Основателем монастыря на месте подвигов преподобного Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Николаевского Рожковского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так была открыта Нилова пустынь. Довольно быстро монастырь начал возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам русских царей – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их ближайших бояр – Б.М. Лыкова, Милославских, Ромодановских. Впоследствии крупные пожертвования в Нилову пустынь делали граф И.П. Мусин-Пушкин, княгиня П.П. Шаховская, князь Ф.Ф. Волконский, князь Г.А. Потемкин-Таврический, барон А.Г. Строганов, известный промышленник, осташковский уроженец С.Я. Яковлев и многие другие. После пожара 1665 года, уничтожившего деревянные постройки, началось каменное строительство, продолжавшееся с перерывами до конца XIX в. В 1867 году автор «Исторического описания Ниловой Столобенской пустыни» В.П. Успенский отмечал, что монастырь по зданиям своим в настоящее время может быть причислен к лучшим обителям России. Создание архитектурного ансамбля Ниловой пустыни связано с именами известных европейских и российских зодчих – К. Росси, А. Мельникова, И. Шарлеманя, А. Боттани, тверских и осташковских архитекторов – И. Львова, Е. Свинкина, Ф. и И. Ананьиных. Центром монастырского ансамбля является величественный Богоявленский собор, построенный в 1821-33 г.г. в стиле классицизма по проекту И.И. Шарлеманя на месте храма одноименного названия XVII в. с четырехярусной колокольней. Ныне в комплекс Ниловой пустыни входят также трапезная (1669-1804), больничная церковь Всех Святых с кельями (1600-1723), ограда с башнями (1766), надвратная церковь Петра и Павла (1760-1764), настоятельский (1723-1794), архиерейский (1680-1838) и братский (1675-1838) корпуса, надвратная церковь Нила Столобенского (1751-1755), монастырская гостиница (1734-1799), странноприимный дом (1737-1809), конный двор (1762-1764), церковь Воздвижения (1784-1788), Архиерейская пристань (1814), гранитная набережная (1833-1851), входная Светлицкая башня (1879).

http://sobory.ru/article/?object=00012

Новости 20 января, 2013 Ушел из жизни старейший клирик Оренбургской митрополии схиархимандрит Серафим По благословению митрополита Оренбургского и Саракташского Валентина с почившим можно будет проститься в Никольском кафедральном соборе Оренбурга 21 января, с 19.00 часов. 20 января, 2013 Патриарх Илия II намерен затронуть в Москве вопрос перезахоронения из России на родину двух грузинских царей Вахтанг VI (1675-1737 гг.) последние два года жизни провел в Астрахани и был похоронен там в церкви Успения. Теймураз II (1700-1762 гг.) умер в Петербурге, его прах не удалось довезти до Грузии и он также был захоронен в Астрахани. 20 января, 2013 Митрополиту Филарету присвоено звание «Почетный гражданин Минской области» В видео-обращении к участникам собрания Митрополит Филарет выразил уверенность, что благосостояние жителей Минской области с каждым годом будет возрастать. 20 января, 2013 В Москве состоится концерт фольклорного трио BiO TRiO Музыка BiO TRiO основана на русском фольклоре, но не является обычной его интерпретацией. Музыканты осознанно уходят от устоявшихся форм и приемов, создают свой собственный стиль. Почитатели творчества BiO TRiO назвали их музыку аристократическим фольклором. 20 января, 2013 В Москве пройдет выставка икон «Музыка и краски Рождества» Впервые выставка «Музыка и краски Рождества» успешно прошла на открытии Рождественского фестиваля. 20 января, 2013 Патриарх Илия II сегодня прибудет в Москву Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II последний раз посещал столицу России в ноябре 2011 года – он возглавлял грузинскую делегацию на мероприятиях, посвященных 65-летию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 января, 2013 Защищать нужно 31-ю больницу целиком, а не только детскую онкологию - врач больницы Представьте, что мы берём здорового человека, разрезаем его по частям, а потом аккуратненько пришиваем эти части тела к другим телам. Возможно, ещё более прекрасным и здоровым, но - разным. Как быстро они приживутся? Какой ценой? Как потом будут функционировать?

http://pravmir.ru/category/news/page/465...

