Орнаментальные мотивы изразцов разнообразны, декоративно выразительны и в целом создавали образ райского цветения и изобилия. Внутреннее убранство собора XVII в. реконструируется с меньшей достоверностью. В центральной части храма сохранился керамический фриз с надписью: «О церковных таинствах». В алтаре под закрасками обнаружены изразцы фриза «павлинье око». В ротонде надпись в обрамлении орнаментальных поясов шла по всему периметру между 2-м и 3-м ярусами (от нее сохр. небольшой фрагмент на вост. стене). Текст надписи в ротонде, почти полностью утраченной в XVIII в., известен по описи 1685 г. Конец надписи реконструировал П. Д. Барановский по фрагментам, найденным в развалинах собора ( Баранова. 2002). О повсеместном использовании полихромных изразцов в декоре говорят и открытые при реставрации 10-х гг. XXI в. рельефные розетки для крепления паникадил в Голгофской ц. Кувуклия по описи 1698 г. выглядела так: «Во дворе церковном Гроб Господень, над ним пещера учинена палаткою, писана по обе стороны стенным письмом по чину Иерусалимскому. Над входными дверьми образ Спасов Нерукотворенный живописного письма…» Сопоставив это описание со свидетельством Витсена, можно сделать вывод о том, что стены Кувуклии были расписаны и снаружи и внутри - «по обе стороны». Снаружи Кувуклия была украшена изразцами в виде аркады. Окна обрамлены скромными наличниками. Первоначальный керамический декор собора сильно пострадал от переделок XVIII-XIX вв., а также от разрушений времен Великой Отечественной войны. Кувуклия Гроба Господня в Воскресенском соборе. Фотография иером. Диодора (Борисова). 80-е гг. XIX в. Кувуклия Гроба Господня в Воскресенском соборе. Фотография иером. Диодора (Борисова). 80-е гг. XIX в. Воскресенский собор стал не только копией храма Гроба Господня. Это «архитектурное сочинение» на темы священной географии и христ. мироустройства, «богословский трактат» в камне, наделенный духовно-просветительскими чертами. Он изобиловал текстами, выполненными во всех возможных материалах и техниках (камне, фреске, металле, керамике). Среди них - оригинальные (т. н. каменный путеводитель, частично восходящий к системе описания станций Крестного пути; изразцовое прославление воскресения Христова в ротонде; текст о церковных таинствах в крестовой части собора) и традиционные (храмозданные, надгробные, богослужебные) тексты, воспроизведенные в формах, сейчас не всегда восстановимых (медные доски с тропарями на кровле Кувуклии). В текстах т. н. каменного путеводителя, размещенных во всех ключевых точках огромного собора, отражена острая потребность создателей собора соотнести величайший прообраз с его подмосковной копией, зафиксировав различия и подчеркнув, что они возникли не случайно, а намеренно, в стремлении построить улучшенную версию всеобщей святыни христиан.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Архитектурная поверхность барочной К. могла быть трактована гротескно: напр., в ц. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме (1634-1667, архит. Ф. Борромини) в изогнутые кессонированные К. вписаны фронтоны. Живописная декорация, дематериализующая архитектурную форму, также была популярна в эпоху барокко: в К. придворной капеллы в Версале (1698-1710, архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. де Котт) было написано «Вознесение Господне»; иллюзионистическая фреска украсила К. капеллы епископской резиденции в Вюрцбурге (1719-1753, архит. Б. Нойман). Для К. эпохи классицизма характерны антикизированная форма и декор в виде кессонов. Они получили широкое распространение в церковной архитектуре, напоминая об имп. храмах раннего христианства, а именно о базиликах в Риме и Иерусалиме. К. с декором в виде кессонов