Βατοπαιδιν Ζυναξρι. Monasterion Vatopaidiou, Hagion Oros, 2007. – , Ο γιοι το γου ρους. Hagion Oros, 2008. Moustakis B. Τιμ γων/ΘΗΕ 1,274–275. Munitiz J. Hagiographical Autobiography in the 13th Century/Byzantinoslavica 53 (1993), 243–49. Nectarios Pentapoleos. Μελτη περ τν γων το Θεο. Athenai, 1904. Nesbitt J.W. A Geographical and Chronological Guide to Greek Saints Lives/Orientalia Christiana Periodica 35 (1969), 24–46,443–489. Nestor Mitropolit Craiovei (ed.). Sfinti romani §i aparatori ai Legii stramofefti. Bucurefti, 1987. Noret J. Menologes, synaxaires, menees. Essai de clarification dune termino- logie/Anal. Boll. 86 (1968), 21–24. The Northern Thebaid. Monastic Saints of the Russian North. Platina С A, 1975 Nourry J. Anargyres et saints guerisseurs dans l’ancienne spiritualite Byzantine (Doctoratd etudes grecques). Universite Paris X, 1978 (polycopie). – Guerions, miracles et medecine dans le christianisme orthodoxe: Aujourd’hui comme hier (Memoire de maitrise en Theologie Institut de Theologie Orthodoxe Saint-Serge). Paris, 2000 (polycopie). Novakshonoff V. (trad.) God s Fools. The Lives of the holy Fools for Christ. Dewdey Canada, 1997 (3 ed.) (trad. fr. Lopez C. La vie des Fols- en-Christ, folie du monde et sagesse de Dieu. Banne, 2003). The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. Kazhdan A. P. etc. Vol. 1–3. Oxford; New York, 1991. Odorico P., Agapitos P. A. (ed.) Les Vies des Saints a Byzance. Genre litteraire ou biographie historique? Actes du He Colloque international philologique «EPMHNEIA», Paris 6–8 juin 2002, (Dossiers Byzantins 4), Centre d’Etudes Byzantines, neo-helleniques et sudest europeennes, Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales. Paris, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К. и М. попросили старца постричь их в монахи. После этого М. ушла в жен. мон-рь, старец с братьями удалился в пустыню, К. послал в К-поль указание продать имение и раздать деньги бедным и стал отшельником. М. стяжала дар исцеления слепых и бесноватых. К. был наделен даром прозрения. В преклонном возрасте они с миром отошли ко Господу. И. и А. через много лет, проведенных в пустыне, преставились ко Господу. Очевидно, что Житие К., М., А. и И. содержит черты античного романа, к-рые заимствовали и переработали христ. агиографы. В основу сюжета положен мотив разлучения и поиска родственников, считающих друг друга погибшими; семье помогает воссоединиться некий св. муж. Похожий сюжет представлен, напр., в одном из жизнеописаний сщмч. Климента , еп. Римского. Для датировки Жития преподобных особенно важно упоминание в источниках Берита, где со времен Римской империи существовала очень известная школа права (основана ок. 200 по приказу имп. Септимия Севера). Она была известна и в ранний период Византийской империи, до 551-555 гг., когда сильное землетрясение разрушило Берит. После этого бедствия школа так и не была восстановлена. Большинство исследователей считают, что святые жили во времена правления имп. Юстиниана I (527-565). Предание, известное в Византии, отождествляло И., сына К., с прп. Иоанном Лествичником (пам. 30 марта), происхождение и точное время рождения к-рого неизвестно. Это давало основание для появления различных гипотез. Так, визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул писал, что: «Сей (Иоанн Лествичник.- О. Афиногенова), как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» ( Niceph. Callist. Exegesis. Σ. 13). В достоверных ранних источниках подтверждения этим сведениям нет. Также ничем не подтверждается предание о том, что К. является основателем афонского мон-ря Ксенофонт (см. ст.: Ксенофонта преподобного монастырь ). К. почитается в лавре Саввы Освященного (зап. берег р. Иордан). Там находится череп святого. Колено К. хранится в мон-ре св. Георгия близ Лимассола (Кипр), др. частицы мощей - в исихастирии свт. Николая (Ано-Ватия, о-в Эвбея, Греция) и в ц. св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 265). Гробница М. находится в мон-ре Феодосия Великого в Иудейской пустыне в 11 км к востоку от Вифлеема.

