Колокольня выстроена в московских традициях с прямым шатром. Имеет ту же высоту, что и основной объем, не споря с ним, но дополняя ансамбль. Хорошо сохранились не тронутые ни вандалами, ни молниями кованые главы и кресты. Трапезная более поздняя, фукциональна и проста, с большими классическими окнами, имеющими полукруглое завершение. Внутри церковь очень строга и аскетична, штукатурка просто побелена известью без каких-либо фресок. Церковь бесхозная, безлюдная. Несмотря на прямую видимость райцентра Юрьева, рядом с ней нет селений, не пасут скот, все сельхозугодья под машинной обработкой, нет дорог. с. Даниловское. Церковь Благовещения Село Даниловское уже не существует. На возвышенности в поле стоит церковь Благовещения. От неё открывается прекрасный вид на г. Юрьев-Польской. Даниловское находилось от города в шести километрах, раньше стояло при пруде. Оно было вотчиной Юрьевского Архангельского мужского монастыря и принадлежало ему ещё в XVI в., на что имелись жалованные несудимые грамоты от Иоанна Грозного и от Феодора Иоанновича, а после того, как они сгорели, грамоту дал в 1625 г. царь Михаил Феодорович. Во владении монастыря Даниловское оставалось до 1764 г.  В XVII в. церковь в селе была в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в окладных книгах патриаршего приказа под 1654 г. она записана «прибылою» и по письму и дозору Леонтия Молвянинова дани на неё положено «двадцать три алтына и десятильничих гривна». Зданием церковь была деревянная.  В 1764 г. усердием московского купца Зиновия Иванова Коркотина и прихожан заложена ныне существующая каменная церковь. Окончена строением и освящена в 1772 г. Престолов в ней два: в холодной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в тёплом приделе – в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня и ограда каменные.  Из старинной церковной утвари заслуживал особенного внимания напрестольный сребропозлащенный крест 1773 г. с частицами святых мощей. Замечательны по древности были два Евангелия, одно печати 1697 г., другое 1771 г.; книга с надписью «От сотворения мира лета 7201 марта в 6 день сия книга Тримесяцы сентябрь, октябрь и ноябрь села Даниловского священника Дмитрия Фёдорова.

http://sobory.ru/article/?object=02711

Храм Рождества Христова (Васильевское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова в деревне Васильевское сочетает своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов, черты барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении — это делает храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия. Содержание История [ править править код ] Впервые храм Рождества Христова упомянут в Писцовой книге Окологородного стана Серпуховского уезда в 1627 году: «…село Телятьево на речке, на Московке. А в нем церковь Рождество Христово клетцкипуст, попа и пенья нет, на помещиковой земле». Отсюда следует, что храм мог существовать до этой даты, и успел прийти в запустение. Телятьево принадлежало тогда Ивану Ивановичу Раевскому. В 1680 году оно перешло к зятю Раевского Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву, который начал хлопотать о сооружении нового храма. В 1697 году был выдан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Рождества Христова в серпуховском уезде, что в селе Телятьеве. Уже в XVII столетии при храме состоял причт — священник и дьячок. В 1702 году снова выдан антиминс к новопостроенной церкви. В 1729 году новый владелец Телятьева полковник (в поздних документах названный бригадиром) Сильвестр Данилович Гурьев подал прошение в Синодальный казеннный приказ о разрешении строительства каменного храма, так как «оная церковь весьма обветшала и за ветхостию служить в ней опасно». Разрешение на строительство было получено и уже в 1731 году брат храмоздателя Федор Данилович Гурьев просил Синодальный казенный приказ разрешения освятить каменный новопостроенный храм. Церковь Рождества велено было освятить архимандриту Высоцкого монастыря Герасиму. В 1772 году дочь С. Гурьева соорудила отдельно стоящую двухъярусную колокольню, которая была соединена с храмом арочным перекрытием. В помещении колокольни был освящен теплый придел во имя святого Сильвестра, папы Римского — небесного покровителя основателя