Малахия 1528–1538 Meлxuceдek II 1538–1541 Германа 1541–1547 Cbuмoh V 1547–1550 Зeбeдe I 1550–1557 Hukoлoз IV 1562–1584 Hukoлoз V 1584–1591 Дopomэoз III 1592–1599 Дoмehmuй I 1599–1603 Зeбeдe II 1603–1610 Uoahэ VI 1610–1613 Захария 1613–1630 Эbдeмoз I 1630–1643 Христэфоре 1643–1660 Дoмehmuй II 1660–1675 Hukoлoз VI 1675–1676 Hukoлoз VII 1676–1687; 1691–1696 Uoahэ VII 1687–1691; 1696–1700 Эbдeмoз II 1700–1703 Дoмehmuй III 1704–1729; 1735–1742 Бесарион 1724–1737 Hukoлoз VIII 1742–1744 Ahmohuй IV–1744–1756; 1763–1788 Иосеб 1756–1763 Ahmohuй II 1788–1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений 1390 Иоанэ–Иоакимэ 1455–1474 Стефана 1470–1516 Maлaxuя I 1529–1532 Эbдeмбз I 1543–1575 Эkbmымe I 1578–1605 Maлaxuя II 1605–1639 Гpuroль I 1612–1659 Makcuмa I 1628–1647 Бecapuoh I 1647–1656 Захария 1657–1659 Cbuмoh I 1659–1666 Давид 1667–1682; 1682–1697 Cbuмoh II 1665–1681 Зbдeмoз II1667–1669 Эkbmымe II 1669–1674 Георгий 1701 Николоз 1703–1710 Гpuroль II 1706–1742 Германа 1742–1754 Бecapuoh II 1755–1766 Иосеб 1767–1776 Makcuмe II 1776–1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави 1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов 1817—1821 3. Митрополит Иона Василевский 1821—1832 4. Архиепископ Моисей Богданов–Платонов 1832–1834 5. Архиепископ Евгений Баженов 1834—1844 6. Митрополит Исидор Никольский 1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский 1858–1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев 1877—1882 9. Архиепископ Павел Лебедев 1882–1887 10. Архиепископ Палладий Раев 1887—1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский 1892—1898 12. Архиепископ Флавиан Городецкий 1898—1901 13. Архиепископ Алексий I Опоцкий 1901—1905 14. Архиепископ Николай Налимов 1905—1906 15. Архиепископ Никон Софийский 1906–1908 16. Архиепископ Иннокентий Беляев 1909—1913 17. Архиепископ Алексий II Молчанов 1913–1914 18. Архиепископ Питирим Окнов 1914—1915 19. Архиепископ Платон Рождественский 1915—1917 Католикосы–Патриархи 1. Кирион III (Садзаглишвили) 1917—1918 2. Леонид (Окропиридзе) 1918—1921

