В Смуту в 1612–1613 годах Александро-Свирский монастырь был разорен отрядами польско-литовских интервентов. Захватчики замучили игумена Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Впоследствии уцелевшие насельники Александро-Свирского монастыря и других обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили отряды интервентов близ Олонца. В результате разорения в обители были разрушены Преображенская церковь, кельи и служебные помещения, каменная Троицкая церковь треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. С самого начала Александро-Свирской обители в монастыре была большая и разнообразная по содержанию библиотека, но в результате разорения обители в 1612–1613 годах она была уничтожена, также как и монастырский архив XVI века. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игумена Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Федоровича и его матери, инокини Марфы, грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, монастырь быстро восстановился. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. При следующем игумене, Авраамии, был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни. В XVII веке в Александро-Свирском монастыре велось интенсивное строительство. В 1641–1644 годах был выстроен каменный Преображенский собор с приделами преподобного Александра Свирского и святителя Николая Чудотворца (упразднен в 1680 году). В 1641 году при перестройке церкви Преображения были обретены нетленные мощи преподобного Александра. 10 августа того же года в присутствии митрополита Новгородского Аффония, архимандрита Хутынского монастыря Иосифа мощи были тщательно обследованы. Мощи поместили в пожертвованную царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в Преображенский собор. В 1647–1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. В 1665–1668 годы при игумене Макарии была построена церковь святых Захарии и Елизаветы. В 1677–1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами. В 1695 году был построен новый собор во имя Святой Троицы, который сохранился и поныне. В 1716–1718 годах к северу от Троицкого собора была построена церковь Иоанна Дамаскина, или «Больничная». Каменная часовня Святой Троицы была построена на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Троица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Предполагаемое место заточения архиеп. Новгородского Пимена в нижнем храме. Справа - ковчег с мощами святителя. Фотография. 2003 г. Предполагаемое место заточения архиеп. Новгородского Пимена в нижнем храме. Справа - ковчег с мощами святителя. Фотография. 2003 г. Настоятелями В. м. до кон. XVII в. являлись игумены, позднее - архимандриты. Царь Василий Иоаннович Шуйский грамотой 20 июля 1606 г. предоставил право суда над монастырскими крестьянами игуменам обители, судебные иски против настоятелей и братии рассматривал царь или его дворецкий. Той же грамотой Василий Шуйский подтвердил права В. м. на пожалованные царем Иоанном IV владения и предоставил новые земли: села Хавки и Страхово, деревни Анишино, Новосёлки, Филатово, Тёплая и др., пустоши Веркуша, Бурдуково, Судаково, Картасенево, Жеребья, Сухотина (Шеметовского поместья), починок Семьянь. Царь Михаил Феодорович грамотами 28 июня 1613 г. и 20 февр. 1624 г. подтвердил пожалования Василия Шуйского. В 1674 г. В. м. владел 2246 крестьянами, 425 дворами, при мон-ре были конский и «скотный» заводы. Во 2-й четв. XVII в. В. м. был приписан к астраханскому в честь Преображения Господня мон-рю , 30 июля 1651 г.- к Саввину Сторожевскому мон-рю , 22 нояб. 1677 г.- к Патриаршему дому, в 1724 г.- к лебедянскому Яблонову Троицкому мон-рю. По прошению прокурора Военной коллегии Г. Пашкова указом Синода 27 февр. 1727 г. В. м. вновь стал самостоятельным. Церковь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Успения Божией Матери. Фотография. 2003 г. В 1696 г. на месте обветшавшей Никольской ц. в В. м. был построен одноименный каменный храм, юж. придел к-рого в 1698 г. был освящен во имя вмч. Георгия. В 1701 г. над храмом была надстроена верхняя церковь, освященная архим. Антонием в честь Успения Пресв. Богородицы; двухэтажный храм, как и мон-рь, стал именоваться Успенским. Нек-рое время в XVIII в. в храме существовал придел святых Космы и Дамиана, но неизвестно, где он находился. С сев.-зап. стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже к-рой располагалась настоятельская келья. В описи мон-ря 1725 г. помимо храма упомянуты поварня, хлебодарня, деревянные кельи, ограда, в материалах по генеральному межеванию 1777 г. упомянуты каменные «пять кельев» и ограда.

