9 авг. 1684 г. в Овручском замке перед урядом гродским Овручским шляхтич И. Барановский заявлял, что старые книги Овручского гродского суда, сданные на хранение в Успенский мон-рь, сгорели: одна - в мурованной ц. свт. Василия Великого, а другая - в самой Успенской обители. Т. о., Васильевский храм к тому времени уже был зависим от Успенского мон-ря (Там же. Ч. 2. Т. 2. С. 462). 2 июня 1696 г. по решению Львовского митрополичьего суда, утвержденному еп. Львовско-Галицким Иосифом (Шумлянским), Васильевский храм был выведен из подчинения овручскому архим. Клименту (Домарадзскому) и получил статус самостоятельного прихода Овручской протопопии. Однако позже это решение было пересмотрено, причиной чему стал захват большинства имений Овручской архимандритии в 1699 г. сторонниками правосл. Луцко-Острожского еп. Дионисия (Жабокрицкого), из-за чего возникла необходимость компенсировать эти потери для Овручской архимандритии. В итоге 22 июня 1700 г., вскоре после офиц. перехода в унию, еп. Иосиф (Шумлянский) издал декрет, предписывавший вывести Васильевский храм, настоятелем которого являлся белый свящ. Симеон Комаревич, из подчинения «светских клириков» и вновь передать в ведение принявшего тогда же унию овручского архим. Климента (Домарадзского). Свящ. С. Комаревич, также принявший унию, был вынужден признать и подписать этот декрет (ГА Житомирской обл. Ф. 178. Оп. 53. Д. 43. Л. 112). Руины церкви свт. Василия Великого в Овруче Фотолитография И. Лемана и Ф. Феонтьева. 1871 г. Руины церкви свт. Василия Великого в Овруче Фотолитография И. Лемана и Ф. Феонтьева. 1871 г. После перехода в унию Заручаевский мон-рь оставался архимандритией, получив статус аббатства в составе ордена василиан . 1 нояб. 1714 г. был издан универсал униат. Киевского митр. Льва Кишки к униат. духовенству Киевского воеводства и протопопий Полесья (Мозырская, Давидгородская и Петриковская) о том, что наместничество в этих областях поручается овручскому архим. Клименту (Домарадзскому) (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. 167). В сер. 20-х гг. XVIII в. польск. католич. староста г. Овруча Александр Леонтовский захватил земли обители, по поводу чего 29 дек. 1727 г. новый архим. обители Андрей (Бенецкий), официал Киевской униатской митрополии, подал жалобу в местный суд (Там же. С. 424-425). В 1730 г. в мон-ре униаты возвели каменный Успенский храм вместо деревянного, а также 2-этажный каменный келейный корпус. Согласно описанию 1746 г., на территории обители действовали также Крестовоздвиженская и Васильевская церкви ( Теодорович. 1904. 18. С. 553-554).