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

4) Есть еще в архиве Почаевской Лавры особая рукописная книга под заглавием: Xiega Cudow obrazu Poczajowskiego N. Mariy Panny y Stopki (Книга чудес иконы Почаевской Пресвятой Марии Девы и Стопки). В книге этой находятся два отдела: 1) «Известие об иконе чудотворной Почаевской и о знамении Стопы Пресвятой Богородицы» и 2) «Житие блаженного отца нашего Иова Железа, бывшего Игумена святые чудотворные общежительные лавры Почаевские».... Каждый из этих отделов начинается историческими сказаниями на славянском языке, писанными полууставом, из коих первое заканчивается чудом, бывшим 1735 г. месяца июня 29 дня. Затем в составе того же отдела следуют чудеса, изложенные вперемежку на польском и русском языках до 29 мая 1750 г., и наконец остальные чудеса, записанные по-польски (за исключением одного чуда 1764 года июля 5 дня), до 1827 года. Такие же чудеса находим потом и во втором отделе с 1780 по 1828 год. Судя по тому, что в этой книге почти все чудеса записаны за подлинными подписями лиц, удостоившихся оных, нередко даже с приложением их собственных печатей. как, напр., при чудесах 1 октября 1737 года, 10 февраля 1763 года и пр., можно думать со всей вероятностью, что это та самая книга, которая еще до поступления Почаевской лавры в унию была заведена православными, по распоряжению луцкого епископа Дионисия Жабокрицкого, от 30 августа 1695 года, для записывания чудес «при иконе чудотворной Пресвятой Богородицы, и мощах блаженного старца Иова Железа», игумена Почаевского 4 . Это мнение тем более заслуживает. вероятия, что на первых страницах названной книги всё идёт по православному. Особенно это усматривается в. истории явления Божией Матери во время войны Збаражской 1675 года. По сказанию «Книги чудес», в этом явлении также принимал участие преп. Иов, игумен Почаевский, как этому и доселе верит наша Церковь православная 5 . Между тем, следуя своим тенденциям, унияты не говорят об участии его ни слова ни в «Горе Почаевской» (стр. 9, 10), ни в «Преславной Горе» (стр. 21–22) и т. п. Впрочем, как оказывается из сравнения, в «Книге чудес» записаны все те же чудеса, какие в последствии перепечатаны в «Горе Почаевской», и «Преславной Горе». Иначе сказать, это, без сомнения, оригинал, из которого обе помянутые книги составлены. А потому мы не будем особенно обращаться к этой книге, за исключением тех случаев, где окажется к тому надобность, вследствие особых разностей и других выдающихся особенностей, каковы, напр., грамматические ошибки, допущенные в печатных изданиях, продолжение ненапечатанных чудес во время унии с 1807 до 1828 г., и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Библеистика ДИЛЛЬМАН Кристиан Фридрих Август (1823 - 1894), нем. библеист, семитолог, основоположник совр. эфиопистики ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ЕВФИМИЙ († 1705), мон. московского Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря, писатель, переводчик, редактор, библиограф ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЕККЛЕСИАСТА КНИГА библейская книга; в христ. традиции входит в число учительных книг; в иудейском каноне - в разд. «Писания» (агиографы) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕСФИРИ КНИГА название канонической книги ВЗ, входящей в раздел исторических книг (в евр. традиции - в разд. «Писания») ЖДАНОВ Александр Алексеевич (1860 - 1909), библеист, экзегет; отец советского политического деятеля А. А. Жданова ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ИАКОВА ПОСЛАНИЕ в составе НЗ одно из Соборных Посланий, автором к-рого традиционно считается Иаков, брат Господень ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИЛЬИНСКИЙ [Илинский, Иллинский Иван Иванович (по др. источникам, Иван Юрьевич)]; † 1737), переводчик, составитель первой рус. симфонии на книги НЗ ИНСТИТУТ ПЕРЕВОДА БИБЛИИ в Москве: автономная некоммерческая организация, занимающаяся переводом Библии на языки неслав. народов России и стран СНГ ИОНА ветхозаветный пророк (пам. 22 сент.), именем которого названа книга в составе собрания книг 12 малых пророков

http://pravenc.ru/rubrics/121018_3.html

304-306 307-331 ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун 332-333 333-335 ВАХРАМ РАБУН (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый 336-337 337-338 ВАХХАБИЗМ Ваххабизм , в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений 338-339 339-340 ВАЧЕ II царь Албании Кавказской (444-463) из династии младших Аршакидов, сын Есуагена и сестры шаханшаха Йездигерда II 340-341 341-342 342-343 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу 343-348 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мукачевской и Ужгородской епархии), в с. Кушница Иршавского р-на Закарпатской обл. Украины 348-349 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий; принадлежит Этолийской и Акарнанийской митрополии Элладской Православной Церкви 349-352 352-353 353-354 354-355 355-358 ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА наименование епископской кафедры после кончины занимающего ее архиерея до поставления на нее нового епископа 358-360 ВЕБЕР Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (1864 - 1920), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист 360-362 ВЕДАНГА букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала ВЕДАНТА в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма 363-364 ВЕДАСТ († ок. 540), еп. Атребатский (Аррасский), свт. (пам. зап. 6 февр., перенесение мощей 5 окт., в диоцезе Аррас также 6 апр. с октавой)