каменного храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Куйбышев (Каинск). Кафедральный собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое поселение (недалеко от места современного города Куйбышева) было основано в 1722 году как военное укрепление - Каинский Пас для защиты местного населения. Рядом с форпостом выросла слобода Каин, которая в 1772 году была перенесена на место нынешнего города. В 1782 году поселение было преобразовано в уездный город Каинск. Летом 1903 г. в Каинске была заложена пятая церковь. В городе до этого уже были построены четыре храма: Спасский собор, Духовская кладбищенская церковь, Никольская гимназическая церковь и Иннокентьевская тюремная церковь. Строительство Иоанно-Предтеченской церкви велось на пожертвования вдовы каинского купца 1-й гильдии Ивана Васильевича Шкроева - Александры Ивановны. По завершении строительства был совершен осмотр церкви исполняющим должность губернского архитектора Кондаковым и младшим инженером Строительного отделения Томского губернского управления А.Д. Крячковым (в последствии известный сибирский, а затем новосибирский архитектор) в присутствии настоятеля Спасского собора протоиерея Николая Вавилова. 18 ноября 1904 года архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (Невский) освятил новосооруженный храм во имя святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. На колокольне храма размещалось шесть колоколов, самый большой них весил 1697 кг. Приход Иоанно-Предтеченской церкви составлял город Каинск и к 1911 году насчитывал 551 человек. В храме служили один священник и один псаломщик. Данные метрических книг показывают, что священниками Иоанно-Предтеченской церкви в разные годы состояли: Трифон Савицкий (1904-1909 гг.), Евгений Белоруссов (1909-1925 гг.), Николай Сырнев (с 1925 г., позднее - протоиерей, настоятель Успенской церкви г. Новосибирска), диаконами: Михаил Покровский (1913-1916 гг.), Иоанн Псарев (1916-1922? гг.), Филипп Денисов (1925-1927 гг.), псаломщиками: Михаил Голиков (1906-1907 гг., с 1907 по 1908 гг. диакон при этой же церкви), Алексий Филимонов (1909-1910 гг.), С. Новичков (1910-1911 гг.), Алексий Устинов (1911-1913 гг.) В настоящее время имеются биографическими сведениями о священнике Евгении Белоруссове и диаконе Михаиле Покровском.

http://sobory.ru/article/?object=23100

Могилевский Свято-Никольский женский монастырь пребывает до нашего времени. Известно, что первоначально монастырь находился при обычной приходской церкви Свт. Николая. В 1636г. король Владислав IV дал обители подтвердительный привилей. В 1667г. была заложена каменная церковь на окраине города. Могилевская епархия была учреждена 1 ноября 1632 года, будучи выделена из Полоцкой епархии. Могилевский Преображенский или Спасский монастырь с 1632 г. грамотой Владислава IV был назначен для пребывания в нем православного епископа. Основание на этом месте Спасской соборной церкви относится к тем временам, когда Могилев еще находился под властью Полоцких архиереев. После присяги Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу началась война за Малороссию между Московским государством и Речью Посполитой. В середине XVII в. иезуиты покушались отобрать Спасский монастырь и уничтожить православную епископию в Могилеве, а король Ян Собесский принуждал могилевчан к унии. В 1697 г. Могилевским епископом стал Серапион (или Серафим) Полховский. Он как и многие его преемники во всей мере испытал на себе тяжесть гонения на Православие. Могилев именовали не иначе как «гнездом схизмы». Архипастырем Могилевской епархии с 1755 по 1795 был выдающийся православный святитель Георгий Конисский. По его собственным словам 17 лет своего епископства он боролся с волками, а затем 22 года мирно жил с овцами (в 1772 г. Могилев отошел к России). Стараниями свт. Георгия в Могилеве была открыта духовная семинария и возрождена типография. После первого раздела Речи Посполитой, когда значительная часть православной белорусской паствы оставалась «за границей» свт. Георгий ходатайствовал об открытии православной епархии в Слуцке, а затем Минске (1793). Одним из замечательных трудов преосвященного был исторический свод прав и привилегий Православной Церкви в Речи Посполитой, начиная с времен самостоятельных князей литовских. Могилевская епархия была упразднена в 1937 году. Воссоздана в июне 1989 года. В 1990 году из ее состава была выделена Гомельская епархия, после чего епархия ограничивалась территорией Могилёвской области. 24 декабря 2004 года последовало выделение из неё Бобруйской епархии. Настоящее время [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёв

Знаменский пишет: «При их поддержке возвысились потом воспитанники московской академии: Гавриил Петров, в 1763 году посвященный в епископа тверского, а в 1770 г. сделанный архиепископом петербургским, – архиерей-аскет, мудрый, скромный и исполнительный в делах; Платон Левшин, в начале правления Екатерины бывший ректором академии, человек живой, впечатлительный, возбуждавший общия к себе симпатии, великий оратор и первая знаменитость своего века; Екатерина сделала его придворным проповедником и законоучителем наследника Павла Петровича; с 1768 г. он был членом Снода, а с 1770 г. епископом тверским после Гавриила. В 1763 г., по смерти Гедеона, псковским епископом был назначен тоже видный Великорусс Иннокентий Нечаев. Эти лица участвовали в исполнении всех первоначальных действий правительства по церковным вопросам. Димитрий и Гедеон благополучно провели дело о секуляризации церковных вотчин; Гавриил, Иннокентий и Платон, по поручению правительства, в 1766 г. занимались составлением обширного проекта о преобразовании духовных школ, не приведенного впрочем в исполнение, и рассматривали написанный Екатериною Наказ комиссии о составлении нового Уложения; Димитрий, а по смерти его Гавриил были представителями Святейшего Снода в самой комиссии». В это царствование воронежскую кафедру возглавлял Святитель Тихон (Соколов), сын бедного дьячка, родившийся в 1724 г. в с. Короцке, новгородской губ. Окончил он в Новгороде семинарию, был в ней учителем и ректором. В 1761 г. поставлен был викарным епископом кексгольмским. Ревностно управлял воронежской епархией, заботился о духовном просвещении, боролся с остатками язычества. Он старался развить пастырей в духе истинно-христианского понимания; на священников пытался воздействовать добрым словом и примером. В 1667 г. он уволился на покой в Толшевский, потом Задонский мон. Преставился он в 1783 г. Деятельность этих иерархов будет освещена и в следующих главах. Иерархи малороссы постепенно теряли свое значение. Самым крупным из них был Арсений Мацеевич , митрополит ростовский (1697–1772), упоминаемый в дальнейшем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Андроник , строит. (sic) 1534 Исаия , 1588. Иродион , 1593.      Эти не Заозерские-ль? Давид , 1599. ??Св. Паисий † 1604. Исаия , 1606–8. Боголеп , 1613–25. Феодорит , 1628–31. Фирс определён 30 мая 1634, 1635, 1637, 1638. Кирилл , 1647–58 окт., в июле 1659, 1660, 62, уволен. Сергий , в февр. 1664, в дек. 1674. Сильвестр , 1677, 79, 1684–89; † … Феодосий , в окт. 1692. Филарет Наумов , 1697–1704, 11 мар. отставлен, за беспорядки. Иоасаф , 1704–8, уволен 23 мар. Боголеп определён 23 мар. 1708–1710. Филарет (паки) 1712–17. Павел , 1719–29. Никодим определён 9 мая 1729; † 5 авг. 1738. Симеон , 1741–47. Андроник 1754 перев. в Костромской Богоявленский. Феофан 1760 перев. из Железноборовского; по 1771. Игумены Тимофей , 1771 и 72, перев. в Спасо-Геннадиев. Иосиф перев. из Спасо-Геннадиева, в 1772–80. Нил 1790 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , 1794–96, после архим.; в авг. 1801 перев. в Устюжский Архангельский. Архимандриты Анатолий Ставицкий , из префектов Киевской акад., с 1801, а в 1802 перев. в Борисоглебский на Устье. Август определён 1802, а 1809 перев. в Костромской Богоявленский. Парфений , 1810–14. Гедеон , 1819–26. Амфилохий перев. из Луховского Тихонова, в 1826 и 27. Макарий 1827 перев. из Александровского Свирского; † 1832. Никанор , 1832–37. Дионисий Муравьев перев. из Кривоезерской пустыни, в 1837–39, перев. в Макариев Унженский. Игум. Владимир в 1840 перев. из Чухломского Авраамиева; до … – Серафим , 1846–55. – Феоктист , 1856–60. – Митрофан перев. из Железноборовского, 1860–69. Игумены Вассиан , 1509. Варлаам , 1591–1606. Иродион , в янв. 1614. Дионисий , 1623, 34, 35. Сергий , 1646–48. Паисий (строит.) 1678. Пафнутий (строит.) 