http://pravenc.ru/text/2462143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ НОВЫЙ [греч. Ιωακεμ Νος] († после 1695), прп. (пам. греч. 3 июля). Происходил из сел. Скиадас (совр. ном Ахея, Пелопоннес, Греция). Когда родители решили женить сына, тот оставил отчий дом и принял иноческий постриг в монастыре Пресв. Богородицы (Хрисопиги) близ сел. Диври (Ламбия), где, достигнув монашеских добродетелей, впосл. стал игуменом и воздвиг соборный храм. Затем И. Н. был игуменом монастыря Успения Пресв. Богородицы (Нотена) близ Скиадаса. Оставив эту должность, он поселился в находившейся рядом с мон-рем пещере. Подвижник проводил ночи стоя, его поддерживали прикрепленные к потолку веревки, к к-рым также была подвешена доска с раскрытым Евангелием. Несмотря на то что И. Н. был малограмотным, он получил свыше глубокое знание Свящ. Писания и за советом к нему не раз приходил Патрский митрополит. И. Н. умер в глубокой старости, точное время его кончины неизвестно, в любом случае это произошло после 1695 г., т. к. в том году рукой святого была сделана запись на хранившейся в мон-ре кн. «Пидалион» о пожертвовании 200 гроссов на помин души его родителей. В этой записи И. Н. фигурирует как игумен и строитель собора в мон-ре Пресв. Богородицы (Хрисопиги), а также фонтана-источника в винограднике. Спустя нек-рое время после смерти он явился в видении К-польскому патриарху и попросил перенести его мощи в монастырский собор. Это осуществил ок. 1755-1760 гг. Парфений V, митр. Ст. Патр. Мощи оказались нетленными, и от них исходило благоухание. Неизвестно, как была утрачена эта реликвия (возможно, сожжена турками или украдена), но в настоящее время в монастыре хранятся только небольшие фрагменты мощей святого. Еще одна частица находится в монастыре равноапостольных Константина и Елены в Каламате. В пещере, где подвизался И. Н., устроен храм его имени. Ведется сооружение церкви во имя этого святого в сел. Эксо-Айя. Лит.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 141-142; Μακριος Σιμονοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11. Σ. 31-32. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/468937.html

Серг. П., 1892; Riess V. Das Euthymiuskloster, die Peterskirche der Eudokia und die Laura Heptastomos in der Wüste Juda//ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 212-233; Vailhé S. La Laure de St. Sabas//Échos de Notre Dame de France de Jérusalem. P., 1897. Vol. 5. P. 112-123, 135-144; idem. Les premiers monastères de la Palestine//Ibid. P. 39-58, 209-225, 334-356; 1898/1899. Vol. 4. P. 193-210; idem. Les laures de St. Gérasime et de Calamon//EO. 1898. Vol. 2. N 3. P. 106-119; idem. Répertoire alphabétique des monastères de Palestine//ROC. 1899. T. 4. P. 512-542; 1900. T. 5. P. 19-48, 272-292; Féderlin J. L. Recherches sur les laures et monastères de la plaine du Jourdain et du désert de Jérusalem//La Terre Sainte. P., 1903. T. 20. P. 117-331; Vailhé S., Pétridès S. St. Jean le Paléolaurite: Précédé d " une notice sur la Vieille Laura//ROC. 1904. T. 9. P. 333-358, 491-511; Leclercq H. Laures palestiniennes//DACL. 1929. T. 8. Pt. 2. Col. 1961-1988; Liguori A. M. Le laure di Palestina: Pagine sparse di cenobitismo orientale//La Terra Santa. Jerus., 1936. Vol. 16. P. 3-76; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoeben//Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Meester P., de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. Vat., 1942; Cecchetti I. Laura//EC. 1951. Vol. 7. Col. 958-960; Corbo V. C. Come abbiamo ritrovata la Laura di Geremia//La Terra Santa. 1958. Vol. 34. P. 169-172; idem. Finalmente identificata la Laura «Eptastomos»?//Ibid. P. 85-88; idem. Il cenobio di Zannos ed il piccolo cenobio della Granda Laura ritrovati nel Wadi el-Nar//Ibid. P. 107-110; idem. Ritrovati gli edifici della Laura di Firmino//Ibid. 1960. Vol. 36. P. 137-141; idem. La Nuova Laura identificata con Kh. Tina//Ibid. 1962. Vol. 38. P. 109-113; Meinardus O. F. A. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea//LA. 1965. Vol. 15. P. 220-250; 1966. Vol. 16. P. 328-356; 1969. Vol. 19. P. 305-327; idem. Historical Notes on the Laura of Mar Saba//ECR. 1969. Vol. 2. N 4. P. 392-401; Chitty D.