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Великоустюжская Основана 03.1682 (выделена из Вологодской епархии). Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область). Архиепископия (после 1718 г. обычно замещалась епископами). С 1731 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 06.06.1788 (присоединена к Вологодской епархии). Возобновлена 30.01.1888. Вологодское викариатство. Самостоятельная с 21.08(03.09)1918 (Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви 305 от этой даты: «...ныне же открыть следующие новые самостоятельные епархии, образовав из соименных им викариатств:... 2) Велико-Устюжскую с наименование Епархиального Преосвященного Велико-Устюжским и Усть-Вымским и со включением в ея состав уездов Никольского, кроме 1-го благочиннического округа, Сольвычегодского, Яренского и Усть-Сысольского Вологодской епархии...» [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 58, л. 1.]). Именовалась: Великоустюжская и Тотемская; с 30.01.1888 – Великоустюжская; с 05.10.1916 – Великоустюжская и Усть-Вымская. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Никольская. 12.03.1682 04.10.1684 Геласий 08.02.1685 19.07.1699 03.03.1700 25.01.1719 15.01.1726 22.05..1727 11.05.1731 Лаврентий Горка 09.12.1731 06.10.1735 18.09.1737 09.03.1738 Лука Конашевич 09.03.1738 28.02.1748 28.02.1748 20.02.1761 11.11.1761 09.11.1766 Феодосий Голосницкий 09.11.1766 11.07.1767 09.06.1767 09.07.1786 21.02.1888 03.05.1891 Иоанникий Казанский 03.05.1891 07.05.1892 Петр Лосев 21.06.1892 10.12.1894 Варсонофий Курганов 14.09.1895 04.10.1897 Антоний Каржавин 04.10.1897 12.08.1904 Гавриил II Голосов 05.09.1904 25.04.1906 09. 12. 1909 1923(?) Сщмч. Алексий Бельковский, паки 17(30) 08 1923 10(23)03.1924 10(23)03.1924 06.1925 27.11(10.12)1925 Иринарх Синеоков-Андреевский 01(14)12.1927 25.02(09.03)1932 25.02(09.03)1932 29.07(11.08)1933 Серафим Афанасьев 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 29.07(11.08)1933 24.11.(07.12)1935 01.1936 07(20)06.1937 Великоустюжская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Великий Устюг (Вологодская область).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЖОВ Николай Иванович (1895 - 1940), советский гос. и партийный деятель, народный комиссар внутренних дел СССР (1936-1938), организатор массовых репрессий ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ ОСТАНКИ обнаруженные под г. Екатеринбургом останки предположительно имп. мч. Николая II Александровича и членов его семьи

http://pravenc.ru/rubrics/123030_6.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Екатерины» найдены статьи: ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Черкасова Екатерина Михайловна; 1892-1938), прмц. (пам. 23 янв., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА Андреевна Арская (1875-1937), мц. (пам. 4 дек., в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850 - 1925), игум. ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (1729 - 1796), имп. Всероссийская (с 25 дек. 1761; на престоле с 28 июня 1762) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п-ова Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Екатерины .html

25. Иосиф III с 1684 по 1701 год. Присланной ему в 1685 г. грамотой повелено владеть после Уложения вотчинами по-прежнему и платить крестьянам в ряд по сошному и вытному письму, а не по белочному окладу; а другой царской грамотой, 20 января 1687 г., повелено быть в монастыре указанному числу отставных солдат и стрельцов, то есть по одному человеку на 50 крестьянских и бобыльских дворов; третьей же царской грамотой, от 11 апреля 1689 года, повелено воеводам и приказным людям не брать с монастыря и монастырских крестьян месячных, праздничных и иных денежных и хлебных поборов и лошадей за охотами и коров и корму, также запрещено возить запасы на монастырских конях и молоть безденежно на монастырских мельницах. При сем Архимандрите построены церкви: надвратная по имя Пресвятой Богородицы Владимирской и больничная во имя Всех Святых. Ему же в 1697 году дана патриаршая грамота на ношение среброкованной шапки (см. VI и прилож. II. 5). 26. Иларион с 1701 по 1711 год. При нем построена каменная Преполовенская церковь над гробом преподобного Киприана. 