http://pravenc.ru/text/150203.html

месяцев. Архидиак. Павел Алеппский , гостивший в это время в Москве со своим отцом Антиохийским патриархом Макарием III , писал об этом К.: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, не было и не будет; она превосходит все силы человеческие» ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 94). Григорьева он описал так: «Мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе 20 лет, совсем еще безбородый…» (Там же. Вып. 3. С. 111). Ок. 2 десятилетий предпринимались попытки водрузить именной благовестник царя Алексея Михайловича на колокольню. Австр. барон А. Мейерберг, посетивший Россию в 1661-1662 гг., в своем альбоме поместил рисунок «Большого Успенского» К., лежавшего в Московском Кремле. Его подъем на колокольню в 1674 г. зарисовал швед. военный агент Э. Пальмквист. В июне 1675 г. К. занял свое место. В изданном в 1701 г. в Вене «Дневнике путешествия в Московию» секретаря австр. посольства И. Г. Корба содержится рисунок, изображающий звон в перелитый Григорьевым благовестник в 1698 г. Для того чтобы раскачать его язык, требовалось неск. десятков человек. В 1701 г. К. был поврежден в большом пожаре. Одновременно с изготовлением «Большого Успенского» К. Григорьев совместно с учениками Ларионом Мининым, Петром Степановым и Ф. Дмитриевым отлил К. для Макариева калязинского во имя Св. Троицы мужского монастыря , пользовавшегося особым вниманием царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета: 1-й из них пожертвовал мон-рю К. весом 57 пудов, 2-й - 170 пудов. Новый благовестник был еще больше: его высота составляла 2,8 м, нижний диаметр - 2,4 м, вес мог составлять ок. 550 пудов. Колокол. 1684 г. Мастер Федор Моторин (московский Новодевичий мон-рь) Ф. Моторин (30-е гг. XVII в.- 1688) стал родоначальником знаменитой династии московских литейщиков, к к-рой относятся также Дмитрий, Иван и Михаил. До наст. времени сохранилось 7 К. мастера. «Даниловский» и «Новый», весом по 200 пудов каждый, находятся на колокольне «Иван Великий».

http://pravenc.ru/text/1841774.html

На обороте 3 листка: «1812 года ноября 11 дня помер Платон митрополит Московский». «1812 года июня 7-го помер архимандрит Соловецкий Иларион». На 4 листке: «В 1813 году Сретение было на масленицы в понедельник». «Благовещение было на страстной в среду». «Иова многострадального было в отдание пасхи». На минеи общей, в восьмую долю листа, печатанной в Москве 1845 года, сделана следующая собственноручная надпись: «Островскому, введения во храм преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, монастырю, прося святых молитв усердствует Нафанаил, епископ Ревельский, 1847 г. июня 16 дня, Санкт-Петербург». Во многих монастырях древние синодики служат прекрасным пояснением местных монастырских событий, но нельзя сказать этого в пользу синодиков Введенского монастыря, потому что все они современного письма и не могут удовлетворить любопытства читателя, желающего по древним письменам знать деяния своих предков. Летопись настоятелей О настоятелях Введенского монастыря за первое время его существования нет сведений. В ряду их некоторые, как сказано, полагают и 7 учеников преподобного Александра Свирского , покоящихся в том монастыре. В грамотах царей и местных архипастырей упоминаются: Игумен Иоаким в 1472 г. Келарь старец Павел в 1582 г. Старец Игнатий в 1597 и 1598 годах. Старец Варлаам в 1607 г. Иеромонах Исайя в 1618 и 1620 годах. Иеромонах Варлаам в 1625 г. Игумен Иона в 1635 г. Игумен Елисей в 1646 г. Келарь старец Феодорит в 1649, 1653, 1662, 1665, 1674 