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ САМАКОС [Иосиф Освященный, Критянин; греч. Ιωσφ Σαμκος, Ηγιασμνος, Κρς] († 22.01.1511), прп. (пам. греч. 22 янв., 29 авг.). Происходил из сел. Керамы (вероятно, ныне Азокерамос, ном Ласити, Крит, Греция). В детском возрасте И. С. отдали на воспитание духовнику в монастырь ап. Иоанна Богослова недалеко от Кандии (ныне Ираклио). После смерти родителей он раздал свое имущество нищим; впоследствии все, что зарабатывал ремеслом каллиграфа, отдавал нуждающимся. Живя в миру, постился и молился как монах. Через некоторое время И. С. был пострижен духовником в монахи, а затем рукоположен во иерея, и ему вверили попечение о делах обители. По поручению старца И. С. посетил святые места. Он отличался исключительным нищелюбием, и даже отдавал тот хлеб, который имел на текущий день, полагаясь на Божий Промысл. После служб он посещал бедных, больных и узников. Однажды перед совершением литургии алтарник с тревогой сообщил, что у них нет ни одной просфоры. И. С. сказал ему: «Бог усмотрит, чадо» (ср.: Быт 22. 8), и через некоторое время, войдя в алтарь, прислужник увидел множество свежих просфор. И. С. скончался в возрасте примерно 70 лет. Его мощи были обретены нетленными и перенесены иереем Антонием Армакисом на о-в Закинф (29 авг. 1669), чтобы они не попали в руки турок, которые вскоре овладели Кандией. В настоящее время мощи И. С. находятся в ц. Пантократора в Гайтани на Закинфе (Δπτυχα. 2011. Σ. 526). В 1864 г. в г. Закинтос была издана служба, составленная неизвестным автором и содержащая биографическую заметку о святом. Житие И. С. было включено в «Великий Синаксарист» К. Дукакиса. В 50-х гг. ХХ в. мон. Герасимом Микраяннанитом была составлена служба в честь И. С. В сел. Азокерамос возведен храм во имя этого святого. Ист.: Δουκκης. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 502-508. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 22; Γ[ρατας] Γ. Ιωσφ: Σαμκος//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 123-124; Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 242; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. τ. 5. Σ. 278. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673701.html

Рус. паломник Зосима , диак. Троице-Сергиева монастыря, свидетельствует о наличии мощей И. Д. в к-польском мон-ре Пресв. Богородицы Кехаритомени (1419-1421). Ранее др. рус. паломник, Стефан Новгородец , посетивший К-поль в 1350 г., упоминал о некоем жен. мон-ре с мощами И. Д.; по предположению Р. Жанена, Стефан, возможно, имел в виду мон-рь Пресв. Богородицы Кехаритомени ( Janin. Églises et monastères. P. 263-264). Отсутствие с определенного времени мощей И. Д. в лавре прп. Саввы косвенно подтверждается сообщением еще одного рус. паломника, архим. Агрефения (ок. 1360 или 1370), к-рому в лавре показали келью, где подвизался И. Д., но не показали его мощи. Возможно, именно к перенесению мощей приурочен день памяти И. Д. в зап. Церкви - 6 мая. По совр. данным, челюсть И. Д. находится в лавре прп. Саввы, частицы мощей - в Георгия Аламана мон-ре близ с. Пендакомо (Кипр), в Иоанна Богослова ап. мон-ре на Патмосе (Греция) и в ц. Сан-Джорджо деи Гречи (Венеция) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 200). Изд.: на арабском: Bacha C.Biographie de saint Jean Damascéne:Texte original arabe. Harissa, 1912; Васильева А. А.Арабская версия жития св. Иоанна Дамаскина. СПБ., 1913 [рус. пер.]; Graf G. Das arabische Original der Vita des hl. Johannes von Damaskus//Der Katholik. Mainz, 1913. Bd. 93. S. 164-190, 320-331 [нем. пер. и исслед.]; Portillo R. D. A Life of St John of Damascus//PdO. 1996. Vol. 21. P. 157-188 [вступ. ст. и англ. пер.]; на греческом: PG. 94. Col. 812-885 [BHG, N 885]; SynCP. Col. 278-279; Suda. N 467; Παπαδπουλο-Κεραμε. T. 4. Σ, 271-302 [BHG, N 394], 303-350; Gordillo M. Damascenica: 1. Vita Marciana. R., 1926. P. 60-68. (OrChr; 8/2. N 29) [BHG, N 885b]; на грузинском: Кекелидзе К. С., прот. Грузинская версия араб. Жития св. Иоанна Дамаскина//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 119-174. Ист.: ЖСв. Дек. С. 97-117; Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Честная глава Н. находится в Иверском мон-ре на Афоне, частицы мощей преподобного хранятся также в разных мон-рях Греции и Кипра и в храме Воскресения Господня в Иерусалиме (подробнее см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 226-227). В Волгограде действует храм во имя Н. (построен в 1795). Ист.: BHG, N 1341-1342b; Theod. Stud. Ep. 177, 197, 255, 267, 280, 319, 422, 432, 452; SynCP. Col. 581, 585-586; Афиногенов Д. Е. Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского: Пер., сост. Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 95-159; Афиногенов Д. Е., Сенина Т. А. Никита, игум. Мидикийский, прп., исп. (до 775-824): BHG, N 1341: Пер., коммент., предисл.//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. Т. 1. С. 254-311. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 128-129; Janin R. Niceta//BiblSS. Vol. 9. Col. 890-892; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 352; PMBZ, N 5443; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 4. С. 428-432. Д. Е. Афиногенов Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. упоминается под 3 апр. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 262). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 165, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55) - под 3 апр. помещена служба Н., содержащая 2 (sic!) канона, цикл стихир-подобнов и седален. Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v) Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из минология Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 304v) Соглано Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., содержащему малоазийскую редакцию Студийского устава, богослужебное последование в честь Н. содержит канон авторства Феофана Начертанного 2-го гласа (поскольку память Н. приходится на Великий пост , Типикон предписывает петь канон Н., только если 3 апр. выпадает на субботу или воскресенье) и цикл стихир того же гласа (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

140 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Антоний 34, с. 17; Илия 8, с. 69; последний текст более позднего происхождения – по-видимому, его следует отнести к шестому веку, так как он повествует о монахе из обители св. Саввы в Палестине); Пимен 90, с. 146. 141 Life of St. Sabas 21: ed. Schwartz, p. 105, 19. 142 Meadow, 52 (PG 87, 2908A), tr. Wortley, 42). 143 Questions and Answers, ed. Schoinas, §164; ed. Regnault and Lemaire, §68: здесь мы встречаем дублет «затворники» (enklestoi) и «исихасты». Полная публикация (следуя списку Regnault and Lemaire) см. критическое издание греческих текстов Варсануфия и Иоанна, Questions and Answers, ed. by Francois Neyr and Paula de Angelis-Noah, Sources Chretiennes, 426—427 (Paris, Serf, 1997—98). См. также неполное критическое издание Derwas J. Chitty, in РО 31: 3 (1966) 144 Novella 5, 3 (AD 535): ed. von Lingenthal, 63, 17) здесь идет речь «об анахоретах и исихастах» Аналогичное употребление понятия «исихия» см. в документах Собора в Трулле (AD 692), канон 41. 145 On Prayer: Seven Texts 5 (PG 150, 1333D); tr. Philokalia, 4: 278. 146 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1993, Руф 1, с. 171. 147 Достопамятные сказания... Моисей 6, с. 114. 148 Там же, Арсений 11, с. 19; ср. Ср. Ираклий, 1, с. 69—70. 149 Там же, Антоний 10. О связи между безмолвием и кельей см. также Евагрий, The foundations of the monastic life, 8 (PG 40, 1260C). 150 Достопамятные сказания... Аммон 4, с. 34—35. 151 Quaest et resp. (ed. Schoinas), § 73; (ed Regnault and Lemaire), §142. 152 Достопамятные сказания... анонимные речения. 153 Otto Meinardus, «The Hermits of Wado Rayan», Studia Orientalia Christiana, Collectanea No. 11 (Cairo 1966), p. 308. 154 Цит по: Игумен Харитон, «Умное делание. О молитве Иисусовой». Издание Ново-Валаамского монастыря, 1991, с. 130. 155 Лествица, 27 (PG 88, 1097В). 156 Ер. 2 (PG 32, 228А). 157 Творения аввы Исаака Сириянина (Слова подвижнические), Сергиев Посад, 1911; репринтное издание Донского монастыря и издательства «Правило веры», М, 1993; слово 2, с. 10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

