Село Просеницы находится в 35 верстах от уездного города. По писцовым книгам 1628-30 гг. село Просеницы значится за разными помещиками: за муромцами Федором и Афанасием Араповыми и за братьями Киселевыми с матерью. В селе тогда была церковь во имя Николая чудотворца, деревянная, строение вотчинников Араповых. При церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница; в селе 2 двора вотчинников, двор приказчиков, 2 двора людских, 9 дворов крестьянских и 4 бобыльских. По преданию, в селе Просеницах была найдена икона и на месте явления иконы Николая чудотворца и построен был храм, посвященный этому святителю. В окладных книгах 1676 г. также отмечена церковь Николая чудотворца, при ней двор попа Григория, два пономаревых двора и приходских дворов: 5 дворов помещиков, 1 двор задворного слуги, 12 дворов крестьянских и 4 бобыльских. Вышеупомянутая церковь Николая чудотворца была деревянная, она существовала до 1792 г. В этом же году на средства помещика секунд-майора Сергея Андреевича Арапова построен был каменный храм во имя Николая чудотв., который существует и в настоящее время. Но кроме каменного храма в Просеницах до 1863 г. существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Время построения этой церкви с точностью неизвестно, но, если принять во внимание, что антиминс для нее освящен в 1761 г., то можно полагать, что Казанская церковь построена в начале второй половины XVIII ст. Церковь эта была сначала домовой, с прекращением же рода Араповых она стала приходить в ветхость и была затем упразднена. Крестьяне, после освобождения от крепостной зависимости, решили расширить каменную церковь, чтобы устроить в ней придел в память упраздненной деревянной церкви. В то же время и жители сельца Рождествина порешили в Просеницкой церкви устроить придел в память прежде бывшей у них церкви. Таким образом, в 1862-65 гг. трапеза каменного храма была расширена, и с того времени храм существует без изменений. Престолов в храме три: главный - во имя св. Николая чудотв., в приделах - в честь Рождества Христова и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. От прошлого времени в церкви сохранились напрестольное евангелие печати 1699 г. и деревянный напрестольный крест, обложенный серебром.

http://sobory.ru/article/?object=18400

П.В. Долгоруков Тучковы Предок их Борис Михаилович Морозов, потомок Михайла Прушанина в седьмом колене, (см. во второй части Российской родословной книги статью о князьях и графах Салтыковых), имел четырёх сыновей: 1) Василия, по прозвищу тучко (см. далее); 2) Ивана, по прозвищу тучко; 3) Семёна, по прозвищу брюхо († 1507) бывшего постельничим при великих князьях Иоанне Великом и Василие Иоанновиче; он женат был на дочери Ивана Ивановича Всеволожа; сын его Иван Семёнович Брюхов-Морозов († 1539) находился окольничими в правление великой княгини Елены Васильевны (управлявшей государством за малолетством сына своего Uoahha IV ), а внук Иван Иванович Брюхов-Морозов умер бездетным; и 4) Фёдора, по прозвищу брюхо, умершего бездетным. Иван Борисович Тучко-Морозов (см. выше) имел сына Василия Ивановича Тучкова, умершего бездетным, и дочь Ирину Ивановну, супругу боярина Юрия Захарьевича (она была прабабкою патриарха Филарета Никитича). Василий Борисович Тучков-Морозов (см. выше) находился боярином при Иоанне Великом († 1481); сын его Михайло Васильевич Тучков († 1534) был боярином при великом князе Василие Иоанновиче; имел четырёх сыновей: 1) Ивана, 2) Василия, 3) Михаила († 1567) бывшего окольничим при Царе Иоанне IV, и 4) Степана. Сей последний оставил также четырёх сыновей: Михаила, Ивана, Ермолая и Давыда. Двое Тучковых владели населёнными имениями в 1699 году. Праправнук Ермолая Степановича, Алексей Васильевич служил, при Екатерине Великой, инженер-генерал-поручиком, а при Императоре Павле был тайным советником и сенатором, потом действительным тайным советником и кавалером Святого Александра Невского; оставил пять сыновей, которые все пятеро