27. Варсонофий с 1712 по 1725 год. Он управлял монастырем 13 лет, 5 месяцев и 13 дней; скончался 8 июня 1725 года и погребен на сводах южной паперти Архангельской церкви. Над гробом его положен дикий камень, а на стене вырезана следующая надпись: «1725 года июня 8 дня 5 часа в исходе преставился раб Божий сей пречестной обители священно-архимандрит Варсонофий и положен зде. На архимандрии был 13 лет, 5 месяцев и 13 дней. Всего жития его 50 лет, 3 месяца и 8 дней.» 28. Пахомий, приехавший с епископом Лаврентием, произведен в архимандрита на место Варсонофия в 1727 году. При нем построены нынешние братские кельи и ограда вокруг монастыря. В 1738 году Пахомий по своим делам уехал в Москву и переведен в Московский Спасо-Петровский монастырь. На место его в том же году епископом Лукой произведен в Архимандрита 29. Боголеп Нифонтов из казначеев сего монастыря. Он устроил копус, занимаемый ныне Духовными Училищами, несколько келий и вылил большой колокол. Бывши в 1747 году за монастырскими делами в Москве, он привез оттуда список с чудотворного образа Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был встречен с крестным ходом, при множестве народа, в Знамено-Филипповской пустыни и, по торжественном принесении в город, поставлен в Успенском соборе. По семнадцатилетнем управлении монастырем, Боголеп скончался в феврале 1755 года, 54-х лет от роду, и погребен против алтаря Архангельской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Филипп Шафф (протестант) Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан «Semen est sanguis Christianorum» 20 . Тертуллиан §12. Литература Источники Евсевий: H. Е., особенно Lib. viii, и ix. Лактанций: De Mortibus persecutorum. Апологии Иустина Мученика , Минуция Феликса , Тертуллиана и Оригена , а также послания Киприана. Theod. Ruinart: Acta primorum martyrum sincera et selecta. Par. 1689; 2 nd ed. Amstel. 1713 (освещены первые четыре века). Несколько биографий из Acta Sanctorum. Antw. 1643 sqq. Les Acts des martyrs depuis l " origine de Véglise Chrétienne jusqúà nos temps. Traduits et publiés par les R. R. P. P. bénédictins de la congreg. de France. Par. 1857 sqq. Martyrol. Hieronymianum (ed. Florentini, Luc. 1668, и в Migne, Patrol, hat. Opp. Hieron. xi. 434 sqq.); Martyrol. Romanum (ed. Baron. 1586), Menolog. Graec. (ed. Urbini 1727); De Rossi, Roller и другие работы о римских катакомбах. Труды John Foxe (или Fox, умер в 1587): Acts and Monuments of the Church (обычно называемая « Книга мучеников», Book of Martyrs), первые издания – Strasburg 1554, Basle 1559; первое полное издание fol. London 1563; 9 th ed. fol. 1684, 3 vols, fol.; лучшее издание G. Townsend, Lond. 1843, 8 vols. 80.; есть также много сокращенных изданий. Фокс представляет полную историю христианского мученичества, включая мучеников–протестантов средних веков и XVI века с полемическим указанием на Римскую церковь как на наследницу языческого Рима в деле кровавых гонений. О «десяти римских гонениях» рассказывается в первом томе. Kortholdt: De persecutionibus eccl. primaevae. Kiel 1629. Gibbon: chap. xvi. Munter: Die Christen im heidnischen Hause vor Constantin. Copenh. 1828. Schumann von Mansegg (католик): Die Verfolgungen der ersten christlichen Kirche, Vienna 1821. W. Ad. Schmidt: Geschichte der Denk u. Glaubensfreiheit im ersten Jahrhundert der Kaiserherrschaft und des Christenthums. Berl. 1847. Kritzler: Die Heidezeiten des Christenthums. Vol. i. Der Kampf mit dem Heidenthum. Leipz. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 1650 – 1675 упоминаются старицы – Мариамна, Капитолина, Иулита, Иулиания и Зинаида. В 1678 году упоминается игуменья Параскева. В 1684 монастырем управляла строительница Феодора. В 1689 году упоминается Акилина (2-я) и казначея Фекла. В 1703 году игумешей была Иулиания (Александровна). В 1727 году упоминается игуменья Сусанна, из рода дворян Палицыных. Она управляла монастырем до 8 Ноября 1739 г., когда она скончалась. 9 Марта 1740 года на место Сусанны назначена игуменьей Александра Обернибесова, скончавшаяся 27 марта 1749 года. В 1750 году, 26 января, упоминается игуменья Феврония, избранная в настоятельницы Староладожского Успенского монастыря из сестер ??занского Успенского монастыря. 25 февраля 1753 года она скончалась. В 1754 году (14 сентября) упоминается настоятельница монастыря Марфа. 