1684, 1703–7. Варфоломей (строит.) 1722. Мнтрь был упразднён в февр. 1726. Иона (строит.) 1740. Козма (строит.) 1749. Мнтрь обращён в домовый синодальный. Игумены Афанасий , 1335, 1354, 72.       Оба упом. в баснословном Прохор , в исх. XV века.       Соль-Галицком летописце. Мисаил , 1580. Макарий , 9 февр. 1598. Иоаким , в февр. 1600–1617.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть темы, которые напрямую не касаются сущности Церкви, но тем не менее при разговоре о ней нередко поднимаются, вызывая смущение. В настоящее время верующим часто приходится слышать недоумения и обвинения в адрес Церкви по поводу того, что она сблизилась с государством, «срослась» с ним, тем самым потеряв свою свободу, и вот-вот превратится в еще один государственный институт, как было в синодальный период 12 ее истории. Что можно на это сказать? Святейший Патриарх Кирилл так ответил на подобные опасения в декабре 2012 года: «Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе с государством. Она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью, с тем чтобы через сотрудничество с властью в том числе служить этим высоким целям, которые перед ней стоят». Что касается синодального периода, то и тогда Церковь жила всей полнотой жизни, не переставая быть Церковью. Именно в то время, например, зародилось такое явление, как старчество, ставшее одной из основ великой отечественной культуры. Появились славянофилы, не имевшие абсолютно ничего общего с сегодняшними националистами и так называемыми выразителями русской национальной идеи. В синодальный период подвизались такие величайшие святые, как преподобные  Серафим Саровский 13 (1754 или 1759 – 1833) и Амвросий Оптинский 14 (1812–1891) или святитель Арсений (Мацеевич ; 1697–1772), который находил возможность протестовать против государственной деспотии. Именно в XIX веке произошел расцвет русской литературы. Можно вспомнить о святителе Филарете 15 (Дроздове; 1782–1867) – авторе окончательной редакции манифеста о крестьянской реформе и отмене крепостного права. Поэтому говорить о синодальном периоде как о времени, когда Церковь была лишена свободы, можно лишь в том смысле, что она лишилась патриаршества, но, даже отчасти утеряв самоуправление, Церковь оставалась духовно свободной. Во многом этот парадокс объясняется тем, что российская государственность была православной и русские государи, как и общество в целом, исповедовали Православие. Куда более грозным испытаниям Церковь подверглась во времена безбожной советской власти. Но свободу, которую Господь даровал человеку, нельзя было отнять даже в тюрьмах и лагерях, даже под страхом чудовищных репрессий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

В 1973 г. при ремонтных работах на нижнем этаже Успенского собора было вскрыто захоронение И. До этого времени усыпальница собора не вскрывалась, все находки, в т. ч. облачения, относятся ко времени погребения митрополита в 1671 г. (отреставрированы в 70-х гг. XX в., в 1992 переданы Астраханской и Енотаевской епархии): палица с шитым изображением «Успение Богоматери» (47×49 см); поручи из коричневой парчи с красным узором (32×15 см); 2 полотна итал. камки коричневого цвета с цветочным узором; фрагмент персид. голубой ткани (37×31 см); 2-сторонняя печать из красного сургуча (4,5×4 см), на лицевой стороне рельефный образ Богоматери, на оборотной - благословляющая десница; стеклянная елейница. Напрестольный деревянный крест с вкладной надписью (нач. XVII в.) обложен серебряной басмой, верхняя пластина чеканная, с рельефными изображениями: в центре - Распятие, слева и справа - фигуры предстоящих (по 2 с каждой стороны), ниже - образ сотника св. Лонгина в воинских доспехах, в верхней части - 3 серафима, нижняя - орнаментирована. На обороте на верхней крестовине набита серебряная пластина с надписью: «Лето 1666 февраля в 24 день построил сей крест великий господин преосвященный Иосиф архиепископ Астраханский и Терский». Фрагменты посоха XVII в. находятся в Астраханском гос. объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике. Лит.: Марков А. С. Астрахань: Иконы, коллекции, открытия: Записки собирателя. Астрахань, 2004. С. 104-112. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/578416.html