с величайшим отличием служили на военном поприще: 1) Николай Алексеевич (рождение 1761 † в сентября 1812), генерал- лейтенант, Святого Александра Невского кавалер и командир 3-го пехотного корпуса, смертельно ранен был под Бородиным; 2) Алексей Алексеевич, генерал-майор (рождение 1766 † 1853), оставил двух сыновей: а) Алексея Алексеевича и б) Павла Алексеевича, ныне генерал-лейтенанта и кавалера Святого Александра Невского; 3) Сергий Алексеевич (рождение 1 октября 1767 † 3 февраля 1839), служил генерал-лейтенантом; 4) Павел Алексеевич (рождение 1776), служил генерал-майором в отечественную войну; потом был тайным советником и сенатором; ныне действительный тайный советник, государственного совета член, председатель коммиссии прошений и кавалер всех российских орденов; женат на Александре Петровне Неклюдовой; имеет сына Александра Павловича и трёх дочерей: Елену Павловну, за действительным статским советником Иваном Андреевичем Михайловым; Марию Павловну и Александру Павловну; 5) Александр Алексеевич (рождение 1777 † 26 августа 1812), генерал-майор, убит под Бородиным; от брака с Маргаритою Михайловною Ласунскою, рождённою Нарышкиною, имел одного сына, Николая Александровича (рождение 1811 † 1826).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Князь Алексей Петрович, рождение 24 августа 1710 † 4 мая 1748 Князь Александр Петрович, рождение 24 августа 1744 † 19 мая 1753; женат на Марие Алексеевне Плещеевой Княжна Ирина Петровна, рождение 1700 † 1751; за тайным советником князем Сергием Петровичем Долгоруковым, рождение 1697 † 1761 Княжна Прасковья Петровна, рождение 8-го октября 1706 † 4 декабря 1758, за тайным советником Петром Ивановичем Салтыковым Книжна Елисавета Петровна, рождение 14 февраля 1721 † 18 февраля 1764, за генерал-аншефом князем Александром Александровичем Меншиковым Княжна Мария Фёдоровна, рождение 1709 † 15 сентября 1769 за полковником князем Павлом Николаевичем Щербатовым Княжна Ирина Фёдоровна, за егермейстером Петром Никитичем Хитрово Княжна Аграфена Фёдоровна Княжна Прасковья Фёдоровна, за полковником Петром Андреевичем Толстым Князь Сергий Дмитриевич, каммергер и Святого Александра Невского кавалер, рождение 10 июня 1696 1-го июля 1738; женат на Прасковье Ивановне Нарышкиной † 1723 Князь Алексей Дмитриевич, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер; рождение 26 августа 1697 † 29 января 1768; женат: 1) на княжне Ирине Андреевне Хилковой (брак безплодный); 2) на Аграфене Васильевне Салтыковой; рождение 8 июня 1709 † 11 сентября 1762 Княжна Анастасия Дмитриевна, рождение 15 октября 1698 † 12 января 1747, за князем Константином Дмитриевичем Кантемиром † 1742 Князь Фёдор Михайлович, рождение 1696 † 1697 Князь Пётр Михайлович, шталмейстер и Святого Александра Невского кавалер, рождение 30 декабря 1702 † 19 апреля 1760; женат на Екатерине Алексеевне Кар Княжна Прасковья Михайловна старшая, рождение 27 сентября 1695 † 21 ноября 1719, за князем Алексеем Михайловичем Долгоруковым Княжна Наталия Михайловна, рождение 1698 † 1780 Княжна Анна Михайловна старшая, рождение 8 декабря 1699 † 21 ноября 1728, за Александром Борисовичем Бутурлиным 100 Княжна Анна Михайловна младшая, рождение 20 октября 1701 † 25 декабря 1748; за генерал-поручиком Львом Васильевичем Измайловым Княжна София Михайловна, рождение 16 июля 1712 † 10 июля 1759, за графом Петром Ивановичем Головиным † 1756