1 сентября 1761 года, назначена настоятельницей игуменья Евфимия, которая в последствии времени уволена от должности настоятельницы и зачислена в число сестер Успенского монастыря. 5 января 1775 года, на место Евфимии, назначена игуменья Александра Шубина, которая 13 ноября 1778 года переведена настоятельницей в ?? ков монастырь. 2 февраля 1779 года в Благовещенской церкви Александро-невской лавры посвящена в игуменьи новая настоятельница Успенского монастыря монахиня Евпраксия. Деятельная, распорядительная, назидательная по ?? строго нравственной, подвижнической жизни, игуменья Евпраксия 43 года управляла Успенской обителью, в её всесторонней пользе, и – уже девяностолетней старицей испросила себе в 1822 году (22 июля) увольнение на по?? освобождение от своей многотрудной деятельности. Преемницей Евпраксии была игуменья Поликсенья, (из Новгородской дворянской фамилии Лялиных). 26 июля 1822 года она назначена настоятельницей и произведена в сан игумений из сестер Успенской обители. 11 августа 1828 года, в Михайло-Архангельской церкви митропол??дома, посвящена в игумении преемница Поликсении казначея монахиня Феврония (2-я). Эта игуменья, происходившая из купеческого семейства ??мовых, управляла монастырем с последней трети 1829 года по 1854 и во время своего правления весьма много сделала для украшения и ?? устроения обители. Важнейшими памятниками её деятельности служат ??пространения Благовещенской церкви, устройство части каменной ограды, особенно постройка двухэтажного каменного корпуса для помещения сестер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2016 . Симеоновский или Семе­новский, мужской, совсем уничто­женный, в селе Старой Ладоге, С.-Пе­тербургской губ., Ново-Ладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. Существовал в XV ст. и в 1500 г. за ним значи­лись населенные деревни. “Ист.-стат. свед. о С.-Пбург. епархии”, вып. II, Отд. 83, 146; “Пе­реписн. оклад. кн. Вотской пят. 1500 г.” во “Вре­меннике И. Общ. ист. и древн.”, 1851 г., XI, ма­териалы, 463; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 33. 2017 . Симеоновский – Богородице – Феодоровский, мужской, упразд­ненный, в гор. Костроме. В доношении 1721 г. Ипатского архим. Гавриила он называется «Новозаведенный Пресв. Бо­городицы Феодоровской да преп. Симеона Столпника, на Мшанской улице». В это время в нем был иеромон. Феодосий да монахов 4 челов., а пашни и сен­ныхъ покосов и рыбных ловель, и иных никаких угодий нет. В 1754 г. в здания м-ря переведена из Ипатиева м-ря семинария, а отсюда в 1760 г. в Спасский Запруденский. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 97; Козловский, “Взгляд на сост. Костр.”, 191; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, I, 201, прилож., XVII. 2018 . Симеоновский на Дорогощи, мужской, ныне погост Семенов­ский, Тверской губ., Новоторжского у., в 4 вер. к югу от Торжка, при р. Тверце, на том месте, где преп. Ефрем основал первоначально странноприим­ный дом. О нем упоминается в 1537 г., когда здесь был игуменом Киприан, и затем приписан к Борисоглебскому мон. в Торжке. Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 12 (дело 1623 г. в Архиве Мин. Иностр. Д.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 480, 47; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до Росс., 1860–61 г.”, IV, 6 (Заметки о г. Торжке). 2019 . Симеоновский – Странно­приимный, мужской, ныне церковь Симеона в гор. Рязани, на площади старого базара. Прежде здесь стоял боль­ничный дом для призрения странных, который содержался большею частью подаянием или какими-нибудь остаточны­ми суммами духовного ведом. В 1684 г. он обращен в м-рь и в нем тогда же была устроена церковь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии. В 1724 г. в м-ре заведена была школа для детей духовного звания, закрытая в 1729 г. “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 41–42; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епархии”, 182; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, VII, 1727 г., прилож., VIII (состояние епархиальн. школы); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 91 (опись 1696 г.: «под горою дорога, что ездят от Семионов. м-ря прямо через Пронскую дорогу мимо кузницы к рч. Лыбеди и к Ямской слоб.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