встречается в низких иконостасах, царские врата которых стилизованы под триумфальную арку (иконостасы по проектам М. Ф. Казакова для дворца имп. Екатерины II на Пречистенке, для архиерейского дома в Чудовом мон-ре на территории Московского Кремля, 70-е гг. XVIII в., не сохр.). К. над царскими вратами иконостаса Троицкого собора Александро-Невской лавры (проект И. Е. Старова, 1774-1776; исполнен Л. Пинкетти в 1786-1790) напоминает о рим. имп. базиликах. От этих произведений, вероятно, ведут свое происхождение необычные фальшь-К. из дерева, к-рые сохранились в конструкциях провинциальных рус. иконостасов: в ц. Преображения дер. Никола-Высока (1820, Весьегонский р-н Тверской обл., см.: СПАМИР. 2013. С. 92), в ц. Всех святых в Туле как имитация каменного свода в интерьере (1776-1825, иконостас - 1820); в ц. Св. Троицы в с. Пятине Инзенского р-на Ульяновской обл. (бывш. Симбирская губ., 1823-1832, архит. М. П. Коринфский (?)). К. широко применялась и в светском строительстве, напр. в зале с лестницей в Холкем-холле, графство Норфолк, Англия (30-е гг. XVIII в., архит. У. Кент); в кабинете «фонарик» Павловского дворца под С.-Петербургом (1807, архит. А. Н. Воронихин ). Применение К. прекратилось с упадком классической традиции в архитектуре, а также с появлением новых технологий на рубеже XIX и XX вв.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

стене от алтаря ко входу - Серафим Саровский и Нил Сорский, Мефодий Пешношский и Савва Сторожевский, Антоний Печерский и Феодосий Печерский. На столбах - ростовые фигуры воинов и мучеников. Иконы для 3-рядного иконостаса 1-го деревянного Успенского храма мон-ря, возможно, были созданы иконописцем Дионисием в Москве по заданным размерам (реконструкцию иконостаса см.: Архит. ансамбль. 1989. С. 59-60). К освящению в 1485 г. второго, уже каменного собора Дионисий с мастерами возглавляемой им артели написал иконостас. В описи мон-ря 1545 г., приводящей сведения о составе и виде иконостаса каменного храма, неоднократно указано «письмо Дионисьево». Согласно этой описи, иконостас составляли 9 икон поясного Деисуса, над ними 19 икон праздничного ряда и фланкирующие образ Божией Матери «Воплощение» (по описи 1572 г.) 6 икон пророческого ряда, на каждой из которых было представлено по 2 пророка. «В заворот» от икон деисусного ряда, соответственно у юж. и сев. стен, были помещены «на уских иконах» образы столпников. Кисти Дионисия принадлежали также иконы местного ряда («Богоматерь Одигитрия», 2 иконы «Успение Пресв. Богородицы» т. н. облачного и краткого изводов, ростовые образы ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца) и царские врата с изображением Благовещения и евангелистов, а также надвратная сень с образом Св. Троицы (ЦМиАР) ( Голубцов А. П. Мат-лы для истории древнерус. иконографии// Он же. Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. Посад, 1911. С. 119-121). В 1740-1748 гг. взамен первоначального иконостаса (90-е гг. XVII в., работа московского резчика Евсевия Леонтьева), к к-рому «потребовалось прибавить новые иконы пророческие и праотеческие», был сооружен новый позолоченный каркас иконостаса ( Виноградов. 1898. С. 24). В создании иконостаса принимал участие иконописец Оружейной палаты И. Алексеев (РГАДА. Оп. 3. Ч. 3. Ед. хр. 42). О виде прежнего иконостаса можно судить по сохранившемуся нижнему ярусу, который богато декорирован «флемской» резьбой (от нем. flämisch - фламандский) с прорезными колонками и картушами, включающими элементы растительного орнамента (основной мотив - виноградная лоза). Иконостас сер. XVIII в. с чертами барокко более лаконичен по стилистике, его оформление дополняла круглая скульптура (не сохр.), снятая в 1847 г., в период обновления иконостаса. Пять рядов традиционного по составу высокого иконостаса с иконами сер. XVIII в. завершал нетипичный, 6-й ряд - святительский чин с оплечными образами в медальонах, написанными в 1698 г. иконописцами из Осташковской слободы братьями Фомой и Василием Потаповыми.