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Мглин. Часовня иконы Божией Матери " Одигитрия " . Надкладезная часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:Между 2008 и 2010. Адрес: Россия, Брянская область, Мглинский район, г. Мглин, ул. Ворошилова Координаты: 53.062431, 32.84232 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Вопрос модератора :уточнить расположение. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Чтимая икона Мглинской Божией Матери Одигитрии – одна из святынь Брянского края. Источник, освящённый в Её честь находится в г. Мглин Брянской обл. по ул. Ворошилова рядом с автовокзалом города. Здание автовокзал расположено у подножия Воздвижеской горы, на которой в 1699 году была построена деревянная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1761 году она сгорела, в 1856 году заново построена и в первой трети 20 века разобрана. По прошествии времени неподалёку от Крестовоздвиженского храма возник ключ, которого прежде не было. К сожалению, об этом источнике не сохранилось письменных повествований. Народная память относит это событие к началу XIX века. Местные жители сделали квадратный сруб и лоток, время от времени обновляли их. Водой из родника орошались земельные участки, в ней купали детей. Если кто-то заболевал, то в освящённой воде мочили нательные рубахи, платки, и одевали на себя. В советские богоборческие времена храмы Мглинской земли пришли в упадок. Место, где бил родник, позабыли. В 1961 году, вследствие закрытия Успенского собора , источник полностью пришёл в запустение. О том, что здесь когда-то был почитаемый святой источник, напоминал лишь загрязненный ручей и сгнившие деревянные мостки. В 2008 году по благословению благочинного Мглинского округа протоиерея Василия Климчука совместными трудами верующих началось возрождение источника. 19 января 2008 года, в праздник Крещения Господня, года здесь был отслужен первый водосвятный молебен. Он был очищен от мусора. Над источником установлена небольшая надкладезная сень-часовня. К источнику проложили асфальтированную дорожку, благоустроили территорию вокруг. Освящён источник в 2010 году настоятелем Успенского собора протоиереем Василием Климчуком в честь Мглинской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Этот почитаемый образ с давних времен является драгоценной святыней Мглинского благочиния. http://mglblag.ru/chasovn/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17503

При недавнем обновлении соборного иконостаса нашли вверху его надпись: «устроися иконостас сей подаяниями христолюбивых титорей великорусских и малороссийских, и приходов церковных и прилежным старанием всечестнаго… Волховскаго, настоятеля св. храма свят. Христова Николая – при благополучной державе – имп. Елисаветы Петровны и господина Кир Рафаила Заборовскаго архиепископа киевскаго, року 1734 июня 10 д.». Еще надпись: «списася иконостас сей Василием Рекленским». Настоятелем собора был тогда протоиерей Стефан Волховский, посвященный в 1725 г. и скончавшийся в 1761 г. но при о. Стефане устроен только новый иконостас, а не храм. На серебр. окладе евангелия печат. в Вильне 1644 г. вырезано: «сие евангелие украсил раб Божий Василий Ничипоровичь Золотаренко до храму св. Николая, – року Божого 1658». На кресте, стоящем на престоле, польская надпись говорит, что он пожертвован собору в 1606 г. Волоховичевою. Кроме того есть евангелие Львов.п. 1665 г., другое м.п. 1735 г., третье м.п. 1748 г., триодь постная к.п. 1697 г., другая к.п. 1728 г., цветная к.п. 1724 г., октоих к.п. 1699 г. с надписью: «смиренный Стефан Якорский милостию Божию митрополит рязанский 1702 апр. 23 д. дарствовал сию книгу брату своему о. Павлу Яворскому в знамение благословения Божия». По всем этим надписям построение каменного собора совершилось, вероятно, после несчастного 1668 г. при Самуйловиче, тогда как до того времени был собор деревянный. Нынешний иконостас собора в 6 ярусов, 4 иконы его – под серебр. ризами; пред 10 иконами лампады серебреные. В храме, в особом киоте, стоит икона Богоматери, привезенная, как говорят, из Греции. Во время бездождия носят ее на озеро Нежино, где служат молебен и еще ни разу не случалось, как говорят старожилы, что бы не шло дождя по окончании молебствия; иногда не успевал народ воротиться в храм, как проливной дождь напоял засохшую землю. В последние годы собор возобновлен и украшен преимущественно усердием старосты Ивана Артемоновича Куликова и его брата. Пять куполов храма украшены вызолоченными крестами, что стоило до 4000 руб.сер.