и 1675 годах. Келарь старец Исайя в 1677 году. Строитель иеромонах Иосиф в том же 1677 году. Строитель иеромонах Герасим в 1698 и 1728 годах. Ряд следующих настоятелей известен из дел монастырского архива. Архимандрит Андроник с 1761 г. по 24 апреля 1763 г. Игумен Иона с 25 июля 1793 г. Строители Иеромонах Иоасаф с 11 ноября 1773 г. по 31 мая 1778 г. Иеромонах Корнилий с 1778 по 1784 г. Иеромонах Филарет с 1785 по 2 мая 1793 г. Иеромонах Мелхиседек с 2 мая 1793 г. по 15 августа 1799 г., а в то время за ослушание отрешен от должности настоятеля и перемещен в число братства Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Богородицкий, в Свияжске, основан в 1555 г. Ныне первоклассный. [VI, 53.] Архимандриты Св. Герман Садырев и Полев 3 февр. 1555 перев. из Старицкого Успенского, а 12 мар. 1564 хирот. в архиеп. Казанского. Иеремия , 1564 и 65. Иларион , 1566–68. Иосиф , 1572–76. Авраамий , 1579–84. Мисаил , 1588–93. Сергий , 1598–1613. Корнилий , 1613–1620, 6 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Иоаким , 1620–24. Левкий , 1624–34. Герасим определён 16 июля 1634; до 1639. Пафнутий , 1639 и 40. Гермоген , 1641–47. Иона , 1648–50. В 1651 келарь управлял. Антоний , 1652–63. Иосиф определён 13 мая 1663–67, перев. в Соловецкий. Варфоломей перев. из Соловецкого 1667–69. Евфросин , 1669 и 70, мар. Гавриил , 1674–86. Паисий , 1688–96. Два? Симеон , 1696–1724. (Не так.) [Свияжский архим. Симеон перев. 12 сент. 1698 в Ипатиевский (sic).] Гавриил Русской в авг. 1725–31, перев. в Владимиро-Рождественский. Алексий Раифский определён 3 сент. 68 1731–38. Димитрий Сеченов опред. 11 дек. 1738–42, 12 сент. хирот. в еписк. Нижегородского. Сильвестр Гловатский , 1742–49, 6 июля хирот. в митрополита Сибирского. Евмений Скаловский с 7 февр. 1750; до 1767. Иероним Формиковский в 1767 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 25 дек. 1770 хирот. в еписк. Владимирского. Дорофей 4 окт. 1770 перев. из Новгородского Антониева, а 14 мая 1778 – в Иверский. Иосиф 1778 перев. из Нижегородского Печерского, а 13 окт. 1785 – в Симонов. Платон Любарский 30 окт. 1785 перев. из Казанского Преображенского, а 21 июня 1788 – в Новый Иерусалим. Вениамин Багрянский в 1788 перев. из Новгородского Антониева, а 9 дек. 1789 хирот. в еписк. Иркутского. Гедеон Замыцкий 9 янв. 1790 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 24 мая 1794 – в Цареконстантинов. Сильвестр Лебединский 27 мая 1794 перев. из Астраханского Спасского, а 25 сент. 1799 хирот. в еписк. Полтавского. Ксенофонт Троепольский 24 авг. 1799 перев. из Казанского Преображенского; 15 янв. 1800 хирот. в викария Казанского, а 24 февр. перев. во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Библиотека Кизического монастыря довольно обильна книгами. И в ней имеются достопримечательности, как напр. вышеописанная уже Спирида или Кошница, составленная основателем монастыря иеродиаконом Стефаном Сахаровым в 1691 году и содержащая службу Кизическим мученикам, повествование о страданиях их и историю основания монастыря. В описи 1746 года всего книг вместе с богослужебными значится около 100. Здесь на первом месте записана Библия Московской печати 1756 года, в переплете, на золоте, далее Часослов 1688, Псалтырь следованная 1669 года, одиннадцать Миней месячных старопечатных, Апостол 1699 года, Триодь постная 7159 г. (передана в село Остолопово) месяца октября, два Ирмолога 1657 года и 1711 года, Благовестник 7156 г., сочинение Св. Ефрема Сирина 7179 г., Маргарит 1698 года, Обед духовный 1681 г., Кормчая 7161 г., Прологи 1662–1689 г.