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Каменный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы в вост. части ограды на св. вратах возведен на месте одноименной деревянной церкви (построена между 1646 и 1678). Строительные работы начались по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 6 июня 1698 г. на средства посадского человека Григория Авдеева Ширяева. В 1702 г. храм числился построенным и освященным. Представлял собой квадратный одноглавый четверик с папертью. Богослужение в храме совершалось раз в год, в престольный праздник. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника. Фотография. 2005 г. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника. Фотография. 2005 г. Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника была возведена в сев.-вост. углу мон-ря по «обещанию» посадского Ивана Авдеева, сына Ширяева. Строительство началось по указу царя Петра I и по грамоте митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 24 мая 1710 г., освящена 24 мая 1716 г. Церковь представляет собой бесстолпный односветный четверик на подклете, увенчанный главой, с апсидой на востоке и трапезной на западе. Вход в трапезную с юж. стороны в виде крыльца с мощными резными столбами, лестницы с арочными проемами по сторонам. Сев. и юж. фасады четверика и трапезной, а также апсида оформлены небольшими полуциркульными окнами с наличниками в виде колонок с дыньками и ступенчатыми фронтонами сверху. Все фасады храма декорированы фризом из поребрика и карнизом над ним; стены четверика завершают ряд килевидных кокошников и карниз. По описанию 1686 г., в Г. м. находилась деревянная колокольня на 2 столбах, в 1702 г. упомянута каменная колокольня, возведенная, вероятно, в 90-х гг. XVII в. у сев.-зап. угла Троице-Никольского собора. Она представляет собой типичную для Гороховца архитектурную композицию: на квадратном в плане основании (где находилась кладовая) возведен высокий восьмерик (с 1884 с ризницей), ярус звона к-рого имеет арочные проемы и завершен шатром с небольшой главкой. Каждая грань шатра украшена 3 слухами, декорированными фигурными наличниками. Колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166259.html

В XVII в. западнорус. типографии выпустили 5 изданий «Диоптры» В.: Евье, 1612 и 1642; Кутеин, 1651 и 1654 (часть тиража 1654 - вместе с типографией и братией кутеинского оршанского в честь Богоявления Господня мон-ря , переведенной в валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рь ,- оказалась во 2-й пол. 50-х гг. XVII в. в пределах Московского гос-ва); Могилёв, 1698. Начиная с 1642 г. издание сопровождалось дополнениями. «Диоптра» В., подобно др. сочинениям и изданиям острожского кружка и западнорус. изданиям кон. XVI - 1-й пол. XVII в., пользовалась популярностью в старообрядческой среде и дважды (?) переиздавалась (по кутеинскому изд. 1651) в кон. XVIII в.: Клинцы, 1781 и 1786 ( Вознесенский А. В. Кириллические издания старообрядческих типографий кон. XVIII - нач. XIX в.: Кат. Л., 1991. С. 131, 288; изд. 1781 г. известно лишь по библиографии - Там же. С. 143. Прил. 28). В XIX в. «Диоптра» В., по крайней мере дважды, переводилась на рус. язык. В 1861 г. перевод был выполнен в Н. Новгороде диак. Стефаном Буилло-Вельбудовым (не издан, сохр. в автографе - Афон, Русский Пантелеимонов мон-рь. Слав. 35; см.: Турилов А. А. Малоизвестные системы восточнослав. книжной тайнописи XV-XIX вв.