http://sobory.ru/article/?object=03859

Предок их Григорий Иванович, по прозвищу мятель, был потомком Радши в одиннадцатом колене (см. во второй части Российской родословной книги статью о графах Бутурлиных). У него были два сына: 1) Семён Григорьевич Мятлев, воевода правой руки войск в литовском походе 1519 года, имел трёх сыновей: Ивана горбатого, Ивана ветчинку и Андрея, постригшегося в Троицко-Сергиевской лавре под именем Артемия; 2) Иван Григорьевич Мятлев, имел четырёх сыновей, которые, быв детьми боярскими по зубцовскому уезду, пожалованы поместьями в уезде московском 2 октября 1550 года: а) Яков Иванович кривый (о потомстве его см. далее); б) Андрей Иванович; в) Григорий Иванович; г) Иван Иванович; сей последний находился воеводою в Чебоксарах (1556) и в Рославле (1563), и поручился в двухъ стах пятидесяти рублях, 20 апреля 1563 года, по тех боярах, которые ручались за боярина князя Александра Ивановича Воротынского; у него был сын Андрей Иванович. Яков Иванович Кривый (см. выше) имел сыновей: Алексея и Григория, внука Тимофея Григорьевича, и правнука Ивана Тимофеевича. Сей последний имел сыновей: Сергия и Леонтия; и двух внуков, двух Иванов Сергеевичей. Из них младший умер бездетным, а Иван Сергеевич старший имел сыновей: Афанасия, Ивана и Леонтия; внуков: Якова, Григория и Петра Афанасьевичей и Карпа Ивановича, и правнуков: Афанасия, Тимофея и Матвея Яковлевичей, Алексея Григорьевича, (см. далее) и Василия Карповича. Четверо Мятлевых владели населёнными имениями в 1699 году. Сын Алексея Григорьевича (см. выше), Василий Алексеевич был, при Императрице Елисавете, генерал-поручиком по флоту и губернатором Сибирским; потом адмиралом и святого Александра Невского кавалер; умер в 1761 году, оставив двух сыновей: Василия Васильевича (рождение 21 февраля 1749 † 30 марта 1771), и Петра Васильевича (рождение 1756 † 18..), бывшего сенатором и Святого Александра Невского кавалер, женатого на графине Прасковье Ивановне Салтыковой (рождение 1772). У них дети: 1) Иван Петрович, действительный статский советник (рождение 1796 † 1844), женат был на Балк-Полевой, оставил двух сыновей; 2) Екатерина Петровна была за генерал-адъютантом (в последствии графом) Василием Васильевичем Левашовым; 3) София Петровна, за генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом Александром Павловичем Галаховым; 4) Варвара Петровна за генералом от артиллерии Ильёю Гавриловичем Бибиковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иоанникий, епископ Воронежский и Елецкий (Павлуцкий Иван Степанович) Родился в 1699 году в городе Тобольске в дворянской семье. Образование получил в доме родителей при помощи ученых монахов. В 1715 году (16 лет от роду) тайно ушел от родителей в Кодинский (Котский) монастырь. В 1719 году пострижен в монашество и оставался в монастыре на различных послушаниях. В 1723 году вызван в Тобольск, рукоположен во иеродиакона и оставлен при архиерейском доме, где в продолжение 25 лет занимал должность казначея и эконома. В 1743 году рукоположен во иеромонаха. С 1744 года – член Тобольской духовной консистории. В 1750 году возведен в сан архимандрита Енисейского Спасского монастыря. Вскоре был назначен членом Московской синодальной конторы. В 1758 году перемещен настоятелем Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. 6 декабря 1761 хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого. Скончался 2 января 1763 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 108. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 108. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 168, 838. Воронежские епархиальные ведомости. – 1871, 3. Православный собеседник. – Казань, 1905, май. – С. 97, прим. –»– 1908, май. – С. 620. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1879, октябрь. – С. 177. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 61. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 841. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 552. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 183. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никифор перев. из архим. Московского Богоявленского; в 1698 и 99 уволен. Был жив в 1701. Аарон , из патриарших иеромонахов, определён 12 мар. 1699, а в 1709 †. Георгий Зубин , из Спасского Казанского, 1709–11. Сергий , 1713–1727; † в начале 1727. Лаврентий перев. из Арзамасского Спасского, 1727–51. Два? Лаврентий Ясинский произведён 1746. (Ист. Академии Москов., 213). Сергий , 1755–58, † 10 июля. Мефодий определён в авг. 1758–1760; † ... Иона 25 нояб. 1760 перев. из Дудина, а 24 окт. 1767 – в Оранский. Геннадий 1767 перев. из Алатырского; до 1770. Варлаам в дек. 1770 перев. из Алатырского; до 1778. Александр , игум., 1778–96; архим. 1798, 1802–8. Аристарх произведён 22 июня 1809, а 19 авг. 1818 перев. в Московский Знаменский. Макарий , 1818–24. Иоаким , 1824–33; 28 апр. перев. в Московский Знаменский. Платон Казанский 28 апр. 1833 перев. из Московского Знаменского; † в Отроче мнтре. Иннокентий , 1833–44. Аполлоний , 1845–51; в мар. перев. в Симонов. Феофил , 1851–58. Паисий , 1859–60. Ювеналий Корюков , 1860–68; 6 окт. хирот. в епископа Михайловского (викария Рязанского). Лаврентий , 1869. 4 Спасский, в Арзамасе, известен с исх. XVI века. Ныне третьеклассный. [III, 260.] Игумены Сергий , 1585; † 1588. Геронтий , 1589. Тихон , 1593 и 94. Никифор , 1596. Тихон , 15 мар. 1604. Иов , 1607–14. Иосиф , 1615–21. Иона , 1624–31. Феодосий , 1633–44. Корнилий , 1646–1661. Иона , 1665–76. Нифонт , 1677–81; † ... Афанасий , 1682–93. Архимандриты Павел произведён из иеромонахов патриарших, 9 февр. 1694; по 1698. (Кажется, гораздо долее). Матфей Шушерин , в янв. 1713. 175 Анфиноген определён 25 авг. 1713–1716. Лаврентий , 1717–27, перев. в Благовещенский. Иоасаф , 1727–44. Давид , 1746–48. Иов Чернуцкий , 1757, из Лаврентиева монастыря (не долго). Амвросий . (Ист. Иер.). Каллистрат 24 апр. 1757 перев. в Переяславский Даниилов, а 1758 паки сюда из Никитского Переяславского; упом. 1761–67. Иоасаф , 1767–91; 14 июля перев. в Спасо-Евфимиев. Обер иеромонах флота Иоасаф посвящён в С.-Петербурге в игумены 17 дек. (sic) 1790. Следовательно, два Иоасафа было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43. Антоний Амфитеатров 31 окт. 1859 перев. из викариев Киевских, а 9 нояб. 1866 перев. в Казань. 44. Иоанн Соколов 9 нояб. 1866 перев. из епископов Выборгских (викариев С.-Петербургских); † 17 мар. 1869. 