In addition to curing individuals, relics took on broader political and ecclesiastical functions. Gregory the Illuminator, for example, brought relics with him to use in his work in Armenia. Despite his desire for his own body to remain concealed after his death, his relics were eventually discov­ered, and possession of them became a source of authority for heads of the Armenian Church from the 12th century onward (Kouymjian 2005: 221–5). Constantinople soon after its foundation amassed a spectacular collection of relics from across the Christian world. They do not seem to have been banned during Iconoclasm, possibly because biblical precedents existed for their veneration (Wortley 2003: 169–73). Particularly prized were the city’s Marian relics, which included her milk, spindle, girdle, and robe. The robe, in particular, was believed to have saved the city from destruction on a number of occasions (Wortley 2005). Relics were well represented in Byzantine iconography, and by the 10th century a complete graphic “life cycle” had been developed for them. This included the Invention or discovery of a relic, its Trans­lation to a new city or church, the Adventus or formal greeting of the relic when it arrived, its Deposition in its new resting place, and its Veneration (Walter 1982). Plate 53 Exhuming relics of the saints at Optina Hermitage. RIA Novosti/AKG. Plate 54 A reliquary containing the remains of several saints. Relics are commonly found in Orthodox ritual and the saints are widely venerated by the faithful as vessels of the Holy Spirit, still active after their deaths. Photo by John McGuckin. Although relics were numerous, they came from a relatively restricted group ofsaints. In his survey of relics in the Greek Orthodox church, Otto Meinardus (1970/71) found evidence for 3,602 relics of 476 saints, out of the approximately 3,800 saints who were liturgically recognized by the late Ottoman period. Furthermore, five saints (Charalampos, Panteleimon, Tryphon, Paraskeva, and George) accounted for nearly a quarter of all relics.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Честная глава Минодоры находится в афонском мон-ре Великая Лавра , др. части ее мощей - в мон-рях Дусику и Иоанна Богослова апостола на Патмосе , честная глава Митродоры - в Бесплотных сил Петраки мужском монастыре , остальные части мощей - в мон-рях Пантократор, Агафон, Дусику, Галатаки, ап. Иоанна Богослова на Патмосе; 3 пальца Н. почитаются в мон-ре Зербица, другие частицы мощей этой святой хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, в мон-рях Дусику, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Андросе и Успения Пресв. Богородицы близ с. Макримали на Эвбее ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 217, 219, 229). Считается, что мощи Митродоры хранятся в кафедральном соборе Чезены (Италия) ( Sauget. 1967. Col. 353). В XVI в. имена мучениц включены кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 390). Ист.: BHG, N 1272z, 1273; ActaSS. Sept. 1750. T. 3. P. 489-493; PG. 115. Col. 653-665; Halkin F. Ménodora, Métrodora et Nymphodora// Idem. Hagiologie byzantine: Text inédits publ. en grec et trad. et franç. Brux., 1986. P. 87-100; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 113-115. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277; Т. 3. С. 365; Sauget J.-M. Menodora, Metrodora e Ninfodora//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 352-354; Mansel A. M. Yalova. Istanbul, 1936; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 335; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20112. Τ. 1. Σ. 147-148. О. В. Л. Иконография Мученицы Митродора, Минодора и Нимфодора. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r) Мученицы Митродора, Минодора и Нимфодора. Миниатюра из Минология. Кон. XI в. (Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 84r) Мученицы изображаются сообразно их монашескому чину в длинных одеждах: платье, обычно темного тона плащ (мантия) и плат на голове (в виде мафория); когда состав облачения полный, в него входят схима и аналав. Знаком мученичества является крест в руке у каждой святой. В соответствии с Житием все молоды.

http://pravenc.ru/text/2563270.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010