г., Четьи – Минея – сентябрьская 1689 г., две книги служб Св. Кизическим мученикам, одна с золото-обрезом, две книги Толкования на Деяния Св. Апостол Острожской печати 1624 года, книга Труба – 1674 года, Патерик Печерский 1661 года, История об Иосафе Царевиче 1681 года, Меч Духовный 1666 года, Мир с Богом 1669 года, Григория Назианзина 1665 года, Иоанна Златоуста – о священстве и другие. Св. Евангелие, писанное уставом, обложенное черным бархатом, Устав Симонова монастыря, Регламент духовный, три Синодика, один обрезной по золоту, два Октоиха нотных, четыре книжки мучеников девяти, трезвон четырёхголосный и тому подобные. В описи 1803 года сверх того значатся следующие примечательные книги: Жезл Правления, книга св. Кирилла Александрийского , служба в день св. Екатерины, Собрание поучений, Симфония на 14 посланий Апостола Павла, Симфония на Псалтырь, Увещание раскольников, 10 томов проповедей, о должностях Амвросия Медиоланского , две книги сочинения Василия Великого , Симфония на Евангелие, Толкование на Псалтырь и Соборные Послания, Иоанн Лествичника , Лексикон 3 язычный, Притчи Евангельские, Повесть о Ксенофонтов. Всего же книг по сей описи 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

546 ...со двема тоя обители диаконами... – Согласно «Диариушу», это были Петр и Ефрем, дьяконы Киевского Троицкого Кирилловского монастыря. 547 Иоанн (Иван V) Алексеевич(27.08.1666–29.01.1696) – русский царь (1682–1696) из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, был избран на царство вместе с Петром I при регентстве царевны Софьи Алексеевны. 548 Софья Алексеевна (17.09.1657–03.07.1704) – царевна, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской, пришла к власти в результате Стрелецкого бунта 1682 г., регентша при младших братьях Петре Алексеевиче и Иоанне Алексеевич е (1682–1689). В 1689 г. была лишена власти и сослана сначала в Путивльский Святодуховский монастырь, а потом в Новодевичий монастырь. После подавления Стрелецкого восстания 1698 г. была пострижена в монахини с именем Сусанна; умерла, постригшись в великую схиму с именем София. 549 Петр Алексеевич (30.05.1672–28.01.1725) – Петр Первый, последний царь всея Руси (с 1682). первый император Всероссийский (с 1721). Сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Был провозглашен царем в 10-летнем возрасте при регентстве сестры Софьи Алексеевны, с 1689 г. управлял государством единолично. Реформатор, считается создателем Российской империи, за что получил прозвище Великий. 550 во обители преподобнаго Сергиа, радонежскаго чудотворца. – Свято-Троицкая Сергиева лавра – крупнейший мужской монастырь, основанный в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским, мощи которого почивают в монастыре. Троице-Сергиева лавра играла заметную роль в политической жизни Руси – во время монголо-татарского завоевания, в Смутное время, в период противостояния Петра I и царевны Софьи Алексеевны. 551 Иоаким – Иоаким, Савёлов Большой Иван Петрович (06.01.1621–07.03.1690) – патриарх Московский и всея Руси. После царской и военной службы, а также после известия о смерти жены и детей постригся в монахи, архимандрит Чудова монастыря (1664–1672), митрополит Новгородский и Великолуцкий (1672–1674), патриарх Московский и всея Руси (1672–1690).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. С. Мазепа. Гравюра. 1706 г. Худож. М. Бернигерот Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии , знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной . Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).