45. Серафим Протопопов 4 апр. 1869 перев. из викариев Новгородской епархии; 2 окт. 1874 перев. в Ригу. 46. Иосиф Дроздов 7 дек. 1874 перев. из викариев Литовских (епископов Ковенских). Монастыри 1 Авраамиев, в Смоленске, основан св. Авраамием (как утверждают) в отдалённой древности. Ныне второклассный. – Возобновлён в 1658 г. [III, 65.] Архимандриты Аарон определён 24 мар. 1658 (Ист. Иер., III, 66). Иосиф , 1659. Евстафий , в мар. (sic) 1670. Арсений , 1685–88. Константин , 1699, 1727 (sic), в янв. (sic) 1729, в мар. (sic) 1734. Пётр Маккавейский … Варфоломей Любарский , с 1738, а 29 июня 1745 перев. в Пафнутиев. Варлаам Иванецкий , 1761–78. Константин Соколовский вы 778 перев. из Смоленского Троицкого; по 1785. Пётр Можайский , с 1786, а 1792 перев. в Псково-Печерский. Аполлоний в 1792 перев. из Смоленского Троицкого, а 24 мая 1804 – в Вяземский Предтечев. Сильвестр Суходольский 25 мая 1804 перев. из Новгородского Кириллова, а в 1808 – уволен на покой. Павел Саббатовский в 1809 перев. из Смоленского Троицкого, а 18 февр. 1817 хирот. в епископа Слободско-Украинского. Сильвестр Цветков перев. из Смоленского Троицкого, 1817–21, 27 дек. хирот. в викария Новгородского. Михаил , 1822 и 23. Иннокентий Александров 2 авг. 1823 перев. из Старицкого Успенского: 19 мая 1832 хирот. в епископа Харьковского. Леонид Зарецкий , 1832–36, перев. в Могилевский Братский. Поликарп Радкович в 1836 перев. из Могилевского Братского, а с 1848 – в Афинах, при посольстве; с 5 июля 1853 епископ Одесский. Иосиф , 1848–51. Фотий , 1852–58. Моисой , 1859–61. Павел Лебедев , 1861–66, перев. в ректоры Самарской (?) семинарии; потом викарии С.-Петербургские. Нестор , 1869. 2 Предтечев и Вознесенский, в Вязме, основан св. Герасимом Болдинским в 1542 г. Ныне второклассный. [III, 679.] Игумены Симеон , 1542.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1691 Примечания составлены преимущественно с использованием аппарата греческого издания; дополнительно установлены отдельные цитаты и аллюзии (в основном из Священного Писания), не указанные в издании Куцаса, и добавлены некоторые ссылки на научную литературу. 1692 Здесь в значении «соглядатаи, лазутчики, дозорные, наблюдатели». Точно передать метафору, употребленную в этом и следующем предложении в двух контекстах, невозможно. 1693 Обычное в богослужебных текстах, вслед за пророком Малахией (3, 20 LXX; 4, 2 слав.), метафорическое мессианское именование Христа. Ср. с предыдущим трактатом Каллиста, § 2. 1699 ποδηγ ς, букв. «стоповодитель»; в PGL только однокоренные слова, но слово, хотя и редкое, не является неологизмом: его можно найти у древних поэтов и ряда церковных писателей (преимущественно Феодорита). 1701 Там же, I, 85//P. 339 Spetsieris; по рус. пер. слово 21, с. 94: «безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения». 1704 Это слово несколько раз встречается в трактате, но каждый раз приходится переводить его по контексту. Буквально оно означает «слитие», «слитность», подразумевается «с миром». Так, в одной из употребительных утренних молитв (седьмой, ко Пресвятой Богородице) оно встречается в выражении «мирскаго мя превышше слития сотвори». 1757 Традиционное типологическое толкование, встречающееся уже во II веке у св. Иустина Философа (Диалог с Трифоном-иудеем, 115//PG 6, 741 C – 744 A) и у других христианских авторов. Подробнее см.: Danielou 1950, 203–216. 1758 Букв. «поздний» (когда ужинают), потому «вечерний». Возможна богослужебная коннотация («свет невечерний»). 1761 Ис. 8, 9–10 . Это место из Исаии используется в известнейшем песнопении Великого повечерия (называемого у нас в просторечии «ифимонами» по искаженному началу припева μεθ μν, яко с нами Бог). Новая богослужебная аллюзия продолжает метафорический ряд. 1817 Ср.: прпп. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, 226 ( Α ται γρ εσιν κριζτριαι πντων τν παθν κα φυτετριαι πντων τν γαθν//SC 450, p.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010