//АЕ за 1992 г. М., 1994. С. 106-108). Перевод снабжен новыми стихами после глав, принадлежащими перу переводчика, и его же одой «Триипостасное Божество», написанной под влиянием поэзии Г. Р. Державина . В 1899 г. под заглавием «Диоптра, или Духовное Зерцало» был опубликован сокращенный пересказ сочинения В. (авторство ошибочно приписано афонским старцам) с приложением сочинения прав. Иоанна Кронштадтского «О суете мирской жизни» (переизд.: СПб., 1996). Помимо «Диоптры» исследователи предположительно атрибутируют В. (на основании близости образной системы) анонимный западнорус. полемический антилат. виршевый комплекс кон. XVI - нач. XVII в., известный помимо изданных списков (Украïнська noeзiя, kih. XVI - поч. XVII ст. К., 1978) также по рукописи того же времени, хранящейся в НБ МГУ. В 1-й пол. 20-х гг. XVII в. комплекс был переложен на церковнослав. язык и отредактирован И. А. Хворостининым (СККДР. СПб., 2004. Вып. 3. Ч. 4: Т-Я. Доп.); известен в ряде списков XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/158826.html

С сер. XVI в. в монументальной живописи появились краткие циклы жития В. С. с изображениями основных событий, связанных с Крещением Руси. Наиболее ранние из них относятся к украшениям кремлевских построек в эпоху Иоанна IV: в составе росписей Золотой палаты - сцены прений о вере, пребывания послов В. С. в Царьграде, Крещения В. С. и сокрушения идолов в Киеве ( Забелин. Т. 1. С. 175). Более подробный цикл был помещен в лоджии Архангельского собора (1564-1565), где, в частности, были изображены сцена со взятием Корсуни, слепота В. С. и Крещение киевлян. Истории Крещения Руси были посвящены и монументальные циклы 2-й пол. XVII в. в приделе равноап. кн. Владимира в Успенском соборе Ярославля (1674, росписи не сохр., см.: Брюсова В. Г. Рус. живопись 17 в. М., 1984. С. 119) и в юж. галерее Воскресенского собора в Романове-Борисоглебске (ныне Тутаев, 1679-1680). В роспись галереи собора Новоспасского мон-ря в Москве включены сцены Крещения В. С. и кнг. Ольги, соотнесенные с изображениями этих же святых, поливающих родословное древо рус. государей. Иконография В. С. в украинском искусстве В средневек. искусстве Украины изображения В. С., как и князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, практически неизвестны. Интерес к их образам возник лишь в XVII в. Чаще всего изображения В. С. встречаются в книжной гравюре: едва ли не самый ранний пример - гравюра киевского издания праздничной Минеи (Анфологиона) 1619 г. (о нем и др. укр. изданиях см.: Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ГБЛ. М., 1976. Вып. 1: 1574 г.- 1-я пол. XVII в.; М., 1981. Вып. 2. Ч. 1: Киевские изд. 2-й пол. XVII в.; М., 1990. Вып. 2. Ч. 2: Львовские, новгород-северские, черниговские и уневские изд. 2-й пол. XVII в.). Полуфигурное изображение князя в медальоне, с крестом, мечом, в шубе и городчатой короне точно повторяет рус. образец и свидетельствует об отсутствии собственно укр. иконографической традиции. На знакомство укр. мастеров с рус. иконографией указывает и икона «Владимир, Борис и Глеб» из пос. Ратно Волынской обл. (кон. XVII в., НХМУ,- Miliayeva L. The Ukrainian Icon. Bournemouth; St.-Pb., 1996. Pl. 1), следующая традиц. рус. схеме с фигурами Бориса и Глеба по сторонам от В. С. Однако сам иконографический тип В. С., как и во мн. др. укр. памятниках, претерпевает изменения, связанные с западноевроп. воздействием: В. С. представлен в шубе на горностаевом меху (знак княжеского достоинства), в «геральдической» закрытой княжеской короне, со скипетром и крестом. В ряде произведений (напр., гравюра из Цветной Триоди 1685 г., напечатанная в черниговской Троицко-Ильинской типографии) в число атрибутов В. С. входит держава. Тип лика В. С. в укр. памятниках зачастую сильно отличается от рус. произведений, напр. широкой окладистой бородой: икона Ивана Рутковича из Н. Скварявы (1697-1698, НМ(Л) - см.: Откович В., Пилип " юк В. Украïнська ikoha XIV-XVIII ст. Льbib, 1999. Илл. на с. 92). В надписях на нек-рых произведениях В. С. именуется царем.