http://pravenc.ru/vol/vii.html

1205. Сретенский, мужской, заштатный (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, близ Сретенских ворот. Основан в 1395 г. при Вел. кн. Василие Дмитриевиче на древнем Кучковом поле, подле существовавшей церкви преп. Марии Египетской, около которой был встречен чудотвор. образ Владимирской Божией Матери, перенесенный из гор. Владимира в Москву для ограждения и защищения столицы от войск Тамерлана. Из Успенского Москов. собора сюда совершаются 2 крест. хода: один 26 авг. в память принесения иконы Богоматери и другой 23 июня в вечную благодарность за вторичное избавление Москвы от нашествия татар. В соборном храме во имя Влад. Божией Матери, существующем с 1679 г., обращает внимание крест (вышина 10 арш. 14 верш.) с предстоящими Бож. Матерью и ап. Иоанном Богословом; он резной работы, сделан Шумаевым и поставлен здесь в 1761 г. Архим. Серафим, “Москов. Сретенский м-рь», М., 1885 г., с рисунк. 2 видов: Сретен. м-ря и Успен. соб., с историч. очерком г. Токмакова и приложениями (в конце помещен библиограф. указатель); “Ист. Росс. Иер.», VI, 287; Ратшин, 237; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 101; “Опис. монаст.», 1817 г., 105; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 49; “Книга степенная», I, 555 (о поставлении церкви и монастыря, идеже сретиша чудотв. образ Богоматери); “Москов. губ. в.», 1841 г., 18 (крестн. ходы); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 211, 24; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 106 праздник Сретения, стр. 125 праздник Марии Египетской); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г., стр. 110, крест. ход), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 322); X, 15 (Разряд. заппс. 1684 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192, 262; VIII, 50; “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 165 (игум. Ефрем послан в Польшу к митр. Филарету Никит.); 1855 г., XXII, смесь, 23 (крестный ход 26 авг. 1674 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 79 (крест. ход 21 мая); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., III, смесь, 9, 41 (Пожар 1737 г.); IV, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Образ царя сохранился также на монетах времени его правления. Так, на аверсе медной монеты, вычеканенной в 1123 г., помещено его фронтальное изображение во весь рост. Он облачен в дивитисий и хламиду, на голове увенчанная крестом стемма с пендулиями, в руках царские инсигнии - скипетр и держава. Предположительно Д. С. изображен в росписях Атени Сиони (кон. XI в.), ц. св. Георгия в Бочорме (1104-1125), в кафоликоне мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи (нач. XIII в.). Плохая сохранность росписей не позволяет судить об иконографических особенностях этих изображений царя. Лит.: Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982. С. 24. Табл. 59-60; Абрамишвили Г. В. К идентификации ктиторов Атени Сиони//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1982. 5. С. 86-100 (на груз. яз.); Eastmond A. Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park (Pa.), 1998. Р. 124-141; Dondua T. Review of Georgian Coins with Byzantine Iconography//Numismatica e antichità classiche. Lugano, 2000. Vol. 29. Р. 387-396. Pl. 2. Fig. 8; Mamaiashvili I. Porträts historischer Persönlichkeiten des 15-16 Jh. in der Muttergotteskirche des Klosters Gelati//Georgica, 2003. P. 176-183. Н. Чичинадзе Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый

http://pravenc.ru/text/168512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКАР КОЛАЙСКИЙ Бакар [Бакур] Колáйский [груз. ], св. Грузинской Православной Церкви (пам. 22 февр.), блгв. царь Картли (2-я пол. IV в.). Груз. летописец Леонтий Мровели называет его сыном блгв. Мириана , первого груз. царя, принявшего христианство (КЦ. Кн. 1. С. 30-131), в груз. хроникеМокцеваи Картлиса («Обращение Картли») Б. К.- внук св. Мириана, сын Реви. Относительно хронологии его царствования существует неск. т. зр.: согласно Леонтию Мровели, Б. К. занял картлийский трон в 362 г., по сведениям арм. летописца Мовсеса Хоренаци - до кон. 60-х гг. IV в. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. Кн. 2. Гл. 86). По свидетельству Вахушти Багратиони, Б. К. царствовал 22 года ( Вахушти Багратиони. С. 94). Царствование Б. К. ознаменовалось соперничеством за престол Картли между 2 ветвями потомков Мириана: его старшего сына Реви, к-рому достались Кахети и Кухети, и Б. К. После смерти Реви его жена Саломе, дочь арм. царя Трдата, при поддержке арм. двора пыталась возвести на трон своего сына. Б. К. заключил союз с персами и вместе с мужем своей сестры Перозом успешно выступил против арм. коалиции (КЦ. Т. 1. С. 131). При поддержке визант. властей потребовал от потомков Реви подписать свидетельство, по к-рому они отказывались от претензий на Картлийский трон, довольствуясь лишь Кухети. Будучи искусным дипломатом, Б. К. поддерживал хорошие отношения с Византией и Персией. После достижения мира создал благоприятные условия для проповеди христианства. При нем «умножилось число священников и диаконов» (Там же. С. 131), Леонтий Мровели характеризует Б. К. как человека глубокой веры и приписывает ему обращение в христианство горских племен Кавказа, «что не сумел довести до конца» св. Мириан (Там же. С. 130). Б. К. известен также как строитель Цилканской ц. Ист.: КЦ. Т. 1 С. 130-131; / , . . , 1963. Т. 1. С. 91-92. Лит.: . () // / . , 1958. Т. 4. Вып. 1. С. 349-350. М. Сургуладзе Рубрики: Ключевые слова: ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55)

http://pravenc.ru/text/77390.html

Филиграни: 1) «Лев» трех видов типа: Хивуд 1950, 3138 (1668); Тромонин 1844, 1295 (1708); Каманин, Витвицка 1923, (1676, 1677, 1678), (1676); 2) «Герб города Амстердама» трех видов типа: Клепиков 1958, 159 (1691, 1703, 1706, 1709), 143 (1675, 1676, 1692, 1693), 129 (1670, 1683, 1701, 1703, 1714, 1720); Черчилль 1935, (1691). Филигрань «Герб города Амстердама» на листах с духовным завещанием патриарха Никона определена мной дополнительно. Содержит: «Житие» патриарха Никона Ивана Шушерина (без начала, с приписками) (л. 1 – 72); «Сказание» о святых мощах в Кресте из Крестного монастыря (л. 73 – 75 об.); вирши Симеона Полоцкого (л. 77 – 96 об.); послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (л. 97 – 104 об.); послание патриарха Никона патриарху Константинопольскому Дионисию (л. 105 – 118); «Возражение» патриарха Никона на вопросы боярина Симеона Стрешнева и ответы Паисия Лигарида (л. 118 – 485 об.); духовное завещание патриарха Никона (л. 485 об – 493 об.); отписка Каллиста епископа Полоцкого царю Алексею Михайловичу (л. 494 – 497); «Извещение» о низложении патриарха Никона (л. 497 об. – 500 об.); «Дела врачебные» патриарха Никона (л. 501 – 509 об.). Ркп. подробно описана: Музейное собрание 5, 510 – 511. Челобитная патриарха Никона из Ферапонтова монастыря – Б Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – А 10.РГБ, собр. В. М. Ундольского (ф. 310), Сборник середины XVIII в. Полуустав. 477 л. 4°. Переплет: доски в коже, корешок кожаный, две застежки. Филиграни: «Герб города Ярославля» типа: Клепиков 1978, – тип 2 (1737 – 1742), 785 (1734 – 1741); «Рго Pamria» двух видов – первый напоминает: Клепиков 1978, 80 (174.); Клепиков 1959, 23 (1749 и 1753); 24 (1749); 25 (1754); второй – Клепиков 1978, 79 (1735, 1744, 1745, 1754); герб типа: Клепиков 1978, 288 (1746). Содержит: «Известие» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (л. 1 – 234); список с таможенной грамоты царя Алексея Михайловича 1654 г. (л. 234 – 242); список с грамоты царя Алексея Михайловича в Воскресенский монастырь о наименовании места Новым Иерусалимом (без конца) (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010