http://pravenc.ru/text/2561228.html

Слышах же, яко в России по многих градех премудрии священницы от уст поучения читают, а не с книг, и людие зело любезно послушают, со многим удивлением. И Кирилл Ставроменийский (Ставровецкий) в книзе своей зело похваляет устное учение, а книжное по нужди глаголет, яко оскудеша от церкви мудри учители». 237. Венедикт Буторин , инок, известен по посланию к патр. Иоакиму (Толстого II, 220), относящемуся к современным спорам. Кажется им написана полная наука пасхалии (Толстого I, 199). Корнилий , игумен Зеленецкий, архимандрит Тихвинский, 1674–1696 г. митрополит Новгородский, скончавшийся на покои в Зеленецком монастыре 1698 г. Он описал жизнь преп. Мартирия, основателя Зеленецкой обители († 1603 г.) и сочинил канон ему. Его грамоты: а) против нетрезвых духовных лиц (Ист. акт. IV, 203); б) о строгом надзоре за поведением всего духовенства (Акт. эксп. 225); в) о наблюдении церковного устава с монастыре (Ист. акт. IV, 213); г) о наблюдении за благочинием в церквах (Ист. акт. IV, 152); кроме того, несколько распорядительных грамот (Ист. акт. IV, 80; Акт. эксп. IV, 205, 212). 238. Иоанникий и Софроний Лихуды , греческие иеромонахи, получившие образование в Падуанском университете, с докторскими дипломами прибыли в Москву в 1685 г. Им поручено было здесь преподавать уроки в академии. Поднятый ими шумный спор о евхаристии не был так полезен для церкви, как преподавание уроков; да и не был бескорыстен. В 1688 г. Иоанникий, выпросив себе звание посла, отправился по своим делам в Венецию, где пробыл около четырех лет; Софроний в отсутствие его продолжал преподавать грамматику и начал читать риторику. В 1694 г., когда, после логики, Софроний начал читать физику, вследствие сильных жалоб Иерусалимского патр. Досифея, Лихуды удалены были из академии. Им поручено было учить италианскому языку при типографии. Они занимались притом и частными уроками. Патр. Досифей не был доволен тем; он настоятельно требовал удалить Лихудов из Москвы, как людей вредных по их политическим интригам. Хотя обвинения Досифея против Лихудов не все оказывались справедливыми в Москве; но верно то, что Лихуды очень любили свою корысть. 3-го августа 1694 г. они подавали просьбу о прибавке жалованья, тогда как и без того получали много. Правда и то, что Иоанникий мало занимался преподаванием уроков в академии; учил во все время почти один Софроний. Были поводы в делах Лихудов верить и тому, что интриги их в Цареграде могут навести беду не только на невинного патриарха, но и на Россию. Потому в конце 1701 г. отправили их в Ипатский монастырь под строгий надзор. Дорожа познаниями их, митр. Иов Новгородский, в 1706 г., выпросил их для себя в Новгород, где занимались они преподаванием учения в школах. Софроний вызван был опять в Москву в 1709 г., и был здесь учителем до 1712 г.; потом поручено ему исправлять Библию . Иоанникий, вызванный в Москву в 1716 г., умер здесь в 1717 г.; а младший брат скончался в 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРКЕЛЛ КАЗАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Маркелл (+ 1698 ), митрополит Казанский и Свияжский По одним сведениям он был " уроженцем Западной России " , " родом белорус " . По другим источникам, был иностранцем, происходил из задунайских славян или из греков . Начинал он службу переводчиком греческого, латинского, немецкого, польского и татарского языков в Посольском приказе. Эта должность требовала высокой квалификации. В обязанности переводчика входила работа с документами, он должен был не только переводить иностранные тексты на русский язык, но и грамотно, без смысловых ошибок переводить письма русского царя, предназначавшиеся другим монархам, на иностранные языки. Переводчиками в Посольском приказе в основном служили иностранцы. Независимо от происхождения, по своему статусу они приравнивались к московским дворянам. Пострижен в монашество предположительно в 1674 году. Был учтен его опыт государственной деятельности, он сразу был рукоположен во иеромонаха , несколько лет был судьёй при Патриаршем дворе и членом Тиунской палаты, т.е. разбирал гражданские споры между патриаршими служителями и патриаршими крестьянами. С 1679 года - архимандрит Свенского Успенского монастыря в г. Брянске, Орловской епархии. 21 марта 1680 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского с возведением в сан архиепископа . С 6 сентября 1681 года - митрополит Псковский . О состоянии Псковской епархии Маркелл доносил царю: " в Пскове и в пригородах с уездами 160 церквей, и над теми церквами архиереи, а воли не имеют, владеют мужики, а церкви все вотчинные, и теми вотчинами владеют и себя полнят и корыстуются сами, а архиерею не послушны; в чем указ пошлешь, не слушают и бесчестят, и на счет нейдут, многая церковная казна за ними пропадает от давных лет; наипаче нужда великая на книги и священникам нужд церковных исправлять не по чему; все книги по церквам старинные, рукописные, и те от древности обветшали и развалились, а новоисправленных книг искупить не хотят " .

http://drevo-info.ru/articles/13676755.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010