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Богородицы (XVII в.); Казанская икона Божией Матери «монастырского письма, совершенно потемневшая от времени» (XVII в.); резные царские двери (XVII в.); Евангелие (М., 1657) «ветхое, в триповом окладе»; Евангелие (М., 1685) «в ветхом бархате», украшенное чеканными изображениями Распятия и евангелистов; Евангелие (М., 1698), украшенное позолоченными чеканными Деисусом и изображениями евангелистов, драгоценными камнями в серебряных гнездах; Евангелие (М., 1779), украшенное серебряными чеканными изображениями; серебряный крест с вложенными частицами мощей (1638); серебряный чеканный крест (1777); серебряный наперсный крест с частицами мощей прп. Ефрема Сирина и мч. Прокопия; серебряный наперсный крест с частицами мощей апостолов Матфея, Луки, вмч. Пантелеимона, мц. Христины; серебряный крест, в к-рый вложена «персть от гроба» прп. Александра Свирского; серебряный ковчежец с несколькими частицами мощей; медный ковчежец с частицей от «Гроба Господня, да персть из вертепа, где Господь родился»; неск. нагрудных образков; 2 антиминса (освящены архиеп. Суздальским Филаретом в 1657 и еп. Суздальским Геннадием (Драницыным) в 1765); серебряное кадило (вклад 1663 г. кнг. М. С. Щербатовой) и др. серебряная утварь ( Косаткин. 1906. С. 189-191). В ризнице также находились «изображение раки и мощей» свт. Митрофана Воронежского, «оттиснутое на алом бархате, и из алого бархата скуфья с главы мощей сего святителя, с оттиснутою на ней иконою Пресвятой Богородицы Одигитрия» - дар на «молитвенную память святителя о питавшей его обители» архиеп. Воронежского св. Антония (Смирницкого) . Согласно надписи на доске (сохр. до 1917) на юж. стене Успенского собора, под храмом было погребено неск. представителей «окрестного поместного дворянства» (Там же. С. 188). В храме имелась гробница над погребением кнг. П. А. Щербатовой. В Преображенском приделе и рядом с ним были погребены представители боковой ветви рода Шереметевых, в т. ч. графы Сергей Алексеевич (1721-1769), Михаил Сергеевич (1748-1803) и Федор Михайлович (1787-1821).

http://pravenc.ru/text/199979.html

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ (Орбелиани) [груз. ] (1672, с. Тандзия, царство Картли (ныне в муниципалитете Болниси, Грузия) - 22.08.1732, Москва), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель. Род. в многодетной семье влиятельного феодала Вахтанга Орбелиани-Капланишвили, брата супруги царя Картли Вахтанга V (Шах-Наваза). Отца Н. называли «судьей Грузии, братом матери царей и государей Картли и Кахети». Мать Н. (имя не сохр.) была дочерью Арагвского эристави Заала, руководителя Бахтрионского восстания (1660) ( Чиковани. 2011. С. 3). Также Н. приходился младшим братом известному груз. церковному деятелю мон. Сулхану-Сабе (Орбелиани) (Иверия. Тифлис, 1898. 127. С. 4 (на груз. яз.)). Груз. писатель кон. XVIII - 1-й трети XIX в. царевич Иоане Багратиони называл его «искусным в философских науках и опытным в Священном Писании», а также указывал на то, что он «составил множество ямбов для святых и другие письменные сочинения, которые до сих пор очень ценятся» ( Багратиони. 1982. С. 164). Образование Н. получил в Тбилиси, во дворце католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Николая IX (Амилахвари) . Юноша основательно изучил грамоту, церковные (Свящ. Писание, пение, типикон и др.), естественнонаучные и философские предметы (Николоз Тбилели (Орбелиани). 