98 Ольга Павловна говорила еще, что отец Феодор был истощен ужасно и сказал: “Они высосали из меня всю кровь”. — О. Кавелина. 99 Архиепископ Николай (Могилевский; †1955) был освобожден в конце войны, Алмаатинскую кафедру занимал с 25 июня 1945 г. — А. Б. 100 Публикуется впервые по оригиналу, хранящемуся в архиве О. А. Кавелиной, с сохранением всех его особенностей. В угловых скобках — реконструкции публикатора. Знаком “//” отмечен конец страницы. 102 Причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни 26 июля 1996 г.; причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., пам. 11/24 окт.; см. Патерик новоканонизи­рованных святых//Альфа и Омега. 1999. 3(21). С. 194 сл.; 2000. 3(25). С. 263 сл. 105 Деяние о канонизации преподобного Алексия см.: Патерик новоканонизированных святых//Альфа и Омега. 2000. 3(25). С. 263 сл. 106 Канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., пам. 27 ноября/10 декабря; см. также о нем: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимо­ва), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. 1998. 2(16). 108 В женском Успенском монастыре жила в заточении сестра Петра Великого царевна Марфа Алексеевна (1652–1707), к которой ездили ее сестры Марья и Феодосия. По дороге, ведущей от Троице–Сергиевой Лавры в г. Александров, проезжала и царица Евдокия Феодоровна Лопухина (1669–1731), первая супруга Петра I, когда ее везли в заточение в Суздаль (сентябрь 1698 г.), и вторая супруга его императрица Екатерина I (1684–1727), которой Александровская слобода была отдана в вотчину. 111 Отзывы о книгах Московского епархиального миссионера Николая Юрьевича Варжанского, — приложение ко 2-му изданию кн. “Доброе исповедание”. М., 1912. 112 Впоследствии архиепископ Омский и Павлодарский; прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии; на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских как священномученик для общецерковного почитания, пам. 13/26 февр.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Руси - икона Владимирской Богоматери, перевезённая сюда в 1395 году из Владимира. В тот год взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на Москву, и небыло спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в Москву была доставлена икона Владимирской Богоматери, и в тот же день " Темир Аксак царь убояся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими гонимы быша " . По преданию, икона Владимирской Богоматери была написана св. евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому (ум. 1174). Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров 14 века, перевезённые в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские темы. Каждая эпоха оставляла свои следы в Успенском соборе. В 1551 году, во времена Ивана Васильевича Грозного (1530-1584), резчики по дереву изготовили и установили в храме узорочное " царское место " , или, как его стали называть, " Мономахов трон " . Ножками трона служат четыре вырезанных из дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими получение Владимиром Всеволодовичем Мономахом (1053-1125) царских регалий в Константинополе. Над троном возвышается резной шатёр на фигурных столбиках. Рассказывают, что когда при подготовке к коронации Екатерины I (1684-1727) этот трон хотели убрать из собора, то Пётр I Алексеевич (1672-1725) сказал: Я сиё место почитаю драгоценнее золотого за его древность, да и потому, что все державные предки, Российские государи, на нём сидели " . В алтаре Успенского собора находились три больших креста, называемых Корсунскими. По преданию, их привёз из Корсуни в Киев св. равноапостольный князь Владимир Святославович (ок. 960-1015), откуда они попали во Владимир, а затем в Москву. В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым русских царей помазывали при венчании на царство - так называемая Августова Крабия. Этот сосуд, по преданию, принадлежал ещё римскому императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был прислан в дар императором Алексеем Комнином Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Среди утвари собора выделялись два потира, привезённые Иваном Васильевичем Грозным из Новгорода. По преданию, они принадлежали св. Антонию Римлянину и были привезены им из Рима.

http://sobory.ru/article/?object=03386

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010