Еще до открытия мощей в Троицком (Зачатьевском) соборе Спасо-Яковлевского монастыря, где погребли святого, был устроен надгробный комплекс. Для дальнейшего развития культа Димнтрня Ростовского необходимо было создание Службы святому и его Жития. С момента обретения мощей святителя Димитрия и до конца XVIII века были написаны четыре Службы, а также две полные и две краткие редакции Жития. Авторы этих текстов в основном были лицами духовного сана. Вонифатий Борецкий (?–1761), архимандрит Ярославского Толгского монастыря, написал две Службы святому; игумен Спасо-Яковлевского монастыря Лука (?–1763) был автором одной из редакций краткого Жития Димитрия Ростовского ; Дмитрий Михайлов, священник Кашинского Воскресенского собора, создал акафист митрополиту Димитрию; Арсением Мацеевичем , митрополитом Ростовским и Ярославским (1697–1772), при котором произошло открытие мощей святителя Димитрия, было написано в 1757–1758 годах первое полное Житие святого, а известным церковным деятелем и писателем Амвросием Зертис-Каменским (1708–1771), архиепископом Московским, в 1756 году, еще до канонизации свт. Димитрия, создано Краткое житие, а затем написана и Служба «новоявленному чудотворцу». Отметим, что племянник Амвросия Зертис-Каменского, русский историк, археограф и издатель Н. Н. Бантыш-Каменский, в 1774 году участвовал в издании «Диариуша» – дневника Димитрия Ростовского . К плеяде авторов, создававших в XVIII веке агиографические и гимнографические тексты, посвященные Димитрию Ростовскому , присоединяются и светские лица. Так, в 1798 году была написана Служба Димитрию Ростовскому с акафистом князем Гавриилом Петровичем Гагариным (1745–1808). К сочинениям духовного содержания, созданным Г. П. Гагариным, кроме Службы святителю Димитрию, относятся также «Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (1798) и «Служба преподобному Феодосию Тотемскому с Житием и чудесами» (1798). Служба святителю Димитрию Ростовскому была дважды издана Московской Синодальной типографией: в 1798 году (на средства самого князя Г. П. Гагарина) и в 1799 году (на средства Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около 1690 года к этой слободе принадлежали деревни Куровская, Ново-Юрмыцкая и Талицкая. Но с половины XVIII столетия эти деревни отделились, образовав самостоятельные приходы. В настоящее время приход состоит из села Юрмыцкого и деревень: Заречной – в 1 вер., Салапаткиной – в 2 вер., Поникаровой – в 5 вер., Фроловой – в 3 вер., Юдиной – в 2 вер., Печёркиной – в 5 вер., и Мостовой – в 7 вер. Прихожане все православные, кроме 10 дворов раскольников безпоповщинской секты, и от 7 до 10 дворов единоверцев, которых можно считать уклонившимися в раскол, так как в свой единоверческий Яланский приход ни с чем не обращаются, а к православному священнику – в редких случаях. Число душ в приходе 1 785 женск. пола и 1 541 муж. п., все они русские, крестьяне, занимаются исключительно земледелием. Первый деревянный храм в слободе Юрмыцкой построен около 1690 г. Этот храм в 1697 году сгорел. На месте его в 1700 году построен второй храм, деревянный же, во имя Божией Матери Одигитрии. Через 72 года храм этот пришёл в ветхость, посему в 1772 году, 29-го сентября, заложен, а 24 марта 1775 г. освящён новый храм. В 1789 году с правой стороны (южной) пристроен придел, 17 мая того же года освящённый во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1845 году заложен каменный, трёхпрестольный храм, построенный на средства прихожан. В 1860 году освящены: главный, холодный, храм – в честь Боголюбской иконы Божией Матери; тёплый, южный – во имя Св. Апостолов Петра и Павла, и северный – во имя Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца. При храме хранятся древние оловянные сосуды: дарохранительница, потир, дискос и лжица. В храме есть особенно чтимая икона Св. Апостолов Петра и Павла, вырезанная на дереве. В архиве хранится грамота от 20 июля 1677 г., выданная из Тобольской приказной палаты на основание слободы пашенным крестьянам Киргинской слободы Ивашке Стефанову и Иовке Козмину Печёркиным. В церковной ограде построено здание для школы, и в настоящее время в нём помещается церковно – приходская школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010