1884). В 1688 г. царь Картли Георгий XI, организовавший восстание против власти персов, был изгнан из Картли, вместо него на картлийский престол иран. шах поставил представителя кахетинской ветви Багратиони, внука царя Кахети Теймураза I - Ираклия I. Вместе с царем царство Картли были вынуждены покинуть и его сторонники, в т. ч. семейство Орбелиани (История Грузии. 1943. С. 324-325). Считается, что в это время Н. вместе с братом Сулханом отправился в монашескую пустынь Гареджи , где в мон-ре Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи они приняли постриг (18 марта 1698). Вскоре Н. был рукоположен во иерея: в источнике 1703 г. он упоминается уже как иеромонах. В том же году престол Картли вновь занял Георгий XI, с этого времени началось продвижение Н. в системе церковной иерархии Грузии ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 345). В 1703-1714 гг. Георгий XI находился в Иране; царством Картли управлял его племянник Вахтанг Леванович (царь Картли Вахтанг VI (1716-1724)). Н. неотступно находился рядом с царевичем, поддерживал его и был его первым помощником. Благодаря трудам Н. в Тбилиси была устроена типография, стали издаваться книги, редактором к-рых был Н. Так, в предисловии к изданному им Четвероевангелию (1709) Н. указывал, что в рукописях книг, к-рые он готовил к печати, содержалось много ошибок, и ему было поручено выявить и исправить их ( Иоселиани. 1990. Т. 1. С. 222). Также в этот период вышли в свет Псалтирь (1709) и Молитвослов (1710).

http://pravenc.ru/text/2566000.html

Построил семинарскую ц. во имя святых Михаила и Феодора Черниговских по плану, утвержденному архиеп. Малороссийским и Черниговским Виктором (Садковским) (реконструирована в 1865-1866; здание сохр.). М. собирал на неск. дней кандидатов на церковные должности, проводил с ними занятия; ссорившимся клирикам устраивал очную ставку и стремился помирить увещаниями; помогал неимущим, в т. ч. содержал за свой счет 2 бедных семинаристов из числа лучших по успеваемости. С 24 янв. по 11 марта 1805 г. совершил 1-й выезд в епархию, в Остерский и Козелецкий уезды, и с Высочайшего соизволения посещал Киев для поклонения святыням. 18 нояб. 1806 г. возведен в сан архиепископа. 12 авг. 1806 г. составил завещание (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 1698. Л. 3-6 об.); в прибавлении к нему 13 дек. 1813 г. указал похоронить себя в Чернигове, «от Троицкой церкви по правую сторону, близ гроба достопочтенной матери моей Ирины». Указом от 30 мая 1813 г. Синод поручил М. лишить архиерейского сана и священства архиеп. Могилёвского Варлаама (Шишацкого) , присягнувшего в 1812 г. Наполеону, «по будущему его пребыванию в Черниговской епархии». Приведение указа в исполнение состоялось, согласно рапорту М. в Синод, 29 июня 1813 г. в Спасском кафедральном соборе Чернигова «при собрании монастырских настоятелей, градского духовенства и светского начальства» (Там же. Ф. 796. Оп. 93. Д. 972. Л. 364-365). 2 дек. 1813 г. М. был вызван для присутствия в Синод; в С.-Петербурге жил на Ярославском подворье. Во время остановки в Москве побывал в храме св. Иоанна Воина и нанес визит всем членам причта. С авг. 1814 г.- член Комиссии духовных училищ. 12 марта 1815 г., при 1-м избрании «сердобольных вдов», посвящающих себя уходу за больными, служил молебен и говорил поучение в присутствии имп. Марии Феодоровны. В Черниговскую епархию отправился 20 нояб. 1816 г. и пребывал там 4 месяца (прибыл в Чернигов 16 дек. 1816). В янв. 1817 г. посетил Киев, затем совершил объезд епархии. После кончины архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) с 15 февр.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010